Научная статья на тему 'Анализ преимуществ и недостатков открытого конкурса на торговой площадке электронных закупок ФСК ЕЭС на примере лота на разработку проектно-сметной и рабочей документации Вл 500 кВ Ростовская - Андреевская - Тамань'

Анализ преимуществ и недостатков открытого конкурса на торговой площадке электронных закупок ФСК ЕЭС на примере лота на разработку проектно-сметной и рабочей документации Вл 500 кВ Ростовская - Андреевская - Тамань Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
398
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТКРЫТЫЙ КОНКУРС / ПРОЕКТНО-СМЕТНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ / ВИДЫ ЗАКУПОК / КОНКУРЕНТНЫЕ ПЕРЕГОВОРЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Макаренков Андрей Юрьевич, Родионова Ирина Николаевна, Рыбалкин Олег Михайлович

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки проведения открытого конкурса на торговой площадке ФСК ЕЭС на примере лота на разработку проектно-сметной и рабочей документации ВЛ 500 кВ Ростовская Андреевская Вышестеблиевская (Тамань) и рассматривается возможность применения данного вида закупок при проектировании объекта в сжатые сроки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ преимуществ и недостатков открытого конкурса на торговой площадке электронных закупок ФСК ЕЭС на примере лота на разработку проектно-сметной и рабочей документации Вл 500 кВ Ростовская - Андреевская - Тамань»

АНАЛИЗ ПРЕИМУЩЕСТВ И НЕДОСТАТКОВ ОТКРЫТОГО КОНКУРСА НА ТОРГОВОЙ ПЛОЩАДКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАКУПОК ФСК ЕЭС НА ПРИМЕРЕ ЛОТА НА РАЗРАБОТКУ ПРОЕКТНО-СМЕТНОЙ И РАБОЧЕЙ ДОКУМЕНТАЦИИ ВЛ 500 КВ РОСТОВСКАЯ - АНДРЕЕВСКАЯ - ТАМАНЬ Макаренков Андрей Юрьевич, магистрант (e-mail: an7rey46@mail.ru) Родионова Ирина Николаевна, к.т.н., доцент

(e-mail: irodionovadoc@mail.ru) Рыбалкин Олег Михайлович, к.т.н. профессор (e-mail: kafedra.es@yandex.ru) Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

В данной статье рассматриваются преимущества и недостатки проведения открытого конкурса на торговой площадке ФСК ЕЭС на примере лота на разработку проектно-сметной и рабочей документации ВЛ 500 кВ Ростовская - Андреевская - Вышестеблиевская (Тамань) и рассматривается возможность применения данного вида закупок при проектировании объекта в сжатые сроки.

Ключевые слова: открытый конкурс, проектно-сметная документация, виды закупок, конкурентные переговоры

Положением о закупке товаров, работ и услуг для нужд ПАО ФСК ЕЭС предусмотрены следующие их виды:

• Конкурс

• Аукцион

• Запрос предложений

• Запрос цен

• Закупка у единственного источника

• Закупка, путем участия в процедурах, организованных продавцами продукции

В большинстве случаев при закупках работ и услуг для нужд ФСК ЕЭС используется Открытый конкурс.

Открытый конкурс вообще является самым распространенным способом конкурентных закупок. Этот вид закупок характеризуется тем, что в нем может принять участие любой поставщик.

Извещение об открытом конкурсе публикуется в специализированных изданиях, на сайте заказчика, в СМИ. Процедура открытого конкурса длится не менее месяца и требует больших ресурсов (подготовка конкурсной документации, оценка заявок и т. д.).

Конкурс проводит заказчик или его уполномоченный. Все требования к предмету закупки и поставщикам, а также критерии выбора победителя и процедура конкурса излагаются в конкурсной документации. Участники

конкурса подают заявки, оформленные согласно требованиям. Если на конкурс подана только одна заявка, он считается несостоявшимся.

На публичной процедуре вскрытия предложений оглашаются участники конкурса и их ценовые предложения. Конкурсная комиссия оценивает все заявки и определяет победителя - участника, подавшего самое выгодное предложение. С ним проводятся переговоры о заключении контракта.

Если переговоры заходят в тупик, организатор конкурса проводит их с поставщиком, сделавшим следующее по выгодности предложение.

Таким образом, преимущества открытого конкурса заключаются в том, что извещение и конкурсная документация публикуются в средствах массовой информации и находятся в свободном для всех доступе, что способствует привлечению большего круга участников, стимулирует конкуренцию и позволяет выбрать действительно наилучшее предложение, так как принять участие в открытом конкурсе может любое юридическое лицо, готовое сделать свое предложение, соответствующее условиям открытого конкурса, требованиям технического задания и более выгодное для заказчика.

Также, несомненно, одним из наиболее важных преимуществ открытого конкурса является прозрачность.

Однако не все так однозначно. Открытый конкурс имеет достаточно много преимуществ, но есть у данного вида закупок и существенные минусы.

Рассмотрим недостатки проведения открытого конкурса на примере предмета закупки "Право заключения договора на оформление ЗПО, подготовку и утверждение документации по планировке территории, разработку проектной и сметной документации (ПД и СД), рабочей документации (РД) по титулу: ВЛ 500 кВ Ростовская - Андреевская - Вышестеблиев-ская (Тамань)".

Некоторые сведения о данном лоте:

• Дата начала данного конкурса о закупках 23.11.2015 19:00:00.

• Дата вскрытия конвертов 01.02.2016 12:00:00.

• Частичное выполнение работ не допускается.

• Срок начала выполнения работ с даты подписания договора

• Срок окончания выполнения работ:

o Получение положительного заключения главгосэкспертизы по ПСД -март 2016 г.

o Окончание работ по договору - декабрь 2016 г.

Сведения о проведении открытого конкурса:

Участвовать в открытом конкурсе может любое юридическое лицо, физическое лицо или индивидуальный предприниматель, зарегистрированные в системе "ТЗС Электра" в качестве участника данной системы, т.е. заключившие соответствующий договор с оператором системы в соответствии с правилами, условиями и порядком регистрации системы "ТЗС Электра".

Заявки представляются Участниками на электронную торговую площадку "ТЗС Электра" в порядке в соответствии с правилами системы "ТСЗ Электра" в срок не позднее 12 часов 00 минут (время московское) 11 января 2016 г.

Организатором открытого конкурса предусмотрена возможность проведения аукционной процедуры понижения цены - переторжки, т.е. предоставление Участникам открытого конкурса возможности добровольно повысить предпочтительность их заявок путем снижения первоначальной, указанной в заявке, цены. Решение о проведении переторжки принимает Конкурсная комиссия после проведения отборочного этапа.

Конкурсная комиссия на своем заседании определяет Победителя Конкурса, как Участника Конкурса, Конкурсная заявка которого заняла первое место в ранжировке Конкурсных заявок.

Подписание Протокола о результатах Конкурса назначается (предварительно) через 30 дней с даты вскрытия Конкурсных заявок. Конкурсная комиссия вправе продлить данный срок в большую сторону.

Договор между Заказчиком и Победителем Конкурса подписывается на основании Протокола о результатах Конкурса, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания данного протокола. [1]

Проведение работ по разработке ПСД и РД.

Перед тем, как начать выполнять работы по проектированию необходимо сделать топографическую съемку местности.

Также для проектирования фундаментов опор линий электропередач и подстанций необходимо произвести инженерно-геологические изыскания.

В перечень работ по проектированию входят:

• Проектирование ВЛ 500 кВ Ростовская - Тамань

• Реконструкция ПС 500 кВ Ростовская

• Реконструкция ПС 500 кВ Тамань.

Линия ВЛ 500 кВ проходит по территориии Ростовской области и Краснодарского края.

После окончания работ по проектированию, необходимо согласовать проектную документацию со всеми землепользователями и заинтересованными службами.

Затем необходимо провести публичные слушания, после чего согласовать проектную документацию с администрациями всех областей, по которым проходит трасса ВЛ.

Составим сетевой график работ.

Программа работ для сетевого графика:

0-1 Заключение договора на проектные работы;

1-2 Топографическая съемка местности ПС Ростовская;

1-3 Топосъемка местности ВЛ 500 кВ, на территории Ростовской области;

1-4 Топографическая съемка местности ПС Тамань;

1-5 Топосъемка местности ВЛ 500 кВ, на территории Краснодарского края;

2-6 Производство инженерно-геологических изысканий на ПС Ростовская;

6-7 Проектирование фундаментов для ПС Ростовская;

2-8 Разработка проекта ПС Ростовская;

3-9 Производство геологических изысканий трассы ВЛ в Ростовской области;

3-10 Разработка проекта ВЛ 500 кВ, проходящей в Ростовской области;

10-11 Составление СД ВЛ 500 кВ на территории Ростовской области;

4-12 Производство инженерно-геологических изысканий на ПС Тамань;

12-13 Проектирование фундаментов для ПС Тамань;

4-14 Разработка проекта ПС Тамань;

5-15 Производство геологических изысканий трассы ВЛ в Краснодарском крае;

5-16 Разработка проекта ВЛ 500 кВ, на территории Краснодарского края;

16-17 Составление СД ВЛ проходящей по территории Краснодарского края;

7-18 Составление сметной документации ПС Ростовская;

8-18 Согласование ПД ПС Ростовская со всеми заинтересованными службами;

9-18 Проектирование фундаментов опор ВЛ 500 кВ на территории Ростовской области;

11-18 Согласование ПД Вл 500 кВ на территории Ростовской области со всеми заинтересованными службами и землепользователями;

13-19 Составление СД ПС Тамань;

14-19 Согласование ПД ПС Тамань со всеми заинтересованными службами;

15-19 Проектирование фундаментов опор ВЛ 500 кВ на территории Краснодарского края;

17-19 Согласование проекта ВЛ 500 кВ, на территории Краснодарскогго края со всеми заинтересованными службами и землепользователями;

18-20 Разработка рабочей документации ПС Ростовская;

18-21 Разработка РД ВЛ 500 кВ на территории Ростовской области;

18-22 Проведение публичных слушаний в администрации Ростовской области;

19-23 Проведение публичных слушаний в администрации Краснодарского края;

19-24 разработка РД ВЛ 500 кВ, на территории Краснодарского края;

19-25 Разработка рабочей документации ПС Тамань;

22-26 Согласование ПД с администрацией Ростовской области;

23-26 Согласование ПД с администрацией Краснодарского края;

20-27 Согласование рабочей документации ПС Ростовская;

21-27 Согласование РД ВЛ 500 кВ на территории Ростовской области;

24-27 Согласование РД Вл 500 кВ на территории Краснодарского края;

25-27 Согласование рабочей документации ПС Тамань;

26-27 Проведение государственной экспертизы проекта;

27-28 Подписание Акта о выполненных Работах.

Критический путь сетевого графика составляет 310 дней.

При этом непосредственно на выполнение работ по разработке ПСд и РД понадобится 280 дней. Еще 30 дней необходимо на подписание Акта о выполненных Работах

Распишем подробнее сетевой график.

Дата вскрытия конвертов назначена на 01.02.2016 [1]

Согласно пункту 2.13.1 договора: Подписание Протокола о результатах Конкурса назначается (предварительно) через 30 дней с даты вскрытия Конкурсных заявок. Конкурсная комиссия вправе продлить данный срок в большую сторону. Точное время и место подписания Протокола о результатах Конкурса указывается в уведомлении Победителю Конкурса. Протокол о результатах Конкурса должен быть подписан уполномоченными на это представителями Организатора Конкурса и Победителя Конкурса. [2] С этого момента, то есть с 01.03.2016 начинается сетевой график. Согласно пункту 2.14.4 договора: Договор между Заказчиком и Победителем Конкурса подписывается на основании Протокола о результатах Конкурса, в течение 10 (десяти) рабочих дней с момента подписания данного протокола. [2]

Далее можно заключать договор с субсубподрядчиком на проведение топографической съемки местности. Учитывая, что длинна трассы ВЛ Ростовская - Андреевская - Тамань приблизительно 400 км, то на топосъемку местности для ВЛ, в общем, придется затратить около двух месяцев, однако данные работы можно производить параллельно на двух разных участках трассы. Также около двух недель уйдет на топографическую съемку местности для проектирования двух подстанций. Данные работы также можно выполнять параллельно.

Для выполнения работ по проектированию фундаментов следует выполнить инженерно-геологические изыскания. Учитывая большую длину трассы ВЛ на это при параллельном проведении работ на нескольких участках уйдет, в общей сложности, около месяца. Плюс от недели до двух займет непосредственно проектирование фундаментов.

Параллельно можно разрабатывать проект ВЛ и ПС за исключением фундаментов). В виду сложности и большого объема работ, по самым оптимистичным прогнозам, проектирование ПС займет до 2 месяцев, а проектирование ВЛ около 50 дней.

После этого необходимо разработать сметную документацию (около месяца), а также согласовать проект со всеми заинтересованными сторонами, что может занять до двух месяцев.

Параллельно с этими работами, можно начать разработку и согласование рабочей документации. Данные работы займут, в общей сложности, более 3 месяцев.

Далее, по закону, необходимо провести публичные слушания, так как согласно п.5 ст.46 Градостроительного Кодекса РФ:

Проекты планировки территории подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. Решение, дата и место проведения публичных слушаний по проекту планировки территории подлежит обязательной публикации. Срок проведения публичных слушаний со дня оповещения определяется местными нормативными актами и не может быть менее одного месяца и более трех месяцев. Протокол публичных слушаний и за-

ключение о результатах публичных слушаний подлежат обязательной публикации. [3]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После всех вышеуказанных процедур проект необходимо согласовать с областной администрацией, так как согласно п.1 ст.16 Градостроительного кодекса РФ:

Проект схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации подлежит согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в случае, если предложения, содержащиеся в указанном проекте, предполагают изменение существующих или в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируемых границ земель лесного фонда, границ земель обороны и безопасности, границ земель особо охраняемых природных территорий федерального значения, границ земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, границ территорий объектов культурного наследия, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства федерального значения. Согласованию также подлежат вопросы размещения объектов капитального строительства регионального значения, которые могут оказать негативное воздействие на окружающую среду на указанных землях, территориях и земельных участ-ках.[3]

При этом согласно п.5 ст.16 Градостроительного кодекса РФ:

Срок согласования проекта схемы территориального планирования субъекта Российской Федерации не может превышать три месяца со дня его направления на согласование в указанные в частях 1-3 настоящей статьи соответственно органы государственной власти и органы местного самоуправления. [3]

На сетевом графике, исходя из оптимистичных прогнозов, этот срок равен 60 дням.

После всех вышеперечисленных действий, проект, наконец, может пройти государственную экспертизу.

Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. №145 срок проведения государственной экспертизы не должен превышать 60 дней [4].

После получения положительного заключения государственной экспертизы и завершения выполнения всех работ по разработке проектно-сметной и рабочей документации и передачи ее заказчику подписывается Акт о выполненных Работах.

Согласно пункту 7.1.3 договора:

При отсутствии замечаний к Результатам выполненных Работ Подрядчик подписывает со своей стороны Акты о выполненных Работах, Акты сдачи-приемки Результатов выполненных Работ, Акты о приемке выполненных Работ и передаче прав в течение 30 (Тридцати) рабочих дней после их получения и один экземпляр соответствующего Акта возвращает Субподрядчику. При наличии замечаний в тот же срок Субподрядчику на-

правляется мотивированный отказ от подписания соответствующего акта. [2]

Оплата Результат выполненных Работ производится в соответствии с условиями настоящего Договора.

Из вышеизложенного следует, что все работы завершаться в срок, т.е. до 31.12.2016. Однако, согласно извещению о проведении открытого конкурса получить положительное заключение государственной экспертизы необходимо до 31.03.2016.

Рассмотрим экономическую целесообразность участия в данном аукционе.

Цена лота составляет 583 000 460 руб.

Однако, как показывает практика, открытый конкурс редко обходится без переторжки, в ходе которой цена, как правила, падает, в среднем, на 10%.

Итак, будем исходить из того, что при проведении аукционной процедуры понижения цены, сумма упадет на 10% и составит 524 700 414 руб.

Теперь рассмотрим затраты на проведение всех работ по проектированию, а также разработке рабочей и сметной документации данного объекта.

Топографическая съемка местности для трассы ВЛ протяженностью около 400 км, по самым скромным подсчетам обойдется в 100 млн. руб.

Производство инженерно-геологических изысканий на трассе ВЛ и на месте сооружения подстанций обойдется еще в 70 млн. руб.

Затраты на разработку проекта:

Учитывая очень большой объем работ (проектирование 400 км ВЛ и 2 ПС 500 кВ, а также разработка рабочей и сметной документации для всего объекта) и сжатые сроки (9 месяцев на разработку всей документации, причем на разработку проектной документации по договору отведен всего 1 месяц) в общей сложности для работы над объектом будет задействовано не менее 150 человек, не считая предварительных работ по составлению предварительной сметной документации для оценки перспективности участия в данном аукционе, а также авторского сопровождения и надзора во время проведения работ по сооружению данного объекта.

Также, учитывая большой объем работ и сроки, а также возможную нехватку узкоспециализированный специалистов (например специалиста по экологии или по релейной защите подстанций сверхвысокого напряжения) целесообразно будет привлечь к выполнению работ субсубподрядчика.

Итак пусть субсубподрядчик выполняет около 10% работ по разработке ПСД и РД, тогда, соответственно, затраты на это исходя из всей цены лота будут около 52 млн. руб.

Затраты на персонал, включая зарплаты, премии и единый социальный налог из расчета на 150 человек персонала будут составлять около 90 млн. руб.

Также, в виду того, что протяженность ВЛ около 400 км, а также из-за большого количества сторон, с которыми нужно согласовать проектную документацию, затраты на ГСМ будут довольно велики.

Исходя из вышесказанного затраты на машины и механизмы будут равны приблизительно 20 млн. руб.

Также значительную часть материальных затрат на разработку ПСД и РД включают в себя, так называемые, прочие затраты.

Прочие затраты включают в себя:

• Постоянные издержки на аренду зданий, сооружений, коммунальные платежи.

• Затраты на ПО (при проектировании ВЛ и ПС сверхвысокого напряжения, из-за большого и количества и высокой сложности расчетов данные затраты весьма значительными).

• Затраты на получение СРО на выполнение проектных работ

• Затраты на выдачу технического задания всеми заинтересованными службами (например при пересечении газопровода или автодороги), а также на согласование проекта.

В итоге, общая сумма прочих затрат составит около 45 млн. руб.

Наконец, последним пунктом затрат на выполнение работ является оплата государственной экспертизы.

Данная сумма для первичной экспертизы нежилого объекта капитального строительства с ценой лота 524 700 414 руб. составит 13 394 616 руб. [5]

Суммируя все издержки получим, что общие расходы на разработку ПСД и рД будут равны 390 394 616 руб.

Значит расчетная прибыль составит 134 305 798 руб., то есть чуть меньше 20% от цены лота, что является очень хорошим показателем.

Однако, как видно из сетевого графика, положительное заключение государственной экспертизы может быть получено не ранее начала декабря 2016 года, в то время, как, согласно договору, данное заключение нужно предоставить до конца марта 2016 года.

На случай нарушения субподрядчиком сроков выполнения работ договором предусмотрены штрафные санкции, а именно:

• Согласно пункту 12.2.2 договора За нарушение промежуточных сроков выполнения Работ (в том числе по причине некачественного выполнения Работ), предусмотренных Календарным графиком выполнения Работ и стоимости (Приложение 1 к Договору) - пени в размере 0,1% от Цены Договора за каждый день просрочки выполнения обязательств до фактического исполнения обязательств. [2]

• Согласно пункту 12.2.3 договора За нарушение срока представления в Организацию по проведению государственной экспертизы согласованных Генподрядчиком Результатов выполненных Работ и иных документов, необходимых для проведения государственной экспертизы Проектной документации (п. 6.1.6 настоящего Договора) - пени в размере 0,1% от Цены Договора за каждый день просрочки. [2]

Так как, согласно сетевому графику, просрочка по проведению государственной экспертизы составит 250 дней, то пенни за данное нарушение согласно пункту 12.2.3 договора будет 25% от Цены Договора.

Просрочка по получению заключения государственной экспертизы также приведет к смещениям сроков в изначально составленном календарном графике (так как данный график был составлен из расчета, что все работы будут выполнены в срок). Это нарушение приведет к тому, что пенни за все нарушения составят около 40% от Цены Договора.

В денежном выражении это составит 209 880 166 руб.

В итоге, вместо 20% прибыли, имеем убыток равный 75,5 млн. руб.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что участие в данных торгах может быть очень интересно многим предприятием занимающимся проектированием электроэнергетических объектов, однако из-за нереальных сроков штрафные санкции перекрывают всю прибыль и делают данный объект не рентабельным.

При этом согласно пункту 7.2.3 Договора Генподрядчик имеет право вносить изменения в объемы и сроки выполнения Работ по Договору. Таким образом у субподрядчика имеется возможность сдвинуть сроки прохождения государственной экспертизы. Однако для этого необходимо, чтобы Генподрядчик пошел ему на встречу. [2]

Также возможно начать выполнение работ по разработке ПСД еще задолго до начала торгов, однако для этого предприятие должно быть уверенно в том, что именно их заявку признают победившей, так как в противном случае предприятие понесет очень большие издержки, которые не будут перекрыты прибылью.

Исходя из всего вышесказанного, можно предположить, что участвовать в данных торгах целесообразно только если предприятие заранее имеют договоренность с Генподрядчиком о переносе сроков и, при этом, имеет уверенность в том, что их признают Победителем торгов.

В данном случае ФСК ЕЭС для подобных объектов целесообразно будет вместо открытого конкурса проводить конкурентные переговоры.

Суть данного предлагаемого типа закупки сводится к тому, что победитель выбирается среди двух и более исполнителей путем проведения переговоров. Этот тип закупок может проходить как одновременно со всеми участниками так и по отдельности.

В первом случае заказчик беседует со всеми исполнителями, чьи предложения показались ему наиболее интересными. После обсуждения деталей подрядчики окончательно определяются с условиями, на которых они готовы выполнить предлагаемые работы или предоставить определённые услуги. На следующем этапе заказчик анализирует все предложения поставщиков, особое внимание уделяется цене вопроса. После чего заключается контракт с компанией, которая предложила наиболее подходящие условия и приемлемую стоимость.

Во втором же случае заказчик предварительно определяет для себя ми-

нимальный ценовой порог. В связи с этим, отклоняются предложения исполнителей, которые не соответствуют ожиданиям заказчика по стоимости. Те же, которые устраивают в плане цены, ранжируются и выбирается подрядчик, чьи условия заказчик сочтёт наиболее подходящими. Если же беседа с ним не принесёт успеха, то для переговоров приглашается исполнитель, который в списке занимал следующую, более низкую позицию. И так продолжается до тех пор, пока заказчик не подберёт поставщика, чьи условия заключения контракта ему бы оптимально подошли.

Основным отличием последнего подтипа конкурентных переговоров является то, что при беседе со всеми подрядчиками одновременно вся информация, которую заказчик не всегда желает предавать огласке, становится известной всем игрокам. Каждый игрок в курсе всех ценовых предложений своих соперников и стремится активно снизить цену. В то время как последовательные переговоры проводятся индивидуально с каждой компанией за закрытыми дверями. При этом конкурентная борьба становится не такой острой.

Таким образом, в итоге, можно сделать вывод о том, что данный тип торгов представляется наиболее оптимальным в данном случае, так как из-за сжатых сроков и штрафов победитель открытого конкурса понесет убытки.

Список литературы

1. Извещение о проведение открытого конкурса [Электронный ресурс] // Система информационной поддержки конкурентных закупок [Офиц. сайт].ЦКЬ: http://www.tzselektra.ru/tenderl/26357908 (дата обращения 18.01.2016)

2. Договор на разработку проектно-сметной документации, разработкурабочей документации по титулу « ВЛ 500 кВ Ростовская - Андреевская - Вышестеблиевская (Тамань)» [Электронный ресурс] // Система информационной поддержки конкурентных закупок [Офиц. сайт]. URL: http://www.tzselektra.ru/tenderl/26357908 (дата обращения 18.01.2016)

3. Градостроительный кодекс Российской Федерации от 29.12.2014 № 190—З (ред. от 30.12.2015) (с изм. И доп., вступ. В силу с 10.01.2016) [Электронный ресурс] // Кон-сультантПлюс [Офиц. сайт].

URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_51040 (дата обращения 20.01.2016

4. Постановление правительства РФ от 05.03.2007 №145 (ред. от 07.12.2015) "О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий" (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.12.2015) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс [Офиц. сайт].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_66669 (дата обращения 20.01.2016)

5. Калькулятор расчета стоимости проведения государственной экспертизы [Электронный ресурс] // Центр государственной экспертизы [Офиц. сайт]. URL: http://spbexp.ru/calc (дата обращения 21.01.2016)

Makarenkov Andrey Yuryevich, undergraduate (e-mail: an7rey46@mail.ru)

Rodionova Irina Nikolaevna, Cand.Tech.Sci., associate professor (e-mail:

irodionovadoc@mail.ru)

Rybalkin Oleg Mikhaylovich, Cand.Tech.Sci. professor (e-mail: kafedra.es@yandex.ru)

Southwest state university, Kursk, Russia

THE ANALYSIS OF ADVANTAGES AND SHORTCOMINGS OF THE OPEN COMPETITION ON TRADING FLOOR OF ELECTRONIC PROCUREMENT OF FGC UES ON THE EXAMPLE OF LOT ON DEVELOPMENT OF DESIGN AND BUDGET AND WORKING DOCUMENTATION OF VL OF 500 KV ROSTOV -ANDREEVSKAYA - TAMAN

In this article advantages and shortcomings about - conducting an open competition on FGC UES trading floor on the example of lot on development of design and budget and working documentation of VL of 500 kV Rostov - Andreevskaya - Vyshestebliyevskaya (Taman) are considered and the possibility of application of this type of purchases at design of object in a short time is considered. Keywords: open competition, design and budget documentation, types of purchases, competitive negotiations

УДК 331.556.4

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ, ПРИВЛЕКАЮЩИХ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ-РОССИЯН ВО ВЬЕТНАМ

Максимова Лилия Владимировна, старший преподаватель

(e-mail: lilimay@mail.ru) Ржевская Наталья Витальевна, студент (e-mail: rzhevskaya_natalya@mail.ru) Фролова Ксения Юрьевна, студент (e-mail: frolovakseniya_95@mail.ru)

Дальневосточный федеральный университет, г.Владивосток, Россия

В статье анализируется мотивация трудовых мигрантов-россиян и выявляются факторы, привлекающие русских в Социалистическую Республику Вьетнам. В исследовании был применен метод контент-анализа открытых для доступа текстов персональных страниц социальной сети «ВКонтакте», авторами которых являются граждане России, работающие во Вьетнаме. Было выявлено, что самыми популярными факторами, привлекающими трудовых мигрантов-россиян во Вьетнам, являются: благоприятный климат, низкая стоимость жизни в этой стране, возможность путешествовать. Гораздо реже мотивация россиян, желающих получить работу во Вьетнаме, связана со стремлением к стабильности или к карьерному росту. Российских мигрантов привлекает во Вьетнам не поиск лучших условий труда, а возможность пожить в условиях, отличающихся от привычных.

Ключевые слова: трудовая миграция, привлекающие мигрантов факторы, контент-анализ.

Трудовая миграция - сложный многофакторный процесс, причины которого становятся предметом исследования не только социальных, но и экономических наук. Многие государства, обмениваясь трудовыми ресурсами, способствуют развитию собственных экономик. В настоящее время Российская Федерация является не только страной, принимающей мигран-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.