Научная статья на тему 'Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков'

Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1169
553
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кадола Е. В.

The article discusses the problem of learning strategies. The development of leaning skills is one of the major trends in modern Russian education. The author shows different approaches to classification and programs of learning skills.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков»

ПЕДАГОГИКА И МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ

Вестн. Ом. ун-та. 2009. № 1. С. 187-189.

УДК 377.5+159.9 Е.В. Кадола

Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского

АНАЛИЗ ПОДХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

The article discusses the problem of learning strategies. The development of leaning skills is one of the major trends in modern Russian education. The author shows different approaches to classification and programs of learning skills.

Ключевые слова: общеучебные умения и навыки, умение учиться, модернизация российского образования.

В современном обществе повышаются требования к уровню общего образования человека. Однако часто при нормальном уровне развития интеллектуальной сферы многие ученики перегружены домашними заданиями вследствие того, что не успевают должным образом усвоить учебный материал на уроках, отстают в темпах развития познавательных умений от темпов роста объема информации. Поэтому необходимо не только познакомить учащихся с системой научных знаний об окружающей действительности, но и научить учиться. Ведь от того, насколько успешно проходит формирование общеучебных умений и навыков, зависит успех овладения знаниями и умениями, их оперативность и действенность, готовность к самообразованию.

Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, Н.А. Лошкарева, Н.А. Менчинская, М.Н. Скаткин, Н.Ф. Талызина, И.Э. Унт, А.В. Усова Т.И. Шамова и другие считают, что умения и навыки делятся на специальные (предметные) и общеучебные по области функционирования: первые способствуют решению задач с использованием специфических правил, исходя из конкретных предметных знаний, вторые обеспечивают решение широкого класса задач с применением общелогических правил и обобщенных схем действия. Указанные выше виды умений и навыков функционируют не изолированно, а во взаимосвязи друг с другом [1; 3; 5; 6; 8; 9; 11; 12; 14].

Существует несколько оснований для классификации общеучебных умений и навыков: по уровню познавательной самостоятельности [2; 11], по характеру учебной деятельности [12], по компонентам учеб ной деятельности [10], по наиболее значимым сторонам учебно-познава-тельной деятельности [8] и др.

Существуют как различные подходы к классификации общеучебных умений, так и разночтения в их наименовании: «универсальные учебные действия», «общепознавательные действия», «познавательные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия», «базовые умения учебной деятельности», «умения и навыки учебного труда», «интеллектуальные, или умственные умения», «умение учиться» и т. д.

© Е.В. Кадола, 2009

188

Е.В. Кадола

Овладение общеучебными умениями и навыками является необходимым условием для управления процессом обучения. Система навыков учебного труда, которую использует ученик, составляет его умение учиться.

Умение учиться является одним из центральных новообразований учебной деятельности, складывающимся на протяжении начальной и основной ступени обучения.

Отечественная педагогика уже выработала методические принципы воспитания умения учиться: 1) новые понятия, соответствующие способам решения новых задач, не вводятся в готовом виде; 2) все найденные признаки ориентировочной основы нового действия фиксируются с помощью схем; 3) каждый новый способ действия усваивается рефлексивно [13].

Программа модернизации отечественного образования настойчиво рекомендует для выработки умения учиться такие новшества, как проектный метод, межпредметные связи, или интеграция учебного содержания, особый уклад, обеспечивающий богатство познавательно-созидательной жизни школьников вне урока и другие методы укоренения компетентностного подхода в образовании [13].

В «Концепции структуры и содержания общего образования» развитие общеучебных умений названо среди приоритетных целей школы [4, с. 43]. Авторы концепции подчеркивают: «Возрастает

значение общего образования как основы развития познавательных способностей, общеучебных умений и навыков, без которых все другие этапы непрерывного образования малоэффективны» [4, с. 42].

Таким образом, можно заключить, что в современных условиях решение проблемы общеучебных умений осуществляется на новом идеологическом основании - компетентностном подходе в сфере общего образовании.

Однако Г.А. Цукерман считает, что развитие компетентности может стать важным дополнительным результатом работы образовательной системы, которая придерживается традиционных образовательных ориентиров [13, с. 50].

Обычно выделяют несколько программ развития общеучебных умений и навыков школьников. Авторами этих программ

являются Н.А. Лошкарева, В.Ф. Паламарчук, Д.Б. Татьянченко, С.Г. Воровщиков, А.В. Усова и А.А. Бобров.

Н.А. Лошкаревой были выделены наиболее значимые стороны учебного труда школьников: организационная, информационная, интеллектуальная, коммуникативная. В результате автором была предложена классификация, в которую вошли следующие группы общеучебных умений и навыков: учебно-организационные, учебно-интеллектуальные, учебно-информационные, учебно-коммуникативные [8].

Н.А. Лошкаревой была разработана «Программа развития общих учебных умений и навыков школьников», в которой представлены следующие группы умений и навыков: 1) организация учебного труда; 2) работа с книгой и другими источниками информации; 3) культура устной и письменной речи [8]. Программа содержит перечень основных умений и навыков учебно-образовательной деятельности учащихся 1-Х классов общеобразовательных школ.

В программе формирования общеучебных мыслительных умений и навыков школьников, предложенной В.Ф. Паламарчук, представлены более подробно интеллектуальные умения и навыки: например, анализ и выделение главного, сравнение, обобщение и систематизация, определение и объяснение понятий, конкретизация, доказательство и опровержение, умения, необходимые в проблемном обучении. Вышеуказанные умения и навыки мыслительной деятельности совершенствуются от класса к классу в процессе целенаправленного, активного их формирования [7].

Д.В. Татьянченко и С.Г. Воровщиков классифицируют общеучебные умения по следующим основаниям: учебно-управленческие, учебно-информационные, учебнологические [10].

Учебно-управленческие и учебно-информационные умения конкретизированы авторами для начальной и основной школы. Учебно-логические умения представлены целостно для всех ступеней общеобразовательной школы. Авторы объясняют это тем, что учебно-логические умения и в начальной, и в основной школе осуществляются по одному и тому же алгоритму, но возрастает сложность учеб-

Анализ подходов к изучению проблемы общеучебных умений и навыков

189

ной информации, которая анализируется, сравнивается, обобщается.

А.В Усова и А.А. Бобров делят учебные умения по видам учебной деятельности: познавательные, практические, организационные, самоконтроля, оценочные [12].

Авторы отводят ведущую роль познавательным умениям и считают, что одни умения являются общими для всех учебных дисциплин, а другие - для циклов дисциплин.

Проанализировав представленные классификации, можно заключить, что общим основанием для классификации является учебно-познавательная деятельность, перечень общеучебных умений и навыков у разных авторов практически одинаков, хотя авторы проводят различную группировку. Это можно объяснить тем, что все перечисленные умения и навыки не существуют изолированно друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды / сост. М.Ю. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. 560 с. (Труды д. чл.-кор. АПН СССР).

[2] Громцева А.К. Формирование у школьников го-

товности к самообразованию:учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1983. 144 с.

[3] Дидактика средней школы: Некоторые пробле-

мы современной дидактики: учеб. пособие для слушателей ФПК, директоров общеобразоват. школ и в качестве учеб. пособия по спецкурсу для студентов пед. ин-тов / под. ред. М.Н.

Скаткина. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1982. 319 с.

[4] Концепция структуры и содержания общего об-

разования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. М.: АПК и ПРО, 2002. С. 40-50.

[5] Краевский В.В., Лернер И.Я., Журавлев И.К. и др.

Теоретические основы процесса обучения в советской школе / под общ. ред. В. В. Краевского, И.Я. Лернера. М.: Педагогика, 1989. 320 с.

[6] Менчинская Н.А. Проблемы учения и умствен-

ного развития школьника: Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1989. 224 с. (Труды д. чл. и чл.-кор. АПН СССР).

[7] Паламарчук В.Ф. Школа учит мыслить. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Просвещение, 1987. 208 с. (Б-ка зам. дир. шк. по учеб.-воспитат. работе).

[8] Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. 1982. № 10. С. 106-111.

[9] Талызина Н.Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1988. 175 с.

[10] Татьянченко Д.В., Воровщиков С.Г Развитие общеучебных умений школьников // Народное образование. 2003. № 8. С. 115-127.

[11] Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. М., 1990.

[12] Усова А.В., Бобров А.А. Формирование у учащихся общеучебных умений. М.: Знание, 1987. 80 с.

[13] Цукерман Г.А. Эффективность отечественного образования // Человек. 2008. № 3. С. 48-58.

[14] Шамова Т.И. Активизация учения школьников. М.: Знание, 1979. 96 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.