Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕРВИСНОЙ ФИРМЫ'

АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕРВИСНОЙ ФИРМЫ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
8
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА / ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФИРМЫ / СЕРВИС / ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ СЕРВИСНОЙ ФИРМЫ»

оценку происходящему - воззрениям и настроениям потребителей, качеству услуги и т. д. Общий метод объективного подхода должен быть конкретизирован через специальные методы и методики сервисной деятельности, дающие возможность принимать верные заключения и достигать установленных целей. Диалектический метод ориентирует на анализ любой ситуации в ее развитии. Так, к примеру, в случае, если мы будем планировать приобретение технических средств для оказания услуг на основе нынешних потребностей, не учитывая их изменений, то спустя какое-то время можно оказаться в кризисной ситуации. Вследствие этого, в любой сфере деятельности общества осуществляется прогнозирование с учетом направлений изменения существующей ситуации.

К общим методам относятся также системный подход, который нужен для организации работы в сфере услуг и близкий к нему синергетический метод.

Использованные источники:

1. Аванесова Г.А., Сервисная деятельность: историческая и современная практика, предпринимательство, менеджмент. М: Аспект пресс, 2010 г.

2. Карташова М.К., Элементы сервисного обслуживания потребителей// Маркетинг менеджмент №3, 2010г.

Курочкин В. Н., д.т.н., с.н.с.

профессор

кафедра экономики и управления Волохов Н.Н., к. э. н.

доцент

кафедра экономики и управления

Мохирев Е.В. старший преподаватель кафедра экономики и управления Азово-Черноморский инженерный институт Россия, г. Зерноград Ростовской области АНАЛИЗ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ФИНАНСОВОГО СОСТОЯНИЯ

СЕРВИСНОЙ ФИРМЫ Актуальность. Как отмечается в экономической литературе, финансовое состояние является комплексным понятием и характеризует наличие, размещение и использование капитала фирмы, являющейся коммерческой организацией [2, с. 6-12]. Оно определяется всей совокупностью хозяйственных финансовых факторов, в том числе: структурой активов и пассивов, эффективностью использования имущества, степенью финансовой устойчивости, уровнем ликвидности и платежеспособности фирмы, отражает состояние капитала в процессе кругооборота и способность коммерческой организации самофинансироваться. [4, с. 169-170]. Финансовые результаты деятельности коммерческой организации (фирмы) характеризуются суммой полученной

прибыли и уровнем рентабельности [1]. В условиях финансовых санкций всё чаще наблюдается неплатежеспособность фирм и применения ко многим коммерческим организациям процедур банкротства. В данном случае требуется объективная и точная оценка финансового состояния, которая приобретает первостепенное значение.

Ключевые слова. Экономический анализ. Экономическая оценка. Хозяйственная деятельность фирмы. Сервис. Финансовое состояние.

Задачи анализа финансового состояния сервисной фирмы [3, 4, 8]:

- систематический контроль за формированием финансовых результатов;

- определение влияния как объективных, так и субъективных факторов на финансовые результаты;

- выявление резервов увеличения суммы прибыли и уровня рентабельности и прогнозирование их величины;

- оценка работы коммерческой организации по использованию возможностей увеличения прибыли и рентабельности.

Рассмотрим методику анализа показателей финансового состояния сервисной фирмы на примере коммерческой сервисной организации. Вначале целесообразно провести анализ платежеспособности организации на основе ликвидности бухгалтерского баланса и расчета коэффициентов платежеспособности [4, с. 174-181].

Главным критерием данного анализа являются показатели платежеспособности и степень ликвидности фирмы. Её платежеспособность определяется возможностью и способностью своевременно и полностью выполнять платежные обязательства, вытекающие из торговых, кредитных и иных операций денежного характера. Платежеспособность влияет на формы и условия коммерческих сделок, в том числе на возможность получения кредита [4-6].

Ликвидность сервисной фирмы определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и легко реализуемые элементы оборотных ресурсов. Ликвидность отражает способность в любой момент совершать необходимые расходы.

Для оценки платежеспособности и ликвидности могу быть использованы следующие основные приемы: структурный анализ изменений активных и пассивных платежей баланса, т. е. анализ ликвидности баланса; расчет финансовых коэффициентов ликвидности; анализ движения денежных средств за отчетный период [7, с. 157-160].

При анализе ликвидности баланса проводится сравнение активов, сгруппированных по степени их ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения. Анализ коэффициентов ликвидности позволяет выявить степень обеспеченности текущих обязательств ликвидными средствами, а ликвидность баланса

определяется как степень покрытия обязательств активами, срок превращения которых в денежную форму соответствует сроку погашения обязательств [7, с. 157].

В теории [3] анализ ликвидности баланса заключается в сравнении средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенные в порядке снижения ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков. В зависимости от степени ликвидности активы коммерческой организации делятся на следующие группы [4, с. 214]:

- наиболее ликвидные активы (А1) -денежные средства сервисной фирмы и краткосрочные финансовые вложения (ценные бумаги);

- быстро реализуемые активы (А2) - дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты;

- медленно реализуемые активы (А3) - запасы, НДС, дебиторская задолженность, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты и прочие оборотные активы;

- трудно реализуемые активы (А4) - внеоборотные активы.

Пассив баланса группируется по степени срочности оплаты [4, с. 215]:

- наиболее срочные обязательства (П1) -кредиторская задолженность;

- краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные заемные средства и прочие краткосрочные пассивы;

- долгосрочные пассивы (П3) - долгосрочные кредиты и заемные средства, а также доходы будущих периодов, резервы предстоящих платежей;

- постоянные пассивы (П4) - статьи 4 раздела «Капитал и резервы».

Если у сервисной фирмы есть убытки, то они вычитаются. Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств фирмы ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку погашения обязательств. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов.

Баланс считается абсолютно ликвидным, если выполняются следующие условия [3, 4]: А1>П1, А2>П2, А3>П3, А4<П4.

Если выполняются первые три неравенства, то есть текущие активы превышают внешние обязательства фирмы, то обязательно выполняется и последнее неравенство, которое имеет глубокий экономический смысл: наличие у фирмы собственных оборотных средств; соблюдается минимальное условие финансовой устойчивости [4, 8]. Невыполнение какого-либо из первых трех неравенств свидетельствует о том, что ликвидность баланса в большей или меньшей степени отличается от абсолютной. При этом недостаток средств по одной группе активов компенсируется их избытком по другой группе, хотя компенсация может

быть лишь по стоимостной величине, так как в реальной платежной ситуации менее ликвидные активы не могут заменить более ликвидные (таблица 1).

Таблица 1 - Анализ ликвидности баланса сервисной фирмы за 2014 год

Актив На На Пассив На На Платежный

начало конец нача конец излишек

период период ло перио или недостаток

а а пери да (+,-)

ода На начало На конец

Наиболее 2293 1595 Наиболее 3871 46757 -36419 -37117

ликвидные срочные 2

активы (А1) обязательства (П1)

Быстрореализуе 22592 40797 Краткосрочные 5 11035 +22587 +29762

мые активы (А2) пассивы (П2)

Медленно 35404 38662 Долгосрочные - - - -

реализуемые пассивы (П3)

активы (А3)

Труднореализуе 1698 2035 Постоянные 2327 25297 -21572 -23262

мые активы (А4) пассивы (П4) 0

Баланс: 61987 83089 Баланс: 6198 7 83089 - -

Проведем анализ ликвидности (таблица 1), из которой видно, что баланс анализируемого сервисной фирмы не является абсолютно ликвидным в 2014 году поскольку (тыс. руб.):

- на начало периода: А1<П1 (2293<38712); А2>П2 (22592>5); А3>П3 (35404>0); А4<П4 (1698<23270);

- на конец периода: А1<П1 (1595<46757); А2>П2 (40797>11035); А3>П3 (38662>0); А4<П4 (2035<25297).

В 2014 году на данной сервисной фирме наблюдался явный недостаток в наиболее ликвидных активах - денежных средствах; на начало периода они составили 2293 тыс. руб., на конец периода - 1595 тыс. руб. Соответственно этих средств было недостаточно для покрытия наиболее срочных обязательств, которые на начало 2014 года составили 38712 тыс. руб., на конец - 46757 тыс. руб. Таким образом, на начало 2014 года у сервисной фирмы был платежный недостаток в размере 36419 тыс. руб., на конец - 37117 тыс. руб. На начало и конец 2014 года на рассматриваемой сервисной фирме было достаточно быстрореализуемых активов: 22592 тыс. руб., 40797 тыс. руб., соответственно, для того, чтобы рассчитаться по своим краткосрочным обязательствам, которые составили на начало периода - 5 тыс. руб., на конец - 11035 тыс. руб. Следовательно, у сервисной фирмы образовался платежный излишек, который составил на начало года - 22587 тыс. руб., на конец года - 29762 тыс. руб. Долгосрочных обязательств в 2014 году на сервисной фирме не было.

Поскольку текущие активы сервисной фирмы (А1+А2+А3) превышают

его краткосрочные обязательства (П2) то его можно считать ликвидным, но в недостаточной степени, так как оборотный капитал сервисной фирмы преимущественно состоит из запасов и неоправданно завышенной дебиторской задолженности, а не из денежных средств, что было бы выгоднее:

на начало 2014 года: А1+А2+А3 > П2

60289 > 5

на конец 2014 года: А1+А2+А3 > П2

81054 > 11035.

Теперь проведем анализ платежеспособности сервисной фирмы.

В экономической литературе существуют различные подходы к формированию системы показателей (коэффициентов) ликвидности, к последовательности их исчисления и в формулировке названий отдельных показателей ликвидности баланса сервисной фирмы, однако каждый из них должен исходить из следующих принципиальных положений: во-первых, пользоваться показателями, отражающими и имеющими непосредственное отношение к оценке ликвидности баланса коммерческой организации; во-вторых, показатели должны отражать непосредственно уровень ликвидности баланса или выявлять влияние соответствующих факторов, условий на уровень ликвидности; в-третьих, показатели должны показывать степень превращения различных элементов оборотных средств в денежную наличность; в-четвертых, необходимо различать основные и дополнительные показатели ликвидности баланса сервисной фирмы и анализ их должен проходить в определенной последовательности [4, с. 217-219].

Проведем анализ платежеспособности сервисной фирмы и составим аналитическую таблицу 2, данные которой свидетельствуют о том, что период исследования был неблагоприятным в развитии сервисной фирмы -об этом свидетельствуют показатели ликвидности. Замечено несоответствие значений коэффициентов нормативным значениям. Это говорит о том, что в развитии финансово-хозяйственной деятельности сервисной фирмы за данный период произошло снижение, что сказалось на ликвидности и платежеспособности.

В ходе анализа ликвидности баланса каждый из показателей ликвидности рассчитывается на начало и конец отчётного периода.

Различные показатели ликвидности не только характеризуют платежеспособность сервисной фирмы при разной степени учёта ликвидности средств, но и отвечают интересам различных внешних пользователей аналитической информации.

Таблица 2 - Показатели платежеспособности сервисной фирмы: формулы расчета и нормативы [4, с. 217-222]._

Показатели Способ расчета Норматив На начало перио да На конец перио да Отклонени е от норматива( +,)

1 2 3 4 5 6

Коэффициент общей ликвидности г А + 0,5 • А + 0,3 • А3 Ь - 1 П + 0,5 • П2 + 0,3 • п3 Ь1 не менее 1 0,63 0,64 не соответств ует

Коэффициент абсолютной ликвидности т с.250 + с.260 2 с.610 + с.620 + с.630 + с.660 Ь2 не менее 0,1-0,7 0,06 0,03 меньше норматива

Коэффициент «критической оценки» г с.250 + с.260 + с.240 Ьт - 3 с.610 + с.620 + с.630 + с.660 Допустимо е 0,7-0,8 желательно е Ь3 =1 0,64 0,73 не достигает желат. значения

Коэффициент текущей ликвидности т с.290 4 с.610 + с.620 + с.630 + с.660 Необходим ое значение 1,5 оптимальн ое 2,0-3,5 1,58 1,40 не достигает оптим. значения

Коэффициент обеспеченности собственными средствами т стр.490 - стр. 190 5 стр.290 Не менее 0,1 (чем больше, тем лучше) 0,35 0,29 удовлетвор яет

Коэффициент маневренности функционирую щего капитала с.210 + с.220 + с.230 6 - с.290 - с.610 - с.620 - с.630 - с.660 Уменьшен ие показателя в динамике положител ьный факт 1,64 1,66 не удовлетвор яет

Доля оборотных средств в активах с.290 Ь7 = с.300 Ь7>0,5 0,97 0,98 удовлетвор яет

Например, для поставщиков сырья и материалов наиболее интересен коэффициент абсолютной ликвидности. Коммерческий банк при принятии решения о выдаче кредита предприятию большое внимание уделяет коэффициенту критической ликвидности. Покупатели и держатели акций сервисной фирмы в большей степени интересуются коэффициентом текущей

ликвидности, так как именно по нему они оценивают платежеспособность коммерческой организации, акциями которого они владеют.

Общий показатель ликвидности показывает отношение всех ликвидных средств сервисной фирмы к сумме всех платёжных обязательств (кратко-, средне- и долгосрочных) при условии, что различные группы ликвидных средств и платёжных обязательств входят в указанные суммы с весовыми коэффициентами, учитывающими их значимость с точки зрения сроков поступления средств и погашения обязательств. Значения данного коэффициента ликвидности на начало и на конец 2014 года не удовлетворяют нормативному, что отрицательно сказывается на ликвидности баланса фирмы. Таким образом, показатели общей ликвидности отразили недостаточную комплексную ликвидность баланса сервисной фирмы в целом, так как не достигли желаемого значения единицы и более. Это означает, что фирма не в состоянии расплатиться по своим платёжным обязательствам имеющимися ликвидными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности позволяет установить, в какой кратности текущие активы покрывают краткосрочные обязательства. Коэффициент текущей ликвидности является основным показателем платежеспособности организации. Как видно, этот показатель превышает необходимое значение единицы на начало 2014 года (1,58), что свидетельствует о рациональном использовании средств коммерческой организации. Данная компания располагает достаточным объёмом свободных ресурсов (чем больше этот коэффициент, тем больше их объём), формируемых за счёт собственных источников, но к концу года данный коэффициент снизился на 0,18 и составил только 1,40, что дает сигнал к тому, что организация не располагает достаточным объемом ресурсов, формируемых за счет собственных источников, которые необходимы для покрытия текущих обязательств. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена не только за счёт ожидаемых поступлений от разных дебиторов. На начало и конец 2014 года данный коэффициент не достиг желательного значения -единицы. Это говорит, что ликвидные средства, имеющиеся в распоряжении коммерческой организации, могут покрыть его краткосрочную задолженность только в последний отчётный период.

Коэффициент абсолютной ликвидности на начало и конец 2014 года был ниже нормативного значения. Таким образом, в целом фирма не в состоянии погасить даже часть кредиторской задолженности при необходимости. В целом можно сказать, что фирма не располагает достаточными средствами для покрытия своих обязательств.

Оценка платежеспособности по балансу осуществляется на основе характеристики ликвидности оборотных активов, которая определяется временем, необходимым для превращения их в денежные средства. Чем меньше требуется времени для инкассации данного актива, тем выше его ликвидность.

Ликвидность баланса - возможность субъекта хозяйствования обратить активы в наличность и погасить свои платежные обязательства, а точнее - степень покрытия долговых обязательств сервисной фирмы его активами, срок превращения которых в денежную наличность соответствует сроку погашения платежных обязательств. Она зависит от степени соответствия величины имеющихся платежных средств величине краткосрочных долговых обязательств.

Ликвидность сервисной фирмы представляет собой более общее понятие, чем ликвидность баланса. Ликвидность баланса предполагает изыскание платежных средств только за счет внутренних источников (реализации активов). Но фирма может привлечь заемные средства со стороны, если у него имеется соответствующий имидж в деловом мире и достаточно высокий уровень инвестиционной привлекательности.

Понятия платежеспособности и ликвидности очень близки, но второе более емкое. От степени ликвидности баланса и сервисной фирмы зависит платежеспособность. В то же время ликвидность характеризует как текущее состояние расчетов, так и перспективу. Фирма может быть платежеспособным на отчетную дату, но при этом иметь неблагоприятные возможности в будущем, и наоборот.

На основе рассчитанных показателей ликвидности можно сделать выводы, касающиеся платежеспособности коммерческой организации.

Если рассматривать в целом, то фирма не располагает достаточными средствами, чтобы расплатиться всей совокупностью имеющихся ликвидных средств по сумме всех платёжных обязательств, как краткосрочных, так и среднесрочных и долгосрочных. Об этом свидетельствуют рассчитанные нами коэффициенты общей ликвидности на начало и конец 2014 года. Коэффициенты общей ликвидности характеризуют потенциальную платежеспособность сервисной фирмы в относительно долгосрочной перспективе. В то же время трудно говорить о каком-либо едином для всех предприятий нормативном значении этого показателя. Исходя из смысла понятия «платежеспособность», можно утверждать, что действительно приемлемой величиной коэффициента общей ликвидности будет та, при которой наименее ликвидная часть оборотных активов (например, запасы сырья и материалов, незавершенное производство и готовая продукция), не обеспеченная авансами покупателей, финансируется за счет долгосрочных источников, то есть собственного капитала и долгосрочных кредитов.

Также отметим, что существуют определённые факторы, влияющие на значение данного коэффициента. Основными причинами ухудшения (снижения) коэффициента общей ликвидности являются [5]:

- получение убытков или перерасход прибыли;

- приобретение внеоборотных активов, не обеспеченное соответствующим приростом долгосрочных источников финансирования;

- погашение долгосрочных кредитов.

На значение данного коэффициента можно повлиять, так как значение коэффициента общей ликвидности может быть улучшено за счет управленческих решений, наиболее действенными из которых являются:

- сокращение непроизводственных расходов;

- продажа неиспользуемых внеоборотных активов;

- привлечение долгосрочных источников финансирования;

- увеличение прибыльности продаж (за счет повышения отпускных цен и снижения производственных затрат).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Отметим, что значение коэффициента общей ликвидности может быть увеличено путем погашения краткосрочных обязательств. При этом используется так называемое «правило дробей», например, за счет отсрочки накануне составления балансового отчета очередной закупки сырья и материалов и направления временно высвободившихся средств на покрытие кредиторской задолженности, может быть использован для искусственного завышения уровня общей платежеспособности коммерческой организации. Непосредственным следствием проведения такой операции оказывается снижение абсолютной ликвидности коммерческой организации.

Основной показатель платежеспособности сервисной фирмы (коэффициент текущей ликвидности) свидетельствует, что фирма располагает достаточными средствами, чтобы погасить краткосрочные обязательства в течение года. Отсюда имеем, что краткосрочная задолженность покроется в полной мере ликвидными средствами.

Коэффициент быстрой ликвидности характеризует способность сервисной фирмы погасить краткосрочную задолженность за счет наиболее ликвидной части оборотных активов. Расчет этого показателя дополняет анализ текущей платежеспособности.

С помощью данного коэффициента оценивается качественная структура оборотных активов с точки зрения возможности их использования для погашения в относительно краткосрочной перспективе всех имеющихся финансовых обязательств. Причинами снижения коэффициента быстрой ликвидности являются: увеличение производственных запасов; незавершенного производства и запасов готовой продукции, не обеспеченное ростом объемов реализации услуг сервиса; снижение объемов реализации; снижение прибыльности сервиса. В нашем примере коэффициент абсолютной ликвидности на начало и конец 2014 года был ниже нормативного значения, это означает, то есть фирма была не в состоянии расплачиваться с кредиторской задолженностью. Для формирования полного представления о финансовом состоянии фирмы необходимо провести анализ финансовой устойчивости путем расчета абсолютных и относительных показателей. Проведём анализ финансовой устойчивости (таблица 3).

Таблица 3 - Методика расчета показателей финансовой устойчивости сервисной фирмы [4, с. 208]_

Показатели На На Изменение

начало, тыс. руб. конец, тыс. руб. за год, тыс.руб.

1.Источники собственных средств 22935 25297 +2362

2.Внеоборотные активы 1698 2035 +337

З.Наличие собственных оборотных средств 21237 23262 +2025

4.Долгосрочные кредиты и займы - - -

5.Наличие собственных и долгосрочных заёмных 21237 23262 +2025

источников средств для формирования запасов и затрат (стр.З+стр.4)

б.Краткосрочные кредиты и займы 38717 57792 +19075

7.Общая величина основных источников средств для формирования запасов и затрат (стр.5+стр.6) 59954 81054 +21100

8.Общая величина запасов и затрат 35345 38604 +3259

9.Излишек, недостаток собственных оборотных средств (стр.З-стр.8) -14108 -15342 -1234

10.Излишек, недостаток собственных оборотных -14108 -15342 -1234

средств и долгосрочных заёмных источников для формирования запасов и затрат (стр.5-стр.8)

11.Излишек, недостаток общей величины основных +24609 +42450 +17841

источников средств для формирования запасов и затрат (стр.7-стр.8)

12. Трёхкомпонентный показатель типа финансовой устойчивости: 1(стр.9),2(стр.10),3(стр.11) {0;0;1} {0;0;1} -

За анализируемый период строки 9-11 рассчитанной таблицы свидетельствуют о неустойчивом финансовом положении коммерческой организации, так как из трёх показателей два - отрицательные. Это свидетельствует о нестабильности в деятельности сервисной фирмы. Оценка её финансовой устойчивости также проводится с помощью достаточно большого количества относительных финансовых коэффициентов.

Расчет и анализ относительных коэффициентов существенно дополняет оценку абсолютных показателей финансовой устойчивости сервисной фирмы [7].

Произведем расчет относительных показателей для нашей фирмы и результаты представим в таблице 4.

Таблица 4 - Расчет финансовых показателей сервисной фирмы, 2014 г.

Коэффициент Интервал оптимальных значений На начало 2014 года На конец 2014 года Абсолютные изменения, тыс. руб. Темп роста, %

Автономии >0,5 2,70 3,30 +0,6 122,22

Соотношения <0,7 1,70 2,30 +0,6 135,29

заемных и

собственных средств

Обеспеченности * 0,1 0,40 0,30 -0,1 75,00

собственными

средствами

Маневренности * 0,2 - 0,5 0,90 0,90 - -

Соотношения 35,50 39,80 +4,3 112,11

мобильных и

иммобилизованных

средств

Имущества * 0,5 0,60 0,51 -0,1 83,33

производственного

назначения

Прогноза банкротства - 0,32 0,28 -0,04 87,50

На основе проведенного анализа можно сделать следующие выводы.

Коэффициент автономии значительно больше оптимального значения 0,5: на начало 2014 года он составил 2,70, на его окончание он увеличился на 0,6 в абсолютном отношении и на 22,22 % - в относительном. Это означает, что фирма располагает собственными средствами, наблюдается высокая финансовая независимость и существует возможность привлечения средств со стороны. Коэффициент соотношения заемных и собственных средств превышает максимальную границу 0,7 в начале 2014 года и составляет 1,70, на конец 2014 года - 2,30, то есть наблюдается зависимость от внешних источников средств и потеря финансовой автономности.

В случае, когда коэффициент обеспеченности собственными средствами сервисной фирмы выше оптимального значения и на начало, и на конец года и составляет не менее 0,40 и 0,30 соответственно, то она имеет собственные оборотные средств, её финансовое состояние стабильно и есть возможности проведения независимой финансовой политики.

В использованном примере коэффициент маневренности и в начале, и в конце 2014 года был выше оптимального значения и составлял 0,90, что дает возможность пополнения оборотных средств за счет собственных источников. Коэффициент соотношения мобильных и иммобилизованных средств составил на начало 2014 года 35,50, в конце 2014 года произошло его увеличение на 4,3 пункта или на 12,11 % и таким образом он составил 39,80. Это означает, что у сервисной фирмы имеются возможности вкладывания средств в оборотные активы. Коэффициент имущества производственного назначения составил на начало 2014 года 0,60, в конце 2014 года - 0,50. Данные значения коэффициента выше оптимального значения 0,5. Это означает, что фирма располагает имуществом для производственного назначения. Но, однако, следует отметить, что значение данного коэффициента к концу 2014 года снизилось на 0,10 пунктов или на 16,67 %. Если будет наблюдаться тенденция к снижению, то предприятию целесообразно будет привлекать долгосрочные заемные средства для увеличения имущества производственного назначения. Коэффициент прогноза банкротства на начало и конец 2014 года имел значения 0,32 и 0,28 соответственно. Снижение показателя на 0,04 пункта или на 12,5 %

свидетельствует о финансовых затруднениях коммерческой организации. Делая общий вывод на основе проведенного анализа финансовой устойчивости сервисной фирмы - коммерческой организации - по системе абсолютных и относительных показателей можно сказать, что фирма находится в неустойчивом финансовом положении.

Использованные источники:

1 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [принят ГД ФС РФ 06.12.2011г.: ред. на 21.09.2015 г. - СПС «Консультант».

2 Бондаренко А.М.Эффективность функционирования хозяйственных обществ и их объединений в АПК/ А.М. Бондаренко, В.Н. Курочкин. -Зерноград: АЧГАА, 2009. - 268 с.

3 Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. - Москва: Финансы и статистика, 2012. - 402 с.

4 Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / О.В. Губина, В.Е. Губин. - Москва: ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2013. - 336 с.

5 Волохов Н.Н. и др. К методике анализа финансового состояния коммерческой организации / Н.Н. Волохов, В.Н. Курочкин, Е.В. Мохирев. -Экономика и социум, № 3(16), 2015. www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

6 Жиляскова Н. П. и др. Совершенствование формирования и использования прибыли коммерческой организации на базе финансового анализа состояния / Н.П. Жиляскова, И.В. Старченко, В.Н. Чекарь. -Экономика и социум, 2015, № 2(16) www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

7 Курочкин В.Н. Экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций. - Ростов-на-Дону: Дониздат, 2014. - 170 с.

8 Курочкин В. Н. Совершенствование методики анализа и оценки финансового положения коммерческой организации / В.Н. Курочкин, Е.В. Филимонова. - Экономика и социум, № 2, 2014 / www.iupr.ru/e-zhurnal-ekonomika-i-sotsium.

Мазуренко А.А. студент 2-го курса магистратуры

Гилева Н.Р.

студент 2-го курса магистратуры

Шахова Е.В. студент 2-го курса магистратуры Алтайский государственный университет

Россия, г. Барнаул СОЦИАЛЬНАЯ ДИНАМИКА И ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕННЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ И ПРОЦЕССАХ Анотация: Данная статья посвящена социальной динамике и ее проявлениях в общественных изменениях. Даны основные характеристики социального развития. Сделаны соответствующие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.