Научная статья на тему 'Анализ подходов разработки и специфики функционирования автоматизированных систем управления в вузах России'

Анализ подходов разработки и специфики функционирования автоматизированных систем управления в вузах России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
508
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ВУЗОМ / АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ / HIGHER EDUCATION / MANAGEMENT OF A MODERN UNIVERSITY / AUTOMATED CONTROL SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатаева Р. С.

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, проблемы управления ВУЗом приобретают первостепенное значение. Их актуальность и сложность определяются разнообразием источников финансирования современных вузов, обилием форм и видов научной, учебной, хозяйственной и производственной деятельности, необходимостью анализа рынка образовательных услуг и мониторинга рынка труда, потребностью адаптации к постоянно меняющимся условиям российской экономики и требованиям к вузам со стороны Министерства образования. В статье приводится опыт различных вузов России по разработке и дальнейшей эксплуатации автоматизированных систем управления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хатаева Р. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND SPECIFICITY OF FUNCTIONING OF THE AUTOMATED SYSTEMS OF MANAGEMENT IN RUSSIAN UNIVERSITIES

Today in the conditions of market economy problems of university management are of paramount importance. Their relevance and complexity are determined by a variety of funding sources of modern schools, an abundance of forms and types of scientific, educational, economic and industrial activities, by the need to analyze the market of educational services and monitoring of the labour market, the need to adapt to the ever changing conditions of the Russian economy and the requirements to universities by the Ministry of education. The paper shows the need to automate the management of higher education driven by the need to improve management efficiency, to make the University successful, cost-effective enterprise. The article presents the experience of various universities in Russia for the development and operation of automated control systems.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов разработки и специфики функционирования автоматизированных систем управления в вузах России»

УДК 371

Hataeva R.S., Cand. of Sciences (Pedagogy), Head of Department of Information Technologies and Applied Informatics, Chechen

State Pedagogical Institute, E-mail: [email protected]

ANALYSIS OF APPROACHES TO THE DEVELOPMENT AND SPECIFICITY OF FUNCTIONING OF THE AUTOMATED SYSTEMS OF MANAGEMENT IN RUSSIAN UNIVERSITIES. Today in the conditions of market economy problems of university management are of paramount importance. Their relevance and complexity are determined by a variety of funding sources of modern schools, an abundance of forms and types of scientific, educational, economic and industrial activities, by the need to analyze the market of educational services and monitoring of the labour market, the need to adapt to the ever changing conditions of the Russian economy and the requirements to universities by the Ministry of education. The paper shows the need to automate the management of higher education driven by the need to improve management efficiency, to make the University successful, cost-effective enterprise. The article presents the experience of various universities in Russia for the development and operation of automated control systems.

Key words: higher education, management of a modern university, automated control systems.

Р.С. Хатаева, канд. пед. наук, доц., зав. каф. информационных технологий и прикладной информатики ФГБОУ ВПО

«Чеченский государственный педагогический институт», г. Грозный, Е-mail: [email protected]

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ РАЗРАБОТКИ И СПЕЦИФИКИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ В ВУЗАХ РОССИИ

В настоящее время, в условиях рыночной экономики, проблемы управления ВУЗом приобретают первостепенное значение. Их актуальность и сложность определяются разнообразием источников финансирования современных вузов, обилием форм и видов научной, учебной, хозяйственной и производственной деятельности, необходимостью анализа рынка образовательных услуг и мониторинга рынка труда, потребностью адаптации к постоянно меняющимся условиям российской экономики и требованиям к вузам со стороны Министерства образования. В статье приводится опыт различных вузов России по разработке и дальнейшей эксплуатации автоматизированных систем управления.

Ключевые слова: вуз, управление современным вузом, автоматизированные системы управления.

Уже не требует доказательств тот факт, что управление вузом должно быть основано на сложной интегрированной системе - АСУ, основанной на современных информационных, internet/ intranet технологий и баз данных (БД). Как показывает практика, современные «АСУ вуз» отличаются высокой сложностью и их разработка требует усилий профессионалов. В литературе выделяют три основных подхода, в рамках которых осуществляется разработка и дальнейшее эксплуатирование информационных систем управления по типу «АСУ вуз» [1]:

• Первый подход основан на внедрении коммерческих информационных систем управления, созданных сторонними предприятиями-разработчиками. При этом основные задачи этих предприятий: создание, модернизация программного обеспечения, а также его внедрение, обычно включая предварительное обследование и рационализацию процессов деятельности вуза-заказчика.

• Второй подход предполагает построение информационной системы управления собственными силами вуза. В этом случае в течение определённого временного периода создаётся АСУ, учитывающая особенности конкретного вуза и обеспечивающая автоматизацию всех основных его подразделений.

• Третий подход заключается в смешанном использовании заказных коммерческих и собственных программных решений.

Сложные коммерческие АСУ в целом поддерживают все необходимые функции организации, однако, в силу универсальности систем, каждая конкретная функция может быть реализована без учета особенностей организации и не самым оптимальным для нее образом [1]. В этой связи, как показывает практика, использование второго подхода, когда вуз полностью обходится своими силами возможен или в том случае, когда вуз, чаще всего, технический, обладает огромным интеллектуальным потенциалом в лице своих сотрудников (например, В МГТУ им. Н. Э. Ба-

умана), или в том случае, когда вуз небольшой, не ставящий перед собой задачи воплощения сложных технических решений в собственной информатизированной системе управления.

Вместе с тем, необходимость автоматизации процесса управления вузом обуславливается потребностью повысить эффективность управления, сделать вуз преуспевающим, экономически выгодным предприятием, выпускающим высококачественную продукцию - дипломированных специалистов, пользующихся спросом на рынке труда. Создание и внедрение в вузе автоматизированной информационной системы управления позволяет получать руководителям различного ранга информацию, которая необходима им для принятия решений, на качественно ином уровне. Соответственно, существенно возрастает и качество принимаемых решений. Поэтому чаще всего, в вузах сейчас используется третий подход, когда используются самые современные разработки в этой области признанных флагманов в деле разработки АСУ (или их модификаций АИСУ - автоматизированных систем управления, ИАИС - интегрированной автоматизированной информационной системы и др.), в которые интегрируются собственные разработки, связанные со спецификой вуза или не отличающиеся особой сложностью. Средствами современных АСУ вузов с настоящий момент можно решить ряд фундаментальных задач: создание единого информационного пространства вуза; поддержка новых форм и методов управления вузом; оптимизация прохождения информации, требующейся для принятия управленческих решений; управляемость и доступность документов, сопутствующих деятельности вуза; повышение эффективности деятельности сотрудников вуза.

Рассмотрим опыт различных вузов, разработавших и внедривших собственные АСУ на основе различных программных средств (табл. 1).

Таблица 1

Обзор АСУ в различных вузах страны

№ Вуз Специфика АСУ

1 Российский новый университет (г. Москва) Разработана и внедрена АСУ «Вектор», которая создана на основе технологии Microsoft.NET. В системе «Вектор» предусмотрено разграничение прав доступа участников учебного процесса к данным и функциям системы, их защита и безопасность. В целом, АИС «Вектор» обеспечивает: автоматизацию большинства этапов управления делопроизводством и документооборотом; повышение надёжности и эффективности обработки информации; осуществление оперативного, достоверного учета, анализа и контроля деятельности служб вуза; повышение качества информационного обеспечения руководителей разных уровней; оперативный обмен управленческой информацией между структурными подразделениями вуза

2 Смоленский гуманитарный университет структурными элементами АСУ данного университета являются информационно-телекоммуникационная сеть и информационный фонд. Основными объектами АСУ являются: нормативно-справочная информация; административно-управленческая информация; информационно-образовательные ресурсы; исходные данные и результаты решения задач управления и обучения. Данная АСУ применяется для решения двух основных задач: информационное обеспечение учебного процесса и научных исследований; автоматизация деятельности должностных лиц университета при решении задач управления учебным заведением.

3 Институт информатики и телематики Хакасского государственного университета (г. Абакан) АСУ работает с центральной БД по модели «клиент-сервер» и включает в себя следующие возможности: просмотр текущего рейтинга студента, группы, потока по каждой охваченной системой дисциплине; просмотр итоговых сводных данных сложной структуры в виде диаграмм, графиков на мониторе или в твердых копиях; динамическое формирование web-страниц на основе текущей и итоговой информации, предоставляющее возможность просмотра этой информации с любого компьютера, входящего в Интернет; ведение электронного журнала.

4 Волгоградский государственный технический университет Создана информационная среда, содержащая следующие компоненты: нормативно-справочная информация вуза (факультеты, кафедры, направления обучения, состав локальной сети АСУ вуза); текущее состояние информационной среды (личные карточки студентов, текущая успеваемость студентов, список дисциплин по контрольным неделям, успеваемость студентов в сессию, учебные планы подготовки студентов); выходные данные (ведомость по текущей успеваемости в учебной группе, ведомость по успеваемости студентов в сессию, данные о назначении стипендии). Для улучшения контроля введена рейтинговая система оценки успеваемости студентов. Поддержка рейтинговой системы оценки знаний студентов обеспечивается автоматизированной системой мониторинга их успеваемости в виде АРМов (автоматизированных рабочих мест) в локальной сети. В состав АРМов входят АРМ «Ректор», «Деканат».

Следует отметить, что данные разработки АСУ в обозначенных вузах пришлись на период начала ХХ1в. и в настоящий момент они уже усовершенствованы. Как отмечают авторы В.В. Андреев, Н.В. Герова [2], указанные университетские системы управления учебным процессом не имели общих стандартизированных подходов к построению в условиях перехода высшего профессионального образования на двухуровневую систему образования и не могли в полной мере соответствовать требованиям к вузам после введения ФГОС ВПО нового поколения, а также в связи введением эффективного контракта у профессорско-преподавательского состава, возросшей коммерциализацией вузов и необходимостью управления бизнес - процессами. В ряде вузов в настоящий момент функционируют более продвинутые АСУ Например, во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) разработаны и успешно внедрены следующие подсистемы АИСУ:

щих эффективность его деятельности в различных направлениях, в том числе и экономических показателей, оценивающих эффективность его деятельности как предприятия. Полученный от внедрения системы положительный эффект позволяет говорить о возможности распространения опыта ВГУЭС и применения подобных систем в других вузах [3].

Но безусловным лидером в области разработки «АСУ вуз» является МГТУ им. Н. Э. Баумана, в котором разработана и внедрена автоматизированная информационная система управления учебным процессом «Электронный университет» фНр://еип. bmstu.ru/company). Система реализована на современных принципах организации информационных и программных систем. В настоящее время в составе трех сегментов (учебный, научный, кадрово-экономический) «Электронного университета» эксплуатируются 24 функциональных подсистемы, 18 баз данных. Созданное единое информационное пространство позволяет

Таблица 2

Структура основных подсистем АИСУ во ВГУЭС

№ Подсистема АИСУ Выполняемая функция

1 Канцелярия автоматизирует работу с приказами;

2 Структура и штатное расписание фиксирует изменения в организационной структуре и штатном расписании вуза;

3 Отдел кадров обеспечивает ведение личных карточек сотрудников

4 Абитуриент автоматизирует работу приемной комиссии;

5 Контингент студентов ведёт учет студентов, изменения их анкетных данных и статуса

6 Договора ведет учет обучающихся на договорной основе

7 Здания и помещения ведет учет и использование объектов недвижимости, принадлежащих университету

8 Учебный процесс автоматизирует систему управления учебным процессом

9 Автоматизированные обучающие системы обеспечивают изучение студентами отдельных предметов в дистанционном режиме

10 Библиотека автоматизирует работу с читателями, обеспечивает работу электронного каталога

При создании АИСУ разработчики руководствовались рядом базовых принципов: вся необходимая информация должна размещаться в единой корпоративной базе данных, расположенной на одном или нескольких серверах; обработка информации в системе осуществляется в режиме «клиент-сервер», что позволяет повысить эффективность её работы, избежать дублирования информации при вводе, поддерживать непротиворечивость данных, обеспечивать надёжную их защиту; при проектировании системы должны быть реализованы принципы модульности и открытости, что позволяет включать в неё новые функциональные подсистемы без существенной корректировки ранее созданных модулей; для реализации функции управления вузом, должна быть введена система количественных показателей, оцениваю-

подсистемам, развиваясь автономно, информационно взаимодействовать между собой. Система «Электронный университет» позволяет реализовать следующие сервисы:

Система «Электронный университет» позволяет реализовать следующие функции: организация сотрудничества с компаниями-работодателями, организация взаимодействия компаний и студентов-выпускников соответствующих специальностей; управление взаимоотношениями со студентами и абитуриентами за счёт использования CRM-системы; планирование и отслеживание бюджета: управление активами, приобретение товаров и сервисов, контроль выплат; Управление финансовой деятельностью, управление финансовой документацией, генерация финотчётов; Управление персоналом, учёт

Таблица 3

Основные сервисы системы «Электронный университет»

Сервисы для абитуриентов Сервисы для студентов Сервисы для преподавателей

• онлайн регистрация для поступления в ВУЗ, • назначение времени сдачи вступительных экзаменов, • рассылка электронных писем с информацией о поступлении • информация об академической успеваемости за весь срок обучения, • учебный план, • уведомления о необходимости выплат, • возможность оплаты с помощью кредитных карт • возможность просмотра списка студентов и листа ожидания своего курса, • академической успеваемости студентов курса, • он-лайн выставление оценки в электронную зачётку студента, • составления индивидуального расписания преподавателя в матричной форме

трудовой деятельности каждого сотрудника, расчёт заработанной платы, система штрафов и поощрений; Формирование отчетов по преподавателям, студентам, финансовому положению Университета.

В качестве яркого примера использования вузами АИС, разработанными специализированными организациями в области разработки информационных технологий, является система «Галактика Управление вузом» (www.galaktika.ru) .

Разработка и развитие системы Галактика Управление вузом - результат многолетнего сотрудничества корпорации «Галактика» с ведущими учебными заведениями стран СНГ Пользователями решений корпорации являются более 30 вузов, в том числе Тихоокеанский и Дальневосточный государственные университеты.

Система «Галактика Управление Вузом» позволяет: осуществлять эффективное планирование учебного процесса в соответствии со стандартами третьего поколения, с использова-

Библиографический список

нием семестрового и модульного принципов построения графика учебного процесса; объединить основные подразделения вуза в единую информационную среду; уменьшить объем бумажного документооборота, снизить трудоемкость процессов обработки и получения данных; повысить достоверность и оперативность обработки информации для поддержки принятия своевременных управленческих решений; формализовать и упорядочить бизнес-процессы; снизить вероятность ошибок пользователей; обеспечить контроль и управление ресурсами и др..

Таким образом, автоматизированная информационная система управления деятельностью вуза, вне зависимости от того какие пути использовал вуз при её создании, должна носить информационно-аналитический характер, обеспечивать информационную поддержку принятия решений по всем направлениям деятельности вуза, строиться на принципах комплексности, открытости, масштабируемости, безопасности, надежности, снижения стоимости эксплуатации.

1. Подолякин О.В. Оценка эффективности инвестиций в информационную систему управления вузом. Диссертация ... кандидата экономических наук. Вологда, 2008.

2. Андреев В.В., Герова Н.В. Требования к информационной системе управления учебным процессом вуза. Программные продукты и системы. 2010; 3. Available at: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg

3. Лазарев Г.И. Автоматизация процесса управления вузом и базовые принципы, лежащие в ее основе. Available at: http://abc.vvsu. ru/Books/Konfer_2000/page

References

1. Podolyakin O.V. Ocenka 'effektivnosti investicij v informacionnuyu sistemu upravleniya vuzom. Dissertaciya ... kandidata 'ekonomicheskih nauk. Vologda, 2008.

2. Andreev V.V., Gerova N.V. Trebovaniya k informacionnoj sisteme upravleniya uchebnym processom vuza. Programmnye produkty i sistemy. 2010; 3. Available at: http://swsys.ru/index.php?page=article&id=2456&lang=lnfaowvg

3. Lazarev G.I. Avtomatizaciya processa upravleniya vuzom ibazovye principy, lezhaschie v ee osnove. Available at: http://abc.vvsu.ru/Books/ Konfer_2000/page

Статья поступила в редакцию 01.04.15

УДК 378

Chalaeva A.H., postgraduate, Nevinnomyssk State Humanitarian-Technical Institute, Director of School №16 (Grozny, Russia),

E-mail: [email protected]

FUNCTIONAL CHARACTERIZATION OF THE DIRECTOR OF A MODERN SCHOOL AND REQUIREMENTS FOR PROFESSIONAL COMPETENCE OF THE DIRECTOR. The article analyzes reasons for applying to the school principal, the problems of modern educational management organization, the proposed group of professional competencies of a school director. The work is dedicated to the school director's professional and personal qualities and principles that should underpin the management performance of the school leader. The article concludes that the leader of the modern school must possess skills in strategic projecting, in managing processes, organization of effective interpersonal and professional communication in teaching staff. It needs to focus joint efforts of all the employees and their organization to achieve positive results.

Keywords: school director, functional director of school, problems of school management, principles of school management.

А.Х. Чалаева, аспирант ГАОУ ВПО «Невинномысский государственный гуманитарно-технический институт»,

директор СОШ № 16, г. Грозный, E-mail: [email protected]

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДИРЕКТОРА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ И ТРЕБОВАНИЯ К ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ КОМПЕТЕНЦИЯМ

В статье анализируются причины обращения к образу директора школы, проблемы управления современной образовательной организацией, предложены группы профессиональных компетенций директора школы, выделены его профессионально-личностные качества и принципы, на которых должна основываться управленческая деятельность руководителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.