УДК 323.15
АНАЛИЗ ПОЛОЖЕНИЯ ЦЫГАН В ВЕНГРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Урасинова Ольга Владимировна,
аспирант кафедры политологии
Дипломатическая академия МИД РФ, г. Москва, Россия urasinova@gmail. com
В данной статье анализируется современное положение цыган в Венгрии с учетом исторических предпосылок, а также рассматриваются подходы к решению цыганской проблемы.
Ключевые слова: цыгане; Венгрия; сегрегация; полиэтничность.
HUNGARIAN GYPSIES’ CURRENT SITUATION ANALYSIS Olga Urasinova,
post-graduate student of political science
Diplomatic Academy of the Russian Ministry for Foreign Affairs,
Moscow, Russia urasinova@gmail. com
The article analyzes the modern state of Roma in Hungary including historical background and considers the approaches to solving the Roma problem.
Keywords: Roma; Hungary; segregation; multiethnicity.
В период возникновения наднациональных политических и экономических общностей под воздействием ряда мировых процессов новую актуальность получают вопросы защиты прав этнических меньшинств.
Настоящая статья посвящена анализу положения самого многочисленного меньшинства Венгрии - цыган. Ситуация вокруг цыган является одним из самых злободневных вопросов венгерского общества сегодня.
Цыгане, или рома1 - один из ярких примеров «традиционного», или коренного меньшинства. Несмотря на длительное совместное проживание, характер взаимоотношений данной этнической группы с большинством в странах проживания вызывает бурные дискуссии среди исследователей, политиков, правоведов и простых обывателей. За внешним обострением ситуации межэтнических взаимодействий могут скрываться потенциальные очаги конфликтов, ведущие к разобщенности гражданской нации.
На наш взгляд, необходимость обсуждения и анализа подходов к решению проблемы сложного социально-экономического положения цыган актуальна в связи с нарастающей поляризацией полиэтничных обществ вследствие активных миграционных процессов. Успешный опыт Венгрии в вопросе социальной адаптации коренных «цыган-чужаков» послужит хорошим примером эффективной интеграции «новых чужаков» не только в Венгрии, но и в других полиэтничных странах.
Мировое сообщество не раз указывало на проявление дискриминации по отношению к цыганам в Восточной Европе. В докладе Европейской Комиссии по Венгрии на предмет соответствия Копенгагенским критериям вступления в ЕС (Венгрия стала членом ЕС 1 мая 2004г.) указывалось на требующее особого внимания социально-экономическое положение рома населения.
Нередко форму дискриминации в виде изоляции в отношении рома в Венгрии принято называть не иначе как сегрегация. Под сегрегацией
1В данной статье этнонимы «рома» и «цыган» употреблены в качестве синонимов, однако дискуссии о наиболее корректном наименовании продолжаются: представители первой волны заселившихся на территории Венгрии отказываются называть себя рома, утверждая, что они цыгане-музыканты.
понимается «политика государства, направленная на изоляцию определенной группы в различных ситуациях и социальных институтах, а также для обозначения непропорционального представительства расовых или этнических групп на определенных территориях и в учебных заведениях» [1]. Частично обусловленная историческими причинами, на сегодняшний день сегрегация является обоюдным желанием обеих сторон - большинства в лице венгров и меньшинства в лице цыган. Венгры не желают селиться в районах с большим количеством цыган, ссылаясь на криминогенность и плохие условия проживания. Согласно социологическим опросам, более 76% венгров не желают жить рядом с цыганами [2]. Рома, в свою очередь, в силу финансовых трудностей, а также в ряде случаев, желая избежать столкновения с большинством, стремятся жить общиной, пусть и в рамках города.
Обоюдная изоляция, стремление к общинности вызвано, в том числе, экономическими причинами.
Российский социолог Кагарлицкий считает, что этнические проблемы (автор привел в качестве примера Россию) возникают, в частности, вследствие распада социального государства. Люди мечутся в поисках безопасности в виде safety nets - сетях взаимопомощи - в лице «своих», среди своей этнической группы [3].
Кроме того, поляризации венгерского общества и, как следствие, росту этнофобий способствует период "травматической трансформации" общества (в частности экономический кризис в Венгрии). В данный момент в Венгрии наблюдается тенденция к разрастанию комплекса социальных обид, принимающих, тем не менее, форму не социального, а этнически окрашенного протеста, благодаря чему получают популярность право-популистские партии, укрепляется этноцентризм. Так, венгерская партия «Йоббик» умело используют ксенофобские настроения для получения поддержки в массах. Усиление шовинистических настроений в отношении цыган в Венгрии и Восточной Европе некоторые исследователи связывают также со статусом цыган -
меньшинство без государства. Крайне удобно в период экономического кризиса обвинять в социально-экономических бедах ту группу, за которую некому заступиться, то есть этническую группу без материнского государства.
Для более полного понимания современной венгерской ситуации вокруг рома необходимо обратиться к истории, факты которой наглядно свидетельствует о том, что изоляция цыган в Венгрии происходила скорее не на основании расовых отличий, рассматриваемых рядом социологов как более поздний социальный конструкт, а на основании рода деятельности рома в венгерском социуме.
Необходимо уточнить, что под именем цыган, или рома, скрываются три различные группы прибывших в Венгрию в разное время цыган: ассимилировавшиеся цыгане первой волны ромунгры говорят на венгерском языке и активно противопоставляют себя остальной массе цыганского населения, отказываясь от имени рома в пользу цыгане, или музыканты; олахи и беаши, значительная часть которых появилась на территории Венгрии после отмены рабства в Румынии во второй половине XIX в. Олахи говорят на ловари, диалекте цыганского языка, а беаши - на архаичном варианте румынского языка. Как видим, единой общности цыган Венгрии не существует.
Впервые цыгане появились на территории Венгрии в к.Х1У-нач.ХУвв. Венгрия была заинтересована в цыганах как умелых ремесленниках в период ведения войн с турками. После вытеснения турок необходимые при военных действиях (разведение лошадей, изготовление оружия и т.п.) занятия цыган стали излишними, тем самым возникла тенденция к изоляции цыган, что проявлялось в том, что им доверяли самые неквалифицированные, черные работы.
В середине XVIII века Мария Терезия и ее сын Йожеф II инициировали ряд мер, направленных на ассимиляцию цыган: был введен запрет на использование имени ^апу (цыган), в обязательном порядке следовало использовать названия «новый крестьянин», «новый венгр»; устанавливались
ограничения на заключение браков между цыганами; детей-цыган отбирали у родителей и отдавали на воспитание в семьи нецыганского происхождения. В 1783 году было запрещено использование цыганского языка. Вышеуказанные постановления можно отнести к одним из первых проявлений дискриминации по этническому признаку в истории Венгрии [4]. Вследствие насильственной ассимиляции многие цыгане омадьярились.
Окончание Второй Мировой войны устранило непосредственную опасность уничтожения, но не создало благоприятных условий для жизни рома: при распределении конфискованных земель цыгане были лишены долей, несмотря на то, что более трети цыган на тот момент существовала за счет сезонных работ в сельском хозяйстве. В то же время послевоенный период характеризуется сокращением социальной дистанции между рома и нерома, что проявилось в росте числа выпускников школ цыганского происхождения и повышении чувства единства с остальным большинством [5].
На сегодняшний день правомерно говорить о проявлениях пространственной и институциональной, в частности школьной, сегрегации в отношении рома.
Пространственная сегрегация в значительной степени является результатом политики государства в отношении цыган и следствием определенных экономических и социальных переломов в истории Венгрии, в меньшей степени - добровольным решением цыган.
Периодически проводимые государственные меры по ликвидации цыганских поселений с неблагоприятными условиями проживания лишь усугубили ситуацию и стали причиной возникновения районов со значительно превалирующим цыганским населением.
Смена политического режима значительно изменила жизнь цыган, большей частью занятых в сельском хозяйстве, в промышленности и на работах в шахтах. Банкротство многих заводов и предприятий послужило причиной оттока в провинцию, на окраины крупных городов безработных, бывших
рабочих цыганского происхождения, как правило, не имеющих какой-либо квалификации. Более обеспеченные семьи венгров покидали эти места главным образом из-за слаборазвитой инфраструктуры, невозможности трудоустройства и нежелания жить среди цыган.
Низкий уровень образованности сегодня ведет к занятости цыган преимущественно в сфере обслуживания, промышленности и в сельском хозяйстве.
Г омогенность населенных пунктов способствует институциональной сегрегации, проявляющейся в Венгрии главным образом в школьном образовании. Вопросы школьного образования рома получают все большее освещение в научной литературе, основанной на эмпирических данных. Социологи видят в раздельном обучении причину возникновения и укоренения предрассудков в отношении цыган, увеличения социальной дистанции между рома и нерома детьми, неадаптированности и низкого процента трудоустройства цыган (работы социологов Dupcsik Cs., Zolnay J., Ladanyi es Szelenyi, Havas G., Kemeny I., Kertesi G., Szuhay P. и др.).
Трудности адаптации в школе обусловлены в определенной степени неподготовленностью ребенка к обучению, недостатком знаний, зачастую это связано с тем, что только каждый второй рома ребенок посещает детский сад, несмотря на то, что законодательство Венгрии предписывает обязательное пребывание детей пятилетнего возраста в детском саду как минимум 4 часа в день (Закон LXXIX. о государственном образовании от 1993).
Отказ от посещения вызван рядом причин: желанием снизить затраты на оплату; пренебрежительным отношением воспитателей, а также нехваткой мест в детских дошкольных учреждениях в ряде населенных пунктов, либо же полным отсутствием учреждения (20% цыган проживает в поселениях без детских садов). Слабая дошкольная подготовка является одной из причин дальнейшей сегрегации: согласно исследованиям 2000-2004гг. в 192 школах 81,8% учащихся коррекционных классов - дети цыганского происхождения [6].
Тем не менее, примечательно, что Венгрия - лидер с точки зрения предоставления образования цыганам [7]: три школы в Венгрии
специализируются на обучении цыган (примеры добровольной сегрегации).
1. Средняя школа-интернат и профучилище, основанные Фондом Доктора Андраша Хегедюша. В данном учреждении превалируют ромунгры (г. Солнок).
2. Специализированная национальная школа «Кайи Яг» (г. Будапешт), где обучаются преимущественно дети ловари.
3. Наиболее известная гимназия-интернат им. Ганди для обучения рома-беашей (г. Печь).
Интересен опыт создания так называемых «tanoda», что-то сродни группам продленного дня. «Tanoda» - учебное заведение, которое вне школьной программы помогает учащимся, отстающим в учебе, осваивать школьную программу. В эту группу в первую очередь входят дети цыган, и данное учебное заведение призвано содействовать их дальнейшему продвижению, трудоустройству и интеграции в общество. Можно обозначить следующие основные задачи данных учреждений: содействие школьной успеваемости и интеграции в общество, а также помощь в сохранении традиций и укреплении этнического самосознания учащегося. Программы по такому типу существуют в Венгрии более 10 лет, но практика показывает, что учреждения не справляются с поставленными задачами. Число учащихся, как правило, крайне мало, что свидетельствует о непопулярности инициативы среди целевой аудитории. Первоначально эти учебные центры создавались по инициативе некоммерческих организаций, при этом, по словам сотрудников, организаторы сталкивались с непониманием и отсутствием поддержки со стороны органов самоуправления цыган, в ряде случаев последние чинили препятствия при открытии центров. Финансирование центров осуществляется за счет выигранных грантов Европейского Союза, однако зачастую непонятно, на что и как тратятся эти гранты [8].
Согласно исследованиям Института «Открытое общество», существует недостаток курсов, где готовились бы специалисты, занимающиеся непосредственно воспитанием чувства толерантности и приятия мультикультурализма. Существует необходимость в обучении детей, не склонных к предубеждениям в отношении цыган. Помимо этого, отмечается недостаток учителей, владеющих одним из цыганских языков, в то же время экзамен по языку ловари (диалект олах, которому обучают в Венгрии) наиболее популярен после английского, немецкого, французского и испанского языков.
Стоит также добавить, что информация о цыганах в школьных учебниках чаще всего содержит упоминание исключительно трагических и негативных эпизодов их истории (уничтожение немцами, конфликты с венгерским населением), что естественным образом ведет к дистанцированию и отчуждению, возникновению негативных стереотипов в отношении рома.
Показателен опыт внедрения медиаторов (координаторов) цыганского происхождения, ассистентов учителей, способствующих более эффективной коммуникации, решению конфликтных ситуаций между рома учащимися, родителями и учителями, рома и нерома учащимися [9]. При этом сам координатор должен быть обязательно цыганского происхождения и иметь диплом средней школы. Тем самым решается две задачи - трудоустройство молодых рома специалистов и помощь в интеграции рома детей на школьном этапе.
Безусловно, попытка решить проблему в одном направлении не принесет желаемых результатов. Но образование - один из важнейших факторов успешности индивида, к тому же, обучение в разнородной полиэтничной среде способствует снижению числа предрассудков и повышению толерантности, недостающей в венгерском обществе.
Решить проблемы меньшинств на территории Венгрии был призван принятый в 1993 году Закон об этнических и национальных меньшинствах.
Именно этот Закон разграничил понятия «этническое» и «национальное меньшинства» в венгерском дискурсе, ввел понятие «меньшинство», основанное на определении Капоторти и дополненное венгерским критерием -100 лет проживания на территории страны. Согласно Закону, законодательно признанные национальные и этнические меньшинства (12 национальных и 1 этническое) имеют право создания органов самоуправления, финансово поддерживаемых государством.
Принятый в качестве модели для соседних стран Закон 1993 года, хвалебно воспринятый мировым сообществом, не оправдал ожиданий целевой аудитории.
К тому же, при выборах в органы самоуправления мы наблюдаем использование этничности как инструмента для получения приоритета при доступе к властным и финансовым ресурсам. В 1998 году был принят отдельный термин для обозначения данного явления - «этнобизнес». Термин был употреблен омбудсманом Йенё Кальтенбахом в 1998 году, который ввел понятие «птенец кукушки», которым назывались те лица, которые участвовали в выборах в органы самоуправления, не владея языком меньшинства и не имея опыта участия в жизни меньшинства до выборов. Частые случаи обращения к омбудсману доказали, что легально существует «бизнес меньшинств», при котором, пользуясь свободой выбора идентичности, выгодами в первую очередь экономическими и политическими, пользуется отдельно взятый человек, использующий этничность как инструмент обретения большей власти и финансовых возможностей. Разумеется, при этом страдают интересы представляемого меньшинства. Возникает сомнение, способен ли человек, не знающий языка, культуры и традиций меньшинства, представлять интересы меньшинства и способствовать выполнению поставленных меньшинством задач.
Слабая сторона Закона применительно к цыганам проявляется также в том, что для 12 меньшинств Закон олицетворяет противодействие ассимиляции,
содействие в сохранении языка и культуры, для цыган же актуальнее вопросы содействия интеграции в общество и экономику. Поскольку закон от 1993 года скорее направлен на создание культурной автономии, цыганским органам самоуправления сложнее направить ресурсы на снижение в первую очередь социальных проблем рома, тем самым органы самоуправления не выполняют всех ожиданий цыганского населения.
Первоначально ряд представителей меньшинств в силу исторически сформированного страха перед публичным оглашением своей этнической принадлежности, в частности, армяне и немцы, отказывались от введения электорального кадастра, однако, в силу участившихся случаев использования этничности в корыстных целях и создания органов самоуправления там, где данная этническая группа никогда не проживала2, кадастр был все же введен. Однако данный шаг не искоренил явление «этнобизнеса».
Практика свидетельствует о том, что избранные представители самоуправления меньшинств видят свои задачи «исключительно в области культуры, с их стороны не исходит никакого желания вступать в противоречия с венгерским большинством и политической элитой, пусть даже в целях представления интересов своего сообщества», - считает венгерский исследователь Петраш [10]. Уступки со стороны органов самоуправления привели к тому, что политические акторы потеряли целевую аудиторию в лице меньшинств, исключение составляют цыгане, но в данном случае следует говорить скорее о социальной проблеме и интересах социальной группы, включающей в том числе и цыган.
Возможно, что в венгерской ситуации более эффективными оказались бы действия гражданских организаций. В случае с цыганами решению проблем могли бы способствовать эффективная политика позитивной дискриминации и слаженная система институтов.
2Так, в одном населенном пункте фанаты немецкой футбольной команды Германии зарегистрировали себя как представители немецкого меньшинства
Представительство в СМИ
На основании §61 Конституции Венгерской Республики от 1949 года гарантируется право на свободу слова и печати, на основании закона 1993 национальные и этнические меньшинства имеют право на регулярное либо периодическое предоставление информации, на вещание на своих языках.
В соответствии с Законом от 1996 года о радио и телевидении, службам государственного вещания необходимо содействовать меньшинствам в сохранении культуры и языка и предоставлении информации на языках меньшинств в регулярном порядке. Передачи, нацеленные на аудиторию национальных меньшинств и этнических групп, регулярно транслируются как по Венгерскому Радио, так и по Телевидению.
Для жителей Будапешта доступно цыганское радио на венгерском языке -Radio C, в эфире звучит преимущественно музыка, зачитываются сообщения, отправленные в эфир слушателями, в студию приглашаются общественные и политические деятели, затрагивающие в своей деятельности вопросы рома. С целью формирования объективного образа цыган, учредителями радио было принято решение записывать передачи с поступающими в студию звонками заранее, поскольку большинство звонивших передавали привет в места лишения свободы, тем самым складывался типичный образ рома как заключенного. Радио С стало популярным не только среди цыган Будапешта, но и среди остального населения благодаря качественной и не только цыганской музыке.
Рома и политика
Цыганский вопрос - один их непременных пунктов в программах партий, своего рода разменная монета в политических играх, обязательный вопрос, который необходимо затронуть для того, чтобы быть успешным. Подтверждением этого являются слова бывшего премьер-министра Венгрии Гордона Байнаи, который после парламентских выборов 2010 года заявил, что
критерием успешности работы следующего правительства станет эффективность его политики в отношении цыганского населения.
Таким образом, цыганский фактор во многом определяет характер программ с целью привлечения электората. Наиболее значимые на сегодня партии, «Фидес» и «Венгерская социалистическая партия», высказываются за интеграцию цыган в общество без ассимиляции. Кардинально отличаются идеи ультранационалистической партии «Йоббик», или «Движение за лучшую Венгрию», которая получила 16,7 % голосов на парламентских выборах в 2010 г. и три места в Европарламенте в 2009 году. Партию отличают крайне правые заявления в адрес цыган и евреев. В 2007 году партия приняла активное участие в создании организации «Мадьяр Гарда», которую нередко характеризуют как неонацистскую. Военизированная, напоминающая нилашистов времен Второй мировой войны, состоящая преимущественно из молодых людей группировка провозгласила "физическую, моральную и духовную защиту Венгрии от цыган, евреев и сексуальных меньшинств", практикуя «марши устрашения» в местах компактного проживания цыган, также ее участники были обвинены в нескольких убийствах цыган. В декабре 2009 года организация была запрещена Верховным судом Венгрии.
Партия «Йоббик» выступает за официальное введение сегрегации в образовании, призывает отменить социальные пособия бедным слоям населения, акцентируя внимание на этнической принадлежности бедных, основная масса которых цыганского происхождения, выделяет особый тип преступности - «цыганский». На наш взгляд, этнический маркер на таком явлении, как «преступность» лишь усугубит ситуацию поляризации венгерского общества на рома и нерома.
3
Нилашисты - члены национал-социалистической партии "Скрещенные стрелы» в середине 40-х годов, которые после окончания второй мировой войны были осуждены как военные преступники за сотрудничество с нацистской Г ерманией.
Открытым остается вопрос политического представительства меньшинств. Хотя законодательство Венгрии допускает создание политических партий по этническому принципу (параграф 20 Закона 1993 года), такого рода партии не получали и не получают достаточного количества голосов для прохождения в парламент.
Среди имеющихся партий цыган следует отметить партию MCF (Партия Цыганской Солидарности, или Цыганский Альянс, с 2006г. Действует как самостоятельная партия), поддерживаемую Государственным самоуправлением цыган во главе с Орбаном Коломпаром. Партия участвовала в выборах в Европарламент в 2009 году, но набрала незначительное число голосов (0,46%). С целью более полного политического представительства цыганские организации объединяются с ведущими политическими партиями. Так, организация "Lungo Drom" подписала соглашение с партией «Фидес», благодаря чему единственным представителем Венгрии в Европарламенте является депутат цыганского происхождения Ливия Ярока (Фидес+Лунго Дром). Согласно ее мнению, отчеты Венгрии констатируют улучшение положения рома в Венгрии, однако это не отражает реального положения. По ее словам, Евросоюзу стоит более тщательно относиться к мониторингу проводимых мер и расходования средств, выделяемых на реализацию программ в отношении цыган [11].
«Невозможно улучшение социально-экономических показателей государства без решения проблемы цыган. В основе всех проблем - проблема 600-800 тысячного населения 10-миллионной Венгрии», - считает Золтан Балог, секретарь по надзору за выполнением программ по интеграции рома населения при Министерстве по вопросам госуправления и юстиции.
Из вышесказанного следует заключить, что цыганская проблема весьма актуальна для Венгрии. Венгерские исследователи сходятся во мнении, что законодателям следует уделить большее внимание социально-экономической стороне вопроса, поскольку именно сложное социально-экономическое
положение рома и всего венгерского общества в последние годы становится причиной обострения межэтнических отношений.
Законодательный и практический опыт Венгрии уже сегодня может быть применен в решении многих проблем, возникающих в результате массовых миграций в условиях глобализации.
Литература
1. Clotfelter Ch.T. After Brown: The Rise and Retreat of School
Desegregation. - Princeton: Princeton University Press, 2004. - 278 p.
2. Деметер Н.Г. Цыгане Восточной Европы: к проблеме соотношения этничности и государства // Этнические проблемы и политика государств Европы. - М.: ИЭА РАН, 1998. - 392 с.
3. Трещанин Д. Мультикультурализм — это тупиковая стратегия. [Электронный ресурс]. URL:http://svpressa.ra/society/article/38872/ (дата обращения 02.02.2011).
4. Kallai E. Helyi cigany kisebbsegi onkormanyzatok Magyarorszagon. -Bpest: Gondolat Kiado-MTA ENKI, 2005. - 204 p.
5. Szoboszlai Z. Szegenyseg, marginalizacio, szegregacio: Adalek a tarsadalmi egyenlotlensegek meresehez // Ter es Tarsadalom. Bpest. - 2004. - №3. - Р. 25-42.
6. Kemeny I., Janky B., Lengyel G. Magyarorszagi ciganysag, 1971-2003. -Bpest: Gondolat Kiado-MTA ENKI, 2004 - 192 р.
7. Gidane O. E. Utkereses: ciganyok multja, jelene es jovoje. -Pecs: R. es E Szolg. Kft, 2007. - 159р.
8. Nemeth Sz. A tanoda-tipusU intezmenyek mftkodesenek, tevekenysegenek
elemzese 2008-2009. [Электронный ресурс]. URL: http://www.tarki-
tudok.hu/file/tanulmanyok/tanodaelemzes.pdf (дата обращения 09.05.2011).
9. Программа «Шаг за шагом» в рамках программы EGAL. [Электронный
ресурс]. URL: equal.nfu.hu/download.php?docID=663;
http://www.oktav.hu/roma_iskolai_kordinatorok/ (дата обращения 08.05.2011).
10. Петраш Э., Шпанненбергер Н. Непрерывность венгерского национализма под знаком системной трансформации // Национализм в поздне-и посткоммунистической Европе. Том 2. Национализм в национальных государствах. М.: РОССПЭН, 2010. С.452.
11. Журнал программы LGI «Государственное управление в переходных
экономиках», 2004. [Электронный ресурс]. ЦКЬ:
lgi.osi.hu/publications/2004/280/lg_rus_200403.pdf (дата обращения 19.05.2011).
Рецензент:
Мозель Т.Н., доктор политических наук, профессор (Дипломатическая Академия МИД РФ)