Научная статья на тему 'АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ'

АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
68
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / СТИПЕНДИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / COMPETITIVE ABILITY / ACADEMIC MOBILITY / EDUCATIONAL PROGRAM / KNOWLEDGE-BASED ECONOMY / SCHOLARSHIP PROGRAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крайсман Н.В., Шагеева Ф.Т.

Актуальность статьи обусловлена тем, что академическая мобильность является важным элементом в процессе накопления человеческого капитала и обеспечивает, таким образом, будущую конкурентоспособность специалистов на мировом рынке труда. Цель статьи заключается в определении важности академической мобильности студентов, ее разнообразия, основных определяющих факторов, лежащих в основе академической мобильности. В статье показано формирование конкурентоспособности на мировом рынке труда, а также дан пример подготовки будущих инженеров к академической мобильности во французские вузы в технологическом университете. Благодаря этой подготовке студенты поступают во французские университеты, пользуясь стипендиальными программами Республики Татарстан и Посольства Франции в РФ. В статье показаны приобретенные навыки и знания будущих инженеров, прошедших подготовку к академической мобильности. Также представлены компетенции, которые преподаватель развивает у студентов при подготовке к академической мобильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACADEMIC MOBILITY AS A FACTOR OF FUTURE ENGINEERS COMPETITIVENESS IN THE GLOBAL MARKET

The significance of the paper is due to the importance of academic mobility in human capital accumulation, that ensures the future competitiveness of specialists in the world labor market. The paper aims at the assessment of the importance of students' academic mobility, its diversity, and the main determining factors underlying academic mobility. The paper shows the formation of competitiveness in the global market, as gives an example of preparing the future engineers for academic mobility to French universities. Thanks to this training, students enter French universities as part of the scholarship programs of the Republic of Tatarstan and the Embassy of France in Russia. The paper also shows the skills and knowledge acquired by the future engineers who have been trained for academic mobility. In addition, it presents the competencies that teachers develop in students in preparation for academic mobility.

Текст научной работы на тему «АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА МИРОВОМ РЫНКЕ»

УДК 378.1

Академическая мобильность как фактор формирования конкурентоспособности будущих инженеров на мировом рынке

Academic mobility as a factor of future engineers competitiveness in the global market

Крайсман Н.В., Казанский национальный исследовательский технологический университет, n_kraysman@mail. ru

Шагеева Ф.Т., Казанский национальный исследовательский технологический университет, faridash@bk.ru

Kraysman N., Kazan National Research Technological University, n_kraysman@mail.ru Shageeva F., Kazan National Research Technological University, faridash@bk.ru

DOI: 10.34772/KPJ.2020.141.4.015

Статья подготовлена в рамках международной сетевой научно-практической конференции «Инженерное образование в контексте будущих промышленных революций - Синергия-2020».

Ключевые слова: конкурентоспособность, академическая мобильность, образовательные программы, интеллектуальная экономика, стипендиальные программы.

Keywords: competitive ability, academic mobility, educational program, knowledge-based economy, scholarship program.

Аннотация. Актуальность статьи обусловлена тем, что академическая мобильность является важным элементом в процессе накопления человеческого капитала и обеспечивает, таким образом, будущую конкурентоспособность специалистов на мировом рынке труда. Цель статьи заключается в определении важности академической мобильности студентов, ее разнообразия, основных определяющих факторов, лежащих в основе академической мобильности. В статье показано формирование конкурентоспособности на мировом рынке труда, а также дан пример подготовки будущих инженеров к академической мобильности во французские вузы в технологическом университете. Благодаря этой подготовке студенты поступают во французские университеты, пользуясь стипендиальными программами Республики Татарстан и Посольства Франции в РФ. В статье показаны приобретенные навыки и знания будущих инженеров, прошедших подготовку к академической мобильности. Также представлены компетенции, которые преподаватель развивает у студентов при подготовке к академической мобильности.

Abstract. The significance of the paper is due to the importance of academic mobility in human capital accumulation, that ensures the future competitiveness of specialists in the world labor market. The paper aims at the assessment of the importance of students' academic mobility, its diversity, and the main determining factors underlying academic mobility. The paper shows the formation of competitiveness in the global market, as gives an example of preparing the future engineers for academic mobility to French universities. Thanks to this training, students enter French universities as part of the scholarship programs of the Republic of Tatarstan and the Embassy of France in Russia. The paper also shows the skills and knowledge acquired by the future engineers who have been trained for academic mobility. In addition, it presents the competencies that teachers develop in students in preparation for academic mobility.

Введение. В современном мире академическая мобильность студентов и преподавателей является одним из инструментов, направленных на уравновешивание мирового рынка труда. На основании стратегических разработок, различные страны усиливают свои механизмы,

ориентированные на создание, привлечение и сохранение «запаса» научных и технических кадров. Академическая мобильность также является вектором обмена знаний и обогащения людей. В современном обществе нужны ученые и специалисты высокого класса, которые

взаимодействуют на государственном уровне и интегрируются в мировое образовательное и экономическое пространство. К тому же, ценится международная конкурентоспособность учебных заведений, основываясь на международных рейтингах вузов. Важно отметить, что академическая мобильность является с одной стороны объектом растущего интереса и все более и более сильным беспокойством масштабом феномена «утечки мозгов» среди высших должностных лиц и в СМИ с другой.

Материалы исследования. За последние двадцать лет одной из главных характеристик экономического развития является сильная независимость по отношению к производству и использованию новых знаний. Доказательством этого служит то, что продукция, считаемая высокими технологиями, на мировом рынке прошла от 1158 млрд долларов в 2000 году до 1947 млрд долларов в 2018 году [2]. Особенно растет экспорт продукции, связанный с информационно -коммуникативными технологиями [9]. Появление интеллектуальной экономики выражается сильным ростом спроса на квалифицированных специалистов, а именно инженеров и ученых. Также это привело к нехватке квалифицированной рабочей силы в различных сферах высокотехнологических производств промышленно развитых стран. Эта нехватка благоприятствует международной интеграции мирового рынка научного и технического персонала. Достаточно большое число научного и технического персонала в Европе и США получили дипломы магистра или аспиранта (рЬБ-студента) за границей родных стран. К тому же, большинство иностранного персонала проходили часть своей учебы в той стране, где продолжают работать. Студенты представляют резерв кандидатур инженеров и ученых. Со временем они стали все более и более мобильными в международном масштабе и сформировали резерв научной эмиграции. С каждым годом количество иностранных студентов в странах Европы, США и России увеличивается. Также «в настоящее время академическая мобильность растет, и число студентов, обучающихся в европейских университетах, постоянно увеличивается, в том числе и из российских университетов» [5].

Академическая мобильность стала важным элементом в процессе накопления человеческого капитала, процессом, который улучшает научный и исследовательский потенциал и обеспечивает таким образом будущую конкурентоспособность специалистов на мировом рынке труда.

Целью этой статьи является определить важность академической мобильности студентов, ее разнообразие, основные определяющие факторы академической мобильности, формирование конкурентоспособности на мировом рынке труда, а также показать реализацию подготовки студентов к академической мобильности в Казанском национальном исследовательском

технологическом университете.

Мы рассмотрим академическую мобильность во французские университеты. Франция стала одной их основных стран, принимающих студентов со всего мира в рамках академической мобильности, особенно по программе ERASMUS. В целом, Франция очень привлекательна для студентов. В действительности, на одного французского студента, который учится за границей, четыре иностранных студента продолжают свою учебу во Франции. Можно подчеркнуть, что такая ситуация стабильна последние десять лет. Эта привлекательность базируется на государственной политике привлечения иностранных студентов, на качестве образования, географическом разнообразии, многообразии специальностей, недорогой стоимости обучения, возможности получения работы после прохождения стажировки и т.п. К тому же, даже если академическая мобильность является распространённым способом интернационализации высшего образования, академическая мобильность на уровне образовательных программ быстро развивается в мире. Академическая мобильность может реализовываться минимум тремя способами: 1) дистанционное обучение посредством информационно-коммуникативных технологий;

2) программа двойных дипломов и взаимное признание дипломов двух или нескольких стран;

3) образовательная франшиза или продажа образовательной программы зарубежному вузу.

Существуют основные определяющие факторы академической мобильности:

- качество и разнообразие предложений академических программ и требуемые условия для обучения, а также репутация вузов принимающих стран;

- взаимное признание дипломов между направляющей и принимающей страной и значимость дипломов на рынке труда;

- стоимость жизни за границей (включая регистрационный сбор за обучение) и качество инфраструктуры принимающей страны (проживание, механизмы изучения иностранного языка, социальные пособия, политика

финансирования академической мобильности и т.д.);

- язык принимающей стороны, географическая и культурная близость, качество жизни;

- наличие диаспор и системы сопровождения студентов, например, ассоциации студентов.

Академическая мобильность является фактором интеграции в интеллектуальную экономику и известным эффективным средством подготовки кадров и распространения знаний. Исходя из этого, академическая мобильность играет ведущую роль в создании международного пространства высшего образования и науки. Нужно отметить, что академическая мобильность сможет развиваться только с усилением системы рейтинговых оценок и взаимным признанием дипломов.

«Утечка мозгов» представляет реальную проблему для развивающихся стран. Чтобы было меньше утечки мозгов, необходимо развивать политику помощи в трудоустройстве после возвращения в родную страну, а также развивать академическую мобильность на короткий период. Помимо этого, эффективным способом предотвращения «утечки мозгов» является развитие в университетах программ двойных дипломов, что позволяет короткий период проучиться за границей, потом вернуться в родную страну.

Важно понимать, что академическая мобильность формирует конкурентоспособность на мировом рынке труда. Студенты, проучившиеся за границей и вернувшиеся на родину, в основном более конкурентоспособны на рынке труда, чем студенты, которые учились только в одном университете, так как они обладают совокупностью характеристик, таких как:

- глубина профессиональных знаний (студенты получили профессиональный опыт как в своей стране, так и за рубежом);

- инициатива, творчество и способности (жизнь и учеба за рубежом повышает способность к созданию оригинальных идей и решений, расширяет кругозор, развивает способности, повышает культуру);

- знания и опыт работы (в магистратуре во французских вузах обязательна производственная практика, которая длится от 3 до 6 месяцев);

- ориентация на удачу, стремление к успеху (за границей развивается способность к межкультурной коммуникации и личностным и профессиональным отношениям);

- самообладание (за рубежом вырабатывается высокая работоспособность, умение

сосредоточиться и работать в напряженных условиях);

- целеустремленность (за рубежом появляется необходимость в достижении цели, направленность на конечный результат, способность жить, учиться и работать по плану).

Развитие академической мобильности студентов способствует решению таких задач как: «формирование индивидуальных маршрутов обучения, повышение качества образования, повышение эффективности деятельности университетов» [10]. В 2003 году Россия вступила в Болонский процесс. «Одним из главных направлений реализации Болонских соглашений является расширение академической

мобильности. Необходимость развития академической мобильности и создания условий для свободного перемещения студентов, преподавателей, менеджеров образования, а также исследователей, несомненно, требует перестройки содержания образования, реформирования системы высшего образования, изменения образовательных программ, курсов и повышения требований к выпускникам высших учебных заведений» [12].

Надо отметить, что студенческая академическая мобильность в России все еще не сильно развита. В то время как в Европейских странах она достаточно хорошо реализована, так как, во-первых, в основном европейцы владеют несколькими иностранными языками, во-вторых, в Европе единая шенгенская зона, поэтому европейцы могут свободно передвигаться из одной страны в другую. К тому же, в Европе «все социально-бытовые расходы (проживание, проезд, медицинское обслуживание, питание и т.п.) студент берет на себя (студент пользуется различными студенческими социальными программами), а принимающий вуз предоставляет бесплатное обучение» [8]. Эта система социальных программ в России слабо развита.

Следует также подчеркнуть, что «разработка современных форм академической мобильности должна исходить из перспективных тенденций развития науки, экономики и технологий» [4]. Важно отметить, что не все вузы могут предложить программу академической мобильности для студентов, то есть программу, которая соответствует современным требованиям к техникам обучения, методикам и содержанию.

Результаты исследования. В Казанском национальном исследовательском

технологическом университете (КНИТУ) постоянно развивается академическая мобильность студентов во французские вузы. «С

2014 года 14 студентов КНИТУ выиграли грант «Нет! Ротсаге» на обучение в магистратуре во Франции и поступили во французские университеты на магистерские программы» [3]. «Проучившись во французском вузе и получив диплом магистра, студенты возвращаются в Татарстан и устраиваются на работу на предприятия, применяя свои знания, опыт и навыки» [7].

В КНИТУ осуществляется подготовка студентов к академической мобильности во французские университеты для того, чтобы студенты были более подготовлены к университетской и внеуниверситетской деятельности во Франции. Целью подготовки студентов к академической мобильности является «ознакомление с учебой во французских университетах, то есть усовершенствование и углубленное изучение французского языка для специальных целей и знакомство с системой высшего образования во Франции» [6]. Во время занятий по подготовке к академической мобильности студентов учат:

- выражать свои мысли на французском и понимать французскую речь в университетской административной среде (в деканатах, кафедрах, управлении международной деятельности и т.д.);

- вести официально-деловую корреспонденцию на французском языке, необходимую при поступлении в университет;

- знать международный этикет;

- знать правила поведения в различных ситуациях университетского и внеуниверситетского общения;

- владеть лексикой, связанной с основными темами в сфере делового, культурологического, социо-экономического, университетского и профессионального общения;

- владеть монологической и диалогической речью, чтобы студенты могли участвовать в практических занятиях, коллоквиумах, готовить сообщения, доклады, выступать перед преподавателем и студентами;

- владеть письменной академической речью, чтобы уметь писать статьи, курсовые работы, магистерскую диссертацию;

- знать культуру, традиции, обычаи, повседневную жизнь современной Франции и многое другое.

В таблице 1 представлены компетенции, которые преподаватель развивает у будущих инженеров при подготовке к академической мобильности.

Таблица 1. - Компетенции, которые развивает преподаватель у студентов при подготовке к академической мобильности

Воспроизведение устной речи - представить подготовленный доклад; - представить и защитить курсовую работу, магистерскую диссертацию; - взаимодействовать в ситуациях университетского общения (узнавать информацию, общаться с административным и профессорско-преподавательским составом); - понимать правила, административные процедуры и т.д.

Воспроизведение письменной речи - заполнить документы для поступления в университет; - восстановить письменно лекционные и практические занятия, определить и выделить основные идеи; - синтезировать, сравнивать, комментировать, отстаивать свою точку зрения и т.д.

Понимание устной речи - понимать специализированную лексику, технические и технологические тексты; - понимать задания, рекомендации преподавателя; - определить концептуальные высказывания преподавателя на занятиях и т.д.

Понимание письменной речи - понимать письменные формулировки, иллюстрации, метафоры; - анализировать, упорядочивать, выделить, аргументировать и т.д.

Для обучения во французских вузах «студенты должны владеть французским языком на уровне В2 общеевропейских компетенций» [11]. Некоторые технические университеты принимают студентов с уровнем В1. Студенты нашего университета успешно сдают этот экзамен и получают дипломы с присвоением уровней В1, В2. «Владение французским языком на уровнях В1, В2 предоставляет возможность понимания лекций и практических занятий, понимания организационной и административной

университетской системы, владения письменной речью (составление заметок во время лекций, написание анализа, комментариев, эссэ и т.п.)» [1].

По словам студентов, которые проучились во Франции и вернулись в Татарстан, после завершения специализированного курса подготовки к академической мобильности и сдачи экзамена DELF видны ощутимые результаты. Студенты во время учебы во Франции могут:

- понимать смысл лекций и докладов по своей специальности, даже если не вся лексика известна студентам;

- на семинарских занятиях участвовать в дискуссиях, дебатах, отстаивать свою точку зрения;

- понимать выступления разной продолжительностью, даже если выступления не очень структурированы и связь между мыслями не очень ясна;

- понимать выступления на абстрактные сложные для студентов темы;

- понимать речь в профессиональной области и в сфере университетского общения, даже если акцент говорящего не знаком студентам;

- понимать письменный раздаточный материал лекций;

- понимать юмор и манеру говорить преподавателя;

- понимать идиоматические выражения и разговорную речь, если говорящий меняет регистр речи;

- писать хорошо структурированные тексты в рамках своей специальности, выделяя важные моменты, аргументируя свои выводы, подтверждая своими примерами;

- писать синтез текстов и комментарии, соединяя информацию и данные различных источников, затем их сравнивать, классифицировать, упорядочивать;

- интерпретировать результаты анализа данных, аргументировать и давать свою точку зрения, делать заключения и т.д.

Заключение. Таким образом, академическая мобильность развивает и обновляет образовательный процесс, улучшает качество образования. Это позволяет повысить конкурентоспособность выпускников вузов на мировом рынке труда, добиться признания квалификаций выпускников вузов на общеевропейском образовательном пространстве. Несмотря на возникающие проблемы в осуществлении академической мобильности, необходимо искать и развивать различные формы, механизмы и инструменты поддержки академической мобильности для студентов.

В статье показана реализация подготовки студентов КНИТУ к академической мобильности во французские вузы. Подготовка к академической мобильности мотивирует студентов к поступлению во французские вузы и помогает им быстрее адаптироваться к учебе и повседневной жизни во Франции. Благодаря такой подготовке студенты технологического вуза выигрывают гранты и обучаются во французских университетах, затем возвращаются в Татарстан и устраиваются на работу по специальности, полученной во Франции, применяя свои знания, умения, навыки и опыт.

1. Валеева Э.Э. Профессионально-ориентированная иноязычная подготовка магистрантов инженерного вуза / Э.Э. Валеева // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 5. - С. 196.

2. Дзен. Мировой высокотехнологичный экспорт в графиках: насколько Россия отстает? [Электронный ресурс] / Источник: Всемирный банк. 2018. - Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5а637е1й031736003966311/mirovoivysokotehnologichny i-eksport-v-grafikah-naskolko-rossiia-otstaet-5a94e7a33dceb7e4ac4a029a

3. Крайсман Н.В. Академическая мобильность студентов Казанского национального исследовательского технологического университета во французские университеты / Н.В. Крайсман // Современные проблемы науки и образования. - 2018. -№ 6. - С. 251.

4. Крайсман Н.В. Межконфессиональное и межкультурное взаимодействие студентов, обучающихся по химическим направлениям университета штата Аризона / Н.В. Крайсман // Вестник Казанского технологического университета. -2011. - № 5. - С. 256-258.

5. Крайсман Н.В. Французский язык для программ академической мобильности / Н.В. Крайсман

// Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12. - С. 185-189.

6. Крайсман Н.В., Пичугин А.Б., Мигнот Л. Россия - Франция: исторические параллели в формировании патриотизма и общечеловеческих нравственных ценностей: сборник / Н.В. Крайсман, А.Б. Пичугин, Л. Мигнот // Социально-ориентированное проектирование системы формирования гражданской идентичности учащейся молодежи в поликультурном образовательном пространстве / Материалы Международной научно-практической конференции: в 2-х томах; под редакцией С.Л. Алексеева [и др.]. - 2018. - С. 256-259.

7. Крайсман Н.В., Шагеева Ф.Т. Академическая мобильность студентов технологического университета в высшие учебные заведения Франции / Н.В. Крайсман, Ф.Т. Шагеева // Инженерное образование. - 2018. - № 24. - С. 74-78.

8. Шамсутдинова А.Р. Анализ полиязычной среды вуза на примере французской системы образования / А.Р. Шамсутдинова // Международная конкурентоспособность университетов: опыт и перспективы создания полиязычной образовательной среды / Материалы I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - 2016. - С. 146-150.

9. Semushina E., Galeeva M., Galiullina G. Peculiarities of teaching speaking in distant form as a part of formation of translator's competence of technical specialists // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social sciences and Arts SGEM 2014. Conference proceedings. - 2014. - P. 641-648.

10. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Khramov V.Y. Development of Cross-Cultural Competence of Engineering Students as one of the Key Factors of Academic and Labor Mobility // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. - 2015. - P. 141-145.

11. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Valeeva E. Cross-Cultural Communication Training for Future Engineers - a Model Developed at the Kazan National Research Technological University to Prepare Students for Mobility Programs and the Global Market Place // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 122, Making Value for Society. 2015.

12. Shageeva F.T., Ivanov V.G. Contemporary Technologies for Training Future Chemical Engineers // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. - P. 106-109.

References:

1. Valeeva E.E. Professionally oriented foreign language training of undergraduates of an engineering university / E.E. Valeeva // Modern problems of science and education. - 2016. - № 5. - P. 196.

2. Zen. Global High-Tech Exports in Charts: How Much Is Russia Lagging? [Electronic resource] / Source: World Bank. 2018. - Access mode: https://zen.yandex.ru/media/id/5a637e1fED3173600396631 1/mirovoivysokotehnologichnyi-eksport-v-grafikah-naskolko-rossiia-otstaet-5a94e7a33dceb7e4ac4a029a

3. Kraisman N.V. Academic mobility of students of Kazan National Research Technological University to French universities / N.V. Kraisman // Modern problems of science and education. - 2018. - № 6. - P. 251.

4. Kraisman N.V. Interfaith and intercultural interaction of students studying chemistry at the University of Arizona / N.V. Kraisman // Bulletin of Kazan Technological University. - 2011. - № 5. - P. 256-258.

5. Kraisman N.V. French for academic mobility programs / N.V. Kraisman // Modern high technologies. -2019. - № 12. - P. 185-189.

6. Kraisman N.V., Pichugin A.B., Mignot L. Russia -France: historical parallels in the formation of patriotism and universal moral values: collection / N.V. Kraisman, A.B. Pichugin, L. Mignot // Socially-oriented design of the system of formation of civic identity of student youth in the multicultural educational space / Materials of the International Scientific and Practical Conference: in 2 volumes; edited by S.L. Alekseeva [and others]. - 2018. - P. 256-259.

7. Kraisman N.V., Shageeva F.T. Academic mobility of students of a technological university to higher educational institutions in France / N.V. Kraisman, F.T.

Shageeva // Engineering Education. - 2018. - № 24. - P. 74-78.

8. Shamsutdinova A.R. Analysis of the multilingual environment of the university on the example of the French education system / A.R. Shamsutdinova // International competitiveness of universities: experience and prospects of creating a multilingual educational environment / Materials of the 1st All-Russian scientific and practical conference with international participation. - 2016. - P. 146-150.

9. Semushina E., Galeeva M., Galiullina G. Peculiarities of teaching speaking in distant form as a part of formation of translator's competence of technical specialists // International Multidisciplinary Scientific Conferences on Social Sciences and Arts SGEM 2014. Conference proceedings. - 2014. - P. 641-648.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Khramov V.Y. Development of Cross-Cultural Competence of Engineering Students as one of the Key Factors of Academic and Labor Mobility // Proceedings of 2015 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2015. - 2015. - P. 141-145.

11. Gorodetskaya I.M., Shageeva F.T., Valeeva E. Cross-Cultural Communication Training for Future Engineers - a Model Developed at the Kazan National Research Technological University to Prepare Students for Mobility Programs and the Global Market Place // ASEE Annual Conference and Exposition, Conference Proceedings. 122, Making Value for Society. 2015.

12. Shageeva F.T., Ivanov V.G. Contemporary Technologies for Training Future Chemical Engineers // 2013 International Conference on Interactive Collaborative Learning, ICL 2013. - P. 106-109.

13.00.08 - Общая педагогика, история педагогики и образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.