Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ «ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»'

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ «ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
149
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА / ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ / ЭКОНОМИКА СОВМЕСТНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМЫ / СЕТЕВОЕ СООБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА ОБМЕНА / ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА / ЦИФРОВЫЕ СЕРВИСЫ / SHARING ECONOMY / COLLABORATIVE ECONOMY / COLLABORATIVE CONSUMPTION / ONLINE PLATFORM / MESH / COMMERCIAL SHARING SYSTEMS / INFORMATION ECONOMY / DIGITAL ECONOMY / DIGITAL SERVICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иштирякова Л. Х.

В свете растущего количества видов кооперации посредством онлайн-платформ исследование направлено на обозначение общих характерных черт такого явления, как экономика совместного потребления[20] [Иштирякова, 2017, с. 282]. В качестве концепции «экономика совместного потребления» (ЭСП) начала популяризироваться в начале 2000 г. Однако до настоящего времени в научной литературе отсутствует четкое определение ЭСП, что отражается на результатах исследований данной модели потребления, так как различные исследователи выдвигают различные подходы к характеризующим признакам онлайн-платформ и, следовательно, включают в анализ близких между собой явлений разный набор платформ. Целью данной работы является: систематизация основных видений к определению «экономики совместного потребления» на основе обзорного анализа научных и публицистических источников, а также информации, представленной на веб-сайтах онлайн-платформ; сравнительный анализ основных характеризующих «экономику совместного потребления» элементов, выделенных как исследователями, так и онлайн-платформами; представление авторского видения определения «экономики совместного потребления». С целью изучения и систематизации основных концепций определения рассматриваемого явления автором был использован системный анализ основных подходов. При выявлении общих характеристик, обозначенных в исследованиях авторов, а также на сайтах онлайн-платформ, применен метод сравнительного анализа. При помощи логического метода автором было сформулировано собственное видение определения «экономики совместного потребления». В результате углубленного анализа основных платформ в ключевых секторах экономики совместного потребления наряду с обзорным анализом научных и публицистических источников автором представлены основные характеризующие параметры «экономики совместного потребления», определенные как исследователями, так и онлайн-платформами, деятельность которых представлена в различных сферах деятельности. В результате сравнительного анализа автор предлагает свое видение определения «экономики совместного потребления». Прикладное значение данной работы заключается в том, что конкретизация термина прежде всего позволит определить отправную точку при анализе рынка экономики совместного потребления как в целом, так и в разрезе отраслей. Выработка фундаментальной концепции также необходима в целях принятия стратегических решений и регулирования ЭСП различными органами законодательной и исполнительной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ASPECTS OF «COLLABORATIVE CONSUMPTION ECONOMY»

In light of the growing number of different cooperation by means of online platforms, this research has focused on identifying common features of the collaborative consumption economy [Ishtiryakova, 2017a, p.282]. As a concept, the «collaborative consumption economy» began to be popularized in 2000. However, to date, there is a lack of clear definition of the case reviewed, which affects studies of this consumption model, as various researchers put forward different approaches to the characterizing features of online services and, therefore, include in the analysis of related phenomenon different set of platforms. The aim of this work is: systematization of the main visions to the definition of a “collaborative consumption economy” based on a survey of scientific and journalistic sources, as well as information presented on websites of online platforms; a comparative analysis of the main elements that characterize the “sharing economy" identified by both researchers and online platforms; proposal of the author’s vision of the definition of a “collaborative consumption economy”. In order to study and systematize the basic concepts for determining the phenomenon under consideration, the author used a system analysis of the main approaches. When identifying common characteristics identified in the authors' studies, as well as on the websites of online platforms, the comparative analysis method is used. Using the logical method, the author formulated his own vision of the definition of “collaborative consumption economy”. As a result of an in-depth analysis of the main platforms in key sectors of the sharing economy, along with a review of scientific and journalistic sources, the author presents the main characterizing parameters of the collaborative consumption defined by both researchers and online platforms, whose activities are presented in various fields of activity. As a result of a comparative analysis, the author offers his vision of the definition of a the phenomenon under consideration. The value of this work lies in the fact that the concretization of the term will primarily determine the starting point in the analysis of the collaborative consumption market, both in general and in the context of industries. Fundamental concept is also necessary in order to make strategic decisions and legislative regulation of this model by decision-makers.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ «ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»»

УДК: 330.88

ББК: У65.03

Иштирякова Л.Х.

АНАЛИЗ ПОНЯТИЙНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ «ЭКОНОМИКИ СОВМЕСТНОГО ПОТРЕБЛЕНИЯ»

Ishtiryakova L.H.

ANALYSIS OF CONCEPTUAL AND TERMINOLOGICAL ASPECTS OF «COLLABORATIVE CONSUMPTION ECONOMY»

Ключевые слова: долевая экономика, экономика совместного потребления, экономика совместного пользования, онлайн-платформы, сетевое сообщество, экономика обмена, информационная экономика, цифровая экономика, цифровые сервисы.

Keywords: sharing economy, collaborative economy, collaborative consumption, online platform, mesh, commercial sharing systems, information economy, digital economy, digital services.

Аннотация: в свете растущего количества видов кооперации посредством онлайн-платформ исследование направлено на обозначение общих характерных черт такого явления, как экономика совместного потребления1 [Иштирякова, 2017, с. 282].

В качестве концепции «экономика совместного потребления» (ЭСП) начала популяризироваться в начале 2000 г. Однако до настоящего времени в научной литературе отсутствует четкое определение ЭСП, что отражается на результатах исследований данной модели потребления, так как различные исследователи выдвигают различные подходы к характеризующим признакам онлайн-платформ и, следовательно, включают в анализ близких между собой явлений разный набор платформ.

Целью данной работы является:

систематизация основных видений к определению «экономики совместного потребления» на основе обзорного анализа научных и публицистических источников, а также информации, представленной на веб-сайтах онлайн-платформ;

сравнительный анализ основных характеризующих «экономику совместного потребления» элементов, выделенных как исследователями, так и онлайн-платформами;

представление авторского видения определения «экономики совместного потребления».

С целью изучения и систематизации основных концепций определения рассматриваемого явления автором был использован системный анализ основных подходов. При выявлении общих характеристик, обозначенных в исследованиях авторов, а также на сайтах он-лайн-платформ, применен метод сравнительного анализа. При помощи логического метода автором было сформулировано собственное видение определения «экономики совместного потребления».

В результате углубленного анализа основных платформ в ключевых секторах экономики совместного потребления наряду с обзорным анализом научных и публицистических источников автором представлены основные характеризующие параметры «экономики совместного потребления», определенные как исследователями, так и онлайн-платформами, деятельность которых представлена в различных сферах деятельности. В результате сравнительного анализа автор предлагает свое видение определения «экономики совместного потребления».

Прикладное значение данной работы заключается в том, что конкретизация термина прежде всего позволит определить отправную точку при анализе рынка экономики сов-

1 Иштирякова Л.Х. (2017). Экономика совместного потребления: общие характеристики // В сборнике: Кооперация и предпринимательство: состояние, проблемы и перспективы. Сборник научных трудов Международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся. С. 282.

местного потребления как в целом, так и в разрезе отраслей. Выработка фундаментальной концепции также необходима в целях принятия стратегических решений и регулирования ЭСПразличными органами законодательной и исполнительной власти.

Abstract: in light of the growing number of different cooperation by means of online platforms, this research has focused on identifying common features of the collaborative consumption economy [Ishtiryakova, 2017a, p.282].

As a concept, the «collaborative consumption economy» began to be popularized in 2000. However, to date, there is a lack of clear definition of the case reviewed, which affects studies of this consumption model, as various researchers put forward different approaches to the characterizing features of online services and, therefore, include in the analysis of relatedphenomenon different set ofplatforms.

The aim of this work is:

systematization of the main visions to the definition of a "collaborative consumption economy" based on a survey of scientific and journalistic sources, as well as information presented on websites of online platforms;

a comparative analysis of the main elements that characterize the "sharing economy" identified by both researchers and online platforms;

proposal of the author's vision of the definition of a "collaborative consumption economy ".

In order to study and systematize the basic concepts for determining the phenomenon under consideration, the author used a system analysis of the main approaches. When identifying common characteristics identified in the authors' studies, as well as on the websites of online platforms, the comparative analysis method is used. Using the logical method, the author formulated his own vision of the definition of "collaborative consumption economy".

As a result of an in-depth analysis of the main platforms in key sectors of the sharing economy, along with a review of scientific and journalistic sources, the author presents the main characterizing parameters of the collaborative consumption defined by both researchers and online platforms, whose activities are presented in various fields of activity. As a result of a comparative analysis, the author offers his vision of the definition of a the phenomenon under consideration.

The value of this work lies in the fact that the concretization of the term will primarily determine the starting point in the analysis of the collaborative consumption market, both in general and in the context of industries. Fundamental concept is also necessary in order to make strategic decisions and legislative regulation of this model by decision-makers.

Исследование Sharing Economy: Opportunities, Impacts & Disruptors 2017-2022, представленное Juniper Research, прогнозирует, что объем «экономики совместного потребления» к 2022 году во всем мире составит 40,2 миллиарда долларов США про-

Стремительное развитие данной модели экономики, основанной на одноранговой системе взаимодействия агентов, существенно меняет формы данного взаимодействия, а также влечет за собой изменения

тив 18,6 млрд долларов в 2017 году.

В Российской Федерации объем транзакций в основных отраслях экономики совместного потребления в 2018 году составил 511 млрд руб., что на 30% больше показателя 2017 года.

в соответствующих секторах экономики1 [Иштирякова, 2017б, с. 45]. Наиболее масштабно рассматриваемая модель представлена в 5 секторах (таблица 2).

Таблица 1 - Объем транзакций на рынке экономики совместного потребления в Российской Федерации, 2017- 2018 гг., млрд руб._

Показатель/Год 2017 2018

Объем транзакций на рынке экономики совместного потребления в РФ, млрд руб. 392 511

1 Иштирякова Л.Х. (2017) // Особенности применения экономики совместного потребления. Научные труды Центра перспективных экономических исследований. № 12. С. 45-52.

Таблица 2 - Объем транзакций на рынке экономики совместного потребления в Российской Федерации (по ключевым отраслям), 2018 год1_

Сектор Объем транзакций в 2018 году (по РФ), млрд руб.

Розничная торговля и услуги более 370

Рынок труда (фриланс) 98

Транспорт 26,7

Аренда помещений 15,5

Финансовые услуги более 11

При анализе основных секторов на рынке ЭСП и занимаемой ими доли в общем объеме транзакций мы видим, что основную долю на рынке ЭСП составляют транзакции в сфере розничной торговли и услуг (71%) и

сфере занятости (19%), тогда как наименьшую - в сферах аренды недвижимости (3%) и финансовых услуг (2%) (рисунок 1).

Рисунок 1 - Доля основных секторов в общем объеме транзакций экономики

совместного потребления2

Однако, несмотря на значительные объемы и динамику развития рынка экономики совместного потребления, на сегодняшний день вопрос определения понятия данного явления остается дискуссионным.

Анализ определений "экономики совместного потребления", принадлежащие разным авторам, показал, принятие четкого определения на основе анализа литературы крайне сложно, по причине его многовариантности в публицистической и научной литературе, что объясняется в первую очередь многообразием форм проявления "экономики совместного потребления". Для систематизации всех подходов автор постарался выявить общие характеристики, наиболее часто встречаемые в анализе понятия и его определении.

1. Определение основных характерных «экономике совместного потребления» элементов. Обзорный анализ научных и публицистических источников.

В целях облегчения систематизации терминов, использованных авторами, а также составляющих определения данного термина представим основные составляющие анализа.

Наиболее часто авторы используют понятия 'долевая экономика' и 'экономика совместного потребления (использования) (таблица 3).

Экономика совместного пользования (ЭСП) в России (2018) // РАЭК. М. URL: https://raec.ru/activity/analytics/9845/.

Экономика совместного пользования (ЭСП) в России (2018) // РАЭК. М. URL: https://raec.ru/activlty/analytlcs/9845/.

Таблица 3 - Концептуальные подходы к определению «экономики совместного потребления»

Термин Авторы

Долевая экономика Meelen and Frenken; Allen Darcy, Berg Chris; Dave Roos; Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin; Susan McLean; Shu-Yi Oei, Diane M. Ring; Juliet Schor

Экономика совместного потребления (использования) HAMARI J., Sjöklint M., Ukkonen A.; Jeremiah Owyang и Alexandra Samuel; HAMARI J., Sjöklint M., Ukkonen A.; Jeremiah Owyang и Alexandra Samuel; Robert Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK; Russel Belk; Европейский Форум Экономики Совместного Потребления (EuCoLab); Lutz Christoph

При определении модели «экономики совместного потребления» примерно равное количество авторов охарактеризовали ее как экономическую систему либо бизнес-

Таблица 4 - Подходы авторов к определению «экономики совместного потребления»

В качестве центрального элемента все авторы указали компании, при этом чуть меньше половины исследований конкретизируют их в качестве онлайн-платформ (он-лайн-рынков, онлайн-сервисов).

Основными характеризующими элементами ЭСП авторы определили пиринго-вость взаимодействия; объединение в сетевое сообщество разобщенных между собой участников; возмездный характер взаимодействия. Ряд исследователей указали на

модель. Также среди вариантов встречались такие, как деятельность людей и усовершенствованное традиционное взаимодействие.

модели взаимодействия участников в рамках

необходимость наличия материального/нематериального актива, при этом лишь часть из исследованных работ ограничили экономику совместного потребления взаимоотношениями участников только в части резервной емкости актива. Большая часть работ отмечают, что в процессе взаимодействия предоставляется лишь временный доступ к пользованию ресурсом, без передачи права собственности (таблица 5).

Характеризующий элемент Авторы

Пиринговость взаимодействия Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A.; Jeremiah Owyang и Alexandra Samuel

Объединение в сетевое сообщество разобщенных между собой участников Robert Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK; Lisa Gan-sky; Susan McLean

Возмездный характер взаимодействия Meelen and Frenken; Russel Belk; Cannon Bryant, Chung Hanna

Возмездный и безвозмездный характер взаимодействия Lauren Hirshon, Morgan Jones, Dana Levin, Kathryn McCarthy, Benjamin Morano, Sarah Simon, Brooks Rainwater

Модель взаимодействия Авторы

Экономическая система Rachel Botsman; Dave Roos

Бизнес-модель Fleura Bardhi, Giana M. Eckhardt; Allen Darcy, Berg Chris; Lauren Hirshon, Morgan Jones, Dana Levin, Kathryn McCarthy, Benjamin Morano, Sarah Simon, Brooks Rainwater; Susan McLean; Shu-Yi Oei, Diane M. Ring

Деятельность людей Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A.; Russel Belk

Усовершенствованное традиционное взаимодействие Rachel Botsman

Таблица 5 - Определения авторов характеризующих элементов «экономики совместного потребления»

Продолжение таблицы 5

Наличие материального/нематериального актива Rachel Botsman; Russel Belk; Dave Roos; Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin; Susan McLean; Juliet Schor

Недоиспользуемость ресурса Meelen and Frenken; Rachel Botsman; Dave Roos; Cannon Bryant, Chung Hanna; Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin; Shu-Yi Oei, Diane M. Ring

В процессе взаимодействия предоставляется лишь временный доступ к пользованию ресурсом, без передачи права собственности Hamari J., Sjöklint M., Ukkonen A.; Meelen and Frenken; Rachel Botsman; Robert Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK; Russel Belk; Allen Darcy, Berg Chris; Cannon Bryant, Chung Hanna; Lisa Gansky; Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin; Lauren Hirshon, Morgan Jones, Dana Levin, Kathryn McCarthy, Benjamin Morano, Sarah Simon, Brooks Rainwater; Juliet Schor.

В качестве преимуществ экономики совместного потребления выделены: оптимизация ресурсопотребления; возможность взаимодействия как на глобальном, так и локальном уровнях в масштабе, невозможном до посредничества онлайн-платформ;

простота и удобство взаимодействия; возможность совершения сделки в момент возникновения потребности; отсутствие бремени затрат на содержание товара в собственности, а также обеспечение (дополнительного) дохода (таблица 6).

Таблица 6 - Преимущества «экономики совместного потребления», выделенные большинством рассмотренных авторов_

Преимущество Авторы

Оптимизация ресурсопотребления Rachel Botsman; Juliet Schor

Масштаб взаимодействия Robert Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK; Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin

Простота и удобство взаимодействия Cannon Bryant, Chung Hanna

Снижение транзакционных издержек Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin

Возможность совершения сделки в момент возникновения потребности Lisa Gansky

Отсутствие бремени затрат на содержание товара в собственности Lisa Gansky

Обеспечение (дополнительного) дохода PWC

Кроме того, несмотря на единичные случаи упоминания среди авторов, мы считаем необходимым дополнить данный обзор следующими характеристиками: децентрализованный обмен (отсутствие центрального административного регулятора (Allen Darcy, Berg Chris); риски транзакций лежат непосредственно на участниках, не центральном элементе-посреднике (Fellander Anna, Ingram Claire, Teigland Robin); рейтинговая система в качестве основного инструмента контроля

качества и обеспечения доверия между поставщиками ресурса и его потребителями. Необходимо добавить, что среди преимуществ экономики совместного потребления явного предпочтения авторов в пользу конкретного варианта не прослеживается.

Ниже представлена обобщенная таблица основных характеристик «экономики совместного потребления», выделенных авторами в исследованных источниках литературы (таблица 7).

Таблица 7 - Обобщенная таблица основных характеристик «экономики совместного потребления»

Экономика совместного потребления

Форма Экономическая система либо бизнес-модель

Центральный элемент Компании в виде онлайн-платформ (онлайн-рынков, онлайн-сервисов)

Продолжение таблицы 7

Характерные элементы Пиринговое взаимодействие

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Связывание в сетевое сообщество, в том числе незнакомых между собой и разобщенных индивидуумов, групп индивидуумов и бизнес-единиц

Наличие материального/нематериального актива

Резервная емкость актива

В процессе взаимодействия сторон предоставляется лишь временный доступ к пользованию ресурсом без передачи права собственности

Преимущества Оптимизация ресурсопотребления

Масштабность взаимодействия как глобальная, так и локальная

Простота процесса взаимодействия необязательно быть предпринимателем

Снижение транзакционных издержек

Возможность совершения сделки в момент возникновения потребности прежде всего, для потребителей ресурса

Отсутствие бремени затрат на содержание товара в собственности

Обеспечение (дополнительного) дохода прежде всего, для обладателя ресурсом

Особенности Децентрализованный обмен отсутствие центрального административного регулятора

Риски транзакций лежат непосредственно на участниках, не центральном элементе-посреднике

Рейтинговая система в качестве основного инструмента контроля качества и обеспечения доверия между поставщиками ресурса и его потребителями

2. Определение основных характерных «экономике совместного потребления» элементов. Обзорный анализ он-лайн-платформ

Аналогичным образом мы проанализировали данные, представленные самими онлайн-платформами на их веб-сайтах. Именно их посредничество в качестве центрального элемента сделало возможным трансформацию традиционных форм продажи, обмена и т.д. товаров/услуг в форму рассматриваемой экономической модели. Для анализа из разных сфер были отобраны платформы, деятельность которых была актуальной на октябрь 2018 года: Uber, Ebay, Airbnb, Swaptree Inc., Freecycle, Reuseit, Zimride, Bartercard, Kijiji, Zopa, Threadup, Groupon, Meplease, Really Really Free Market, Parkatmyhouse, Edinburgh Garden Partners, Indiegogo, Kickstarter, Gofundme, Microventures, Youcaring, Fundingsocieties, Capitalmatch, Camden Collective, Bookabach, Eclipse, CES (Community Exchange System), Justbookr, Boocshare, Local Tools, Wingly, Superjob.

Представим обобщенные данные, полученные с веб-сайтов платформ, отобран-

ных для анализа. Большинство компаний самоидентифицировали себя в качестве он-лайн-сервисов или онлайн-платформ. Основной характеризующей особенностью своей деятельности более половины проанализированных компаний определили содействие установлению связи между участниками, организацию сообществ в сети, причем некоторые особо отметили невозможную до посредничества онлайн-платформ масштабность взаимодействия и простоту процесса, пиринговость взаимосвязи, общность доступа. В качестве условия участия в системе онлайн-сервисы назвали «наличие материально-

го/нематериального актива» и «резервную емкость ресурса». В качестве преимуществ предлагаемой модели взаимодействия компании отмечают оптимизацию ресурсопотребления, в том числе рециркуляцию товаров, а также обеспечение дополнительного дохода.

По результатам анализа информации, взятой с веб-сайтов онлайн-платформ, ниже представлены основные характеризующие параметры «экономики совместного потребления» (таблица 8).

Таблица 8 - Основные характеризующие параметры «экономики совместного потребления» по данным онлайн-платформ_

Экономика совместного потребления

Центральный элемент Онлайн-сервисы/онлайн-платформы, функцией которого является содействие установлению связи между участниками

Характерные элементы Пиринговое взаимодействие

Общность доступа

Наличие материального/нематериального актива

Резервная емкость ресурса

Преимущества Оптимизация ресурсопотребления/рециркуляция товара

Масштаб взаимодействия

Простота процесса взаимодействия

Снижение транзакционных издержек

Обеспечение (дополнительного) дохода

Особенности Децентрализованный обмен отсутствие центрального административного регулятора

Рейтинговая система в качестве основного инструмента контроля качества и обеспечения доверия между поставщиками ресурса и его потребителями

3. Сравнительный анализ основных характеризующих элементов «экономики совместного потребления»

Данный анализ выявил единое понимание указанных в научно-исследовательских и публицистических источниках, а также на сайтах онлайн-платформ большинства параметров, характеризующих «экономику совместного потребления». Основными из них являются: взаимодействие поставщика товара/услуги и потребителя происходит при посредничестве агрегатора в виде онлайн-сервиса либо онлайн-платформы; взаимодействие участников осуществляется на равноправной основе в рамках сетевого сообщества; функционирование которого обеспечивает агре-гатор-посредник; взаимодействие может происходить как на локальном, так и глобальном уровнях, причем в масштабах, невозможных до посредничества онлайн-платформ; при отсутствии центрального регулирующего органа системой контроля качества услуг и безопасности взаимодействия в рамках ЭСП является рейтинговая система (система онлайн-репутации); основными преимуществами системы являются оптимизация ресурсопотребления за счет эксплуатации ресурса в пределах его свободной емкости, простота процесса взаимодействия, экономическая выгода для всех

участников взаимодействия: поставщика, агрегатора и потребителя.

На основании вышеизложенного анализа автор предлагает следующее определение «экономики совместного потребления»: экономика совместного потребления - это экономическая система, функционирующая в режиме реального времени при посредничестве онлайн-платформ в локальном либо глобальном масштабе, в рамках которого участники сетевого сообщества могут на пиринговой основе предоставлять друг другу ресурс для пользования/обмена в объеме его резервной емкости.

Заключение. В современных условиях «экономика совместного потребления» привлекает к себе внимание прежде всего за счет динамичного своего развития и масштабов взаимодействия, обеспечиваемых онлайн-платформами. С этой точки зрения анализ понятийно-терминологических аспектов ЭСП крайне важен, в том числе с позиции вывода данного рода деятельности в регулируемое правовое поле. Определение критериев идентификации транзакций, включаемых в «экономику совместного потребления», и участников поможет отличить их от иных видов взаимодействия в рамках институтов дарения, обмена и т.д.

В рамках данной статьи автор предпринял попытку определить «экономику совместного потребления» через выявление

ее характерных признаков. С этой целью было проведено исследование научно-исследовательских и публицистических источников, а также информации, представленной на веб-сайтах основных онлайн-платформ в ключевых секторах ЭСП.

Проведенный анализ выявил единое понимание указанных в научно-исследовательских и публицистических источниках, а также на веб-сайтах онлайн-платформ, большинства параметров, характеризующих «экономику совместного потребления», что позволило предложить определение ЭСП с учетом данных элементов.

В дополнение хотелось бы отметить ряд важных, на наш взгляд, аспектов. Он-лайн-платформы не указывают, кто несет на себе риски транзакций, при этом фактически, они, характеризуя себя как онлайн-платформу, обеспечивающую связь между участниками, перекладывают все риски непосредственно на поставщика и потребителя. Во-вторых, существенным моментом является то, что большинство авторов скло-

няются к тому, что в процессе функционирования «экономики совместного потребления» не происходит передачи права собственности, тогда как платформы позволяют в рамках взаимодействия как совместно пользоваться ресурсом, так и совершать обмен ресурсами на постоянной основе, что само по себе может повлечь переход права собственности. Кроме того, с динамикой роста ЭСП растут риски информационной безопасности. Для дальнейшего развития данной модели потребления необходимо принятие адекватного правового регулирования как на уровне Российской Федерации, так и на глобальном уровне.

В результате данной работы автором представлен обзор и систематизация основных элементов, характеризующих «экономику совместного потребления», выделенных зарубежными авторами в своих исследованиях, а также самими онлайн-платформами на веб-сайтах. На основании данного анализа представлено авторское видение определения ЭСП.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Иштирякова, Л.Х. Экономика совместного потребления: общие характеристики // В сборнике: Кооперация и предпринимательство: состояние, проблемы и перспективы: сборник научных трудов Международной конференции молодых ученых, аспирантов, студентов и учащихся. - 2017. - С. 282-283.

2. Иштирякова, Л.Х. Особенности применения экономики совместного потребления. Научные труды Центра перспективных экономических исследований. - 2017. - № 12. - С. 45-52.

3. Экономика совместного пользования (ЭСП) в России. РАЭК. М., 2018 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://raec.ru/activity/analytics/9845/ (дата обращения: 20.11.2019).

4. Allen, D., & Berg, C. The sharing economy: How over-regulation could destroy an economic revolution. Melbourne: Institute of Public Affairs. 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://collaborativeeconomy.com/wp/wp-content/uploads/2015/04/Allen-D.-and-Berg-C.2014.The-Sharing-Economy.-Institute-of-Public-Affairs.-.pdf (дата обращения: 18.01.2019).

5. Bryant, Cannon and Hanna Chung. A Framework for Designing Co-Regulation Models Well-Adapted to Technology-Facilitated Sharing Economies. 31 Santa Clara High Tech. L.J. 23. 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://digitalcommons.law.scu.edu/chtlj/vol31/ iss1/2. (дата обращения: 25.01.2019).

6. Dave, Roos. How the Sharing Economy Works, HOWSTUFFWORKS. 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://money.howstuffworks.com/sharing-economy.htm (дата обращения: 08.02.2019).

7. European Collaborative Economy Forum. Shared thinking for a collaborative Europe. European Collaborative Economy Forum: Industry Views Survey. (2016) [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://eucolab.org/wp-content/uploads/2016/09/Industry-views-survey_FINAL_ SCREEN.pdf (дата обращения: 25.03.2019).

8. Fellander, Anna, Ingram, Claire, Teigland, Robin. The Sharing Economy Embracing Change With Caution. Stockholm: Entreprenorskapsforum. (2015). [Электронный ресурс] - Ре-

жим доступа: http://publications.jrc.ec.europa.eu/repository/bitstream/JRC101279/jrc101279.pdf (дата обращения: 25.03.2019).

9. Fleura, Bardhi, Giana, M. Eckhardt. Access-Based Consumption: The Case of Car Sharing. Journal of Consumer Research, Inc. Vol. 39 December. 2012. Pp. 881-898.

10. Hamari, J., Sjoklint, M., Ukkonen, A. The Sharing Economy: Why People Participate in Collaborative Consumption. Journal of the Association for Information Science and Technology, ASIS&T. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://people.uta.fi/~kljuham/2015-Hamari_at_al-the_sharing_economy.pdf (дата обращения: 08.02.2019).

11. Jeremiah, Owyang & Alexandra, Samuel. The New Rules of the Collaborative Economy. (2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.visioncritical.com/wp-content/uploads/2015/11/collaborative-economy-report.pdf (дата обращения: 10.02.2019).

12. Juliet, Schor. Debating the Sharing Economy // Great Transition Initiative. 2014. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.greattransition.org/publication/debating-the-sharing-economy (дата обращения: 10.02.2019).

13. Lauren, Hirshon, Morgan, Jones, Dana, Levin, Kathryn, McCarthy, Benjamin, Morano, Sarah, Simon, Brooks, Rainwater. Cities, the sharing economy and what's next. National League of Cities. (2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: (https://www.nlc.org/sites/default/files/2017-01/Report%20-%20%20Cities%20the%20Sharing%20 Economy%20and%20Whats%20Next%20final.pdf (Дата обращения: 03.04.2019).

14. Lisa, Gansky. The Mesh: Why the future of business is sharing. New York: Penguin Books. 2012. P.256.

15. Meelen, T., & Frenken, K. Stop Saying Uber Is Part of The Sharing Economy. Fast Company. (2015). [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.fastcoexist.com/3040863/stop-sayinguber-is-part-of-the-sharing-economy (дата обращения: 03.04.2019).

16. Oei, S., & Ring, D. Can Sharing Be Taxed? Washington University Law Review, Volume 93, Issue 4. Pp. 989-1069. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://openscholarship.wustl.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=&httpsredir=1&article=6210&contex t=law_lawreview (дата обращения: 18.01.2019).

17. Robert, Vaughan and Raphael Daverio, PwC UK. Assessing the size and presence of the collaborative economy in Europe. 2016. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/2acb7619-b544-11e7-837e-01aa75ed71a1 (дата обращения: 05.06.2019).

18. Russel, Belk. "You are what you can access: Sharing and collaborative consumption online". Journal of Business Research, 67. 2014. Pp.1595-1600.

19. Juniper, Research. Sharing Economy Revenues to Double By 2022, Reaching Over $40 Billion. 2017. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.juniperresearch.com/press/ press-releases/sharing-economy-revenues-to-double-by-2022 (дата обращения: 05.07.2019).

20. Susan, McLean. The Rise of the Sharing Economy. Computers & Law Magazine of Scl. Vol. 26 Issue 1. Pp. 1-3. 2015. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.scl.org/ arti-cles/3344-the-rise-of-the-sharing-economy (дата обращения: 18.01.2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.