Научная статья на тему 'Подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии'

Подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
155
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТУАЛИЗАЦИЯ / ПРОБЛЕМА / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ЛИЧНЫЙ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЙ ОПЫТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Байдалина О. В., Устюжанина Е. Н.

Рассматривается проблема общепедагогической, методической и психологической готовности педагога к использованию жизненного опыта учащихся в процессе преподавания спецкурса «Методика составления и решения задач по химии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR USE OF LIFE EXPE RIENCE OF PUPILS DURING TRAINING CHEMISTRY

The problem of pedagogical, methodical and psychological readiness of the teacher to use of life experience of pupils is considered during teaching a special course " the Technique of drawing up and the decision of tasks in chemistry ".

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии»

но педагогических кадров в регионе требует особенного подхода в решений проблемы развития самой системы образования в целом и в системе развивающего обучения в частности.

Следует отметить, что в новом учебном плане по предмету физика предусматривается различные количество часов для направлений: естественнонаучных, гуманитарных и других направлений обучения физике (от одного до шести часов в неделю учебной нагрузки). К примеру, выделен один час для педагогического направления и шесть часов в неделю для физико-математического направления. В связи с этим, содержание учебного материала, уровень его предъявления, средства контроля за уровнем знаний учащихся должны варьироваться соответственно количеству выделенных часов. Это положение усложняет реализацию самостоятельной работы в практике преподавания в условиях, когда не разработан уровневый подход к пониманию самостоятельной работы в системе развивающего обучения.

В связи с вышеизложенным, необходимо в государстве разработать собственный стандарт образования для всех учебных предметов, в частности, для предмета физики. Стандартом предъявляется минимальное содержания учебного материала, уровень его предъявления и система контроля за уровнем самостоятельности учащихся, способствующая решению проблем: обеспечения права на полноценное образование, сохранения единства образовательного пространства в государстве, гуманизации, управления и повышение качества образования.

Решение проблемы формирования и развития самостоятельности учащихся в условиях новых рыночных отношений в государстве при использовании инновационных технологий обучения следует считать особенно актуальным, когда начинается становление национальной системы образования в регионе, так как от правильного выбора содержания образования зависит формирование новой личности, соответствующей новым требованиям общества. Оно должно способствовать умственному развитию, воспитанию культуры учебного труда, развитию сотрудничества и самостоя-

Статья поступила в редакцию 1 7.02.08.

тельности, мотивационной и интеллектуальной сферы личности, развитию познавательных интересов, развитию сенсорного восприятия, целостному представлению о явлениях и закономерностях природы, повышению качеству образования и развитию творческого мышления обучающихся.

Для осуществления единого подхода, обеспечения преемственности в формировании естественнонаучных знаний и развития самостоятельности учащихся в процессе обучения необходимо обеспечивать следующие условия:

- выбор эффективных педагогических систем обучения;

- выделение основы изучаемого материала;

- определение нижнего уровня изучения материала, который удовлетворяет государственному стандарту образования и который способствует его реализации на уровне современных требований к развитию общества;

- формулирование требований к уровню знаний учащихся каждого элемента знаний;

- определение основных этапов формирования содержания изучаемого материала и вклада каждого предмета в их развитие;

- определение необходимого уровня самостоятельности учащихся по окончанию школы.

В заключение следует подчеркнуть, что реализация новых направлений в системе образования требует определенных организационных действий на различных уровнях: на уровне комиссии Министерства просвещения для разработки стандарта образования, учебных планов на которых рассматривается согласование во времени изучения различных учебных предметов; на уровне программных комиссий Министерства просвещения, в которых рассматриваются уровневые разработки программ, что, могли бы удовлетворять различным категориям обучающихся с учетом современных требований к системе обучения, на уровне авторов учебников и методических пособий; на уровне методических школьных Советов и преподавателей школ, которые реализуют в практике преподавания разработанные основы содержания образования в целом.

УДК 378.02

О.В. Байдалина, канд. пед. наук, ст. преподаватель ГАГУ, г. Горно-Алтайск Е.Н. Устюжанина, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЖИЗНЕННОГО ОПЫТА УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

Рассматривается проблема общепедагогической, методической и психологической готовности педагога к использованию жизненного опыта учащихся в процессе преподавания спецкурса «Методика составления и решения задач по химии».

Ключевые слова: актуализация, проблема, учебно-познавательный процесс, личный познавательный опыт.

Гуманистический характер современной образовательной парадигмы предполагает изменение характера отношений между взаимодействующими сторонами учебно-познавательного процесса. Признание учащегося активным субъектом педагогического воздействия со всеми его индивидуальными личностными особенностями, достоинствами и потребностями требует решения вопроса об использовании его жизненного познавательного опыта в процессе обучения.

Соотнесение усваиваемых знаний с жизненным опытом учащихся — важная и глубокая проблема. Прин-

ципы организации образовательного процесса традиционной школы не позволяли полноценно использовать личный познавательный опыт учащихся в качестве источника знаний в силу его непоследовательности, нелогичности, а нередко и противоречивости.

В учебно-познавательном процессе, организованном на подлинно гуманистических позициях, взаимодействие жизненного опыта учащихся с содержанием образования выступает как закономерность: личный познавательный опыт школьников рассматривается как важная часть их духовного мира.

В этой связи, учителю-предметнику необходимо четко представлять как потенциальные возможности, так и трудности привлечения жизненного опыта учащихся в процессе обучения в соответствии с особенностями своего учебного предмета.

Процесс формирования личного познавательного опыта человека происходит в течении всей его жизни. Уже с раннего детства ребенок пользуется объектами, удовлетворяющими его потребности. Позднее он начинает взаимодействовать с миром во всем многообразии его познавательных и практических отношений. На этой стадии человек знакомится с веществами, их свойствами и функциональным значением в повседневной жизни, а также с явлениями, сопровождающими превращения этих веществ. Кроме того, стихийно приобретается опыт предметной деятельности, в том числе и направленной на обеспечение личной безопасности в жизнедеятельности, а вместе с ним опыт эмоционально-ценностных и эстетических отношений к миру.

Таким образом, стихийно или целенаправленно приобретенный познавательный опыт человека становится не только основой его общекультурного кругозора, но может рассматриваться и как источник элементарных естественнонаучных знаний, преимущественно прикладного характера. Поэтому учитель химии, стремящийся полноценно использовать жизненный опыт учащихся в процессе обучения, должен не только общепедагогически, методически и психологически быть к этому подготовлен. Ему необходимо обладать практической компетентностью в вопросах применения химических знаний, поскольку, с одной стороны, это позволит ему перестраивать житейские понятия учащихся, «подтягивая» их до уровня научных, с другой — соотносить научные знания по химии с реалиями окружающей действительности, наполнять их жизненным содержанием.

В рамках указанных проблем нами ведется подготовка студентов к использованию жизненного опыта учащихся в процессе обучения химии.

Так, при изучении курса «Методика преподавания химии» будущие учителя приобретают навыки включения жизненного познавательного опыта учащихся в школьный курс химии. При этом нами рассматриваются два критерия случаев включения житейских знаний учащихся в образовательный процесс по химии:

1) когда ранее приобретенные житейские знания в основном совпадают с содержанием научных знаний или, по крайней мере, не противоречат им;

Статья поступила в редакцию 12.02.08.

2) когда содержание житейских знаний не соответствует содержанию научных знаний, вступая с ними в противоречие.

В первом случае, имеющиеся у школьников житейские знания должны быть актуализированы, а затем расширены и уточнены. Во втором случае прикладные знания из жизненного познавательного опыта учащихся необходимо своевременно выявлять для того, чтобы их скорректировать, или — при необходимости — показать их ошибочность (научную несостоятельность) и разрушить, а на этой основе сформировать прикладные знания с научным содержанием.

В соответствии с этим, студенты знакомятся с методиками корректировки жизненного опыта учащихся, типами заданий, направленных на расширение их житейских знаний, процедурами включения личного познавательного опыта в содержание учебного предмета, моделируют проблемные ситуации, основанные на несовпадении жизненного опыта учащихся с научными знаниями.

В спецкурсе «Методика составления и решения задач по химии» предлагаются варианты расчетных и экспериментальных задач, составленных на примерах из жизненной практики.

В качестве зачетного задания по спецкурсу «Внеклассная работа по химии» студентам предлагается осуществить разработку внеклассного мероприятия в ходе которого будет происходить трансформация личного познавательного опыта учащихся, расширение их житейских представлений, либо противопоставление жизненных знаний и научных фактов.

Большое значение в решении проблемы подготовки студентов к использованию жизненного опыта учащихся имеет курс из числа дисциплин специализации «Прикладные химические знания в школьном курсе химии», в рамках которого студенты приобретают необходимый запас прикладных химических знаний и рассматривают пути их включения в познавательный процесс по химии.

Мы считаем, что жизненный опыт является важнейшей ориентировочной основой повседневного поведения человека. Поэтому, используя жизненный опыт учащихся в качестве источника знаний по химии и приобщая школьников к осмыслению личного познавательного опыта можно повысить уровень их функциональной грамотности, обеспечить формирование устойчивого познавательного интереса и потребности в учении, преодолеть формализм получаемых знаний.

УДК 37.01:001.8

А.А.Темербекова, канд. пед. наук, доцент ГАГУ, г. Горно-Алтайск

АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ «ИНФОРМАЦИЯ» В АСПЕКТЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ГРАМОТНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

В статье дан контекстуальный анализ понятия «информация» с точки зрения философии и современного научного знания. Информация возникает только тогда, когда появляется субъект, обладающий возможностью целенаправленного поведения и целенаправленных действий. Тогда информация может рассматриваться как фактор целенаправленной профессиональной деятельности человека и как результат этой деятельности.

Ключевые слова: информация, информационная компетентность, информационная деятельность.

Тенденция глобализации наукоёмкого производ- ление процессами создания, обработки и распреде-

ства вывела информацию сегодня на роль новой все- ления информации ориентировано новое направление

общей меры труда, в связи с чем возникла потреб- в науке — информационный менеджмент. Предметом ность в научном подходе к информации, выявлении труда менеджера по информации является инфор-

её наиболее характерных свойств с целью эффектив- мация, опрерируя ею, он принимает решения, необ-

ного ее преобразования и применения в профессио- ходимые для изменения состояния управляемого нальных областях деятельности человека. На управ- объекта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.