будет не допустить, чтобы устная ложь стала основой для лживого поведения, когда ложь закрепляется в действиях и поступках.
Наконец, важное значение в искоренении и недопущении лжи играет воспитание нравственных качеств, таких как мужество (поскольку именно страх является одной из главных причин лживости), а также развитие в ребенке нравственного идеала. Но при этом, П.Ф. Каптерев предупреждает, что «дети понимают истину по-своему, что у них своя правда и своя ложь и что они лишь постепенно могут проникаться общечеловеческими идеалами. Если дети отступают от идеала истины взрослых, но не отступают от собственного идеала, это не значит, что они лгут» [8, 76]. Это утверждение собственного душевного мира ребенка составляет важную часть всей педагогической системы П.Ф. Каптерева.
Сходное соединение научной системности и замечательных практических наблюдений и советов можно видеть и в других работах П.Ф. Каптерева, посвященных детской психологии и воспитанию ребенка. Он исследовал проблемы детской лени, вопросы внимания и памяти, развития речи и мышления.
Так, в работе «О лени» [9] П.Ф. Каптерев показывает как естественные причины, связанные со здоровьем и характером ребенка, так и социальные: воспитание и социальное положение. Он делает вывод о роли в преодолении лени интереса к знаниям. В статье «О детских играх и развлечениях» П.Ф. Каптерев не только дает «феноменологию», то есть глубинно структурную систематизацию детских игр, но и показывает связь игр с душевным миром ребенка, а также развивает теорию «разумных игр» - тему, сегодня особенно актуальную в связи с развитием информационного пространства, в том числе игрового.
Заключение
Умея представить сложные проблемы детской психологии и характерологии в доступной и содержательной форме, П.Ф. Каптерев внес большой вклад в распространение педагогических и психологических знаний, в приобщении к ним значительной части образованного российского общества. Эта его «просветительская» деятельность порой вызывает сегодня упреки чуть ли не в графомании, однако самое поверхностное знакомство со статьями П.Ф. Каптерева, рассчитанными на массового читателя, показывает, насколько высоко он ставит умственное развитие своего читателя и как умело подводит его к овладению сложными и систематически оформленными педагогическими идеями.
Список литературы
1 Петрунина Т.А. Философско-антропологические основания российской педагогики: дис.... д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2004.
2 Каптерев П.Ф. Как образовать стойкий характер // Семья и школа. 1874. № 10.
Козлова Ю.В. Возрастная и педагогическая психология в наследии П.Ф. Каптерева: Проблемы и решения: авто-реф. ... канд. пед. наук. М., 2000.
3 Педагогическая психология для народных учителей, воспитателей и воспитательниц/ред. П.Ф. Каптерев. СПб., 1877.
4 Сацукевич И.В. Идеи формирования субъектной позиции ребенка в педагогическом наследии П.Ф. Каптерева //Ярославский педагогический вестник. 2009. № 2 (59).
5 Лейтес Н.С. П.Ф. Каптерев как психолог детства (к 150-летию со дня рождения) //Вопросы психологии. 1998. № 4.
6 Каптерев П.Ф. О детском страхе//Воспитание и обучение. 1901. № 4.
92
7 Каптерев П. Ф. О детской лжи // Русская школа. 1890.
8 Каптерев П.Ф. О лени //Русская школа. 1903. №3. С. 107-120.
А.М. Первитская Курганский государственный университет
УДК 159.99
АНАЛИЗ ПРЕДПОЧИТАЕМЫХ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ПЕДАГОГОВ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ РАБОТЫ
Аннотация
Статья посвящена проблеме совладающего поведения. Выделены предпочитаемые копинг-страте-гии педагогов в зависимости от стажа работы.
Ключевые слова: совладающее поведение, копинг-стратегии.
А.М. Pervitskaya Kurgan State University
ANALYSIS OF THE FAVORED COPING STRATEGIES AMONG TEACHERS WITH DIFFERENT WORK EXPERIENCE
Abstract
The article is devoted to the problem of coping behavior. It defines the favored coping strategies among teachers in terms of their work experience.
Index terms: coping behavior, coping strategies.
Введение
Изучение поведения человека в стрессовых ситуациях привело к выявлению механизмов совладания, или копинг-механизмов, определяющих успешную или неуспешную адаптацию человека. Само понятие копинг «coping» происходит от английского «соре» (преодолевать). В российской психологической литературе его переводят как адаптивное «совладающее поведение». В свою очередь «совладать», согласно словарю В. Даля, происходит от старорусского «лад» (ладить) и означает справляться, привести в порядок, подчинить себе. Поэтому «совладать с ситуацией» - означает подчинить себе обстоятельства, сладить с ними [3 , 572].
Предпочитаемые копинг-стратегии у педагогов с разным стажем работы
Исследование предпочитаемых стратегий совладающего поведения под нашим руководством было проведено А.А. Малыхиной на базе кафедры общей и социальной психологии Курганского госуниверситета.
Вестник КГУ, 2013. № 4
Предпочитаемые копинг-стратегии у педагогов с разным стажем работы были рассмотрены при помощи опросника С. Хобфолла «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций» (SACS) русскоязычной версии Н. Водопьяновой, Е. Старченковой. Был проведен анализ первичных статистик (рисунки 1-3).
Группа педагогов со стажем работы до 3 лет: ас-сертивные действия (M=18,5±0,6;S=2,7); вступление в социальный контакт (M=22±0,6;S=2,7); поиск социальной поддержки (M=22,15±0,9;S=2,73); осторожные действия (M=19,45±0,9;S=4); импульсивные действия (M=17.4±0,6;S=4); избегание (M=17,5±1,1;S=2,5); непрямые (манипулятивные) действия (M=18±0,8; S=4,8); асоциальные действия (M=13,9±0,7;S=3,7); агрессивные действия (M=18,5±1,1;S=4,8).
Агрессивные Ассертивные
действия; 18,5 ^^^ / действия;
Асоциальные высокая
действия; 13г9_ соелняя Вступление в
низкая социальный контакт; 22
Непрямые i' действия^ан^1 ипулятивные); ] 18 средняя средняя
средняя Поиск
средняя „социальной поддержки; 22Д5
Избегание; _/ средня 1 средняя
17,5 . Осто рож н ы е
И мп V л ьс и иные -/ действия;
действия; 17,4 19,45
поддержки, и высокие показатели прямой стратегии, выраженной в импульсивных действиях (рисунок 2).
Группа педагогов со стажем работы 11 и более лет: ассертивные действия (М=18,6±0.8^=3,4); вступление в социальный контакт (М=25±0,7^=3); поиск социальной поддержки (М=25,2±0,7^=3,3); осторожные действия (М=22,25±0,9^=4,1); импульсивные действия (М=16,35±0,6^=2,6); избегание (М=18,1±0,7^=3,3) непрямые (манипулятивные) действия (М=16,55±0,8 S=3,6); асоциальные действия (М=12,45±0,8^=3,7) агрессивные действия (М=16,05±1,1^=4,7).
Агрессивные Ассертивные
действии; ^действия; 18,6
16,05
Асоциа л ь н ые действия; низкая 12,45 средняя Вступление е __социальный контакт; 25
Непрямы / действии(Млн_/ низкая средняя
ипулятивные); 16,55 высокая I высокая Поиск социальной
Избегание;^/ 18,1 средняя средняя поддержки; 25,2
И мпу л ьси вные Осто рож н ыс
действия; 16,35 действия; 22,25
Рисунок 1 - Средние значения степени выраженности моделей копинг-поведения для педагогов со стажем работы до 3 лет
При анализе первичных статистик было выявлено, что у педагогов со стажем работы до 3 лет наиболее выраженной является асоциальная стратегия, выражающаяся в агрессивных действиях. Непрямая стратегия - манипулятивные действия выражена у данной группы на среднем уровне, однако в сравнении с показателями двух других групп, это существенный показатель (рисунок 1).
Группа педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет: ассертивные действия (М=18,4±0,6^=2,9); вступление в социальный контакт (М=23,55±0,4^=1.8); поиск социальной поддержки (М=24,9±0,5^=2,2); осторожные действия (М=21,3±0,7^=3,3); импульсивные действия (М=19,7±0,6^=2,8); избегание (М=17,4±0,8^=3,5); непрямые (манипулятивные) действия (М=16,15±0,6; S=2,7); асоциальные действия (М=14,45±0,5^=2,5); агрессивные действия (М=14,75±0,8^=3,6).
Импульсивные! действия: 19,7
Рисунок 2 - Средние значения степени выраженности моделей копинг-поведения для педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет
Для педагогов со стажем работы от 4 до 10 лет характерны высокие показатели просоциальной стратегии преодоления, выражающейся г поиске ггцгглгной
Рисунок 3 - Средние значения степени выраженности моделей копинг-поведения для педагогов со стажем работы 11 и более лет
Педагоги со стажем работы 11 и более лет также демонстрируют высокие показатели просоциальной стратегии преодоления, выражающейся в поиске социальной поддержки, но для них является характерным и высокий показатель пассивной стратегии преодоления - избегания (рисунок 3).
У всех трех групп отмечаются низкие показатели по шкале асоциальных действий, это означает, что педагогам несвойственно нарушение морально-нравственных норм в ситуациях межличностного общения и решения проблемных ситуаций. Остальные стратегии преодоления: активная, выраженная в ассертивных действиях; пассивная, выраженная в осторожных действиях находятся на среднем уровне.
Модели поведения могут способствовать или препятствовать успешности преодоления профессиональных стрессов, а также оказывать влияние на сохранение здоровья субъекта общения и труда в зависимости от степени их конструктивности. Рассчитав общий индекс конструктивности (ИК) для каждой группы педагогов по формуле: ИК = АП: ПА, где АП - сумма показателей шкал «ассертивные действия», «вступление в социальный контакт», «поиск социальной поддержки»; ПА - сумма показателей шкал «избегание», «асоциальные действия», «агрессивные действия», приходим к выводу, что в среднем у всех трех групп высокий индекс конструктивности. Однако с увеличением стажа работы индекс конструктивности немного повышается (с ИК=1,2 до ИК=1,4), что может быть вызвано приобретенным опытом в профессиональной деятельности: опытом разрешения различных проблемных ситуаций, конфликтов; способностью принимать взвешенные решения; рефлексировать и т.д.
Значимые различия между показателями копинг-стратегий у трех групп педагогов были выявлены при помощи W-критерия Вилкоксона (для несвязных выборок) (р < 0,05).
Между 1 и 2 группой педагогов значимые различия
гггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггггг 93
СЕРИЯ «ГУMАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9
были обнаружены по следующим показателям: - вступление в социальный контакт; -поиск социальной поддержки; -импульсивные действия; -манипулятивные действия; -агрессивные действия (рисунок 4).
ствий, что может быть связано с повышением осторожности, большим обдумыванием своих действий, а также высокими показателями пассивных стратегий, в частности проявляющейся в модели - избегание.
Рисунок 4 - Показатели копинг-стратегий у 1 и 2 групп
Сравнив между собой группы педагогов со стажем работы до 3 лет и от 4 до 10, видим, что у педагогов 1-й группы в меньшей степени сформированы конструктивные копинг-стратегии, такие как вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки. Это может быть обусловлено недостаточно сформированным социальным окружением, с которым установлены доверительные отношения: молодой специалист еще находится в поисках «себя» и своего места как в системе педагогического коллектива, так и семейных (любовных) отношениях. Возможно, находясь в таком состоянии неопределенности, молодые педагоги в большей степени используют непрямую стратегию поведения, проявляющуюся в непрямых (манипулятивных) действиях, для того чтобы «обезличить» свои действия, заставив другого принять выгодное им решение. Педагоги второй группы, накопив достаточно опыта, наоборот, совершают больше импульсивных действий, возможно чувствуя некую компетентность и уверенность в себе. Для педагогов со стажем работы до 3 лет характерна асоциальная стратегия, проявляющаяся в модели агрессивных действий - это можно объяснить наличием у многих молодых людей категоричности суждений и неприятием чужого мнения, в результате чего высока вероятность агрессии, направленной на реципиента (оппонента), конфронтация, соперничество.
25
1 19,7
■ 16,35 15,8 1 14,45
Г ■
■ ■ ■
□ от 4 до 10 лет
Вступление в социальный контакт
Импульсивные действия
Асоциальные действия
Рисунок 5 - Показатели копинг-стратегий у 2 и 3 групп
Между педагогами 2 и 3 групп выявлены достоверные различия в просоциальной копинг-стратегии, выраженной в модели поведения - вступление в социальный контакт. На графике видим, что у педагогов со стажем работы 11 и более лет показатели по этой шкале выше. Это может быть обусловлено расширением социальных контактов, а также большим упрочением группового статуса в профессиональном коллективе. В то же время с увеличением стажа работы снижаются показатели моделей импульсивных и асоциальных дей-94
Рисунок 6 - Показатели копинг-стратегий у 1 и 3 групп
На графике видим, что у педагогов со стажем работы 11 и более лет имеются значительные различия в уровне просоциальных стратегий, выраженных в таких моделях, как вступление в социальный контакт и поиск социальной поддержки по сравнению с педагогами, стаж работы которых не превышает 3 лет. Такие изменения могут быть обусловлены сложившейся у 3-й группы педагогов системой взаимоотношений на работе, в семье, в значимых кругах среди коллег, друзей. Социальные контакты и социальная поддержка в зрелом возрасте выступают необходимым и важным атрибутом жизнедеятельности педагога. Молодые же специалисты, не имея достаточно устойчивых социальных контактов и сложившегося ресурса «социальной поддержки», вынуждены больше рассчитывать на себя, на свои знания и умения. Отмечается повышение пассивной стратегии, выраженной в модели осторожных действий. Вероятно, что с возрастом нарастают ригидные процессы, увеличивается время реагирования, время принятия решения, в ситуации профессионального стресса возрастает необходимость все тщательно обдумать, не спеша все взвесить. Следовательно, логичным является и уменьшение прямой стратегии - импульсивных действий. Асоциальная стратегия, выраженная в модели агрессивных действий, тоже понижается, что может быть обусловлено накопленным опытом конструктивного реагирования на стресс и выхода из проблемных ситуаций.
Заключение
Таким образом, рассмотрев особенности совладающего поведения у педагогов с разным стажем работы, можно отметить наличие выраженных различий в предпочитаемых копинг-стратегиях. Для педагогов со стажем работы до 3 лет доминирующей стратегией является асоциальная стратегия, выраженная в модели агрессивных действий и относящаяся к неконструктивным стратегиям. Конструктивные просоциальные стратегии: вступление в социальный контакт и особенно модель - поиск социальной поддержки - выражены в меньшей степени, чем у 2 и 3 групп педагогов. Именно поэтому индекс конструктивности копинг-стратегий в данной группе педагогов ниже, чем в двух других. Педагоги 2 и 3 группы в большей степени применяют конструктивную просоциальную стратегию, выраженную в модели - поиск социальной поддержки, однако у педагогов, стаж работы которых 11 и более лет, эта модель поведения выражена сильнее, так же как и модель - вступление в социальный контакт. При этом в 3-й группе педагогов повышаются показатели пассивных стратегий, выраженных в модели осторожных действий и особенно в модели - избегание. Для педагогов со стажем работы от 4 ди 10 лет, ироми модели поиск
Вестник КГУ, 2013. № 4
5
социальной поддержки, характерна также прямая стратегия, выраженная в импульсивных действиях. Однако, несмотря на существенные различия в предпочитаемых копинг-стратегиях у педагогов с разным стажем работы, необходимо подчеркнуть, что копинг-стратегии являются сознательными формами поведения и их использование одинаково важно для педагогов вне зависимости от их трудового стажа. Важным остается лишь вопрос конструктивности используемого совладающего поведения.
Список литературы
1 Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита//Психол. журн. 1994. № 1. С. 3-19.
2 Бодров В. А. Психологический стресс: развитие и преодоление. М.: ПЕРСЭ, 2006.
3 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи/под ред. Л.В. Беловинского. М.: ОЛМА-ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004. 700 с.
4 Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения в разные периоды жизни: автореф. дисс.... д-ра псих. наук. М., 2005.
5 Крюкова Т.Л. Психология совладающего поведения. Кострома: Студия оперативной полиграфии «Аквантитул», 2004. 344 с.
О
Y -ït & \
К.К. Рейт
Уральский государственный педагогический университет Екатеринбург
УДК 376.42-053"465.06/11"
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПОВЕДЕНЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕНИЯМИ ИНТЕЛЛЕКТА
Аннотация
В статье предлагается алгоритм реализации психолого-педагогической технологии формирования поведенческого компонента социального взаимодействия младших школьников с интеллектуальными нарушениями, целью которой является развитие ряда умений коммуникативной деятельности, способствующих эффективному протеканию процесса общения. Также в статье приводится оценка результативности применения данной технологии в практической
работе с детьми с ограниченными возможностями развития в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида.
Ключевые слова: социальное взаимодействие, дети с нарушением интеллекта, младший школьный возраст.
K.K. Reit
Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL TECHNOLOGY OF FORMING A BEHAVIOURAL COMPONENT OF SOCIAL INTERACTION AMONG PRIMARY SCHOOL CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITY
Abstract
This article offers an algorithm of implementing a psychological and pedagogical technology of forming a behavioral component of social interaction among primary school children with intellectual disability. The article is targeted at development of a range of communicative abilities which provide for effective communication. Furthermore, the article gives a performance assessment of the practical application of this technology among physically challenged children in the special needs school of the VIII type.
Index terms: social interaction, children with the intellectual disability, primary school ageage.
Введение
Одно из центральных мест в практике современного образования занимает формирование у обучающихся социального взаимодействия, поскольку именно оно влияет на качество умений ориентироваться в быстро меняющхся условиях среды и адаптироваться к ним, на мобильность, мотивацию к работе; умение и желание постоянно учиться; умение сотрудничать, коммуникационные навыки; умение вести переговоры и т.д. От сформированности перечисленных умений напрямую зависит жизненная успешность человека. Целенаправленное развитие социального взаимодействия реализует формирование у детей всех основных направлений культуры, предусматривает готовность к активному участию в различных сферах жизни, закладывает основу жизненной успешности и самореализации.
Еще большую актуальность приобретает формирование социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), так как по окончании образовательного учреждения они наравне с другими гражданами должны быть конкурентоспособны, профессионально компетентны и личностно развиты. Данные характеристики влияют на успешность интеграции ребенка с отклонениями в развитии в общественную жизнь. А именно интеграция ребенка с ОВЗ в общество является основной целью и конечным результатом специального образования на протяжении многих лет. От степени достижения данной цели во многом зависит качество жизни этих детей. Уже при обучении ребенка с проблемами в развитии в начальной школе учитель планирует основные формы социального взаимодействия учащихся, сформированность которого является ориентиром на каждом этапе развития ребёнка [2].
В связи с этим вопрос формирования социально-
СЕРИЯ «ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ», ВЫПУСК 9
95