Научная статья на тему 'Анализ покрытия импорта введенными Россией нетарифными мерами'

Анализ покрытия импорта введенными Россией нетарифными мерами Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
249
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / ИМПОРТ / ИНДЕКСЫ ПОКРЫТИЯ / ЧАСТОТНЫЕ ИНДЕКСЫ / NON-TARIFF MEASURES / IMPORT / COVERAGE INDICES / FREQUENCY INDICES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кнобель Александр Юрьевич, Орлова Анна Николаевна

С 2014 года резко возросло количество нетарифных мер, которые вводит Россия против отдельных третьих стран, поэтому высокое значение имеет определение объема импорта, на который распространяются введенные Россией нетарифные меры, а также его динамика. Данная статья анализирует количество товарных позиций и объемы импорта, подверженные влиянию нетарифных мер, которые вводит Россия против отдельных стран, с помощью построения частотных индексов и индексов покрытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кнобель Александр Юрьевич, Орлова Анна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Import coverage analysis of non-tariff measures introduced by Russia

Since the year 2014, the number of non-tariff measures introduced by Russia against individual third countries has rapidly grown thus the determination of the import value which is included to non-tariff measures introduced by Russia and its dynamic are very important. This article analyses the number of commodity items and import volumes prone to the effect of non-tariff measures introduced by Russia against individual countries with the help of building of frequency indices and coverage indices.

Текст научной работы на тему «Анализ покрытия импорта введенными Россией нетарифными мерами»

ИССЛЕДОВАНИЕ

Кнобель А.Ю.1, Орлова А.Н.2

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

2 Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

Анализ покрытия импорта введенными Россией нетарифными мерами

АННОТАЦИЯ:

С 2014 года резко возросло количество нетарифных мер, которые вводит Россия против отдельных третьих стран, поэтому высокое значение имеет определение объема импорта, на который распространяются введенные Россией нетарифные меры, а также его динамика. Данная статья анализирует количество товарных позиций и объемы импорта, подверженные влиянию нетарифных мер, которые вводит Россия против отдельных стран, с помощью построения частотных индексов и индексов покрытия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: нетарифные меры, импорт, индексы покрытия, частотные индексы

JEL: F13, F14, F52 ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Кнобель А.Ю., Орлова А.Н. Анализ покрытия импорта введенными Россией нетарифными мерами // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 10. — С. 1219-1228. — doi: 10.18334/rp.17.10.35295

Кнобель Александр Юрьевич, директор Центра исследований международной торговли Института прикладных экономических исследований, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (knobel@iep.ru)

Орлова Анна Николаевна, научный сотрудник лаборатории международной торговли, Институт экономической политики им. Е.Т. Гайдара

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 02.05.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 31.05.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.10.35295

(с) Кнобель А.Ю., Орлова А.Н. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

В условиях глобализации мировой экономики, в целом, в мире происходит сокращение торговых ограничений: так, мировой уровень таможенного тарифа по всем товарам сократился с 10,13% в 2000 г. до 6,8% в 2012 г. [1]. Россия после присоединения к ВТО в 2012 году также имеет обязательства по снижению тарифов: конечный уровень средневзвешенного тарифа должен сократиться до 7,1% по сравнению с уровнем в 10,3%, который имел место до присоединения [2, 3]. Кроме того, таможенно-тарифная политика в ЕАЭС, членом которого является Россия, выведена на наднациональный уровень [4], что ограничивает использование таможенного тарифа как инструмента торговой политики. В этой связи высокое значение приобретают нетарифные меры, среди которых наиболее часто используются санитарные и фитосанитарные меры, технические барьеры, инструменты избирательного протекционизма (антидемпинговые, компенсационные, специальные защитные меры). С 2012 г. Россия наращивает применение нетарифных мер в отношении третьих стран: в 2012 г. вступили в силу 7 нетарифных мер против 4 стран; в 2013 г. - 16 мер против 10 стран; в 2014 г. - 33 меры против 42 стран, включая все страны ЕС; в 2015 г. -7 мер против 7 стран [5]. Поэтому изучение нетарифных мер, их направленности и воздействия на торговлю является актуальным и важным.

Применение нетарифных торговых мер какой-либо страной против третьих стран зачастую обусловлено защитой здоровья населения, если речь идет о санитарных и фитосанитарных мерах или технических барьерах в торговле, которые распространяются как на производителей внутри страны, так и на производителей импортируемых товаров. Как правило, такие меры вводятся против всех торговых партнеров, а не против третьей страны или группы стран [6].

Если же нетарифные меры вводятся против конкретной третьей страны, то это, как правило, означает защиту внутреннего рынка и ограничение импорта конкурентных товаров, что часто приводит к спорам в рамках ВТО [7,8р.

1 Хотя иногда введение защитных мер против отдельных стран может быть обусловлено чрезвычайными происшествиями в них, делающими потребление ввозимых товаров опасным для здоровья людей (например, ограничение поставок рыбо- и морепродукции из Японии после аварии на АЭС «Фукусима-1») [6].

Предлагаемая статья сконцентрирована на анализе вводимых Россией против третьих стран защитных мер, под которыми понимаются санитарные и фитосанитарные меры, техническое регулирование, антидемпинговые пошлины, антидемпинговые расследования и компенсационные пошлины.

Методология расчета покрытия импорта нетарифными мерами

В современной экономической литературе выделяются два универсальных средства первичного анализа интенсивности применения защитных мер: построение частотных индексов и построение индексов покрытия [9, 10, 11].

Частотный индекс показывает долю товарных позиций, для которых применяется одна или несколько нетарифных мер, и рассчитывается следующим образом:

=

IМ,

•100

(1)

где Ц - частотный индекс интенсивности применения защитных мер некоторой страной у;

О - дамми, отражающая применение к товарной позиции У одной или более нетарифных мер;

М- дамми, если товар У импортируется страной у

Частотный индекс рассчитывается как для импорта в целом, из всех стран, покрытого защитными мерами, так и для импорта из отдельной страны, против которой эта мера вводится. Таким образом, частотный индекс для отдельной страны, против которой вводится защитная мера, показывает долю товарных позиций (как правило, для расчетов используются 6-значные позиции товарной номенклатуры), для которых применяется одна или несколько тарифных мер по отношению к этой стране, в общем количестве товарных позиций, по которым осуществляется импорт из этой страны. Итоговый частотный индекс представляет собой долю товарных позиций, для которых применяется одна или несколько тарифных мер по отношению ко всем странам, в общем количестве товарных позиций, по которым осуществляется импорт из всех стран.

Индекс покрытия отражает долю импорта, для которого применяется одна или несколько нетарифных мер, и рассчитывается следующим образом:

где Fj - индекс покрытия;

Di - дамми, отражающая применение к товарной позиции У одной или более нетарифных мер;

V - стоимостной объем импорта товарной позиции У.

Индекс покрытия рассчитывается по отдельным странам, против которых вводится мера/меры, по отдельным товарным группам и итоговый по покрытию импорта из всех стран. Индекс покрытия для отдельной страны показывает долю импорта тех товарных позиций, для которых применяется одна или несколько нетарифных мер по отношению к этой стране, в суммарном объеме импорта из этой страны. Индекс покрытия для отдельной товарной позиции отражает долю импорта этой позиции, для которой применяется одна или несколько защитных мер против отдельных стран, в суммарном объеме импорта по данной товарной позиции из всех стран. Итоговый индекс покрытия отражает долю импорта товарных позиций, для которой применяется одна или несколько защитных мер против отдельных стран в общем объеме импорта по данной товарной позиции из всех стран.

Стоит отметить, что введение защитной меры может обнулить импорт из страны, против которой эта мера вводится, что, соответственно, исказит значения частотного индекса и индекса покрытия. Для решения этой проблемы в настоящем исследовании использовались данные по стоимостному объему импорта за предыдущий период.

Поскольку Россия стала членом ВТО 22 августа 2012 года, она с этого момента обязалась предоставлять информацию по введенным защитным мерам, а сведения за предыдущий период в базе данных ВТО по нетарифным мерам неполны [5]. Исходя из этого, мы сфокусировались на анализе защитных мер, введенных Россией с 2012 года. Частотные индексы и индексы покрытия рассчитываются по 6-значной классификации ТН ВЭД.

(2)

Результаты расчета покрытия импорта нетарифными мерами

Наибольшее количество товарных позиций, по отношению к которым Россией вводились защитные меры, отмечено в 2014 г. (700 шестизначных позиций), в 2015 г. их количество сократилось до 392 (рис. 1). Частотный индекс по действующим защитным мерам в 2014 году достиг 16,84%, в 2015 году - 17,50%. На 2015 г. количество шестизначных товарных позиций, по которым действовали защитные меры, составило 859.

Рисунок 1. Динамика количества товарных групп, подверженных действию защитных

мер, и динамика частотных индексов. Источник: рассчитано на основе [12]

Объем покрытия импорта по мерам, введенным в 2015 г., составлял наибольшие значение для следующих товарных групп в соответствии с 2-значной классификацией ТН ВЭД: 40 «Каучук, резина и изделия из них» (243 млн долларов, индекс покрытия - 42,01%), 73 «Изделия из черных металлов» (231 млн долларов, 11,01%), 72 «Жемчуг природный или культивированный, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы» (194 млн долларов, 59,9%). По введенным в 2014 г. объем покрытия импорта составлял наибольшие значения для товарных групп: 03 «Рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные» (1,142 млн долларов, 56,63%), 02 «Мясо и пищевые мясные субпродукты» (746 млн долларов, 13,11%), 08 «Съедобные фрукты и орехи; кожура цитрусовых плодов или корки дынь» (646 млн долларов, 16,83%).

Несмотря на значительный рост числа товарных позиций, по которым были введены защитные меры в 2014 году, объем покрываемого этими мерами импорта увеличился по сравнению с 2013 годом лишь на 14,39%. Объем покрытия импорта по введенным мерам в 2015 году сократился на 71,95% по сравнению с 2014 годом и составил 1,26 млрд долларов, а индекс покрытия составил 0,44%. На 2015 год объем покрытого защитными мерами импорта составил 11,07 млрд долларов.

Рисунок 2. Динамика объема покрытия импорта и динамика индексов покрытия Источник: рассчитано на основе [12]

В таблице 1 представлены частотный индекс и индекс покрытия по импорту из некоторых стран, против которых в России вводились защитные меры. Наибольшее количество товарных групп, по которым вводились защитные меры, по импорту из Пакистана и Украины в 2014 году, а также из Норвегии в 2014 году и из Германии в 2013 году. Частотный индекс по импорту из Пакистана в 2014 году составил 79,84%, что означает, что меры вводились именно по тем товарным группам, по которым осуществлялся импорт в 2013 году. Высокие значения частотного индекса отмечены по импорту из Эстонии в 2015 году (24,83%), Норвегии в 2014 году (24,39%), Латвии в 2015 году (19,02%), Молдовы, Албании и Украины в 2014 году (12,95%, 11,27% и 11,17%, соответственно). Наибольший объем покрытого защитными мерами импорта наблюдался из Германии (2,7 млрд долларов) в 2013 году, из Украины и Норвегии (1,4 млрд долларов и 1,1 млрд долларов) в 2014 году, из Китая (0,6 млрд долларов) в 2015 году. При этом наиболее

существенно, судя по индексу покрытия, ограничивался импорт из Норвегии в 2014 году (65,1%), Новой Зеландии в 2013 году (42,3%), Пакистана и Молдовы в 2014 году (32,95% и 23,01% соответственно).

Заключение

В статье представлены результаты оценок уровня покрытия импорта по введенным и действующим защитным мерам России против отдельных стран. Мы оценили частотный индекс и индекс покрытия по защитным мерам с 2012 г. по 2015 г. Результаты проведенного анализа показывают следующие:

—частотный индекс и индекс покрытия росли значительными темпами, достигнув максимума в 2014 г. (14,29% и 1,42% соответственно), а в 2015 г. заметно сократились по защитным мерам, которые вводила Россия в отношении отдельных стран; тем не менее, рост объема покрытого импорта в 2014 году значительно меньше, чем рост в относительном выражении числа товарных позиций, по которым вводились нетарифные меры, что свидетельствует о том, что защитные меры стали применяться к наиболее чувствительным позициям импорта;

—значения частотного индекса превышают значения индекса покрытия, поскольку защитные меры часто вводятся против группы стран (например, стран ЕС) по одним и тем же товарным позициям, несмотря на то, что импорт по этим позициям из некоторых стран оказывается незначительным;

—«лидерами» среди стран, в отношении которых Россия вводит защитные меры, являются: в 2013 г. Новая Зеландия (частотный индекс -7,42%, индекс покрытия - 42,3%), в 2014 г. - Пакистан (79,84% и 32,95%) и Норвегия (24,39% и 65,1%); в 2015 г. - Эстония (24,83% и 1,02%) и Латвия (19,02% и 5,81%); индекс покрытия, как правило, оказывается выше частотного индекса для этих стран, поскольку защитные меры вводятся на наиболее чувствительные позиции;

—большое количество защитных мер в 2014 г. вводилось по товарным позициям, связанным с продуктами питания: рыба, мясо, орехи и фрукты, т.е. продуктовые контрсанкции были дополнены мерами ограничения наиболее чувствительных позиций импорта, а в 2015 г. введенные нетарифные меры охватывали главным образом каучук, резину, изделия из черных металлов, жемчуг, драгоценные и полудрагоценные камни, что связано с защитой внутреннего рынка.

Результаты, представленные в предлагаемом исследовании, могут быть использованы для дальнейшего анализа нетарифных мер, в частности для расчетов влияния нетарифных мер, введенных в отношении отдельных стран, на объемы импорта из этих стран, а также для оценки эффективности нетарифных мер.

ИСТОЧНИКИ:

1. Кнобель А.Ю. Межотраслевые различия импортного тарифа в России // Журнал новой

экономической ассоциации. - 2011. - № 11. - С. 64.

2. Зайцев Ю.К., Кнобель А.Ю. Торговая политика Российской Федерации в отношении

продукции фармацевтической промышленности в контексте присоединения к ВТО // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2013.

- № 4. - С. 37-46.

3. Идрисов Г.И., Магомедов Р.Н. Лоббирование тарифов при присоединении России к

ВТО: эконометрическое исследование // Экономический журнал Высшей школы экономики. - 2014. - Т. 18. - № 3. - С. 454-476.

4. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные

препятствия // Вопросы экономики. - 2015. - № 3. - С. 87-108.

5. I-TIP Goods: Integrated analysis and retrieval of notified non-tariff measures [Electronic

resource] // World Trade Organizati on. - Mode of access: https://i-tip.wto.org/goods/default.aspx?language=en

6. Technical regulations and standards [Electronic resource] // World Trade Organization. -

Mode of access:

https://www.wto.org/english/thewto_e/whatis_e/tif_e/agrm4_e.htm#TRS

7. Баева М.А. Торговые споры в рамках ВТО, в которых участвует Россия, и механизм их

разрешения // Российский внешнеэкономический вестник. - 2015. - Т. 2015. - № 3. - С. 75-90.

8. Баева М.А. Участие России в спорах ВТО в 2015 году // Российское

предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 23. - С. 4287-4296. - doi: 10.18334/rp.16.23.2162

9. Идрисова В. Оценка адвалорных эквивалентов нетарифных мер регулирования

внешней торговли для Российской Федерации // Экономическая политика. - 2011.

- № 2. - С. 108-127.

10. Kee H.L., Nicita A., Olarreaga M. Estimating Trade Restrictiveness Indices // The Economic

Journal. - 2009. - Vol. 119. - P. 172-199.

11. Peridy N., Ghoneim A. Middle East and North African Integration: through the lens of Non-

Tariff Measures // Journal of Economic Integration. - 2013. - Vol. 28. - P. 580-609.

12. World Integrated Trade Solution (WITS) website.

Alexander Yu. Knobel, Director of the International Trade Research Center, Institute of Applied Economic Studies, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

Anna N. Orlova, Researcher, Laboratory of International Trade, E.T. Gaidar Institute for Economic Policy

Import coverage analysis of non-tariff measures introduced by Russia

ABSTRACT

Since the year 2014, the number of non-tariff measures introduced by Russia against individual third countries has rapidly grown thus the determination of the import value which is included to non-tariff measures introduced by Russia and its dynamic are very important. This article analyses the number of commodity items and import volumes prone to the effect of non-tariff measures introduced by Russia against individual countries with the help of building of frequency indices and coverage indices. KEYWORDS: non-tariff measures, import, coverage indices, frequency indices

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.