Научная статья на тему 'Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах: вопросы теории и практики'

Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах: вопросы теории и практики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2774
488
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ / ПРИНЦИП «ОДНОГО ОКНА» / СОГЛАШЕНИЕ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / MULTIFUNCTIONAL CENTER FOR PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES / «ONE WINDOW» PRINCIPLE / AGREEMENT ON INTERACTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филимонова Елена Алексеевна

В статье рассмотрены функции и полномочия многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг, выделены основные принципы их деятельности. Автором отмечено возрастающее значение МФЦ в механизме повышения качества и доступности услуг для граждан. Учитывая тенденции модернизации работы МФЦ, уделено внимание проблемам, существующим на сегодняшний день в данной области.The article considers the functions and powers of multifunctional centers for providing state and municipal services, and highlights the main principles of their activities. The author notes the increasing importance of MFC in the mechanism of improving the quality and accessibility of services for citizens. Taking into account the trends of modernization of the MFC, attention is paid to the problems that exist today in this area.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах: вопросы теории и практики»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО

УДК 342.553

DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-9

Филимонова Елена Алексеевна,

кандидат юридических наук, доцент кафедры муниципального права и природоохранного законодательства, юридический факультет, Южный федеральный университет, 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. М. Горького, д. 88, e-mail: dmitrieva21@yandex.ru

Filimonova, Elena A.,

PhD in Law, Associate Professor

of the Department of Municipal Law and

Environmental Legislation, Law Faculty,

Southern Federal University,

88 M. Gorkogo St., Rostov-on-Don,

344007, Russian Federation,

e-mail: dmitrieva21@yandex.ru

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ В МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ЦЕНТРАХ: ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

PROVISION OF STATE AND MUNICIPAL SERVICES IN MULTIFUNCTIONAL CENTERS: THEORY AND PRACTICE ISSUES

АННОТАЦИЯ. В статье рассмотрены функции и полномочия многофункциональных центров (МФЦ) предоставления государственных и муниципальных услуг, выделены основные принципы их деятельности. Автором отмечено возрастающее значение МФЦ в механизме повышения качества и доступности услуг для граждан. Учитывая тенденции модернизации работы МФЦ, уделено внимание проблемам, существующим на сегодняшний день в данной области.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: государственные и муниципальные услуги; многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг; принцип «одного окна»; соглашение о взаимодействии.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ:

Филимонова Е.А. Предоставление государственных и муниципальных услуг в многофункциональных центрах: вопросы теории и практики // Вестник Юридического факультета Южного федерального университета. 2020. Т. 7. № 1. С. 54-60. DOI: 10.23683/2313-6138-2020-7-1-9

ABSTRACT. The article considers the functions and powers of multifunctional centers for providing state and municipal services, and highlights the main principles of their activities. The author notes the increasing importance of MFC in the mechanism of improving the quality and accessibility of services for citizens. Taking into account the trends of modernization of the MFC, attention is paid to the problems that exist today in this area.

KEYWORDS: state and municipal services; multifunctional center for providing state and municipal services; «one window» principle; agreement on interaction.

FOR CITATION:

Filimonova, E.A. Provision of state and municipal services in multifunctional centers: theory and practice issues. Bulletin of the Law Faculty, SFEDU. 2020. Vol. 7, No. 1. P. 54-60 (in Russian). DOI: 10.23683/2313-61382020-7-1-9

© Е.А. Филимонова, 2020

На сегодняшний день совершенствование процесса оказания и повышения качества государственных и муниципальных услуг является одним из основных направлений развития Российской Федерации как социального государства. Утверждая социальную государственность России, Конституция РФ (ч. 1 ст. 7) исходит из необходимости создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, чтобы каждый мог получить благодаря своему труду достаточные средства к существованию, а в трудной ситуации — социальную защиту. Согласованием свободы и справедливости обеспечивается уважение и охрана достоинства человека, лежащие в основе всех его прав, устойчивое развитие основ конституционного строя, тогда как дисбаланс этих ценностей создает ощутимые угрозы конституционной безопасности. Эффективность социальной государственности как определенного типа государственно организованного общества, который проявляется в системе не только публично-властных, но и социально-экономических, духовно-нравственных и иных компонентов обеспечения жизнеустройства и жизнедеятельности народа, требует оптимального взаимодействия государственных и общественных институтов, сочетания централизации и децентрализации [1, с. 115].

Важным шагом в повышении эффективности организационно-правового механизма оказания государственных и муниципальных услуг стало создание многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг (далее — МФЦ). Нормативное закрепление системы МФЦ в российском праве началось с Распоряжения Правительства РФ от 25 октября 2005 г. № 1789-р (в ред. от 10 марта 2009 г.) «О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 гг.» [15]. Дальнейшее поддержание и развитие функционирования МФЦ требовало комплексного правового регулирования. Таким базовым нормативным актом стал Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2019 г.) «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (далее — Закон № 210-ФЗ) [16], который определил МФЦ как организацию, созданную в организационно-правовой

форме государственного или муниципального учреждения (в т.ч. являющуюся автономным учреждением), отвечающую требованиям, установленным Законом № 210-ФЗ, и уполномоченную на организацию предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме, по принципу «одного окна».

Первые МФЦ на территории России были открыты в 2007 г. В 16 субъектах Российской Федерации при поддержке Минэкономразвития России в пилотном режиме создали в районных центрах единые офисы предоставления государственных и муниципальных услуг, в которых необходимые справки, документы и выписки выдавались сразу в одном офисе несколькими ведомствами [11].

В 2013-2019 гг. по всей стране велась системная работа по вводу в эксплуатацию новых МФЦ. В 2019 г. лидерами по количеству открытых МФЦ стали: Свердловская область — 91, Москва — 76, Санкт-Петербург — 63, Краснодарский край — 61, Ростовская область — 56 [14].

Основной целью деятельности МФЦ является повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг, формирование необходимых условий для получения качественных услуг в «едином месте обращения», «единой инстанции», «едином окне», что означает возможность получения услуги после однократного обращения, а взаимодействие с органами, предоставляющими муниципальные услуги, осуществляется МФЦ без участия заявителя. Суть этого режима состоит в том, чтобы гражданин мог представить для получения любой услуги всего два документа. Первый документ — это паспорт, который позволяет его идентифицировать. Второй документ — заявление на получение услуги [4, с. 50]. Таким образом, МФЦ — специально созданное образование, в которое граждане обращаются для получения любой государственной или муниципальной услуги [5, с. 74].

В рамках реализации Закона № 210-ФЗ МФЦ организовали свою работу таким образом, чтобы потребителю услуги не пришлось собирать дополнительные документы, справки и согласования для ее получения, а просто прийти в установленное время после подачи запроса (в том числе через Интернет) и получить услугу в комфортных условиях [4, с. 50].

Оказание государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется в соответствии с административными регламентами предоставления указанных услуг на основании соглашений о взаимодействии МФЦ с соответствующими государственными или муниципальными органами. Такие соглашения в обязательном порядке должны содержать положения, прямо указанные в ч. 2 ст. 18 Закона № 210-ФЗ, а именно: наименование сторон соглашения; предмет соглашения; срок действия соглашения; перечень услуг, оказываемых в МФЦ; права и обязанности сторон соглашения; порядок информационного обмена, в том числе с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры; ответственность сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на них обязанностей; материально-техническое и финансовое обеспечение предоставления государственных и муниципальных услуг в МФЦ, а также иные функции МФЦ.

Организацию деятельности МФЦ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта определяет один МФЦ, расположенный на территории данного субъекта, уполномоченный на заключение соглашений о взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также на координацию и взаимодействие с иными МФЦ, находящимися на территории данного субъекта, и иными организациями. Такой МФЦ именуется уполномоченным многофункциональным центром.

Основу публично-правового статуса МФЦ составляют его задачи, функции и полномочия, вытекающие из установленных в Законе № 210-ФЗ требований:

1. Законодательно закреплена цель создания — организация предоставления государственных и муниципальных услуг. Основная деятельность МФЦ носит некоммерческий характер, не нацелена на получение прибыли. Цель создания МФЦ, установленная законодателем, обосновывается в их уставах с точки зрения методов деятельности, правовых принципов [6, с. 47].

2. Основной принцип деятельности — «единое окно».

3. Услуги в МФЦ предоставляются путем использования информационно-коммуникационных технологий: взаимодействие как с заявителями, так и с органами/организациями, предоставляющими государственные и муниципальные услуги, осуществляется в том числе в электронной форме [2, с. 148].

Согласно ч. 13 ст. 16 Закона № 210-ФЗ в соответствии с нормативными правовыми актами РФ, нормативными правовыми актами субъектов РФ, муниципальными правовыми актами на МФЦ может быть возложена функция по предоставлению соответствующих государственных или муниципальных услуг в полном объеме, включая принятие решения о предоставлении государственной или муниципальной услуги или об отказе в ее предоставлении, составление и подписание соответствующих документов по результатам предоставления такой услуги либо совершение надписей или иных юридически значимых действий, являющихся результатом предоставления государственной или муниципальной услуги. Данное законодательное закрепление вызывает немало вопросов в правоприменительной практике. Например, могут ли предоставлять государственные услуги государственные казенные учреждения (организации), подведомственные исполнительным органам государственной власти субъектов РФ? [20, с. 104-105]. На этот вопрос ответило Министерство экономического развития РФ: Закон № 210-ФЗ устанавливает в качестве критерия отнесения полномочия к государственным услугам осуществление этого полномочия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления. Подведомственные учреждения и иные организации могут привлекаться для выполнения отдельных административных процедур, в то время как принятие решения о предоставлении государственной услуги должно осуществляться должностным лицом соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления. Минэкономразвития России полагает, что концепция Закона № 210-ФЗ не предполагает принятия решения о совершении юридически значимых действий в отношении заявителей (физических и (или) юридических лиц) организациями, в том числе подведомственными исполнительным органам государственной власти, органам

местного самоуправления. Поэтому внесение изменений в Закон № 210-ФЗ в части наделения государственных казенных учреждений полномочиями по предоставлению государственных услуг Минэкономразвития России считает нецелесообразным [10].

Перечни государственных и муниципальных услуг, которые можно получить через МФЦ, утверждаются актом Правительства РФ (для государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов); нормативным правовым актом субъекта РФ (для государственных услуг, предоставляемых органами государственной власти субъекта РФ, территориальными государственными внебюджетными фондами); муниципальным правовым актом (для муниципальных услуг, предоставляемых органами местного самоуправления).

Что касается организационно-правовой формы, Закон № 210-ФЗ устанавливает, что МФЦ создаются только в форме государственных или муниципальных учреждений: автономных, бюджетных или казенных. Анализ основных учредительных и правоустанавливающих документов МФЦ показывает, что их большая часть действует как автономные учреждения, меньше — как бюджетные и казенные учреждения [2, с. 151].

Автономное учреждение — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами [18].

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 239-ФЗ (в ред. от 07.06.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения автономных учреждений» предоставил автономным учреждениям право осуществлять полномочия ор-

гана государственной власти, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическими лицами, подлежащих исполнению в денежной форме [17].

Бюджетное учреждение, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ (в ред. от 02.12.2019) «О некоммерческих организациях», — это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах [18]. При этом исчерпывающий перечень видов деятельности (основных и иных), которые бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, подлежит закреплению в его уставе.

Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения устанавливает орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя. Выполнение бюджетным учреждением муниципального задания финансово обеспечивается из средств субсидий, предоставленных из соответствующего бюджета.

Что касается иных видов деятельности бюджетных и автономных учреждений, такие виды деятельности должны стать источником доходов. При этом возможность осуществления деятельности, приносящей доход, должна быть предоставлена учреждению учредителем путем закрепления соответствующих положений в уставе. Общего законодательно закрепленного перечня платных услуг государственных и муниципальных учреждений не существует, отраслевые законы лишь содержат общие упоминания, какие услуги могут быть оказаны за плату, что дает учреждению достаточно широкие возможности для определения дополнительных видов деятельности. При этом следует помнить, что платными услугами могут быть не только услуги, отличные от государственных и муниципальных услуг, но и те же самые услуги, предоставленные с повышением качества (например, отдельная палата в больнице, ночной

абонемент в библиотеках, индивидуальная экскурсия и т.д.) [23, с. 16].

Платные услуги, предусмотренные в качестве дополнительных видов деятельности государственных и муниципальных учреждений, должны вытекать из цели деятельности учреждения, должен быть четко определен порядок установления цены за услугу. Кроме того, возможность осуществления деятельности, приносящей доход, должна быть предусмотрена в уставе. Однако исключение составляют казенные учреждения, которые Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 27.12.2019) определил как государственное (муниципальное) учреждение, осуществляющее оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основании бюджетной сметы [19]. Для казенных учреждений возможность оказания платных услуг на практике несколько ограничена, поскольку заработанные (с разрешения учредителя) деньги не должны поступать самому казенному учреждению, а становятся доходами соответствующего бюджета.

Другая проблема связана с финансированием деятельности МФЦ, созданных в форме учреждений субъекта Российской Федерации либо муниципальных учреждений. На федеральном уровне к помещениям МФЦ предусматриваются определенные требования, например, площадь сектора информирования и ожидания должна составлять не менее 10 кв. м на одно окно, в секторе приема заявителей должно быть не менее одного окна на каждые 5 тысяч жителей, проживающих в муниципальном образовании, в котором располагается МФЦ, и т.д. [12]. Для выполнения этих требований необходимы дополнительные расходы из средств местных бюджетов. Кроме того, это может быть затруднительно для муниципалитетов в связи с дефицитом свободных помещений, находящихся в муниципальной собственности.

Одним из ресурсов увеличения источников финансирования текущих расходов МФЦ может быть сокращение присутственных мест федеральных, региональных, муниципальных органов, предоставляющих услуги. Ярким примером такого рода служит сокращение количества офисов приема граждан Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РФ и передачи функции по приему и выдаче документов в МФЦ.

Еще одним положительным примером выступает сокращение офисов предоставления региональных услуг, например, в Ростовской области в результате передачи МФЦ функции по предоставлению услуг в сфере социальной поддержки населения сократилось количество фронт-офисов органов социальной защиты на 410 сотрудников [3].

При этом в целях повышения уровня комфортности обслуживания для заявителей МФЦ может наращивать число дополнительных платных услуг [9, с. 116].

Важным и актуальным направлением совершенствования сегодняшнего механизма оказания государственных и муниципальных услуг должно стать повышение профессиональной подготовки должностных лиц, задействованных в предоставлении услуг населению, и сотрудников МФЦ.

В связи с этим требуется реализовать комплекс следующих мероприятий:

- внедрение современных эффективных методов кадровой работы, направленных на повышение компетентности и профессионализма должностных лиц и сотрудников МФЦ;

- развитие у специалистов МФЦ требуемой профессиональной компетенции, формирование практических умений, навыков, необходимых для обеспечения предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» [13];

- создание специальных площадок для подготовки и повышения квалификации должностных лиц для работы в сфере оказания государственных и муниципальных услуг и сотрудников МФЦ.

Деятельность в режиме взаимодействия с физическими и юридическими лицами по оказанию государственных и муниципальных услуг должна быть основана на квалифицированных навыках, знаниях и умениях должностных

лиц. При предоставлении услуг в электронном виде и межведомственном электронном взаимодействии также потребуются дополнительные навыки.

С 2014 г. был введено новое имя сети МФЦ — «Мои Документы». Под этим именем начали открываться новые центры и офисы по всей стране. В настоящее время сеть центров «Мои документы» насчитывает более 13 тысяч точек предоставления услуг. «Одним окном» охвачено более 96 % населения страны. В МФЦ оказывают большую часть социально значимых и востребованных населением услуг, например, регистрационный учет по месту пребывания и жительства, регистрация недвижимого имущества, выдача паспорта гражданина РФ, выдача загранпаспорта, выдача сертификата на материнский капитал и др. Всего в центрах «Мои документы» предоставляется около 30 федеральных и 150 региональных и муниципальных услуг, и их перечень регулярно увеличивается. Например, с 2018 г. МФЦ могут оказывать услуги ЗАГС [11], с 2019 г. у граждан появилась возможность уплаты налогов и иных платежей, предусмотренных Налоговым кодексом РФ, через МФЦ, а также подавать жалобы на качество товаров, что позволит гражданам обжаловать действия, связанные с нарушением различных требований по качеству и безопасности (в т.ч. санитарной и пожарной) в различных сферах (услуги, оказываемые в торговых и развлекательных центрах, туристические услуги и т. д.) [22].

В Ростовской области работа МФЦ организована в 12 городских округах, 43 административных центрах муниципальных районов и 303 городских и сельских поселениях. Функционирует 75 центральных офисов МФЦ и 350 территориально обособленных структурных подразделений МФЦ, действуют 1370 окон обслуживания населения и 96 окон консультирования.

На базе областной сети МФЦ в целом доступна 41 муниципальная услуга в сфере земельно-имущественных отношений, архитектуры и градостроительства, жилищной и коммунальной сферах, а также в сфере образования (постановка на учет в детские сады; информирование об организации образования в Ростовской области), поддержки на муниципальном уровне предпринимательской деятельности и т.д.

По решению исполнительно-распорядительного органа муниципального образования набор оказываемых в каждом МФЦ муниципальных услуг может варьироваться [8].

Удовлетворенность работой МФЦ определяется по 5 критериям: это время предоставления услуг, время нахождения в очереди, комфорт в МФЦ, информационная доступность МФЦ и вежливость сотрудников.

Результаты мониторинга создания и деятельности МФЦ показали, что ожидание в очереди сократилось более чем в два раза — в среднем с 40-80 минут, необходимых для получения услуги в органах государственной власти, органах местного самоуправления до 15-30 минут в МФЦ, время обслуживания — с 20-40 до 5-15 минут. В среднем время получения услуги уменьшилось на 65 %. Удовлетворенность качеством предоставления государственных и муниципальных услуг выросла с 75,5 % в 2012 г. до 90 % в 2018 г. [7].

Помимо этого, МФЦ признаны населением самым удобным каналом получения комплекса услуг от различных ведомств.

Повышение эффективности организационно-правовых механизмов оказания государственных и муниципальных услуг предполагает необходимость активного внедрения инновационных форм и методов обеспечения доступа к государственным и муниципальным услугам, создания эффективных правовых механизмов выявления и учета мнений граждан о качестве, оперативности предоставления государственных и муниципальных услуг; перспективными направлениями развития механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг должно стать не только создание специализированных государственных и муниципальных учреждений и предприятий, но и совершенствование правовых и организационных основ деятельности МФЦ.

Существенное значение имеет учет специфики муниципальных образований: не может быть универсальных механизмов предоставления государственных и муниципальных услуг (к примеру, МФЦ в традиционном виде не создаются в сельских поселениях с низкой численностью населения, а работают лишь в виде удаленных точек доступа). Поэтому при создании и совершенствовании механизмов предоставления государственных и муниципальных

услуг следует учитывать тип муниципального образования, уровень развития социальной инфраструктуры, финансовые ресурсы как муниципального образования, так и доходы, уровень социального расслоения населения и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бондарь Н.С., Джагарян А.А. Местное самоуправление: законодательство и практика реализации (в свете региональной правовой политики). Серия «Библиотечка судебного конституционализма». Вып. 6. Ростов-на-Дону: Профпресс, 2016.

2. Гриценко Е.В., Бабелюк Е.Г. Правовой статус многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг в России и европейский опыт организации «службы единого окна» // Закон. 2012. № 7.

3. Доклад Комиссии при Президенте РФ по мониторингу достижения целевых показателей социально-экономического развития Российской Федерации «О предоставлении государственных и муниципальных услуг через многофункциональные центры и внедрении механизма оценки их качества» от 04.05.2017 [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/minec/ about/structure/depgosgv/2017040505 (дата обращения: 01.02.2020).

4. Жигалов Д. Совершенствование системы оказания государственных и муниципальных услуг // Муниципальная власть. 2012. № 1.

5. Институт государственных и муниципальных услуг в современном праве Российской Федерации: монография / отв. ред. В.И. Фадеев. М.: Норма, ИНФРА-М, 2016.

6. Кандрина Н.А. Об основных признаках и организационно-правовой форме многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг субъектов Российской Федерации // Государственная власть и местное самоуправление. 2016. № 3.

7. Официальный сайт Министерства экономического развития РФ [Электронный ресурс] // URL: https:// www.economy.gov.ru/material/directions/gosudarstvennoe_ upravlenie/modernizaciya_gosudarstvennyh_uslug/ (дата обращения: 01.02.2020).

8. Официальный сайт Правительства Ростовской области [Электронный ресурс] // URL: https://www.donland. ru/activity/2565/ (дата обращения: 01.02.2020).

9. Панина О.В. Сущность и назначение многофункциональных центров предоставления государственных услуг // Муниципальная академия. 2017. № 1.

10. Письмо Минэкономразвития России от 06.10.2017 № 28324-СШ/Д09и // СПС КонсультантПлюс.

11. Портал административной реформы [Электронный ресурс] // URL: https://ar.gov.ru/ru-RU/typicalPage/ typical-page/view/18 (дата обращения: 01.02.2020).

12. Постановление Правительства РФ от 22.12.2012 г. № 1376 (в ред. от 21.01.2020 г.) «Об утверждении Правил

организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» // Собрание законодательства РФ. 31.12.2012. № 53 (ч. 2). Ст. 7932.

13. Приказ Минэкономразвития России от 27.05.2016 № 322 «Об утверждении Методических рекомендаций по созданию и организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» [Электронный ресурс] // URL: http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/ 201606030 (дата обращения: 01.02.2020).

14. Решение Городской Думы города Новочеркасска от 09.07.2010 № 27 «О Положении о Многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг Администрации города Новочеркасска и его структуре» // Новочеркасские ведомости. № 47 (157). 2010; Решение городской Думы города Таганрога Ростовской области от 28 февраля 2012 г. № 393 «О согласовании создания муниципального автономного учреждения "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг в г. Таганроге"» // Официальный вестник Таганрога. № 6. 2012; Постановление Администрации Цимлянского района от 31.12.2010 № 1647 «О создании муниципального автономного учреждения Цимлянского района "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг"» // Придонье. 25.01.2011. № 1(118); Постановление Главы Сальского района от 01.12.2008 № 1828 «О создании муниципального автономного учреждения Сальского района "Многофункциональный центр по предоставлению государственных и муниципальных услуг"» [Электронный ресурс] // URL: http://www.salskmfc.ru/site/index.php и др.

15. Собрание законодательства РФ, 14.11.2005, № 46, ст. 4720.

16. Собрание законодательства РФ, 02.08.2010, № 31, ст. 4179.

17. Собрание законодательства РФ, 25.07.2011, № 30 (ч. 1), ст. 4587.

18. Собрание законодательства РФ, 15.01.1996, № 3, ст. 145.

19. Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3823.

20. Терещенко Л.К. Государственные и муниципальные услуги: проблемы правоприменения // Журнал российского права. 2018. № 10 (262).

21. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ (в ред. от 27.11.2017) «Об автономных учреждениях» // Собрание законодательства РФ. 06.11.2006. № 45. Ст. 4626.

22. Федеральный закон от 18.03.2019 № 38-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" в части совершенствования государственной политики в сфере защиты прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 25.03.2019. № 12. Ст. 1228.

23. Яговкина В.А. Вопросы совершенствования функционирования государственных и муниципальных учреждений // Финансы. 2012. № 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.