Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ'

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — В.И. Агарков, А.П. Селиванов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ»

на растительности, свидетельствовали о наличии наиболее кислой реакции в летнее время года.

Вычисление корреляционных зависимостей между содержанием ионов атмосферной пыли, пыли, осевшей на растительности, осадках и почве, между количеством ионов в атмосферной пыли и некоторых газах атмосферного воздуха позволило установить достоверную связь между количеством нитратов и сульфатов, нитратов и аммониевых ионов, сульфатов и аммониевых ионов в осадках, между общим количеством серы и сульфатов, сульфатов и хлоридов, аммониевых ионов и хлоридов, нитратов и хлоридов в атмосферной пыли. Хлорные ионы являются одним из постоянных компонентов атмосферы, и установленные корреляционные связи подтверждают, что некоторые ноны накапливаются в атмосферном воздухе в результате различных эмиссий и возможны вторичные реакции или переносы на дальние расстояния.

Установлена корреляционная зависимость между содержанием нитратов, нитритов и аммониевых

УДК 613.95:1

Научное познание материального мира всесторонне и многообразно. Оно охватывает действительность во всех ее формах и проявлениях.

Наука — единое целое. Ее разделение на отдельные области обусловлено не столько природой вещей, сколько ограниченностью возможностей человеческого познания (М. Планк). Поэтому в истинном значении существуют не отдельные науки, а отрасли знаний единого процесса познания материальной действительности. Эти отрасли знаний имеют только относительную самостоятельность. Чтобы отрасль знаний приобрела самостоятельность, она должна иметь свой предмет изучения. Он очерчивает границы материального мира, познание которого формируется в виде отдельной отрасли знаний (науки). Иначе говоря, материалистическая диалектика дает возможность понимать под предметом науки часть или сторону материальной действительности, которая изучается данной наукой.

Подобной отраслью знаний является медицина. В настоящее время она представляется как научная

ионов в атмосферной пыли, осевшей на растительности.

Выводы. 1. В городе в атмосферной пыли, осадках, почве и пыли, осевшей на растительности, содержание нитратов, нитритов, аммониевых ионов, сульфатов и хлоридов в 1'/2—10 раз выше, чем в контрольном пункте и селах. В районе заводов эти показатели находятся ь тех же пределах, что и в городе. Большинство проб атмосферной пыли, пы-ли, осевшей на растительности, и осадков имеет * кислую реакцию.

2. В городской атмосферной пыли наиболее высокое содержание нитратов отмечено в 1979 г., а серы, сульфатов и хлоридов — в 1980 г.

3. Установленные корреляционные зависимости между ионами в атмосферной пыли, осадках, почве и пыли, осевшей на растительности, и различия концентраций ионов в городе, контрольном пункте и селах свидетельствуют о неблагоприятном влиянии атмосферных загрязнителей в городе и их накоплении в окружающей среде.

Поступила 08.09.81

система, имеющая свои принципы, категории, законы. Составная часть медицины — гигиена (профилактическая медицина по В. П. Петленко и Г. И. Царегородцеву). Предмет гигиены можно определить через объект исследований. В диалек-тико-материалистмческом понимании объект изучения — это материальный объект, существующий независимо от научного познания. Практика как движущая сила и критерий познания свидетельствует о том, что гигиена изучает человека. Однако человек как материальный объект с его многогранными свойствами и проявлениями изучается различными науками. Поэтому ограничиться только утверждением, что объект изучения гигиены — человек, значит остановиться на половине пути, не установить объективность истины и отойти от материалистического понимания ее конкретности. Определить, какой аспект человека как материального объекта рассматривается гигиеной, можно путем исследования отдельных его состояний, т. е. проявлений в материальном мире. Так, человек как биологическое существо может находиться в двух

Дискуссии и отклики читателей

В. И. Агаркое, А. П Селиванов

АНАЛИЗ ПРЕДМЕТА ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ С ПОЗИЦИЙ МАТЕРИАЛИСТИЧЕСКОЙ ДИАЛЕКТИКИ

Донецкий медицинский институт

состояниях — нормы и патологии. Социальное проявление этих состояний — здоровье и болезнь. Патология и болезнь—сфера клинической медицины. Гигиена в качестве профилактического раздела медицины занимается здоровьем как производным нормы. Человек в материальном мнре находится в постоянном биологическом и социальном развитии, т. е. в состоянии биожнзни (биологическое развитие) и деятельности (социальное развитие).

Гигиену интересует здоровье человека при его жизнедеятельности. Это проистекает из того, что здоровье и болезнь как диалектически противоположные явления, могут переходить друг в друга и одной из движущих причин этого процесса может быть жизнедеятельность. В материальном мнре человек находится в единстве с другими объектами и явлениями окружающей действительности. Материальная среда также может детерминировать переход здоровья в болезнь и обратно. Поскольку жизнедеятельность и материальная среда способны формировать здоровье или болезнь человека, то естественно, что гигиена должна изучать не только здоровье, но и факторы, влияющие на его формирование. Иначе говоря, гигиена стремится познать формы жизнедеятельности человека в материальной среде, определяющие его здоровье. Отсюда проистекает, что предметом гигиены является изучение здоровья человека в процессе его жизнедеятельности, в объективных условиях окружающей среды. Диалектическое единство комплекса проявлений человека в материальном мире — состояние здоровья, жизнедеятельность, условия среды обитания — в социальном выражении выступает как образ жизнедеятельности человека. Отсюда можно дать общее определение гигиены как науки. Это наука о здоровом образе жизнедеятельности человека. Гигиеническими мерами являются только те, которые направлены на формирование здоровья (оптимального уровня биологической надежности организма), выработку здоровых форм деятельности и создание биооптимальной среды обитания человека, что и будет составлять содержание гигиены как результат отражения объекта исследования в виде научных законов и других положений.

Основой науки является ее теория, которая вырабатывает общие методы познания, т. е. выполняет методологическую функцию. Диалектический материализм как наука о всеобщих законах развития природы, человеческого общества и мышления — методология всей науки. Теория частных наук в зависимости от уровня общности может выступать как методология к прикладному разделу. Поэтому методологическую роль относительно частных гигиенических предметов выполняет общетеоретический раздел гигиены — общая гигиена. В этом названии предмета выражена его методологическая сущность.

Одним из разделов гигиены является гигиена детей и подростков. Объект ее изучения — также

здоровье человека в процессе его жизнедеятельности и в объективных условиях среды существования. Однако практика как показатель истины указывает на то, что особенность данной гигиенической науки в том, что она изучает только один этап развития человека — начальный. Весь биологический цикл развития человека можно представить (по В. В. Бунаку) в виде 3 стадий: прогрессивные изменения, относительно стабильное состояние, регрессивные изменения. Первая стадия отождествляется с молодым возрастом, вторая — со зрелым, третья — с пожилым и старческим. Вот почему мы рассматриваем в качестве объекта изучения гигиены детей и подростков здоровье человека на прогрессивном этапе развития в процессе его жизнедеятельности в объективных условиях среды. Отсюда гигиена детей и подростков — это наука о здоровом образе жизнедеятельности человека па этапе его юности.

Границы распространения любой отрасли знаний определяются через ее объект исследований. Четко выделить свой объект из материального мира подчас очень сложно в силу единства материи. С этим связаны неточности определения предмета науки и ее содержания, что в конечном итоге искусственно сужает или непомерно расширяет границы данной области науки, и тем самым создаются трудности в определении генерального пути ее развития. Генеральный путь развития должен предполагать изучение объекта данной науки во времени и пространстве как неотъемлемых формах его существования в материальном мире. Отход или неучитывание диалектнко-материалисти-ческой сущности познания материального объекта формирует ошибочный прогноз в развитии науки, определяет неточности планирования исследований и сдерживает процесс появления новых знаний об объекте, что тормозит прогресс науки. Границы распространения гигиены детей и подростков можно определить через стадии развития человека. Как уже говорилось, гигиена детей и подростков изучает стадию прогрессивного развития человека. Эта стадия состоит из 3 крупных периодов: детского (до 12—13 лет), подросткового (до 16— 17 лет) и юношеского (до 20—21 года). Отсюда вытекает, что объект гигиены детей и подростков — здоровье человека в возрасте до 20—21 года. Как видно, существующее в настоящее время название предмета «гигиена детей и подростков» находится в противоречии с его содержанием, так как, претендуя на абсолютное отражение объекта изучения, не учитывает его диалектическое единство, полностью отбрасывая последний период прогрессивного развития человека (юношеский). Этим самым затрудняется дифференцирование данной гигиенической науки от родственных ей наук, нивелируется цельность предмета и суживаются ее задачи.

С нашей точки зрения, название предмета «гигиена детей и подростков» следует понимать не как его методологическую сущность, а как условное, общепринятое наименование научной дисцип-

Предмет науки

Содержание науки

Частная цель науки

Интегральная (конечная) цель науки

липы. В действительности название предмета, видимо, должно быть «гигиена детей, подростков и юношества» или в более общем виде «гигиена детско-юношеского возраста», «гигиена человека молодого возраста».

Гигиена детей и подростков несет методологическую функцию относительно других гигиенических дисциплин. В этом отношении она стоит за общей гигиеной. Данный вывод—логическое следствие ранее описанного диалектнко-материалнстического содержания объекта исследования гигиены. Так, гигиена детей и подростков занимается познанием своего объекта во всех его проявлениях в материальном мире в течение полного этапа его диалектического развития (здоровый образ жизнедеятельности человека до юношеского возраста), тогда как другие гигиенические дисциплины изучают только отдельные факторы материальной среды, формирующие здоровье человека (гигиена труда — производственную деятельность, коммунальная гигиена — условия среды проживания, гигиена питания — алиментарный фактор). Иначе говоря, знания, создаваемые гигиеной детей и подростков по гигиене подрастающего поколения, обладают достаточно большой общностью, т. е. являются методом познания частных вопросов других отраслей гигиенической науки.

Предмет науки связан с ее содержанием. Так, материалистическая диалектика рассматривает предмет науки как объект ее изучения, а содержание — отражение данного объекта в виде различных научных положений. Соединение в одну схему объекта науки с ее содержанием создает методологическую структуру данной науки, т. е. раскрывает общий метод познания ее объекта. Методологическая структура науки — это метод и средство си-

стемного накопления знаний об объекте исследования. Систематизация превращает сумму знаний в единую отрасль — отдельную науку. Исходя из высказанных диалектико-матерналистических воззрений на предмет и содержание науки, методологическую структуру гигиены детей и подростков можно представить в виде схемы, на которой дети, подростки и юноши обозначены соответственно Д, П и Ю. Гигиена детей и подростков при подобном построении предстает как диалектическая система, развивающаяся по трем системным линиям, сходящимся в конечном итоге на единой цели — обеспечении оптимального уровня здоровья подрастающего поколения. Объединение гигиены детей и подростков в единую систему придает ей черты цельности и последовательности, создает оптимальные предпосылки для ее поступательного развития, показывает место и значение в общественной практике, обеспечивает правильную трактовку ее научных положений, раскрывает ее дналектико-материалистический характер.

Рассмотрение предмета гигиены детей и подростков с позиций системного построения на основе материалистической диалектики позволяет сделать вывод о том, что данная наука — это прежде всего наука о здоровье подрастающего поколения. Поэтому неудивительно, что наиболее активно она развивается в социалистическом обществе, главной ценностью которого является здоровье человека. Исторический путь человеческого общества убеди- * тельно свидетельствует о том, что общественная роль науки о здоровье будет непременно возрастать. Это связано с тем, что постоянно изменяются природная среда, формы, характер и содержание жизнедеятельности человека, а также среда его непосредственного обитания. Такие изменения не всегда

совпадают с биологическими потребностями и возможностями человеческого организма. Естественно, что человек будет все более нуждаться в знаниях о формировании и сохранении своего здоровья. Однако интенсивность использования в настоящее время таких знаний, а также место, которое подчас им отводится в общем комплексе медицинских мер борьбы за здоровье человека, нельзя признать оптимальными. Одной из причин этого является односторонняя направленность мышления врача — направленность на болезнь. Между тем первичными врачебными действиями должны быть гигиенические меры, т. е. действия, направленные на совершенствование (или восстановление) морфофункциональных качеств организма человека, оптимизацию его форм, среды и условий жизнедеятельности. Особенно это важно соблюдать в процессе все расширяющегося диспансерного наблюдения за населением, так как это специфичная профилактическая форма медицинского обслуживания. Для решения данного вопроса необходима определенная перестройка направленности методики преподавания гигиены вообще и гигиены детей и подростков в частности. Так, последняя должна восприниматься и осваиваться как наука о здоровье человека. Поэтому и преподаваться она должна как система средств, форм и методов, дающих возможность восстанавливать, <}юрмировать и сохранять здоровье молодого поколения. Из методологической структуры гигиены детей и подростков видно, что будущий врач лри

изучении данного предмета должен усвоить кагс медико-профилактические средства 3 группы гигиенических мер: первая — средства и методы восстановления и совершенствования морфофункциональных качеств организма детей, подростков и юношей, вторая — методы оптимизации форм жизнедеятельности детей, подростков и юношей, третья — средства и методы оптимизации среды обитания и условий жизнедеятельности детей, подростков и юношей. При этом преподавание должно дифференцироваться по виду врачебной специализации. Будущий лечащий врач должен осваивать преимущественно (на II — III уровне) меры первой группы и в меньшей степени (на I уровне) — меры второй и третьей групп, а врач-гигиенист на высоком уровне должен познать все 3 группы мер. Подобная направленность преподавания гигиены детей и подростков будет формировать у студентов правильное понимание значения и места гигиенических знаний во врачебной деятельности и создаст основы высокой действенности гигиены в охране здоровья подрастающего поколения в соответствии с принципом профилактической направленности советского здравоохранения.

Литература. Петленко В. П., Царегородцев Г. И.

Философия медицины. Киев, 1979. Плана М. Единство физической картины мира. М., 1977.

Поступила 26.10.82

УДК 579.26:574.24

Г. П. Калина (Москва)

УСЛОВНО-ПАТОГЕННЫЕ МИКРООРГАНИЗМЫ КАК ФУНКЦИЯ ЭВОЛЮЦИОННО-ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Роль так называемых условно-патогенных микробов в патологии человека настолько возросла, что появилась необходимость теоретически осмыслить сущность этого влияния и определить его пределы. Прежнее представление, что «условно-патогенный микроб— сапрофит, приобретающий время от времени при каких-то условиях патогенность», уже устарело. Следует получить ответ на два вопроса: как определяется положение таких условно-патогенных микробов в общей системе биосферы, в ее эволюции и в чем сходство и различия этих агентов и безусловно-патогенных микробов.

В эволюции микроорганизмов экологические факторы, несомненно, имеют решающее значение. А в Р комплексе экологических факторов основное место занимают те взаимоотношения микробов с высшими животными (иногда и растительными) организмами, которые обобщаются понятием «экологические ниши» — экониши (Müller); т. е. естественное постоянное и основное место пребывания микроба в окружающей среде. При изучении ее биоценоза обыч-

но обращается внимание на объекты, в которых обнаружены микробы, — воду, воздух, пищевые продукты, экскреты человека и животных. Это, как и частота подобных обнаружений, имеет практическое значение, указывая, где мы можем встретить интересующего нас микроба. Но это только «среда пребывания» — временное пристанище. Для определения происхождения микроба, того резервуара, из которого среда пребывания черпает микроба, следует искать (для патогенных и условно-патогенных микроорганизмов) «живой» источник— экопн-шу. Для патогенных микробов, как правило, нетруд-ноопределить эконишу—больной организм или организм-носитель. Устранение ее—иммунизация населения, прерывание контактов здоровых с больными — может означать и ликвидацию данного возбудителя. Эконишей для патогенного в отношении человека микроба могут быть и животные, например грызуны при чуме и туляремии. Устранение этой эконишн — сложный и трудоемкий процесс. Эко-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.