Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ГРАЖДАН ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ'

АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ГРАЖДАН ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
15
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
специальная военная операция / Россия / Украина / тюркоязычные страны / официальные и гражданские позиции / Special Military Operation / Russia / Ukraine / Turkic-speaking countries / official and civil positions

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Чжан Юйянь

Под влиянием субъективных и объективных факторов, таких как историческая память, реальные интересы и геополитика, тюркоязычные страны с большим вниманием относятся к специальной военной операции России на Украине (далее – СВО), а их правительства заявляют о нейтральной позиции. Однако между этими странами не только на официальном, но и на гражданском уровне существуют значительные различия в том, как они воспринимают нейтральную позицию и решают вопросы, связанные с операцией. Исследования показывают, что турецкое правительство проводит активную политику нейтралитета и пытается урегулировать вопросы украинского конфликта, но турецкий народ склонен развивать отношения с Россией. Азербайджанское правительство сохраняет нейтралитет, стремясь обеспечить свои интересы в Нагорном Карабахе, в то время как большинство его населения поддерживает Украину. Нейтральная позиция казахстанского правительства фактически отдает предпочтение Украине, европейским странам и США, в то время как население в основном поддерживает Россию и сохраняет нейтралитет. Нейтральная позиция Узбекистана в большей степени ориентирована на баланс между Европой, США и Россией, для чего правительство приняло меры по десоветизации и дерусификации, но граждане находятся под сильным влиянием российского информационного пространства. Правительство Кыргызстана придерживается негативного нейтралитета, но СВО спровоцировала информационную войну в кыргызском обществе. Различия в официальных позициях ведущих тюркоязычных стран, а также дислокация официальных и гражданских позиций не позволяют поднять их политику в отношении СВО на уровень Организации тюркских государств, но повышают вероятность корректировки их позиций. В то же время СВО также является информационной войной России с Украиной и Западом за сердца тюркоязычных народов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE POSITIONS AND ATTITUDES OF THE GOVERNMENTS AND CITIZENS OF TURKIC SPEAKING STATES TOWARDS THE SPECIAL MILITARY OPERATION OF RUSSIA IN UKRAINE

The main Turkic-speaking countries are deeply concerned about the Special Military Operation of Russia in Ukraine (abbreviated as "SMO") and have all declared neutrality. However, these states differ in how they view neutrality and how they deal with related issues. Studies show that the Turkish government pursues a policy of active neutrality and strives to act as a mediator in the SMO, while the Turkish people tend to promote contacts with Russia. The Azerbaijani government is maintaining a cautious neutrality aimed at securing its interests in Nagorno-Karabakh, while the citizens mainly support Ukraine. The neutral position of the Kazakh government is actually pro-Ukraine, pro-European and pro-US, while the people either support Russia or maintain neutrality. Uzbekistan's is trying to balance between Europe, the US, and Russia, and carries out de-Sovietization and de-Russification measures, yet its people are greatly influenced by Russia's infospace. The Kyrgyz government has insisted on negative neutrality, but the SMO has sparked an information war in Kyrgyz society. The differences in the official positions and the discrepancy between the official and public attitudes of the main Turkic-speaking states prevent them from elevating SMO policies to the level of the Organization of Turkic States, while increasing the possibility of adjusting their stances.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ГРАЖДАН ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ»

УДК 327+32.019.52

DOI: 10.17072/2218-1067-2024-2-126-134

АНАЛИЗ ПОЗИЦИИ И ОТНОШЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВ И ГРАЖДАН ТЮРКОЯЗЫЧНЫХ СТРАН К СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ РОССИИ НА УКРАИНЕ

Чжан Юйянь

Чжан Юйянь, доктор политических наук, доцент, Институт исследований Центральной Азии

и Институт политологии и международных отношений,

Ланьчжоуский университет, Ланьчжоу, Китай.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0003-0923-0737).

Аннотация

Под влиянием субъективных и объективных факторов, таких как историческая память, реальные интересы и геополитика, тюркоязычные страны с большим вниманием относятся к специальной военной операции России на Украине (далее - СВО), а их правительства заявляют о нейтральной позиции. Однако между этими странами не только на официальном, но и на гражданском уровне существуют значительные различия в том, как они воспринимают нейтральную позицию и решают вопросы, связанные с операцией. Исследования показывают, что турецкое правительство проводит активную политику нейтралитета и пытается урегулировать вопросы украинского конфликта, но турецкий народ склонен развивать отношения с Россией. Азербайджанское правительство сохраняет нейтралитет, стремясь обеспечить свои интересы в Нагорном Карабахе, в то время как большинство его населения поддерживает Украину. Нейтральная позиция казахстанского правительства фактически отдает предпочтение Украине, европейским странам и США, в то время как население в основном поддерживает Россию и сохраняет нейтралитет. Нейтральная позиция Узбекистана в большей степени ориентирована на баланс между Европой, США и Россией, для чего правительство приняло меры по десоветизации и дерусификации, но граждане находятся под сильным влиянием российского информационного пространства. Правительство Кыргызстана придерживается негативного нейтралитета, но СВО спровоцировала информационную войну в кыргызском обществе. Различия в официальных позициях ведущих тюркоязычных стран, а также дислокация официальных и гражданских позиций не позволяют поднять их политику в отношении СВО на уровень Ораганизации тюркских государств, но повышают вероятность корректировки их позиций. В то же время СВО также является информационной войной России с Украиной и Западом за сердца тюркоязычных народов.

Ключевые слова: специальная военная операция; Россия; Украина; тюркоязычные страны; официальные и гражданские позиции.

Введение

Евразия вновь находится в состоянии хаоса с начала специальной военной операции России на Украине (далее - СВО) в феврале 2022 г. Ведущие страны и группы стран мира придают большое значение СВО. Среди них подход и позиция тюркоязычных стран к СВО заслуживают особого внимания.

СВО влияет на эмоциональное состояние тюркоязычных стран. Во-первых, общие чувства, сформированные общей историей, все более размываются, а общая «историческая родина» становится источником недоверия новых независимых государств к России. Советский Союз является общей исторической памятью России с Украиной, Азербайджаном и странами Центральной Азии, что в течение некоторого времени служило общей эмоциональной основой для поддержания отношений между ними. Но эти общие воспоминания не только все больше теряют свою роль в консолидации Россией существующих отношений с новыми независимыми государствами, но и рассматриваются политическими элитами новых государств как угроза, препятствующая их независимому государственному строительству с течением времени, сменой поколений и распространением западной идеологии в Евразии. Более того, Россия все чаще воспринимается частью политической элиты новых независимых государств как страна с амбициями восстановить «имперскую систему» в Евразии ценой подрыва их суверенитета независимости и территориальной целостности.

© Чжан Юйянь, 2024

Во-вторых, многосоставная идентичность позволяет Турции выступить посредником между Россией и Украиной и тем самым повысить свою значимость на Западе и Востоке. Турция является стратегическими партнером не только России, но и Украины. Будучи членом НАТО, Турция имеет тесные связи с европейскими странами и США, и она долгое время демонстрировала активное желание присоединиться к ЕС. В то же время Турция может направлять общественное мнение о СВО в международном сообществе с помощью Организации тюркских государств. Множественная идентичность позволяет Турции лавировать между Россией, Украиной, Европой и США, что не только демонстрирует важное место Турции в делах Евразии, но и позволит Турции укрепить свое лидерство в тюркоязычных странах.

В-третьих, одним из важных средств противодействия России со стороны Украины является присоединение к тюркоязычным странам и их организациям. После «цветной революции» 2014 г. Украина изменила свою дипломатическую стратегию поиска баланса между Западом и Россией и встала на путь полной дерусификации и вестернизации. В августе 2020 г. правительство Украины обратилось с просьбой о вступлении в Совет сотрудничества тюркоязычных государств (нынешнюю Организацию тюркских государств) в качестве государства-наблюдателя.

Наконец, геополитические потрясения, вызванные СВО, ставят Евразию перед новым раундом структурной перестройки. Вмешательство европейских стран, США и их организаций сделало СВО новым пиком геополитического соперничества в Евразии. Тюркоязычные страны, включая Турцию, должны заранее решить такой вопрос, как защитить свои интересы в новом раунде конкуренции.

Эмпирические данные и методы исследования

На всех этапах СВО правительства тюркоязычных стран заявляют о своей нейтральной позиции и выступают за политико-дипломатическое решение конфликта в соответствии с нормами и принципами международного права.

Для анализа официальных позиций следует рассматривать соглашения, подписанные с обеими странами с начала СВО, участие в антироссийских санкциях и заявления правящей элиты. Для измерения гражданских отношений использованы опубликованные данные социологических опросов населения тюркоязычных стран об отношении к СВО. Качественные исследования основаны на комментариях СМИ и ученых о СВО.

Проблему составляет то, что социологические опросы в разных странах проводились разными службами и по различным методикам, поэтому их сложно сравнивать.

Турция:

амбиции Эрдогана и народное предпочтение России

Турция как стратегический партнер поддерживает тесные отношения с Россией и Украиной. Еще в 2020 г. Турция начала заявлять о своей роли посредника между Россией и Украиной. Турция призывает западные страны учитывать озабоченность Москвы по поводу безопасности и одновременно открыто помогает Киеву защищать его территориальную целостность, поставляя оружие и даже проводя совместные учения с украинскими военными. Близость Украины к тюркоязычным странам и их организациям во главе с Турцией и подписание 3 февраля 2022 г. соглашения о зоне свободной торговли между Турцией и Украиной обеспечивают развитие двусторонних отношений. В связи с эскалацией СВО Эрдоган считает, что для национальных интересов Турции наиболее благоприятным вариантом было бы поддержание баланса между двумя странами и прекращение огня путем переговоров между двумя странами при посредничестве Турции.

Турция закрыла проход российских кораблей через Босфор и Дарданеллы по просьбе Украины, но считает, что не должна разрывать отношения ни с одной из сторон конфликта с учетом безопасности Черноморского пролива (Висам Исмаил, 2022). Даже после подписания с Вашингтоном соглашения о «схеме гармонизации санкций» в марте 2024 г. Анкара не считает санкции эффективным инструментом сдерживания.

Несмотря на то, что переговоры между Россией и Украиной в Стамбуле 29 марта 2022 г. не принесли существенных результатов, Турция получила статус посредника, одобренный обеими сторонами, что позволяет Турции косвенно влиять на условия будущих переговоров.

Турция дистанцируется от политики НАТО, рассматривая поддержку европейской политики как козырь Анкары при вступлении в ЕС. С вступлением Швеции в НАТО в июле 2023 г. и провалом предложенного Эрдоганом обмена на продвижение процесса вступления Турции в ЕС Анкара будет уделять больше внимания своей уникальной роли в отношении между Россией и Украиной.

Турция нашла альтернативный путь, приведя «тюркский мир» на европейский рынок путем укрепления торгово-экономического сотрудничества с Великобританией, что еще больше повысило уверенность Турции в поддержании баланса и выполнении роли посредника между Россией и Украиной.

На позицию турецкого народа в отношении СВО влияет антизападная пропаганда, которая широко распространяется с приходом к власти Партии справедливости и развития, и евразийство, которое развивается в Турции в последние годы. Правительство Эрдогана представляло Запад как «мать всех зол», замышлявшую заговор против экономики, суверенитета и безопасности Турции, и установило дискурсивную гегемонию, эффективно делегитимизирующую любое выражение благоприятных взглядов о Западе. Среди турок широко распространено мнение, что западные государства и организации оказывают помощь сепаратистской Рабочей партии Курдистана (РПК) в Турции и ее детищу в Сирии - отрядам народной самообороны (YPG). Это подстегнуло и укрепило антизападничество по всему политическому спектру.

Таблица 1

Опрос об ответствености за провоцирование украинского кризиса в Турциш

Организатор Время Должна(ы) ответить за украинский кризис, %

Россия Украина США и НАТО

Metropoll Март 2022 г. 33,7 7,5 48

Результаты многих опросов турецких социологических агентств показывают, что турки положительно относятся к России. Согласно опросу социолога Гежичи (Ое2ю1), проведенному в 24 турецких провинциях в конце 2022 г., 62,6 % опрошенных назвали Россию дружественной страной, а 90 % респондентов считают США врагом Турции2. Другие опросы также показывают, что Россия обогнала США в завоевании симпатии не только избирателей Партии справедливости и развития, но и большинства оппозиционных партий.

Азербайджан:

нейтралитет с оговорками и антироссийские настроения населения

Пятнадцатого января 2022 г. президенты Азербайджана и Украины подписали в Киеве Декларацию об углублении стратегического партнерства. Двадцать второго февраля президенты Азербайджана и России подписали в Москве Декларацию о союзническом взаимодействии. После начала СВО правительство Азербайджана решило сохранить баланс между двумя стратегическими партнерами, провозгласив нейтральную позицию и одновременно оказав гуманитарную помощь Украине. Азербайджан воздержался от участия в голосовании за «исключение» России из Совета Европы и Совета ООН по правам человека, что отражает нейтральную позицию правительства Азербайджана.

Следует отметить, что нейтральная позиция Азербайджана имеет оговорки, наиболее важным из которых является решение нагорно-карабахского вопроса. «На фоне конфликта с Украиной отношения с Азербайджаном стали играть намного большее значение для России... Так что у России просто нет пространства для маневра... У Азербайджана намного больше возможностей добиться того, что он действительно хочет, - абсолютного, никем не оспариваемого суверенитета над Нагорным Карабахом» (Лоуренс Броерс, 2023). Роспуск «Нагорно-Карабахской Республики» и ее «возвращение» Азербайджану в сентябре 2023 г. свидетельствуют об эффективности политики правительства Азербайджана.

1 Ихсан Даги. Кому теперь Эрдоган вгонит нож в спину: Турция между Западом и Востоком (2022) [Электронный ресурс], Рамблер, 8 мая. URL: https://news.rambler.ru/conflicts/48617982-komu-teper-erdogan-vgonit-nozh-v-spinu-turtsiya-mezhdu-zapadom-i-vostokom/ (дата обращения: 06.11.2022).

2 Gezici. 90 % опрошенных жителей Турции назвали США врагом (2023) [Электронный ресурс], РИА Новости, 9 янв. URL: https://russian.rt.com/world/news/1095061-opros-turciya-ssha (дата обращения: 16.12.2022).

Таблица 2

Опрос граждан Азербайджана о СВО1

Организатор Время Кто виноват? Кто победит?

Россия за глобальные интересы Россия из-за неверной стратегии Украина за присоединение к ЕС и НАТО Запад за вооружение Украины Россия Украина Запад

Центр социаль ных исследований Июнь 2023 г. 32,2 % 28,1 % 31,2 % 26 % 32,7 % 33,3 % 1,4 %

В отличие от официальной позиции гражданское общество Азербайджана недовольно позицией правительства по отношению к СВО и все чаще выступает в поддержку Украины. Можно сказать, что абсолютное большинство простых граждан Азербайджана - на стороне украинцев (Кети Бочоришвили, 2022). Представители ряда политических партий, гражданские и политические активисты, правозащитники, журналисты провели многочисленные акции протеста перед посольствами России и Украины в Азербайджане для поддержки Украины. Они рассматривают СВО как «вторжение России в Украину» и активно выступают с аналогичными заявлениями в СМИ (Голос Азербайджана, 2022). Правительство Азербайджана не принимает никаких ограничительных мер в отношении различных антироссийских выступлений и антироссийских митингов гражданского общества, что влияет на отношение населения к СВО. Как видно из табл. 2, результаты опроса также показывают аналогичное отношение населения к этой операции.

Казахстан:

участие в антироссийских санкциях и гражданская поддержка России

После начала СВО президент Казахстана Касым Токаев заявил о своей нейтральной позиции и призвал обе стороны к переговорам, но затем принял ряд мер, которые противоречат такой позиции.

Правительство Казахстана приняло участие в антироссийских санкциях. В частности, в ходе первого саммита «Центральная Азия - Германия», состоявшегося в сентябре 2023 г., Касым Токаев снова отметил, что «Астана будет дальше соблюдать антироссийские санкции и поддерживать контакты с западными структурами, которые за этим следят»2.

С 28 февраля 2022 г. правительство Токаева приняло решение ограничить информационное и культурное влияние России на казахстанцев и распорядилось закрыть вещание российских телевизионных программ на территории Казахстана, что оказывает негативное влияние на развитие других русскоязычных каналов и русскоязычных школ в Казахстане.

Правительство Казахстана отменило празднование Дня Победы 9 мая 2022 и 2023 гг. во имя экономии средств. Теперь, когда празднование Дня Победы является единственным крупным событием в общей исторической памяти бывших советских стран, отказ от этого мероприятия является признаком их открытого дистанцирования от России.

Казахстан и Турция подписали в Анкаре соглашение о военном сотрудничестве и сотрудничестве в области разведки в мае 2022 г. Казахстан подойдет к НАТО через Турцию и станет плацдармом для расширения Турции в Центральной Азии и создания «Туранской армии» (Айнур Курманов, 2022).

Как показано в табл. 3, в подходе к СВО, в отличие от правительства, казахстанцы в основном поддерживают Россию или сохраняют нейтралитет. 14 % респондентов высказались за укрепление Тюрк-

1 В Азербайджане предположили, кто победит в российско-украинском конфликте - опрос (2023) [Электронный ресурс], EurAsia Daily, 13 июня. URL: https://eadaily.com/ru/news/2023/06/13/v-azerbaydzhane-predpolozhili-kto-pobedit-v-rossiysko-ukrainskom-konflikte-opros (дата обращения: 16.09.2023).

2 Олеся Казакова. Казахстан отвернулся от РФ? Почему Токаев за санкции, как ответит Москва? (2023) [Электронный ресурс], News.ru, 29 сент. URL: https://news.ru/cis/kazahstan-otvernulsya-ot-rf-pochemu-tokaev-za-sankcii-kak-otvetit-moskva/?ysclid =lnfd3d7sws533347653 (дата обращения: 10.10.2023).

ского союза, 12 % - за наращивание военного потенциала своей страны. Некоторые казахстанцы выражают недовольство отменой правительством празднования Дня Победы 9 мая. Но под влиянием государственной политики антироссийские националисты и западные сторонники захватывают информационное и политическое пространство Казахстана, что в определенной степени повлияло на восприятие казахстан-цами России.

Таблица 3

Опрос граждан Казахстана о СВО1

Организатор Время Кого поддержать?

Россию Украину и западные страны Нейтралитет

Demoscope Апрель 2022 г. 39 % 6 % 46 %

В ноябре 2022 г. и мае 2023 г. Бешо8соре провело еще два опроса среди казахстанцев, которые показали, что отношение граждан к СВО значительно не изменилось, но в вопросах восприятия России появилась отрицательная динамика. Так, у 32,6 % казахстанцев ухудшилось отношение к России с начала операции в Украине. В возможное нападение России на Казахстан верят 15 % казахстанцев. Это в два раза превышает показатели ноября 2022 г. (8,3 %). Доля казахстанцев, считающих, что Россия ведет операцию против Украины с целью ее оккупации и дальнейшего присоединения, выросла с 22 до 28 %2.

Кыргызстан:

негативный нейтралитет и раскол гражданского общества

Кыргызское правительство неоднократно подчеркивало, что «кыргызский народ исторически поддерживает дружественные отношения с народами России и Украины», «надеется на скорейший мир между двумя сторонами», «избегает дальнейших жертв и разрушений путем переговоров». В связи с отказом Кыргызстана поддержать антироссийские санкции Запада 1 марта 2022 г. Зеленский отозвал посла Украины в Кыргызстане. Премьер-министр Кыргызстана Акылбек Жапаров был вынужден ответить после того, как правительство США объявило о введении вторичных санкций против нейтральных стран в СВО. Он заявил, что «Киргизия - маленькая страна, от позиции которой мало что зависит в мире, однако непродуманное решение может обернуться для ее же собственного народа большими беда-ми»з. Эти идеи совпадают с мнением президента Садыра Жапарова о нейтральной позиции. Именно поэтому Кыргызстан подписал с Россией соглашение о создании региональной системы ПВО в мае 2023 г., а с Украиной меморандум о сотрудничестве в области военной разведки в августе 2023 г.

Дипломатические события августа 2023 г., связанные с санкциями против России, укрепили решимость правительства Кыргызстана придерживаться политики негативного нейтралитета. Президент Жапаров опровергнул обвинение сенатора США Роберта Менендеса в том, что правительство Кыргызстана помогает России или ее агентам избежать международных санкций. Он ответил: «Это я расцениваю как обычный повод, чтобы оказать давление на Кыргызстан и перетянуть нас на свою сторону. Но мы этого не допустим. Мы независимая страна. Мы и впредь будем со всеми странами в равных отношениях. Будем проводить многовекторную внешнюю политику»4.

На социальном уровне, как показывают результаты опроса в табл. 4, значительная часть населения Кыргызстана относится к России и Турции благосклонно и больше поддерживает Россию в СВО. В то же время процент сторонников нейтральных позиций также очень высок.

1 Александр Пылев. Станет ли Казахстан второй Украиной для России: почему спасенный Путиным режим Токаева предал нашу страну (2022) [Электронный ресурс], Bloknot, 20 апр. URL: https://bloknot.ru/obshhestvo/stanet-li-kazahstan-vtoroj-ukrainoj-dlya-rossii-pochemu-spasenny-j-putiny-m-rezhim-tokaeva-predal-nashu-stranu-917176.html (дата обращения: 20.12.2022).

2 ОПРОС: Треть казахстанцев стала хуже относиться к России после начала войны (2023) [Электронный ресурс], Demoscope, 17 мая. URL: https://demos.kz/opros-tret-kazahstancev-stala-huzhe-otnositsja-k-rossii-posle-nachala-vojny/ (дата обращения: 20.06.2023).

3 Алевтина Запольская. Киргизия ответила «требующим определиться» с позицией по Украине (2022) [Электронный ресурс], Лента.Ру., 24 марта. URL: https://lenta.ru/news/2022/03/24/kirgizia/ (дата обращения: 12.10.2022).

4 Александра Гольм. Сенатор США написал письмо Жапарову о санкциях против России. Глава Кыргызстана назвал это давлением (2023) [Электронный ресурс], NUR.KZ., 09 авг. URL: https://www.nur.kz/world/2031884-povod-chtoby-okazat-davlenie-senator-ssha-otpravil-pismo-na-imya-sadyra-zhaparova/ (дата обращения: 28.09.2023).

Таблица 4

Опрос граждан Кыргызстана о СВО1

Организатор Время Сого поддержать? Следует строить партнерские и дружеские отношения с

Россию Украину Нейтралитет

Евразийцы - новая волна Апрель 2022 г. 45 % 4,2 % 38 % Россией - 80 %, Турцией - 67,7 %, Казахстаном - 50,6 %, Китаем - 43,8 %, США - 7,8 %

Примечательно, что СВО вызвала информационную войну в кыргызском обществе. Пользователи интернета страдают от огромного объема информации, достоверность которой, как правило, трудно проверить. Комментарии под сообщениями в социальных сетях полны споров, ненависти и нападок. С одной стороны, при долгосрочном финансировании со стороны Фонда Сороса, Национального фонда демократии США, Агентства США по международному развитию и других фондов в Кыргызстане появились неправительственные организации, либералы, национальные патриоты. После начала СВО они стремительно росли, пытаясь навязать всему обществу антироссийские и ксенофобские настроения. Например, редакция Factcheck.kg никогда не участвовала в проверке фактов по публикациям украинских фейков, которые массово распространялись в информационном пространстве Кыргызстана. Зато на его сайте есть целый раздел «Война на Украине», где куча антироссийских публикаций посвящена расследованиям событий в СВО, но нет ни одного упоминания о преступлениях киевского режима против мирного населения Донбасса (StanRadar, 2024). С другой стороны, часть населения также поддерживает укрепление отношений с Россией с точки зрения развития Евразийского экономического союза, ОДКБ, трудовой миграции, стабильности валюты и энергоснабжения.

Узбекистан:

нейтралитет с акцентом на баланс и влияние российского информационного пространства

После начала СВО официальный представитель президента Узбекистана Шерзод Асадов заявил, что Ташкент занимает взвешенную и нейтральную позицию, и призвал: «Все возникающие споры и разногласия должны решаться исключительно на основании норм международного права»2. Затем Узбекистан, как Туркменистан, не участвовал в голосовании в ООН, осуждающем военные действия России. В марте 2023 г. президент Шавкат Мирзиёев вновь подчеркнул нейтральную позицию своей страны «за мою нацию, народ, интересы великого Узбекистана»3.

После прихода к власти президент Мирзиёев стал уделять больше внимания поддержанию баланса с крупными державами. Основными мерами являются следующие: 1) Узбекистан установил стратегическое партнерство с Россией, США и Китаем; 2) восстановлена репутация басмачей, пострадавших в советское время и введены запреты на русскоязычную символику в городе; 3) Узбекистан встал на путь «евроинтеграции» через объединение с Турцией в 2019 г. (Антимайдан, 2022); 4) Ташкент с Вашингтоном подписали 12 документов о сотрудничестве в энергетике, машиностроении, ГГ и других сферах в сентябре 2023 г., а с Москвой - документы о сотрудничестве по поставкам нефти в октябре 2023 г.

Таблица 5

Опрос о восприятии России и Украины гражданами Узбекистана4

Страна Дружественный Нейтральный Недружественный Затрудняюсь ответить

Россия 67 % 1 % 2 % 31 %

Украина 3 % 1 % 1 % 95 %

1 В Киргизии 45 % опрошенных поддерживают Россию в ситуации на Украине (2022) [Электронный ресурс], Мост, 4 мая. URL: https://most.report/v-kirgizii-45-oproshennyh-podderzhivajut-rossiju-v-situacii-na-ukraine/ (дата обращения: 16.01.2024).

2 Константин Михальчевский. Узбекистан высказался о военной операции России на Украине (2022) [Электронный ресурс], Sputnik, 28 февр. URL: https://tj.sputniknews.ru/20220228/uzbekistan-operation-position-1046338647.html (дата обращения: 18.09.2022).

3 Шавкат Мирзиеев. Президент ответил на вопрос: «На чьей стороне Узбекистан?» (2023) [Электронный ресурс], Газета.uz., 13 марта. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2023/03/13/president/ (дата обращения: 16.08.2023).

4 Источник данных: Социологи СНГ. Значительная часть опрошенных узбекистанцев не смогла ответить на вопрос о дружественности тех или иных стран (2023) [Электронный ресурс], АН Podrobno.uz., 4 янв. URL: https://podrobno.uz/cat/obchestvo/znachitelnaya-chast-oproshennykh-uzbekistantsev-ne-smogla-otvetit-na-vopros-o-druzhestvennosti-tekh-/ (дата обращения: 20.11.2023).

На социальном уровне: поскольку с момента обретения независимости Узбекистан так и не смог создать независимое информационное пространство, отношение населения к СВО в большей степени зависит от информации из-за рубежа. Несмотря на то, что свобода журналистики в Узбекистане относительная, медиа страны начали выпускать много аналитических материалов с участием экспертов, политологов и экономистов, которые дают информацию и аналитику на узбекском и русском языках о причинах и последствиях СВО. Основная масса русскоязычных СМИ Узбекистана ориентируется на российские издания в сообщениях об операции в Украине и использует их риторику. Например, новость «Путин одобрил спецоперацию». Мгновенно и автоматом следуют как минимум 10 комментариев: «Путин молодец», «Украине смерть», «Вперед Россия», «Только так», «Супер» и т.д. На узбекском языке медиа, в том числе блогеры, более открыто выражают поддержку Украине, используют такие термины, как «агрессия», «оккупанты», «нападение», «империя», «третий Рим» (Умида Маниязова, 2023). Но все-таки население Узбекистана больше подвержено влиянию русскоязычного информационного пространства. Именно по этой причине, как видно из табл. 5, узбекское население больше симпатизирует России (67 %), в то время как в отношении к Украине возникают затруднения с ответом (95 %).

Заключение

Анализ продемонстрировал, что в целом тюркоязычные страны занимают нейтральную позицию, но степень нейтралитета значительно различается. Кроме того, официальная позиция тюркоязычных стран в отношении к СВО явно не совпадает с гражданской позицией. В основном отношение населения Азербайджана, Казахстана и Узбекистана к СВО значительно отличается от официальной позиции, но пока находится под контролем их правительств.

Важно, что отношение правящих кругов тюркских стран к СВО в большей степени связано с ходом военных действий и защитой собственных интересов, а отношение населения - с информационным пространством, в котором оно находится.

Правительства тюркоязычных стран корректируют свои позиции под предлогом давления со стороны населения. Если в ходе нагорно-карабахского конфликта, «январских беспорядков» в Казахстане активно действовала Организация тюркских государств, то в данном случае она воздерживается от выражения своей позиции по СВО. Это связано с трудностями согласования позиций стран на организационном уровне и с отсутствием прямых связей с ОТГ обоих участников конфликта; к тому же главный приоритет ОТГ представляет собственное развитие, и минимизация рисков становится предпочтительным выбором для ОТГ.

Финансовая поддержка

Статья написана при поддержке гранта Национального фонда социальных наук Китая (грант № 23VXJ034) и проекта для ключевых исследовательских баз Ланьчжоуского университета «Изменение ситуации в Центральной Азии и строительство "Одного пояса, одного пути"» (грант № 2023jbkyjd003)

( ШШШЦ : 23VXJ034 ) ,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(штц-: 2023]

bkyjd003 ) 1ШЩ.

Список литературы / References

Айнур Курманов (2022) 'Казахстан дрейфует от России в сторону «тюркского НАТО»', ПолитНавигатор, 14 мая, Доступно: https://www.politnavigator.net/kazakhstan -drejjfuet-ot-rossii-v-storonu-tyurkskogo-nato.html (Дата обращения: 12.01.2023) [Ainur Kurmanov (2022) 'Kazakhstan drifts from Russia towards the «Turkic NATO»'[Kazahstan drejfuet ot Rossii v storonu «tjurkskogo NATO»], Polit-Navigator, May 14, Available at: https://www.politnavigator.net/kazakhstan -drejjfuet-ot-rossii-v-storonu-tyurkskogo-

nato.html (Accessed: 12.01.2023). (In Russ.)].

Антимайдан (2022) 'Узбекистан становится американским плацдармом - потребуется спецоперация', 11 мая, Доступно: https://anti-maidan.eom/2022/05/11/ uzbekistan-stanovitsya-amerikanskim-placzdarmom-potrebuetsya-speczopera-cziya/ (Дата обращения: 14.10.2022) [Antimaydan (2022) 'Uzbekistan Becomes a Bridgehead for the United States - Needs Special Action' [Uzbekistan stanovitsja amerikanskim placdar-

mom - potrebuetsja specoperacija], May 11, available at: https://anti-maidan.com/2022/05/11/uzbekistan-stanovitsya-amerikanskim-placzdarmom-potrebuetsya-speczoperacziya/ (Accessed: October 14, 2022). (In Russ.)].

Висам Исмаил (2022) 'Турция между Россией и Западом: игра на краю пропасти', ИноСМИ, 10 мая, Доступно: https://teh-nowar.ru/357054-Turciya-meghdu-Ros-siey-i-Zapadom-igra-na-krayu-propas-ti.html/(Дата обращения: 02.12.2022) [Visam Ismail (2022) 'Turkey between Russia and the West: Playing on the Brink'[Turcija mezhdu Rossiej i Zapa-dom: igra na kraju propasti], InoSMI, May 10, Available at: https://tehno-war.ru/357054-Turciya-meghdu-Rossiey-i-Zapadom-igra-na-krayu-propasti.html/ (Accessed: 02.12.2022). (In Russ.)].

Голос Азербайджана (2022) 'Украина - это исконно тюркские земли', Regnum, 12 марта, Доступно: https://regnum.ru/ news/polit/3531250.html (Дата обращения: 06.10.2022) [Voice of Azerbaijan (2022) 'Ukraine - a native Turkic land'[Ukraina - jeto iskonno tjurkskie zemli], Regnum, March 12, Available at: https://regnum .ru/news/polit/3531250.htm l (Accessed: 06.10.2022). (In Russ.)].

Кети Бочоришвили (2022) 'Абсолютное большинство простых граждан Азербайджана - на стороне украинцев', Эхо Кавказа, 27 Февраля, Доступно: https://www.ekhokavkaza.com/a73172654 7.html (Дата обращения: 28.10.2022) [Keti Bochorishvili (2022) 'The absolute majority of ordinary citizens of Azerbaijan - on the side of Ukrainians' [Absoljutnoe bol'shinstvo prostyh grazhdan Azerbajdzhana - na storone ukraincev], Echo of the Caucasus, February 27, Available at: URL: https://www.ekhokavkaza.com/a/3172654 7.html (Accessed: 28.10.2022). (In Russ.)].

Лоуренс Броерс (2023) 'Как Азербайджан собирается «реинтегрировать» Нагорный Карабах? Какую роль в регионе теперь будут играть Россия и Турция? И что делать Западу?', Meduza, 3 октября, Доступно: https://meduza.io/feature/2023 /10/03/kak-azerbaydzhan-sobiraetsya-reintegrirovat-nagornyy-karabah-kakuyu-rol-v-regione-teper-budut-igrat-rossiya-i-turtsiya-i-chto-delat-zapadu?ysclid=lnased

8v48249567985 (Дата обращения: 03.10.2023) [Lawrence Broers (2023) 'How is Azerbaijan going to «reintegrate» Nagorno-Karabakh? What role will Russia and Turkey now play in the region? And what should the West do?' [Kak Azerbajdzhan sobiraetsja «reintegrirovat'» Nagornyj Karabah? Kakuju rol' v regione teper' budut igrat' Rossija i Turcija? I chto delat' Zapadu?], Meduza, October 3, Available at: URL: https://meduza.io/ feature/2023/10/03/kak-azerbaydzhan-sobiraetsya-reintegrirovat-nagornyy-karabah-kakuyu-rol-v-regione-teper-budut-igrat-rossiya-i-turtsiya-i-chto-delat-zapadu?ysclid=lnased8v48249567985 (Accessed: 03.10.2023). (In Russ.)].

Сунь Есю (2023) 'Причины, процессы и выгоды российско-украинской войны и откровения о будущих операциях', Институт Куньлуньцзе, 26 вагуста, Доступно: http://www.kunlunce.com/ssjj/guo-j ipinglun/2023 -08-26/171405 .html (Дата обращения: 26.12.2023) [Sun Exiu (2023) 'Reasons, processes and benefits of the Russian-Ukrainian war and revelations about future operations' [Prichiny, pro-cessy i vygody rossijsko-ukrainskoj vojny i otkrovenija o budushhih operacijah]

Й^^^^ЙЙ^), Kunlunce Institute, August 26, Available at: URL: http://www.kunlunce.com/ssjj/guojipinglu n/2023-08-26/171405.html (Accessed: 26.12.2023). (In Chinese)]

Умида Маниязова (2023) '«Война» или «конфликт»: как в узбекистанских СМИ освещают нападение России на Украину', Newreporter, 24 февраля, Доступно: https://newreporter.org/2023/02/24/ vojna-ili-konflikt-kak-v-uzbekistanskix-smi-osveshhayut-napadenie-rossii-na-ukrainu/?ysclid=lngqsle4da825623351 (Дата обращения: 23.06.2023) [Umida Maniyazova (2023) '«War» or «conflict»: how the Uzbek media cover Russia's attack on Ukraine' [«Vojna» ili «konflikt»: kak v uzbekistanskih SMI osveshhajut napadenie Rossii na Ukrainu], Newreporter, February 24, Available at: https://newreporter.org/2023/02/24/vojna-ili-konflikt-kak-v-uzbekistanskix-smi-osveshhayut-napadenie-rossii-na-ukrainu/?ysclid=lngqsle4da825623351(A ccessed: 23.06.2023). (In Russ.)].

StanRadar (2024) 'Информационная война в Кыргызстане: агентура не дремлет', Интернет газета «Белый Парус», 24 января, Доступно: https://paruskg.info/ glavnaya/208832-Информационная-вой-на-в-Кыргызстане-агентура-не-дрем-лет.Йш1 (Дата обращения: 12.02.2024) [StanRadar (2024) 'Information war in

Kyrgyzstan: agents do not sleep' [Informacionnaja vojna v Kyrgyzstane: agentura ne dremlet], InterGlass Parusky, January 24, Available at: URL: https://pa-ruskg .info/glavnaya/208832-Hн$ормaцн-OHHaH-BOHHa-B-Kbiprbi3craHe-aremypa-He-gpeMneT.html (Accessed: 12.02.2024). (In Russ.)].

Статья поступила в редакцию: 25.10.2023

Статья поступила в редакцию повторно, после доработки: 01.03.2024 Статья принята к печати: 30.04.2024

ANALYSIS OF THE POSITIONS AND ATTITUDES OF THE GOVERNMENTS AND CITIZENS OF TURKIC SPEAKING STATES TOWARDS THE SPECIAL MILITARY OPERATION OF

RUSSIA IN UKRAINE

Zhang Yuyan

Zhang Yuyan, PhD, associate professor, Lanzhou University,

Institute for Central Asian Studies, School of Politics and International Relations, Lanzhou 730000, Gansu, P.R. China.

E-mail: [email protected] (ORCID: 0000-0003-0923-0737).

Abstract. The main Turkic-speaking countries are deeply concerned about the Special Military Operation of Russia in Ukraine (abbreviated as "SMO") and have all declared neutrality. However, these states differ in how they view neutrality and how they deal with related issues. Studies show that the Turkish government pursues a policy of active neutrality and strives to act as a mediator in the SMO, while the Turkish people tend to promote contacts with Russia. The Azerbaijani government is maintaining a cautious neutrality aimed at securing its interests in Nagorno-Karabakh, while the citizens mainly support Ukraine. The neutral position of the Kazakh government is actually pro-Ukraine, pro-European and pro-US, while the people either support Russia or maintain neutrality. Uzbekistan's is trying to balance between Europe, the US, and Russia, and carries out de-Sovietization and de-Russification measures, yet its people are greatly influenced by Russia's infospace. The Kyrgyz government has insisted on negative neutrality, but the SMO has sparked an information war in Kyrgyz society. The differences in the official positions and the discrepancy between the official and public attitudes of the main Turkic-speaking states prevent them from elevating SMO policies to the level of the Organization of Turkic States, while increasing the possibility of adjusting their stances.

Keywords: Special Military Operation; Russia; Ukraine; Turkic-speaking countries; official and civil positions.

Financial support: The research was carried out at the expense of a grant of the National Social Sci-ence Fund of China (grant № 23VXJ034) and the project for key research bases of Lanzhou Universi-ty «Changing the situation in Central Asia and the construction of "One Belt, One Road"» (grant № 2023jbkyjd003)

штч: 2023]

bkyjd003)|g®].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.