Научная статья на тему 'Анализ полноты проведения то и тр тракторов Т-150К в реальной эксплуатации'

Анализ полноты проведения то и тр тракторов Т-150К в реальной эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1130
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ремонтопригодность / техническое обслуживание / зип / автотракторная техника
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Дубинин Евгений Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The complex work on T-150K tractor technical maintenance in real exploitation has been analyzed. Results obtained could be used to improve the existing servicing technology and to motivate the optimum set of tractor spare parts, tools and attachments carried.

Текст научной работы на тему «Анализ полноты проведения то и тр тракторов Т-150К в реальной эксплуатации»

УДК 629.114.2.02.-191

АНАЛИЗ ПОЛНОТЫ ПРОВЕДЕНИЯ ТО И ТР ТРАКТОРОВ Т-150К В РЕАЛЬНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Е.А. Дубинин, аспирант, ХНАДУ

Аннотация. Проанализирован комплекс работ по техническому обслуживанию тракторов Т-150К в условиях реальной эксплуатации. Полученные результаты могут быть использованы для совершенствования существующей технологии обслуживания и обоснования оптимального набора, возимых запасных частей, инструмента и принадлежностей (ЗИП) к тракторам.

Ключевые слова: ремонтопригодность, техническое обслуживание, ЗИП, автотракторная техника.

Введение

В настоящее время для поддержания и восстановления работоспособности тракторов в эксплуатации осуществляется комплекс мероприятий, предусмотренных системой технического обслуживания (ТО) и ремонта. Затраты времени, труда и денежных средств тем выше, чем ниже уровень надежности трактора.

В свою очередь, своевременно и в полном объеме выполненное, ТО влияет на безотказную работу основных агрегатов и трактора в целом. Известно, что при выполнении всех требований заводской инструкции, наработка на отказ трактора в 2-2,5 раза выше, чем в реальной эксплуатации, а средний ресурс машин возрастает на 40-50% по сравнению со среднестатистическими значениями. Существенное влияние на качество и стоимость обслуживания оказывает наличие запасных частей, инструмента и принадлежностей тракторов и оборудования ремонтных мастерских.

Анализ публикаций

Анализ проведенных ранее исследований различных авторов [1,2,3] показывает, что в настоящее время пункты ТО и текущего ремонта имеют низкий уровень оснащенности технологическим оборудованием, необходимым для проведения качественного обслуживания. Так, например, ТО и текущий ремонт (ТР) проводятся в неприспособленных помещениях или на открытых площадках. Большая часть ремонтного оборудования и приспособлений не пригодна для дальнейшей эксплуатации.

Особое место занимает устранение отказов или проведение срочных регулировочных работ в полевых условиях с использованием возимого ЗИП,

перечень которого не всегда соответствует реальной потребности в ЗИП. Это, в свою очередь, связано с увеличением времени простоя трактора в ожидании обслуживания или возникновением более сложных отказов.

Поэтому существует необходимость обобщить имеющуюся информацию и выполнить анализ полноты проведения операций ТО и ТР тракторов в условиях реальной эксплуатации.

Цель и постановка задачи

Целью исследования является повышение ремонтопригодности тракторов и их агрегатов на основе анализа полноты проведения операций ТО, ТР и применяемости ЗИП тракторов в условиях реальной эксплуатации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- провести анализ полноты проведения операций ТО тракторов в условиях реальной эксплуатации;

- проанализировать применяемость ЗИП тракторов в условиях реальной эксплуатации.

Анализ проведения операций ТО и применяемости ЗИП тракторов в условиях реальной эксплуатации

Исследованиями [1] установлено, что по мере совершенствования конструкции тракторов по годам их выпуска оперативная трудоемкость обслуживания имеет тенденцию к снижению. Однако, наряду с этим, заметен рост доли контрольных операций в объеме ТО. За последние годы оперативная трудоемкость контроля резко возросла и в настоящее время достигает 22-42% общей трудо-

емкости ТО (рис. 1).

Рис.1. Доля оперативной трудоемкости контрольных работ в объеме ТО, %

Наибольшую долю контрольных операций в объеме ТО имеют тракторы Т-150К - 34%. Повышение объема этих работ связано с усложнением конструкции тракторов и обусловлено стремлением конструкторов обеспечить надежность их составных частей, техническую готовность тракторов к эксплуатации, их бесперебойную работу и сокращение трудоемкости ТО путем перехода на стратегию обслуживания по состоянию (по потребности).

Определение трудоемкости по видам ТО позволяет установить рациональный перечень операций контроля. Чем меньше затраты на выполнение контрольно-регулировочных операций при ТО трактора, тем совершенней его конструкция.

Исходная информация получена в результате проведенного сбора и обработки необходимого объема статистической информации (в виде хронометрических карт по каждому виду работ номерных ТО за цикл 1000 часов работы) по отечественных тракторам Т-150К, работающим в условиях машино-испытательных станций (МИС) и реальной эксплуатации. В результате были полуТаблица 1 Оперативная трудоемкость операций

чены данные об оперативной трудоемкости операций ТО и ТР тракторов Т-150К.

Всего по трактору за цикл 1000 часов работы при выполнении всех требований заводской инструкции оперативная трудоемкость операций ТО и ТР составила 32,584 чел-ч, а в условиях реальной эксплуатации 27,47 чел-ч (с учетом трудоемко-стей обкатки, ЕТО, СТО), то есть на 13,2% меньше требуемого уровня.

В то же время рекомендации завода-изготовителя ОАО «ХТЗ» по эксплуатации тракторов Т-150К предусматривает 31,67 чел-ч. на проведение об-служиваний за аналогичный цикл. Расхождение между трудоемкостями составило 2,8%, что позволяет судить о достоверности проведенных статистических исследований.

Проанализировав и структуризировав данные хронометража по типовым операциям обслуживания и ремонта, получили сводную табл. 1.

Результаты сравнения оперативной трудоемкости обслуживания тракторов Т-150К в соответствии с инструкцией по эксплуатации и в условиях реальной эксплуатации представлены в табл. 2.

Наибольшая цикловая оперативная трудоемкость приходится на ЕТО из-за частой повторяемости и ТО-3 из-за сложности и количества проводимых операций (33,7 и 19,9% соответственно). Оперативная трудоемкость операций ТО-1 в реальной эксплуатации составляет всего лишь 8,9%, хотя, в соответствии с исследованиями [1], должна находиться на уровне ТО-3.

Как показали проведенные исследования, при ТО-1 и ТР регулировочные работы не проводятся. Это приводит к самоотворачиванию или ослаблению резьбовых соединений, что сказывается на уровне вибраций. Ослабление резьбовых соединений является причиной 30% отказов тракторов [1]. по видам работ при ТО по трактору Т-150К

Выполнение всех опера- Выполнение операций в

ций в соответствии с условиях реальной экс-

Вид работ инструкцией по эксплуа- плуатации, чел-ч

тации, чел-ч

ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР ТО-1 ТО-2 ТО-3 ТР

Общие регулировки 1,804 2,722 2,522 2,205 - 2,642 2,322 -

Обслуживание воздухоочистителей - 0,1 0,28 0,229 - - 0,28 0,229

Обслуживание системы питания - 0,114 0,95 0,92 - 0,114 0,95 0,92

Обслуживание электрооборудования 0,4 0,2 0,29 - 0,4 0,2 0,29 -

Обслуживание масляных фильтров 0,68 1,14 0,7 0,355 0,68 1,14 0,57 -

Доливка масла 1,116 0,618 0,259 - 1,116 0,618 0,259 -

Дозаправка пластичной смазки 0,24 0,352 0,58 - 0,24 0,352 0,58 -

Замена масла - 0,45 0,225 0,835 - 0,45 0,225 0,835

Таблица 2 Результаты сравнения опративной трудоемкости обслуживания тракторов Т-150К

Соотношение

Выполнение всех операций в соответствии с инструкцией по эксплуатации, чел-ч выполнения всех

Выполнение опе- операций в соот-

Вид работ раций в условиях реальной эксплуатации, чел-ч ветствии с инструкцией и в условиях реальной эксплуатации, %

Общие регулировки 9,253 4,964 53,6

Обслуживание воздухоочистителей 0,609 0,509 83,6

Обслуживание системы питания 1,984 1,984 100,0

Обслуживание электрооборудования 0,89 0,89 100,0

Обслуживание масляных фильтров 2,875 2,39 83,1

Доливка масла 1,993 1,993 100,0

Дозаправка пластичной смазки 1,172 1,172 100,0

Замена масла 1,51 1,51 100,0

Поэтому особое внимание необходимо уделить уменьшению количества и трудоемкости контрольно-регулировочных работ. Этого можно добиться применением диагностирования в процессе эксплуатации, так как оно позволяет более полно реализовать ресурс составных частей тракторов за счет выполнения многих операций ТО «по потребности».

Следует отметить, что для тракторов Т-150К работы, выполняемые «по потребности», составляют 31,1% всех работ в условиях реальной эксплуатации. В связи с этим, при условии отсутствия необходимости их выполнения, оперативная трудоемкость обслуживания в реальной эксплуатации по сравнению с оперативной трудоемкостью при выполнении всех требований заводской инструкции за цикл 1000 часов работы трактора составит 59,7%.

Самыми трудоемкими при проведении ТО и ТР являются двигатель, трансмиссия и ходовая система. Это объясняется сложностью их конструкции и большим объемом выполнения контрольных операций. Поэтому при дальнейшей модернизации тракторов и разработке новых моделей на них необходимо обратить особое внимание.

Известно, что возимый ЗИП тракторов применяется при проведении ТО-1 и ТО-2. Из 32 наименований инструмента и принадлежностей при ТО-1 используется 11 (25 раз), при ТО-2 - 18 (52 раза). Это обстоятельство подтверждает наши расчеты относительно выполнения регулировочных работ (53,6% от требуемого количества), что позволяет сделать вывод о необходимости разработки оптимальной технологии проведения об-служиваний тракторов производства ОАО «ХТЗ» и научно обоснованного оптимального набора ЗИП, увязанного с реалиями эксплуатации.

Выводы

Установлено, что более 80% работ по ТО и ТР проводится в полном объеме или с незначительными отклонениями от рекомендуемых значений.

Не в полном объеме проводятся регулировки агрегатов и систем тракторов при ТО-1 и ТР, обслуживание масляных фильтров при ТР (заборные фильтры гидросистемы коробки передач (КП) и вала отбора мощности, заливные фильтры гидросистемы КП, навесного устройства и рулевого управления), обслуживание воздухоочистителей при ТО-2.

Определено, что при ТО-1 используется 34% возимого ЗИПа и 56% при ТО-2 тракторов, что позволяет сделать вывод о необходимости научного обоснования оптимального набора ЗИП.

Литература

1. Топилин Г.Е., Забродский В.М. Работоспособ-

ность тракторов. - М.: Колос, 1984. - 303 с.

2. Полянский А.С., Дубинин Е.А. Комплексная

оценка ремонтопригодности тракторов // Тракторная энергетика в растениеводстве / Сб. науч. тр. - Х.: ХГТУСХ, 2002. - С. 95102.

3. Бойко Ю.Ф., Фаворов В.И., Михайлов А.Н.

Пути повышения приспособленности конструкций тракторных двигателей к техническому обслуживанию. Обзорная ин-форм. - М.: ЦНИИТЭ Итракторосельхоз-маш, 1982. - 55 с.

4. ГОСТ 23660-79. Система технического обслу-

живания и ремонта техники. Обеспечение ремонтопригодности при разработке изделий.

Рецензент: А.В. Бажинов, профессор, д.т.н., ХНА-

ДУ.

Статья поступила в редакцию 15 февраля 2005 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.