нии осуществляется на этапе управления качеством корпоративной продукции. В последние годы в России существенно возрос интерес к вопросам менеджмента, управления предприятиями, преобразованиям организационных структур компаний. Это радует, хотя жаль, что этот интерес проявился столь поздно. Можно сказать, что почти весь XX в. был потрачен на поиски моделей эффективного управления бизнесом, причем в среде, быстро меняющейся под воздействием результатов самого бизнеса.
Сегодня людям, управляющим бизнесом, предприятиями, подразделениями, невероятно трудно. С одной стороны, Россией пропущены целые эпохи и культуры управления от тейлоризма до япо-низации. Нет традиций, школ, опыта предшественников, нет налаженных систем менеджмента. Многие собственники, не отрываясь от вопросов управления собственностью, пытаются управлять и бизнесом, и производством. С другой стороны, на головы менеджеров, как из рога изобилия, сыплются новые и не очень новые концепции, модели, системы, методы менеджмента: реинжиниринг бизнес-процессов (BPR), Всеобщий Менеджмент Качества (TQM), сбалансированная система показателей (BSC), статистическое управление процессами (SPC), коучинг, модели международных стандартов ИСО 9000:2000, ИСО 14000:96, ИСО / ТУ 16949, ХАСПП, «Пять S», «Шесть сигм» и многое другое.
Идеи TQM перенесли акцент управляющих с машин на людей и на бизнес-процессы, включая процессы взаимоотношений поставщиков и потребителей. Наиболее значительным достижением TQM является осознание бизнеса как процесса достижения справедливо сбалансированных целей и интересов всех заинтересованных сторон (владельцев, акционеров, инвесторов, менеджеров, сотрудников, потребителей, поставщиков и общества). Концепции качества в столь глубоком прочтении только начинают осознаваться нашим бизнес-сообществом, причем скорее через инструменты, такие, как стандарты ИСО 9000, ИСО 14000 и даже BSC, но не как новая философия бизнеса.
Однако для российских компаний освоение TQM представляется вопросом их жизни или смерти. С другой стороны, российская культура в целом очень далека от понятия «бережливость». Бескрайние просторы, имперские структуры, революции и мобилизационные экономики не способствовали развитию такого понятия, как «бережливость». Однако сегодня нужно пересмотреть всю организацию производства с тем, чтобы исключить все виды потерь. При этом еще раз хочется подчеркнуть необходимость интегрированного подхода, включающего, как говорят японские специалисты, качество с большой буквы и концепцию, методы и инструменты бережливого производства.
АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК РАЗВИТИЯ МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ДИВЕРСИФИКАЦИИ
Володин В.В., к.т.н., зав.каф. Прикладного менеджмента МФПА
В статье рассмотрено современное состояние экономики с точки зрения возможностей и перспектив развития межотраслевой диверсификации путем создания хозяйствующих субъектов различных типов. Особое внимание уделено холдинговым структурам управления.
Ключевые слова: отрасль, диверсификация, холдинг, строительная организация
THE ANALYSIS OF PRECONDITIONS OF DEVELOPMENT OF INTERBRANCH DIVERSIFICATION
Volodin V., Ph.D., Head of Applied Management chair, MFPA.
In article the current state of economy from the point of view of possibilities and prospects of development of interbranch diversification by creation of managing subjects of various types is considered. The special attention is given holding structures of management.
Keywords: branch, a diversification, holding, the building organization
Одной из наиболее значимых тенденций развития мировой экономики является углубление взаимодействия воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах, чему особенно активно способствует деятельность крупнейших корпораций. За последние десятилетия они стали основным структурным элементом экономики большинства отраслей и стран, ведущей силой их развития и повышения эффективности. Крупнейшие корпорации добились такого влияния, благодаря четкой постановке цели максимизации влияния на стратегически важных для них рынках. Важную роль в наращивании их мощи играют стратегические решения относительно дальнейшего развития компании, оптимизации сфер ее деятельности и положения среди конкурентов. Одной из таких корпоративных стратегий является диверсификация.
В экономической литературе встречается множество определений диверсификации. Дело в том, что диверсификация - такая экономическая категория, которую нельзя определить однозначно, поэтому важно раскрыть ее применительно к определенным обстоятельствам. Тем не менее, существует достаточно широкое определение диверсификации, которое можно принять за основу, хотя и с некоторыми оговорками.
Таким образом, диверсификация - это развитие производства или прирост его объемов за счет выпуска новой продукции для новых рынков и поиска более сильной позиции на них. Такое определение почти всегда оправдывает себя, однако оно не учитывает другие аспекты современных диверсифицированных предприятий. Среди них - способность фирмы «упорядочить» свой капитал и менеджмент, что предполагает кардинальные изменения в ее деятельности, по причине достижения максимальной прибыли, сильной конкуренции, а также способность обеспечить новое поле дея-
тельности для менеджеров и возможности для дальнейшего рос-та1.
Диверсификация означает вход компании в новую сферу производственных отношений, куда она может внести эффективный менеджмент или новый способ управления деятельностью фирмы. Конечно же, цель диверсификации - добиться в будущем повышения показателей эффективности при полном использовании ресур-сов2. Диверсификация как форма организации производительных сил в рыночных условиях функционирования субъектов хозяйствования (организаций) получила большое распространение. В связи с общей тенденцией глобализации экономики в мире увеличиваются не только объемы, но и сферы (направления) диверсификации. В российской экономике накапливается свой опыт развития межотраслевой диверсификации. Изменения экономических, социальных и научно-технических условий работы организаций в России коренным образом меняют требования к управлению.
Диверсификация не может рассматриваться обособленно. Она зависит от общих форм и темпов развития экономики страны в целом. Имеется несколько определений понятия «диверсификация», по которым можно судить о ее сущности. В Советском энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «диверсификация»: «Диверсификация» (позднелат. Diversifcatio - изменение, разнообразие), расширение объектов деятельности, номенклатуры продукции, производимой монополистическими объединениями. Межотраслевая диверсификация - новое явление в развитых капиталистических странах, получившее развитие с середины 1950-х гг., связано с процессом концентрации на межотраслевом уровне и усилением внутренней неустойчивости капиталистического хозяйства. В результате межотраслевой диверсификации мо-
1 Герасимов А.В. Оценка эффективности диверсификации строительной деятельности - дисс. канд. экон. наук, 08.00.05 - М., 2004.
нополистические объединения превращаются в многосторонние комплексы, подразделения которых подчас не связаны между собой технологически».
Упрощенно можно сказать, что межотраслевая диверсификация - это обратный процесс специализации, который базируется на эффекте комбинирования и предполагает включение в состав дея-тельности3 предприятия новых сфер деятельности и, чаще всего, с новыми формами бизнеса. После проведения мер по межотраслевой диверсификации в организации снижаются издержки производства и дополнительно проявляется синергетический эффект. После проведения межотраслевой диверсификации предприятие расширяет свою сферу деятельности, оно, в большинстве случаев, переходит в категорию крупной и высоко интегрированного предприятия. В своем развитии процесс межотраслевой диверсификации прошел ряд этапов.
При горизонтальной межотраслевой диверсификации при производстве новых товаров преимущественно используются уже освоенные технологии. Выбор одного или другого направления диверсификации в значительной степени зависит от финансовых возможностей организации, развития экономики страны и отрасли, в которой работает организация, а также от избранной руководством организации стратегии ее развития. Характерным является то, что на первоначальных стадиях обычно используется направление межотраслевой диверсификации, при осуществлении которого налаживается использование отходов производства, наличных производственных мощностей, освоенной сферы сбыта продукции и т. д.
При использовании второго направления межотраслевой диверсификации значение основного производства ослабевает. В этом случае может оказаться, что основное производство, используемое для проведения межотраслевой диверсификации, становится второстепенным, и финансовые интересы вновь сформированной многопрофильной организации оказываются вне сферы старой деятельности. Использование данного направления межотраслевой диверсификации в России приводит к созданию таких организационных структур как холдинги и финансово-промышленные группы (ФПГ). И даже в том случае, когда вновь сформированные новые образования не называются по уставу как холдинги или ФПГ и регистрируются как открытые акционерные общества, однако они используют функции холдингов или ФПГ. В России их принято называть холдинги или ФПГ как «де-факто».
Классическое определение, данное в малом толковом словаре иностранных слов: «Холдинговая компания (компания держатель)
- это компания, которая владеет контрольным пакетом акций каких-либо других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью»4. В нем раскрывается суть классического понимания холдинга (с экономической точки зрения) - есть акционеры, владеющие акциями, которые либо сами управляют холдинговой структурой, либо доверяют управление общим бизнесом управляющей компании. В настоящее время все отечественные холдинги можно разбить на несколько условных групп по определенным признакам, таким как структура логистики, схема переработки и выпуска продукции и др. Рассмотрим их подробнее5:
• Горизонтальные холдинги - объединение однородных бизнесов (энергетические компании, сбытовые, телекоммуникационные и пр.). Они представляют собой, по сути, филиальные структуры, которыми управляет головное (материнское) предприятие.
• Вертикальные холдинги - объединение предприятий в одной производственной цепочке (добыча сырья, переработка, выпуск продуктов потребления, сбыт). Примеры: объединения, занимающиеся переработкой сельскохозяйственной продукции, металлов, нефтепереработкой.
• Смешанные холдинги - наиболее сложный пример. В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями, как, например, российские банки, инвестирующие средства в какие-то предприятия. Их главная задача - куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты.
Холдинговая структура нужна для того, чтобы в результате объединения хозяйствующих субъектов в бизнес-направления и бизнес-портфели достичь более стабильных и высоких экономических показателей за счет:
• согласованного формирования и корректировки стратегических целей развития при решении операционных и финансовых задач;
• консолидированного ведения финансового и бухгалтерского учета (в холдинговой структуре возможна типизация и стандартизация большинства процедур: документооборота, управления персоналом и пр.);
• согласованной выработки управленческих решений в случае, если собрание акционеров не удовлетворено текущим развитием холдинга (т. е. на основе имеющихся отчетов о хозяйственной деятельности и анализа причин отклонений от желаемого результата принимать решения об управляющих воздействиях);
• согласованного управления развитием. В результате создания холдинга образуется единый инвестиционный пул, предназначенный для перераспределения капитала на основе критериев корпоративной эффективности: поддержание убыточного в данный момент предприятия или же усиление приоритетных направлений, чтобы обеспечить всему холдингу увеличение прибыли.
Если можно не централизовать управленческие функции, то лучше этого не делать (поскольку это всегда дополнительные затраты). В то же время если за счет согласования целей удается достичь нового качества в бизнесе, то образование холдинга целесообразно. Но правильно оценить целесообразность - далеко не тривиальная задача. Что касается типов холдингов, то необходимо конкретизировать некоторые понятийные аспекты. Классификацию можно несколько трансформировать6:
• Диверсифицированные холдинги (смешанные) - объединение несвязанных бизнесов. (Характерный пример из уже прозвучавших
- когда банки скупают акции разных предприятий.)
• Сбытовые холдинги (горизонтальные). В них действительно главное - единая логистика: единая система поставщиков и много сбытовых ячеек. Если ячеек много, то необходим норматив на создание новой сбытовой точки (и автоматизация должна его поддерживать). С точки зрения логистики, специфика холдинга в том, что получатель рассредоточен. Всегда есть остатки на складах сбытовых ячеек, и стоит задача их перераспределения. Возможна единая политика в отношении конкретного вида товара (реализуемая в виде скидок, подарков для клиентов и т. д.).
В данном случае централизация управления играет важную роль в выработке общей политики ликвидации остатков. Если холдинг желает все правильно консолидировать (в смысле налогов и управленческого учета), то в нем должен быть установлен единый стандарт на документооборот. Это позволит, в частности, вести единое маркетинговое исследование непосредственно в процессе продаж. (Особенно интересные результаты получаются именно тогда, когда сбытовых точек много. Можно выявить зависимость спроса от региона, местоположения, национальную специфику предпочтений.) При грамотном использовании этой агрегированной маркетинговой информации удается избежать остатков и неликвидов на складах. Это очень существенно для торговых холдингов. Таким образом, преимущества единой сети поставок и сбыта в том, что появляется возможность, во-первых, закупать товар у поставщиков по более низким ценам (совокупная скидка), во-вторых, вести единую сбытовую и маркетинговую политику и, в-третьих, гибко и оперативно перераспределять остатки на складах, не допуская образования неликвидов (экономия издержек).
Холдинги концернового типа (вертикальные). Они характеризуются объединяющей их цепочкой переделов от сырья до готового товара. В этом случае есть свои особенности:
• предприятия передают друг другу свой продукт по себестоимости (нет смысла наживаться друг на друге);
• по всей цепочке необходимо обеспечить сквозное управление качеством;
2 Апарин Н.И. Механизмы диверсификации предприятия оборонно-промышленного комплекса II В сб. «Проблемы регулирования деятельности в базовых отраслях национальной экономики». - М.: ИНИОН РАН. - 2004 г.
3 Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М: Инфра-М, 1997.; Пинковская С.В., Смирнов Н.Н. Стратегический менеджмент: Учебное пособие I СПбГУТ. - СПб. 2001.
4 Малый толково-этимологический словарь иностранных слов. М., 1994.
5 http: II kis.pcweek.ru I kis I win I holding I h1.html
6 PC Week I RE 00 I 01.
• все предприятия концерна должны быть уравновешены по уровню оснащения производственных процессов, квалификации персонала и пр.
То есть одним из наиболее распространенных способов вхождения предприятий в диверсифицированные корпоративные объединения является организация холдинга. Реализация данной схемы позволяет четко урегулировать все проблемы в структуре собственности и системе взаимоотношений в иерархии корпорации. Наиболее существенным результатом стратегической диверсификации является решение задачи по изменению основных способностей (ключевых компетенций) диверсифицированной корпорации.
Использование научного потенциала, достижений науки и техники - ключевое направление повышения эффективности строительного производства. Однако, пока отсутствуют достаточные источники финансирования, как научных разработок, так и процессов их реализации. В настоящее время практически все строительные, строительно-монтажные, монтажные организации, организации производственной базы капитального строительства (стройиндустрии), снабженческо-сбытовые организации, машинопрокатные, лизинговые, транспортные и другие организации, обслуживающие строительную отрасль, организационно не связаны между собой, за исключением лишь отдельных крупных производственных структур. Существенно увеличилась и доля хозяйственного способа строительства, при котором организацию процесса возведения, реконструкции, капитального ремонта зданий и сооружений осуществляет непосредственно сам инженер-застройщик. Строительством, как видом предпринимательской деятельности, также начинают заниматься организации других отраслей экономики.
С этих позиций стабильное развитие строительных организаций требует разработки и внедрения адекватных подходов и методов управления, адаптированных к современным условиям развития отрасли и, в том числе, диверсификации по различным направлениям. Из возможных четырех типов диверсификации в сфере строительства получают развитие следующие разновидности типов и их сочетания:
1) Это связанная диверсификация в малых строительных организациях;
2) Горизонтальная диверсификация в малых и крупных строительных организациях;
3) Несвязанная диверсификация в крупных строительных организациях;
4) Несвязанная диверсификация в крупных высоко-интегрированных многопрофильных объединениях юридических лиц (хозяйствующих субъектов) в форме финансово-промышленных групп и холдингов.
5) Диверсификация строительных организаций любого профиля, осуществляемая путем вложения средств в финансовые структуры, портфель которых уже достаточно диверсифицирован. Этот тип диверсификации также может быть использован в сочетании с другими.
После их анализа следует выделить два наиболее общих и характерных направления диверсификации строительной деятельности:
• диверсификация, осуществляемая в основном с сохранением базовой технологии строительного производства (связанная и горизонтальная диверсификация);
• диверсификация, осуществляемая путем миграции капитала не только за пределы своей организации, но и за пределы отрасли и даже страны, и создание новых сложных многопрофильных структур управления.
Безусловно, новыми и сложными являются методы оценки эффективности межотраслевой диверсификации и, в том числе, при диверсификации строительной деятельности. Целью оценки эффективности межотраслевой диверсификации является также рост прибыли (получение некоторого необходимого роста чистого дисконтированного дохода в расчетном периоде) и обеспечение финансовой устойчивости организации, т. е. избежать возникновения рисков, которые привели бы к нежелаемым результатам деятельности организации. В России и в зарубежной практике стали более широко использовать процедуры именно межотраслевой диверсификации.
ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ НЕСТАБИЛЬНОСТИ ТЕКУЩЕГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Демьянов А.А., к.э.н., соискатель кафедры «Менеджмент» ВЗФЭИ
В данной статье рассмотрены основные причины нестабильности текущего функционирования предприятия, предлагаются пути их устранения.
Ключевые слова: функционирование предприятия, нестабильность, хозяйствующий субъект.
PRINCIPAL CAUSES OF INSTABILITY OF CURRENT FUNCTIONING OF THE ENTERPRISE
Demjanov A., Cand.Econ.Sci., The competitor of chair «Management» VZFEI
In the given article are considered instability principal causes current functioning the enterprises, and also are offered ways of removal of the above-stated the reasons.
Keywords: functioning of the enterprise, instability, economic entity.
Нестабильность текущего функционирования предприятия является одной из основных угроз для эффективной работы хозяйствующего субъекта.
Отличительной особенностью данной угрозы, является то обстоятельство, что в случае ее проявления резко сокращаются возможности предприятия осуществлять финансирование мероприятий направленных на противодействие внешним и внутренним негативным факторам и рискам, а так же обеспечивать процесс развития. Кроме того, как правило, резко возрастает количество случаев, при которых возникает необходимость принимать решений в условиях неопределенности и риска.
Причины возникновения нестабильности текущего функционирования предприятия, помимо дестабилизирующих факторов и рисков, достаточно многогранны и разнообразны, в то же время большинство из них прямо или косвенно взаимосвязаны между собой.
Основными являются следующие:
- ограниченность рынка сбыта продукции;
- несоответствующая требованиям рынка продукция;
- несовершенное производство;
- несоответствующие требованиям поставщики комплектующих, сырья, расходных материалов и т.д.;
- низкий уровень квалификации кадров;
- несоответствующая требованиям инфраструктура;
- присутствие внешних ограничений деятельности;
- несовершенное управление.
Ограниченность рынка сбыта продукции самым непосредственным образом негативно отражается на доходной части предприятия. Низкая доходная часть, как правило, не позволяет не только в полной мере реализовывать запланированные мероприятия экономической направленности, но и просто обеспечивать текущие фун-