Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НДС И АКЦИЗОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ'

АНАЛИЗ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НДС И АКЦИЗОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
266
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГИ / НДС / АКЦИЗ / КЫРГЫЗСТАН / НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС / ПОСТУПЛЕНИЯ / ТОВАРЫ / БЮДЖЕТ / ИМПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Давиденко Любовь Григорьевна, Пахалюк Дарья Михайловна

В статье авторами проанализированы этапы развития налогового законодательства в Кыргызской Республике, а также место НДС и акциза в государственном бюджете. Рассмотрен порядок установления, исчисления и уплаты НДС и акциза при импорте товаров на территорию Кыргызстана. Проведен анализ изменения динамики НДС и акцизов в бюджете Кыргызстана за период с 2017 по 2020 годы. Сформулированы выводы об эффективности применения НДС и акцизов при импорте товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ESTABLISHMENT PROCEDURE AND PRACTICE OF APPLYING VAT AND EXCISES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

In the article, the authors examine stages of development of tax legislation in the Kyrgyz Republic, as well as the place of VAT and excises in the state budget. Rewiewed the procedure for establishing the calculation and payment of VAT and excises when importing goods into the territory of Kyrgyzstan. Analysis of changes in the dynamics of VAT and excise taxes in the budget of Kyrgyzstan for the period from 2017 to 2020. Conclusions are formulated about the effectiveness of the application of VAT excises when importing goods.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НДС И АКЦИЗОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ»



УДК 336.22

Давиденко Любовь Григорьевна Российская таможенная академия (Ростовский филиал)

Россия, Ростов-на-Дону Luboy Dayidenko@mail.ru Davidenko Luboy Grigorievna Russian Customs Academy (Rostov branch)

Russia, Rostov-on-Don

Пахалюк Дарья Михайловна Российская таможенная академия (Ростовский филиал)

Россия, Ростов-на-Дону pakhalyukd@gmail. com Pakhalyuk Daria Mikhailovna Russian Customs Academy (Rostov branch)

Russia, Rostov-on-Don

АНАЛИЗ ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ И ПРАКТИКИ ПРИМЕНЕНИЯ НДС И АКЦИЗОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ

Аннотация: в статье авторами проанализированы этапы развития налогового законодательства в Кыргызской Республике, а также место НДС и акциза в государственном бюджете. Рассмотрен порядок установления, исчисления и уплаты НДС и акциза при импорте товаров на территорию Кыргызстана. Проведен анализ изменения динамики НДС и акцизов в бюджете Кыргызстана за период с 2017 по 2020 годы. Сформулированы выводы об эффективности применения НДС и акцизов при импорте товаров.

Ключевые слова: налоги, НДС, акциз, Кыргызстан, Налоговый кодекс, поступления, товары, бюджет, импорт.

ANALYSIS OF THE ESTABLISHMENT PROCEDURE AND PRACTICE OF APPLYING VAT AND EXCISES IN THE KYRGYZ REPUBLIC

Annotation: In the article, the authors examine stages of development of tax legislation in the Kyrgyz Republic, as well as the place of VAT and excises in the state budget. Rewiewed the procedure for establishing the calculation and payment of VAT and excises when importing goods into the territory of Kyrgyzstan. Analysis of changes in the dynamics of VAT and excise taxes in the budget of Kyrgyzstan for the period from 2017 to 2020. Conclusions are formulated about the effectiveness of the application of VAT excises when importing goods.

Key words: taxes, VAT, excise, Kyrgyzstan, Tax Code, receipts, goods, budget, import.

В настоящее время функционирование и развитие рыночного механизма Кыргызской Республики не представляется без эффективной системы налогообложения. Постоянное регулирование финансовых взаимоотношений между гражданами и предприятиями с государством помогает в решении социальных и экономических проблем, как в государстве в целом, так и в отдельных его регионах. С помощью методов налогового регулирования государство оказывает влияние на развитие экономики. Данные методы важны для формирования целостной рыночной системы.

Налоговая система в свою очередь представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в связи с установлением и взиманием налогов, сборов, пошлин и иных таможенных платежей [6].

Цель работы заключается в рассмотрении порядка установления и применения НДС и акциза при импорте товаров на территорию Кыргызской Республики, а также проведении анализа изменения динамики поступления данных видов налогов и их роли в государственном бюджете.

Прежде чем рассмотреть правовое регулирование НДС и акциза при ввозе товаров на территорию Кыргызской Республики (далее - Кыргызстан) в настоящее время, важно обозначить последовательный процесс становления налоговой системы государства.

Процесс реформирования налоговой системы Кыргызстана условно можно разделить на несколько этапов.

Первый этап (конец 1991-1995 годы) считается трансформационным. В этот период времени осуществлялись социальные и экономические преобразования, произошел переход от административно-хозяйственной к рыночной экономике. Именно тогда начала формироваться законодательная основа для дальнейшего построения налоговой системы Кыргызстана, а также были введены НДС и акциз [7, а 4346-4347].

Второй этап (1996-2000 годы) - начало становления налоговой системы путем создания нормативно-правовой базы.

1 июля 1996 года ознаменовано принятием Налогового кодекса Кыргызстана (далее - Налоговый кодекс).

Раздел V Налогового кодекса посвящен НДС. В нем обозначены объекты обложения НДС, порядок уплаты, исчисления и зачета данного вида налога. Также установлен перечень товаров, освобожденных от обложения НДС.

В разделе VI Налогового кодекса указаны общие сведения об обложении товаров акцизами, а именно обозначены лица, выступающие в роли плательщиков акциза. Представлен перечень подакцизных товаров и тех товаров, которые освобождались от уплаты данного вида налога [3].

Так, Налоговый кодекс, принятый в 1996 году положил основу для дальнейшего развития налогового законодательства Кыргызстана.

Третий этап (2001-2005 годы) определен как период совершенствования налоговой политики. Наблюдается активный рост бюджетных поступлений, а именно налоговых доходов.

В целях увеличения уровня налогового администрирования и полного учета товаров в мае 2003 года была введена система счетов-фактур по НДС, выступающих бланками строгой отчетности [8]. Для снижения налогового бремени хозяйствующих субъектов был отменен НДС на лекарственные средства. Хотя, бюджет и претерпел определенные потери, благодаря отмене НДС были достигнуты следующие результаты:

1. Рост объемов импорта лекарственных средств практически в 3 раза.

2. Частичная легализация теневого рынка лекарств.

3. Высокое насыщение рынка лекарственными препаратами.

В период с 2003 по 2004 годы снизилась ставка акциза на бензин (более чем в 3 раза и достигла 800 сомов за тонну по сравнению с прошлым периодом - 3000 сомов) и на дизельное топливо (в 4 раза - с 800 сомов до 200 сомов).

Также в это время продолжилась модернизация положений Налогового кодекса.

Четвертый этап (2006-2008 годы) считается завершающим в построении правовой базы Кыргызстана. 17 октября 2008 года был принят новый Налоговый кодекс [2]. Он вступил в силу 1 января 2009 года и продолжал действовать до появления в январе 2022 года еще более усовершенствованного нового Налогового кодекса (закон Кыргызской Республики от 18.01.2022 № 4). Остановимся подробнее на некоторых его положениях, касающихся правового регулирования НДС и акциза.

Важно отметить, что в соответствии со ст. 37 Налогового кодекса НДС и акциз относятся к категории общегосударственных налогов и являются обязательными к уплате на всей территории государства [1].

В разделе IX Налогового кодекса представлена общая информация о НДС. Данный вид налога представляет собой форму изъятия в доход бюджета части стоимости облагаемого импорта.

Налогоплательщиками НДС выступают лица, осуществляющие облагаемый импорт.

На сегодняшний день в отношении всех товаров, ввозимых на территорию Кыргызской Республики, применяется единая ставка НДС в размере 12%.

К объекту налогообложения НДС относится облагаемый импорт. Налоговой базой НДС по облагаемому импорту товаров, ввозимых на территорию Кыргыстана, считается облагаемая стоимость импортируемых товаров, увеличенная на сумму ввозной таможенной пошлины и акциза.

Исчисление НДС налогоплательщик производит самостоятельно, а именно рассчитывает сумму налога, подлежащую уплате, умножая налоговую базу на налоговую ставку, учитывая налоговые льготы.

Общие положения об акцизе регламентированы в разделе X Налогового кодекса [1].

Налогоплательщиком акциза считается субъект, импортирующий подакцизные товары на территорию Кыргызстана. Объект налогообложения акцизом - импорт на территорию Кыргызстана подакцизных товаров.

Перечень подакцизных товаров, насчитывает 9 пунктов (для сравнения - в Налоговом кодексе 1996 года был 21 пункт, а в Налоговом кодексе 2008 года - 5 пунктов, посвященных подакцизным товарам).

Налоговой базой для исчисления акциза является физический объем подакцизного товара, импортированного на территорию Кыргызской

Республики, обозначенных средством идентификации, либо маркой акцизного сбора.

Базовые ставки акциза зависят от категории подакцизных товаров.

Налоговым периодом акциза по импортируемым с территорий государств-членов ЕАЭС подакцизным товарам является календарный месяц. Порядок исчисления акциза аналогичен порядку исчисления НДС.

Таким образом, резюмируя вышесказанное, важно отметить, что налоговое законодательство Кыргызстана прошло длительный процесс преобразований. Постоянное совершенствование положений Налогового кодекса, содержащего полную и актуальную информацию, в дальнейшем поспособствует стабильному развитию экономики в государстве.

Итак, далее проведем анализ статистических данных, касающихся динамики НДС и акцизов в бюджете Кыргызстана за четырехлетний период с

2017 по 2020 годы (см. Таблицу 1).

Рассматривая показатели НДС и акцизов в общей сумме доходов республиканского бюджета за 2017-2020 годы, стоит сказать о том, что в 2017 и

2018 годах поступления налогов постоянно увеличивались. 2019 и 2020 годы характеризуются снижением этих показателей по причине изменения системы налогообложения нефтегазовой отрасли, а именно снижения цен на нефть и нефтепродукты [4].

Вначале проанализируем динамику поступлений от НДС при импорте товаров. Наибольший объем НДС наблюдался в 2018 году и составил 40,9 млрд. сомов (больше на 8,3 млрд. сомов или на 20%, чем в 2017 году). Это самое большое увеличение НДС за весь рассматриваемый период. С 2019 года показатели начали снижаться на 2,1 млрд. сомов, что составляет 5%. В 2020 году произошло резкое падение поступлений на 10 млрд. сомов или на 26%.

Суммы поступлений от акциза при импорте распределились таким образом, что наибольший показатель аналогично НДС мы наблюдаем в 2018

году, он составил 5,9 млрд. сомов. В 2018 году по сравнению с 2017 годом акцизы демонстрировали устойчивый рост (на 0,9 млрд. сомов, что составляет 18%). В 2019 году произошло незначительное снижение (на 0,2 млрд. сомов по сравнению с 2018 годом). В 2020 году поступления от акцизов снизились еще на 0,8 млрд. сомов.

Далее отметим динамику места НДС и акцизов в общей сумме доходов за 2017-2020 годы и отдельно акцентируем внимание роли НДС и акцизов при импорте (см. Диаграмму 1).

Рассмотрев информацию, представленную на Диаграмме 1, стоит отметить, что в 2017 году сумма НДС составила 33,5%, в т.ч. НДС при импорте составил 24,2%, что составляет весомую часть в общей сумме доходов бюджета. К 2018 году показатель поступлений от НДС вырос на 5,5% (НДС при импорте по сравнению с прошлым годом увеличился на 6%, достигнув 30,2%). За период с 2019 по 2020 год показатель снизился с 34,3% до 29,3% (НДС при импорте также снизился с 26,1% до 21,4%). Основной причиной снижения доходов от НДС в 2018 и 2020 годах являются негативные последствия коронавирусной инфекции, которая коснулась экономики всех стран мира.

Что касается акцизов, то в 2017 году можно заметить небольшое снижение сумм поступлений - на 0,8%, с 2017 по 2018 годы заметен рост - на 0,5%, и с 2018 по 2019 годы снова снижение - на 0,9%. В 2019 и 2020 показатели находятся практически на одном уровне [5].

Делая общий вывод, следует подчеркнуть, что НДС и акциз являются одними из основных источников пополнения бюджета Кыргызстана. Вместе они составляют значительную долю поступлений в бюджете государства. Только в 2018 году эти налоги составили почти половину (46,6%) от всех сумм доходов. Дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, в отношении налогового законодательства и регулирование порядка исчисления и уплаты

налогов, поспособствует значительному росту сумм поступлений от НДС и акцизов в бюджете Кыргызстана.

Список литературы:

1. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики от 18.01.2022 № 3. [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства юстиции Киргизской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/112340.

2. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики от 17.08.2008 № 230. [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства юстиции Киргизской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/202445.

3. Налоговый Кодекс Кыргызской Республики от 26.06.1996 № 25. [Электронный ресурс] // Официальный портал Министерства юстиции Киргизской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/632

4. Статистический ежегодник Евразийского экономического союза; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2021. - 460 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Docu ments/Stat_Yearbook_2021 .pdf.

5. Евразийский экономический союз в цифрах: краткий статистический сборник; Евразийская экономическая комиссия. - Москва: 2020. - 213 с. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Евразийской экономической комиссии. URL: http://www.eurasiancommission.org/ru/act/integr_i_makroec/dep_stat/econstat/Docu ments/Brief_Statistics_Yearbook_2020.pdf.

6. Давиденко Л.Г. Особенности применения налога на добавленную стоимость при импорте товаров на территорию Евразийского экономического союза и его место в доходах государств // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии № 4. (45) 2021 стр. 5-12.

7. Кошокова Н.Ж. Развитие налоговой системы Кыргызстана в период становления и развития рыночной экономики // Российское предпринимательство. - 2017. - Том 18. - № 24. - С. 4341-4350.

8. Лагкуева И.В. Вопросы налоговой интеграции государств - членов Евразийского экономического союза. Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). 2020; (9): 204-214.

Приложения

Таблица 1. Место НДС и акцизов в бюджете Кыргызстана за 2017-2020 годы, млрд. сомов

Показател и 2017 2018 2019 2020

Общая сумма доходов бюджета, млрд. сомов 134,7 135,5 148,5 134,6

Сумма поступлени й НДС при импорте, млрд. сомов 32,6 40,9 38,8 28,8

Прирост (+), снижение (-) объемов - + 8,3 - 2,1 - 10

уС-1

поступлени й НДС при импорте, млрд. сомов

Удельный вес НДС в доходах бюджета, % 24 30 26 21

Сумма поступлени й акцизов при импорте, млрд. сомов 5,0 5,9 5,7 4,9

Прирост (+), снижение (-) объемов поступлени й акцизов при импорте, млрд. сомов - 0,9 - 0,2 - 0,8

Удельный

вес акцизов

в доходах 4 4 4 4

бюджета,

%

Диаграмма 1. Роль НДС и акцизов в общей сумме доходов бюджета за 2017-2020 гг., %

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.