References:
1. Leonov O.A., Temasova G.N., Shkaruba N.Zh. Statistical methods of quality management. SPb.: Lan Publishing House, 2019. 144 p.
2. Leonov O.A., Temasova G.N. Statistical methods of quality control and management. M.: FGOU VPO MGAU, 2014. 140 p.
3. Leonov O.A. Course design in metrology, standardization and certification. M.: MGAU, 2002. 168 p.
4. Bondareva G.I. Design and analysis of the quality of control processes at repair enterprises. M.: Onto-Print Publishing House, 2020. 95 p.
5. Leonov O.A., Shkaruba N.Zh. Metrological support of quality control and safety in the production of cooked-smoked sausages at agricultural enterprises // Bulletin of the Timiryazev Agricultural Academy. 2018. No. 3. P. 95-110.
6. Leonov O.A., Shkaruba N.Zh. Elements of the HACCP system in the production of cooked-smoked sausages // Food industry: science and technology. 2018. No. 2 (40). P. 4452.
7. Prokopov M.A., Mikhailenko A.V. Methodology for studying the biochemical characteristics of the culture fluid of kombucha // Agrarian science. 2022: Proceedings of the All-Russian Conference of Young Researchers (Moscow, November 22-24, 2022). Moscow: Russian State Agrarian University - Moscow Agricultural Academy named after K.A. Timiryazeva, 2022. P. 889-892.
8. Prokopov M.A. Quality management of kombucha drink production // Innovative technologies, economics and management in industry: collection of scientific articles of the XI international scientific conference (Volgograd, November 18-19, 2021). Part 1. Volgograd: Limited Liability Company "CONVERT", 2021. P. 66-68.
УДК 332.024
АНАЛИЗ ПРЕДПОСЫЛОК И УСЛОВИЙ НАЧАЛА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОДСТВА ОРГАНИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Пятина Е.И., аспирант 3 курса направления подготовки 38.06.01 Экономика. Научный руководитель: д.э.н., профессор Лытнева Н.А. ФГБОУ ВО Среднерусский институт управления - филиал «РАНХиГС»
АННОТАЦИЯ
В статье рассматриваются предпосылки, которые привели к необходимости централизованной поддержки развития производства органической продукции в Российской Федерации на федеральном уровне, текущее состояние и перспективы реализации сценариев на основе анализа мирового и отечественного опыта поддержки «зелёной экономики».
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Производство органической продукции, «зелёная экономика», государственная стратегия развития, агробизнес, государственная поддержка.
ABSTRACT
The article examines the prerequisites that led to the need for centralized support for the development of organic production in the Russian Federation at the federal level, the current state and prospects for implementing scenarios based on a retrospective analysis of global and domestic experience in supporting the «green economy».
KEYWORDS
Organic production, "green economy", state development strategy, agribusiness, state support.
Введение. Задача обеспечения населения качественными продуктами в достаточном количестве в настоящее время стоит как на национальном [1], так и на международном уровнях [2]. Обеспечение продовольственной безопасности Российской Федерации является составной частью обеспечения национальной безопасности и включается в себя совокупность сельскохозяйственных площадей, предприятий, семенного и посадочного материала, а также материально-технические средства производства, позволяющие как обеспечить достаточную производительность труда, так и предоставить техническую возможность экологичного хозяйствования [3]. На протяжении достаточно длительного времени на было сформировано единой концепции развития экологически чистой продукции, что приводило к ряду противоречий, связанных как с её производством, так и последующей реализацией [4]. Утверждение Стратегии развития производства органической продукции до 2030 года (далее - Стратегия) [5] позволило унифицировать подходы и определить приоритеты, цели и задачи государственного регулирования.
Определённые трудности ранее представляло отсутствие единой терминологии, которая позволяла бы определить подходы к направлениям снижения вредных последствий антропогенного воздействия на окружающую среду [4]. Направления научной мысли были направлены на экологизацию сельскохозяйственного производства [6], биологизацию сельского хозяйства, производство био- и экологически чистых продуктов, органической пищи и экопродукции. Ряд научных работ был посвящен рассмотрению современной структуры экологического сельского хозяйства в рамках реализации концепции продовольственной безопасность Российской Федерации, а также анализу мер региональной поддержки и нормативно-правовой базы, касающейся сертификации предприятий и маркировки продукции [7, 8], было проведено сравнение с зарубежными концепциями «зелёных экономик», а также проанализированы тенденции развития мирового экологического агробизнеса [9].
Разработке Стратегии предшествовало принятие Федерального закона «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 N 280-ФЗ и Федерального закона от 11 июня 2021 г. N 159-ФЗ «О сельскохозяйственной продукции, сырье и продовольствии с улучшенными характеристиками», которые сняли ряд противоречий и послужили основой для разработки Стратегии [9].
Целью исследования является проведение анализа уровня развития производства органического продукции в Российской Федерации на момент принятия Стратегии, уточнение основных понятий, являющихся её основой и рассмотрение различных сценариев её реализации.
Методы исследования: теоретические (системный анализ), общелогические (сравнение, обобщение и анализ научной литературы по проблеме исследования), статистические (обработка собранного теоретического материала).
Результаты и обсуждение. В соответствии со Стратегией, под производством органической продукции представляет собой совокупность подотраслей сельского хозяйства, пищевой и перерабатывающей промышленности, транспорта, оптовой и розничной торговли, обеспечивающих производство, транспортировку, хранение, переработку и реализацию на внутреннем и внешнем рынках органической продукции, сертифицированной в соответствии с законодательством Российской Федерации. Органическое сельское хозяйство Российской Федерации - совокупность видов экономической деятельности по выращиванию, производству и переработке органической сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, при которых применяются способы, методы и технологии, направленные на обеспечение благоприятного состояния окружающей среды, сохранение здоровья человека,
сохранение и восстановление плодородия почв. Органическая продукция - экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, при производстве которых не используются минеральные удобрения и химические вещества (агрохимикаты, пестициды, антибиотики, стимуляторы роста и откорма животных, гормональные препараты), за исключением тех, которые разрешены к применению действующими в Российской Федерации национальными, межгосударственными и международными стандартами в сфере производства органической продукции.
Наряду с федеральными мерами государственной поддержки развития органического сельского хозяйства, Стратегия предполагает разработку и реализацию региональных мер поддержки, так как Статья 72 Конституции РФ относит сельское хозяйство, охрану окружающей среды и обеспечение экологической безопасности к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов, следовательно, возможна конкретизация мер поддержки производителей органической продукции на региональном уровне [10]. Набор мер поддержки варьируется по различным субъектам Российской Федерации.
Ряд регионов предоставляют потенциальную возможность получения до 90 процентов затрат на обучение, маркетинговые исследования, участие в выставках, прохождение процедуры сертификации или предаудита готовности к переходу на органическое сельское хозяйство. При этом минимальный порог определён в 10 процентов [5].
Важным аспектом развития производства органической продукции является её сбыт. Некоторые эксперты отмечают, что, в связи с недостаточной сформированностью внутреннего рынка продукции органического производства, производители будут зависеть от поставок своей продукции на международных рынках. Доля органических продуктов питания в общем объеме розничной торговли продовольствием в стране составляет около 0,1% [5]. С 1 сентября 2024 года в Российской Федерации обязательно наличие органического сертификата для получения права использовать в маркировке термины «биодинамический», «биологический», «экологический», «экологически чистый», «зеленый», обозначениями «эко» и «био» и их производные [11]. В Стратегии отмечается что в 2021 году потребление органической продукции в Российской Федерации составило 24,4 млрд. рублей, при этом до 80 процентов потребления приходится на крупные мегаполисы - города Москву и Санкт-Петербург, а роль главного мегаполиса страны как самого значимого потребителя органической продукции сохранится и в перспективе ближайших 10 лет [5].
Исходя из текущего состояния внутреннего рынка органической продукции, большое значение приобретает её экспорт, который, в соответствии с указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", является одной из ключевых задач агропромышленного комплекса [5].
Важным вопросам развития экспорта является приведение российской, зарубежных национальных и международных нормативно-правовых стандартов. Собственную национальную законодательно-нормативную базу имеют только 89 стран в мире, в число которых в настоящее время также входит и Российская федерация, где были разработаны и утверждены национальные стандарты, а также принят ряд нормативно-правовых актов, регулирующих меры государственной поддержки производства экологически чистой продукции [9].
Российская Федерация, в соответствии со стандартами международной сертификаций, занимает по объёму площадей, используемых в экологическом агробизнсе 15-е место, по доле площадей, занятых в экологическом агробизнсе к общему объему земель сельскохозяйственного назначения 110-е, а по количеству сертифицированных предприятий - 128-е место [7, 12]. Потенциал России в мировом масштабе объёмов земель сельскохозяйственного назначения значителен. Общие пощади сельхозземель стран, развивающих органического производство уже подошли к пределу своего расширения, тогда как тенденцией последних десятилетий в
Российской Федерации было сокращение их объемов, при этом воздействию химических средств в течении длительного времени на подвергались как целинные, так и залежные земли, не используемые в по назначению в течении продолжительного времени [13].
В Стратегии указано, что одним из целевых показателей всех сценариев развития является увеличение площадей земель, на которых применяются технологии органического земледелия, а за основу берётся базовый сценарий, с объёмом площадей в 4292 тыс. га. к 2030 году (табл. 1) [5].
Таблица 1 - Площади земель, на которых применяются технологии органического земледелия при разных сценариях стратегии развития производства органической _продукции, тыс.га._
Год 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Базовый сценарий 656 754 867 1040 1352 1758 2198 2747 3434 4292
Оптимистичный сценарий 656 806 992 1289 1740 2350 3054 3971 5162 6711
Консервативный сценарий 656 701 772 849 959 1084 1225 1384 1522 1674
С 2023 года Управлением статистики сельского хозяйства и окружающей природной среды Федеральной службы государственной статистики проводится мониторинг площадей, на которых применяются почвозащитные агротехнологии производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия, в том числе площади, обрабатываемые по технологии, соответствующей правилам производства органической продукции. Не смотря на тот факт, что данный показатель в 2023 году превысил прогнозные значения, приведённые в Стратегии при базовом сценарии развития, его доля в площадях, обрабатываемых по агрозащитным технологиям, составила всего 4 процента (рис. 1) [14].
Изменения в геополитической ситуации за последние несколько лет привели к увеличению рисков в области внешнеэкономического сотрудничества. Так, один из немецких органов по аккредитации отказался оказывать услуги по аккредитации в Российской Федерации, не смотря на уже достигнутые соглашения в данной сфере сотрудничества. Снижение экспортных поставок из России как в страны Европейского Союза, так и Соединенные Штаты Америки примерно сократилось в два раза, однако США по-прежнему остаются страной, на которые приходится около 75 процентов российского экспорта органической продукции [5].
В качестве основных перспективных рынков сбыта органической сельскохозяйственной продукции в настоящее время рассматриваются Китай, который в последние годы стал крупнейшим в мире импортером продовольствия и страны государств Персидского залива, Юго-Восточной Азии и ближнего зарубежья [5].
Абсолютное большинство - около 99 процентов органики на экспорт составляет сырьевая продукция растениеводства, в первую очередь - фуражное сырье для производства кормов для органических животных. Один процент делят переработанная продукция и пищевые лесные ресурсы. Большим экспортным потенциалом обладают кедровый орех, замороженные ягоды, мед и орехи. Устранение перекоса в сторону экспорта несырьевой продукции нижних переделов, характеризующиеся невысокой степенью переработки и ее простотой, является одной из наиболее сложных задач, стоящих перед производителями органики.
Технология с использованием адаптивна-ландшафтной системы земледелия; 12В1 140 га,
23%
Теки ология прямо го сева , (no-till)
1 1S6 630 га, 22%
Технология it rip-till j 11 840 гаг
1%
Технология, соответствующая правилам производства органической продукции 201 500 га, 4%
Теки ология mini-till 925 010 га, 17%
Теинология, соответствующая правилам производства сел ьскохозд йстве н но й предукции, продовольствия, промышленной и иной продукции с
улучшенными характеристиками 347 570 га, 6%
Смешанная почвозащитная технология 1 4Б7 290 га,
27%
Рисунок 1 - Площади, на которых применяются почвозащитные агротехнологии производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия
Заключение. Одним из мероприятий по реализации Стратегии является снижение административного воздействия и введение эффективного регулирования в сфере производства «зелёной продукции». В сложившихся условиях и учитывая данные требования, достижение целевых показателей Стратегии оценивается как достаточно амбициозная задача, которая позволит сельскому хозяйству на принципиально новый качественный уровень, стать драйвером экономики и потребует выработки новых подходов к механизмам решения вопросов как поддержки перехода от традиционных к экологичными формам хозяйствования, так и формирования новых потребительских предпочтений, создания системы поддержки сбыта и реализации органической продукции.
Библиография:
1. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
2. Доклад Продовольственной и сельскохозяйственной организации Объединенных Наций (ФАО) «Состояние мировых земельных и водных ресурсов для сферы продовольствия и сельского хозяйства» // URL: https://www.fao.org/nr/solaw/en/ (дата обращения 02.09.2024).
3. Михайлов М.Р., Полухин А.А. Обеспеченность уборочной техникой как один из элементов продовольственной безопасности // Продовольственная безопасность: от зависимости к самостоятельности: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. Орёл, 2017. С. 328-330.
4. Гацолаева А.Х., Гулиев И.А. Зелёная экономика и энергетическая безопасность России / Дискуссия. 2022. № 3 (112) // URL: https://cvberleninka.rU/article/n/zelvonava-ekonomika-i-energeticheskava-bezopasnost-rossii (дата обращения 02.09.2024).
5. Стратегия развития производства органической продукции в Российской Федерации до 2030 года / Сайт Правительства Российской Федерации // URL: http://static.government.ru/media/files/8tJvnEn7pLVLfdqqL6p3BhArPtCQW9Aw.pdf (дата обращения 02.09.2024).
6. Никитина З.В. Организационно-экономический механизм экологизации сельскохозяйственного производства: теория, методология, практика: автореферат дис. ... доктора экономических наук: 08.00.05 / Никитина Зоя Вилениновна; [Место защиты: Всерос. ин-т аграр. проблем и информатики им. А.А. Никонова]. М., 2010. 56 с.
7. Пятина Е.И., Лытнева Н.А. Анализ современной структуры экологического сельского хозяйства и мер региональной поддержки в Российской Федерации // Современные тенденции развития менеджмента и государственного управления: материалы всероссийской научно-практической конференции, 2022. С. 247-249.
8. Хандажапова Л.М., Лубсанова Н.Б. О развитии органического сельского хозяйства в России // Экономика и экологический менеджмент. 2011. № 1 // URL: https://cvberleninka.rU/article/n/o-razvitii-organicheskogo-selskogo-hozvavstva-v-rossii (дата обращения 02.09.2024).
9. Пятина Е.И., Лытнева Н.А. Основные направления совершенствования нормативно-правовой базы организации экологичного агробизнеса // Научный журнал молодых ученых. 2022. № 1 (26) // URL: https://cvberleninka.ru/article/n/osnovnve-napravleniva-sovershenstvovaniva-normativno-pravovov-bazv-organizatsii-ekologichnogo-agrobiznesa (дата обращения 02.09.2024).
10. Конституция Российской Федерации: [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01 июля 2020 г.]. // Официальный интернет-портал правовой информации // URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 02.09.2024).
11. Почему у России хорошие перспективы для экспорта органической продукции // РБК, Национальные проекты, 11.09.24 // URL: https://www.rbc.ru/economics/11/09/2024/66dedb969a794773a43ba6a0.
12. Interactive online database // Research Institute of Organic Agriculture FiBL // URL: https://www.fibl.org (дата обращения 02.09.2024).
13. Полухин А.А., Кибиров А.Я., Михайлов М.Р. Оценка промежуточных итогов выполнения программ поддержки воспроизводства материально-технической базы растениеводства в Российской Федерации // Зернобобовые и крупяные культуры. 2022. №1 (41). С. 5-12.
14. Площади, на которых применяются почвозащитные агротехнологии производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия / Единая межведомственная информационно-статистическая система (ЕМИСС) https://www.fedstat.ru/indicator/62527?vsclid=m13f77jkja17841287 (дата обращения 02.09.2024).