УДК 340
Ю.Д. Толстоброва
АНАЛИЗ ПО УРОВНЯМ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РЕГУЛИРУЮЩИХ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ
В данной статье рассмотрена иерархия нормативно-правового регулирования деятельности многофункциональных центров (на примере Приморского края). Проанализированы документы на федеральном и региональном уровне. Выявлены проблемы их функционирования, рассмотрены перспективные задачи, стоящие перед многофункциональными центрам.
Ключевые слова: многофункциональный центр, предоставление государственных и муниципальных услуг, «единое окно».
Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению (МФЦ) - российская организация, независимо от организационно-правовой формы, отвечающая установленным требованиям, и уполномоченная на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг [29, с. 12], в том числе в электронной форме.
Результаты работы многофункциональных центров демонстрируют сокращение сроков получения государственных и муниципальных услуг, снижение межведомственной волокиты, достижение существенного антикоррупционного эффекта за счет отсутствия непосредственного взаимодействия с предоставляющими услуги государственными и муниципальными служащими, исчезновение спроса на деятельность включенных в коррупционные схемы посредников и, как следствие, повышение комфортности и удовлетворенности граждан взаимодействием с государственными органами. Многофункциональные центры позв ляют минимизировать расходы на обеспечение условий качественного, доступного и комфортного получения государственных [29, с.16] и муниципальных услуг в соответствии с утвержденными административными регламентами и заключенными соглашениями.
Предоставление государственной или муниципальной услуги по принципу «одного окна» предполагает однократное обращение заявителя с запросом в многофункциональный центр.
Многофункциональный центр представляет интересы заявителей при взаимодействии с органами, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, и организациями, участвующими в предоставлении государственных и муниципальных услуг. Многофункциональный центр также представляет интересы органов, предоставляющих государственные услуги, и органов, предоставляющих муниципальные услуги, при взаимодействии с заявителями [29, с.17].
Предоставление государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» должно обеспечивать существенное снижение издержек заявителей при взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления [27, с.33]. Принцип «одного окна» должен реализовываться многофункциональным центром путем организации взаимодействия с органами, предоставляющими государственные услуги, или органами, предоставляющими муниципальные услуги, без участия заявителя в соответствии с нормативными правовыми актами и соглашением о взаимодействии[28].
В настоящее время деятельность многофункциональных центров регулируется рядом правовых актов. Необходимо отметить, что правовая база деятельности многофункциональных центров стремительно развивается.
Перечень нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность МФЦ разделяется на федеральный уровень и региональный.
На федеральном уровне:
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. №2 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [6];
2. Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [8];
© Толстоброва Ю.Д., 2019.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 г. №352 «Об утверждении перечня услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления федеральными органами исполнительной власти государственных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении государственных услуг, и определении размера платы за их оказание»;
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 г. №1376 «Об утверждении правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [10];
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 г. №797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов российской федерации, органами местного самоуправления» [9];
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» [11];
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014 - 2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [12];
8. Перечень услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 25.04.2011 г. №729-р;
9. План мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг на 2016-2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.04.2016 г. № 747-р [13];
10. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2018 № 43-р «Об утверждении перечня государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации или многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг
» [15];
11. Распоряжение Правительства России от 19.02.2018 г. № 260-р «Об утверждении Перечня государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса» [16];
12. Приказ Минэкономразвития России от 07.03.2014 г. № 113 «О предоставлении в 2014-2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [17];
13. Приказ Министерства экономического развития РФ от 27.05.2016 г. № 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [18];
14. Приказ Министерства экономического развития РФ от 29.09.2016 г. № 612 «Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единого фирменного стиля «Мои Документы» [19].
На региональном уровне (на примере Приморского края):
1.Постановление Администрации Приморского края от 22.10.2010 № 343 -па «Об автономных учреждениях Приморского края» [20];
2.Постановление Администрации Приморского края от 25.12.2012 № 694 -р «О изменении внесений в устав краевого государственного автономного у чреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае»» [21];
3.Устав краевого государственного автономного учреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» [22].
4.Политика краевого государственного автономного учреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» [23]. Политика КГАУ «МФЦ Приморского края» в области обработки персональных данных определяется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами Российской Федерации:
1) Конституцией Российской Федерации [1];
2) Трудовым кодексом Российской Федерации [3];
3) Гражданским кодексом Российской Федерации [2];
4) Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [4];
5) Федеральным законом от02.05.2006 № 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» [5];
6) Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» [6] ;
7) Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;
8) Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» [9];
9) Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [10];
10) Иными нормативными правовыми актами, регулирующими законодательство в сфере трудовых отношений, сфере предоставления государственных и муниципальных услуг, в сфере обработки и защиты персональных данных.
5.Приказ Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края «Об утверждении Государственного задания краевому государственному автономному учреждению Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» от 22.01.2015 №пр 40-11 [25];
6. Постановление Администрации Приморского края от 30.01.2014 №43 -рл «О назначении на должность C.B. Александрова». В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 09 августа 2000 года № 99-КЗ «Об управлении собственностью Приморского края» [26];
На данный момент до конца не реализован принцип «одного окна». Причины называются следующие:
- недостаточная развитость информационного общества в России
- часто меняющееся законодательство;
- выборочность заключаемых соглашений о взаимодействии многофункциональных центров с органами государственной и муниципальной власти в связи с высокими финансовыми затратами и недостаточной информационно-технической базой.
Дополнительно в нормативных правовых актах, принимаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, целесообразно определить свод приоритетных муниципальных услуг, которые можно сформулировать как рекомендуемые. Пока же, как показывает анализ типовых положений об МФЦ и иных актов, регулирующих такую сферу на уровне субъектов РФ, конкретные перечни муниципальных ни обязательных, ни приоритетных услуг, которые должны оказываться в МФЦ, не приводятся.
Также, на наш взгляд, следует закрепить положения о многофункциональных центрах в ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», включив в ст. 17.2 дополнение: «Предоставление муниципальных услуг через многофункциональные центры осуществляется путем заключения соглашений органов местного самоуправления с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации».
Можно остановиться еще на некоторых проблемах в этой сфере, которые влияют на качество предоставления государственных и муниципальных услуг.
Во-первых, в МФЦ требуется сотрудник, имеющий квалификацию в различных областях знаний. Этим должен заниматься специалист, компетентный в большинстве отраслей права, экономист, управленец, социолог и психолог в одном лице. Хотя сотрудники и проходят подготовку, этого недостаточно.
Во-вторых, в связи с отсутствием специалистов от проблемы очереди при получении услуг не ушли . Было регламентировано время ожидания в очереди, требование к комфортности зала ожидания МФЦ, но проблема осталась.
Тем не менее начавшаяся перестройка в системе взаимоотношений человека и государства не останавливается. Положительные тенденции в работе по доступности и качеству предоставляемых услуг превышают недостатки, что отражается в данных социологических опросов граждан.
Общим в преодолении недостатков в работе и приближении к планируемым показателям удовлетворенности качеством услуг (около 90% в 2019 г.) является следующее:
-повышение степени качества предоставления каждого из видов услуг, также в субъектах РФ, где эти показатели невелики;
-доработка механизма «обратной связи»: заявитель - МФЦ - орган власти, предоставляющий услугу;
-расширение практики качественного предоставления услуг МФЦ.
В целом деятельность МФЦ следует признать эффективной, так как индикатором является достижение одной из целей административной реформы - повышение качества предоставления публичных услуг, устранение прямого контакта с чиновниками и, следовательно, снижение коррупционных рисков. Процедура получения публичных услуг стала гораздо проще, быстрее и комфортнее, что подтверждается социологическими опросами посетителей многофункциональных центров.
Многофункциональные центры можно рассматривать как вспомогательное средство при переходе к модели предоставления услуг, выполняемых онлайн на всех стадиях. Предусматривается, что все органы власти должны предоставить населению возможность воспользоваться их услугой в электронной форме. Закон № 210-ФЗ предусмотрел в связи с этими требованиями предоставление государственных и муниципальных услуг через портал государственных и муниципальных услуг посредством электронной универсальной карты [6].
Итак, в статье рассмотрена иерархия нормативно-правового регулирования деятельности многофункциональных центров (на примере Приморского края). Проанализированы документы на федеральном и региональном уровне. Выявлены проблемы их функционирования, рассмотрены перспективные задачи, стоящие перед многофункциональными центрам.
Таким образом, на уровне государства работа МФЦ регламентирована в части применения электронного документооборота, электронной подписи при взаимодействии учреждений через системы межведомственного электронного взаимодействия, правового положения, управления и ответственности автономного учреждения. Также нормативно закреплены особенности предоставления услуг в формате «одного окна», состав государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде, статус МФЦ и его взаимодействие с органами власти, права заявителей при обращении за услугами в МФЦ.
Организация и функционирование деятельности МФЦ, порядок работы с документами при предоставлении государственных услуг посредством МФЦ имеют достаточно широкую и детально проработанную законодательную базу федерального и регионального значения. Такая серьезная регламентация позволяет сотрудникам МФЦ и взаимодействующим с ними органам власти четко выстраивать свои рабочие процессы и отношения, а гражданам-заявителям - определять свои права и обязанности в получении государственных и муниципальных услуг. Опыт отдельных регионов показывает, что идея предоставления различных по составу и подведомственности услуг на основе однократного обращения гражданина за их получением в одно учреждение, стала весьма востребованной и популярной.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2016) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 05.02.2018) // Собрание законодательства РФ. - 07.01.2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 3.
4. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.), - Ст. 3451.
5. Федеральный закон от 02.05.2006 № 59-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 08.05.2006. - № 19. - Ст. 2060.
6. Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 08.05.2006. - № 19. - Ст. 2060.
7. Федеральным законом от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства РФ. - 31.07.2006. - № 31 (1 ч.) - Ст. 3448.
8. Федеральный закон от 01.05.2016 г. № 119-ФЗ «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 02.05.2016. - № 18. -Ст. 2495.
9. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.09.2011 № 797 «О взаимодействии между многофункциональными центрами предоставления государственных (муниципальных) услуг и федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления» // Собрание законодательства РФ. -03.10.2011. - № 40. - Ст. 5559.
10. Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2012 №1376 (ред. от 02.08.2018) «Об утверждении Правил организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 31.12.2012. - № 53 (часть II). - Ст. 7932.
11. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.08.2012 № 840 «О порядке подачи и рассмотрения жалоб на решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти и их должностных лиц, федеральных государственных служащих, должностных лиц государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, а также Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и ее должностных лиц» // Собрание законодательства РФ. - 27.08.2012. - № 35 - Ст. 4829.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 17.01.2014 г. № 36 «Об утверждении Правил распределения и предоставления в 2014-2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. - 27.01.2014. - № 4 - Ст. 384.
13. Распоряжение Правительства РФ от 25.04.2011 № 729-р (ред. от 28.11.2018) «Об утверждении перечня услуг, оказываемых государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежащих включению в реестры государственных или муниципальных услуг и предоставляемых в электронной форме» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 113446/
Распоряжение Правительства РФ от 21.04.2016 № 747-р (ред. от 14.07.2017) «Об утверждении плана мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» на 2016-2018 годы» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 197227/
15. Распоряжение Правительства РФ от 19.01.2018 № 43-р «Об утверждении перечня государственных услуг, для получения которых подача запросов, документов и информации, а также получение результатов предоставления таких услуг осуществляется в любом предоставляющем такие услуги подразделении федерального органа исполнительной власти, органа государственного внебюджетного фонда Российской Федерации» // [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 289104/
16. Распоряжение Правительства РФ от 19.02.2018 № 260-р «Об утверждении перечня государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов на основании комплексного запроса» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 291313/
17. Приказ Минэкономразвития России от 07.03.2014 № 113 «О предоставлении в 2014-2015 годах иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на завершение работ по созданию сети многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 161292/
18. Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2016 № 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 198963/
19. Приказ Минэкономразвития России от 29.09.2016 № 612 «Об утверждении Методических рекомендаций по оформлению многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг с использованием единого фирменного стиля «Мои Документы» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 254906/
20. Постановление Администрации Приморского края от 22.10.2010 № 343-па «Об автономных учреждениях Приморского края» // Приморская газета. - № 89(480). - 29.10.2010.
21. Постановление Администрации Приморского края от 25.12.2012 № 694-р «О изменении внесений в устав краевого государственного автономного учреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае»» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfc-25.ru/mfc-info/informatsiya
22. Устав краевого государственного автономного учреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfc-25.ru/attachments/article/201/.compressed.pdf
23. Политика краевого государственного автономного учреждения Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfc-25.ru/attachments/article/201/.pdf
24. Постановление Администрации Приморского края от 07.12.2012 № 385-па «Об утверждении государственной Программы Приморского края «Информационное общество» на 2013- 017 годы»» // Приморская газета. - № 111(728). - 21.12.2012.
25. Приказ Департамента информатизации и телекоммуникаций Приморского края «Об утверждении Государственного задания краевому государственному автономному учреждению Приморского края «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в Приморском крае» от 22.01.2015 №»пр 40-11 // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.primorsky.ru/upload/iblock/3ec/3ecb1000133b954327c4567209d6702e.pdf
26. Постановление Администрации Приморского края от 30.01.2014 №43 -рл «О назначении на должность С.В. Александрова» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mfc-25.ru/attachments/article/201/%20%D0%BE%20%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D1%87%D0%B5%D 0%BD%D0%B8%D0%B8%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%B4%D0%BE%D0%BB%D0%B6%D0%BD%D0%BEo^D1 %81 %Р1 %82%Р1 %8C%20%D 1 %80%Р1 %83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0o^BEo^D0o^B4o^D0o^B8o^D1 %82%Р0 %В5<Ж0%ВВ<Ж1</^^
27. Габричидзе Б.Н. Административное право Российской Федерации: учебник для вузов / Б.Н. Габричидзе. М., 2017. - 147 с.
28. Судакова А.Г. Развитие системы оказания государственных и муниципальных услуг в электронной форме / А.Г. Судакова // Государство. - 2017. - №1. - 4-7.
29. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса / Ю.А. Тихомиров. М., 2018. - 221 с.
ТОЛСТОБРОВА ЮЛИЯ ДМИТРИЕВНА - магистрант Школы искусств и гуманитарных наук Дальневосточного федерального университета, Россия.