Научная статья на тему 'Анализ положения цыган в Венгрии на современном этапе'

Анализ положения цыган в Венгрии на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
782
219
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЫГАНЕ / ВЕНГРИЯ / СЕГРЕГАЦИЯ / ПОЛИЭТНИЧНОСТЬ / ROMA / HUNGARY / SEGREGATION / MULTIETHNICITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Урасинова Ольга Владимировна

В данной статье анализируется современное положение цыган в Венгрии с учетом исторических предпосылок, а также рассматриваются подходы к решению цыганской проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the modern state of Roma in Hungary including historical background and considers the approaches to solving the Roma problem.

Текст научной работы на тему «Анализ положения цыган в Венгрии на современном этапе»

УДК 323.15

АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЫГАН В ВЕНГРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Урасинова Ольга Владимировна,

аспирант кафедры политологии

Дипломатическая академия МИД РФ, г. Москва, Россия urasinova@gmail. com

В данной статье анализируется современное положение цыган в Венгрии с учетом исторических предпосылок, а также рассматриваются подходы к решению цыганской проблемы.

Ключевые слова: цыгане; Венгрия; сегрегация; полиэтничность.

HUNGARIAN GYPSIES’ CURRENT SITUATION ANALYSIS Olga Urasinova,

post-graduate student of political science

Diplomatic Academy of the Russian Ministry for Foreign Affairs,

Moscow, Russia urasinova@gmail. com

The article analyzes the modern state of Roma in Hungary including historical background and considers the approaches to solving the Roma problem.

Keywords: Roma; Hungary; segregation; multiethnicity.

В период возникновения наднациональных политических и экономических общностей под воздействием ряда мировых процессов новую актуальность получают вопросы защиты прав этнических меньшинств.

Настоящая статья посвящена анализу положения самого многочисленного меньшинства Венгрии - цыган. Ситуация вокруг цыган является одним из самых злободневных вопросов венгерского общества сегодня.

Цыгане, или рома1 - один из ярких примеров «традиционного», или коренного меньшинства. Несмотря на длительное совместное проживание, характер взаимоотношений данной этнической группы с большинством в странах проживания вызывает бурные дискуссии среди исследователей, политиков, правоведов и простых обывателей. За внешним обострением ситуации межэтнических взаимодействий могут скрываться потенциальные очаги конфликтов, ведущие к разобщенности гражданской нации.

На наш взгляд, необходимость обсуждения и анализа подходов к решению проблемы сложного социально-экономического положения цыган актуальна в связи с нарастающей поляризацией полиэтничных обществ вследствие активных миграционных процессов. Успешный опыт Венгрии в вопросе социальной адаптации коренных «цыган-чужаков» послужит хорошим примером эффективной интеграции «новых чужаков» не только в Венгрии, но и в других полиэтничных странах.

Мировое сообщество не раз указывало на проявление дискриминации по отношению к цыганам в Восточной Европе. В докладе Европейской Комиссии по Венгрии на предмет соответствия Копенгагенским критериям вступления в ЕС (Венгрия стала членом ЕС 1 мая 2004г.) указывалось на требующее особого внимания социально-экономическое положение рома населения.

Нередко форму дискриминации в виде изоляции в отношении рома в Венгрии принято называть не иначе как сегрегация. Под сегрегацией

1В данной статье этнонимы «рома» и «цыган» употреблены в качестве синонимов, однако дискуссии о наиболее корректном наименовании продолжаются: представители первой волны заселившихся на территории Венгрии отказываются называть себя рома, утверждая, что они цыгане-музыканты.

понимается «политика государства, направленная на изоляцию определенной группы в различных ситуациях и социальных институтах, а также для обозначения непропорционального представительства расовых или этнических групп на определенных территориях и в учебных заведениях» [1]. Частично обусловленная историческими причинами, на сегодняшний день сегрегация является обоюдным желанием обеих сторон - большинства в лице венгров и меньшинства в лице цыган. Венгры не желают селиться в районах с большим количеством цыган, ссылаясь на криминогенность и плохие условия проживания. Согласно социологическим опросам, более 76% венгров не желают жить рядом с цыганами [2]. Рома, в свою очередь, в силу финансовых трудностей, а также в ряде случаев, желая избежать столкновения с большинством, стремятся жить общиной, пусть и в рамках города.

Обоюдная изоляция, стремление к общинности вызвано, в том числе, экономическими причинами.

Российский социолог Кагарлицкий считает, что этнические проблемы (автор привел в качестве примера Россию) возникают, в частности, вследствие распада социального государства. Люди мечутся в поисках безопасности в виде safety nets - сетях взаимопомощи - в лице «своих», среди своей этнической группы [3].

Кроме того, поляризации венгерского общества и, как следствие, росту этнофобий способствует период "травматической трансформации" общества (в частности экономический кризис в Венгрии). В данный момент в Венгрии наблюдается тенденция к разрастанию комплекса социальных обид, принимающих, тем не менее, форму не социального, а этнически окрашенного протеста, благодаря чему получают популярность право-популистские партии, укрепляется этноцентризм. Так, венгерская партия «Йоббик» умело используют ксенофобские настроения для получения поддержки в массах. Усиление шовинистических настроений в отношении цыган в Венгрии и Восточной Европе некоторые исследователи связывают также со статусом цыган -

меньшинство без государства. Крайне удобно в период экономического кризиса обвинять в социально-экономических бедах ту группу, за которую некому заступиться, то есть этническую группу без материнского государства.

Для более полного понимания современной венгерской ситуации вокруг рома необходимо обратиться к истории, факты которой наглядно свидетельствует о том, что изоляция цыган в Венгрии происходила скорее не на основании расовых отличий, рассматриваемых рядом социологов как более поздний социальный конструкт, а на основании рода деятельности рома в венгерском социуме.

Необходимо уточнить, что под именем цыган, или рома, скрываются три различные группы прибывших в Венгрию в разное время цыган: ассимилировавшиеся цыгане первой волны ромунгры говорят на венгерском языке и активно противопоставляют себя остальной массе цыганского населения, отказываясь от имени рома в пользу цыгане, или музыканты; олахи и беаши, значительная часть которых появилась на территории Венгрии после отмены рабства в Румынии во второй половине XIX в. Олахи говорят на ловари, диалекте цыганского языка, а беаши - на архаичном варианте румынского языка. Как видим, единой общности цыган Венгрии не существует.

Впервые цыгане появились на территории Венгрии в к.Х1У-нач.ХУвв. Венгрия была заинтересована в цыганах как умелых ремесленниках в период ведения войн с турками. После вытеснения турок необходимые при военных действиях (разведение лошадей, изготовление оружия и т.п.) занятия цыган стали излишними, тем самым возникла тенденция к изоляции цыган, что проявлялось в том, что им доверяли самые неквалифицированные, черные работы.

В середине XVIII века Мария Терезия и ее сын Йожеф II инициировали ряд мер, направленных на ассимиляцию цыган: был введен запрет на использование имени ^апу (цыган), в обязательном порядке следовало использовать названия «новый крестьянин», «новый венгр»; устанавливались

ограничения на заключение браков между цыганами; детей-цыган отбирали у родителей и отдавали на воспитание в семьи нецыганского происхождения. В 1783 году было запрещено использование цыганского языка. Вышеуказанные постановления можно отнести к одним из первых проявлений дискриминации по этническому признаку в истории Венгрии [4]. Вследствие насильственной ассимиляции многие цыгане омадьярились.

Окончание Второй Мировой войны устранило непосредственную опасность уничтожения, но не создало благоприятных условий для жизни рома: при распределении конфискованных земель цыгане были лишены долей, несмотря на то, что более трети цыган на тот момент существовала за счет сезонных работ в сельском хозяйстве. В то же время послевоенный период характеризуется сокращением социальной дистанции между рома и нерома, что проявилось в росте числа выпускников школ цыганского происхождения и повышении чувства единства с остальным большинством [5].

На сегодняшний день правомерно говорить о проявлениях пространственной и институциональной, в частности школьной, сегрегации в отношении рома.

Пространственная сегрегация в значительной степени является результатом политики государства в отношении цыган и следствием определенных экономических и социальных переломов в истории Венгрии, в меньшей степени - добровольным решением цыган.

Периодически проводимые государственные меры по ликвидации цыганских поселений с неблагоприятными условиями проживания лишь усугубили ситуацию и стали причиной возникновения районов со значительно превалирующим цыганским населением.

Смена политического режима значительно изменила жизнь цыган, большей частью занятых в сельском хозяйстве, в промышленности и на работах в шахтах. Банкротство многих заводов и предприятий послужило причиной оттока в провинцию, на окраины крупных городов безработных, бывших

рабочих цыганского происхождения, как правило, не имеющих какой-либо квалификации. Более обеспеченные семьи венгров покидали эти места главным образом из-за слаборазвитой инфраструктуры, невозможности трудоустройства и нежелания жить среди цыган.

Низкий уровень образованности сегодня ведет к занятости цыган преимущественно в сфере обслуживания, промышленности и в сельском хозяйстве.

Г омогенность населенных пунктов способствует институциональной сегрегации, проявляющейся в Венгрии главным образом в школьном образовании. Вопросы школьного образования рома получают все большее освещение в научной литературе, основанной на эмпирических данных. Социологи видят в раздельном обучении причину возникновения и укоренения предрассудков в отношении цыган, увеличения социальной дистанции между рома и нерома детьми, неадаптированности и низкого процента трудоустройства цыган (работы социологов Dupcsik Cs., Zolnay J., Ladanyi es Szelenyi, Havas G., Kemeny I., Kertesi G., Szuhay P. и др.).

Трудности адаптации в школе обусловлены в определенной степени неподготовленностью ребенка к обучению, недостатком знаний, зачастую это связано с тем, что только каждый второй рома ребенок посещает детский сад, несмотря на то, что законодательство Венгрии предписывает обязательное пребывание детей пятилетнего возраста в детском саду как минимум 4 часа в день (Закон LXXIX. о государственном образовании от 1993).

Отказ от посещения вызван рядом причин: желанием снизить затраты на оплату; пренебрежительным отношением воспитателей, а также нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях в ряде населенных пунктов, либо же полным отсутствием учреждения (20% цыган проживает в поселениях без детских садов). Слабая дошкольная подготовка является одной из причин дальнейшей сегрегации: согласно исследованиям 2000-2004гг. в 192 школах 81,8% учащихся коррекционных классов - дети цыганского происхождения [6].

Тем не менее, примечательно, что Венгрия - лидер с точки зрения предоставления образования цыганам [7]: три школы в Венгрии

специализируются на обучении цыган (примеры добровольной сегрегации).

1. Средняя школа-интернат и профучилище, основанные Фондом Доктора Андраша Хегедюша. В данном учреждении превалируют ромунгры (г. Солнок).

2. Специализированная национальная школа «Кайи Яг» (г. Будапешт), где обучаются преимущественно дети ловари.

3. Наиболее известная гимназия-интернат им. Ганди для обучения рома-беашей (г. Печь).

Интересен опыт создания так называемых «tanoda», что-то сродни группам продленного дня. «Tanoda» - учебное заведение, которое вне школьной программы помогает учащимся, отстающим в учебе, осваивать школьную программу. В эту группу в первую очередь входят дети цыган, и данное учебное заведение призвано содействовать их дальнейшему продвижению, трудоустройству и интеграции в общество. Можно обозначить следующие основные задачи данных учреждений: содействие школьной успеваемости и интеграции в общество, а также помощь в сохранении традиций и укреплении этнического самосознания учащегося. Программы по такому типу существуют в Венгрии более 10 лет, но практика показывает, что учреждения не справляются с поставленными задачами. Число учащихся, как правило, крайне мало, что свидетельствует о непопулярности инициативы среди целевой аудитории. Первоначально эти учебные центры создавались по инициативе некоммерческих организаций, при этом, по словам сотрудников, организаторы сталкивались с непониманием и отсутствием поддержки со стороны органов самоуправления цыган, в ряде случаев последние чинили препятствия при открытии центров. Финансирование центров осуществляется за счет выигранных грантов Европейского Союза, однако зачастую непонятно, на что и как тратятся эти гранты [8].

Согласно исследованиям Института «Открытое общество», существует недостаток курсов, где готовились бы специалисты, занимающиеся непосредственно воспитанием чувства толерантности и приятия мультикультурализма. Существует необходимость в обучении детей, не склонных к предубеждениям в отношении цыган. Помимо этого, отмечается недостаток учителей, владеющих одним из цыганских языков, в то же время экзамен по языку ловари (диалект олах, которому обучают в Венгрии) наиболее популярен после английского, немецкого, французского и испанского языков.

Стоит также добавить, что информация о цыганах в школьных учебниках чаще всего содержит упоминание исключительно трагических и негативных эпизодов их истории (уничтожение немцами, конфликты с венгерским населением), что естественным образом ведет к дистанцированию и отчуждению, возникновению негативных стереотипов в отношении рома.

Показателен опыт внедрения медиаторов (координаторов) цыганского происхождения, ассистентов учителей, способствующих более эффективной коммуникации, решению конфликтных ситуаций между рома учащимися, родителями и учителями, рома и нерома учащимися [9]. При этом сам координатор должен быть обязательно цыганского происхождения и иметь диплом средней школы. Тем самым решается две задачи - трудоустройство молодых рома специалистов и помощь в интеграции рома детей на школьном этапе.

Безусловно, попытка решить проблему в одном направлении не принесет желаемых результатов. Но образование - один из важнейших факторов успешности индивида, к тому же, обучение в разнородной полиэтничной среде способствует снижению числа предрассудков и повышению толерантности, недостающей в венгерском обществе.

Решить проблемы меньшинств на территории Венгрии был призван принятый в 1993 году Закон об этнических и национальных меньшинствах.

Именно этот Закон разграничил понятия «этническое» и «национальное меньшинства» в венгерском дискурсе, ввел понятие «меньшинство», основанное на определении Капоторти и дополненное венгерским критерием -100 лет проживания на территории страны. Согласно Закону, законодательно признанные национальные и этнические меньшинства (12 национальных и 1 этническое) имеют право создания органов самоуправления, финансово поддерживаемых государством.

Принятый в качестве модели для соседних стран Закон 1993 года, хвалебно воспринятый мировым сообществом, не оправдал ожиданий целевой аудитории.

К тому же, при выборах в органы самоуправления мы наблюдаем использование этничности как инструмента для получения приоритета при доступе к властным и финансовым ресурсам. В 1998 году был принят отдельный термин для обозначения данного явления - «этнобизнес». Термин был употреблен омбудсманом Йенё Кальтенбахом в 1998 году, который ввел понятие «птенец кукушки», которым назывались те лица, которые участвовали в выборах в органы самоуправления, не владея языком меньшинства и не имея опыта участия в жизни меньшинства до выборов. Частые случаи обращения к омбудсману доказали, что легально существует «бизнес меньшинств», при котором, пользуясь свободой выбора идентичности, выгодами в первую очередь экономическими и политическими, пользуется отдельно взятый человек, использующий этничность как инструмент обретения большей власти и финансовых возможностей. Разумеется, при этом страдают интересы представляемого меньшинства. Возникает сомнение, способен ли человек, не знающий языка, культуры и традиций меньшинства, представлять интересы меньшинства и способствовать выполнению поставленных меньшинством задач.

Слабая сторона Закона применительно к цыганам проявляется также в том, что для 12 меньшинств Закон олицетворяет противодействие ассимиляции,

содействие в сохранении языка и культуры, для цыган же актуальнее вопросы содействия интеграции в общество и экономику. Поскольку закон от 1993 года скорее направлен на создание культурной автономии, цыганским органам самоуправления сложнее направить ресурсы на снижение в первую очередь социальных проблем рома, тем самым органы самоуправления не выполняют всех ожиданий цыганского населения.

Первоначально ряд представителей меньшинств в силу исторически сформированного страха перед публичным оглашением своей этнической принадлежности, в частности, армяне и немцы, отказывались от введения электорального кадастра, однако, в силу участившихся случаев использования этничности в корыстных целях и создания органов самоуправления там, где данная этническая группа никогда не проживала2, кадастр был все же введен. Однако данный шаг не искоренил явление «этнобизнеса».

Практика свидетельствует о том, что избранные представители самоуправления меньшинств видят свои задачи «исключительно в области культуры, с их стороны не исходит никакого желания вступать в противоречия с венгерским большинством и политической элитой, пусть даже в целях представления интересов своего сообщества», - считает венгерский исследователь Петраш [10]. Уступки со стороны органов самоуправления привели к тому, что политические акторы потеряли целевую аудиторию в лице меньшинств, исключение составляют цыгане, но в данном случае следует говорить скорее о социальной проблеме и интересах социальной группы, включающей в том числе и цыган.

Возможно, что в венгерской ситуации более эффективными оказались бы действия гражданских организаций. В случае с цыганами решению проблем могли бы способствовать эффективная политика позитивной дискриминации и слаженная система институтов.

2Так, в одном населенном пункте фанаты немецкой футбольной команды Германии зарегистрировали себя как представители немецкого меньшинства

Представительство в СМИ

На основании §61 Конституции Венгерской Республики от 1949 года гарантируется право на свободу слова и печати, на основании закона 1993 национальные и этнические меньшинства имеют право на регулярное либо периодическое предоставление информации, на вещание на своих языках.

В соответствии с Законом от 1996 года о радио и телевидении, службам государственного вещания необходимо содействовать меньшинствам в сохранении культуры и языка и предоставлении информации на языках меньшинств в регулярном порядке. Передачи, нацеленные на аудиторию национальных меньшинств и этнических групп, регулярно транслируются как по Венгерскому Радио, так и по Телевидению.

Для жителей Будапешта доступно цыганское радио на венгерском языке -Radio C, в эфире звучит преимущественно музыка, зачитываются сообщения, отправленные в эфир слушателями, в студию приглашаются общественные и политические деятели, затрагивающие в своей деятельности вопросы рома. С целью формирования объективного образа цыган, учредителями радио было принято решение записывать передачи с поступающими в студию звонками заранее, поскольку большинство звонивших передавали привет в места лишения свободы, тем самым складывался типичный образ рома как заключенного. Радио С стало популярным не только среди цыган Будапешта, но и среди остального населения благодаря качественной и не только цыганской музыке.

Рома и политика

Цыганский вопрос - один их непременных пунктов в программах партий, своего рода разменная монета в политических играх, обязательный вопрос, который необходимо затронуть для того, чтобы быть успешным. Подтверждением этого являются слова бывшего премьер-министра Венгрии Гордона Байнаи, который после парламентских выборов 2010 года заявил, что

критерием успешности работы следующего правительства станет эффективность его политики в отношении цыганского населения.

Таким образом, цыганский фактор во многом определяет характер программ с целью привлечения электората. Наиболее значимые на сегодня партии, «Фидес» и «Венгерская социалистическая партия», высказываются за интеграцию цыган в общество без ассимиляции. Кардинально отличаются идеи ультранационалистической партии «Йоббик», или «Движение за лучшую Венгрию», которая получила 16,7 % голосов на парламентских выборах в 2010 г. и три места в Европарламенте в 2009 году. Партию отличают крайне правые заявления в адрес цыган и евреев. В 2007 году партия приняла активное участие в создании организации «Мадьяр Гарда», которую нередко характеризуют как неонацистскую. Военизированная, напоминающая нилашистов времен Второй мировой войны, состоящая преимущественно из молодых людей группировка провозгласила "физическую, моральную и духовную защиту Венгрии от цыган, евреев и сексуальных меньшинств", практикуя «марши устрашения» в местах компактного проживания цыган, также ее участники были обвинены в нескольких убийствах цыган. В декабре 2009 года организация была запрещена Верховным судом Венгрии.

Партия «Йоббик» выступает за официальное введение сегрегации в образовании, призывает отменить социальные пособия бедным слоям населения, акцентируя внимание на этнической принадлежности бедных, основная масса которых цыганского происхождения, выделяет особый тип преступности - «цыганский». На наш взгляд, этнический маркер на таком явлении, как «преступность» лишь усугубит ситуацию поляризации венгерского общества на рома и нерома.

3

Нилашисты - члены национал-социалистической партии "Скрещенные стрелы» в середине 40-х годов, которые после окончания второй мировой войны были осуждены как военные преступники за сотрудничество с нацистской Г ерманией.

Открытым остается вопрос политического представительства меньшинств. Хотя законодательство Венгрии допускает создание политических партий по этническому принципу (параграф 20 Закона 1993 года), такого рода партии не получали и не получают достаточного количества голосов для прохождения в парламент.

Среди имеющихся партий цыган следует отметить партию MCF (Партия Цыганской Солидарности, или Цыганский Альянс, с 2006г. Действует как самостоятельная партия), поддерживаемую Государственным самоуправлением цыган во главе с Орбаном Коломпаром. Партия участвовала в выборах в Европарламент в 2009 году, но набрала незначительное число голосов (0,46%). С целью более полного политического представительства цыганские организации объединяются с ведущими политическими партиями. Так, организация "Lungo Drom" подписала соглашение с партией «Фидес», благодаря чему единственным представителем Венгрии в Европарламенте является депутат цыганского происхождения Ливия Ярока (Фидес+Лунго Дром). Согласно ее мнению, отчеты Венгрии констатируют улучшение положения рома в Венгрии, однако это не отражает реального положения. По ее словам, Евросоюзу стоит более тщательно относиться к мониторингу проводимых мер и расходования средств, выделяемых на реализацию программ в отношении цыган [11].

«Невозможно улучшение социально-экономических показателей государства без решения проблемы цыган. В основе всех проблем - проблема 600-800 тысячного населения 10-миллионной Венгрии», - считает Золтан Балог, секретарь по надзору за выполнением программ по интеграции рома населения при Министерстве по вопросам госуправления и юстиции.

Из вышесказанного следует заключить, что цыганская проблема весьма актуальна для Венгрии. Венгерские исследователи сходятся во мнении, что законодателям следует уделить большее внимание социально-экономической стороне вопроса, поскольку именно сложное социально-экономическое

положение рома и всего венгерского общества в последние годы становится причиной обострения межэтнических отношений.

Законодательный и практический опыт Венгрии уже сегодня может быть применен в решении многих проблем, возникающих в результате массовых миграций в условиях глобализации.

Литература

1. Clotfelter Ch.T. After Brown: The Rise and Retreat of School

Desegregation. - Princeton: Princeton University Press, 2004. - 278 p.

2. Деметер Н.Г. Цыгане Восточной Европы: к проблеме соотношения этничности и государства // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М.: ИЭА РАН, 1998. - 392 с.

3. Трещанин Д. Мультикультурализм — это тупиковая стратегия. [Электронный ресурс]. URL:http://svpressa.ra/society/article/38872/ (дата обращения 02.02.2011).

4. Kallai E. Helyi cigany kisebbsegi onkormanyzatok Magyarorszagon. -Bpest: Gondolat Kiado-MTA ENKI, 2005. - 204 p.

5. Szoboszlai Z. Szegenyseg, marginalizacio, szegregacio: Adalek a tarsadalmi egyenlotlensegek meresehez // Ter es Tarsadalom. Bpest. - 2004. - №3. - Р. 25-42.

6. Kemeny I., Janky B., Lengyel G. Magyarorszagi ciganysag, 1971-2003. -Bpest: Gondolat Kiado-MTA ENKI, 2004 - 192 р.

7. Gidane O. E. Utkereses: ciganyok multja, jelene es jovoje. -Pecs: R. es E Szolg. Kft, 2007. - 159р.

8. Nemeth Sz. A tanoda-tipusU intezmenyek mftkodesenek, tevekenysegenek

elemzese 2008-2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tarki-

tudok.hu/file/tanulmanyok/tanodaelemzes.pdf (дата обращения 09.05.2011).

9. Программа «Шаг за шагом» в рамках программы EGAL. [Электронный

ресурс]. URL: equal.nfu.hu/download.php?docID=663;

http://www.oktav.hu/roma_iskolai_kordinatorok/ (дата обращения 08.05.2011).

10. Петраш Э., Шпанненбергер Н. Непрерывность венгерского национализма под знаком системной трансформации // Национализм в поздне-и посткоммунистической Европе. Том 2. Национализм в национальных государствах. М.: РОССПЭН, 2010. С.452.

11. Журнал программы LGI «Государственное управление в переходных

экономиках», 2004. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:

lgi.osi.hu/publications/2004/280/lg_rus_200403.pdf (дата обращения 19.05.2011).

Рецензент:

Мозель Т.Н., доктор политических наук, профессор (Дипломатическая Академия МИД РФ)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.