Научная статья на тему 'Анализ понятийного аппарата проблемы формирования медиакомпетенции младших школьников'

Анализ понятийного аппарата проблемы формирования медиакомпетенции младших школьников Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
98
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИА / MEDIA / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / MEDIA EDUCATION / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / MEDIA LITERACY / КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МЕДИАКОМПЕТЕНЦИЯ / MEDIAKOMPETENCE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Милютина Анна Александровна

Цель данной работы обусловлена современными требованиями общества и государства к личности. Наличие у человека медиакомпетенции важно для его дальнейшего обучения, развития, успешной профессиональной деятельности, освоения новых средств медиа, выполнения коммуникативной функции. В настоящее время не определён чёткий структурный понятийный аппарат медиакомпетенции, нет понимания её сущности и важности для современной системы образования. В связи с этим, наша статья посвящена отбору и анализу предложенных в настоящее время понятий в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The purpose of this work is due to the requirements of modern society and the state to the individual. The presence of human mediakompetentsii important for his further education, development, successful professional activity, the development of new media, performing the communicative functions. There is currently no clear structure defined conceptual apparatus mediakompetentsii no understanding of its nature and importance of modern education system. In this context, our paper is devoted to the selection and analysis of the proposed concepts currently in the field.

Текст научной работы на тему «Анализ понятийного аппарата проблемы формирования медиакомпетенции младших школьников»

АНАЛИЗ ПОНЯТИИНОГО АППАРАТА ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ МЕДИАКОМПЕТЕНЦИИ МЛАДШИХ

ШКОЛЬНИКОВ

Милютина Анна Александровна

аспирант -3его года обучения, г. Челябинск

АННОТАЦИЯ

Цель данной работы обусловлена современными требованиями общества и государства к личности. Наличие у человека медиакомпетенции важно для его дальнейшего обучения, развития, успешной профессиональной деятельности, освоения новых средств медиа, выполнения коммуникативной функции. В настоящее время не определён чёткий структурный понятийный аппарат медиакомпетенции, нет понимания её сущности и важности для современной системы образования. В связи с этим, наша статья посвящена отбору и анализу предложенных в настоящее время понятий в данной области.

ABSTRACT

The purpose of this work is due to the requirements of modern society and the state to the individual. The presence of human mediakompetentsii important for his further education, development, successful professional activity, the development of new media, performing the communicative functions. There is currently no clear structure defined conceptual apparatus mediakompetentsii no understanding of its nature and importance of modern education system. In this context, our paper is devoted to the selection and analysis of the proposed concepts currently in the field.

Ключевые слова: медиа, медиаобразование, медиаграмотность, компетентность, компетенция, медиакомпетенция.

Keywords: media, media education, media literacy, competence, mediakompetence.

В научных исследованиях по теме «медиа» можно отметить множество схожих между собой терминов, которые часто используются как синонимы. Среди них наиболее распространены: «медиакультура», «медийная культура», «информационная грамотность», «аудиовизуальная культура», «медиаобразование», «информационная компетентность» и др.

Рассмотрим понятия, важные для нашей работы.

Самым широким понятием нашей работы является понятие «медиа».

В.В. Мантуленко определяет медиа в широком смысле как комплексное средство освоения людьми окружающего мира во всех его аспектах, а в узком смысле, как технические средства, необходимые для обмена информацией между автором и массовой аудиторией [2]. Маршалл Макклюен заявляет, что медиа не просто технические средства, а средства расширяющие границы человека, это некое продолжение его тела и органов чувств. А.В. Фёдоров понимает медиа как аналог термина СМК - средства массовой коммуникации и передачи информации различных типов. Маркетологи в понятие медиа включают технические средства создания, тиражирования, распространения информации и обмена информацией между авторами и массовой аудиторией [7].

В нашем исследовании мы будем рассматривать понятие «медиа» как все технические средства, необходимые человеку для работы с информацией (поиска, распространения, обмена, представления информации в различных видах) и коммуникации.

В процессе технического прогресса медиа стало актуальным и для сферы образования: появилось понятие «меди-аобразование». В документах ЮНЕСКО медиаобразование (media education) понимается как «обучение теории и практическим умениям для овладения современными средствами массовой коммуникации (СМК), рассматриваемыми как часть специфической и автономной области в педагогической теории и практике; его следует отличать от использования СМК как вспомогательных средств в преподавании других областей знаний, таких, как, например, математика,

физика или география». Российская педагогическая энциклопедия трактует медиаобразование как «направление в педагогике, выступающее за изучение аудиторией закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.), целью которого является подготовка нового поколения к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, научить человека понимать ее, осознавать последствия ее воздействия на психику, овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств» [4]. В рамках медиаобразователь-ного проекта ВЗГЛЯД медиаобразование понимается как совокупность разнообразных образовательных действий, способствующих раскрытию личности, ее саморазвитию и самоорганизации, которые проявляются в осознанном медиаповедении, медиадеятельности и медиатворчестве на основе гуманистических идеалов и ценностей [3]. Таким образом, в нашем исследовании медиаобразование мы будем рассматривать как отдельную область образования, способствующую подготовке человека к жизни в современном информационном обществе.

Обратимся к понятию «медиаграмотность». Российские ученые определяют медиаграмотность как «умение анализировать и синтезировать пространственно-временную реальность, умение «читать» медиатекст (сообщение, содержащее информацию и изложенное в любом виде и жанре медиа: газетная статья, телепередача, видеоклип, фильм и пр.)» [6, с.29]. Однако чаще понятие «медиаграмотность» используют зарубежные учёные, российские же используют вместо данного термина медиаобразование.

Когда в обществе говорят о высоком уровне профессиональных знаний (учебных знаний) человека, называют его «грамотный специалист». Но если хотят дать высшую оценку личностного развития человека, то говорят «высокообразованный», «компетентный». Поэтому и самый высокий результат процесса медиаобразования можно обозначить термином «медиакомпетенция».

Рассмотрим сущность данного понятия. Логично сначала

обратиться к понятиям компетенция и компетентность.

Обращение к словарным дефинициям логично начать с ФГОС НОО и ФГОС ВПО. Эти документы дают определение только компетенции: «компетенция - способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области» [5].

А. В. Хуторской определяет данное понятие как знания, умения, опыт, теоретико-прикладная подготовленность к использованию знаний. Н.Ю. Русова понимает под компетенцией совокупность вопросов, в которых данный субъект обладает познаниями и опытом собственной деятельности. Для В. Д. Шарикова это функциональные задачи, связанные с деятельностью, которые кто-то может успешно решать.

Компетентность это наличие знаний и опыта, необходимых дляэффективной деятельности в заданной предметной области. Компетентность (лат. Competens - подходящий, соответствующий, надлежащий, способный, знающий) -качество человека, обладающего всесторонними знаниями в какой-либо области и мнение которого поэтому является веским, авторитетным; компетентность это способность к осуществлению реального, жизненного действия и квалификационная характеристикаиндивида, взятая в момент его включения в деятельность; поскольку у любого действия существуют два аспекта-ресурсный и продуктивный, то именно развитие компетентностей определяет превращение ресурса в продукт; компетентность-потенциальная готовность решать задачи со знанием дела; включает в себя содержательный (знание) и процессуальный (умение) компоненты и предполагает знание существа проблемы и умение ее решать; постоянное обновление знаний, владение новой информацией для успешного применения этих зна-

ний в конкретных условиях, т.е. обладание оперативным и мобильным знанием.

В отечественной педагогической литературе наметилось следующее разграничение исследуемых понятий: если компетенцию определяют как свойство, качество, то компетентность как обладание этим свойством. Еще чаще эти термины разводят следующим образом: компетентность содержит в себе ряд отдельных компетенций. Так, А. А. Корнеева говорит, что «компетенции представляют собой отдельные стороны, составляющие компетентности личности», которая, в свою очередь, «определяется как интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности человека к самостоятельному осуществлению какой-либо деятельности» [1, с. 139].

Анализ трактовок всех вышеупомянутых авторов позволяет сделать вывод о том, что в целом российские исследователи разграничивают понятия «компетентность» и «компетенция». В результате, компетенцию можно охарактеризовать как совокупность знаний, навыков и умений, которая необходима для того, чтобы осуществлять ту или иную деятельность на практике. В свою очередь, компетентность - это личная характеристика человека с определенным набором компетенций, которая показывает высокую степень владения ими, необходимую для выполнения своих обязанностей.

Мы пришли к выводу, что если медиа и компетенция учёные анализировали, интерпретировали и характеризовали, то единого понимания медиакомпетенции нет. Представим различные трактовки данного понятия (таблицы 1.1.1.).

Таблица 1.1.1

Исследователи Понятие медиакомпетенции

Лау Хесус - это ключевой фактор в образовании на протяжении всей жизни и первый шаг на пути к достижению образовательных целей, который граждане должны развивать на протяжении всей своей жизни.

Фатеев В. Н. -это способность применять соответствующие знания, умения, установки и определенные личностные качества для успешной профессиональной и социальной деятельности в обстановке постоянного контакта со средствами массовой информации и коммуникации

Стрельников В.Н. - это способность использовать знания и умения в области медиа в учебной деятельности и в будущей профессиональной деятельности

Гендина Н. И. - владение новыми технологиями, понимание условий их применения, их достоинства и недостатки, способность критически относится к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе

И.А. Цатурова, К.А. Аветисова - это многоаспектное понятие, позволяющее спроецировать традиционное представление об умении понимать, интерпретировать и производить печатные тексты на новые средства коммуникации

Хомский, Ю. Хабермас, П. Бурдье - это знание и способность, исполнение и действие

Шариков А. В. - восприятие, создание и передаче сообщений посредством технических и семиотических систем с учетом их ограничений, которые основаны на критическом мышлении, а также на способности к медиатизированному диалогу с другими людьми [Шариков, 1990, с. 64]

Rolf Schulmeister Рольф Шульмайстер профессор педагогики Гамбург - общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа; организуется различно, определяется возрастом, умение, открытое для будущего

Michael Charlton, Klaus Neumann-Braun способность к «квалифицированному, самостоятельному, творческому и социально-ответственному действию по отношению к медиа»

Продолжение таблицы 1.1.1

Современный экономический словарь 1.Средства распространения рекламы. 2. Совокупность средств аудио-, теле- и визуальной коммуникации.

Калмыков А.А., Коханова Л.А. общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые.

Т.М. Гончарова рассматривает медиакомпетенцию как ключевую для человека, как способность ориентироваться и действовать в медиамире; как интегративное качество личности специалиста, состоящее из умений работы с информацией (поиск, сбор, понимание, оценка, критический анализ, переработка, интерпретация медийного языка и др.), способность создавать, получать и передавать медиасообщения с помощью мультимедийных средств и способность верно оценивать и эффективно использовать варианты взаимодействия медиа и общества

Исходя из различных трактовок медиакомпетенции в образовании, можно заключить, что ученые рассматривает ее по-разному, а именно как:

- ключевой фактор в образовании (Лау Хесус);

- способность использовать свои медиа знания в учебной деятельности (В. Н. Стрельников);

- способность применять знания, умения, установки в обстановке постоянного контакта с медиа средствами (В.Н. Фатеев);

- владение новыми технологиями, способность критически относиться к СМИ (Н. И. Гендина);

- проецирование традиционного представления об умении понимать, интерпретировать и производить печатные тексты на новые средства коммуникации (И.А. Цатурова, К.А. Аветисова);

- знание и способность, исполнение и действие (Ю. Ха-бермас);

-восприятие, создание и передача сообщений посредством технических и семиотических систем (А.В. Шариков); способность к действию по отношению к медиа (М. Чарлтон);

- ключевая для человека способность ориентироваться и действовать в медиамире; как интегративное качество личности специалиста, состоящее из умений работы с информацией (поиск, сбор, понимание, оценка, критический анализ, переработка, интерпретация медийного языка и др.), способность создавать, получать и передавать медиасооб-щения (Т. Н.Гончарова).

- умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа (Р. Шульмайстер); общее умение, которое принципиально связано со всеми видами медиа, не привязывается только к новым информационным технологиям, но и включается в старые (А.А. Калмыков).

Чтобы лучше понять эти сходства и отличия, был проведён анализ понятий (табл.1.1.2.).

Таблица 1.1.2

Сходства и отличия существующих понятий медиаком-петенции в образовании

Понятие Сходства Отличия

Медиакомпетенция - необходима для дальнейшего обучения, успешной профессиональной и социальной деятельности;

- связана со всеми видами медиа;

- позволяет использовать и применять получаемые в процессе её формирования, знания;

- выполняет коммуникативную функцию -органи-

зуется различно;

- формируется на разных возрастных этапах

Путём анализа научных работ различных авторов мы выяснили, что все предложенные понятия имеют сходства и отличия, каждый автор представляет свою трактовку ме-диакомпетенции, связанную с областью своего исследов-наия, своим представлением о данном явлении, но все эти определения говорят о том, что эта компетенция важна для успешной жизнедеятельности современного человека, выражается в умениях и способности работать с информацией и медиа средствами.

Таким образом, наше понимание «медиакомпетенция» выражается в следующем: это адекватное восприятие медиа средств, умение использовать их в учебной и любой другой деятельности для грамотного решения поставленных задач в постоянно изменяющемся информационном мире (медиа мире).

Она направлена на успешную адаптацию взрослеющего человека в современном обществе, адекватное критическое мышление в области медиа ресурсов, коммуникацию с другими людьми, профессиональный рост и получение новых знаний в области медиа и других научных областей.

Список литературы:

1. Корнеева А. А. Культура межличностных отношений как результат профессионального образования [Текст] / А. А. Корнеева //Компетентностный подход как фактор развития инновационного образования в современных условиях: материалы Всероссийской научной конфернции, Челябинск, 30-31 марта 2011 г. / под ред. С. А. Репина; Южно-Уральский социальный форум, Российское психологическое общество, Институт психологии и педагогики ЧелГУ, факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - Челябинск, 2011. - С. 139-141.

2. МедиаПедагогика [Электронный ресурс] http:// media-pedagogics.ru/index.html (дата обращения 20.01.16).

3. Медиаобразовательный проект ВЗГЛЯД [Электронный ресурс] http://view.nios.ru/node/153 (дата обращения 10.12.15)

4. Российская педагогическая энциклопедия, 1993, с.555

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Менеджмент». Квалификация бакалавр. [Электронный ресурс] http://www.edu.ru/db/portal/spe/fgos/ pr_fgos_2009_pv_62b.pdf (дата обращения 5.11.15).

6. Фёдоров jobsmarket.ru/glossary/marketing/781/ (дата обращения

7. EduMarket.ru. [Электронный ресурс] http://edu. 12.11.15).

СИНОНИМЫ КАК СРЕДСТВО ВЕРБАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПТА БЛАГОРОДСТВО/БЕКЗАТТЫЛЫКВ РУССКОМ И КАЗАХСКОМ

ЯЗЫКАХ

Нусупбекова Айжан Сейсеналовна

Магистрант Казахского национального педагогического университета имени Абая

АННОТАЦИЯ

Цель - выявление этноспецифическихособоенностей репрезентации концептов благородство/бекзагтыльщв русском и казахском языках. Метод - лингвокогнитивный анализ. Результат - специфические особенности вербализации рассматриваемых концептов. Выводы: 1) репрезентация данного концепта богаче представлена в русском языке; 2) семантический объем репрезентантов в двух сопоставляемых языках различен; 3) когнитивные структуры, лежащие в основе значений репрезентантов, отражают менталитет носителей русской и казахской культур.

ABSTRACT

The Background - identify the specific characteristics of this noble concept of representation / bekzattylyrç in Russian and Kazakh languages. Method - Lingvokognitivnye analysis.The result - the specific features of the verbalization of concepts under consideration. Conclusions: 1) The representation of the richer concept presented in Russian language; 2) the amount of semantic reprezentantov in two different languages being compared; 3) cognitive structures underlying values reprezentantov reflect the mentality of Russian and Kazakh media cultures.

Ключевые слова: когнитивная лингвистика, концепт, вербализация, язык, культура, синонимы.

Keywords: cognitive linguistics, concept, verbalization, language, culture, synonyms.

Проблема изучения синонимов всегда волновала умы лингвистов и философов, начиная с античности. ХУП-Х1Хв. -это время возникновения и становления теории лексической синонимии, однако основные положения данного языкового явления были заложены в ХХ веке. В настоящее временя наблюдается период возрождения интереса к синонимии в русле советских лингвистических парадигм, возникает потребность в новой, когнитивно ориентированной и психологизированной теории синонимии. Рассмотрение синонимов в этом русле нашли отражение в когнитивной лингвистике.

Когнитивная лингвистика является одним из интенсивно развивающихся отраслей современного языкознания, уделяющей большое внимание проблемам взаимосвязи речевой и мыслительной деятельности.

Решению глобальной задачи - изучению максимально полного состава языковых средств, вербализующих концепт, и моделированию его содержания - способствуют исследования, посвященные исследованию фрагментов национальных языковых картин мира с целью определения содержания концепта в сознании носителей языка. Немаловажную роль при этом играет описание синонимических связей, поскольку через синонимы дифференциальные признаки концепта вербализируются наиболее полным образом. Более того, развернутая сеть синонимических средств, репрезентирующих концепт, свидетельствует в пользу одного из важных положений когнитивного направления - закона номинативной дробности. Согласно данному закону, высокая степень номинативной расчленённости концепта доказывает его важность в сознании членов языкового коллектива. [1;198].

Новая антропоцентрическая парадигма лингвистической науки определила и новые ракурсы изучения синонимов в конце ХХ в.: они стали рассматриваться как активно исполь-

зуемое средство вербализации концептов, как важный инструмент коммуникации и языковой рефлексии.

Исследуя синонимы на основе различных методов семантического анализа, ученые пришли к выводу, что данное явление в вербализованной форме отражает многообразие связей объективного мира, а также способность человеческого разума находить в этих связях не только сходства и различия, но и распознавать сходные и идентичные понятия, уточняя мысль. [2; 6]

Данное положение позволяет утверждать, что синонимия тесно связана с познавательной деятельностью человека, а поэтому может и должна рассматриваться в контексте когнитивной лингвистики, что предполагает постижение природы данного явления на концептуальном уровне при помощи соответствующих методов и приемов.

Вербализации концепта посредством синонимов отмечается в работах таких авторов, как А.А.Шумилова, Т.А. Неверова, В.О.Тимченко, Б.Г.Солдатов, М.А.Хрусталёва, А.П.Овчинникова, Е.В.Пупынина и др.

Так основная проблематика исследования А.А Шумиловой сосредоточена на изучении синонимии как уникального ментально-языкового явления, отражающего познаватаель-но-категоризующие особенности мыслительно-языковой деятельности человека. [3; 6]

В работе Т.А. Неверовой интерес к исследованию контекстуальной синонимии обусловлен реальным проецированием в языковых единицах присущих сознанию человека когнитивных структур, позволяющих ответить на ряд таких вопросов, как: на каких аспектах значения языковой единицы акцентируется внимание индивида, какой признак является для него наиболее важным, какими средствами обеспечивается понимание и т.д. По мнению автора, «контекстуальный синонимический ряд, является основной формой функционирования контекстуальных синонимов в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.