УДК 159.9
Петров Николай Николаевич
Тверской государственный университет [email protected]
АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ СУБЪЕКТА ТРУДА В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ УЧЕНЫХ
Статья посвящена анализу исследований отечественных ученых, в которых рассматриваются подходы к пониманию показателей, определяющих степень профессиональной надежности субъекта труда. В большинстве работ показатели надежности субъекта труда объединены в группы по признакам, соответствующим структурным компонентам психики человека: познавательные процессы, эмоции, воля, поведение, мотивы, черты характера, знания, умения, навыки, мастерство. Процесс научных исследований, посвященных надежности субъекта труда, на первом этапе рассматривал деятельность человека-оператора в сфере «человек - техника». В последующем анализу были подвергнуты системы «человек - человек», в таких сферах как спортивная, военная, правоохранительная, и т.д.
Ключевые слова: профессиональная надежность, субъект труда, факторы надежности, групповая надежность, структура надежности специалиста.
Вопросы профессиональной надежности сотрудников охранно-конвойной службы (ОКС) МВД РФ становятся особенно актуальными в свете последних событий, связанных с нападением на конвой в Московском областном суде и ранением конвоиров. Одной из задач выполняемого исследования является выявление показателей, обеспечивающих профессиональную надежность сотрудников ОКС. Обобщение этих показателей позволит разработать подходы к формированию профессиональной надежности сотрудников ОКС.
Исследование проблем профессиональной надежности субъекта труда мы будем осуществлять с точки зрения системного субъектно-деятельност-ного подхода. Основой данного подхода является осознанность субъектом труда своей профессиональной деятельности, а именно: осознание социальной ценности самого труда и необходимости его высокого качества, понимание ценности межличностных отношений в труде, сознательное применение орудий труда для реализации целей, и т.д. [1, с. 46-52].
На начальном этапе процесса формирования перечня показателей профессиональной надежности сотрудников ОКС мы провели анализ исследований по проблеме надежности субъекта труда, представленных в работах отечественных ученых.
Одной из первых работ по проблеме надежности субъекта трудовой деятельности были исследования Б.Ф. Ломова, который подразделял личностные качества надежности человека на две группы [6, с. 34]:
- поддающиеся целенаправленному воздействию (решительность, мужество, настойчивость, целенаправленность, трудолюбие, чувство долга, ответственность и др.);
- практически независящие от жизненного опыта человека (эмоциональная уравновешенность, самообладание, выдержка, способность к сосредоточению, психическая выносливость, объем и распределение внимания, переключаемость и т.д.).
В.Д. Небылицын подразделяет личностные качества надежности специалиста на медицинские,
связанные с работой нервной системы человека, и собственно психологические. В качестве основных показателей надежности он выделяет: квалификацию сотрудника, качество оборудования, эффективность работы, тренированность, отмечая, что при работе в экстремальных условиях надежность субъекта труда будет обеспечена, в первую очередь, контролем его психофизиологического состояния [15, с. 238-249].
А.А. Крылов отождествляет факторы, обеспечивающие необходимый уровень подготовленности к профессиональной деятельности, с факторами надежности и подразделяет их на пять групп [5]:
- эмоциональные (гуманистическая направленность служебной деятельности, понимание государственного значения выполняемых задач, любовь к профессии, гражданское мужество, принципиальность, сознательное стремление к преодолению трудностей, настойчивость);
- эмоционально-волевые (эмоциональная устойчивость к длительным нагрузкам, готовность к риску, опасности, уверенность в поддержке сослуживцев, ответственность, самостоятельность и решительность);
- когнитивные (помехоустойчивость познавательных процессов, правильное представление о предстоящих трудностях, условиях службы, умение понимать и оценивать мотивы поведения сослуживцев, понимание причин социально-психологических явлений в коллективе, знание приемов, применяемых объектом труда, способность к прогнозированию ситуаций);
- регулятивные (способность управлять своими эмоциями, владение навыками снятия нервно-психического напряжения, способность поддерживать высокую работоспособность, умение вызывать желательные психические состояния);
- поведенческие (умение ориентироваться и адекватно вести себя в психологически сложной ситуации, способность адаптироваться к изменяющимся условиям труда, внутренняя собранность, ответственность, уравновешенность, адекватная самооценка).
82
Вестник КГУ _J 2017
© Петров Н.Н., 2017
1 этап
Актуальная задача соотносится с предыдущими
2 этап
Формируется прогноз успешности решения возникшей задачи и оценка уровня ее сложности и значимости
3 этап
Возникают ответные реакции систем саморегуляции на данную задачу-активация нервной системы со стороны энергетической, и рост уровня обобщения в осознаваемом образе, со стороны информационной
1 1
Положительный исход Отрицательный исход
Переосмысление оператором представлений о собственной Целенаправленная деятельность надежности, значимости и специалиста завершается сложности данной задачи, для
следующих действий по достижению цели
Рис. 1. Процесс саморегуляции надежности человека
В.Э. Мильман в своей работе, посвященной психологической надежности спортсменов, подразделяет факторы надежности на три группы [4, с. 123-125]:
- первичные: общая эмоциональная устойчивость и зрелость, умение управлять собой и самоконтроль, социальная активность и инициативность, психофизиологические факторы;
- вторичные: стремление к доминированию, властность, спортивная агрессивность, социальная экстраверсия, особенности соотношения открытой и закрытой эмоциональности, эмоциональный тонус, энтузиазм, отсутствие тревожности, чувства вины, робости и неуверенности;
- общие личностные: общий интеллект, сила характера, сознательность, социальная комфортность, честность и добросовестность, чувствительность и восприимчивость, мнительность, недоверчивость и подозрительность.
М.И. Котик в работе «Психология и безопасность» основными показателями надежности человека называет уровень самооценки, способность к саморегуляции, индивидуальные характеристики специалиста, характеристики решаемой задачи, окружающей среды, а также управляемой системы [3, с. 215].
В другой своей работе, посвященной проблеме саморегуляции в обеспечении надежности человека-оператора, М.И. Котик рассматривает надежность не только как показатель результативности деятельности специалиста, но и как регулирующий фактор этой деятельности. По мнению автора, представления оператора о собственной надежности, сформированные под влиянием предыдущего опыта, влияют на процесс решения текущих задач. Данный процесс (три этапа) затрагивает как физиологический, так и психический уровни саморегуляции человека (рис. 1).
Другой исследователь проблем психологии труда Е.А. Милерян отмечает, что в экстремальных условиях, решающую роль в обеспечении надежности деятельности играют интеллектуальные и эмоционально-волевые качества [7, с. 175].
По мнению Н.Ф. Кругловой, надежность субъекта труда обеспечивается произвольной регуляцией (саморегуляцией), высокой субъективной значимостью выполняемой задачи, простотой процедуры самоконтроля, наличием точных критериев успешности и прочей необходимой информации [4].
В работе В.А Пономаренко исследованы факторы, оказывающие негативное влияние на надежность специалиста в авиации [10, с. 115]:
- низкий уровень социальной активности и нравственного развития;
- недостаточное внимание руководства к нуждам подчиненных;
- формализм в оценке их ошибок;
- стремление обвинить, полностью не разобравшись в ситуации и т.д.
В исследовании Ю.Г. Фокина исследуется надежность военной системы, рассмотренной с позиции единства оператора и технических средств [14, с. 38]. Для данной системы автор приводит ряд классификаций, выделяя в качестве критериев ее состав, характер подсистем, степень автономности, а также режимы функционирования (табл. 1).
В.Ю. Рыбников, исследователь проблем надежности в экстремальных профессиях, говоря о возможности прогнозирования надежности человека, подразделяет факторы надежности по виду прогноза. При долгосрочном прогнозе, факторами надежности являются следующие показатели: нервно-психическая устойчивость, свойства высшей нервной деятельности, уровень тревожности
Таблица 1
Классификация надежности военной системы
№ п/п Признак классификации Виды подсистем
1. Характер подсистем - индивидуальные, функционирование которых зависит действий от отдельных специалистов; - технические, эффективность которых зависит от качества технического оснащения; - антропотехнические, функционирующие на основе взаимодействия двух приведенных выше факторов; - организационные, являющиеся отражением качества руководства и особенностей взаимодействия персонала
2. Степень автономности - единичные - множественные - групповые - коллектив
3. Режим функционирования - достижения готовности; - содержания в готовности; - обслуживания; - подготовки; - боевого применения и боевых действий
и активности специалиста, самоконтроль, организаторские способности, уровень интеллектуального развития. При оперативном (краткосрочном) прогнозе, о надежности субъекта труда свидетельствуют: функциональные возможности центральной нервной системы работника, его психоэмоциональное состояние, психомоторика в конкретный момент времени выполнения задачи.
Также В.Ю. Рыбников называет критерии надежности психологической совместимости сотрудников: социально-психологическая компетентность и адаптивность [12, с. 185].
В работе A.A. Пископпеля надёжность рассматривается как интегральная характеристика непрерывного процесса функционирования сложных систем. [9, с. 131]. Также автором введено понятие полной надёжности деятельности человека-оператора как свойства достигать поставленную цель, то есть выполнять предписанную задачу, алгоритм или программу в определенных условиях, в тече-
ние заданного времени. Полная надёжность образована структурной и функциональной надежностью оператора (рис. 2).
Под функциональной надежностью автор понимает способность субъекта выполнять предписанные функции в соответствии в заданными требованиями в течение заданного времени и в определенных условиях. Функциональная надежность представлена:
1) функционально-программной надежностью - свойством человека выполнять предписанные функции в соответствии с заданной или требуемой программой;
2) функционально-временной надежностью -свойством человека осуществлять предписанные функции в заданные или требуемые промежутки времени;
3) функционально-параметрической надежностью - свойством человека выполнять предписанные функции с заданной или требуемой точностью.
Рис. 2. Структура надежности деятельности по A.A. Пископпелю
84
Вестник КГУ _J 2017
По мнению A.A. Пископпеля, эти три составляющие функциональной надежности соответствуют трем измерениям качества деятельности - безошибочности, временности, точности [9, с. 245-251].
Под структурной надежностью А.А. Пископ-пель понимает способность человека функционировать в течение заданного времени в определенных условиях - сохранять работоспособность.
Ряд ученых, отмечая групповой характер труда во многих сферах деятельности человека, называют факторы коллективной надежности. С.В. Са-рычев определяет надежность в контексте малой социальной группы как системное социально-психологическое качество, актуализирующееся в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности, или как систему групповых мотивов и социальных установок на совершенствование организации совместной деятельности группы в напряженных и экстремальных условиях[13].
В качестве социально-психологических компонентов надежности, С.В. Сарычев выделяет:
- групповое сознание и мотивацию;
- общность образа организационных межличностных отношений и установку на их обогащение;
- обогащенную волевую саморегуляцию в группе;
- установку на успешное преодоление трудностей;
- оптимальную психологическую дистанцию между членами группы в системе межличностных отношений.
Исследователь проблем надежности сотрудников наркоконтроля П.В. Путивцев, факторами, обеспечивающими групповую надежность, считает [11, с. 198-203]:
- высокую индивидуальную надежность 80% участников группы;
- расстановку кадров с учетом личностных особенностей сотрудников;
- существование возможностей для профессионального образования и профессионального роста;
- наличие наставников и руководителей, обладающих авторитетом, высокими профессиональными и морально-нравственными качествами.
Таким образом, анализ научной литературы показывает, что исследования профессиональной надежности специалиста направлены на изучение надежности субъекта не только в системах «человек-техника», но и в системах «человек-человек», в частности, в таких отраслях деятельности как спорт, военная, правоохранительная и т.д.
Подавляющее большинство исследователей в качестве факторов профессиональной надежности выделяют внутренние (морально-нравственные, эмоционально-волевые, интеллектуальные) и внешние (профессиональное образование, расстановка кадров, наставничество, отношения в коллективе и др.). Наиболее часто в перечне качеств личности, обеспечивающих профессиональную
надежность субъекта труда, специалисты называют самоконтроль и профессиональную подготовку.
Библиографический список
1. Копылова Н.В. Психологические характеристики субъекта труда как факторы успешности профессиональной деятельности // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. - 2013. - № 4. - С. 46-52.
2. Котик М.А., Емельянов A.M. Природа ошибок человека-оператора. - М.: Транспорт, 1993. - 252 с.
3. Котик М.А. Психология и безопасность. -Таллин: Валгус, 1987. - 440 с.
4. Круглова Н.Ф. Произвольная регуляция как средство повышения надежности деятельности при утомлении: дис. ... канд. психол. наук. - 1979. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// childpsy.ru/dissertations/id/18842.php (дата обращения: 15.06.2017).
5. Крылов A.A. Психологическое обеспечение надёжности профессиональной деятельности. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ezolib.ru/6548.html (дата обращения: 15.06.2017).
6. ЛомовБ.Ф. Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. - М.: Наука, 1991. - 295 с.
7. Милерян Е.А. Психология труда и профессионального образования: Избранные научные труды. - Киев: НПП «Интерсервис», 2013. - 290 с.
8. Мильман В.Э. Психическая надежность спортсменов / В.Л. Марищук, Ю.М. Блудов, В.А. Плах-тиенко, Л.К. Серова // Методики психодиагностики в спорте. - М.: Просвещение, 1990. - С. 123-125.
9. Пископпель A.A. Историко-методологический анализ концепции надёжности социо-технических систем: дис. ... д-ра философ. наук. - М., 1995. - 362 с.
10. Пономаренко В.А. Страна Авиация - черное и белое. - М.: Наука, 1995. - 288 с.
11. Путивцев П.В. Психологическая оценка профессиональной надёжности сотрудников органов наркоконтроля: автореф. дис. . канд. психолог. наук. - М., 2013. - 33 с.
12. Рыбников В.Ю. Психологическое прогнозирование надежности деятельности специалистов экстремального профиля: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - СПб., 2000. - 433 с.
13. Сарычев C.B. Надежность группы в напряженных и экстремальных ситуациях совместной деятельности (социально-психологические основы). - Курск: КГУУ 2007. - 155 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kursk-psychol.narod. ru/gazetka/n-iii.htm (дата обращения: 15.06.2017).
14. Фокин Ю.Г. Оператор - технические средства: обеспечение надежности. - М.: Воениздат, 1985. - 192 с.
15. Хрестоматия по инженерной психологии / сост.: Б.А. Душков, Б.Ф. Ломов, Б.А. Смирнов; под ред. Б.А. Душкова. - М.: Высш. шк., 1991. - 287 с.