Научная статья на тему 'Анализ полиграфической промышленности в Омском регионе'

Анализ полиграфической промышленности в Омском регионе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
397
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИГРАФИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / РЕГИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / ОМСКИЙ РЕГИОН / PRINTING INDUSTRY / REGIONAL DEVELOPMENT / OMSK REGION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никодимова Наталья Дмитриевна, Жакевич Александр Георгиевич

В статье представлен анализ развития полиграфической промышленности Омского региона в 2012-2014 гг. Обсуждается инвестиционная привлекательность данной отрасли промышленности в экономике региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ полиграфической промышленности в Омском регионе»

Анализ полиграфической промышленности

в Омском регионе

Н.Д. Никодимова, А.Г. Жакевич

В статье представлен анализ развития полиграфической промышленности Омского региона в 2012-2014 гг. Обсуждается инвестиционная привлекательность данной отрасли промышленности в экономике региона.

Ключевые слова: полиграфия, промышленность, региональное развитие, Омский регион

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2014. № 3 (16). С. 87-90.

Полиграфия во всем мире является одним из самых привлекательных секторов для инвестиций. Это рентабельный и прибыльный бизнес. По годовому обороту отрасль занимает 4-е место в мире и приносит миллиарды долларов в бюджеты развитых стран. Размер производства и потребления бумажной продукции в разных странах различен. Лидерами по потреблению бумаги являются японцы и американцы - 479 кг и 334 кг на душу населения соответственно. В России этот показатель до последнего времени составлял всего 18,2 кг.

В то же время ежегодно на каждого гражданина России приходится 24 кг полиграфической продукции, из которых всего 3 кг газет. В денежном выражении потребление печатной продукции в нашей стране почти в 2 раза меньше среднемирового; на одного россиянина приходится примерно в 12-14 раз меньше бумаги, чем на одного американца, японца или немца.

На рынке полиграфической продукции можно выделить несколько основных сегментов: газетная продукция, книжная продукция, журнальная продукция и каталоги, рекламная продукция, упаковочная продукция, этикеточная продукция.

Высокий темп развития полиграфической промышленности последних лет в Омской области был обусловлен развитием рекламного рынка. Спросом пользуются лишь отдельные позиции, например фирменные календари на дизайнерской бумаге, надпечатка на канцелярских товарах. Развивающимся сегментом печатной рекламы в Омске и Омской области является печать широкоформатных изображений. По большому счету широкоформатная печать не имеет прямого отношения к тиражной полиграфии. Рек-

Никодимова Наталья Дмитриевна - старший преподаватель кафедры экономики и менеджмента Омского государственного педагогического университета. Адрес для корреспонденции: steffynataly@mail.ru.

Жакевич Александр Георгиевич - аспирант Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: sambuko@list.ru.

ламные плакаты различных размеров (при стандарте 6*3 метра) печатают на плоттерах - пьезоэлектрических струйных принтерах с широким печатным полем. Такие машины обеспечивают также изготовление транспарантов-перетяжек, аппликаций для конструкций с подсветкой, афиш, вывесок, указателей, флагов и пр.

По мнению омских специалистов по широкоформатной печати, в Омске, помимо стандартных баннеров (по цене около 6000-9000 руб.), заказчики рекламной продукции выбирают изображения на самоклеющейся пленке для использования на транспорте и оформления витрин. В отличие от других крупных городов не пользуются спросом печатная реклама на сетке, закрывающей строящиеся здания, брандмауэры на высотных домах. Сотрудники рекламных агентств видят причину этого в том, что добиться соответствующего разрешения на размещение такой крупной рекламной продукции достаточно сложно.

Наибольшая доля - 31% по состоянию на конец 2013 года в объемах потребления полиграфической продукции в Омской области принадлежит газетам и журналам, несколько меньшая доля приходится на книжную продукцию - 25%. Доля упаковки в общем объеме потребления составила 19%, рекламной продукции - 7%, этикеток - 5%, бланочной продукции - 8%, прочих видов - 5% (рисунок).

Распределение объемов полиграфической продукции в Омской области в 2012 и 2013 гг.

Аналитики в целом отмечают положительную динамику в этом сегменте рынка, хотя наблюдается некоторый спад потребления рекламной продукции,

Никодимова Н.Д., Жакевич А.Г. Анализ полиграфической промышленности.

89

основных видов полиграфической продукции в Омской области в период с

2012 по 2013 г.

По отдельным видам продукции наблюдалось уменьшение объемов потребления. Такая ситуация была свойственна для объема потребления этикетки, отчасти, газет и журналов. Подверглись колебаниям объемы потребления книжной и бланочной продукции. Потребление книжной продукции и упаковки в рассматриваемом периоде характеризуется устойчивой тенденцией роста. Потребление прочей полиграфической продукции увеличилось в

2013 г. на 1%.

В целом за рассматриваемый период потребление полиграфической продукции увеличилось на 13,8% по сравнению с уровнем 2012 г. Такой рост стал возможен благодаря увеличению потребления отдельных видов полиграфической продукции, вопреки периодическим спадам потребления других видов.

Эксперты отмечают рост потребления отдельных видов полиграфической продукции в период с 2012 по 2013 г. Такая позитивная тенденция была свойственна потреблению книжной продукции и упаковки. Потребление бланочной и прочей печатной продукции, незначительно увеличилось в 2013 г. по сравнению с уровнем 2012 г.

Суммарный рост производства полиграфической продукции в 2013 г. составил 13,4% по сравнению с уровнем 2012 г. Производство бланочной продукции увеличилось в 2013 г. на 4% по сравнению с уровнем предыдущего года. Производство этикетки сократилось в 2013 г. на 6%.

Рост производства книжной продукции составил 6% по сравнению с уровнем 2012 г. Производство газет и журналов уменьшилось в 2013 г. на 1,03% по сравнению с уровнем 2012 г. Динамика производства рекламной продукции характеризовалась уменьшением объемов производства в 2013 г. на 7% по сравнению с уровнем 2012 г.

Производство печатной упаковки увеличилось в 2013 г. на 3%. Также в 2013 г. наблюдалось увеличение производства прочей полиграфической продукции, оно составило 1% по сравнению с уровнем 2012 г.

В 2014 г., по мнению аналитиков, сохранится тенденция роста объемов производства промышленных полиграфических предприятий в Омском регионе, что будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности рассматриваемых экономических субъектов.

Литература

1. Байков Н., Русинов Ф. Организация и эффективность управления производством. - М., 2012. - 190 с.

2. Рагулина Ю.В. О конкурентоспособности отечественной экономики // Научное обозрение. - 2011. - № 5. - С. 486-491.

Analysis of printing industry in the Omsk region

The article presents the analysis of the development of the printing industry in the Omsk region. Authors describe the investment attractiveness the industry in the economy of the region.

Key words: printing industry, regional development, Omsk region

Addresses for correspondence: steffynataly@mail.ru, sambuko@list.ru

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2014. N 3 (16). P. 87-90.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.