Научная статья на тему 'Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран'

Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
464
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / НЕТАРИФНЫЕ МЕРЫ / АНТИДЕМПИНГОВЫЕ МЕРЫ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ МЕРЫ / СПЕЦИАЛЬНЫЕ ЗАЩИТНЫЕ МЕРЫ / ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / СОГЛАШЕНИЯ О ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛЕ (ЗСТ) / INTERNATIONAL TRADE / NON-TARIFF MEASURES / ANTIDUMPING PROTECTION MEASURES / COMPENSATION PROTECTION MEASURES / SPECIAL PROTECTION MEASURES / INTEGRATION ASSOCIATIONS / TRANS-ATLANTIC FREE TRADE AREA (TAFTA)

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Баева Марина Алексеевна

В данной работе рассматривается введение странами мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер), а также проведение соответствующих расследований в 1995-2015 гг. Особое внимание уделяется применению защитных мер в таких интеграционных объединениях, как НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН как против партнеров по блоку, так и против третьих стран. Кроме того, рассматриваются защитные меры, введенные Россией, а также против нее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The use of domestic market protection measures in integration associations in relation to the association partners and to the Third Countries

The present work is dedicated to the introduction of domestic market protection measures (antidumping, compensation and special protection measures), as well as carrying out of the respective investigations in 1995-2015. Special attention is paid to the use of protection measures against both association partners and Third Countries in such integration associations as NAFTA, MERCUSOR and ASEAN. The author also discusses protection measures introduced by Russia, as well as the ones introduced against it.

Текст научной работы на тему «Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран»

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Баева М.А.1

1 Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран

АННОТАЦИЯ:

В данной работе рассматривается введение странами мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер), а также проведение соответствующих расследований в 1995-2015 гг. Особое внимание уделяется применению защитных мер в таких интеграционных объединениях, как НАФТА, МЕРКОСУР, АСЕАН как против партнеров по блоку, так и против третьих стран. Кроме того, рассматриваются защитные меры, введенные Россией, а также против нее.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: международная торговля, нетарифные меры, антидемпинговые меры, компенсационные меры, специальные защитные меры, интеграционные объединения, соглашения о зоне свободной торговле (ЗСТ)

JEL: F13, F15, F51, F53

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Баева М.А. Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран // Российское предпринимательство. — 2016. — Т. 17. — № 24. — С. 3549-3560. — doi: 10.18334/rp.17.24.37204

Баева Марина Алексеевна, научный сотрудник Центра исследований международной торговли, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (baevama@ranepa.ru)

ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 06.10.2016 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.12.2016

ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.org/10.18334/rp.17.24.37204

(с) Баева М.А. / Публикация: ООО Издательство "Креативная экономика"

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

3550

Введение

В последние годы, несмотря на увеличившиеся либерализационные процессы, странами довольно активно применяются меры защиты внутреннего рынка: антидемпинговые, компенсационные и специальные защитные меры. В том числе такие меры вводятся в рамках интеграционных объединений, причем как против третьих стан, так и против партнеров по объединению.

В настоящем исследовании проводится анализ введения странами мер защиты внутреннего рынка (антидемпинговых, компенсационных и специальных защитных мер), а также проведения соответствующих расследований в период с 1995 по 2015 г. Применение защитных мер в интеграционных объединениях как против партнеров по блоку, так и против третьих стран рассматривается на примере НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН. Кроме того, рассматриваются защитные меры, введенные Россией и против нее.

Данные по мерам защиты внутреннего рынка были взяты из базы данных по нетарифным мерам (НТМ) ВТО в соответствии с классификацией, разработанной ЮНКТАД при участии Международного торгового центра (МТЦ) и Всемирного банка, а также с учетом положений ГАТТ/ВТО, из которых вытекают обязательства нотификаций НТМ в ВТО странами-участницами [1].

Стоит отметить, что до вступления в ВТО страна не обязана нотифицировать меры, соответственно в базе данных нет полного охвата НТМ. В частности, в случае России (вследствие ее присоединения к ВТО в августе 2012 г.1) в базе данных ВТО по НТМ для мер защиты внутреннего рынка информация присутствует с 2005 г., поскольку с этого года информацию можно получить из обязательных годовых/полугодовых отчетов, представляемых Россией в ВТО с 2012 г.

Применение защитных мер в разных странах в 1995—2015гг.

В мире проводится ежегодно порядка 212 антидемпинговых расследований (в среднем за период с 1995 по 2015 г.). В таблицах 1, 2 представлены сводные данные по мерам защиты внутреннего рынка по десяти странам, наиболее часто вводившим такие меры, и по десяти странам, против которых обычно вводят защитные меры, а также по

1 Об особенностях торговой политики России в контексте присоединения к ВТО см. [2], анализ имеющих место споров в ВТО, в которых уже участвует Россия, проводится в [3].

3551

России (анализ покрытия импорта нетарифными мерами в России представлен в [4]).

Наиболее активно антидемпинговые расследования инициируют Индия (15% от всех проведенных в мире антидемпинговых расследований за 1995-2015 гг.), США (13%), ЕС (10%), Бразилия (8%), Аргентина и Китай (по 5%). Россия по данному показателю находится на 21-м месте (1%). Больше всего антидемпинговых расследований проводится против компаний из Китая (24% от всех проведенных в мире антидемпинговых расследований за 1995-2015 гг.), Республики Кореи (7%), Китайского Тайбэя (6%), США (5%), Индонезии и Японии (по 4%). Россия находится на 10-м месте по количеству инициированных против ее компаний антидемпинговых расследований (3%).

По результатам таких расследований ежегодно в мире вводится около 150 антидемпинговых мер. В среднем за рассматриваемый период 71% инициированных в мире антидемпинговых расследований заканчиваются введением соответствующих мер. Чаще всего такие меры вводят Индия (в 17% случаев), США (13%), ЕС2 (11%), Бразилия (7%), а также Аргентина, Турция и Китай (по 6%). Россия находится по количеству введенных антидемпинговых мер на 21-м месте (1%). Чаще всего антидемпинговые меры вводятся против компаний из Китая (26%), Республики Кореи (7%), Китайского Тайбэя (6%), США (5%) и Таиланда (по 4%). Россия занимает 9 место по количеству введенных против ее компаний антидемпинговых мер (3%).

Что касается компенсационных мер, то всего в мире ежегодно инициируется около 18 соответствующих расследований, по результатам которых вводится в среднем 11 мер в год (чуть больше половины компенсационных расследовании заканчивается введением мер).

В большинстве случаев компенсационные расследования проводят развитые страны, такие как США (46% от общего количество инициированных за 1995-2015 гг. расследований), ЕС (17%), Канада (13%) и Австралия (6%). Эти же страны чаще всего вводят компенсационные меры. Основными странами, против которых проводятся компенсационные расследования, являются Китай (26% случаев в рассматриваемом периоде), Индия (16%), Республика Корея (6%), Индонезия и ЕС (по 4%).

2 О перспективах интеграции с ЕС см. [5].

3552

Таблица 1

Инициированные странами расследования и введенные по результатам расследований защитные меры в среднем за год, 1995-2015 гг.

(топ-10 стран по введению мер защиты внутреннего рынка и Россия)

Страна Инициированные расследования Введенные меры Антидемпинговые расследования Антидемпинговые меры Компенсационные расследования Компенсационные меры Расследования по специальным защитным мерам Специальные защитные меры

Индия 34 26 32 25 0,1 0 2 1

США 37 25 28 20 8 5 0,5 0,3

ЕС 25 18 22 16 3 2 0 0

Бразилия 18 10 17 10 0,5 0,1 0,2 0,1

Канада 13 9 10 8 2 1 0,1 0

Аргентина 12 9 12 9 0,1 0,1 0,3 0,2

Турция 11 9 10 8 0,1 0 1 1

Китай 11 9 11 8 0,3 0,3 0 0

Австралия 12 7 10 6 1,1 1 0,2 0

ЮАР 8 6 8 6 0,3 0,2 0,1 0,1

Россия 2 2 2 2 0,05 0 0,2 0,1

Всего в мире 244 168 212 150 18 11 14 7

Источник: расчеты автора по [ 1]

Таблица 2

Инициированные против стран расследования и введенные по результатам этих расследований защитные меры в среднем за год, 1995-2015 гг. (топ-10 стран против которых вводили защитные меры)

Страна Инициированные расследования Введенные меры Антидемпинговые расследования Антидемпинговые меры Компенсационные расследования Компенсационные меры Расследования по специальным защитным мерам Специальные защитные меры

Китай 70 49 51 39 5 3 14 7

Республика Корея 30 18 15 11 1 0,5 14 7

Китайский Тайбэй 27 16 12 9 0,4 0,2 14 7

США 26 15 11 8 1 0,3 14 7

Индия 26 14 9 5 3 2 14 7

Таиланд 23 14 9 7 0,5 0,1 14 7

Япония 23 14 9 7 0 0 14 7

Индонезия 23 13 8 6 1 0,3 14 7

Бразилия 20 11 6 4 1 0,4 14 7

Россия 20 11 6 4 0,1 0 14 7

Всего в мире 244 168 212 150 18 11 14 7

Источник: расчеты автора по [ 1]

3553

Россия находится по данному показателю на 21-м месте в мире (1%), однако ни одно компенсационное расследование против России пока еще не закончилось введением соответствующей меры. Чаще всего компенсационные меры вводятся против Китая (29% мер, введенных в 1995-2015 гг.), Индии (16%), ЕС (6%), Италии (5%) Республики Кореи (4%).В среднем за 1995-2015 гг. в мире проводилось около 14 расследований по специальным защитным мерам в год, и каждое второе такое расследование заканчивалось введением специальной защитной меры. Чаще всего такие расследования инициируют Индия (13% расследований за 1995-2015 гг.), Индонезия (9%), Турция (7%), Чили и Иордания (по 6%). Россия находится по данному показателю на 20-м месте в мире (1%). Наиболее часто специальные защитные меры вводят Индия (13%), Индонезия (11%) и Турция (10%), Иордания (6%), Чили, Филиппины и Египет (по 5%), а также США (4%). Россия вводит 2% от общего количества таких мер и находится на 16-м месте в мире.

Применение мер защиты внутреннего рынка в интеграционных объединениях в отношении партнеров по объединению и в отношении третьих стран

Для некоторых интеграционных объединений (НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН) в динамике было рассмотрено применение мер защиты внутреннего рынка странами-участницами, как против партнеров по блоку, так и против третьих стран. На рисунках 1-4 представлены только те страны-участницы, которые в принципе вводили в рассматриваемый период защитные меры и проводили соответствующие расследования3.

В случае НАФТА все страны проводили антидемпинговые расследования и вводили антидемпинговые меры против партнеров по блоку. Доля антидемпинговых мер, введенных США против партнеров по НАФТА в общем количестве введенных США антидемпинговых мер, составляет почти 7% (29 мер), для Мексики аналогичный показатель составляет 17% (20 мер), для Канады - 11% (19 мер).

3 При этом рассматривались меры, действовавшие в этот период. То есть меры могли быть введены/расследования могли быть начаты до 1995 г. Под расследованиями понимаются как те, которые привели к введению мер, так и те, которые не привели, а также те, которые, еще не закончились. Все данные брались накопленным итогом.

3554

Рисунок 1. Антидемпинговые расследования, проводимые странами-участницами НАФТА, МЕРКОСУР И АСЕАН в 1995-2015 гг. Источник: составлено автором по [1]

Что касается МЕРКОСУР, то Аргентина и Бразилия активно проводят антидемпинговые расследования и вводят соответствующие меры, в том числе против партнеров по блоку. 16% введенных Аргентиной за рассматриваемый период антидемпинговых мер представляют собой меры против партнеров по объединению, однако для Бразилии это доля значительно меньше, она составляет всего 3%. Кроме того, Уругвай и Парагвай проводили по одному антидемпинговому расследованию против Бразилии, такое расследование в случае Парагвая закончилось введением соответствующей антидемпинговой меры. В МЕРКОСУР только Венесуэла не проводила антидемпинговых расследований и, соответственно, не вводила антидемпинговых мер против партнеров по блоку.

В АСЕАН больше всего антидемпинговых мер против партнеров вводят Малайзия (40% всех антидемпинговых мер, введенных Индонезией за рассматриваемый период), Индонезия (29%) и Таиланд (13%). Вьетнам также вводил по одной антидемпинговой мере против Индонезии и Малайзии, а Филиппины против Индонезии и Таиланда, а Сингапур - против Малайзии.

Что касается компенсационных мер, то в рамках НАФТА Канада провела одно такое расследование против США, однако оно не привело к введению соответствующей меры. В свою очередь, США вводили компенсационные меры против партнеров по блоку, доля которых в общем количестве таких мер США составляет 8% (8 мер).

Компенсационные расследования не инициировались, и компенсационные меры не вводились в рассматриваемый период времени странами-участницами МЕРКОСУР против партнеров по объединению,

3555

хотя Аргентина, Бразилия и Венесуэла вводили соответствующие меры против третьих стран. В АСЕАН не проводились компенсационные расследования и не вводились соответствующие меры ни против партнеров по блоку, ни против третьих стран.

В случае специальных защитных мер существуют свои особенности, связанные с тем, что данные меры вводятся против всех стран, а не против конкретной страны. Соответственно, при введении таких мер странами-участницами интеграционных объединений они автоматически действуют как против третьих стран, так и против партнеров по объединению, если иное не оговорено.4 На рисунке 5 представлены специальные защитные расследования, которые не привели к введению мер, а также введенные специальные защитные меры странами-участницами НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН.

Можно отметить, что чаще всего такие меры вводят Индонезия, Филиппины и США. В целом довольно много стран-участниц интеграционных объединений проводят специальные защитные меры и вводят соответствующие меры, которые в том числе распространяются на партнеров по блоку.

■против третьих стран ■ против партнёров

Рисунок 2. Антидемпинговые меры, вводимые странами-участницами НАФТА, МЕРКОСУР И АСЕАН в 1995-2015 гг.

4 Страна, вводящая специальную защитную меру, может освободить ряд стран, в том числе партнеров по объединению, от действия такой меры (к примеру, Индонезия в 2014 г. ввела специальные защитные меры в отношении определенных продуктов из стали и железа и освободила ряд развивающихся стран от них) [3].

3556

200

10

150

я

о я

я ет 100

и и

X Ч

о и

с Я

с И

164 1

49 0 -0 _о Г° 11 Ш 3 10 2

США

Канада Мексика Аргентина Бразилия Венесуэла

I против третьих стран ■ против партнёров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 3. Компенсационные расследования, проводимые странами-участницами НАФТА, МЕРКОСУР И АСЕАН в 1995-2015 гг.

Рисунок 4. Компенсационные меры, вводимые странами-участницами НАФТА, МЕРКОСУР И АСЕАН в 1995-2015 гг.

Рисунок 5. Специальные защитные расследования и специальные защитные меры стран-участниц НАФТА, МЕРКОСУР И АСЕАН в1995-2015 гг.

Источник: составлено автором по [1]

3557

В рамках стран СНГ Россия проводила антидемпинговые расследования против Украины, а Украина против России, Белоруссии и Кыргызстана5. Таким образом, 4 из 34 антидемпинговых мер России являются мерами против Украины (12% всех антидемпинговых мер России), Украина, в свою очередь, также активно вводит антидемпинговые меры против России (9 мер) и Белоруссии (6 мер), что составляет почти 40% таких мер Украины. Другие страны СНГ не вводили антидемпинговые меры против остальных стран СНГ.

Что касается компенсационных мер, то Россия проводила одно компенсационное расследование против Украины, Казахстан одно против Украины, Украина одно против России. Однако данные расследования не привели к введению соответствующих компенсационных мер.

Антидемпинговые меры, введенные Россией и пролив России

По данным за 2015 г., чаще всего Россия вводила антидемпинговые меры против компаний из Китая (в 44% случаев), Украины (12%), Китайского Тайбэя (12%) и Гонконга (12%). Кроме того, такие меры в 20052015 гг. Россия вводила против компаний из Бразилии, ЮАР, Индии, Турции, Италии, Германии и Республики Кореи.

Что касается товарной структуры введенных в России антидемпинговых мер, то чаще всего такие меры вводятся против черных металлов (в 40% случаев), изделий из черных металлов (16%), а также реакторов ядерных, котлов, оборудования и механических устройства и их частей (8%). Кроме того, российские антидемпинговые меры охватывают товары химической промышленности, машины и оборудование, железнодорожные составы и их части, средства наземного транспорта. Стоит отметить, что одна мера может покрывать товары из нескольких товарных групп [1].

С 1995 по 2015 г. чаще всего антидемпинговые меры против российских компаний вводят ЕС (в 21% случаев), Индия (14%), Украина (10%) и Китай (10%). Что касается товарной структуры введенных против российских компаний антидемпинговых мер, то чаще всего такие товары попадают в группу черных металлов (в 49% случаев), органических соединений (9%), удобрений (7%) и изделий из черных

5 О перспективах евразийской интеграции и взаимодействии со странами СНГ см. [6].

3558

металлов (7%), пластмасс и изделий из них (6%), а также продуктов неорганической химии (4%) [1].

Заключение

Стоит отметить, что часто проведение расследований и введение по их результатам защитных мер является причиной торговых споров ВТО. В настоящий момент 22% спора ВТО связаны с Соглашением по антидемпингу, также 22% - с Соглашением по субсидиям и компенсационным мерам и чуть более 9% - с Соглашением по специальным защитным мерам.6 Кроме того, спорным моментом является толкование данных соглашений или применяемая некоторыми странами практика проведения соответствующих расследований (например, энергетические корректировки в ЕС или практика обнуления в США (подробнее см. [7])).

Можно отметить активное применение мер защиты внутреннего рынка, преимущественно антидемпинговых и компенсационных мер, как развивающимися, так и развитыми странами. При этом интеграционное объединение не означает отсутствие проведения расследований и введения мер защиты внутреннего рынка, в том числе против партнеров по блоку. В рамках НАФТА, МЕРКОСУР и АСЕАН чаще всего против партнеров по блоку защитные меры вводят США, Аргентина, Канада, Мексика, Малайзия и Индонезия, преимущественно в виде антидемпинговых пошлин. Таким образом, НАФТА является наиболее часто использующим меры защиты внутреннего рынка интеграционным объединением из рассматриваемых, в том числе вводит меры защиты против партнеров по блоку.

Ни Россией, ни против нее за 1995-2015 гг. ни разу не были введены компенсационные меры. В основном из мер защиты внутреннего рынка Россия использовала антидемпинговые меры в отношении товаров металлургической и химической промышленности, а также машиностроения, а против России вводились меры в отношении товаров металлургической и химической промышленности.

6 Споры ВТО охватывают, как правило, несколько соглашений.

ИСТОЧНИКИ:

1. I-TIP Goods: Integrated analysis and retrieval of notified non-tariff measures [Electronic

resource] // I-TIP.WTO.org. - Mode of access: http://i-tip.wto.org/goods/Forms/Methodology.aspx

2. Зайцев Ю.К., Кнобель А.Ю. Торговая политика Российской Федерации в отношении

продукции фармацевтической промышленности в контексте присоединения к ВТО // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. - 2013.

- № 4. - С. 37-46.

3. Баева М.А. Участие России в спорах ВТО в 2015 году // Российское

предпринимательство. - 2015. - Т. 16. - № 23. - С. 4287-4296. - doi: 10.18334/rp.16.23.2162

4. Кнобель А.Ю., Орлова А.Н. Анализ покрытия импорта введенными Россией

нетарифными мерами // Российское предпринимательство. - 2016. - Т. 17. - № 10.

- С. 1219-1228. - doi: 10.18334/rp.17.10.35295

5. Кнобель А.Ю., Чокаев Б.В. Возможные экономические последствия торгового

соглашения между Таможенным и Европейским союзами // Вопросы экономики.

- 2014. - № 2. - С. 68-87.

6. Кнобель А.Ю. Евразийский экономический союз: перспективы развития и возможные

препятствия // Вопросы экономики. - 2015. - № 3. - С. 87-108.

7. Баева М.А. Торговые споры в рамках ВТО, в которых участвует Россия, и механизм их

разрешения // Российский внешнеэкономический вестник. - 2014. - № 3. - С. 75-90.

3560

Marina A. Baeva, Research Officer of the Center for the International Trade Studies, the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

The use of domestic market protection measures in integration associations in relation to the association partners and to the Third

Countries

ABSTRACT

The present work is dedicated to the introduction of domestic market protection measures (antidumping, compensation and special protection measures), as well as carrying out of the respective investigations in 1995-2015. Special attention is paid to the use of protection measures against both association partners and Third Countries in such integration associations as NAFTA, MERCUSOR and ASEAN. The author also discusses protection measures introduced by Russia, as well as the ones introduced against it. KEYWORDS: international trade, non-tariff measures, antidumping protection measures, compensation protection measures, special protection measures, integration associations, Trans-Atlantic Free Trade Area (TAFTA)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.