Научная статья на тему 'Анализ представлений об успешной адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (пода)'

Анализ представлений об успешной адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (пода) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
64
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ К УЧЕБЕ В ВУЗЕ / СТУДЕНТЫ С ОВЗ (ПОДА) / САМООЦЕНКА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТА / ADAPTATION TO UNIVERSITY / STUDENTS WITH DISABILITIES / STUDENT SELF-EVALUATION OF ADAPTATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Петрова Татьяна Васильевна

В статье содержится полученное на основе эмпирических данных описание особенностей процесса адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (ПОДА), которое может быть использовано при разработке рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Петрова Татьяна Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of the concepts of successful adaptation to college as seen by students with disabilities

The article contains a description of the process of adaptation of students with disabilities to college based on empirical data. The results of the study can be used in the development of recommendations on pedagogical process improvement.

Текст научной работы на тему «Анализ представлений об успешной адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (пода)»

Т.В. ПЕТРОВА старший преподаватель кафедры истории и философии МГГЭУ*

Анализ представлений об успешной адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (ПОДА)

Успешность адаптации индивида с ОВЗ к социальной роли студента, к учебной среде и, следовательно, успешность становления учащегося как будущего специалиста непосредственно зависит от уровня личностной адаптации. Критерии успешности процесса адаптации, выделяемые исследователями (В.Н. Намазов, А.Н. Жмыриков, А.А. Нал-чаджян и др.), образуют две группы - внутренних и внешних показателей. Адаптации по внутреннему критерию соответствуют психоэмоциональная стабильность, удовлетворенность1. Субъект адаптации «рефлексирует себя в новой картине среды», «изменяет образ Я как элемент Я-кон-цепции»2. На выявление уровня и результатов такой рефлексии было нацелено эмпирическое исследование автора, которое проводилось на базе МГГЭУ в апреле-мае 2014 г. (в конце 2-го семестра для испытуемых). Всего в исследовании приняли участие 62 студента 1-го курса экономического и юридического факультетов, а также факультета книгоиздания. Возраст испытуемых - от 19 до 27 лет, 27,4% -юноши, 72,6% - девушки. Стратегия формирования выборки - рандомизация. Исследование проводилось путем группового аудиторного тестирования.

Результатом применения авторской методики «Анкета самооценки адаптации студента» стало качественное опи-

* Петрова Татьяна Васильевна, e-mail: neerpa@rambler.ru

1 См.: Жмыриков А.Н. Диагностика социально-психологической адаптиро-ванности личности в новых условиях деятельности и общения. Л., 1989.

2 Посохова С.Т. Психология адаптирующейся личности: Монография. СПб., 2001, с. 10.

сание представлений студентов об адаптации к учебе в вузе и количественное определение уровня самооценки адаптации. Целесообразность разработки такой методики обоснована следующими соображениями. Поскольку в современной психологии «сущность адаптации выражается многообразно

1

и противоречиво» , нет единого установленного определения и типологии адаптации, нет и единых критериев и показателей. Методики, применяемые для диагностики адаптации, носят или самый общий характер (чаще всего используется «Шкала социально-психологической адаптирован-ности» К. Роджерса и Р. Даймонда), или характер косвенный и направлены на выявление только некоторых ее аспектов. Как следует из обзора Т.Д. Дубовицкой и А.В. Крыловой, они «носят сопутствующий характер...» .

Была поставлена задача - найти простой инструмент для получения объективной картины «психологического самочувствия» испытуемого в роли студента. В результате предложена анкета (очное аудиторное анкетирование) с открытыми вопросами. Испытуемый самостоятельно формулирует описание признаков «хорошей адаптации к учебе в вузе» (до десяти возможных), а затем оценивает степень проявления этих признаков применительно к себе (по пятибалльной шкале). Таким образом, ограничивающее и направляющее вмешательство экспериментатора оказывается минимальным. При этом есть возможность помимо показателей самооценки адаптированности получить неискаженную картину представлений респондентов об адаптации к учебе в вузе и студенческой жизни. Проведя качественный анализ содержания ответов, можно выделить определенные сферы, актуальные (и наиболее «проблемные») для испытуемых, и на основе этого описать качественные особенности адаптации, что облегчает задачу составления рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса.

Отвечая на вопрос анкеты о признаках хорошей адаптации, студенты обеих групп сформулировали практически одинаковое количество ответов: группа с ОВЗ (ПОДА) - 209 ответов, контрольная группа - 204 ответа. Относительно самооценки адаптированности студентов с ОВЗ (ПОДА) мож-

1 Дубовицкая Т.Д., Крылова А.В. Методика исследования адаптивности студентов в вузе // Электронный журнал «Психологическая наука и образование», 2010, № 2. www.psyedu.ru (дата обращения 13.11.2014).

2 Там же.

но заключить, что она в среднем является положительной, умеренной и не отличается от показателей контрольной группы (3,73 и 3,81 соответственно по пятибалльной шкале). При этом различия в уровне самооценки незначимы.

Данная методика разрабатывалась как инструмент для пилотажного исследования и требует серьезного обоснования, поэтому полученные с ее помощью количественные данные не могут быть использованы для подтверждения или опровержения гипотез, однако проведенный экспертный анализ позволяет нарисовать общую картину адаптации к учебе в вузе в представлении студентов с ОВЗ (ПОДА). В нее входят следующие компоненты:

• непосредственно учебная деятельность (интерес к учебе, успеваемость, легкость усвоения материала и пр.);

• пребывание в среде вуза - участие в студенческой жизни, отсутствие проблем в связи с режимом учебы (увеличение нагрузки, новое расписание, пребывание в общежитии, новые обязанности и пр.);

• сфера общения (легкость коммуникации, отношения с товарищами, общение с педагогами, умение подчиняться интересам группы и пр.)

Три данные сферы взаимодействия рассматриваются студентами в двух возможных планах - в отношении себя и в отношении окружающего мира, таким образом, формируются «требования к себе» и «требования к окружающему миру». Такое разделение в принципе соответствует выделенным еще З. Фрейдом стратегиям аллопластической и аутопластической адаптации, а также трактовке Ж. Пиаже адаптации как единства процессов аккомодации, т.е. создания новых когнитивных схем (изменения себя) и ассимиляции, т.е. включения образов реальности в уже имеющиеся у субъекта когнитивные схемы (что связано с требованием изменения мира).

В результате качественного анализа данных описаний выявлены следующие особенности адаптации у студентов с ОВЗ (ПОДА):

• наибольшее значение (в сравнении с другими выделенными сферами) имеет непосредственно учебная деятельность;

• в сравнении с контрольной группой меньшее значение (показатели ниже почти вдвое: 6,7% у группы с ОВЗ и 12,7% у контрольной группы от общего числа ответов) имеют

внешние условия адаптации, соответствие окружающей обстановки «идеалу учебной среды», при этом средняя оценка этих условий в группе с ОВЗ выше, чем в контрольной группе (оценка 4,14 и 3,69 соответственно);

• только в группе с ОВЗ имелись ответы, связанные с планированием будущей профессиональной деятельности, например: «Формирование отношения к учебе, к будущей профессиональной деятельности» или «Применение знаний на практике».

На основании полученных данных можно сделать вывод, что представлениям студентов об адаптации к учебе присущ ряд закономерностей.

1. Успешная адаптация, по мнению студентов с ОВЗ (ПОДА), слабо зависит от условий новой среды (от ее совершенного устройства, от доступности новых задач, от поддержки окружающих и т.п.) и в основном связывается с самим субъектом — с его способностями, активностью, деятельностью. Как хорошо адаптированного они описывают студента, добросовестно выполняющего социально-ролевые обязанности. В связи с этим можно предположить опору на «внутренний локус контроля». В вуз для получения образования приходят молодые люди с ОВЗ (ПОДА), которые готовы прилагать серьезные усилия для полной интеграции в социум несмотря на трудности, готовы принять роль студента и в будущем специалиста. Это предположение подтверждается тем, что только в группе студентов с ОВЗ зафиксированы ответы, касающиеся аспектов будущей профессиональной деятельности.

2. Стремление выполнять социальную роль и интегрироваться в социальную среду отражается также в том, что по сравнению с контрольной группой у инвалидов отмечено значительно большее стремление участвовать в жизни вуза, в коллективных мероприятиях - конференциях, конкурсах, концертах, причем самооценка активности такого участия является очень низкой.

3. В представлениях об успешной адаптации в сфере учебы в группе с ОВЗ меньше, чем в контрольной группе, уделяется внимания наличию интереса к учебному материалу, желанию узнавать новое, а также развитию общих навыков учебы. Причины этого требуют дополнительного исследования, но предварительно можно предположить меньший и более однообразный, по сравнению с конт-

рольной группой, опыт учебной деятельности в связи с тем, что среднее образование многие студенты с ОВЗ (ПОДА) получают в специальных учебных заведениях или на дому. Для полноценной рефлексии процесса обучения необходимо накопление самонаблюдений в различных условиях, в учебных ситуациях разного типа, в общении с разными педагогами и разными группами.

4. Трудности адаптации у студентов с ОВЗ связываются в основном с режимом учебы - особенностями распорядка дня из-за плотного или неудобного расписания занятий, сильной загруженности учебными заданиями. При этом, в отличие от контрольной группы, явный акцент делается на сохранение физического здоровья.

5. В сфере общения наибольшее внимание уделяется выстраиванию субординации в группе (проблемой, по-видимому, является подчинение интересам группы) и преодолению трудностей («барьеров») в общении, причем общение с преподавателями для группы с ОВЗ представляет значительно меньшие сложности, чем для группы здоровых студентов. Можно предположить, что эти особенности также связаны с ограниченностью опыта общения со сверстниками до поступления в вуз и с более выраженным стремлением соответствовать социальным ожиданиям, что снижает уровень конфликтности в общении со старшими.

Таким образом, определив экспериментально и осмыслив теоретически особенности процесса адаптации к учебе в вузе студентов с ОВЗ (ПОДА), можно сформулировать некоторые выводы и рекомендации относительно мер, направленных на совершенствование этого процесса.

Когда встает вопрос об особенностях обучения студентов с ОВЗ, в первую очередь обращаются к проблеме совершенствования доступности среды, к необходимости создавать некие особые условия. Однако проведенный анализ представлений студентов об обучении в вузе показал, что этот фактор не является настолько существенным.

В процессе обучения требования, предъявляемые к студентам с ОВЗ, не следует снижать, выделяя их тем самым в особую категорию учащихся, ведь как студенты (в плане выполнения социальной роли) они не отличаются от других учащихся. Этот момент является очень важным, поскольку цель работы с инвалидами - интеграция их в социум. В связи с этим необходимо проводить методическую работу с

сотрудниками учреждений, обучающих инвалидов, с преподавательским составом для преодоления стереотипов в отношении к студентам с ОВЗ.

Непременное условие совершенствования процесса обучения студентов с ОВЗ - принятие мер по расширению их опыта участия в общественной жизни. Следует обеспечить многообразие «образовательных сред», вовлекать в научную работу по различным направлениям, помогать активизировать разнообразные социальные и личные контакты. При этом большую помощь может оказать освоение и активное использование современных информационных технологий1.

Важным фактором процесса интеграции в социум и личностного развития является интенсивная студенческая жизнь. Большое значение имеет поддержание и развитие университетских традиций. Речь идет не только о традициях в формально-официальном аспекте, важна также традиция и в плане живой неформальной студенческой субкультуры. Эти моменты способствуют формированию самоидентификации индивида с ОВЗ (ПОДА) как представителя студенчества и как члена определенного университетского сообщества.

Петрова Т.В. Анализ представлений об успешной адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (ПОДА). В статье содержится полученное на основе эмпирических данных описание особенностей процесса адаптации к учебе в вузе у студентов с ОВЗ (ПОДА), которое может быть использовано при разработке рекомендаций по совершенствованию педагогического процесса.

Ключевые слова: адаптация к учебе в вузе, студенты с ОВЗ (ПОДА), самооценка адаптации студента.

Petrova T.V. Analysis of the concepts of successful adaptation to college as seen by students with disabilities. The article contains a description of the process of adaptation of students with disabilities to college based on empirical data. The results of the study can be used in the development of recommendations on pedagogical process improvement.

Key words: adaptation to university, students with disabilities,

1 См., например: Горохова Л.А. Электронный учебник на современном этапе развития информационных технологий. http://www.pglu.ru/lib/publica-tions/University_Reading/2009/V/uch_2009_V_00031 .pdf (дата обращения 20.11.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.