Научная статья на тему 'Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации'

Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4215
416
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКAЯ ДЕЯТЕЛЬНOСТЬ / ПРЕДОСТAВЛЕНИЕ ЛЬГOТ / ТAМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКA / ТAМОЖЕННОЕ ДЕЛО / ТAМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ / ТОРГOВО-ЭКOНОМИЧЕСКИЕ ОТНOШЕНИЯ / PREDOSTAVLENIE LGOT / TAMOZHENNOE CASE TAMOZHENNAYA POLICY / TAMOZHENNYE DUTIES / TORGOVO-EKONOMICHESKIE OTNOSHENIYA / VNESHNEEKONOMICHESKAYA OF OPERATION ARE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Филиппова Алина Юрьевна

В cтaтье предстaвлены cоциaльно-экономичеcкие acпекты. Приведен aнaлиз предcтaвляемых тaможенными оргaнaми льгот пo уплате тaможенных пoшлин в Рoссийскoй Фeдерации, обозначены проблемы и пути их решения в процессе предоставления таможенными органанами льгот при уплате таможенных пошлин.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis presented exemptions from payment of customs duties in the Russian Federation

The paper deals with social-economic aspects. The author analyzes customs exemptions in the Russian Federation, singles out problems and possible ways of their solution.

Текст научной работы на тему «Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации»

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филиппова А. Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15141. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15141.htm. - ISSN 2304-120X.

ART 15141

УДК 336.244

Филиппова Алина Юрьевна,

студентка V курса ФГБОУ ВПО «Владимирский государственный университет имени Александра Гоигорьевича и Николая Гоигорьевича Столетовых», г. Владимир [email protected]

Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин

в Российской Федерации

Аннотация. В статье представлены социально-экономические аспекты. Приведен анализ представляемых таможенными органами льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации, обозначены проблемы и пути их решения в процессе предоставления таможенными органанами льгот при уплате таможенных пошлин. Ключевые слова: предоставление льгот, таможенные пошлины, торгово-экономические отношения, таможенное дело, таможенная политика, внешнеэкономическая деятельность.

Раздел: (04) экономика.

Проводимые в России реформы не имеют аналогов в мировой практике по своим Ma^Ta6aM и срокам проведения. Все эти изменения глобальным образом затронули и сферу внешнеэкономической деятельности. Среди направлений, знaчение которых за последние годы постоянно возрастает, можно выделить таможенное дело и таможенную политику, которые являются составной частью внутренней и внешней политики государства. Таможенная политика становится вaжным фактором формирования экономических oтнoшений как внутри страны, так и внешнеэкономической деятельности.

Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России является одним из вaжнeйших экономических методов управления. Принятие 21 мая 1993 г. и вступление в ^лу с 1 июля 1993 г. Закона Российской Федерации № 5003-I «О Таможенном тарифе» уcилилo знaчение таможенно-тарифного регулирования, его элементов.

Принятием данного закона была установлена главная цель - установление порядка формирования и применения таможенного тарифа, а также определение таможенной стоимости, страны происхождения товаров, вопросы тарифных льгот и др. [1]

Вопросы таможенно-тарифной политики регулируются рядом международных договоров, соглашений, конвенций, в которых определены на многосторонней основе многие принципы, пpaвила, условия, организационная база таможенно-тарифной системы. Oдним из направлений, получившим широкое распространение в мировой практике, является система предоставления рaзнoгo рода преференций, в том чисте cвязанных со страной происхождения [2].

Под преференциями понимаются особые таможенные льготы, предоставляемые при ocуществлeнии торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами. Допускаются по таможенному тaрифу Российской Федерации в виде: освобождения от уплаты таможенной пошлины; снижения ставок таможенных пошлин; установления тарифных квот на преференциальный ввоз (вывоз) товаров.

Тарифные квоты на преференциальный ввоз товаров не могут устанавливаться индивидуально для лица (группы лиц), осуществляющего ввоз товаров на таможенную территорию Российскойской Федерации.

Тарифные преференции устанавливаются исключительно по решению Правительства Российской Федерации. Такие льготы устанавливаются в отношении вcех товаров или их отдельных видов [3].

1

о

Huem

научно-методический электронный >курнал

ISSN 2304-12QX

Филиппова А. Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15141. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15141.htm. - ISSN 2304-120X.

B целях унификации правил, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций, было заключено Соглашение об унифицированных правилах, определяющих происхождение товаров развивающихся стран при предоставлении тарифных преференций в рамках общей системы льгот.

Тарифные преференции предоставляются на товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, при непосредственной закупке в этих странах.

Товар рассматривается как непосредственно закупленный, если импортер закупил его у фирмы, зарегистрированной в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.

Товары, происходящие из развивающихся стран, на которые распространяется тарифный преференциальный режим, подлежат прямой отгрузке в страну, представляющую тарифные преференции.

Правилам прямой отгрузки отвечают также товары, перевозимые через территорию одной или нескольких стран вследствие географических, транспортных, технических или экономических причин и при временном складировании их на территории этих стран с условием, что товары все время находятся под таможенным контролем стран транзита.

В удостоверение происхождения товара в развивающейся стране, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, производитель или экспортер представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме «А», принятой в рамках общей системы преференций.

Сертификат предоставляется вместе с другими документами при таможенном досмотре, но не позднее чем за год после поставки товара. В удостоверение происхождения небольших партий товара представление сертификата о происхождении не требуется, но экспортер может вместо сертификата о происхождении товаров декларировать страну происхождения товара на счете-фактуре или других приложенных к товару сопроводительных документах.

Национальная система льгот включает в сабя три основных элемента:

- Перечень развивающихся стран, пользующихся льготами Российской Федерации.

- Перечень наименее развитых стран, пользующихся льготами Российской Федерации.

- Список товаров, на которые льготы не распространяются.

В удостоверение происхождения товаров из данной страны таможенный орган вправе требовать представления документов, подтверждающих происхождение товаров, в случаях, если стране происхождения данных товаров Российская Федерация предоставляет тарифные льготы в соответствии с международными договорами или законодательством Российской Федерации.

В указанном случае документ, пoдтверждающий страну происхождения товаров, представляется таможенному органу одновременно с представлением таможенной декларации. При этом предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью представления сертификата о происхождении товара по определенной форме, предусмотренной международными договорами Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Актуальность проблемы предоставления тарифных льгот на сегодняшний момент не вызывает сомнения: это отражается в увеличении объемов ввозимых товаров рассматриваемых на предоставление преференций, расширении географии ввоза.

Но при этом предоставление тарифных льгот должно сопровождаться строгим контролем, что подтверждается Законом РФ «О Таможенном тарифе», и, следовательно, данный механизм должен работать в Российской Федерации для насыщения

2

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филиппова А. Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15141. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15141.htm. - ISSN 2304-120X.

рынка, с одной стороны, с другой - оказания экономической помощи странам, которым предоставляются тарифные преференции.

Нормы многосторонних межправительственных соглашений о снижении ограничений в международной торговле, заключенных ведущими торговыми странами мира, регулирующие применение преференциальных отношений между развитыми странами, носят достаточно жесткий характер. Они пoзволяют исключать из предоставления льгот «слабые» секторы экoнoмики лишь в течение периoда зоны свободной торговли или таможенного союза [4].

Применение льгот к ввозу товара на рынок создает экспортерам серьезные преимущества пo сравнению с конкурентами и не только позволяет избежать уплаты таможенных пошлин или существенно снизить их уровень, но и в ряде случаев даже выводит такой импорт из-под действия антидемпинговых пошлин и количественных ограничений [5].

В этих условиях повышенное значение имеет создание административных механизмов, обеспечивающих нормальное функционирование льгот, в частности, сведение к минимуму случаев их нарушения. EC (Европейский союз) не только сам является таможенным союзом, но и, как уже было отмечено, предоставляет преференции (в договорной или односторонней форме) подавляющему большинству государств и территорий, в результате чего около половины импорта Российской Федерации является преференциальным.

Однако, несмотря на предпринятые усилия по линии двусторонних соглашений, стандартизацию преференциальных правил происхождения и модификацию схемы общей системы преференций, масштабы нарушений при использовании льготных режимов растут, что приводит к недоборам доходов в бюджете и нарушениям конкуренции.

Наиболее типичными нарушениями такого рода в практике Российской Федерации являются: предоставление недействительных или фальсифицированных документов, заведомо неверная таможенная классификация товара, декларирование ложной таможенной стоимости, нарушение правил определения происхождения товара. По степени серьезности выделяются нарушения последнего типа, которые, как правило, с наибольшим трудом поддаются выявлению.

Они, в свою очередь, бывают двух основных видов:

1) предоставление подлинных сертификатов происхождения, но для товаров, в действительности не происходящих из страны-бенефициара;

2) предоставление подлинных сертификатов, но для товаров, которые лишь частично произведены в стране-бенефициаре и не содержат необходимой для льготы доли местной добавленной стоимости [6].

Законодателем не случайно используется формула «при обнаружении признаков того, что заявленные сведения недостоверные». Это означает, что любые сомнения таможенных органов, предполагающие субъективное мнение должностного лица таможенного органа, заменены на конкретное основание о наличии определенных фактов, т. е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства.

Наличие неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы потребовать документы, подтверждающие страну происхождения товара. У таможенных органов остается право «сомневаться» в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованны.

С учетом того, что в ТК ТС отношения между декларантом и таможенным органом строятся на строго юридических процедурах, такие сомнения должны быть мотивированными, оформлены в письменном виде с предложением предоставить необхо-

3

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филиппова А. Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15141. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15141.htm. - ISSN 2304-120X.

димые документы, подтверждающие страну происхождения товаров, в установленный таможенным органом срок.

Новая логика состоит в том, что в качестве основного документа, который вправе требовать таможенные органы в целях подтверждения происхождения товаров, используется декларация о происхождении товара.

Что же касается сертификата о происхождении товара, то он может служить документом, подтверждающим происхождение товара, только в случаях, определяемых Правительством Российской Федерации.

По наиболее серьезным нарушениям расследования проводятся непосредственно Комиссией Европейского союза в сотрудничестве с государствами-членами. По признанию самой КЕС (Комиссии Европейского союза), действующие методы контроля позволяют выявить лишь незначительную часть нарушений, а реальный ущерб гораздо больше.

Европейскому союзу пока не удалось взять под контроль использование существующих таможенных льгот.

Решение проблемы зависит прежде всего от налаживания прямого диалога c импортерами, которые, как правило, имеют достаточную информацию как об истинной тaмoженнoй классификации и стоимости товара, так и о его происхождении.

Новый, все более дифференцированный подход к различным по уровню развития странам-бенефициарам национальных схем тарифных преференций давно является актуальным и уже проводится в жизнь многими странами. Россия также должна пойти по этому пути, что, с одной стороны, увеличило бы в перспективе поступления в бюджет от импортных таможенных пошлин, а с другой стороны, повысило бы эффективность российской схемы тарифных преференций как торгово-политического инструмента в отношениях с третьим миром [7].

России следовало бы пойти по пути совершенствования системы преференций на основе схем, используемых в Европейском союзе и США.

Принятие в России упрощенного подхода к изменению системы преференций путем исключения ряда прогрессивно развивающихся стран не приведет к ожидаемому бюджетному эффекту [8].

Фискальные цели в рамках реформирования российской системы преференций можно было бы достичь без особого ущерба для всего комплекса отношений России с соответствующими странами в случае исключения из российской схемы ряда наиболее «чувствительных» товарных групп. Это соответствовало бы и интересам защиты отечественных производителей [9].

Внесение существенных изменений в российскую схему тарифных преференций политически и экономически допустимo лишь на основе разработки новой, с учетом международных обязательств и мирового опыта, схемы тарифных преференций, сохранив при этом достаточно широкий страновой охват, но существенно уточнив товарную номенклатуру, размеры и механизм предоставления льгот и отказа от них.

Такой подход способствовал бы дальнейшему совершенствованию национальной схемы тарифных преференций в целях превращения ее в действительно эффективный механизм регулирования торговых отношений с развивающимися странами.

Опыт EC свидетельствует, что одной из центральных проблем функционирования преференциальных режимов, даже в условиях существования отлаженной и технически хорошо оснащенной системы таможенного контроля, являются нарушения правил использования льгот, прежде всего путем декларирования лoжного происхождения товара.

Ежегодный ущерб для российского бюджета от подобных нарушений может составить сотни миллионов долларов. Эффективность борьбы с этими нарушениями

4

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Филиппова А. Ю. Анализ представляемых льгот по уплате таможенных пошлин в Российской Федерации // Концепт. - 2015. - № 05 (май). -ART 15141. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15141.htm. - ISSN 2304-120X.

определяется прежде всего тем, насколько отлажен механизм функционирования каждого из действующих преференциальных торговых режимов.

При этом чем прозрачнее граница между участниками интеграционной группировки (как, например, между государствами - членами ЕС или между Россией и ее партнерами по таможенному союзу), тем выше ответственность национальных таможенных органов [10].

Ссылки на источники

1. Закон РФ от 21 мая 1993 г. № 5003-I «О таможенном тарифе».

2. www.customs.ru - официальный сайт ФТС России.

3. Свинухов В. Г., Сенотрусова С. В. Правовое регулирование предоставления льгот и преференций при уплате таможенных платежей. - М.: Изд. РГТЭУ, 2009. - 163 с.

4. http://www.brokert.ru/ - Таможенный брокер.

5. Бакаева О. Ю., Кочубей И. С. Льготы в таможенном законодательстве // Право и экономика. -2008. - № 5.

6. Таможенный кодекс Таможенного союза, статья 74. - URL: http://www.consultant.ru/

7. Романова Е. В. Таможенные платежи. - СПб.: Питер, 2005. - URL: http://www.sziu.ru/media/uplo-ads/praktikum_tamozh_platezh.pdf.

8. Свинухов В. Г., Сенотрусова С. В. Указ. соч.

9. Письмо Минфина России от 09.04.2014 № 03-00-РЗ/16236 «О применении льгот, предусмотренных международными соглашениями об избежании двойного налогообложения».

10. http://www.consultant.ru

Alina Filippova,

Student, Vladimir State University after Alexander and Nicholas Stretovych, Vladimir [email protected]

The analysis of presented exemptions from payment of customs duties in the Russian Federation Abstract. The paper deals with social-economic aspects. The author analyzes customs exemptions in the Russian Federation, singles out problems and possible ways of their solution.

Key words: exeption, customs duties, commercial and economic relations, customs case, customs policy,

foreign trade activities

References

1. Zakon RF ot 21 maja 1993 g. № 5003-I “O tamozhennom tarife” (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. www.customs.ru - oficial'nyj sajt FTS Rossii (in Russian).

3. Svinuhov, V. G. & Senotrusova, S. V. (2009) Pravovoe regulirovanie predostavlenija l'got ipreferencij pri uplate tamozhennyh platezhej, Izd. RGTJeU, Moscow, 163 p. (in Russian).

4. http://www.brokert.ru/ - Tamozhennyj broker (in Russian).

5. Bakaeva, O. Ju. & Kochubej, I. S. (2008) “L'goty v tamozhennom zakonodatel'stve”, Pravo i jekonomika, № 5 (in Russian).

6. Tamozhennyj kodeks Tamozhennogo sojuza, statja 74. Available at: http://www.consultant.ru/ (in Russian).

7. Romanova, E. V. (2005) Tamozhennye platezhi, Piter, St. Petersburg. Available at: http://www.sziu.ru/media/uploads/praktikum_tamozh_platezh.pdf (in Russian).

8. Svinuhov, V. G. & Senotrusova, S. V. (2009) Op. cit.

9. Pis'mo Minfina Rossii ot 09.04.2014 № 03-00-RZ/16236 “O primenenii l'got, predusmotren-nyh mezhdu-narodnymi soglashenijami ob izbezhanii dvojnogo nalogooblozhenija” (in Russian).

10. http://www.consultant.ru (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Стрельцовым Р. С., кандидатом экономических наук; Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию 02.03.15 Получена положительная рецензия 14.03.15

Received Received a positive review

Принята к публикации 14.03.15 Опубликована 31.05.15

Accepted for publication Published

© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2015 © Филиппова А. Ю., 2015

www.e-koncept.ru

5

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.