Научная статья на тему 'Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации гепатопротекторных средств, их влияние на покупку'

Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации гепатопротекторных средств, их влияние на покупку Текст научной статьи по специальности «Фундаментальная медицина»

CC BY
808
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АНАЛИЗ МНЕНИЯ ВРАЧЕЙ / АНАЛИЗ МНЕНИЯ ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ / МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ / ГЕПАТОПРОТЕКТОРНЫЕ СРЕДСТВА / THE ANALYSIS OF DOCTORS' OPINION / THE ANALYSIS OF PHARMACEUTICAL EXPERTS' OPINION / MARKETING ANALYSIS / HEPATOPROTECTIVE DRUGS

Аннотация научной статьи по фундаментальной медицине, автор научной работы — Ганичева Людмила Михайловна, Рогов Владимир Александрович

В работе описано влияние мнения врачей и фармацевтических специалистов на выбор гепатопротекторного средства конечным потребителем. Выявлены статистически достоверные закономерности между числом продаж гепатопротекторов и мнением врачей и фармацевтических специалистов о безопасности и эффективности препаратов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по фундаментальной медицине , автор научной работы — Ганичева Людмила Михайловна, Рогов Владимир Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of preferences of doctors and pharmaceutical experts of the Volgograd Region in prescription and recomendation of hepatoprotective medicine and their influence on the purchase

The influence of the doctors' and pharmaceutical specialists' opinion on the choice of hepatoprotective drugs by final consumer is described in the articles. The statistically reliable regularities between the sales level of hepatoprotective drugs and opinion of a doctors and pharmaceutical specialist about safety and efficiency of the preparation are revealed.

Текст научной работы на тему «Анализ предпочтений врачей и фармацевтических специалистов Волгоградского региона при назначении и рекомендации гепатопротекторных средств, их влияние на покупку»

УДК Б14.254.3:Б15.15:Б15.244:Б14.27(470.45)

АНАЛИЗ ПРЕДПОЧТЕНИЙ ВРАЧЕЙ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ВОЛГОГРАДСКОГО РЕГИОНА ПРИ НАЗНАЧЕНИИ И РЕКОМЕНДАЦИИ ГЕПАТОПРОТЕКТОРНЫХ СРЕДСТВ, ИХ ВЛИЯНИЕ НА ПОКУПКУ

Л.М. Ганичева, В.А.Рогов,

ГОУ ВПО «Волгоградский государственный медицинский университет»

Ганичева Людмила Михайловна - e-mail: var85@ya.ru

В работе описано влияние мнения врачей и фармацевтических специалистов на выбор гепатопротекторного средства конечным потребителем. Выявлены статистически достоверные закономерности между числом продаж гепатопротекторов и мнением врачей и фармацевтических специалистов о безопасности и эффективности препаратов.

Ключевые слова: анализ мнения врачей, анализ мнения фармацевтических специалистов,

маркетинговый анализ, гепатопротекторные средства.

The influence of the doctors' and pharmaceutical specialists' opinion on the choice of hepatoprotective drugs by final consumer is described in the articles. The statistically reliable regularities between the sales level of hepatoprotective drugs and opinion of a doctors and pharmaceutical specialist about safety and efficiency of the preparation are revealed.

Key words: the analysis of doctors' opinion, the analysis of pharmaceutical experts' opinion,

marketing analysis, hepatoprotective drugs.

Введение

Фармакотерапия большинства заболеваний гепатобили-арной системы является весьма сложной задачей. Справиться с ней наиболее качественно могут только специалисты, имеющие соответствующие навыки, т. е. врачи. Однако, практика показывает, что сейчас в нашей стране существенное влияние на решение больного о приобретении того или иного лекарственного препарата оказывает сотрудник розничной аптечной организации, занимающийся отпуском лекарственных средств населению [1, 2].

Целью настоящего исследования явилось выявление предпочтений врача и фармацевтического работника при назначении и рекомендации гепатопротекторных лекарственных средств и влияние их мнения на решение конечного потребителя о покупке.

Материалы и методы

Для выявления предпочтений специалистов проводилось

их анкетирование и интервьюирование.

В группу экспертов-врачей входили: врачи поликлинического профиля, предпочтительно - врачи общего профиля и гастроэнтерологи, активно использующие гепатопротекторные средств (не менее 20 назначений в неделю).

Выбор врачей с описанным числом еженедельных назначений обусловлен следующими факторами:

- при стабильном назначении 20 упаковок гепатопротек-торных средств в неделю, специалист быстро накапливает опыт и способен предоставить наиболее адекватные данные об эффективности и безопасности препаратов рассматриваемой группы;

- при общем числе специалистов в 152 человека число назначений, сделанных врачами за год, приближается к цифре 150 тыс. назначений, что составляет почти половину всех продаж гепатопротекторных средств в Волгоградском регионе. Общее число собранных анкет составило 215, из них анкет с ошибками, искажающими смысл - 63, таким образом, при подсчете результатов было использованы 152 анкеты врачей общего профиля и гастроэнтерологов.

Анкетирование фармацевтических специалистов, занимающихся отпуском медикаментов населению, проводилось на рабочем месте в условиях розничных аптек всех форм собственности во всех административных районах Волгограда.

Основным критерием выбора аптечного учреждения для анкетирования сотрудников являлась категория аптечного учреждения (с учетом примерных данных о товарообороте и числе обращений посетителей).

В опросе приняли участие сотрудники 101 розничной аптеки.

Общее число собранных анкет составило 197, в том числе, анкет с ошибками, искажающими смысл, - 43. При подсчете результатов было использованы 154 анкеты фармацевтических специалистов [3].

Статистические расчеты проводились в компьютерной программе MS Excel 2010. Для статистической обработки данных использовался критерий Спирмена.

Результаты и их обсуждение

Данные по анализу результатов анкетирования врачей и фармацевтических специалистов приведены в таблице.

ТАБЛИЦА.

Результаты данных из анкет врачей и фармацевтических специалистов, рекомендующих гепатопротекторные средства в Волгоградском регионе

Из таблицы видно, что число хорошо известных докторам Волгоградского региона гепатопротекторных средств доста-

точно велико. Так, значения более 50% по показателю «знание» имеют следующие позиции: Гепабене, Гептрал, Карсил, Лив-52, Расторопши плод, Тыквеол, Урсосан, При этом стабильно высокий уровень рекомендаций(более 50%)имеют препараты Карсил, Лив-52, Фосфоглив, Эссенциале Н, Эссливер форте. Близкий к 50% уровень рекомендаций имеют препараты Гептрал, Урсосан.

В ходе исследований нами было выявлена прямая сильная корреляционная зависимость между назначением гепа-топротектора врачом и мнением врача об эффективности (р=0,99, а=0,005) и безопасности (р=0,99, а=0,005) препарата. Сила влияния описанных факторов равно значима, отличия не достоверны.

Описанные в таблице результаты подтверждают данный тезис. Все препараты, известные врачам, но оцениваемые как малоэффективные и небезопасные, ими не назначаются.

К хорошо известным фармацевтическим специалистам препаратам следует отнести Гептрал, Фосфоглив, Эссенциале Н, Эссливер форте.

Несмотря на хорошие показатели известности по многим позициям гепатопротекторных средств, высокий показатель по параметру «рекомендации» среди фармацевтических работников имеет только препарата Эссенциале Н.

Следует также отметить, что нами была выявлена прямая сильная корреляционная зависимость между рекомендацией фармацевтическим специалистом гепатопротекторных средств и их представлением об эффективности (р=0,91, а=0,005) и безопасности (р=0,92, а=0,005) данных препаратов. Сила влияния описанных факторов равно значима, отличия не достоверны.

Следует также отметить, что общее число гепатопротекторных средств, хорошо знакомых и назначаемых врачами, значительно больше, чем у фармацевтических специалистов.

Данный факт объясняется тем, что число препаратов, которые фармацевтический специалист имеет право рекомендовать самостоятельно, ограничивается средствами безрецептурного отпуска.

Для удобства дальнейшего анализа нами был «рассчитан» коэффициент лояльности врача и фармацевтического специалиста.

Данный показатель отражает среднее значение по четырем аналитическим параметрам - степень знания специалистами позиции, доля специалистов, рекомендующих данный препарат постоянно, считающих его эффективным и безопасным.

Используя этот параметр, мы выделили позиции, к которым врачи и фармацевтические специалисты проявляют высокую лояльность.

Высокая лояльность, по нашему мнению, определяется двумя факторами - значением коэффициента лояльности более 0,5 и уровнем «назначаемости» более 50%.

Как видно из таблицы, этим требованиям, по мнению врачей, отвечают Карсил, Лив-52, Эссенциале Н, Эссливер форте. По мнению фармацевтических специалистов - Эссенциале Н.

Проведенные нами ранее исследования показали, что препараты лидера мнения врачей и фармацевтических специалистов (Карсил, Лив-52, Эссенциале Н, Эссливер форте.) занимают лидирующие позиции и в рейтингах по продажам в регионе.

Помимо этого, была оценена корреляционная зависимость между среднемесячными продажами и числом

Наименование лекарственного препарата врачи знают, % врачи рекомендуют, % врачи считают эффективным, % врачи считают безопасным, % а ч нр ев Я ^ ■0-0 "I ол “ о л фарм. специалисты знают, % фарм. специалисты рекомендуют, % фарм. специалисты считают эффективным, % фарм. специалисты считают безопасным, % коэффициент лояльности фарм.специалиста

Гепабене 58% 43% 27% 22% 0,38 36% 8% 10% 14% 0,17

Гепатосан 6% 0% 3% 3% 0,03 2% 0% 0% 0% 0

Гептор 31% 11% 8% 6% 0,14 11% 0% 3% 1% 0,04

Гептрал 67% 45% 28% 25% 0,42 64% 19% 56% 24% 0,41

Дипана 8% 0% 0% 0% 0,02 0% 0% 0% 0% 0

Карсил 87% 63% 35% 35% 0,55 66% 13% 27% 20% 0,31

Лив-52 85% 53% 35% 33% 0,51 12% 3% 3% 5% 0,06

Октолипен 4% 0% 2% 2% 0,02 0% 0% 0% 0% 0

Расторопши плод 62% 25% 13% 17% 0,29 12% 0% 1% 2% 0,04

Резалют про 33% 15% 8% 7% 0,16 66% 19% 14% 9% 0,27

Силимар® 22% 5% 6% 5% 0,09 0% 0% 0% 0% 0

Тыквеол 75% 33% 21% 23% 0,38 6% 1% 3% 4% 0,03

Урсосан 75% 44% 28% 25% 0,43 2% 0% 1% 1% 0,01

Урсофальк 44% 19% 11% 9% 0,21 2% 0% 0% 1% 0,01

Фосфоглив 63% 52% 30% 28% 0,43 73% 25% 32% 15% 0,36

Фосфонциале 37% 8% 7% 6% 0,15 10% 4% 4% 3% 0,05

Холагол 58% 24% 14% 11% 0,27 0% 0% 0% 0% 0

Эслидин 8% 0% 0% 0% 0,02 8% 0% 4% 3% 0,04

Эспа-липон 8% 2% 0% 1% 0,03 0% 0% 0% 0% 0

Эссенциале Н 89% 78% 51% 45% 0,66 100% 93% 79% 74% 0,87

Эссливер форте 78% 62% 42% 38% 0,55 89% 33% 33% 30% 0,46

рекомендаций врачом названных позиций лекарственных средств. Была выявлена прямая сильная корреляционная зависимость между описанными параметрами (p=O,8O, а=0,005) по врачебным рекомендациям. Зависимость между продажами описанных препаратов и рекомендациями фармацевтических специалистов также имеется, оценивается как прямая, средней силы (p=0,51, а=0,025).

Таким образом, мы можем с уверенностью говорить о том, что значительная часть покупок гепатопротекторных средств инициируется врачом и в меньшей степени - фармацевтическим работником.

Выводы

Анализ результатов анкетирования и интервьюирования специалистов позволяет сделать следующие выводы:

1. Hазначение врачами и рекомендация фармацевтическими специалистами гепатопротекторных средств продик-

тованы преимущественно положительной оценкой их

эффективности и безопасности.

2. В основном гепатопротекторные препараты приобретают, руководствуясь мнением врача, в меньшей степени -мнением фармацевтического работника: • Выявлена прямая сильная корреляционная зависимость продаж гепатопро-текторных лекарственных средств от врачебных назначений (p=0,80, а=0,005). • Зависимость продаж гепатопротекторных средств от рекомендации фармацевтического специалиста проявляется в меньшей степени (p=0,51, а=0,025).

ш

ЛИТЕРАТУРА

1. Оковитый С.В., Безбородкина H.H., Улейчик С.Г., Шуленин с.К Гепатопротекторы. М.:ГЭОТАР-Медиа, 2010. 112 с.

2. Болезни печени и желчевыводящих путей: руководство для врачей. / Под ред. В. Ивашкина. М.: Издат. дом «М-Вести», 2005. 536 с.

3. Беляевский И.К. Маркетинговое исследование. М.: Мос. гос. ун-т экономики, статистики и информатики, 2001. 1З4 c.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.