Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ЗА 2011-2013 ГОД'

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ЗА 2011-2013 ГОД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ЗА 2011-2013 ГОД»

Плахов А.В., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы, инвестиции и кредит»

Савосина А.В. студент

ФГБОУВПО «Орловский государственный аграрный

университет» Россия, г. Орел

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ ЗА

2011-2013 ГОД

Важную роль в российской налоговой системе играют косвенные налоги, к которым относятся НДС, акцизы и таможенные пошлины, занимающие определяющее место в доходах бюджета.

Косвенные налоги являются наиболее простыми для государства с точки зрения их взимания, но также достаточно сложными для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательность для государства эти налоги имеют ещё и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы предприятий и организаций[2].

Для начала рассмотрим структуру начисления НДС и акцизов в таблице 1.

Таблица 1 - Динамика начисления косвенных налогов за период с 2011

по 2013 год.

Показатели 2011 2012 2013 Темп роста, %

1 2 3 4 5

Сумма НДС - всего, млн. руб. 24 970 204 29 231 180 30 926 404 124

в том числе: общая сумма налога, исчисленная по операциям, облагаемым по налоговым ставкам 24 841 858 29 090 373 30 785 600 124

сумма налога, подлежащая уплате в бюджет 99 538 116 343 125 699 126

1 2 3 4

сумма налога, исчисленная по операциям по реализации товаров (работ, услуг), обоснованность применения налоговой ставки 0% по которым документально не подтверждена 28 807 24 464 15 106 52

Всего начислений по акцизам, тыс. руб. 625 732 847 069 1 193 484 191

в том числе: на легковые автомобили 8 350 12 768 15 378 184

и мотоциклы

на табачные изделия 138 717 183 437 461 514 333

на пиво 93 706 110 283 105 365 112

на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию 67 986 135 721 170 227 250

на нефтепродукты 316 973 404 860 441 000 139

Таким образом, сумма начисленного НДС в период с 2011 по 2013 год возросла на 24% и составила 30926404 млн. руб. Это произошло засчет увеличения количества налогооблагаемых объектов. В свою очередь акцизов было начислено на сумму 1193484 млн. руб., что также на 91% больше, чем в 2011 году. Стоит обратить внимание на то, что акциз на алкогольную продукцию повысился в 2,5 раза, а на табачную в 3,3 раза. Это связано с мерами, проводящимися последние несколько лет, направленных на снижение потребления сигарет и алкоголя. Повышение цены на данную продукцию приводит к снижению спроса на нее.

Рассмотрим и сравним фактические поступления налоговых доходов в бюджет за 2012-2013 годы.

Таблица 2 - Поступления по видам налогов в консолидированный

бюджет РФ за 2012-2013 гг.

Виды налогов млрд. руб.

2012 2013 темп, %

НДПИ 2 459,4 2 575,8 104,7

НДФЛ 2 260,3 2 497,8 110,5

Налог на прибыль 2 355,4 2 071,7 88,0

НДС 1 886,1 1 868,2 99,0

Акцизы 783,6 952,5 121,5

Имущественные налоги 785,3 900,5 114,7

Основная масса налоговых доходов консолидированного бюджета обеспечена поступлениями НДПИ и НДФЛ. Что же касается косвенных налогов, можно отметить, что НДС в 2013 поступило 1868,2 млрд. руб., что на 1% меньше, чем в 2012 году. В свою очередь поступления акцизов наоборот увеличились на 21,5% и в 2013 году составили 952,5 млрд. руб.

Данные таблицы 2 представим графически на рисунке 1.

Рисунок 1 - Поступления по видам налогов в консолидированный бюджет РФ за 2012-2013 гг.

Сделав общий анализ поступлений налогов, важно выделить интересующие нас два вида налога: НДС и акцизы, рассмотрев их более подробно. Поэтому обратим внимание на состав и динамику налоговых доходов бюджета и проведём анализ значимости налоговых поступлений в структуре консолидированного бюджета в 2011-2013 гг. по данным таблицы 3.

Таблица 3 - Динамика поступлений косвенных налогов в консолидированный бюджет РФ

Показатели Годы Изменение, +,- Темп роста, %

2011 2012 2013

1 2 3 4 5 6

Поступило НДС, млрд. руб. 1 753,2 1 886,1 1 868,2 115,0 106,6

1 2 3 4 5 6

Акцизы по подакцизным товарам, в том числе на: (продукции), тыс. руб. 603 870 783 642 952 475 348 595 157,7

спирт этиловый из всех видов сырья 3 135 769 385 -2 750 12,3

спиртосодержащую продукцию -230 187 164 394 -71,5

табачную продукцию 139 535 181 918 250 485 110 950 179,5

бензин 185 392 231 441 231 442 46 050 124,8

автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для двигателей 0,176 0,039 2 2 1073,3

автомобили легковые и мотоциклы 8 301 12 695 15 264 6 964 183,9

дизельное топливо 87 198 126 195 173 035 85 837 198,4

моторные масла для дизельных и (или)карбюраторных 2 258 2 682 3 079 821 136,3

(инжекторных) двигателей

вина 7 052 7 469 7 264 212 103,0

пиво 93 712 110 430 126 555 32 843 135,0

алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9 до 25% 1 518 106 341 19 -1 499 1,3

включительно (за исключением

вин)

алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового до 9% включительно 4 297 3 511 5 680 1 383 132,2

(за исключением вин)

алкогольную продукцию с объемной долей спирта этилового свыше 9% (за 8 1 0,005 -9 0,1

исключением вин)

Таким образом, можно сделать вывод о том, что наибольший удельный вес в структуре поступлений косвенных налогов занимает НДС, доходы от которого к 2013 году по сравнению с 2011 увеличились на 114969 тыс. руб. или 6,6% и составили 1868209 тыс. руб. В целом рассматривая акцизы, можно сказать, что поступления от них увеличились на 57,7% и составили в 2013 году 952475 тыс. руб. Наиболее заметен рост поступлений от таких акцизов, как на табачную продукцию (на 79,5%), на автомобили легковые и мотоциклы (83,9%), дизельное топливо(98,4%), пиво (35%) и др. То есть, за период с 2011 по 2013 год большинство акцизов имеют положительную динамику роста, что говорит о благоприятном влиянии на поступления налогового администрирования.

Одной из главнейших проблем в кризисный период в области налогообложения является достижение оптимальной величины собираемости налогов[1]. Решить эту проблему поможет увеличение эффективности контроля взимания налогов. Следует выбрать правильную стратегию администрирования, которая позволит при минимальных затратах на администрирование получать максимальные поступления в бюджет.

Для любого государства, на какой бы ступени своего социально-экономического развития оно ни находилось, необходимость увеличения доходов бюджетов является одной из актуальнейших задач[3]. Нахождение правильного решения этой задачи чрезвычайно важно и для России.

Использованные источники: 1. Анализ тенденций и закономерностей изменения налоговых доходов по отраслям социально-экономического комплекса Орловской области [Текст] / О. П. Овчинникова // Разработка оптимальной структуры экономики региона на основе мониторинга налогового вклада предприятий различных отраслей : монография / О.П. Овчинникова, А.В. Плахов. - Орел, 2009. - С. 64-77. . -ISBN 978-5-93179-194-4

2. Караваева И. В. Косвенное налогообложение в России начала XX века: этапы трансформации / И.В. Капаваева, И.В. Архипкин //Финансы - 2011 -№8.

3. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nalog.ru

Плахов А.В. преподаватель Скабелкина О.В. студент

ФГБОУ ВПО «Орловский государственный аграрный университет»

Россия, г. Орёл

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Остаются актуальными проблемы совершенствования налогового администрирования. Предусматривается внести в первую часть Кодекса ряд изменений, сконцентрированных на предоставление налоговым органам права на получение дополнительной информации, нужной для реализации налогового контроля.

В структуры информации, которая предоставляется банками, рассчитывается охватить информацию о депозитов, об остатках денежных средств на вкладах, и возможность предоставления банками должных выписок по вкладам.

Сегодня указанная информация, в том числе для принятия мероприятий по взиманию недоимки, банками в налоговые органы не предоставляется. В перечень лиц, информация о счетах, вкладах которых обязана быть передана налоговым органам, надлежит включить физических лиц.

Информация банками может передаваться исключительно в отношении индивидуальных предпринимателей - физических лиц, зарегистрированных в определенном порядке и реализовывающих предпринимательскую деятельность без организации юридического лица, глав крестьянских (фермерских) хозяйств. [1]

Налоговым органам необходимо обосновать осуществление лицом предпринимательской деятельности без регистрации для целей использования в отношении такого лица положений Кодекса об индивидуальных предпринимателей. Если вступят в силу поправки различий в представлении банками информации о счетах индивидуального предпринимателя и физического лица не будет.

В виду свежей причины для истребования у банков налоговыми органами справок нужно включить случаи, предусмотренные международными договорами.

В процедуре истребования налоговыми органами документов и информации по причине статей 93, 93.1 Кодекса следует укрепить выбор

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.