Научная статья на тему 'Праворадикальная идеология в Западной и Восточной Европе в начале ХХI века: опыт сравнительного анализа'

Праворадикальная идеология в Западной и Восточной Европе в начале ХХI века: опыт сравнительного анализа Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2550
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВЫЙ РАДИКАЛИЗМ / НАЦИОНАЛИЗМ / КРАЙНЕ ПРАВЫЕ / ИММИГРАЦИЯ / ЦЫГАНСКИЙ ВОПРОС / НЕОФАШИЗМ / ЕВРОСКЕПТИЦИЗМ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / RIGHT RADICALISM / EXTREME RIGHT / FAR RIGHT / NATIONALISM / IMMIGRATION / GYPSY PROBLEM / NEOFASCISM / NATIONAL IDENTITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Махова Александра Викторовна

Данная статья посвящена праворадикальной идеологии в странах Западной и Восточной Европы. Идеология рассматривается автором как фактор, напрямую зависящий от существующих в тот или иной исторический период объективных экономических, социальных и политических условий. В статье проводится сравнительный анализ движений, действующих в Западной и Восточной Европах. Автора анализирует степень внимания, уделяемого различным идеологическим аспектам, в зависимости от того, в каком из двух регионов действует то или иное движение. Автор приходит к выводу, что региональная принадлежность на данном историческом этапе является определяющей для специфики идей крайне правых партий в Европе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Extreme right ideology in Western and Eastern Europe at the beginning of the 21 st century: a comparative analysis

The article is devoted to the extreme right ideology in Western and Eastern Europe. The author considers ideology as a factor directly dependent on existing social, economic and political conditions in a country during a certain period of history. The author implements a comparative analysis of extreme right movement in Western and Eastern Europe. The article researches the measure of attention paid to diff erent ideological aspects, and the author argues that this measure depends on the fact in which of the two regions (Western or Eastern Europe) this or that movement realizes its activity. In conclusion the author comes to the point that nowadays the location (Western or Eastern Europe) is a decisive factor determining the specifi cs and character of the ideas of the extreme right parties and current activities in Europe.

Текст научной работы на тему «Праворадикальная идеология в Западной и Восточной Европе в начале ХХI века: опыт сравнительного анализа»

УДК 329.17

Вестник СПбГУ. Сер. 6. 2013. Вып. 2

А. В. Махова

ПРАВОРАДИКАЛЬНАЯ ИДЕОЛОГИЯ В ЗАПАДНОЙ И ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ В НАЧАЛЕ ХХ! ВЕКА: ОПЫТ СРАВНИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА

Возросшая популярность крайне правых идей вызвана объективными социально-экономическими и политическими процессами. Негативные последствия глобализации и Европейской интеграции, стремительное увеличение иммиграции, мировой экономический кризис — все это ведет к росту популярности правых радикалов. Эти движения смогли преодолеть имидж маргинализированных националистических групп и достичь значительных политических успехов. Они получили признание как на национальном уровне, не раз завоевывая места в парламентах, так и на общеевропейском (Лига Севера в Италии, Йоббик в Венгрии, Лига польских семей в Польше, Австрийская партия Свободы и др.). Члены крайне правых партий получают места и в Европарламенте.

Современные крайне правые партии в Европе обычно характеризуются как популистские, националистические или неофашистские. Для них характерны такие идеологические аспекты, как [1-4]:

— политика, направленная против иммиграции (призывы к ужесточению иммиграционного контроля и соответствующего законодательства);

— идея «нулевой» иммиграции (в последние годы все реже упоминается руководством партии);

— идея «национальной предпочтительности» при приеме на работу, предоставлении льгот и медицинского обслуживания;

— негативное отношение к глобализации;

— евроскептицизм;

— укрепление национального суверенитета;

— патриотизм;

— укрепление национальной идентичности;

— национальные традиции, ценность национальной культуры;

— семья;

— религия (при светском характере государства);

— запрет абортов;

— поощрение рождаемости и многодетных семей среди титульной нации;

— поддержание национального единства;

— идея величия нации;

— негативное отношение к мультикультурализму;

— стремление сохранить модель монокультурного общества;

— исламофобия;

— борьба с преступностью (закон и порядок);

— восстановление смертной казни.

Махова Александра Викторовна — аспирант кафедры теории и истории международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет; e-mail: makhova88@mail.ru © А. В. Махова, 2013

117

После 1990-х годов к перечисленным идеологическим аспектам добавились:

— выход из ЕС;

— намерение отказаться от евро (в тех странах, где он был введен);

— стремление аннулировать Шенгенские соглашения.

Но стоит помнить, что в каждой стране разным аспектам уделяется разная степень внимания. Зависит это от исторических предпосылок, существования конкретных социальных, экономических и политических условий в той или иной стране.

К крайне правым относятся такие европейские партии, как Национальный Фронт (Франция), Лига Севера (Италия), Партия Свободы (Австрия), венгерская «Йоббик — Партия за лучшую Венгрию», партия «Великая Румыния» и др.

В Западной Европе крайне правые, которые возникали после Второй Мировой войны, исторически уходят своими корнями к послевоенным фашистским политическим силам. Иная ситуация в Восточной Европе, поскольку долгое время она являлась частью советского блока, и развитие каких-либо иных политических сил, кроме коммунистической партии, было крайне затруднено.

В каждой стране разным аспектам крайне правой идеологии (антииммиграционная направленность, евроскептицизм, «цыганский вопрос» и др.) придается разное значение. Зависит это от исторических предпосылок, социальных, экономических и политических условий. Например, понятие «национализм», которое является неотъемлемым элементом идеологии крайне правых в Западной Европе, в Европе Восточной имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена тем, что некоторые страны ЦВЕ являются мультиэтническими (например, Румыния, Венгрия). В этом случае национализм заменяется регионализмом, а понятие нации — понятием этноса.

Кроме того, правые радикалы Восточной Европы гораздо меньшее внимание уделяют также вопросу иммиграции. Происходит это просто потому, что именно Западная Европа исторически привлекает большее количество иммигрантов. Это обусловлено, во-первых, тем, что на западе Европы существуют более благоприятные экономические условия и более развитая социальная система, способная предоставить иммигрантам больше льгот и пособий. Во-вторых, такие страны, как Франция и Великобритания, являются бывшими метрополиями и, следовательно, привлекают иммигрантов из своих бывших колоний. К тому же Восточная Европа, в отличие от Западной, является донором иммиграции: иммигранты из ЦВЕ отправляются в поисках работы на запад. Этим объясняется негативное отношение крайне правых Восточной Европы к утечке населения.

В странах Восточной Европы большое внимание уделяется «цыганскому вопросу», тогда как в Западной Европе об этом говорится в общем контексте иммиграционной проблемы. Происходит это по причине того, что цыгане исторически осели в Восточной Европе и являются там самым крупным этническим меньшинством.

Специфика крайне правой идеологии в Западной Европе

Итак, центральным аспектом идеологии крайне правых Западной Европы на сегодняшний день является проблема иммиграции, ставшая здесь одной из самых болезненных политических тем. Будущее объединенной Европы во многом зависит от успешного разрешения многих социальных, культурных и экономических проблем, вызванных возросшим в последние два десятилетия притоком иммигрантов. По словам

118

английского социолога Энтони Гидденса, «Европа превращается в "пестрый котел народов", где, однако, не "перевариваются" и не ассимилируются этнические группы» [5, с. 118].

Для Европы необходимость урегулирования проблемы иммиграции является одной из наиболее серьезных задач. В течение двух последних десятилетий правительства стран Западной Европы пытаются выработать эффективные иммиграционные законодательства, применяя различные меры и подходы к решению этой проблемы. В свою очередь крайне правые политические партии выступают с резкой критикой иммиграционной политики центральных правительств, нередко призывая к снижению уровня иммиграции до нуля. Здесь нужно отметить, что иммиграции из стран — новых членов ЕС крайне правые партии уделяют меньшее внимание, чем иммиграции из неевропейских стран. Это происходит потому, что, по мнению крайне правых, восточные европейцы не представляют такой опасности для национальной идентичности коренных жителей западноевропейских стран, как мусульмане. Это хорошо видно при изучении политических программ крайне правых партий. Несмотря на тот факт, что правые радикалы — евроскептики, центральное внимание они уделяют именно иммиграции мусульман, попавших в Европу в результате глобальных миграций. Однако и здесь встречаются некоторые исключения. Как правило, это бывает связано с внутренними особенностями того или иного государства. Так, например, политиками итальянской Лиги Севера в последнее время все чаще высказываются опасения по поводу участившихся преступлений, совершаемых выходцами из Румынии (как румынами, так и цыганами). Обострение дебатов по поводу иммиграции из стран Восточной Европы может быть также связано с актуальными событиями, которые имеют место в рамках Европейского Союза. Например, накануне референдума во Франции по вопросу о принятии Европейской Конституции своеобразным пугалом, изобретенным тогдашним лидером Национального Фронта Жаном-Мари Ле Пеном, стал некий «сантехник Петр» из Польши, который приедет, чтобы забрать рабочие места у французов.

Основные претензии к иммигрантам со стороны правых радикалов выглядят следующим образом.

1. Рост уровня иммиграции ведет к повышению уровня преступности.

2. Увеличение количества иммигрантов в стране несет угрозу национальной идентичности коренных граждан.

Здесь крайне правые указывают на то, что, приезжая в страну приема, иммигранты не только не отказываются от своих традиций, но и пытаются навязать свои порядки и устои коренным жителям.

3. Иммигранты забирают у коренных граждан рабочие места, а это автоматически ведет к повышению уровня безработицы в стране.

4. Рост иммиграции ведет к общему падению уровня благосостояния коренных граждан.

5. Поскольку иммигранты являются более многодетными и, приехав на новое место жительства, часто оказываются без работы, они претендуют на социальные пособия, а это, в свою очередь, увеличивает налоговую нагрузку на граждан государства.

Современные крайне правые политики предпочитают характеризовать иммиграцию словами «вторжение», «оккупация» или «колонизация». «За 35 лет иммиграция превратилась во вторжение 10 миллионов иммигрантов» [6, с. 5], — говорит бывший лидер и основатель французского Национального Фронта Жан-Мари Ле Пен. Теме

119

иммиграции посвящались ключевые разделы программ НФ. В рамках программ последних двадцати лет иммиграция представляется главным источником почти всех наиболее серьезных проблем общества. Например, в программе НФ, подготовленной к президентским выборам 2007 г., говорится: «Источником большей части болезней, которыми страдает наша страна, является иммиграционная политика, проводимая правительствами на протяжении 30 лет...» [2].

Дочь Жан-Мари Ле Пена Марин, нынешний лидер НФ, сравнила молитвы мусульман на улицах Франции с нацистской оккупацией во время Второй мировой войны [7]. В президентской программе Марин Ле Пен иммиграции посвящен особый раздел. В нем критикуется иммиграционная политика президента Николя Саркози: «Регулирование иммиграции было одним из главных направлений президентской кампании кандидата Николя Саркози в 2007 году. Он намеревался положить конец "навязанной иммиграции". Многие французы голосовали за него в надежде, что его программа приведет к снижению иммиграции в нашу страну. На практике получилось с точностью до наоборот: в период правления Николя Саркози иммиграция стала интенсивнее, чем когда-либо» [1].

Лидер итальянской праворадикальной партии Лига Севера Умберто Босси также крайне негативно высказывается об интенсификации иммиграции: «Мы должны понимать, что слаборазвитый плодовитый мир так и жаждет стать участником нашего банкета. Их миллиарды — засматривающихся на наше благосостояние, на наше богатство. Если мы не поставим это под контроль, они превратятся в орду, надвигающуюся с востока на запад. Совершенно ясно, что если мы оставим иммиграцию без контроля, как это делают левые, приходящий в упадок Запад утонет в этом диком потоке. И если эта орда придет, она будет диктовать нам свои условия жизни, навязанные средневековыми суевериями» [8]. В программе партии Лига Севера 2008 г. в разделе, посвященном иммиграции, говорится: «Северные регионы испытывают усиление воздействия криминала, вызванного неконтролируемой иммиграцией, которая угрожает безопасности граждан» [4].

Увеличение количества безработных крайне правые также увязывают с проблемой иммиграции. Лозунг «Миллионы безработных — это миллионы лишних иммигрантов» является важнейшим в пропаганде французского Национального Фронта [9].

Однако здесь стоит отметить, что, несмотря на многочисленные негативные последствия, с которыми сталкиваются европейские страны в связи с интенсификацией миграционных потоков, очевидным остается тот факт, что свести иммиграцию в Европу к нулю было бы невыгодным для самого региона с экономической точки зрения. Без заимствования рабочей силы извне европейские страны в скором времени начнут испытывать острую нехватку рабочих рук, поскольку в настоящий момент имеет место стремительное старение европейского населения. Понимая это, крайне правые политики в последние годы все меньше говорят о так называемой «нулевой иммиграции», отмечая, что проблемой является не сама иммиграция, а неграмотная иммиграционная политика либеральных правительств европейских государств и Европейского Союза в целом. Например, Жан-Мари Ле Пен в своей книге «Французы прежде всего» ("Les Français d'abord") пишет: «Мы не боремся против иммигрантов, иностранцев, мы боремся против иммиграционной политики, которая может сделать нас, французов, иностранцами в нашей собственной стране» [10, р. 263].

В иммиграционной политике крайне правые предлагают отказаться от модели «воссоединения семей», которую западноевропейские правительства применяли в течение

120

нескольких десятилетий. Вместо этого правые радикалы предлагают использовать критерий экономической рациональности, принимая в страну только тех иммигрантов, квалификация которых необходима для экономики страны-реципиента.

Специфика крайне правой идеологии в Восточной Европе

Подобно тому, как на Западе Европы правые радикалы концентрируют внимание на иммиграции, в Восточной Европе они придают центральное значение так называемому цыганскому вопросу.

Среди прочих европейских мигрантов цыгане занимают особое положение. Они осели в Европе еще в XV в. и заселили в основном южную ее часть [11]. На сегодняшний день цыгане рассеяны по всей Европе, однако в большинстве случаев они являются гражданами Румынии, Болгарии, Испании и Словакии [11]. После вступления стран ЦВЕ в Европейский Союз в 2004 г. цыгане были официально признаны национальным меньшинством и, таким образом, стали гражданами ЕС. И в соответствии с Маастрихтским договором 1992 г. они получили те же права, что и все остальные граждане европейских стран [11].

Сегодня цыгане — одно из наиболее многочисленных этнических меньшинств в Европе. Несмотря на ряд программ ЕС по интеграции цыган, они остаются слабо адаптированными к жизни европейских обществ и продолжают вести традиционный для них образ жизни. Правительства европейских стран финансируют программы по строительству бесплатного жилья для цыган. Однако в ряде случаев цыгане не желают жить в этих домах. В других случаях по прошествии двух-трех месяцев дома приходят в упадок: «Выносятся и распродаются ванны, унитазы, двери, карнизы, отвинчиваются даже краны и дверные ручки, вырываются провода» [11]. Они предпочитают перемещаться по всей Европе в специальных фургонах и временно занимать пустующие дома.

Этот народ обладает специфическим менталитетом кочевников, что ведет к затруднению процесса их интеграции в европейское общество. Вместо того чтобы устроиться на работу или получить ту или иную квалификацию, они предпочитают собирать милостыню. Только треть из них посещает школы, но оставаясь несколько раз на второй год, покидает ее, достигнув совершеннолетия, без аттестатов [11].

Однако даже не кочевничество и не отсутствие социальной интегрированности цыган является причиной того, что общество в Восточной Европе (а в последнее время и в некоторых странах Западной Европы) и крайне правые считают цыганский вопрос одной из наиболее острых проблем. Главную проблему, по мнению крайне правых, создают антисоциальные привычки цыган, их склонность к нелегальной деятельности (воровство, проституция, мошенничество, попрошайничество). Правые радикалы указывают на то, что цыгане плохо уживаются с остальными европейцами, в их поведении превалирует неуважительная манера общения. Негативное отношение вызывает также их нежелание соблюдать законы, демонстративно неуважительное отношение к правилам поведения, принятым в европейских обществах.

Таким образом, цыганская преступность, их антисоциальные привычки и неуважительное отношение к традициям европейцев — все это ведет к негативному отношению со стороны восточноевропейского общества к «цыганскому вопросу» [11]. А правые радикалы — политическая сила, которая, в отличие от левых и центристов, активно освещает эту проблему в своих политических программах и не стесняется своей резко

121

негативной позиции по данному вопросу. Это, в свою очередь, ведет к росту их влияния в Восточной Европе. Лидер венгерской крайне правой партии «За лучшую Венгрию» Га-бор Вона заявил: «Что касается цыганского вопроса, ситуация в некоторых частях страны находится на грани гражданской войны» [12]. Он также добавил: «Сегодня только жесткое вмешательство может помочь... Мы должны создать такую среду, в которой цыгане смогут работать, соблюдать закон и получать образование. Для тех, кто не желает так жить, существует две альтернативы: они могут воспользоваться свободой передвижения, которую предоставляет Европейский Союз и покинуть страну, потому что мы больше не будем мириться с их преступностью и паразитирующим образом жизни; в противном случае, остается тюрьма» [12]. В программе партии Йоббик, подготовленной перед парламентскими выборами 2010 г., цыганскому вопросу посвящен значительный раздел. В программе сказано: «Независимо от политической принадлежности все согласны, что сосуществование венгров и цыган является одной из самых серьезных проблем венгерского общества. Для Венгрии характерно то, что в данном вопросе в последние десятилетия не было сделано никаких шагов вперед. И наоборот, в некоторых частях страны ситуация только ухудшилась» [3]. В программе говорится, что обсуждение этого вопроса осложняется навязанной либералами и левыми политиками полит-корректностью [3].

Еще одна особенность крайне правых в Восточной Европе (особенно в Румынии и Венгрии) — требования территориальных изменений. Они считают несправедливыми территориальные изменения, которые были зафиксированы по окончании двух мировых войн. Например, партия «Великая Румыния» выступает за присоединение к Румынии территорий всей Буковины, Трансильвании, Бессарабии и других земель. В свою очередь, венгерские националисты выступают за пересмотр Трианонского договора, который был подписан в результате Первой мировой войны и по которому была разделена Австро-Венгерская империя [13]. В интервью австрийской газете «Zur Zeit» лидер венгерской партии «За лучшую Венгрию» Габор Вона заявил: «То, что случилось в Трианонском дворце в Версале после Первой Мировой Войны — было диктатом, когда враги Венгрии решили судьбу нашей страны, основываясь на лжи, ложных цифрах и отчетах. Для венгров Трианон — символ попытки ликвидировать венгерскую нацию. Потеря стратегически важных в культурном и экономическом плане территорий и проживающих на них народов привело к демографическому, культурному и экономическому ущербу, который ощущается и по сей день» [14].

В Венгрии, так же как и в Румынии (идея «Великой Румынии»), существует идея образования «Великой Венгрии». Причем не только правые радикалы высказываются в поддержку этой идеи. Например, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан (лидер консервативной партии Фидес — Венгерский гражданский союз) высказался за пересмотр границ и сплочение всех венгров [15]. Восточноевропейские крайне правые открыто заявляют также и о необходимости защищать этнических собратьев, проживающих в соседних государствах, что не может не вызывать негодования последних. В мае 2010 г. венгерский парламент принял закон о двойном гражданстве. Суть закона заключается в том, что этнические венгры, проживающие в соседних государствах, могут получить венгерское гражданство по упрощенной процедуре.

Наиболее негативно на этот закон отреагировала Словакия, которая приняла поправку к закону о государственном гражданстве, запрещающую двойное гражданство в стране [16]. В свою очередь, Габор Вона негативно прореагировал на подобные действия

122

Словакии, сказав: «Словакия ведет себя, как разочарованный тинэйджер, который почти достиг своего двадцатилетия, страдая от комплексов неполноценности, и слишком бурно реагирует на закон, который полностью соответствует международному праву, конвенциям о правах человека и принципам, изложенным Европейским Советом» [14].

Евроскептицизм как неотъемлемая часть идеологии правых радикалов

Повышение популярности и актуальности крайне правых движений напрямую связано с процессами глобализации. Региональным проявлением глобализации является европейская интеграция. Как следствие негативного отношения к европейской интеграции возникает евроскептицизм. Главными выразителями идеологии евроскепти-цизма как на Западе, так и на Востоке Европы выступают крайне правые политики.

Крайне правые (как в Западной, так и в Восточной Европе) фокусируют свое внимание на ослаблении национального суверенитета. Например, бывший лидер и основатель французского Национального Фронта Жан-Мари Ле Пен заявляет: «Европейский Союз — это ловушка. Некоторые страны еще не поняли, что их лишили суверенной власти...» [17]. В свою очередь, нынешний лидер НФ Марин Ле Пен также критически отзывается о современном состоянии европейской интеграции. В интервью каналу Ев-роньюс она заявила: «На мой взгляд, Европейский Союз мертв. От него исходит свет мертвой звезды. ЕС думает, что он еще жив, но это не так. Созданная в ЕС европейская валюта тоже мертва. Сегодня предпринимаются попытки спасти евро любой ценой. Но какой? Мне не хочется, чтобы мой народ, как ирландцы, был вынужден снизить уровень минимальной зарплаты на 12%, сократить пособия на семью, пособия по безработице, ухудшить общий уровень жизни людей. Если такую цену нужно заплатить за спасение евро, то уж лучше выйти из ЕС и отказаться от евро» [18].

В свою очередь, лидер праворадикальной итальянской партии Лига Севера Умберто Босси в 2001 г. отозвался о Евросоюзе, как о «гнезде масонов и коммунистических банкиров» [19]. А в 2003 г. лидер Лиги подверг жесткой критике правящие круги ЕС, назвав их «европейскими технократами» и обвинив в попустительстве педофилии [20].

Начиная с выборов 2001 г. Лига позиционирует себя как «защитницу Севера от глобализации и Европейского Союза» [21]. Также Лигой отмечается, что решения, принимаемые ЕС, не согласовываются с населением стран — членов Евросоюза, а следовательно, не являются демократичными. В том же 2003 г. Босси сравнил будущее Европы со сталинизмом [21]. Лига критикует иммиграционную политику ЕС за ее неэффективность. В 2005 г. партия призывала к проведению в Италии всенародного референдума по вопросу о принятии Европейской Конституции [19]. Затем Лига призывала голосовать против Конституции для Европы в парламенте и правительстве. После того, как проект конституции был отклонен на референдумах во Франции и Нидерландах, Лига запустила кампанию, в рамках которой призывала провести референдум по поводу выхода Италии из зоны Евро и возвращения к национальной валюте (Лире).

Можно выделить характерные особенности западного (в Западной Европе) и восточного (в Восточной Европе) евроскептицизмов. Чаще всего главными опасениями правых радикалов индустриально развитых стран Западной Европы является то, что ЕС может превратиться в своего рода «супердержаву» и это нанесет серьезный удар по национальному суверенитету. Также в Западной Европе ЕС критикуют за то, что из-за «прозрачности» границ, по сути, не существует никаких серьезных барьеров для

123

иммигрантов из Восточной Европы. Более того, «прозрачность» границ упрощает въезд иммигрантов и из таких стран, как Украина, Турция, Белоруссия, стран Балканского полуострова и других близлежащих государств. Следовательно, предметом критики для евроскептиков в Западной Европе является также рост безработицы в силу того, что рабочие места занимают иммигранты. Евросоюз на западе Европы критикуют еще и за негативное влияние европейской интеграции на национальные экономики.

Что касается восточного евроскептицизма, то он также обладает определенными региональными особенностями. Главным основанием критики европейских институтов для крайне правых на востоке Европы становится разочарование результатами вступления в ЕС. Причины этого разочарования можно поделить как минимум на две группы: морально-этические и экономические. К морально-этическим причинам можно отнести разную степень толерантности и разницу ценностей на востоке и на западе Европе. К экономическим — разочарование результатами экономического развития в странах региона ЦВЕ после присоединения к ЕС.

Ярыми евроскептиками являются такие влиятельные праворадикальные политики Восточной Европы, как Роман Гертых от националистической Лиги польских семей и Ян Слота от националистической правоконсервативной Словацкой народной партии, лидер венгерской партии «За лучшую Венгрию» Габор Вона. Перечисленные политические деятели абсолютно не соответствуют критериям, принятым в западноевропейских демократиях, и зачастую их высказывания напоминают радикальную риторику французского националиста Жана-Мари Ле Пена. Но если во Франции, как и в других странах Западной Европы, этих политиков характеризуют не иначе, как экстремистов и шовинистов, и сотрудничество с ними считается зазорным для правящих элит, то в Восточной Европе праворадикальные партии получают места в парламентах. Стоит отметить, что Восточная Европа вообще плохо вписывается в общий европейский контекст. Несмотря на то что исторически христианство играет важную роль на всей территории Европы, на данный момент в Восточной Европе авторитет церкви гораздо сильнее. Современный стиль жизни, принятый в Западной Европе (особенно среди молодежи), является чуждым для стран Восточной Европы. Это обнаруживается не только на уровне общественного мнения, но и проецируется на политику: политики в Восточной Европе проявляют нетипичную для Западной Европы нетолерантность по многим вопросам (отрицательное отношения к абортам, эвтаназии и т. д.). Также политические деятели (например, словацкий крайне правый политик Ян Слота) не боятся высказываться в радикальной манере против цыган или других этнических меньшинств.

Стремясь присоединиться к ЕС, государства Восточной Европы отчасти хотели таким образом вернуться к «общим христианским ценностям» и универсальным традициям. Однако за тот многолетний период, пока страны региона ЦВЕ были заняты коммунистическим строительством, облик Европы и европейская культура претерпели значительные изменения. Оказалось, что нравы современной Западной Европы имеют очень отдаленное отношение к христианским ценностям и культурным традициям.

По мнению автора статьи, негативная реакция на вступление в ЕС в Восточной Европе объясняется тем, что общество в Восточной Европе, воспитанное на коммунистической идеологии, оказалось более консервативным, неспособным принять общественные процессы, происходившие в рамках современных западных демократий (легализация или частичная легализация наркотиков, нормы толерантности в отношении равноправия религиозных конфессий и равных прав для однополых пар и др.). Как

124

следствие — в последнее время во многих странах ЦВЕ все большую популярность стали приобретать консервативные и даже крайне правые партии. Западная же Европа, в свою очередь, может воспринимать своих восточных соседей как угрозу для культурных основ современной Европы.

Таким образом, в Восточной Европе возрастают скептические настроения в отношении проекта европейского строительства как на политической арене, так и на уровне общественного мнения. И наоборот, подобные настроения в ЦВЕ дают основания странам «старой» Европы считать этот регион отсталым в вопросе толерантности и общепринятых западных ценностей.

Следующий ряд причин разочарования Восточной Европы можно охарактеризовать как экономические (их также можно назвать экономическим евроскептицизмом). Здесь можно выделить стремление институтов ЕС унифицировать законодательство на всем пространстве Союза. Это ведет к множеству недоразумений, поскольку страны — члены ЕС значительно различаются по экономическим, климатическим, социальным и другим показателям. Следовательно, те законы, которые идеально подходят для Греции, неприемлемы для многих стран ЦВЕ (например, единый налог на отопление, который планируется в скором времени ввести на всем пространстве Евросоюза).

Также, по мнению евроскептиков, после присоединения к ЕС понизился общий уровень благосостояния граждан в странах ЦВЕ. Это объясняется тем, что после расширения Евросоюза цены в новых странах-членах резко возросли, тогда как зарплаты остались практически на том же уровне. По словам лидера Латвийской партии евро-скептиков Нормунда Гростиньша, «большинство людей вынуждено работать на двух-трех работах, потому что жить на одну зарплату значит обрекать себя на нищенское существование» [22]. Еще одним негативным экономическим моментом членства в ЕС для стран ЦВЕ стал резкий отток рабочей силы в Западную Европу.

Как в Восточной Европе, так и в Западной критика европейской интеграции усилилась в последнее время в связи с глобальным экономическим кризисом. Когда оказалось, что институты ЕС не способны предложить действенные меры по борьбе с кризисом, на всем пространстве ЕС усугубились евроскептичные настроения, стали раздаваться голоса о возвращении к национальной валюте или вообще выходе из Евросоюза.

* * *

Характер идеологии крайне правых партий в обоих европейских регионах (Западной и Восточной Европе) обусловлен объективными историческими, социально-экономическими и политическими условиями. Центральной проблемой для западноевропейских крайне правых является иммиграция. В странах Восточной Европы правыми радикалами проблеме иммиграции уделяется гораздо меньшее внимание, так как в настоящее время Восточная Европа не так привлекательна для иммигрантов. Однако здесь существует схожая проблема — так называемый цыганский вопрос.

Помимо этого, для крайне правых в Восточной Европе характерными являются идеи о необходимости территориальных изменений. Правые радикалы выражают свое несогласие с исходом мировых войн (с Трианонским договором, в частности) и требуют присоединения тех территорий, которые, как они считают, исторически являются частями их государств.

125

Значимым идеологическим аспектом крайне правых партий является также евро-скептицизм. Этот аспект, обладая определенными региональными особенностями, имеет одинаково важное значение для идеологии правых радикалов как Западной, так и Восточной Европы.

Литература

1. Immigration. Stopper l'immigration, renforcer l'identité française Il FRONTNATIONAL.COM: Le site officiel du Front National. URL: http:llwww.frontnational.comlle-projet-de-marine-le-penlautorite-de-letatlimmi-grationl (дата обращения: 21.03.2012).

2. Le Programme. Immigration Il FRONTNATIONAL.COM: Le site officiel du Front National. URL: http:ll www.frontnational.comlprogrammeimmigration.php (дата обращения: 21.10.2010).

3. Letölthetö a Jobbik választási programja Il JOBBIK.HU: Jobbik Magyarországért Mozgalom. URL: http:ll www.jobbik.hul rovatoklvalasztasi_hireklletoltheto_a_jobbik_ valasztasi_programja (дата обращения: 02.04.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Programma. Risoluzione del Parlamento del Nord. Seduta del 2 Marzo 2008 Il LEGANORD.ORG: Il sito ufficiale della Lega Nord per l'indipendenza dalla Padania. URL: http:llwww.leganord.orglelezionil2008l5puntil immigrazione.pdf (дата обращения: 12.04.2011).

5. Европа перемен. Концепции и стратегии интеграционных процессов I МГУ им. М. В. Ломоносова; под ред. Л. И. Глухарева. М.: Крафт+, 2006. 352 с.

6. Киютин И. Г., Кыдыров Т. Т. Нелегальная иммиграция в Евросоюзе: вызовы и ответы. Бишкек: Илим-поз, 2005. 176 с.

7. Михеев В. Папина дочка Il WWW.ALLEUROPA.RU: Интернет журнал «Вся Европа^». URL: http:ll www.alleuropa.rulpapina-dochka (дата обращения: 31.03.2012).

8. Intervento di Umberto Bossi al Congresso Federale della Lega Nord II LEGANORD.ORG: Il sito ufficiale della Lega Nord per l'indipendenza dalla Padania. URL: http:llwww.leganord.orglsegretariofederaleldiscorsi_assembleel 2002_3marzoassago_chius.pdf (дата обращения: 12.03.2012).

9. Деньгачева H. В. Некоторые проблемы эволюции электората «Национального фронта» во Франции II WWW.HERZENFSN.RU: Официальный сайт факультета социальных наук РГПУ им. А.И. Герцена. URL: http:llhersenfsn.rulsciencelherzenlecturesl hl98ldenga4eva.shml (дата обращения: 15.03.2012).

10. Shor R. Histoire de l'Immigration en France de la Fin du XIX siècle à Nos Jours. Paris: Fayard, 1996. 347 с.

11. Каргалова М. В. Цыганский вопрос в Европе — символ социальной опасности Il HTTP:IIMIR-POLI-TIKA.RU: Ежемесячный научно-политический журнал «Мир и политика». URL: http:llmir-politika.rular-chiveI244I860I (дата обращения: 02.04.2012).

12. Traynor I. Hungary party to follow European extremism's move away from fringes Il GUARDIAN.CO.UK: ^e Guardian, e-version. URL: http:llwww.guardian.co.uklworldl2010l aprl08ljobbik-hungary-move-from-fringes (дата обращения: 02.04.2012).

13. Тарасенко С. Р. Проблематика европейской интеграции в риторике крайне правых партий Центральной и Восточной Европы II JURNAL.ORG: Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. URL: http:lljurnal.orglarticlesl2009lpolit2.html (дата обращения: 30.03.2012).

14. Gabor Vona: Europe kept silent. Interview Il DAGOBERTOBELLUCCI. WORDPRESS.COM: Dagoberto-lucci. Avamposto informatico anti-mondialista. URL: http:IIdagobertobellucci.wordpress.comI2012I01I23Igabor-vona-europe-kept-silent-interviewl (дата обращения: 03.04.2012).

15. Scandalous Hungarian-Slovakian football match II BUDAPESTSUN.COM: ^e Budapest Sun Online. URL: http:llwww.budapestsun.comlnewsl-scandalous-hungarian-slovakian-football-match- (дата обращения: 02.04.2012).

16. Словакия запретила двойное гражданство IIKOMMERSANT.UA: Издательский дом Коммерсантъ. Украина, новости online. URL: http:llwww.kommersant.ualnewsl 1730696lrubricl5 (дата обращения: 23.03.2012).

17. Онлайновая встреча избирателей с председателем Национального фронта Ж.-М. Ле Пеном: «Франция стала жертвой растущей иммиграции» Il WWW.ZVEZDA.RU: Проект «Полярная звезда», стратегический анализ и прогнозирование. URL: http:IIwww.zvezda.ruIpoliticsI2007I03I21Ilepen.htm (дата обращения: 24.03.2012).

18. Интервью с Президентом французского Национального Фронта Марин Ле Пен: «Европейский союз мертв» II RU.EURONEWS.COM: Сайт международных новостей. URL: http:IIru.euronews.comI2011I02I18I marine-le-pen-next-french-presidentl (дата обращения: 02.12.2011).

126

19. MassettiE. Sub-state Nationalisms in Contemporary Europe // ESRC.AC.UK: Economic and Social Reseach Council. URL: http://www.esrc.ac.uk/my-esrc/grants/PTA-026-27-2119/outputs/Download/ 17dc21e5-3bc3-476e-99cb-716120ec8749 (дата обращения: 28.05.2011).

20. Крюгер П. Тесно и обидно // CHASKOR.RU: Сайт Частный Корреспондент. URL: http://www.chaskor. ru/article/tesno_i_obidno_21787 (дата обращения: 08.04.2011).

21. Salucci L. Migration and political reaction in Italy: The fortunes of the Northern League // SOBEC.COLO-RADO.EDU : University of Colorado at Boulder. URL: http://sobek.colorado.edu/~salucci/assets/MPSA09_Saluc-ci_NL.pdf (дата обращения: 11.04.2011).

22. Евроскептики: Латвия находится под каблуком ЕС // PRIBALT.NET: Информационно-политический портал о странах Балтии. URL: http://www.pribalt.net/ modules.php?name=Pages&go=page&pid=131 (дата обращения: 14.03.2011).

Статья поступила в редакцию 19 декабря 2012 г.

127

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.