Научная статья на тему 'Анализ практики капитализации платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний'

Анализ практики капитализации платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
857
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗИРОВАННЫЕ ПЛАТЕЖИ / ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ / СТРАХОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / THE CAPITALIZED PAYMENTS / OBLIGATORY SOCIAL INSURANCE / INSURANCE COVERAGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Касачева Оксана Викторовна, Гринкевич Лариса Сергеевна, Удод Виктор Анатольевич

В случае признания несостоятельным (банкротом) работодатель, ответственный за вред, причиненный жизни или здоровью своего работника при выполнении им служебных обязанностей, должен уплатить капитализированные платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации, предназначенные для последующих страховых выплат застрахованному или иным лицам, имеющим на них право по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В данной статье проводится анализ практики администрирования капитализированных платежей, направляемых на возмещение вреда, причиненного работникам вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, при несостоятельности работодателя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Касачева Оксана Викторовна, Гринкевич Лариса Сергеевна, Удод Виктор Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of payment capitalization practice on obligatory social insurance from occupational accidents and occupational diseases

In case of recognition by insolvent (bankrupt) the employer responsible for harm, caused to worker's life or health when performing of official duties by it, has to pay the capitalized payments to the Social insurance fund, intended for the subsequent insurance payments insured or to other persons having the right to it obligatory social insurance from occupational accidents and occupational diseases. In this article the analysis of administration of the capitalized payments practice directed on compensation for harm, done to workers owing to accident or occupational disease is carried out, at insolvency of the employer.

Текст научной работы на тему «Анализ практики капитализации платежей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»

2013 Экономика №2(22)

УДК 369.22

О.В. Касачева, Л.С. Гринкевич, В.А. Удод

АНАЛИЗ ПРАКТИКИ КАПИТАЛИЗАЦИИ ПЛАТЕЖЕЙ ПО ОБЯЗАТЕЛЬНОМУ СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ ОТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

В случае признания несостоятельным (банкротом) работодатель, ответственный за вред, причиненный жизни или здоровью своего работника при выполнении им служебных обязанностей, должен уплатить капитализированные платежи в Фонд социального страхования Российской Федерации, предназначенные для последующих страховых выплат застрахованному или иным лицам, имеющим на них право по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В данной статье проводится анализ практики администрирования капитализированных платежей, направляемых на возмещение вреда, причиненного работникам вследствие несчастного случая или профессионального заболевания, при несостоятельности работодателя.

Ключевые слова: капитализированные платежи, обязательное социальное страхование, страховое обеспечение.

Реализация целей социальной защиты населения невозможна без обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, при реализации которого организационнофинансовые аспекты относятся к числу приоритетных задач государственной политики. Страховщиком по названному виду страхования в Российской Федерации выступает Фонд социального страхования РФ (далее - ФСС).

Согласно статистике ФСС [1], число произошедших в 2012 г. несчастных случаев на производстве составило 48 750 (92,9% от общего количества страховых случаев по данному виду страхования), из них с тяжелым исходом -6 026 (12,4% от общего количества страховых случаев по данному виду страхования), со смертельным исходом - 1 902 (3,9% от общего количества страховых случаев по данному виду страхования). Наиболее травмоопасными видами экономической деятельности являются транспорт и связь, строительство, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство и охота, добыча полезных ископаемых (рис. 1). В 2012 г. выявлено 3 714 профзаболеваний, что составляет 7,1% от общего объема страховых случаев по социальному страхованию от профессиональных рисков. Наибольшее их количество зарегистрировано на обрабатывающих предприятиях, на предприятиях, занимающихся добычей полезных ископаемых, на транспорте и в лесном хозяйстве.

12,0% -10,0% -8,0% -6,0% -4,0% -2,0% -0,0% -

□ Транспорт и связь 10,3%

□ Здрав-е и предост. соц. услуг 7,9%

ЕЗ Добыча полез. ископаемых 6,6%

ЕЗ Пищевое производство 5,3%

ЕЗ Государственное управление 4,0%

□ Пр-во и распред. электроэнергии, газа и воды 3,3% О Производств транспортных средств 2,6%

□ Лесное хозяйство 2,1%

□ Химическое пр-во 1,3%

□ Текстильное производство 0,6%

1,3%1,0%

0,6%0,3%

□ Строительство 9,5%

□ Сельское хоз-во, охота 6,8%

□ Торговля 5,5%

□ Пр-во машин и оборудования 4,4%

В Образование 3,8%

□ Металлургическое пр-во 2,8%

□ Деревообрабатывающая пром-ть 2,3%

□ Финансовая деятельность 2,0%

1Ш Целюлозно-бумажное пр-во 1,0%

■ Рыболовство 0,3%

Рис. 1. Страховые случаи по основным видам экономической деятельности, 2010 г.

Основными причинами производственного травматизма являются: нарушение работниками требований безопасности (31,4%), неудовлетворительная организация производства (11,63%), нарушение правил дорожного движения (6,59%), неудовлетворительное техническое состояние зданий и территорий (4,68%), несовершенство технологического процесса (4,26%), недостатки в организации рабочих мест (3,7%), недостатки в обучении безопасным приемам труда (3,53%), нарушение трудовой и производственной дисциплины (2,89%), конструктивные недостатки оборудования (2,8%), нарушение технологического процесса (2,71%), эксплуатация неисправного оборудования (1,19 %), нахождение в состоянии алкогольного опьянения (0,22%) [2].

Следует отметить, что мониторинг данных ФСС [3] свидетельствует о замедлении темпов снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости (табл. 1), что связано, по мнению специалистов и экспертов в области социального страхования, с исчерпанием возможностей действующего механизма формирования доходов и расходов по обязательному страхованию от профессиональных рисков.

Таблица 1

Динамика несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости

Год Производственный травматизм и профзаболевания Темпы снижения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, %

2002 134 691 -

2003 118 751 11,83

2004 106 735 10,12

2005 96 192 9,88

2006 93 468 2,83

2007 90 251 3,44

2008 82 602 8,48

2009 70 765 14,33

2010 71 377 -0,86

С одной стороны, бюджет обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний в целом по Российской Федерации пока является бездефицитным. Однако анализ имеющихся тенденций (табл. 2) показывает, что без трансформации действующего финансового механизма в перспективе ФСС не сможет обеспечить выполнение закрепленных расходных полномочий и устойчивое сбалансированное развитие.

Таблица 2

Анализ исполнения бюджетных показателей ГУ-ТРО ФСС РФ по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных

заболеваний, млн руб.1

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005

Доходы 68,4 103,4 131,1 150,5 189,4 209,7

Расходы 35,9 83,9 135,1 160,3 174,1 203,7

Профицит (+) / дефицит (-) 32,5 19,5 -4,0 -9,8 15,3 6,0

Продолжение табл. 2

Показатель 2006 2007 2008 2009 2010 2011

Доходы 215,3 275,8 352,3 328,1 357,3 380,1

Расходы 255,7 300,1 344,4 413,5 372,8 435,4

Профицит (+) / дефицит (-) -40,4 -24,4 7,9 -85,4 -15,5 -55,3

Отличительной особенностью финансового механизма обязательного социального страхования от профессиональных рисков является обязанность ликвидируемых юридических лиц-страхователей, которые несут ответственность перед своими работниками за причинение вреда их жизни или здоровью, вносить капитализированные платежи в ФСС. Объем капитализированных платежей определяется в соответствии с Методикой расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей, утвержденной Постановлением ФСС РФ от 30.07.2001 № 72 [4]. Указанная методика базируется на:

- нормативном методе формирования средств на цели обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

- использовании коэффициентов капитализации для расчета размера капитализируемых повременных платежей на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний пострадавшему (застрахованному);

- учете социальных норм и экономических нормативов, на основании которых определяются размеры ежемесячных страховых выплат и средств на покрытие дополнительных расходов, направляемых на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших.

1 По данным Государственного учреждения - Томского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ГУ-ТРО ФСС РФ).

Методика рассчитана на исчисление ежемесячных страховых выплат пострадавшим и лицам, имеющим право на их получение в случае смерти пострадавших в результате наступления страхового случая, а также на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших. Капитализированные платежи рассчитываются исходя из информации о фактическом возрасте и поле получателя, нуждаемости пострадавшего в обеспечении по страхованию, степени утраты профессиональной трудоспособности и размере среднего месячного заработка пострадавшего, а также размере ежемесячной страховой выплаты, назначенной и осуществляемой страховщиком.

Следует отметить, что взимание капитализированных платежей основано на действии ст. 18, 20, 23, 28 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» [5]. Однако в данном законе нет ни определения «капитализированные платежи», ни условий их возникновения (за исключением ликвидации страхователя-юридического лица), ни четко прописанной в ст. 17 обязанности страхователя вносить капитализированные платежи.

Несоответствие существующей системы капитализации платежей природе страхования, когда страхователь уплачивает страховые взносы и за единовременные или текущие выплаты, и за выплаты будущих периодов, приводит к тому, что страхователи могут оспорить действие пункта о капитализированных платежах в суде. Единственная возможность для ФСС получить их -добрая воля страхователя.

Существующая практика банкротств свидетельствует о том, что предприятия-банкроты нередко остаются должны своим сотрудникам даже по невыплаченной заработной плате, на их банковских счетах - инкассовые требования о безусловном списании средств по долгам, в том числе в бюджеты различных уровней. Активы, как правило, давно распроданы по долгам или переданы в счет взаиморасчетов. Кроме того, в связи с Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.11.2006 № 57 «О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей» [6] требования о капитализации, заявляемые исполнительными органами ФСС в отношении застрахованных, были классифицированы как требования кредиторов третьей очереди, что привело к уменьшению поступления капитализированных платежей уже в 2007 г. Данная тенденция сохраняется и по настоящее время.

Реальность такова, что для 206 организаций Томской области, ликвидированных за период 2000-2007 гг. и имеющих пострадавших 1 065 человек, капитализированные платежи составили 532 041,0 тыс. руб. Всего на 01.01.2008 г. в ГУ-ТРО ФСС РФ было 2 820 пострадавших, получающих страховые выплаты. Поступило за этот период средств от страхователей 27 437,0 тыс. руб., или 5,2% от предъявленных. Для обеспечения 1 065 получателей страховых выплат ликвидированных предприятий необходимо в месяц в среднем 5 375,1 тыс. руб. (средняя выплата 5 047 руб. на одного человека в месяц), следовательно, сформированной финансовой базы (27 437 тыс.

руб., собранных за 7 лет) достаточно только на 6 месяцев для обеспечения выплат.

По данным портала ФСС [3], по состоянию на 01.01.2012 г. ликвидированы и находились в стадии ликвидации (банкротства) 40 730 юридических лиц-страхователей, расчетная сумма по капитализированным платежам составила за 2000-2011 гг. 147 647,7 млн руб. Фактически за указанный период поступило в фонд 7 344,9 млн руб. (4,9%) (табл. 3).

Таблица 3

Сведения о внесении капитализированных платежей ликвидированными и находящимися в стадии ликвидации юридическими лицами по состоянию на IV квартал 2012 г.

Субъект Российской Федерации Коли- чество стра- хова- телей- бан- кротов Численность бенефициаров страхового обеспечения Капитализированные платежи, млн руб. % по-ступле-ния от расчетной суммы платежей Сумма выплат обеспечения по страхованию за 2012 г., млн руб.

Расчет Фактиче- ски перечис- лено

Республика Алтай 63 110 62,78 7,94 12,64 6,08

Республика Бурятия 358 1894 1318,73 60,62 4,60 100,37

Республика Тыва 8 17 25,58 0,00 0,00 1,48

Республика Хакасия 210 921 588,74 74,22 12,61 58,11

Алтайский край 860 4900 2023,44 73,64 3,64 192,69

Красноярский край 687 2582 2029,92 226,30 11,15 208,50

Иркутская область 955 4648 4798,40 409,57 8,54 324,64

Кемеровская область 1512 25493 23829,70 176,77 0,74 2462,60

Новосибирская область 670 2830 1406,05 233,25 16,59 159,61

Омская область 852 2940 2448,52 62,62 2,56 154,20

Томская область 2078 1383 738,62 32,29 4,37 94,66

Забайкальский край 320 1257 644,16 16,10 2,50 75,42

Всего по Сибирскому округу 8573 48975 39914,64 1373,32 3,44 3838,36

Всего по Российской Федерации 42351 195516 156277,51 7698,56 4,93 12032,35

На основании изложенного в рамках совершенствования финансового механизма по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний представляется целесообразным, на наш взгляд, дополнительно проработать вопрос о признании пострадавшего на производстве как кредитора первой очереди и в том случае, когда пострадавший дает согласие на переход права требования к региональному отделению. Практика работы Томского РО ФСС РФ показывает, что судьи Арбитражного Суда по-разному трактуют Постановление Правительства от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» [7]: одни считают, что можно включить в первую очередь требования пострадавших, если от них поступят заявления о передаче права требования органам ФСС как кредиторов первой очереди, другие считают, что только в третью очередь. Кроме того, необходимо повысить правовую и финансовую от-

ветственность работодателей как непосредственно при постановке на учет в отделении ФСС, так и при передаче этой ответственности новому работодателю.

Литература

1. Статистические данные Фонда социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Фонд социального страхования Рос. Федерации: официальный Интернет-сайт. Электрон. дан. М., 1998-2013. ИЯЬ: http://www.fss.ru (даты обращения: 01.01.2013 -15.02.2013).

2. Барановский И.Г. Вопросы развития системы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний [Электронный ресурс] // Основные аспекты деятельности Фонда социального страхования Российской Федерации и его территориальных органов. Электрон. дан. [Б.м.], 2011 (дата обращения: 27.01.2013).

3. Поисково-мониторинговая система Фонда социального страхования Российской Федерации [Электронный ресурс] // Фонд социального страхования Рос. Федерации: поисковомониторинговая система. Электрон. дан. М., 1998-2013. ИЯЬ: http://fz122.fss.ru (даты обращения: 01.01.2013 - 15.02.2013).

4. Об утверждении Методики расчета размера капитализируемых платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц-страхователей [Электронный ресурс]: постановление ФСС Рос. Федерации от 30 июля 2001 г. № 72 // Кон-сультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

5. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [Электронный ресурс]: Федер. закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ (в ред. от 9 дек. 2010 г. № 350-ФЗ) // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

6. О некоторых вопросах установления в деле о банкротстве требований о выплате капитализированных платежей [Электронный ресурс]: Постановление Пленума ВАС Рос. Федерации от 30 нояб. 2006 г. № 57 // КонсультантПлюс: справ. правовая система. Версия Проф. Электрон. дан. М., 2005. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.

7. Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства: Постановление Правительства Рос. Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 (в ред. от 12 авг. 2009 г. № 663) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. № 34. Ст. 4187.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.