Ключевые слова: показатели результативности, Н. А. Никифорова , к. э. н., доцент, зав. кафедрой
деловая активность, коэффициенты оборачиваемости, «Экономический анализ» Академии бюджета и
показатели прибыли, эффект, показатели рентабель- казначейства Минфина России
ности, факторный анализ, сравнительный анализ ([email protected])
Анализ показателей результативности деятельности огранизации
Деятельность каждого предприятия, организации является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Анализ показателей результативности помогает дать наиболее точную оценку финансово-хозяйственной деятельности организации относительно будущих условий существования. Руководствуясь такой оценкой, можно планировать дальнейшую деятельность организации, в том числе и ее взаимодействие с контрагентами.
Результат (отлат. resultatus — отраженный) — конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь действия, явления, развитие чего-нибудь. Понятие «результативность» в экономике складывается из нескольких важных составляющих финансовохозяйственной деятельности организации. Общей характеристикой результативности финансово-хозяйственной деятельности принято считать прибыль, деловую активность и рентабельность.
Схема 1
Показатели, характеризующие результативность
Термин «деловая активность» (англ. «business activity») используется несколько столетий. В словаре иностранных слов термин «business» трактуется как проявление активности в какой-либо коммерческой сфере деятельности. В экономических словарях даются следующие определения деловой активности:
• деловая активность—это экономическая деятельность, конкретизированная в виде производства того или иного товара или оказания конкретной формы услуг. Такой подход положен в основу международной стандартной классификации отраслей хозяйства (International Standard Industrial Classification for all Economic Activities System of National Accounts);
• деловая активность (business activity company) — это анализ потенциала компании (англ. Analysis of enterprise potential), возможностей развития и изменения структуры
компании. Элементами структуры в данном анализе являются: производимые товары и услуги, перспективные разработки, маркетинговые исследования, источники финансирования, перспективные партнеры. Деловая активность позволяет оценить возможности компании по сравнению с конкурентами, просчитать перспективы развития;
• деловая активность — необходимое условие успешной предпринимательской деятельности. Ее можно рассматривать как экономическую деятельность и свойства человеческой личности, заключающиеся в предприимчивости, инициативе, активности, подвижности;
• деловая активность — это, во-первых, состояние дел коммерческой организации, имеющей растущие экономические показатели, во-вторых, общий подъем экономической жизни государства.
Схема 2
Информационное обеспечение анализа и управления показателями результативности деятельности организации
Понятие «деловая активность» первоначально начали применять на макроэкономическом уровне, с целью характеристики состояния и развития экономики в целом и отдельных отраслей. С этих позиций во многих странах публикуются ежемесячные, ежеквартальные,
годовые индексы деловой активности. Например, в США для определения деловой активности компаний в связи с высокой капитализацией рынка большое значение имеют фондовые индексы, такие как Standart & Poor's 5000, NASDAQ и др.
Расчет и публикацию индексов деловой активности делают не только статистические бюро и уполномоченные организации. В Российской Федерации также рассчитываются ежемесячные индексы деловой активности по многим отраслям промышленности, по промышленности в целом, индексы деловой активности сферы услуг и торговли. При этом есть определенные ограничения в использовании индексов: они показывают только количественные изменения и не отражают качественных аспектов, т. е. не выявляют причин, стоящих за изменением индекса.
Только в 90-х гг. XX века многие исследователи-экономисты стали применять понятие деловая активность по отношению к конкретной организации. Это произошло по причине внедрения широко известных в различных странах мира методик анализа финансовой отчетности на основе аналитических коэффициентов. Деловая активность организации — достаточно комплексная экономическая категория, а, следовательно, требует уточнения ее сущности на основе классификации. Можно выделить четыре классификационных признака.
Таблица 1
Классификация деловой активности организации
Классификационный признак Содержание классификации
По масштабности охвата в стране; в регионе; в отрасли; в хозяйствующем субъекте.
По отраслевому признаку предприятий пищевой промышленности; предприятий легкой промышленности; предприятий сферы услуг; предприятий металлургической отрасли и т.д.
По стадиям жизненного цикла организации на стадии возникновения; на стадии активного роста; на стадии старения.
По отношению к хозяйствующему субъекту внутренняя; внешняя.
По масштабности охвата деловая активность может характеризоваться в целом по стране, в отдельном регионе, отрасли или хозяйствующем субъекте. В первых трех случаях, как правило, используются упоминавшиеся ранее индексы деловой активности. Они публикуются Росстатом РФ или иными информационными агентствами и содержат информацию о деятельности организации по следующим показателям: число организаций, учтенных в ЕГ-РПО (Единый государственный реестр предприятий и организаций), оборот организации, инвестиции в основной капитал, индексы цен производителей, сальдированный финансовый результат, дебиторская и кредиторская задолженности и т. д.
Известно, что хозяйствующий субъект проходит пять основных стадий жизненного цикла, после чего происходит либо процесс его ликвидации, либо новый цикл развития в результате обновления оборудования, технологий, продукции, а также адаптации к новым реалиям рыночной среды. На каждой из обозначенных стадий организация может проявлять ту или иную деловую активность, что оказывает влияние на степень финансовой устойчивости, скорость наступления следующей стадии, а также на ряд других параметров.
Деловая активность, по нашему мнению, очень дифференцирована и избирательна по отношению к организациям различных отраслей экономики. В связи с этим считаем, что целесообразно выделять ее по отраслевой принадлежности.
Деловая активность находится под влиянием внутренних и внешних факторов. К внешним факторам можно отнести: отраслевую принадлежность, сферу деятельности, масштаб деятельности, влияние инфляционных процессов, характер хозяйственных связей с партнерами, качество банковского обслуживания и т. д. К внутренним факторам относятся: эффективность стратегии управления активами, учетная политика организации, ценовая политика, длительность производственного цикла, квалификация менеджеров и пр.
Внешние факторы выявляют прямую зависимость деловой активности хозяйствующего субъекта от деловой активности в стране и регионе, а внутренние указывают на условность данной зависимости.
Таким образом, в целом можно сказать, что деловая активность организации является разветвленной категорией, требующей научной классификации. Уточнение специфических особенностей функционирования организаций на основе предложенных нами классификационных признаков помогут точнее осуществить анализ деловой активности организации и выработать верные управленческие решения.
Деловая активность в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота средств. Ее анализ заключается в исследовании показателей оборачиваемости.
Таблица 2
Коэффициенты оборачиваемости организаций по видам экономической деятельности
Отрасли экономики 2006 2007
со о со X £ со _а ° £ 5 р о о со ^ со о х \о :г о о. “ о ^ о 2. Оборачиваемость оборотных активов (с12), в днях в о с а С а СО ь о о м е ах вя ин чд ра в о), О 2- ~о О <1 ь о о м е а в и ч ах ря он б д Ов Срок оборота ДЗ (С5), в днях х я н д в тС З а то р о б о к о р С в о в и кти а ь ° £ мота ео ар во иб чо ра в о), 8 2 Оборачиваемость оборотных активов (С2), в днях Оборачиваемость запасов (С3), в днях Оборачиваемость ДС (С4), в днях х я н д в <1 а то р о б о к о р С х я н д в тС З а то р о б о к о р С
Всего по видам экономической деятельности: 0,79 121 40 12 76 75 0,81 128 41 12 85 82
из них:
Сельское хозяйство 0,519 279 194 12 85 127 0,516 284 180 13 91 111
Рыболовство, рыбоводство 1,03 157 91 9 72 160 1,06 153 85 9 76 144
Добыча полезных ископаемых 0,495 120 29 6 69 68 0,53 127 33 5 87 77
Обрабатывающие производства 1,09 137 59 9 87 78 1,06 141 60 8 78 79
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 1,29 126 47 5 80 70 1,28 131 53 4 82 74
текстильное и швейное производство 1,29 147 84 9 67 93 1,20 159 85 10 77 93
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 1,06 126 50 5 62 45 0,92 134 49 5 61 57
Отрасли экономики 2006 2007
Оборачиваемость активов ^), в оборотах Оборачиваемость оборотных активов ^2), в днях Оборачиваемость запасов ^3), в днях ~о О <1 ь о о м е а в и ч ах ря он б д Ов Срок оборота ДЗ ^5), в днях х я н д в З а то р о б о к о р С Оборачиваемость активов ^), в оборотах Оборачиваемость оборотных активов ^2), в днях Оборачиваемость запасов ^3), в днях Оборачиваемость ДС ^), в днях х я н д в Зі 5 а то р о б о к о р С х я н д в З а то р о б о к о р С
производство машин и оборудования 1,20 166 96 10 77 110 1,22 158 88 и 85 112
Строительство 1,12 152 50 16 104 131 0,99 173 51 17 125 176
Оптовая и розничная торговля и оказание услуг 1,17 98 27 10 69 58 1,15 109 30 9 84 70
Гостиницы и рестораны 1,25 85 23 18 45 64 1,28 85 23 16 45 53
Транспорт и связь 0,56 92 23 15 62 70 0,55 93 22 17 80 69
Финансовая деятельность 0,763 87 4 23 19 11 0,98 86 5 20 25 21
Научные исследования и разработки 0,67 271 141 39 135 209 0,71 271 126 40 133 207
Образование 1,19 124 18 49 34 96 1,25 130 20 49 52 116
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 0,91 81 24 19 33 93 0,90 86 25 19 42 96
Коэффициенты рассчитаны по данным статистического сборника «Финансы России. 2008»: Стат. сб./ Росстат — М., 2008
Перед аналитиком встает задача достоверной оценки рассчитанных показателей. Но, если по показателям платежеспособности и финансовой устойчивости есть усредненные нормативы значений коэффициентов, то по показателям оборачиваемости таких нормативов нет. Тогда как оценить полученный результат? С чем сравнить положение конкретного предприятия? Здесь может помочь статистика. Росстат теперь публикует сведения по финансовым показателям (данные о структуре активов, пассивов, прибыли организаций России) по различным видам экономической деятельности.
На основе этих формул и данных о состоянии активов и пассивов российских организаций по видам экономической деятельности были рассчитаны основные коэффициенты деловой активности (табл. 3).
Таблица 3
Коэффициенты деловой активности
Наименование коэффициента Способ расчета
Коэффициент общей оборачиваемости активов (ресурсоотдача) выручка от продажи d = (оборотов) 1 среднегодовая стоимость активов
Коэффициент оборачиваемости оборотных (мобильных) средств выручка от продажи d = (оборотов) среднегодовая стоимость оборотных активов
Наименование коэффициента Способ расчета
Оборачиваемость материальных средств (запасов) (средняя стоимость запасов) • t d3 - (в днях) 3 выручка от продажи
Оборачиваемость денежных средств (средняя стоимость денежных средств) • t d4 - (в днях) выручка от продажи
Срок погашения дебиторской задолженности (средняя стоимость дебиторской задолженности) • t d = (в днях) 5 выручка от продажи
Срок погашения кредиторской задолженности (средняя стоимость кредиторской задолженности) • t , d = (в днях) 6 выручка от продажи
* t — срок анализируемого периода в днях (год = 360 дней, полгода = 180 дней, квартал = 90 дней)
Таким образом, мы видим, что коэффициент оборачиваемости активов в целом по России в 2007 г. составил 0,81 оборота. При этом мы можем сопоставить данные «своего предприятия» со среднеотраслевым уровнем любого основного показателя деловой активности. А это дает возможность определить положение предприятия в «системе координат» финансовых показателей.
Прибыль — это выраженный в денежной форме чистый доход предпринимателя на вложенный капитал, характеризующий его вознаграждение за риск осуществления предпринимательской деятельности, представляющий собой разность между полученным совокупным доходом и совершенными совокупными затратами в процессе этой деятельности.
Прибыль — разница между объемами реализованных товаров (работ, услуг) и текущими расходами.
Прибыль — особый систематически воспроизводимый ресурс хозяйствующего субъекта, конечная цель его развития. Ее сущность заключается в том, что это:
• основной внутренний источник текущего и долгосрочного развития организации;
• главный источник возрастания рыночной стоимости организации;
• индикатор кредитоспособности;
• главный интерес собственника, поскольку он обеспечивает возможность возрастания капитала и бизнеса;
• индикатор конкурентоспособности организации при наличии стабильного и устойчивого уровня прибыли;
• гарант выполнения организацией своих обязательств перед государством, источник удовлетворения социальных потребностей общества.
Поддержание необходимого уровня прибыли — объективная закономерность нормального функционирования организации. Систематический недостаток прибыли и неудовлетворительная динамика ее роста свидетельствуют о неэффективности и рискованности бизнеса, что является одной из главных внутренних причин развития кризисного состояния и, в конечном итоге — банкротства.
Главная цель управления прибылью — максимизация благосостояния собственников в текущем и перспективном периодах. Это означает обеспечение: максимальной прибыли, соответствующей ресурсам организации и рыночной конъюнктуре; оптимальной пропорциональности между уровнем формируемой прибыли и допустимым уровнем риска; высокого качества формируемой прибыли; выплаты необходимого уровня дохода на инвестированный капитал собственникам компании; достаточного объема инвестиций за счет прибыли в соответствии с задачами развития бизнеса; роста рыночной стоимости органи-
зации; эффективности программ участия персонала в распределении прибыли.
В бухгалтерской (финансовой) отчетности российских организаций отражаются разные показатели прибыли.
Прибыль валовая (с. 029, ф. №2 «Отчет о прибылях и убытках») — это валовой доход предприятия, т. е. добавленная стоимость.
Прибыль от продаж (с. 050, ф. №2) — финансовый результат от основной деятельности предприятия (производства продукции или услуги, продажи товаров).
Чистая прибыль (с. 190, ф. №2) — окончательная сумма прибыли, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и других обязательных платежей из суммы бухгалтерской прибыли.
Нераспределенная прибыль — прибыль, полученная в определенном периоде и не направленная на потребление путем распределения между акционерами (пайщиками) и персоналом. Эта часть прибыли предназначена для капитализации, то есть для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих производственное развитие в предстоящем периоде. Она отражается в форме №3 «Отчет об изменениях капитала» и в с. 490, ф. №1 «Бухгалтерский баланс».
Таблица 4
Сумма прибыли крупных и средних организаций, значение показателя за год, млн руб.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Российская Федерация 1357806 1273415 1815751 778551 23673611 6084625 6411615
В январе 2009 г. доля убыточных организаций по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. возросла на 4,6 процентных пункта и составила 38,9 %.
Рисунок 1
Динамика сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) организаций Российской Федерации, млрд руб.
млрд руб.
400
300
200
100
О
-100
-200
-184,4
январь □ 2008 г. □ 2009 г.
Рентабельность — еще одна экономическая категория, отражающая эффективность производственно-хозяйственной деятельности. Термин «рентабельность» произошел от немецкого слова rentabel — доходный, выгодный, прибыльный.
Существует несколько определений рентабельности.
• Рентабельность — показатель экономической эффективности производства на предприятиях, в объединениях, по видам экономики и в национальном хозяйстве в целом. Рентабельность комплексно отражает степень использования материальных, трудовых и денежных ресурсов, а также природных богатств.
• Рентабельность — показатель эффективности деятельности предприятия, характеризующий уровень отдачи от затрат и степень использования средств. Рентабельность — отношение прибыли к затратам.
• Рентабельность — эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности.
• Рентабельность — обобщенный показатель финансовой деятельности предприятия. Более полно, чем прибыль, характеризует окончательные результаты хозяйствования.
Таблица 5
Показатели, характеризующие прибыльность (рентабельность)
Наименование показателя Способ расчета
Рентабельность продаж прибыль от продаж о = ■ 100 % 1 выручка от продажи
Экономическая рентабельность (рентабельность активов) чистая прибыль ■ 100 % о — средняя стоимость 2 имущества
Рентабельность собственного капитала чистая прибыль ■ 100 % 0 - средняя стоимость собственного капитала
Основываясь на вышесказанном, отметим, что термин «рентабельность» обычно применяют к оценке эффективности деятельности отдельного хозяйствующего субъекта. Но организации различных видов экономической деятельности существенно отличаются по основным показателям, в том числе и по показателям рентабельности.
В ходе опроса, проведенного в начале 2007 г. среди более 100 финансовых менеджеров российских компаний, выяснилось, что при проведении финансового анализа более 68 % респондентов используют методику анализа различных показателей рентабельности, а 39 % проводят факторный анализ рентабельности собственного капитала.
Таким образом, применение анализа показателей рентабельности организации (см. табл. 6 на с. 108) занимает одну из лидирующих позиций финансового анализа хозяйствующего субъекта в целом. На наш взгляд, уточнение специфических особенностей рентабельности на основе публикации статистической информации по видам экономической деятельности поможет точнее осуществить анализ рентабельности отдельной организации и выработать более взвешенные управленческие решения.
Учитывая, что показатели деловой активности и рентабельности являются наиболее точными показателями эффективности деятельности хозяйствующего субъекта, можно использовать «матрицу эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации», основанную на широко известных и популярных методах западных экономистов: BCG (сравнение темпов роста фирмы и доли рынка); GE/McKensey (сравнение привлекательности рынка и конкурентоспособности) и др.
В матрице определяющими направлениями являются деловая активность и рентабельность организации (см. рис. 2 на с. 109).
Таблица 6
Показатели рентабельности организаций по видам экономической деятельности (в %)
Отрасли экономики 2004 2005 2006 2007
Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), ^) Рентабельность активов, ^2) Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), ^) Рентабельность активов, ^2) Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), ^) Рентабельность активов, ^2) Рентабельность собственного капитала, ^3) Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг), ^) Рентабельность активов, ^2) Рентабельность собственного капитала, ^3)
Всего по видам экономической деятельности: 13,2 8,5 13,5 8,8 13,2 12,2 21,40 13,1 10,4 18,52
из них:
Сельское хозяйство 5,8 3,7 6,7 2,8 8,2 4,0 8,3 14,3 6,4 14,27
Рыболовство, рыбоводство 3,7 6,9 5,2 0,1 4,2 3,5 24,29 8,4 8,0 38,38
Добыча полезных ископаемых 32,5 13,8 35,6 12,9 30,6 15,3 23,15 30,5 11,4 15,20
Обрабатывающие производства 14,9 10,5 15,3 11,9 16,6 15,6 33,68 18,3 14,8 32,72
из них:
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 7,5 5,1 7,9 6,3 8,8 6,9 18,21 9,3 6,6 19,81
текстильное и швейное производство 2,4 -0,6 2,7 1,0 3,5 2,6 7,75 5,2 1,9 6,1
металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 32,2 23,8 26,7 20,4 34,5 25,5 40,47 34,2 23,2 38,96
производство машин и оборудования 7,5 4,9 8,2 6,1 8,3 6,7 18,35 8,7 7,1 20,25
Строительство 4,2 2,5 3,9 3,2 5,1 4,5 17,14 5,8 4,6 20,86
Оптовая и розничная торговля и оказание услуг 11,3 11,5 9,7 8,4 10,1 11,5 21,66 8,8 9,0 18,86
Гостиницы и рестораны 10,4 6,9 11,6 9,3 12,9 11,7 26,48 12,5 13,1 28,9
Транспорт и связь 13,4 5,7 14,4 5,7 15,1 6,3 8,89 15,7 8,0 11,75
Финансовая деятельность -0,3 12,3 5,8 15,3 3,6 18,2 30,87 1,7 13,2 21,67
Научные исследования и разработки 9,6 4,5 9,1 4,2 9,2 5,1 13,27 8,8 5,1 14,33
Образование 4,7 4,1 4,3 5,2 6,6 6,2 11,52 7,1 7,4 14,87
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 6,3 4,5 3,4 2,5 6,8 4,9 8,45 7,2 5,9 10,06
Коэффициенты рассчитаны по данным статистического сборника «Финансы России. 2008»: Стат. сб./ Росстат — М., 2008.
Рисунок 2
Матрица эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации
Б
о
0_ Ю
Р
X
ш
Квадрат «пассивность» характеризует организацию, у которой наблюдается низкий уровень рентабельности и деловой активности. Это либо вновь созданная организация, либо находящаяся на грани банкротства, поскольку деловая пассивность и низкая рентабельность приводят к падению финансовой устойчивости и последующей несостоятельности.
Квадрат «скрытые возможности» относится к организации, которая проявляет высокую деловую активность и рентабельность. Это возможно в случае наращивания производственного потенциала и реальных возможностей повышения как рентабельности, так и деловой активности.
Квадрат «максимальная активность» характеризуется высоким уровнем показателей деловой активности и рентабельности. Организация является лидером на отраслевом рынке, стабильно выполнять свои функции удерживать положительную динамику основных результативных показателей.
Квадрат «нестабильная эффективность» характеризует организации с высоким уровнем деловой активности, но низким уровнем рентабельности. Отсутствие внятной политики в отношении наращивания производственного потенциала, модернизации основного капитала, совершенствовании технологии и финансовой стратегии (привлечение кредитов, займов, новых собственников) могут привести к потере конкурентоспособности и утрате рыночных позиций.
Предложенная матрица может помочь идентифицировать положение отдельной организации и определить возможные перемещения по квадратам матрицы в будущем с учетом ожидаемых изменений внутренней и внешней среды, а также на основании решений собственников, руководства, прогнозов ведущих экономистов, консалтинговых и аудиторских фирм.
Такая матрица может быть использована для идентификации жизненного цикла анализируемой организации, поскольку деловая активность существенно зависит от этапов жизненного цикла. Так, квадрат «пассивность» характерен для этапа зарождения, либо для стадии, предшествующей ликвидации. Квадрат «скрытые возможности» может сигнализировать о стадии подъема и развития организации. В это время, как правило, идет наращивание производственного потенциала, установление принципиальных деловых контактов, максимальное привлечение средств собственников и инвесторов.
«Максимальная активность» наблюдается на стадии зрелости организации. В это время вся финансово-экономическая система функционирует с максимальной отдачей. Квадрат «нестабильность» присущ организациям, находящимся, как правило, на стадии старения. Именно в это время необходимо прорабатывать вопрос дальнейшего функционирования организации: сворачивание производства и переход в другие сферы деятельности либо коренная модернизация всего хозяйственного механизма.
Таким образом, матрица эффективности финансово-хозяйственной деятельности может стать неотъемлемой частью анализа и управления показателями результативности деятельности организации.
«скрытые возможности» «максимальная возможность»
«пассивность» «нестабильная эффективность»
Рост деловой активности -----------------------►
Рассмотрение сущности результативности позволяет определить основные задачи ее анализа. Они заключаются в том, чтобы: во-первых, определить достаточность достигнутых результатов для рыночной финансовой устойчивости организации, сохранения конкурентоспособности; во-вторых, изучить источники возникновения и особенности воздействия на результативность различных факторов; в-третьих, рассмотреть основные направления дальнейшего развития анализируемого объекта.
Исходя из проведенного анализа, можно дать несколько общих направлений повышения результативности деятельности организации:
• увеличивать долю собственного оборотного капитала в стоимости имущества за счет нераспределенной прибыли и сохранять тенденцию, при которой темпы роста собственного капитала выше темпов роста заемного капитала;
• повышать оборачиваемость оборотных средств организации, особенно обратить внимание на повышение оборачиваемости запасов и снижение темпов роста дебиторской задолженности;
• совершенствовать систему управления дебиторской задолженностью (уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов, пересмотр кредитной политики, дифференциация условий предоставления товарного кредита, разработка системы скидок при предварительной оплате, мониторинг дебиторской задолженности);
• проводить мониторинг кредиторской задолженности с целью достижения оптимального срока ее погашения;
• осуществлять корректировку ценовой политики с учетом динамики закупочных цен;
• проводить анализ влияния структуры товаров на финансовый результат;
• разрабатывать оптимальную структуру ассортимента с учетом конъюнктуры рынка.
Библиография
1. Донцова, Л.В., Никифорова. НА. Анализ финансовой отчетности: учебник. — 6-е изд. — М.: Дело
и Сервис, 2008.
2. На что обратить внимание при проведении финансового анализа // Финансовый директор. — 2007. — № 6. С. 24-32
3. Некрасов, С.В. Экономический словарь. — М.: Перспектива, 2006
4. Новиков, В.А. Толковый словарь по рыночной экономике. — М.: Экономисть, 2008.
5. Райзберг, Б.А., Стародубцева, Е.Б. Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 2008.
6. Стоун Д., Хатчинг К. Бухгалтерский учет и финансовый анализ: Подготовительный курс/под общ. ред.
Б.С. Лисовика, М.Б. Ярцева. — Спб.: Литера плюс, 2005
7. Тарасов, А.А. Экономический словарь. — М: Перспектива, 2007
8. Теречев, М.И. Англо-русский словарь, Минск, изд-во «Новое знание», 2007.
9. Ушаков, Д.Н. Большой толковый словарь современного русского языка. — М.: «Альта-Принт», 2007
10. «Финансы России. 2008»: Стат. сб. / Росстат — М., 2008.