Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ СБЫТОМ НАРКОТИКОВ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН'

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ СБЫТОМ НАРКОТИКОВ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
106
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ / НЕГЛАСНЫЕ СЛЕДСТВЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ / НАРКОТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ПРОВЕРОЧНАЯ ЗАКУПКА / ОПЕРАТИВНЫЙ ЗАКУП / НЕГЛАСНЫЙ КОНТРОЛЬНЫЙ ЗАКУП

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сулейменов Такежан Есентаевич

Проводится сравнительный анализ правового регулирования оперативно-разыскных мероприятий, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ, в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по законодательствам Российской Федерации и Республики Казахстан. Выделены понятия, сущность, значения, основные тождественные и отличительные признаки оперативно-разыскных мероприятий; предложено авторское мнение по определению проверочной закупки наркотических средств. Исследование базируется на основополагающих диалектических методах, в частности на методе системного анализа, а также на применении специально-юридических методов, таких как формально-юридический, сравнительно-правовой. На основе сравнительно-правового анализа сделаны выводы о необходимости дополнительных исследований, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотиков, для выработки надежного механизма регулирования конституционных прав и свобод граждан в оперативно-разыскной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Сулейменов Такежан Есентаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES AIMED AT COMBATING THE ILLEGAL SALE OF DRUGS UNDER THE LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

A comparative analysis of the legal regulation of operational-search measures aimed at combating the illegal sale of narcotic drugs and psychotropic substances in the operational-search activities of the internal affairs bodies under the laws of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is carried out. In this regard, the concepts, essence, meanings, main identical and distinctive features of operational search activities are highlighted and the author's opinion on the definition of the verification purchase of narcotic drugs is proposed. The research is based on fundamental dialectical methods, in particular, on the method of system analysis, as well as on the use of special legal methods, such as formal legal, comparative legal. Based on the comparative legal analysis, conclusions are drawn about the need for additional research aimed at combating the illegal sale of drugs in order to develop a reliable mechanism for regulating the constitutional rights and freedoms of citizens in operational investigative activities.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНОРАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ СБЫТОМ НАРКОТИКОВ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 34 ББК 67

DOI 10.24412/2073-0454-2021 -1-212-216 © Т.Е. Сулейменов, 2021

Научная специальность 12.00.12 — криминалистика; судебно-экспертная деятельность; оперативно-розыскная деятельность

АНАЛИЗ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА БОРЬБУ С НЕЗАКОННЫМ СБЫТОМ НАРКОТИКОВ, ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

Такежан Есентаевич Сулейменов, адъюнкт очного обучения кафедры оперативно-разыскной деятельности в ОВД Санкт-Петербургский университет МВД России (198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1) E-mail: [email protected]

Аннотация. Проводится сравнительный анализ правового регулирования оперативно-разыскных мероприятий, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотических средств и психотропных веществ, в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по законодательствам Российской Федерации и Республики Казахстан. Выделены понятия, сущность, значения, основные тождественные и отличительные признаки оперативно-разыскных мероприятий; предложено авторское мнение по определению проверочной закупки наркотических средств. Исследование базируется на основополагающих диалектических методах, в частности на методе системного анализа, а также на применении специально-юридических методов, таких как формально-юридический, сравнительно-правовой. На основе сравнительно-правового анализа сделаны выводы о необходимости дополнительных исследований, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотиков, для выработки надежного механизма регулирования конституционных прав и свобод граждан в оперативно-разыскной деятельности.

Ключевые слова: оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскные мероприятия, негласные следственные действия, наркотические средства, проверочная закупка, оперативный закуп, негласный контрольный закуп.

ANALYSIS OF LEGAL REGULATION OF OPERATIONAL INVESTIGATIVE MEASURES AIMED AT COMBATING THE ILLEGAL SALE OF DRUGS UNDER THE LAWS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Takezhan E. Suleymenov, Adjunct of Full-Time Training of the Department of Operational and Investigative Activities in the Department of Internal Affairs

St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia (198206, St. Petersburg, ul. Letchika Pilyutova, d. 1) E-mail: [email protected]

Abstract. A comparative analysis of the legal regulation of operational-search measures aimed at combating the illegal sale of narcotic drugs and psychotropic substances in the operational-search activities of the internal affairs bodies under the laws of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan is carried out. In this regard, the concepts, essence, meanings, main identical and distinctive features of operational search activities are highlighted and the author's opinion on the definition of the verification purchase of narcotic drugs is proposed. The research is based on fundamental dialectical methods, in particular, on the method of system analysis, as well as on the use of special legal methods, such as formal legal, comparative legal. Based on the comparative legal analysis, conclusions are drawn about the need for additional research aimed at combating the illegal sale of drugs in order to develop a reliable mechanism for regulating the constitutional rights and freedoms of citizens in operational investigative activities.

Keywords: operational-search activity, operational-search measures, secret investigative actions, narcotic drugs, test purchase, operational purchase, secret test purchase.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Для цитирования: Сулейменов Т.Е. Анализ правового регулирования оперативно-разыскных мероприятий, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотиков, по законодательствам Российской Федерации и Республики Казахстан. Вестник Московского университета МВД России. 2021;(1):212—216.

Одной из наиболее актуальных проблем угрозы преступность, в том числе преступность, связанная

безопасности стабильности, препятствующей соци- с наркотиками1.

ально-экономическому, политическому и культур- На сегодняшний день продолжает активно ве-

ному развитию государств, продолжает оставаться стись работа по выполнению Плана реализации

1 В данной статье под наркотиками мы подразумеваем: вещества синтетического или природного происхождения, классифицированные как наркотические средства, психотропные вещества, их аналоги и прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации и Республики Казахстан.

Стратегии антинаркотической политики2, где основной упор делается также на борьбу и ликвидацию различных схем сбыта наркотиков, о чем свидетельствуют данные Портала правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Так, в 2019 г. всего по Российской Федерации зарегистрировано — 2 024 337 преступлений, из которых — 190 197 связаны с незаконным оборотом наркотиков, что на 10 109 или 9,4% меньше, чем за аналогичный период 2018 г. — 200 306 преступлений. Выявлено 85 425 лиц, совершивших преступления, связанных с незаконным оборотом наркотиков в 2019 г., против — 95 683 за 2018 г. Здесь мы также наблюдаем снижение на 8,9%3.

Особое значение в борьбе с наркопреступностью приобретает возможность использования оперативно-разыскных мероприятий (далее — ОРМ), объединенных одной целью — направленностью на сбор и реализацию необходимой информации. Целесообразность, последовательность и тактика их проведения зависит от конкретных обстоятельств и определяется непосредственно оперативными сотрудниками. Ведь сбытчики наркотиков, наркокурьеры, как и сами приобретатели, стремятся сохранить втайне от окружающих свою противоправную деятельность. Поэтому в целях успешной борьбы с незаконным оборотом наркотиков необходимо, наряду с другими возможностями шире применять такое ОРМ, как проверочная закупка.

Практика деятельности оперативных подразделений ОВД свидетельствует о том, что проверочная закупка — один из наиболее результативных способов выявления и разоблачения сбытчиков по делам о незаконном сбыте наркотических средств. Тактически грамотное ее проведение способствует не только об осведомленности сотрудников оперативных подразделений ОВД о совершаемых преступлениях, но имеет и важное доказательственное значение в уголовном судопроизводстве. В этой связи трудно переоценить роль оперативных подразделений органов внутренних дел. Ведь являясь субъектом оперативно-разыскной деятельности (далее — ОРД), оперативные подразделения ОВД наделены необходимым объемом полномочий, позволяющих эффективно бороться с преступностью.

Анализ проведенного анкетирования показывает, что 89% оперативных сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации по противо-

действию наркопреступлениям для документирования фактов, связанных с незаконным сбытом наркотических средств, в основном осуществляют ОРМ — проверочная закупка (п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ Российской Федерации № 144 «Об оперативно-розыскной деятельности»), в Республике Казахстан — 61% сотрудников проводят оперативно-разыскное мероприятие — оперативный закуп (подп. 10 п. 2 ст. 11 Закона Республики Казахстан № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности»). Оба мероприятий схожи тем, что: «проводятся органами, осуществляющими оперативно-разыскную деятельность, заключающиеся в затратном приобретении предметов, веществ, изделий, продукции и услуг с целью выявления, предупреждения, пресечения и документирования преступных действий, задержания с поличным причастных к ним лиц, а также установления других обстоятельств, имеющих значение для решения задач ОРД» [4].

Схожесть рассматриваемых мероприятий позволяют нам провести сравнение на законодательном уровне. Так, в Федеральном Законе Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — ФЗ РФ «Об ОРД»), нет четкого определения ОРМ проверочной закупки. Однако, как считает профессор А.В. Шахматов: «для унификации оперативно-разыскных законодательств государств-участников СНГ необходимо отталкиваться от центрального направляющего нормативного акта — модельного закона Об ОРД» [8, с. 83-84], в котором определение, именуемое как проверочная закупка, носящее общий характер, сформулировано в ст. 1 Модельного закона об ОРД: «создание органом, осуществляющим ОРД, ситуаций, в которой под оперативным контролем возмездно приобретаются товары или предметы без цели потребления или сбыта у лица, обоснованно подозреваемого в совершении преступления, с целью получения информации о вероятной преступной дея-

2 Стратегия утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690 «Об утверждении Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года» // СЗ РФ. 2010. № 24. Ст. 3015; 2011. № 40. Ст. 5527; 2014. № 27. Ст. 3754; 2016. № 50. Ст. 7077; 2018. № 9. Ст. 1376. Целями Стратегии являются пресечение незаконного распространения наркотиков и их прекурсоров на территории Российской Федерации, снижение немедицинского потребления наркотиков.

3 Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры Российской Федерации // URL://http://crimestatш/ofГenses_map

тельности, а также решения иных задач оперативно-разыскной деятельности»4.

На наш взгляд это определение нуждается в дополнении; так, целью ОРД является не только получение информации о преступной деятельности, подозреваемого, но и документирование с последующим пресечением этого деяния.

В исследованиях профессора А.Е. Чечетина, предполагается следующее определение проверочной закупки — «это оперативно-разыскное мероприятие, заключающееся в легендированном совершении мнимой сделки купли продажи с лицом, в отношении которого имеются сведения о том, что оно подготавливает, совершает или совершило преступление с целью выявления, документирования и пресечения его противоправной деятельности, а также для решения других задач ОРД» [6, с. 168].

На наш взгляд, данное определение является более объемным и актуальным, ведь документирование факта преступного деяния, в основном, осуществляется посредством совокупности нескольких видов ОРМ установочного характера (опрос, наведение справок, наблюдение), а пресечение в виде проверочной закупки является ее завершающим этапом.

Сравним рассматриваемое мероприятие в законодательстве Республики Казахстан. Так, в ч. 14 ст. 1 Закона Республики Казахстан «Об ОРД» (далее — ЗРК «Об ОРД»), дано основное понятие ОРМ: «оперативный закуп» — создание ситуации мнимой сделки, в которой с ведома органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность, и под его контролем у изучаемого лица возмездно приобретаются без цели потребления или сбыта предметы в целях получения информации о вероятности преступной деятельности5.

Рассматриваемое ОРМ — «оперативный закуп» относится к числу общих мероприятий, требующих ведомственного разрешения (схожее по аналогии с п. 4 ч. 1 ст. 6 ФЗ РФ «ОРД» — проверочная закупка). Это означает, что уполномоченное лицо оперативного подразделения в обязательном порядке выносит постановление о проведении ОРМ «оперативная закупка», которое утверждается первым руководителем органа, осуществляющего оперативно-разыскную деятельность или его заместителем по оперативной работе.

С.Ж. Галиев и О.Е. Сапарин рассматривают контрольную закупку только в связи с использова-

нием этого мероприятия в сфере борьбы с экономической преступностью как эффективный способ получения фактических данных о совершаемых преступлениях в сфере торговли и бытового обслуживания населения (столовая, кафе, магазин и пр.), независимо от форм собственности [2]. Аналогичное определение дают А.К. Мулдахметов и А.Ч. Ураза-лиев: контрольная закупка — тактический прием, заключающийся в закупке товаров или блюд для получения фактических данных об обмане покупателей [7, с. 44-51].

Ж.Т. Успанов определяет оперативную закупку как оперативно-разыскное мероприятие, при котором приобретается небольшое количество наркотического вещества для установления связей продавца, в том числе и среди коррумпированных сотрудников правоохранительных органов, его возможностей по продаже более крупных партий, вероятного поставщика наркотиков, а также, при необходимости для определения точного химического состава наркотика. Но в данном определении автор ограничивается только преступлениями в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков и с коррупционными преступлениями [5, с. 51].

А.К. Мулдахметов и А.Д. Шаймуханов рассматривают данное мероприятие как: контрольная закупка — это оперативно-разыскное мероприятие, заключающееся в совершении мнимой сделки купли-продажи с лицом, подозреваемым в противоправной деятельности (обмане покупателей, торговле запрещенными товарами и т.д.) [7, с. 49]. Но и это определение, на наш взгляд, нуждается в дополнении.

В каждом из приведенных выше казахстанскими учеными определений понятия данного оперативно-разыскного мероприятия имеет один и тот же смысл, цель и значение, но некоторые из них имеют узкую направленность (в сфере борьбы с незаконным оборотом наркотиков, в сфере борьбы с экономическими преступлениями), а также разное название.

4 Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» принят на 27-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (постановление от 16 ноября 2006 г. № 27-6) // URL://http://iaris.ш/upload/iЫok/-093Z192.pdf

5 Закон Республики Казахстан от 15 сентября 1994 г. № 154-ХШ «Об оперативно-розыскной деятельности» (с изм. и доп. по сост. на 27 декабря 2019 г.) // URL://https://online.zakon.kz/Do-ситеПШос^= 1003158

С учетом вышеизложенного, считаем целесообразным дать следующее определение данного ОРМ «оперативный закуп» — это контролируемое оперативно-разыскным органом ОРМ, заключающееся в затратном приобретении предметов, веществ, изделий, оборот которых запрещен или ограничен под легендой совершения противоправного действия в виде купли продажи, с субъектом противоправного деяния, в отношении которого имеются достаточные достоверные сведения позволяющие полагать, что оно совершает или совершило преступление, дающие основание для документирования, пресечения и задержания с поличным подозреваемого, а также для решения иных задач ОРД».

На данном этапе нами был проведен сравнительный анализ ОРМ — проверочная закупка по законодательству двух стран. Далее рассмотрим указанное ОРМ при предупреждении, пресечении и раскрытии преступлений, связанных с незаконным сбытом наркотиков.

Понятие проверочной закупки в сфере незаконного сбыта наркотиков нашло свое законодательное отражение в ст. 49 Федерального Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»: «Проверочная закупка — это ОРМ, при котором с ведома и под контролем органов, осуществляющих ОРД, допускается приобретение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также инструментов или оборудования»6.

Это же понятие нашло свое отражение и в ст. 29 Закона Республики Казахстан «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими»7, но только в виде контрольной закупки (ранее до внесения изменений и дополнений от 28 декабря 2016 г. № 36-У1, она называлась оперативная закупка), в которой указано, что для получения доказательств преступной деятельности, связанной с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, сотрудники органов, осуществляющих ОРД, в пределах своей компетенции имеют право на проведение контрольной закупки наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров. Порядок проведения контрольной закупки определяется нормативно-правовыми актами Республики Казахстан, которые дают ссылку только на ЗРК «Об ОРД». Полагаем, что по-

добный пробел в законодательстве Казахстана произошел вследствие трансформации (2014 г.) ряда ОРМ из ЗКР «Об ОРД» в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан (далее — УПК РК) под названием негласные следственные действия (далее — НСД, гл. 30). В этой же главе, наряду с другими ОРМ, нашло и свое отражение ОРМ — оперативный закуп, в виде НСД — негласный контрольный закуп (ст. 250 УПК РК).

Поэтому предлагаем свое понимание определения проверочной закупки в сфере незаконного сбыта наркотиков — это контролируемое оперативно-разыскным органом оперативно-разыскное мероприятие заключающееся в затратном приобретении наркосодержащих предметов, веществ, изделий и их аналогов под легендой совершения мнимой сделки купли продажи с лицом, в отношении которого имеются достоверные сведения о том, что оно совершает или совершило преступление с целью выявления, документирования и пресечения его противоправной деятельности, а также для решения других задач ОРД.

В данном определении мы намеренно исключаем лицо (лиц), противоправный умысел которого направлен на подготовку к противоправному действию — сбыт наркотиков, — несмотря на то, что задачами оперативно-разыскной деятельности, помимо выявления, пресечения и раскрытия преступлений, является и предупреждение. В противном случае действия оперативных работников могут рассматриваться правозащитными организациями как провокация.

Самым распространенным поводом обращений в Конституционный суд Российской Федерации и ЕСПЧ на нарушение прав личности при проведении проверочных закупок наркотиков является утверждение заявителей об имевшей место в их делах провокации преступления. Эти вопросы глубоко рассмотрены в решениях ЕСПЧ, в которых дается оценка не только конкретным действиям российских оперативно-разыскных служб с позиции международных стандартов обеспечения прав личности, но и указывается на системные проблемы уголовной юстиции государства [6, с. 172].

6 Федеральный закон Российской Федерации 8 января 1998 г. № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».

7 Закон Республики Казахстан от 10 июля 1998 г. № 279-1 «О наркотических средствах, психотропных веществах, их аналогах и прекурсорах и мерах противодействия их незаконному обороту и злоупотреблению ими».

Применение проверочной закупки наркотиков при наличии неразрешенных проблем требует проведения исследований в области правового регулирования последствий принятых решений ЕСПЧ (например, об отмене приговоров судов, о нарушениях прав лиц, незаконно привлеченных к уголовной ответственности и т.д.).

Подводя итог сравнительно-правового регулирования оперативно-разыскных мероприятий, направленных на борьбу с незаконным сбытом наркотических средств в оперативно-разыскной деятельности органов внутренних дел по законодательствам Российской Федерации и Республики Казахстан, мы приходим к выводу, что необходимы дополнительные исследования этого направления с целью выработки надежного механизма регулирования конституционных прав и свобод граждан в оперативно-разыскной деятельности.

Литература

1. Брылев В.И., Хренков В.Е. Понятие оперативно-розыскного мероприятия // Фундаментальные исследования. 2014. № 9. С. 912-915.

2. Галлиев С.Ж., Сапарин О.Е. Комментарий к Закону Республики Казахстан «Об оперативно-розыскной деятельности». Алматы: ЖеТ жаргы, 1998.

3. Кулькова Е.В. Правовое регулирование оперативно-розыскного обеспечения расследования преступлений // Бизнес в законе. 2012. № 6. С. 35-38.

4. Термины и выражения, применяемые в оперативно-розыскной деятельности»: Словарь-справочник / Под ред. Н.С. Железняка. Красноярск, 2015.

5. Успанов Ж.Т. Взаимодействие ОВД стран СНГ в борьбе с наркобизнесом: Учеб. пособие. Ал-маты, 2002.

6. Чечетин А.Е. Обеспечение прав личности при проведении оперативно-розыскных мероприятий: Моногр. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2016.

7. Чукмаитов Д. С., Каймулдинов Е.Е. Актуальные проблемы совершенствования законодательства по борьбе с незаконным оборотом наркотических веществ // Наука. 2005. № 1. С. 44-51.

8. Шахматов А.В. К вопросу соотношения оперативно-розыскных мероприятий стран СНГ и модельного закона «Об оперативно-розыскной деятельности» // Мат. XXII Междунар. науч.-практ. конф.: Актуальные проблемы борьбы с преступностью: вопросы теории и практики. Ч. 2. С. 83-84.

References

1. Brylev V.I., Khrenkov V.E. Ponyatiye opera-tivno-rozysknogo meropriyatiya // Fundamental'nyye issledovaniya. 2014. № 9. S. 912-915.

2. GalliyevS.Zh, Saparin O.E. Kommentariy k Za-konu Respubliki Kazakhstan «Ob operativno-rozysk-noy deyatel'nosti». Almaty: Zheti zharry, 1998.

3. Kul'kova E.V. Pravovoye regulirovaniye opera-tivno-rozysknogo obespecheniya rassledovaniya pre-stupleniy // Biznes v zakone. 2012. № 6. S. 35-38.

4. Terminy i vyrazheniya, primenyayemyye v opera-tivno-rozysknoy deyatel'nosti»: Slovar'-spravochnik / Pod red. N.S. Zheleznyaka. Krasnoyarsk, 2015.

5. Uspanov Zh. T. Vzaimodeystvie OVD stran SNG v bor'be s narkobiznesom: Ucheb. posobie. Almaty, 2002.

6. Chechetin A.E. Obespecheniye prav lichnosti pri provedenii operativno-rozysknykh meropriyatiy: Mo-nogr. SPb.: Izd-vo SPb un-ta MVD Rossii, 2016.

7. ChukmaitovD.S., KaymuldinovE.E. Aktual'nyye problemy sovershenstvovaniya zakonodatel'stva po bor'be s nezakonnym oborotom narkoticheskikh veshc-hestv // Nauka. 2005. № 1. S. 44-51.

8. ShakhmatovA.V. K voprosu sootnosheniya ope-rativno-rozysknykh meropriyatiy stran SNG i mo-del'nogo zakona «Ob operativno-rozysknoy deyatel'nosti» // Mat. XXII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf.: Aktual'nyye problemy bor'by s prestupnost'yu: voprosy teorii i praktiki. Ch. 2. S. 83-84.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.