Научная статья на тему 'Анализ понятия «Информация» в аспекте информационной грамотности будущего специалиста'

Анализ понятия «Информация» в аспекте информационной грамотности будущего специалиста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
289
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Темербекова А. А.

В статье дан контекстуальный анализ понятия «информация» с точки зрения философии и современного научного знания. Информация возникает только тогда, когда появляется субъект, обладающий возможностью целенаправленного поведения и целенаправленных действий. Тогда информация может рассматриваться как фактор целенаправленной профессиональной деятельности человека и как результат этой деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF CONCEPT «INFORMATION» IN ASPECT OF INFORMATION LITERACY OF THE FUTURE EXPERT

The article presents the contextual analysis of the concept «information» from the viewpoint of philosophy and modern scientific knowledge. The information arises only when there is a subject possessing an opportunity of purposeful behaviour and purposeful actions. In that case the information can be considered as the factor of purposeful professional activity of the person and as a result of this activity.

Текст научной работы на тему «Анализ понятия «Информация» в аспекте информационной грамотности будущего специалиста»

В этой связи, учителю-предметнику необходимо четко представлять как потенциальные возможности, так и трудности привлечения жизненного опыта учащихся в процессе обучения в соответствии с особенностями своего учебного предмета.

Процесс формирования личного познавательного опыта человека происходит в течении всей его жизни. Уже с раннего детства ребенок пользуется объектами, удовлетворяющими его потребности. Позднее он начинает взаимодействовать с миром во всем многообразии его познавательных и практических отношений. На этой стадии человек знакомится с веществами, их свойствами и функциональным значением в повседневной жизни, а также с явлениями, сопровождающими превращения этих веществ. Кроме того, стихийно приобретается опыт предметной деятельности, в том числе и направленной на обеспечение личной безопасности в жизнедеятельности, а вместе с ним опыт эмоционально-ценностных и эстетических отношений к миру.

Таким образом, стихийно или целенаправленно приобретенный познавательный опыт человека становится не только основой его общекультурного кругозора, но может рассматриваться и как источник элементарных естественнонаучных знаний, преимущественно прикладного характера. Поэтому учитель химии, стремящийся полноценно использовать жизненный опыт учащихся в процессе обучения, должен не только общепедагогически, методически и психологически быть к этому подготовлен. Ему необходимо обладать практической компетентностью в вопросах применения химических знаний, поскольку, с одной стороны, это позволит ему перестраивать житейские понятия учащихся, «подтягивая» их до уровня научных, с другой — соотносить научные знания по химии с реалиями окружающей действительности, наполнять их жизненным содержанием.

В рамках указанных проблем нами ведется подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии.

Так, при изучении курса «Методика преподавания химии» будущие учителя приобретают навыки включения жизненного познавательного опыта учащихся в школьный курс химии. При этом нами рассматриваются два критерия случаев включения житейских знаний учащихся в образовательный процесс по химии:

1) когда ранее приобретенные житейские знания в основном совпадают с содержанием научных знаний или, по крайней мере, не противоречат им;

Статья поступила в редакцию 12.02.08.

2) когда содержание житейских знаний не соответствует содержанию научных знаний, вступая с ними в противоречие.

В первом случае, имеющиеся у школьников житейские знания должны быть актуализированы, а затем расширены и уточнены. Во втором случае прикладные знания из жизненного познавательного опыта учащихся необходимо своевременно выявлять для того, чтобы их скорректировать, или — при необходимости — показать их ошибочность (научную несостоятельность) и разрушить, а на этой основе сформировать прикладные знания с научным содержанием.

В соответствии с этим, студенты знакомятся с методиками корректировки жизненного опыта учащихся, типами заданий, направленных на расширение их житейских знаний, процедурами включения личного познавательного опыта в содержание учебного предмета, моделируют проблемные ситуации, основанные на несовпадении жизненного опыта учащихся с научными знаниями.

В спецкурсе «Методика составления и решения задач по химии» предлагаются варианты расчетных и экспериментальных задач, составленных на примерах из жизненной практики.

В качестве зачетного задания по спецкурсу «Внеклассная работа по химии» студентам предлагается осуществить разработку внеклассного мероприятия в ходе которого будет происходить трансформация личного познавательного опыта учащихся, расширение их житейских представлений, либо противопоставление жизненных знаний и научных фактов.

Большое значение в решении проблемы подготовки студентов к использованию жизненного опыта учащихся имеет курс из числа дисциплин специализации «Прикладные химические знания в школьном курсе химии», в рамках которого студенты приобретают необходимый запас прикладных химических знаний и рассматривают пути их включения в познавательный процесс по химии.

Мы считаем, что жизненный опыт является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения человека. Поэтому, используя жизненный опыт учащихся в качестве источника знаний по химии и приобщая школьников к осмыслению личного познавательного опыта можно повысить уровень их функциональной грамотности, обеспечить формирование устойчивого познавательного интереса и потребности в учении, преодолеть формализм получаемых знаний.

УДК 37.01:001.8

А.А.Темербекова, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье дан контекстуальный анализ понятия «информация» с точки зрения философии и современного научного знания. Информация возникает только тогда, когда появляется субъект, обладающий возможностью целенаправленного поведения и целенаправленных действий. Тогда информация может рассматриваться как фактор целенаправленной профессиональной деятельности человека и как результат этой деятельности.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная деятельность.

Тенденция глобализации наукоёмкого производ- ление процессами создания, обработки и распреде-

ства вывела информацию сегодня на роль новой все- ления информации ориентировано новое направление

общей меры труда, в связи с чем возникла потреб- в науке — информационный менеджмент. Предметом ность в научном подходе к информации, выявлении труда менеджера по информации является инфор-

её наиболее характерных свойств с целью эффектив- мация, опрерируя ею, он принимает решения, необ-

ного ее преобразования и применения в профессио- ходимые для изменения состояния управляемого нальных областях деятельности человека. На управ- объекта.

Понятие «информация», становясь в последнее время неотъемлемой частью процесса познания и формирования современной отечественной науки, исследуется в различных форматах, средах и контекстах. Сама по себе эта область исследования многоаспектна и многогранна, особенно ее актуальность повышается в связи и в условиях развивающихся информационных и коммуникационных технологий.

Первоначально под информацией понимались сведения, передаваемые одними людьми другим людям устным, письменным или каким-либо другим способом (с помощью условных сигналов, с использованием технических средств и т. п.), а также сам процесс передачи или получения этих сведений. В современном мире понятие «информация» является ключевым, оно объединяет исследования по проблеме становления и развития информационной грамотности, информационной компетентности и информационной культуры личности.

В философском энциклопедическом словаре понятие «информация» (от лат. informatio — ознакомление, разъяснение, представление, понятие) трактуется как «сообщение, осведомление о положении дел, сведения о чём-либо, передаваемые людьми; уменьшаемая, снимаемая неопределённость в результате получения сообщений; сообщение, неразрывно связанное с управлением, сигналы в единстве синтаксических, семантических и прагматических характеристик; передача, отражение разнообразия в любых объектах и процессах (неживой и живой природы)» [1, с. 222].

Контекстуальный анализ понятия «информация» показывает, что существует множество подходов к определению понятия «информация». Информацию рассматривают как «знание» (Д.С. Махлуй, В.Н. Спицна-дель), «сведения» (Г.С Поспелов, A.A. Красовский,

Н. Угрилович), «сообщение» (С.Ф. Анисимов, Н. Винер), «сведения» (О.С. Ахманова, Р.С. Гиляровский, А.И. Михайлов, Ф.И. Перегудов, Ф.П. Тарасенко, А.И. Черный, Я.Л. Шрайберг), «свойство существующего в материальном мире» (И. Семакин, Т. Теина), «данные о внешнем мире» (3. Ровенский, А. Уемов, Е. Уемова), «активная форма отражения» (А.М. Коршунов, В.В. Мандатов), «алгоритм» (В.И. Корогодин), «мера сигнальных взаимодействий» (Ю.П. Петров), «порядок, коммуникация» (Hatten E.H.), «продукт взаимодействия» (С.В. Симонович) и др.

Процесс поиска строго определения понятия «информации», как утверждает В.Н. Лозовский, продолжается уже более половины столетия. В.Н. Лозовский приводит более 100 определений понятия «информации». Число различных определений понятия «информация» постоянно растет. Вслед за В.Н. Лозовским согласимся с тем, что все определения можно разделить на две группы [2]. Первая из них составляет те, что можно сформулировать и которым можно дать четкое определение, вторую же группу, как показал анализ научной литературы, составляют определения, которые формулируются предметно-ориентированно, т.е. как каждая отрасль знания определяет понятие «информация» исходя из своих целей и специфических задач.

В первой группе определений под информацией понимаются сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и (или) процессах независимо от формы их представления [3]. Аналогичные формулировки приводятся в энциклопедиях и справочниках. Данное определение корректно, конструктивно, является достаточным и его можно считать базовым.

Вторая группа определений характеризуется многообразием и поливариативностью как содержания, так и объема этого понятия: «информацией можно назвать алгоритм построения системы, обеспечивающей воспроизведение этой информации, функционально свя-

занной со средой своего местоположения» [4]; информация — это «превращенная форма знания, не тождественная как таковому, т.е. информация не есть само знание» [5]; информация — «сведения, сообщения, сигналы, а также совокупность данных или совокупность знаний и зависимостей между ними» [6]. И, наконец, информация — «самое широкое, самое общее абстрактное понятие, так как относится абсолютно ко всему в мире, включая объективную и субъективную реальность» [2, с. 24] и др.

Исследование проблем, связанных с научным понятием информации, идёт сегодня в трёх основных направлениях. Первое из них состоит в разработке математического аппарата, отражающего основные свойства информации. Второе направление занимается теоретической разработкой различных аспектов информации на базе уже имеющихся математических средств, в том числе исследуются различные свойства информации. Третье направление связано с использованием информационных методов в различных областях знаний (социологии, психологии, педагогике и др.).

Рассматривая понятие «информация», следует обратить внимание на его субъектность. Это значит, что информация возникает только тогда, когда появляется субъект, обладающий возможностью целенаправленного поведения и целенаправленных действий. В этом случае, получая информацию, субъект (обучающийся, специалист и др.) использует ее для приспособления к изменяющимся условиям среды, реагируя на них своим отношением и поведением. Это позволяет сделать вывод, что владение информацией обеспечивает успешную жизнедеятельность и жизнетворчество индивида, так как в любом виде информации, в том числе и в педагогической, человек ставит себя в центр процесса ее организации и структурирования.

Характеристика рассматриваемого понятия в образовательной среде показывает, что информацию можно рассматривать, с одной стороны, как фактор образовательной деятельности, а с другой — как результат. Следовательно, и информационную компетентность учителя можно рассматривать как фактор информационной деятельности учителя в рамках своей профессии и как результат этой деятельности.

Существуют разные виды информации в зависимости от способа ее получения, содержания, типа хранения. Так, например, информацию подразделяют на статическую и динамическую, полную и выборочную, полезную и ложную, необходимую и достаточную, текстовую и графическую, явную и неявную, актуальную и неактуальную и др. Характеристика свойств информации позволяет говорить о том, что ее можно принимать, регистрировать, хранить, передавать, использовать, создавать, ранжировать и др. Все эти операции осуществляются с помощью носителей информации, в качестве таковых в образовательном процессе выступать различные компоненты образовательного процесса (потребители информации, средства обучения, средства коммуникации и др.).

Процесс отражения (порождение сигнала и информации) имеет своей противоположностью процесс интерпретации (понимания информации) данных, который заключается в отождествлении поступившей информации с имеющимися знаниями или трактовке поступившей информации как нового знания. В этом смысле знания можно рассматривать как информацию, прошедшую процесс интерпретации и рассматриваемую как истинную структуру источника информации. Потребитель информации может иметь априорные знания о структуре источника информации. Если поступившая информация изменяет априорные знания потребителя информации, то такая информация называется новой информацией, в против-

ном случае поступившая информация всё равно является ре деятельности человека предъявляют требования ин-

информацией, но уже известной. формационного и компетентностного подходов к изу-

Возникновение информации, эволюция ее ценнос- чению этого понятия в аспекте информационной грати, нелинейный характер комплексных процессов са- мотности, информационной компетентности и

моорганизации, протекающих в образовательной сфе- информационной культуры специалиста.

Библиографический список

1. Философский энциклопедический словарь / Гл. редакция: Л.Ф. Ильичёв, П.Н. Федосеев, С.М. Ковалёв, В.Г. Панов— М.: Сов.

энциклопедия, 1983.

2. Лозовский, В.Н. Информация, информатика, реальность: Учебное пособие.— 2-е ид., испр.— СПб.: Лань, 2008.

3. Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации». Утвержден 25.01.95. — № 24-ФЗ.

4. Корогодин, В.И. Информация как основа жизни / В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина. — Дубна: Феникс, 2000.

5. Спицнадель, В.Н. Основы системного анализа / В.Н. Спицнадель.— М.— СПб.: ИД Бизнес-пресса, 2000.

6. Угрилович, Н. Информатика и информационные технологии / Н. Угрилович.— М.: Лаборатория знаний, 2003.

Статья поступила в редакцию 13.02.08.

УДК 37.01:001.8

Е.Е. Южанинова, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

РЕЧЕВАЯ ТЕХНИКА — ОДИН ИЗ ВАЖНЫХ КОМПОНЕНТОВ ДЕЛОВОЙ КОММУНИКАЦИИ

При проведении спецкурса «Основы делового общения» для формирования коммуникативной компетентности очень важна отработка определённых техник общения. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Овладение техникой речи является важным моментом в формировании навыков деловой коммуникации.

Ключевые слова: речевая техника, коммуникация, общение, речь, голос.

При подготовке специалиста любой отрасли необходимыми становятся навыки деловой коммуникации. Обучению студентов основам делового общения может помочь спецкурс «Деловая коммуникация в профессиональной деятельности», который, на наш взгляд, необходим специалисту любой области.

При получении любой профессии необходима развитая коммуникативная и психологическая компетентность, высокая культура делового общения, и эклектика в использовании форм и методов делового взаимодействия.

Овладение основами деловой коммуникации позволит специалистам эффективно взаимодействовать с деловыми партнерами, реали зуя комфортно-психологическое общение и разнообразные стратегии и тактики, ориентированные на достижение компромисса и сотрудничества.

Общение — это процесс, включающий в себя коммуникацию, интеракцию и перцепцию.

«Коммуникация — специфический обмен информацией, процесс передачи эмоционального и интеллектуального содержания. Для передачи информации используются вербальные (выраженные словами) знаки и невербальные (мимика, пантомима, жестикуляция, дистанцирование, пространственный рисунок, интонирование и др.). Для эффективной коммуникации необходимо, чтобы люди понимали друг друга, то есть говорили бы на одном языке, имели общий социальный опыт.

Интеракция — организация взаимодействия между людьми. Основными компонентами этого процесса являются сами люди, их взаимная связь и воздействие друг на друга, предполагающее взаимные изменения» [1, с. 11].

Выделяют следующие виды взаимодействия:

- групповая интеграция (совместная трудовая деятельность, кооперация);

- конкуренция (соперничество);

- конфликт.

При взаимодействии осуществляется физический контакт, совместная организация пространственной среды и перемещение в ней, совместное групповое или массовое действие, вербальный и невербальный информационный контакт.

«Перцепция — процесс восприятия, способствующий взаимопониманию участников общения. В результате социологических исследований установлено, что восприятие социальных объектов обладает спецификой:

а) воспринимаемый человек стремится трансформировать представление о себе в благоприятную для своих целей сторону;

б) внимание воспринимающего сосредоточено, прежде всего на смысловых и оценочных (в том числе причинных) интерпретациях объекта;

в) большая зависимость перцепции от мотивационносмысловой деятельности и связь ее с аффектами»[1, с. 13].

Перцептивная функция общения в совместной деятельности на правлена на решение следующих задач:

1) формирование содержания межличностного восприятия;

2) содействие установлению взаимопонимания;

3) обеспечение влияния участников совместной деятельности друг на друга.

Таким образом, эффективное общение требует знания всех его компонентов, владение которыми обеспечивает коммуникативную компетентность делового человека.

Коммуникативная компетентность — это совокупность знаний, уме ний и навыков, включающих:

функции общения и особенности комму никатив-ного процесса;

виды общения и основные его характеристики; средства общения: вербальные и невербальные; виды слушания и техники его использования; психологические и коммуникативные типы партнеров;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.