Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ'

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / УСПЕШНОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Абдрашитова Е.В.

К сожалению, современная школьная система далека от совершенства. Еще в школе детям приходится осваивать много материала самостоятельно, программа проходит в ускоренном темпе. Без помощи классических старых и современных методов обучения не обойтись. Необходимо мотивировать ученика на поиск дополнительной информации. Учить самостоятельно находить и ориентироваться в полученной информации, формировать творческое мышление, развивать природные способности, используя новейшие достижения науки и техники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF SCHOOL PERFORMANCE PROSPECTS

Unfortunately, the modern school system is far from perfect. Even at school, children have to master a lot of material on their own, the program is held at an accelerated pace. It is impossible to do without the help of classical old and modern teaching methods. It is necessary to motivate the student to search for additional information. To teach to find and navigate independently in the information received, to form creative thinking, to develop natural abilities using the latest achievements of science and technological techniques.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ»

DOI 10.46566/2412-9682_2022_90_296 УДК - 373.1

Абдрашитова Е.В., к.б.н.

и.о. доцента кафедра «Биология» Чирчикский государственный педагогический университет

АНАЛИЗ ПЕРСПЕКТИВ УСПЕВАЕМОСТИ В ШКОЛЕ

Аннотация: К сожалению, современная школьная система далека от совершенства. Еще в школе детям приходится осваивать много материала самостоятельно, программа проходит в ускоренном темпе. Без помощи классических старых и современных методов обучения не обойтись. Необходимо мотивировать ученика на поиск дополнительной информации. Учить самостоятельно находить и ориентироваться в полученной информации, формировать творческое мышление, развивать природные способности, используя новейшие достижения науки и техники.

Ключевые слова: педагогический процесс, цифровые технологии, успешность, педагогическая практика.

Abdrashitova E. V., candidate of biological sciences

assistant professor Chirchik state Pedagogical university

ANALYSIS OF SCHOOL PERFORMANCE PROSPECTS

Annotation: Unfortunately, the modern school system is far from perfect. Even at school, children have to master a lot of material on their own, the program is held at an accelerated pace. It is impossible to do without the help of classical old and modern teaching methods. It is necessary to motivate the student to search for additional information. To teach to find and navigate independently in the information received, to form creative thinking, to develop natural abilities using the latest achievements of science and technological techniques.

Key words: pedagogical process, digital technologies, success, pedagogical practice.

Качество образования - это одна из основных проблем современной школы. Это процесс постоянного совершенствования и поиск новых приёмов и методик. Сложно говорить о повышение качества преподавания в современной средней школе. Много причин препятствует этому, но у нас

есть эффективный инструмент, которым мы должны пользоваться каждый день. Продумать и организовать систему наблюдения за уроками. Это наиболее эффективная и простая, всем доступная стратегия повышения качества преподавания. Исследования показывают, [3,6] если учитель постоянно пускает к себе на урок хотя бы одного коллегу, то результаты учеников у обоих педагогов улучшаются. Повышается активность учеников, улучшается дисциплина на уроках. В большинстве успешных образовательных систем мира, Финляндии, Сингапура обмен опытом, это обязанность учителя, включенная в должностные инструкции. В нашем образовательном сообществе все чаще приходится слышать, что для посещения уроков не хватает ни сил, ни времени, ни желания. Собственные наблюдения и специальные исследования литературных источников по этой теме показали, что, стать хорошим учителем, закончив педагогический институт и освоив методику преподавания по книгам, невозможно. Стремительный рост навыков преподавания происходит в первые три года, когда молодой учитель приходит в школу. Опираясь на данные современной педагогики по вопросам преподавания, а также на результаты, полученные в ходе обобщения и анализа существующего опыта, [4,5] если в организации не налажен обмен опытом между возрастными учителями и молодыми педагогами, то большая часть начинающих педагогов останавливается в развитии. Присутствие на уроке другого человека, внимательное наблюдение не только за тем, что делает учитель, но скорее за тем, как учатся дети, позволяют делать преподавание эффективнее. [7] Часто учителя со стажем и большим опытом педагогической деятельности делают удачные вещи на уроках, не задумываясь о своих действиях, интуитивно. Этот опыт приходит с годами. Самые нелегкие времена есть учителя и педагогические коллективы, которые учат детей интересно увлеченно, эффективно. [6] Хотя есть и такие, которые раз за разом объявляют себя жертвой сложившихся обстоятельств, высокой нагрузкой, низкой оплатой, невысокого престижа профессии. [5] Надо помнить, что, качество уроков начинается с учителя, который стал внимательнее к своим урокам и к тому, как дети учатся, как воспринимают новые темы, как общаются друг с другом. Порой незначительные детали в поведении ученика могут рассказать о его морально-этическом настроении. Ребенка не любят ни в классе ни дома, своим отношением ему это показывают. На эти факты у детей разная реакция: одни замыкаются, уходит в мир фантазий и мечтаний, думая, что это как-нибудь само уладится, другие пытаются простудиться и вызвать к себе жалость, пытаются угождать родителям отличной учёбой, примерным поведением, всем своим видом просят полюбите меня я хороший, иногда вызывающи себя ведут, ожесточаются, мстят родителям и окружающим за то- что его не замечают, за презрение к себе.[7,8] Внимательный, не равнодушный учитель заметит настроение,

правильно оценить обстановку и постарается разрядить ситуацию. Порой, одно ободряющее слово, ласковый взгляд, вовремя начатый разговор с родителями, (к чему может привести не доброжелательное отношение к своему ребенку, его последствия) кардинально меняет всю ситуацию.

Внешне среда школы изменилась и порой не в лучшую сторону, выросшие в цифровом мире дети менее внимательны друг к другу, более жестоки и циничны в оценке своих сверстников, взрослых, сконцентрированы исключительно на своих интересах. Бюрократический контроль за школой все сложнее, но, планомерного и жесткого контроля за учебным процессом нет. С родителями все труднее разговаривать. Часто звучат необоснованные претензии к учителю родителей и руководства школы. Учитель стремительно теряет авторитет, и нуждается в защите. Большинство студентов педагогического вуза не связывают свою дальнейшую судьбу со школой. Они проходят педагогическую практику в школах, и видят все неприятные, порой шокирующие моменты отношения к учителю.

Несмотря на все недостатки средняя школа играет основную роль в воспитании подрастающего поколения. И все дети проходят через этот государственный институт. Образовательная среда формирует общественные взаимоотношения и создаёт условия для воспитания человека, способного к саморазвитию, это формирование культуры межличностного общения, процесса совместного творческого взаимодействия, понимания важности сотрудничества.

Однако, фундамент формирование личности закладывается в семье, основная ответственность лежит на родителях. Семья является главным фактором социализации для детей, от нее зависит физическое, эмоциональное и социальное развитие подрастающего человека. Семья дает самое главное направление в жизни. Семейное воспитание отвечает не только общественной заинтересованности в социализации ребенка, но и заинтересованности родителей в духовном воспроизведении себя в детях, а детей - в покровительстве, защите, нравственной помощи со стороны родителей. В семейной жизни складываются социально-биологические, хозяйственно-бытовые, нравственно-правовые, психологические и эстетические отношения. Каждая из этих сфер внутрисемейной жизни играет важную социальную роль. [10,11]. В семье ребенок получает первые трудовые навыки, когда участвует в самообслуживании, оказывает помощь старшим в домашнем хозяйстве, делает школьные уроки, играет, помогает организовать досуг, развлечения; учится потреблению различных материальных и духовных благ. Семья влияет на выбор будущей профессии. В семье развивается умение ценить и уважать труд других людей: родителей, родственников; происходит воспитание будущего семьянина. [9,10] Всем родителям нужно помнить о простых правилах; заниматься развитием интеллектуальных способностей ребенка с самого

рождения; наладить режим дня; проявлять живой интерес ко всему происходящему в школе - это повысит мотивацию ребенка к учению; деликатно и ненавязчиво внушать ребенку, что хорошая учеба в его же интересах. 6 Образованный, много знающий человек впоследствии может устроиться на престижную, высокооплачиваемую работу; не сравнивайте ребенка с другими детьми, не навязывайте пример для подражания, кумиров они найдут себе сами, объективно оценивайте его усилия по достижению результата; даже если оценки в школе не блестящие, хвалите его, возможно, на данный период он реализовал свой ресурс усердия и терпения и нуждается в передышке; предпринимайте усилия по повышению самооценки ребенка. [6] Дети в свою очередь, постараются выполнять добросовестно домашние задания каждый день на хорошо и отлично; знайте чуть больше школьной программы хотя бы по одному предмету, это поднимет ваш авторитет; стремитесь отвечать на каждом уроке. Со временем вы будите получать удовольствие от положительных оценок, станет интересно и легко учиться. Записывайся на всевозможные олимпиады, конкурсы, мероприятия, экскурсии, походы в театр, спортивные секции. Как все это реализовать, ведь каждый пункт требует полноценной и добросовестной отдачи, практически неподъемный, особенно, если процесс глубоко запущен.

Во-первых, не стоит отчаиваться никогда не поздно начать хорошее дело, чем раньше начнем, тем быстрее все пойдет.

Во-вторых, мы живем в 21-м веке и можем пользоваться его передовыми технологиями, ведь теперь почти в каждом доме есть интернет. Использовать достижения информационных цифровых технологий для образования ребенка разумно и логично, тем более, что, дети легко и естественно пользуются интернетом. Даже если не ставить цель именно интеллектуальное развитие, работа с интернет- ресурсом способствует улучшению мозговой активности. Отлично развивает логику, анализ и мышление, фантазию, раскрепощает разум, дает пищу для размышлений. Планомерные, грамотно организованные занятия, помогут развивать нестандартное мышление, сделать его более направленным и четким, что опосредованно улучшает успеваемость в школе, особенно по точным и техническим дисциплинам. Полезно и главное, недорого, использовать интернет для получения дополнительных знаний по любому предмету. Ученик, знающий чуть больше заданного, уверен в себе, не боится урока. Активный поиск информации закрепит новые темы по предметам, знания станут более продуктивными. Даже если учеба идет со скрипом и скачками, ребенок все равно должен иметь запас информации, некий внутренний бонус, чтобы не чувствовать себя, неуверенно, или ещё хуже неудачником. [6,7] Если ребенок чем-то занимается помимо школы, это поднимает его самооценку, делает его смелее, независимее, интереснее и свободнее. Если есть ярко выраженные склонности к музыке, спорту то

проблема решена. Если явных увлечений нет. В этом случае опять выступает интернет, где ребенок найдет много интересного и полезного занятия для себя. Здесь графика, музыка, видео, анимация, программирование. Главное дать ребёнку правильное направление, где искать, как пользоваться.

Во-вторых, все это сыграет свою роль, если этот внутренний ресурс пользуется авторитетом у других детей.

Очевидно, если процесс обучения построить на основе использования цифровых технологий, организовать деятельность учащихся на основе поиска информации, развития самостоятельности, это приведет к повышению качества и глубоким знаниям по предметам.

Применение цифровых средств на уроках позволяет решать самые разные задачи: заметно повысить наглядность обучения (показать картинку, таблицу, строение, даже целый процесс), контроль знаний учащихся (тестирование), в целом повысит интерес к предмету, расширит кругозор и познавательную активность школьников. Внедрение информационных цифровых технологий осуществляется по следующим направлениям: создание презентаций, просмотра научно-популярных фильмов; использование готовых обучающих программ; ауди-диски; работа с интернет- ресурсами. [1,2]

Таким образом, чтобы повысить качество образования и, успеваемость учащихся необходимо: использовать разнообразные в комплексе уже хорошо зарекомендовавшие методики прошлых лет и современные цифровые технологии; применять информационно -коммуникационный подход в процессе обучения; организовать участие детей в спортивных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, в общественной жизни школы. Совместная деятельность и общение - это движущая сила развития, средство обучения и воспитания. Ребенок развивается не только за счет собственных усилий и действий, а с помощью окружающих его родных и близких, сверстников, старших детей и взрослых. Общими усилиями семьи и школы мы преодолеем все трудности.

Использованные источники:

1. Алланазарова И., Абдрашитова Е.В. «Анализ перспектив, проблем и путей их решения в методике преподавания биологии в школе». // Вестник НУУз. Ташкент-2022. 69-71 стр.

2. Абдрашитова Е.В. «Как поднять успеваемость в школе». Материалы международно-практической конференции "Yangi O'zbekistondа pedаgogik tа'lim innovаtsion klаsterim rivojlаntirish istiqbollаri". Чирчик-2022. Стр. 8184.

3. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика Любви и свободы. М., 1993.

4. Аркин Е.А. Родителям о воспитании. М., 1957.

5. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. М., 1994

6. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006. 144 с.

7. Земска М. Семья и личность, М., изд. Прогресс, 1986

8. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности, М., изд. Мысль, 1987

9. Скакун В.А. Организация и методика профессионального обучения: учеб. пособие. М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. 336 с.

10. Люблинская А.А. Очерки психического развития ребенка, М., изд. АПН РСФСР, 1959 Семья и формирование личности / ред. Бодалев А. А., М., Просвещение, 1989

11. Эльконин Э.Г. Детство и общество, СПб, изд. Ленавто, 1996

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.