Научная статья на тему 'Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебных умений у детей старшего дошкольного возраста'

Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебных умений у детей старшего дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2207
391
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНИКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ / УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / PRESCHOOL CHILDREN / PSYCHOLOGICAL READINESS FOR SCHOOL / UNIVERSAL PREREQUISITES OF LEARNING PROCESS / LEANING SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадола Елена Владимировна

В статье анализируются различные подходы к проблеме готовности к школьному обучению. Рассматриваются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения как одно из приоритетных направлений современного российского образования. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of approaches to psychological readiness of preschool children for school and of leaning skills prerequisites

The article presents the analysis of approaches to school readiness. The author focuses on psychological peculiarities of preschool children, prerequisites of the learning process, leaning strategies as one of the major trends in modern Russian education. The necessity to teach prerequisites of leaning skills to preschool children represents the urgency of the research. The results of the research can be used for preparing preschool children in kindergartens as well as in the sphere of supplementary education for children.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к проблемам психологической готовности к школе и формирования предпосылок общеучебных умений у детей старшего дошкольного возраста»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

Библиографический список

1. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей [Текст] / В.Н. Дружинин. — 3-е изд. — СПб. : Питер, 2007.

— 368 с: ил. — (Мастера психологии)

2. Дружинин, В.Н. Экспериментальное исследование формирующего влияния микросреды на креативность [Текст] / В.Н. Дружинин, Н.В. Хазратова // Психологический журнал. — Т.14. — №4. — С. 83-93.

3. Хазратова, Н.В. Формирование креативности под влиянием микросреды [Текст] : дис. ... канд. пед. наук / Н.В. Хазратова. — М, 1994. — 169 с.

4. Лебедева, Л.Д. Педагогические основы арт-терапии в образовании [Текст] / Л.Д. Лебедева. — СПб. : ЛОИРО,

2001. - 318 с.

5. Шамова, Т.П. Управление образовательными системами [Текст] : учеб. пособие для студ. вузов, обучающихся по спец. «Педагогика и психология», «Педагогика» / Т.Н. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. — 4-е изд., стер.

— М. : Академия, 2007. — 384 с.

6. Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных тех-

нологий [Текст] : Т.2 / Г.К. Селевко. — М. : НИИ школьных технологий, 2006. — 815 с. — (Энциклопедия образовательных технологий) (Народное образование).

7. Ремеева, А.Ф. Индивидуально-типологические особенности познавательной деятельности подростков, обусловленные функциональной асимметрией мозга, и процесс обучения [Текст] : автореф. дис ... канд. психол. наук / А.Ф. Ремеева. — М.,1998. — 23 с.

8. Бендлер, Р. Из лягушек — в принцы: нейролингвистическое программирование [Текст] / Р. Бендлер, Д. Гриндер. — Воронеж : НПО «МОДЕК», 1994. — 240 с.

9. Википедия [Электронный ресурс] : свободная энциклопедия. — Режим доступа: http: // www.Wikipedia.ru

РАТУШНАЯ Светлана Владимировна, ассистент межфакультетской кафедры иностранных языков, соискатель кафедры социальной работы.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 29.12.2008 г.

© Ратушная С.В.

УДК 37 01+371 125 8 Е. В. КАДОЛА

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ПРОБЛЕМАМ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ К ШКОЛЕ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА______________________________________________

В статье анализируются различные подходы к проблеме готовности к школьному обучению. Рассматриваются психологические особенности детей старшего дошкольного возраста, предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения как одно из приоритетных направлений современного российского образования. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.

Ключевые слова: дошкольники, психологическая готовность к школе, универсальные психологические предпосылки учебной деятельности, общеучебные умения и навыки.

Проблема психологической готовности к школе придерживались Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, А.А. очень популярна среди исследователей разных специ- Люблинская [2, 3, 4]. Они включают в понятие готов-альностей. Л.С. Выготский одним из первых сформули- ности к обучению понимание смысла учебных задач, ровал мысль о том, что готовность к школьному обуче- их отличие от практических, осознание способов вы-нию со стороны интеллектуального развития ребенка полнения действия, навыки самоконтроля и самооцен-заключается не столько в количественном запасе пред- ки, развитие волевых качеств. Кроме того, ребенку ставлений, сколько в уровне развития познавательных необходимо уметь наблюдать, слушать, запоминать, процессов. «По мнению Л.С. Выготского, быть готовым добиваться решения поставленных задач. к школьному обучению значит прежде всего обобщать В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев пишут: «К числу

и дифференцировать в соответствующих категориях фундаментальных слагаемых школьной готовности предметы и явления окружающего мира» [1]. (наряду с умением действовать по заданному образ-

Концепции готовности к школьному обучению цу и интенцией к проявлению самостоятельности как комплексу качеств, образующих умение учиться, в сотрудничестве со взрослым) мы относим также

такую всеобщую психическую способность, как воображение» [5].

В отечественной психологии рассмотрение проблемы готовности к школьному обучению начинается с трудов Л.С. Выготского и содержится в работах Л.И. Божович [1], Д.Б. Эльконина [6, 7], Н.Г. Салминой [8], Е. Е. Кравцовой [9], Н.В. Нижегородцевой, В. Д. Шадрикова [10], Н. Ф. Гуткиной [11] и др . Эти авторы вслед за Л.С. Выготским считают, что обучение ведет за собой развитие.

Н.Ф. Гуткина пишет, что «традиционно выделяют три аспекта школьной зрелости:1) интеллектуальный;

2) эмоциональный; 3) социальный» [11].

Исследуя проблему психологической готовности к школе, Л.И. Божович рассматривает два ее аспекта: личностную и интеллектуальную готовность. Основным критерием психологической готовности к школе в трудах данного автора выступает новообразование «внутренняя позиция школьника» [1].

«Работы Д. Б. Эльконина, его сотрудников и учеников выделяют основные стороны психологической готовности ребенка к школе: позицию, включающую положительное отношение к учению, осознанию его смысла, отношение к учителю как представителю общества и к сверстникам как товарищам по совместной учебной деятельности; овладение элементами учебной деятельности (принятие учебных задач, внимание к способу выполнения учебных действий, навыки самоконтроля и самооценки); развитие произвольности познавательных процессов и логических форм мышления» [2].

Н. Г. Салмина выделяет три показателя психологической готовности к школе:1) произвольность как одну из предпосылок учебной деятельности; 2) уровень сформированности семиотической функции;

3) личностные характеристики, включающие особенности общения [8].

В работах Е.Е Кравцовой при характеристике психологической готовности детей к школе основной упор делается на роль общения в развитии ребенка [9].

Н.В. Нижегородцева и В. Д. Шадриков представляют психологическую готовность к обучению в школе как структуру, состоящую из учебно-важных качеств (УВК) [10].

Во всех вышеперечисленных исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что залог успешного перехода дошкольника к школьному обучению — полноценное, развернутое прохождение этапа дошкольного детства с характерными для него видами деятельности и особенностями психического развития. Эти виды деятельности и психологические особенности могут быть с успехом использованы в целях постепенного формирования качеств, необходимых для систематического обучения в школе.

В современном образовании на первый план выходят общеучебные и универсальные умения. А.В. Усова определяет умение как «возможность выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится ориентироваться субъекту» [12].

Существует несколько оснований для классификации общеучебных умений: по уровню познавательной самостоятельности [13, 14], по характеру учебной деятельности [15], по компонентам учебной деятельности [16], по наиболее значимым сторонам учебнопознавательной деятельности [17] и др.

Существуют как различные подходы к классификации общеучебных умений, так и разночтения в их наименовании: «познавательные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «универсальные способы получения и применения

знаний», «умения и навыки учебного труда», «интеллектуальные, или умственные умения», «умения учиться» и т.п.

Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков под общеучебными умениями и навыками понимают «универсальные для многих школьных дисциплин способы получения и применения знаний» [16].

В.В. Краевский и А. В. Хуторский дают следующее определение общеучебным умениям и навыкам: «Общие и общеучебные умения, навыки, способы деятельности являются деятельностным воплощением в стандарте изучаемых объектов и знаний, элементами общего механизма взаимодействия ученика с социальным опытом человечества» [18].

Учитывая вышеуказанные определения, можно заключить, что специфика общеучебных умений и навыков состоит в том, что они способствуют развитию межпредметных связей, стимулируют гибкость познавательных процессов, рациональность мышления, развитие самостоятельности учащихся.

Новые требования системы начального обучения выдвигают новые задачи в дошкольном воспитании. Одной из важнейших задач обучении и воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них способностей, т. е. психических качеств, необходимых для овладения разными видами деятельности и их успешного выполнения. Среди многих видов способностей значительное место занимают познавательные способности.

Многолетние исследования, проведенные под руководством Л. А. Венгера, показали, что «основная общая познавательная способность, формируемая в дошкольном возрасте, — опосредованное решение познавательных задач; способность к использованию сенсорных эталонов и к наглядному моделированию выступает в качестве ее более наглядных форм» [2].

Значимость процесса учения в дошкольном детстве невозможно отрицать. Эти процессы естественным образом протекают в рамках различных видов деятельности ребенка — дошкольника (игры, продуктивной деятельности и др.). Невозможно также отрицать целесообразность организованного обучения детей-дошкольников в контексте того, чем они призваны заниматься в соответствии с социокультурным, психологическим и физиологическим статусом своего возраста [19]. По мнению В.В. Давыдова, В.Т. Кудрявцева, «цель развивающего дошкольного обучения состоит не в формировании каких-либо конкретных элементов учебной деятельности, а в создании ее универсальных психологических предпосылок» [5].

Основной предпосылкой учебной деятельности в развитом ее виде может выступать овладение общими способами действий, т. е. такими, которые позволяют детям решать практические и познавательные задачи, выделять основные существенные связи и отношения между явлениями и фактами окружающего мира.

По данным анализа литературы по дошкольной педагогике и психологии по темам готовности к школьному обучению [1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11] и формирования предпосылок учебных умений у детей старшего дошкольного возраста [7, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26], нами были выявлены следующие основные общеучебные умения:

I. Учебно-организационные умения.

II. Учебно-информационные умения.

III. Познавательные умения.

Представляется логичным привести ниже определения каждой группы умений:

Учебно-организационные умения — умения принимать и намечать задачи деятельности, рационально

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ «ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009

планировать деятельность, создавать благоприятные условия деятельности [27].

Учебно-информационные умения — умения работать с устным текстом [27].

Мы рассматриваем познавательные умения как «достижения в способах познания» [24].

Можно выделить следующие составляющие в каждой группе:

I. Учебно-организационные умения

1) учиться воспроизводить задание по образцу;

2) учиться понимать учебную задачу, предъявляемую для индивидуальной и коллективной деятельности;

3) учиться понимать последовательность действий, предъявляемую по индивидуальному и коллективному выполнению учебной задачи;

4) учиться сравнивать полученные результаты с учебной задачей, с планом ее реализации;

5) овладевать средствами различных форм самоконтроля, взаимоконтроля;

6) учиться проверять свою работу по образцу, контролировать свои действия в соответствии с заданным образцом;

7) учиться правильно оценивать свою работу;

8) учиться внимательно слушать, вникать и выполнять указания воспитателя;

9) учиться сосредоточиться на инструкции, которую получает от взрослого, и выполнить ее;

10) учиться планировать свои действия;

11) учиться осознавать способы выполнения действия.

II. Учебно-информационные умения

1) умения работать с устными текстами:

а) воспринимать на слух небольшую сказку, рассказ, загадку, стихотворение; рассказывать, о чем слушали: давать простейшую оценку прослушанному; расчленять слышимый текст на предложения; выделять слова, обозначающие, о ком или о чем говорится, что говорится, составлять простой план устного текста;

б) подробно связно пересказывать содержание небольшого рассказа, сказки; составлять связный текст на основе картинки (иллюстрации) или вопросов воспитателя; давать простейшее описание одного, двух растений, животных.

III. Познавательные умения

1) Интеллектуальные умения:

— классификация;

— анализ;

— сравнение;

— обобщение.

2) Умения моделирующей деятельности:

— понимать смысл наглядных моделей (схемы, чертежи, планы, графики), самостоятельно их создавать и использовать;

3) Перцептивные умения:

— использовать сенсорные эталоны для того, чтобы проводить наблюдение, анализ, сравнение, обобщение наблюдаемых явлений и на их основе делать определенные выводы и умозаключения.

В настоящее время происходят кардинальные изменения приоритетов в российском образовании. Одним из ориентиров образовательного процесса сегодня является развитие общеучебных умений и навыков учащихся. Новые требования системы начального обучения выдвигают новые задачи в дошкольном воспитании. Особенно остро встают проблемы обеспечения преемственности в обучении и воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Формирование предпосылок учебно-организационных, учебно-информационных, познавательных умений учебного труда позволит дошкольнику успешно овладеть разными видами деятельности и областями знаний на других ступенях образования, а также найти свое место в быстро меняющемся мире высокоинтеллектуальных технологий. Реальная потребность в формировании предпосылок умений учиться обусловливает актуальность данного исследования. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке к школе детей старшего дошкольного возраста в детских садах, в сфере дополнительного образования детей.

Библиографический список

1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). — М. : Просвещение, 1968. — 464 с. (Акад. пед. наук СССР).

2. Венгер Л.А. Достижения в изучении психического развития ребенка // Дошкольное воспитание. — 1987. — № 11. - С. 57-60.

3. Запорожец А.В. Интеллектуальная подготовка детей к школе (содержание, формы и методы) // Дошкольное воспитание. - 1977. - № 8. - С. 30-34.

4. Люблинская А.А. Детская психология : учеб. пособие для студентов педагогических ин-тов - М. : Просвещение, 1971. - 415 с.

5. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступени // Вопросы психологии. — 1997. — № 1 — С. 3-18.

6. Эльконин Д.Б. Некоторые вопросы диагностики психического развития детей // Диагностика учебной деятельности и интеллектуального развития детей. — М., 1981. — 152 с.

7. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. : ил. — (Труды д. чл. и чл.-корр. АПН СССР). — ISBN 5-7155-0035-4. Анищенко О. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. — С. 36-37.

8. Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. — М. : Изд-во Моск. ун-та, 1988. — 288 с. — ISBN 5-211-00024-2.

9. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе / Науч.- исслед. ин-т дошкольного воспитания Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1991. — 152 с. : ил. — ISBN 5-7155-0381-7.

10. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психологопедагогическая готовность ребенка к школе : пособие для практических психологов, педагогов и родителей. — М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001. — 256 с. : ил. — (подготовка детей к школе). — ISBN 5-69-00672-Х.

11. Гуткина Н.Ф. Психологическая готовность к школе. — 4-е изд., перераб. и доп. — СПб. : Питер, 2004. — 208 с.: ил. — (Серия «Учебное пособие»). — ISBN 5-94723-625-7.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Усова А.В. Совершенствование методики формирования учебных умений — необходимое условие повышения эффективности учебного процесса // Формирование умений и навыков учебного труда в процессе обучения школьников : сб. науч. тр. ; под ред. В.В. Краевского, А.В. Усовой. — М., 1981. — 80 с.

13. Громцева А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию : учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. — М. : Просвещение, 1983. — 144 с.

14. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — М. : Педагогика, 1990. — 192 с. — ISBN 5-71550285-3.

15. Усова А.В. Формирование у учащихся общеучебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. — М. : Знание, 1987. — 80 с.

16. Татьянченко Д.В. Организационно-методические

условия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. —

2002. - № 5. - С. 42-55.

17. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. — 1982. — № 10. — С. 106-111.

18. Краевский В.В. Основы обучения. Дидактика и методика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /

B.В. Краевский, А.В. Хуторский. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 352 с. — ISBN 978-5-7695-2928-3.

19. Кудрявцев В.Т. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегии развития // Дошкольное воспитание. — 1998. — № 12. — С. 61-68.

20. Анищенко О. Возможность формирования контроля у дошкольников // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 11. — С. 48-50.

21. Анищенко О. Некоторые стороны учебной деятельности // Дошкольное воспитание. — 1983. — № 6. —

C. 36-37.

22. Анищенко О. Условия формирования предпосылок учебной деятельности детей // Дошкольное воспитание. — 1979. — № 5. — С. 39-41.

23. Бугрименко Е. Ролевая игра как средство организации самоконтроля // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 10. — С. 35-37.

24. О соотношении предметных, общеучебных и универсальных умений в содержании начального образования // Начальное образование. — 2008. — № 2. — С. 3-9.

25. Цеханская Л. О некоторых особенностях усвоения обобщений // Дошкольное воспитание. — 1980. — № 7. — С. 31-34.

26. Щербакова Е. О формировании умения учиться // Дошкольное воспитание. — 1985. — № 4.- С. 49-52.

27. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. — М. : Педагогика, 1989. — 560 с. — (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).

КАДОЛА Елена Владимировна, преподаватель кафедры английского языка.

E-mail: [email protected]

Дата поступления статьи в редакцию: 24.12.2008 г.

© Кадола Е.В.

Информация

Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Немецкое научно-исследовательское сообщество (DFG) в соответствии с заключенным между ними соглашением о сотрудничестве договорились провести в 2010 г. совместный конкурс научных проектов РГНФ — DFG

Основная цель конкурса — консолидация усилий РГНФ и DFG для финансирования гуманитарных научных исследований, выполняемых совместно учеными Российской Федерации и Германии.

В 2010 г. проводится конкурс проектов по организации российско-германских научных мероприятий (конференций, семинаров и т.д.) на территории России или Германии (вид конкурса — г) по следующим областям знаний гуманитарных наук:

(01) история; археология; этнография;

(02) экономика;

(03) философия; социология; политология; правоведение; науковедение;

(04) филология; искусствоведение;

(06) комплексное изучение человека; психология; педагогика; социальные проблемы медицины и экологии человека.

Условия совместного конкурса научных проектов РГНФ — DFG, правила оформления заявок, формы заявок и образцы их заполнения опубликованы:

на веб-сайте РГНФ: http://www.rfh.ru Телефон для справок (495) 683-54-20

веб-сайте DFG: http://www.dfg.de Kontaktperson: Martina van Detten-Mies,

Tel.: 49 0228 885 - 2463. Fax: 49 0228 885 - 2550

E-mail: [email protected]

Источник информации: www.rsci.ru

«ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК» № 4 (79), 2009 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

163

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.