УДК: 339.13
ББК: 65.291.3
Маркова Е.С., Зюзина Н.Н., Зюзина Е.А.
АНАЛИЗ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ РЫНКА ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЯ
Markova E.S., Zyuzina N.N., Zyuzina E.A.
CONSUMER ANALYSIS OF THE ONLINE EDUCATION-MARKET
Ключевые слова: образование, информационно-коммуникационные технологии, рынок, потребитель, электронное обучение, дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное, обучение онлайн-образование, качество обучения.
Keywords: education, information and communication technologies, market, consumer, e-learning, distance learning, network learning, virtual, online learning, quality of learning.
Аннотация: актуальность исследования обусловлена тем, что с развитием новых информационных технологий создаются условия для формирования единого глобального информационного и образовательного пространства. В связи с этим становится иной система образования. Обществом востребована личность, владеющая фундаментальными знаниями и практическими навыками; обладающая высоким уровнем креативного и аналитического мышления, навыками конструктивного поиска при решении личностных задач; способная к творческой самоорганизации. Большинство молодых людей не сомневаются, что получение образования позволит достичь высокого социального и профессионального статуса, жизненного успеха, стать компетентными специалистами.
Цель данного исследования - изучить потребителей рынка онлайн-образования. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы рынка онлайн-образования.
2. Провести анализ потребителей рынка онлайн-образования.
3. Сформулировать выводы по исследованию.
Теоретической и методологической базой исследования послужили научные труды А.Г. Сергеева, Г. У. Солдатова, Б.Ж. Тагарова, В.В. Синельникова и других авторов. В процессе исследования использовались системный анализ и синтез, а также методы логического и факторного анализов.
Научно-практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для развития учебного процесса в образовательных учреждениях с использованием новых информационно-коммуникационных технологий.
Abstract: the relevance of the research is due to the fact that with the development of new information technologies, conditions are created for the formation of a single global information and educational space. In this regard, the education system becomes different. Society demands a person who possesses fundamental knowledge and practical skills; has a high level of creative and analytical thinking, skills of constructive search in solving personal problems; is capable of creative self-organization. Most young people do not doubt that getting an education will allow them to achieve a high social and professional status, life success, and become competent specialists.
The purpose of this study is to study consumers of the online education market. To achieve this goal, you need to solve the following tasks:
1. Consider the theoretical foundations of the online education market.
2. To analyze consumer's online education market
3. Formulate conclusions on the study.
The theoretical and methodological basis of the research was the scientific works of A.G. Sergeev, G.U. Soldatov, B.Zh.Tagarov, V.V. Sinelnikov and other authors. The research used system analysis and synthesis, as well as methods of logical and factor analysis
The scientific and practical significance of the work lies in the possibility of using the research results for the development of the educational process in educational institutions using new information and communication technologies.
Сущность онлайн-образования раскрывается в таких понятиях, как электронное обучение, дистанционное обучение и др. Многие до сих пор спорят и не могут прийти к единогласному решению о том, какой термин лучше использовать для обозначения данного явления: электронное обучение, дистанционное обучение, сетевое обучение, виртуальное, обучение при помощи информационных технологий, он-лайн-образование. Для профессионального сообщества в приоритете английский термин «e-learning» (в сокращении от Electronic Learning).
По определению ЮНЕСКО: «e-learning» - обучение с помощью интернета и мультимедиа. Это своего рода общее обозначение, которое включает в себя обширный диапазон используемых технологий с акцентом на обучение с помощью интернета. Фактически сюда относится все, что связано с ним: начиная от сред теле-, радиокоммуникаций, заканчивая современными гаджетами, сотовыми телефонами, ноут, нет-буками, компьютерами, самим интернетом и т.д. Впервые же этот термин был употреблён в Лос-Анджелесе на семинаре CBT (Computer Based Training) Systems в октябре 1999 г. После чего началось активное изучение, активное исследование открывающихся возможностей. Издательства ломились от научных статей, материалов в сборниках конференций и книг, которые были посвящены использованию передовых технологий в образовательной сфере.
Несмотря на пересечение понятий дистанционного и электронного обучение, всё же между ними существуют и некие различия. Как отмечал А.В. Батес, «дистанционное обучение может существовать без обучения в режиме онлайн и онлайн-обучение - не обязательно дистанционное обучение». Онлайн-обучение по сравнению с дистанционным является относительно новым явлением1.
Надо отметить, что изначально e-leaming возникло и использовалось в качестве опоры дистанционного образования. Тогда считалось, что дистанционное и электронное обучение, в сущности, представляют собой одно и то же ввиду того, что единственным связующим звеном являлся интернет. Однако это не совсем так. E-leaming нельзя назвать просто способом удаленного получения знаний. Главная особенность понятия заключается в совмещении. Факт непрерывного общения и обмена информацией с помощью видео-конференций, а также в режиме онлайн выступает наряду с интерактивным способом. Всё это образует смешанный способ, при котором возможно проводить занятия как в очной форме, так и в виртуальной с помощью электронного оборудования.
Вместе с тем, как менялась жизнь людей после внедрения ИТ-технологий, возрастал и уровень требований к качеству персонала. Стало понятно, что существующая система подготовки кадров недостаточно гибкая и пригодная среда для меняющихся условий. Традиционное обучение перестало соответствовать необходимому уровню развития. Это послужило толчком к новому этапу преобразований. Методом проб и ошибок удалось найти альтернативные способы.
Стоит отметить, что индустрия он-лайн-образования активно развивается в наше время, набирая всю большую популярность в силу своего удобства среди технологий в образовательной сфере. Подобный способ обучения помогает решить вопрос с невозможностью посещения очной формы образования по тем или иным причинам. Оно прекрасно подходит для людей, проживающих в отдалённых районах, находящихся на домашнем обучении, при возникновении карантинной ситуации и во многих других случаях. Во втором пункте
1 Броган К.А. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса / К.А. Броган, Д.М. Смит. - СПб: Питер, 2018. - С. 30.
более детально рассмотрим основные особенности, преимущества и недостатки1.
Стремительному развитию e-learning способствовало активное распространение и использование сети Интернет, крупномасштабное применение ИКТ в сфере образования, внедрение в сферы консалтинга, технологий и сервиса. Стали разрабатываться стандарты в рамках консорциума Instructional Management System (IMS), главным среди которых можно выделить Sharable Content Object Reference Model (SCORM, модель обмена учебными материалами). Благодаря ему становится возможным передача различных видов информации (к ним относятся текст, таблицы, муль-тимедия, программы и др.) и её многократное использование, а также активное применение дистанционных курсов. Не менее важным является появление стандартов, готовых обеспечить передачу и хранение информационных данных - Learning Content Management System (LCMS). А за систему управления процессом обучения отвечает -Learning Management System (LMS)2.
E-learning является тем инструментом, который может обеспечить наиболее дешёвый способ генерации и передачи знаний. Некоторые отчёты свидетельствуют о том, что среди студентов, сравнивающих в ходе использования традиционный метод обучения и онлайн, много тех, кто отдаёт предпочтение последнему.
Какое же требование выдвигает информационное общество, чтобы уровень квалификации людей мог ему соответствовать? Суть заключается в том, чтобы с помощью формата e-learning подготовить подрастающее поколение к новой системе образования, развить их умения и навыки для дальнейшего формирования и совершенствования в течение всей жизни. Относительно данного вопроса эксперты ЮНЕСКО и правительства развитых стран сходятся во мнении. Исходя из этого электронное обучение признано самым оптимальным вари-
1 hse.ru / Онлайн-обучение как драйвер развития офлайн-образования / [Электронный ресурс]. Режим
доступа: https://www.hse.ru/news/edu/210576410.html.
2
Кудрявцева Е.Л. Online-tandem / Е.Л. Кудрявцева, Л.Б. Бубекова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - С. 101.
антом достижения поставленных целей. Так как при минимальных затратах ресурсов и времени может выдать максимальный результат. В большинстве ведущих стран мира и даже на уровне ООН в ходе преобразования реформ обучения такой подход признан приоритетным.
Кроме того, e-learning обладает высокой эффективностью использования. По данным Cedar Group, время изучения снижается в данном случае на 35-45%, а скорость усвоения материала повышается на 15-25%. Правда, нельзя сказать, что подобные цифры характерны всегда. Всё зависит от изучаемой дисциплины и способа подачи материала, его объяснения. Например, для освоения иностранного языка потребуется гораздо больше времени и разговорной практики3.
Онлайн-образование значительно повышает качество обучения за счёт использования мировых образовательных ресурсов и способствует самостоятельному усвоению материала. Что, в свою очередь, развивает и тренирует такие важные качества, как дисциплина, ответственность, самоконтроль, формирует реальную оценку собственных возможностей. Все это в дальнейшем является незаменимым атрибутом в принятии взвешенных решений и построения успешной карьеры. К тому же, e-learning ведёт к раннему использованию ИКТ, что благотворно влияет на эффективность использования знаний в экономике.
Одним из главных преимуществ он-лайного обучения является то, что это единственный вариант получения информации для тех, кто по ряду причин (географическое положение, невозможность совмещения работы и учёбы в очной форме, индивидуальные особенности человека, его психофизическое развитие, условия чрезвычайной ситуации и невозможности получения материала другим методом и т.д.) не имеет возможности обучаться традиционным способом.
Как уже говорилось ранее, e-learning значительно упрощает жизнь человека. Если говорить об особенностях этого вида об-
3
Эллсберг М.Д. Как добиться успеха без традиционного образования / М.Д. Эллсберг. - М.: Фербер, 2013.-С. 24.
разования, то, пожалуй, основным преимуществом является то, что обучающийся сам выбирает, в какой последовательности ему изучать те или иные курсы, темп усвоения материала, а также место, которое не зависит от географического положения и время. Это даёт возможность получать образование тем людям, которые в силу определенных обстоятельств и ограничений не могут проходить обучение в очной форме. Основу эффективности данного метода составляет целенаправленная самоконтролируемая деятельность обучаемого.
Стоит отметить также разницу в стоимости обучения. Зачастую онлайн-образование обходится дешевле, нежели обучение в традиционном учреждении на коммерческой основе или же очные курсы по повышению квалификации сотрудников. Поэтому многие компании уже на данном этапе отдают предпочтение дистанционному методу решения вопроса.
Онлайн-обучение отфильтровывает необходимую информацию от бесполезной и оснащает только актуальными сведениями. Таким образом, ценность полученных знаний тоже имеет место быть. Независимость от географического положения облегчает процесс передачи данных студентам. Отличительной особенностью также является формат, в котором данные представлены: мультимедия, текст, анимация, графика, звук, изображения, контекстный поиск и др. Многообразие способов подачи информации позволяет обучаемым быстрее влиться в трудовой процесс, что способствует повышению трудоустройства1.
Однако в условиях пандемии корона-вируса не все образовательные учреждения оказались готовы перейти на дистанционную форму обучения. В их числе и российские школы. Такое заявление сделал министр просвещения Сергей Кравцов. Но переход на удалённое обучение все-таки был выполнен. Это важное решение было принято для сохранения здоровья детей и педагогов. Как мы видим, онлайн-образование может помогать в таком основополагающем
1 Валянский С.И. Теория информации и образование / С.И. Валянский. - М.: Аиро ХХ, Крафт+, 2017. - С. 32.
вопросе, как жизнь и здоровье обучающихся.
Помимо вышеупомянутых преимуществ онлайн-образование, как и любой другой вид обучения, обладает и рядом недостатков:
- зависимость пользователей от технического потенциала системы. Так как в любой момент электронное устройство может выйти из строя или дать сбой;
- изучение и применение средств инновационных технологий требует определенных вложений не только средств, но и времени;
- наличие самоорганизации, самодисциплины и навыков самостоятельной работы. Суть заключается в том, что далеко не каждый в меру своих возможностей и особенностей способен воспринимать информацию подобным образом. Для некоторых единственным доступным вариантом изучения является аудиторная форма образования. Другие же в меру своей неусидчивости и неорганизованности не предрасположены к усвоению знаний самостоятельно;
- отсутствие полноценного общения между преподавателем и другими обучаемыми затрудняет процесс обмена мнениями;
- роль преподавателя претерпевает некоторые изменения. Знания, получаемые педагогом, могут утрачивать объем при передаче данных. Таким образом, знания должны приобретаться и усваиваться в большинстве своём самостоятельно;
- использование свободного времени в качестве изучения материала может рассматриваться некоторыми обучаемыми как дополнительная нагрузка;
- изучение в онлайн-формате может быть более утомительно;
- из-за отличия в средствах получения информации (имеется в виду размеры и виды электронного устройства) возникают некоторые трудности с полноценным сохранением зрения;
- отсутствие ресурсов в приобретении электронных устройств и, как следствие, получения образования в подобном формате;
- сложность внесения изменений и поправок в ходе прохождения курсов и обучения;
- дефицит специалистов в области e- высокий процент инвестиций в процесс создания платформы e-leaming.
Существует множество мифов о неэффективности онлайн-обучения. Рассмотрим некоторые из них1:
- е-^т^ препятствует развитию мышления и концентрации. Это далеко не так. Информация, представленная в этой форме образования, достаточно лаконична и точна. На смену бесконечных конспектов лекций приходит наукоёмкая электронная мысль, которая оставляет место для собственных размышлений. Кроме того, это ещё существенная экономия ресурсов;
- онлайн-образование доступно только продвинутым пользователям ПК и крупным компаниям. Данная платформа стремится к максимально простому и доступному способу подачи информации. Так что даже элементарный самоучитель способен дать представление о базовых знаниях рядовому пользователю;
- роль преподавателя отходит на задний план. Присутствие и общение осуществляется в онлайн-режиме посредством онлайн-чатов и вебинаров. Преподаватель помогает организовать учебный процесс обучаемого, отвечать на поставленные вопросы и разбирать лекционный материал или же информацию, представленную в сети интернет. Ведь получение знаний и передача информации - это совершенно разные вещи. В первом случае человек усваивает и впитывает необходимые данные через обучение с помощью преподавателя, во втором же имеет доступ к неограниченному потоку неструктурированной информации;
- образование, полученное дистанционным способом, оценивается ниже обучения в очной форме. На качество электронного обучения оказывают влияние такие вещи, как квалификация преподавателя и грамотно составленные учебные программы/платформы;
- многие считают, что такой способ получения знаний просто не для них. Но тогда они рискуют остаться в незавидном меньшинстве. Ведь мир и технологии не стоят на месте.
1 Тагаров Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России / Б.Ж. Тагаров; Байкальский гос. ун-т. - Иркутск, 2018 - С. 32.
За онлайн-образованием, хотим мы этого или нет, будущее. И с этим не поспоришь. С развитием нано-технологий ускоряется темп жизни. Мы просто не успеем за этим миром, если будем отрицать растущее влияние e-learning на все сферы занятости общества.
Необходимыми факторами, оказывающих существенное воздействие при создании маркетинговых коммуникаций и способов распределения дистанционных услуг в сфере обучения, являются маркетинговый портрет потребителей рынка онлайн-образования и выбор целевых сегментов.
В маркетинговый портрет потребителя входит: пол, возраст, образование, регион проживания, социальное положение, доход, иными словами, социально-демографический характер; жизненная позиция потребителя; образ жизни, его окружение, социальный статус, интересы как профессиональные, так и внерабочие; какими гаджетами и информационными устройствами пользуется; как часто данный потребитель совершает покупку товара или услуги, и какие факторы влияют на принятие решения.
Это только формальная сторона описания портрета потребителя. Но есть ещё психологический аспект. Например, насколько он общителен, какой у него темперамент. Имеет значение даже, какие цвета он предпочитает. Знание этих особенностей и характеристик потребителя помогает создать успешный бренд и рекламу, ориентированную на конкретного, то есть более заинтересованного в данном продукте покупателя.
Для составления характеристик потребительских групп созданы специальные аналитические программы. Например, такие как Google Analytics и Яндекс. Метрика.
Для сбора и анализа информации существует вкладка «Аудитория». Инструменты этих программ позволяет выделить и сравнить группы пользователей по полу, возрасту, интересам, местоположению и т.д. После анализа легче определить целевую аудиторию той или иной предлагаемой услуги.
А теперь рассмотрим более детально по сегментам потребителей рынка онлайн-образования (все данные будут представлены до скачка, вызванного эпидемией и карантином).
Суммарный объём рынка онлайн-образо-вания в России включает такие сегменты, как: дошкольное образование для детей и их родителей; школьники и преподаватели; студенты; дополнительное образование для взрослых и
др.
Дошкольное образование По официальным данным рынок формального дошкольного образования в России в 2019 году составлял около 407 млрд руб. Примерно 30 млрд руб. в год требуется на дополнительное обучение детей дошкольного возраста и их родителей. Всё это составляет 437
9
млрд руб. в год. Ёмкость онлайн-сегмента стремится к 1 млрд руб в год.
Рынок дополнительного дошкольного образования продолжает стабильно расти. Всё больше учреждений включают в программу обучения дополнительное образование для детей. Это касается, как частных и государственных секторов, так и онлайн-платформ и услуг. В среднем дети дошкольного возраста тратят на дополнительное обучение 2-2,5 дня, с продолжительностью 4,3 часа в неделю (рисунок 1).
Рисунок 1 - Временные затраты на дополнительное образование (на материалах исследования ВШЭ)
Общее среднее образование
Объём рынка среднего общего образования в России на конец 2019 года представлял собой около 642 млрд руб. Из названной суммы доля проникновения он-лайн-образования (не включая дополнительно образование) составляла всего 1,5 млрд в год. Формирование, в основном, приходится на доходы компании, которые представляют современные решения в сфере образования.
Изменения, происходящие в системе образования и развитие инновационных технологий, побуждают к трансформации методов управления учебными и административными процессами в образовательных учреждениях. Вместе со спросом на платформы для обеспечения связанности разнообразного опыта в образовательной сфере (+183% ежегодного притока инвестиций в мире) растёт спрос на сервисы по обучению для преподавателей (+282% в год). С 2017 года активно развиваются платформы, формирующие курс под особенности потребителя на основе интеграции
контента из разных источников - Learning experience platforms1.
Дополнительное школьное образование
Российский рынок дополнительного школьного образования, в том числе по всем формам обучения и досуга, за 2019 год составил более 140 млрд руб, без учёта теневой деятельности репетиторов (по оценке СРО компании «Фоксфорд» Владимира Алёшина). От общего объема сегмента дополнительного образования на онлайн-часть приходится меньше трети, то есть не более 10 млрд руб. В основном, выручка генерируется за счёт онлайн-школ и образовательных платформ. В целом рынок дополнительного школьного образования динамически развивается со скоростью +10% из года в год, вместе с этим набирает стремительные обороты и онлайн-сегмент, ежегодно прибавляя 33% (рисунок 2).
1 Егоршин А.П. Управление российским образованием / А.П. Егоршин. - М.: Нижполиграф, 2018. - С. 100.
Р140 млрд
Рынок дополнительного образования школьников
РЗО млрд
Рынок дополнительного изучения школьных дисциплин
Р10 млрд
Рынок дополнительного онлайн-изучения школьных дисциплин
Рисунок 2 - Денежная составляющая сегментов рынка ДШО
Темп роста онлайн-сегмента показывает, что с каждым годом вс больше современных родителей начинают инвестировать в обучение своих детей. Так, в Москве за 2018 год доля таких семей достигла 50%, а в городах-миллионниках - 38%. Даже в семьях с низким доходом четверть оплачивала дополнительные образовательные услуги (24%). На основе данных компании Maximum Education около 10-20% школьников по всей стране проходит обучение онлайн.
На стоимость онлайн-услуг влияют регион, провайдер и форма обучения. Так, например, чеки за обучение в онлайн-школе могут достигать 10 тыс. руб. в месяц, но в среднем составляют порядка 2 тыс. руб., что более точно описывает среднюю стоимость на рынке.
Интересна статистика относительно возрастного распределения обучающихся. Вопреки тому, что основную долю коммерческой отдачи составляют 15-17-летние, на них приходится всего 14% в общем сегменте. Трендовая закономерность наблюдается и в предпочтении гуманитарных дисциплин естественно-научным (рисунок 3).
15-17 лет До 5 лет включительно
Рисунок 3 - Возрастная структура обучающихся по дополнительным образовательным программам (%)
Одним из драйвером российского EdTech является дополнительное школьное
образование. Многие крупные компании, работающие в режиме «онлайн», развивают такое направление, как data science (наука о данных, которая изучает проблемы анализа, обработки и представления данных в цифровой форме). Что помогает сконцентрировать внимание на решение таких проблем, как мотивационная составляющая участников, а также распознавание и анализ видео и голоса, поведения учеников, персонализа-ция обучения и тд.
Высшее профессиональное образование
Опираясь на данные мониторинга экономики образования, можно сказать, что доля онлайн-образовательных технологий в сегменте ВПО не превышает 4%. Причём только 1% тех, кто проходил обучение и получил диплом по окончании МООК/MOOC (массовые открытые онлайн-курсы). В числе не засвидетельствованных пользователей насчитывается 2,5%.
Если проводить сравнительную статистику по количеству неосведомлённых, то % среди студентов больше - 75%, чем среди преподавателей - 41%. Основываясь на этом, можно сделать вывод, что подобная форма обучения пользуется большим признанием среди преподавателей: 11% уже прошли он-лайн-курс, 40% собираются пройти1.
Однако стоит отметить, что MOOC достаточно прочно утвердил свои позиции и стал рабочим инструментом в образовательной практике многих преподавателей и студентов, как утверждают эксперты.
Относительно качественных характеристик рынка можно сказать, что закрепился тренд, который подразумевает переход MOOC к online program management (OPM), в ходе которого «EdTech-компании системно сотрудничают с образовательными организациями, а сайты с курсами превращаются в сервисы по обслуживанию образования». Но на данный момент переход находится на ранней стадии, так как лишь малая часть вузов осознает необходимость смены парадигмы.
По мнению Якова Сомова (сооснователь «Лекториум» и директор центра МООК Пре-
1 innoagency.ru / Исследование Российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://innoagency.ru/files/Issledovanie руп^ rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf. (Дата обращения: 18.03.2020).
зидентского ФМЛ №239), существующие модели в современном онлайн-образовании можно условно разделить на 2 типа - «сервисы» и «учебники». Сервисы больше отвечают за процесс обучения и приобретения необходимого навыка, а также получение обратной связи от студента, что немаловажно1.
Таким образом, система высшего образования лишь на пороге формирования понимания значимости обратной связи от студентов. В этом случае стоимость сервиса выше учебника, но надо признать, что и качество тоже. А на данный момент на рынке российского ВПО в онлайн-режиме представлены преимущественно «недосервисы» и «переучебники».
Рынок дополнительного образования взрослых
По данным в течение 2019 года около 62,7% (22,8 млн) россиян в возрасте старше 18 лет имели опыт в дополнительном обучении в том или ином формате.
Средний ежемесячный доход в целевой группе варьируется в пределах 36 тыс. руб., тогда как в среднем по населению РФ в 2018 году он составлял 33 тыс. руб. (и 66,3 тыс. руб. в Москве). Доля женщин в целевой аудитории составляет 57,3% (53,5 % в среднем по РФ). Доля жителей Москвы и Санкт-Петербурга (34%) значительно превышает долю платящих за обучение в других городах (25% в среднем среди всех учащихся по России за 2019 г.) рисунок 4.
рии рынка, по двум - 24%, по трём - 16%, по четырём - 8%, не менее чем по пяти - 9%. Нетрудно предположить, что, чем больше направлений выбрал человек, тем вероятность того, что хотя бы одно из них окажется платным, достаточна высока. Так же процент женщин, занимающихся по нескольким специальностям одновременно выше, чем у мужчин. Женщины в возрасте 25 лет (без детей, по роду деятельности - бизнесмен/руководитель и т.д., с учётом среднего дохода в размере 55 тыс. руб.) составляют основное ядро аудитории рынка, рисунок 5.
Рисунок 5 - Количество направлений
дополнительного обучения в 2019 г.
Зачастую женщины в качестве основных причин для мотивации опираются на собственное желание лучше разбираться в себе и в отношениях между людьми, а также вести здоровый образ жизни, правильно питаться, заниматься спортом и следить за своим состоянием. Здесь можно выделить наиболее подходящие сегменты рынка, такие как психология, курсы здорового питания и ухода за собой. Подобное сочетание мотивационных причин увеличивает шансы выбора нескольких вариантов прохождения обучения. Среди определившихся 39% намерены продолжать обучение по выбранному направлению, 41% скорее не намерены, и ещё около 20% не собираются продолжать обучение (рисунок 6).
Рисунок 4 - Доля россиян, плативших за дополнительное обучение
По данным за 2019 год, по одному направлению обучались 43% целевой аудито-
1 Поташников М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташников. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - С. 88.
Рисунок 6 - Цели дополнительного обучения (%) На рисунке 7 представлены самые массовые направления обучения
Рисунок 7 - Распределение аудитории между основными направлениями обучения
по численности учащихся в 2019 году
По итогам 2019 года онлайн-сегмент дополнительного образования взрослых составляет 13,5% (19 млрд руб.) от всего рынка. Несмотря на то, что коммерческий потенциал раскрывается медленно, можно сделать вывод, что онлайн-технологии всё интенсивнее проникают в сферу образования (на уровне 42%) (рисунок 8).
Подводя итоги, можно сказать, что, несмотря на активное развитие онлайн-обучения, на данный момент школы и вузы представляют мощный социальный институт в воспитании и становлении человека. Цифровизаия будет замещать рутину, вузы в значительной степени виртуализируются, включая всё большее число пользоваталей на удалённом расстоянии, но обучение че-
рез обучение никуда не уйдёт. Если только перейдёт на новый уровень исполнения. Вузы с развитой интеллектуальной и исследовательской средой останутся центрами общения и продвижения новых знаний. Чего не скажешь о судьбе слабо развитых вузов и колледжей. В качестве государственных предприятий они все равно останутся, так как 2/3 экономики состоит из слабых бизне-сов. Но, совершенно очевидно, что образование оттуда уйдет. Возможно, колледжи станут площадками для сбора чужих он-лайн-курсов и переключатся на полностью заочное обучение. Однако этот вариант осуществим только с поддержкой государства.
Рисунок 8 - Онлайн-сегмент рынка дополнительного Ь2с-обучения взрослых
(млрд руб.)
В целях дальнейшего развития можно предложить: финансирование со стороны департамента образования администрации города; выделение средств из бюджета университета; заключение сетевого договора с ведущими компаниями, зарекомендовавших себя на рынке онлайн-образования; повы-
шение квалификации преподавателей; разработка методик онлайн-образования (научные центры, исследования, проекты, онлайн-курсы, сотрудничество с другими вузами и тд); размещение информации о предлагаемых услугах онлайн-образования.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИМ СПИСОК
1. Борщевский, Г.А. Связи с общественностью в органах власти / Г.А. Борщевский. -М.: Юрайт, 2017. - 268 с.
2. Броган, К.А. Агенты влияния в интернете. Как использовать социальные медиа для продвижения бизнеса / К.А. Броган, Д.М. Смит. - СПб: Питер, 2018. - 304 с.
3. Валянский, С.И. Теория информации и образование / С.И. Валянский. - М.: Аиро ХХ, Крафт+, 2017. - 140 с.
4. Егоршин, А.П. Управление российским образованием / А.П. Егоршин. - М.: Нижпо-лиграф, 2018. - 378 с.
5. Жуков, И.И. Компьютер. Максимально быстро. Максимально понятно. С самых азов / И.И. Жуков. - М.: АСТ, Прайм, 2017. - 304 с.
6. Кудрявцева, Е.Л. Online-tandem / Е.Л. Кудрявцева, Л.Б. Бубекова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2016. - 132 с.
7. Мердок, М.А. Взрыв обучения. Девять правил эффективного виртуального класса / М.А. Мердок, Т.И. Мюллер. - М.: Альпина Паблишер, 2017. - 192 с.
8. Пинтосевич, И.К. Book Insider. Личная эффективность / И.К. Пинтосевич, Г.О. Аве-тов. - М.: Эксмо, 2017. - 192 с.
9. Попов, Л.В. Финансирование школьного образования в РФ. Опыт и проблемы / Л.В. Попов. - М.: Алекс, 2017. - 92 с.
10. Поташников, М.М. Управление качеством образования / М.М. Поташников. - М.: Педагогическое общество России, 2019. - 448 с.
11. Сергеев, А.Г. Введение в электронное обучение: монография / А.Г. Сергеев, И.Е. Жигалов, В.В. Баландина; Владимир. гос ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2016. - 182 с.
12. Синельников, В.В. Онлайн-ресурсы для самообразования российских школьников / В.В. Синельников, С.Г. Косарецкий, А.Г. Милякина, Н.А. Чеботарь; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУ ВШЭ, 2016. - 29 с.
13. Солдатова, Г.У. Цифровое поколение России. Компетентность и безопасность / Г.У. Солдатова, Е.И. Рассказов, Т.А. Нестик. - М.: Смысл, 2018. - 376 с.
14. Тагаров, Б.Ж. Основные направления развития рынка онлайн-образования в России / Б.Ж. Тагаров; Байкальский гос. ун-т. - Иркутск, 2018 - 112 с.
15. Эллсберг, М.Д. Как добиться успеха без традиционного образования / М.Д. Эллс-берг. - М.: Фербер, 2013.
16. hse.ru / Онлайн-обучение как драйвер развития офлайн-образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.hse.ru/news/edu/210576410.html. (Дата обращения: 23.03.2020).
17. innoagency.ru / Исследование Российского рынка онлайн-образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://innoagency.ru/files/Issledovanie_rynka _rossiyskogo_online_obrazovania_2020.pdf. (Дата обращения: 18.03.2020).
18. kogio.ru / Онлайн-обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://kogio.ru/faq/general/elearning/. (Дата обращения: 23.12.2019).
19. trends.rbc.ru / Непрерывное обучение как главный тренд образования будущего [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/education/ 5eb9cc339a79471380ca55f9. (Дата обращения: 23.12.2019).
20. ucheba.ru / Онлайн-программы в вузах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.ucheba.ru/article/964. Дата обращение: (19.05.2020).