Научная статья на тему 'Структурные компоненты автоматизированной системы управления современного инновационного вуза'

Структурные компоненты автоматизированной системы управления современного инновационного вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВУЗ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хатаева Ровзан Салимсултановна

В условиях рыночной экономики проблемы управления вузом приобретают первостепенное значение. В статье рассмотрена одна из сложнейших на сегодняшний момент систем управления вузом автоматизированная информационная система «Аксиома», разработанная и функционирующая на базе Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE automated control system MODERN INNOVATIVE UNIVERSITY

In the conditions of market economy, the problems of University management is of paramount importance. The article considers one of the most complex to date systems of University management automated information system «Axiom», developed and functioning on the basis of the National research technological University «Moscow Institute of steel and alloys».

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты автоматизированной системы управления современного инновационного вуза»

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИННОВАЦИОННОГО ВУЗА

Аннотация. В условиях рыночной экономики проблемы управления вузом приобретают первостепенное значение. В статье рассмотрена одна из сложнейших на сегодняшний момент систем управления вузом - автоматизированная информационная система «Аксиома», разработанная и функционирующая на базе Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов». Ключевые слова: вуз, автоматизированная система управления, автоматизированная информационная система.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE AUTOMATED CONTROL SYSTEM MODERN INNOVATIVE UNIVERSITY

Annotation. In the conditions of market economy, the problems of University management is of paramount importance. The article considers one of the most complex to date systems of University management - automated information system «Axiom», developed and functioning on the basis of the National research technological University «Moscow Institute of steel and alloys». Keywords: higher education, automated control system, automated information system.

Автоматизация основных направлений деятельности является одним из приоритетных направлений развития современного инновационного вуза. Автоматизированные системы управления вузом (АСУ) прошли в нашей стране долгий путь эволюции, начиная еще с Советских времен. Однако основные этапы современной истории АСУ начинаются с 90-ых гг. XX в., когда основной платформой для разработок стала IBM PC. С тех пор в вузах страны сменились АСУ, в среднем, трех поколений. Однако, на современном этапе функциональные и структурные особенности реализации вузовских автоматизированных систем предопределяют многообразие и сложную взаимосвязь реализуемых в высшем учебном заведении бизнес-процессов.

На наш взгляд, наиболее сложной и отвечающей современным требованиям к образовательному процессу в вузе на сегодняшний момент является АИС «Аксиома», разработанная сотрудниками МИСИС совместно с компанией «МНПП НАМИП», и функционирующая на базе Национального исследовательского технологического университета «Московский институт стали и сплавов» (МИСИС) [3]. АИС «Аксиома» разработана на базе SOA-платформы iJaNet и предназначена для комплексного решения вопросов управления учебной и научной деятельностью и контингентом учащихся, а также для организации оперативного обмена данными в едином информационном пространстве вуза. Следует так же отметить, что для решения вопросов рационального использования IT-бюджетов и использования возможностей облачных вычислений при разработке АИС «Аксиома» была апробирована SaaS-модель построения информационной инфраструктуры [1]. В целом, АИС «Аксиома» имеет в своем составе следующие подсистемы:

- «Управление контингентом учащихся»;

- «Учет текущей успеваемости и посещаемости»;

- «Расчет стипендии»;

- «Планирование учебного процесса»;

- «Разработка и внедрение системы автоматизации деятельности управления науки».

Управление учебным процессом в условиях перехода на многоуровневую систему высшего

УДК 371 Р.С. Хатаева

Rovsan Hatаeva

© Хатаева Р.С., 2015

образования характеризуется необходимостью обеспечения сквозного учета контингента студентов (в том числе магистров и студентов, получающих второе и более высшее образование), накопления истории изменений и истории взаимоотношений вуза со студентами, организации оперативного аналитического учета и контроля текущей успеваемости студентов и посещаемости занятий. На основе анализа опыта разработки и функционирования данной системы [2], можно отметить, что в АИС «Аксиома» включены готовые к использованию сервисы, разделенные на следующие функциональные группы (см. табл. 1).

Таблица 1

Основные сервисы АИС «Аксиома»

№ Сервис Основные выполняемые функции

1. Приемная комиссия работа с личными делами абитуриентов (анкетные данные, сведения об образовании, контактная информация и др.); подготовка к проведению и обработка результатов вступительных испытаний; учет результатов вступительных испытаний, влияющих на результаты конкурсного отбора; формирование конкурсного ряда абитуриентов в соответствии с правилами приема; подготовка документов к зачислению абитуриентов; печать документов (заявление, анкета абитуриента, расписка о принятии документов, журнал регистрации абитуриентов и пр.); статистическая обработка информации по результатам приема и др.

2. Управление контингентом формирование и ведение единой карточки студента; сквозной учет контингента студентов; формирование различных отчетов по движению контингента студентов; формирование отчетности по трудоустройству выпускников

3. Текущая успеваемость ведение реестра (журнала) текущей успеваемости студентов путем ввода информации вручную либо путем сканирования и распознавания информации с соответствующих журналов (по результатам выполнения домашних заданий, практикумов, коллоквиумов и других контрольных мероприятий); формирование различных отчетов по текущей успеваемости студентов и т.д.

4. Текущая посещаемость ввод результатов текущей посещаемости студентов путем ввода информации вручную либо путем сканирования и распознавания информации с журналов посещаемости; формирование различных отчетов по текущей посещаемости студентов и т.д.

5. Сессионная успеваемость ввод результатов сессионной успеваемости путем ввода информации вручную либо путем сканирования и распознавания информации с зачетных и экзаменационных ведомостей; формирование различных отчетов по контингенту студентов на основе данных сессионной успеваемости

6. Выпуск документов формирование документов государственного образца о высшем профессиональном образовании, в том числе для иностранных студентов; организация выпуска на бумажных носителях документов об образовании (диплом, приложение к диплому, академическая справка, выписка и пр.); подготовка различных отчетов о выпуске документов, в том числе «Книга регистрации дипломов»

Окончание таблицы 1

№ Сервис Основные выполняемые функции

7. Учебный процесс Учебные планы: формирование и сопровождение базовых и учебных рабочих планов по всем направлениям и специальностям; Программы дисциплин: формирование и сопровождение банка программ учебных дисциплин; формирование материалов дисциплины в виде методического комплекса для печати; Нагрузка преподавателей: расчет плановой учебной нагрузки на семестр и учебный год; распределение учебной нагрузки ППС; составление индивидуальных планов преподавателей и др.; Планирование учебного процесса: посеместровое и годовое планирование учебного процесса; Практика: формирование и сопровождение документации по организации и проведению всех видов практики по профилю подготовки; Расписание: формирование и составление расписания учебных занятий студентов всех форм обучения и направлений подготовки; (бакалавр/специалист/магистр), в том числе экзаменационной сессии Аудиторный фонд: ведение реестра аудиторного фонда (расположение, вместимость, наличие компьютерного и специального оборудования и пр.)

8. Довузовское обучение работа с личными делами слушателей (анкетные данные, сведения об образовании, контактная информация и др.); подготовка документов слушателей к зачислению; учет выполнения учебной работы и контроль за своевременным выполнением учебного плана; учет результатов промежуточных и итоговых испытаний слушателей

9. Аспирантура работа с личными делами аспирантов, докторантов и соискателей (анкетные данные, сведения об образовании и др.); подготовка сводных отчетов о работе аспирантуры, отображающих статистику работы по подготовке научных кадров

10. Дополнительное образование работа с личными делами слушателей подразделений дополнительного образования (анкетные данные, сведения об образовании, контактная информация и др.); статистическая обработка информации по результатам приема, выпуска и т.д.

На основе изученного опыта, научных публикаций, можно сказать, что в процессе внедрения информационной системы управления учебной и научной деятельностью и контингентом учащихся в МИСиС были решены следующие задачи:

- организованы автоматизированные рабочие места преподавателей, научных сотрудников и организаторов учебного процесса;

- обеспечена преемственность информации путем конвертации различных данных в единую систему;

- выполнена интеграция с автоматизированными системами МИСиС и сторонних разработчиков (АИС Кадры-Штаты-Зарплата, АРМ Банк-касса, АРМ Валюта, АИС GosInsp, MS Word, MS Excel и др.);

- автоматизирована деятельность центра подготовки абитуриентов и адаптации студентов и приемной комиссии;

- организовано ведение единой картотеки учащихся, накопление истории изменений данных и истории взаимоотношений с учащимся, в т.ч. формируемых автоматически на основе приказов;

- внедрен оперативный аналитический учет и контроль текущей успеваемости и посещае-

мости занятий студентами с применением как бумажных (путем сканирования и распознавания), так и электронных журналов;

- обеспечен оперативный аналитический учет и контроль сессионной успеваемости и формирование различных отчетов;

- автоматизирована деятельность по планированию учебного процесса в условиях перехода на многоуровневую систему высшего образования (бакалавр/специалист/магистр);

- автоматизирована деятельность аспирантуры;

- организован электронный реестр аудиторного фонда;

- разработано программное обеспечение для составления расписания учебных занятий с учетом различных ограничений (вместимость аудитории, наличие специального оборудования, графика преподавателей и др.);

- разработана и апробирована балльно-рейтинговая система оценки индивидуальных результатов обучения студентов;

- организован выпуск на бумажных носителях документов об образовании;

- автоматизирована деятельность по расчету стипендии (по видам выплат) и материальной помощи учащимся и формирования финансовых и аналитических отчетов различного характера по результатам расчетов;

- внедрен учет состояния и движения контингента, проходящего контрактное обучение, расчет начислений оплаты по договорам, контроль фактической оплаты и расчет пени и др.;

- автоматизировано ведение и сопровождение управленческого и финансового учета результатов госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ [3].

Решение этих задач позволяет считать АИС «Аксиома» одной из самых прогрессивных систем управления современным инновационным вузом. Следует отметить, что она в большей степени подходит вузам с большим контингентом учащихся и III 1С, хотя отдельные технические решения могут быть использованы и другими вузами и быть интегрированными в их систему управления.

Хотелось бы так же отметить, что в данной статье рассмотрены возможности АИС «Аксиома», в основном, касающиеся образовательного процесса. Вместе с тем, данная система предназначена для управления так же и научной деятельностью вуза: ведения и сопровождения управленческого и финансового учета результатов госбюджетных и хоздоговорных научно-исследовательских работ; формирования и учета документации по реализации международных учебных и научно-исследовательских проектов; учета обучения/стажировки/практики учащихся иностранных государств; учета обучения/стажировки/практики учащихся в иностранных вузах в рамках программ международного обмена и др.

Так же во всех вузах используются отдельные автоматизированные системы, связанные с работой вспомогательных служб:

- «1С Бухгалтерия» - программное решение для комплексной автоматизации ведения бухгалтерского учета и учета различных видов финансово-хозяйственной деятельности вуза; расчета заработной платы сотрудников, стипендии студентов, налоговой базы;

- автоматизированная информационная библиотечная система;

- система учета публикационной активности профессорско-преподавательского состава;

- автоматизированные системы, контролирующие контингент студентов, проживающих в общежитии и др.

Резюмируя вышеизложенное отметим, что АСУ современного вуза - это сложные системы, которые разрабатываются или на базе самих вузов, или на специализированных фирмах, но практи-

чески всегда - это комплекс отдельных автоматизированных систем, интегрированных в единую систему и подстроенную под специфику вуза.

Библиографический список

1. Иванченко, Д. А. Построение информационной инфраструктуры вуза с применением модели 8аа8 / Д. А. Иванченко // Высшее образование в России. - 2010. - № 10. - С. 11-12.

2. Иванченко, Д. А. Оптимизация построения информационной системы управления вузом: концептуальные подходы / Д. А. Иванченко // Университетское управление: практика и анализ. - 2011. - № 2. - С. 40-48.

3. МНИЛ НАМИП установила обновленную версию модуля «Приемная комиссия» в НИТУ «МИСиС» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.tadviser.ru/index.php (дата обращения : 12.02.2015).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.