Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ)'

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / COVID-19 / НОВАЯ КОРОНАВИРУСНАЯ ИНФЕКЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Махонин Е.В., Журавская Н.В., Асмолов И.Ю.

В результате бурного распространения в мире COVID-19 в 2020 году Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия. Меры по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, введенные правительством Российской Федерации, включали переход вузов на дистанционную форму обучения. Изменение привычного режима образовательного процесса послужило катализатором к проведению анализа педагогической нагрузки преподавательского состава вуза художественного образованияв сложившихся условиях. Впервые для института культуры проведен хронометраж рабочего времени преподавателей в условиях дистанционного обучения и сравнение его со стандартными данными.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Махонин Е.В., Журавская Н.В., Асмолов И.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE TEACHING STAFF WORKLOAD IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION)

Due to the rapid spread of COVID-19 worldwide in 2020, the World Health Organization declared a pandemic. The measures to combat the spread of the new coronavirus infection introduced by the government of the Russian Federation included the transition of universities to distance learning. The change in the usual mode of the educational process served as a catalyst for the analysis of the workload for the teaching staff at the University of art education in the current conditions. For the first time for the Institute of culture, the amount of teachers ' working hours in the conditions of distance learning has been evaluated and compared with the standard data.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ)»

УДК 378.145.3 МАХОНИН Е.В.

кандидат биологических наук, доцент,проректор по науке и международным связям, профессор кафедры физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: posarnay32@mail.ru ЖУРАВСКАЯ Н.В.

кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: kafedrafiz@mail.ru АСМОЛОВ И.Ю.

доцент кафедры физической культуры, Орловский государственный институт культуры E-mail: kafedrafiz@mail.ru

UDC 378.145.3 MAKHONIN E.V.

Candidate of Biological Sciences, Associate Professor, Vice-Rector for Science and International Relations,Professorat the Department of Physical Education, Orel StateInstitute

of Culture E-mail: posarnay32@mail.ru ZHURAVSKAYA N.V. Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Headat the Department of Physical Education, Orel State

Instituteof Culture E-mail: kafedrafiz@mail.ru ASMOLOV I.Y.

Associate Professor at the Department of Physical Education, Orel State Institute of Culture E-mail: kafedrafiz@mail.ru

АНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ (НА ПРИМЕРЕ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ)

ANALYSIS OF THE TEACHING STAFF WORKLOAD IN THE CONDITIONS OF DISTANCE EDUCATION (BY THE EXAMPLE OF THE NEW CORONAVIRUS INFECTION)

В результате бурного распространения в мире COVID-19 в 2020 году Всемирной организацией здравоохранения была объявлена пандемия. Меры по борьбе с распространением новой коронавирусной инфекции, введенные правительством Российской Федерации, включали переход вузов на дистанционную форму обучения.

Изменение привычного режима образовательного процесса послужило катализатором к проведению анализа педагогической нагрузки преподавательского состава вуза художественного образованияв сложившихся условиях.

Впервые для института культуры проведен хронометраж рабочего времени преподавателей в условиях дистанционного обучения и сравнение его со стандартными данными.

Ключевые слова: педагогическая нагрузка, дистанционное образование, COVID-19, новая коронавирусная инфекция.

Due to the rapid spread of COVID-19 worldwide in 2020, the World Health Organization declared a pandemic. The measures to combat the spread of the new coronavirus infection introduced by the government of the Russian Federation included the transition of universities to distance learning.

The change in the usual mode of the educational process served as a catalyst for the analysis of the workload for the teaching staff at the University of art education in the current conditions.

For the first time for the Institute of culture, the amount of teachers ' working hours in the conditions of distance learning has been evaluated and compared with the standard data.

Keywords: teaching staff workload, distance education, COVID-19, new coronavirus infection.

Форматы дистанционного образования в высших учебных заведениях существуют с середины 19 века, когда в Европе Исаак Питман и Густав Лангеншайд предприняли попытки и реализовали их по дистанционному обучению [2].

Однако, широкое распространение данная форма педагогического процесса получила в конце 20 века с развитием телекоммуникационных возможностей, а в настоящее время вполне уместным будет утверждение о наблюдении апогея.

Причинами данного являются: возможность доступа к данным различных уровней населения, широкое распространение высокоскоростного Интернета, насыщенность социума пользователями смартфонами.

Опираясь на данные, которые приводит Батаев А.В., в 2015 году рынок дистанционного обучения во всем мире

достигал не менее 107 млрд. долларов, а к 2025 году он должен удвоиться и достичь величины в 215 млрд. долларов [1].

Также он отмечает, что существующие прогнозы указывают на рост дистанционной формы обучения до 650 миллионов человек обучаемых к 2025 году.

Однако, в связи с объявленной ВОЗ пандемии, Россия перевела в конце марта 2020 г. все высшие учебные заведения на формат дистанционного обучения. Данный факт предоставил практически неограниченные возможности для проведения целого ряда исследований, связанных с процессом обучения студентов на различных уровнях реализации основных образовательных программ.

Нас заинтересовал процесс обучения не сточки зрения обеспечения алгоритма участия в нем студентов, а с позиции организации процесса дистанционного обуче-

© Махонин Е.В., Журавская Н.В., Асмолов И.Ю. © Makhonin E.V., Zhuravskaya N.V, Asmolov I.Y.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

ния преподавателями.

Как мы знаем, в настоящее время в подавляющем большинстве своем преподавательский состав вузов работает по нормативам времени согласно штатному расписанию. Учебная нагрузка для педагогических работников складывается из самостоятельноустанавливае-мой высшим учебным заведением в зависимости от их квалификации и профиля кафедры в размере до 900 часов в учебном году учебной части [4], и второй - до 900 часов (включающую методическую, научную и воспитательную работу).

Однако, если контроль выполнения учебной части однозначно прозрачен и ведется, то по второй части возникает много вопросов. А теперь появились вопросы и к первой части, в связи с массовым и экстренным переходом образовательной деятельности в информационно-образовательную среду вуза.

Обратив внимание на то, что изменилось распределение времени при проведении занятий и подготовки к ним по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» нами (преподавателями) было принято решение провести хронометраж учебного процесса и времени на его подготовку.

В начале исследования нам было необходимо уточнить термин и возможные классификации. Было установлено, что на практике достаточно широко применяется метод хронометража и он подробно описан.

Таким образом, хронометраж рабочего времени - это процесс проведении ряда замеров времени затраченных на выполнения одного или нескольких последовательных действий в процессе выполнения трудовых обязанностей.

Важным отличие хронометража от других методов анализа рабочего времени является то, что он может применяться исключительно для повторяющихся рутинных ручных процессов. Применение же его при высокой степени автоматизации процессов труда является нецелесообразным.

Также нас заинтересовало и то, что существует множество вариантов классификаций применяемых методов хронометража рабочего времени, некоторые из них приведены в таблице 1 [3].

Для комплексного исследования нами были отобраны и использованы следующие методы:

• Индивидуальный;

• Сплошной;

• Посредством визуального наблюдения и записи результатов вручную, с использованием секундомера;

• Цифровой.

В исследовании приняли участие преподаватели дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» ФГБОУ ВО ОГИК, им были присвоены условные имена преподаватель 1 и преподаватель 2.

Возраст 56 и 39 лет соответственно, владение ПК -пользователь и продвинутый пользователь. Также стоит отметить, что группы, в которых вели занятия преподаватели, отмечались неравномерностью наполнения - 10 и 22 студента соответственно. Хронометраж выполнялся в период дистанционного обучения в промежуток с 06.04.2020 г. по 20.06.2020г.Данные полученные в ходе исследования представлены в таблице 2.

При проведении анализа таблицы 2 выявлен ряд закономерно стей.

Так анализ элемента - подготовка к семинару, наполнение личного кабинета данными (однократно) указывает на возрастание среднего значения временной нагрузки на преподавателя на 102 минуты. При этом мы можем отметить, что изменение временной нагрузки зависит от уровня владения ПК и возможно возраста, а вот от количества слушателей курса нет, т.к. у преподавателя 2 студентов в 2 раза больше, а времени на эту работу он потратил на 40% меньше по сравнению с преподавателем 1.

Рассмотрение элемента - проведение семинара (однократно) показало, что со сменой формы проведения занятий с очной на дистанционную, изменений в

Таблица 1.

Классиф шкация применяемых методов хронометража рабочего времени

По методу наблюдения По количеству обследуемых сотрудников По способу регистрации По способу записи результатов

1. Сплошной - измеряются все трудовые элементы операции 1. Индивидуальный - наблюдается один сотрудник 1. Посредством визуального наблюдения и записи результатов вручную, с использованием секундомера 1. Цифровой - время записывается обычными цифрами

2. Выборочный - проводятся замеры одного или нескольких отдельных рабочих движений, входящих в состав трудовой операции 2. Бригадный или групповой -наблюдается несколько работников, выполняющих одинаковые операции одновременно 2. С применением средств автоматизации, как правило - видеосъемки 2. Графический - время фиксируется на карте линиями

3. Цикловой - применяется для исследования очень коротких по продолжительности операций (6-7 сек.), при этом отдельные элементы имеют длительность не более 1,5-2 сек. 3. Многостаночный хронометраж - проводится при определении норм обслуживания для сотрудника, одновременно работающего на нескольких единицах оборудования 3. Индексный - вместо наименования трудовых элементов (операций) в карте проставляются сокращенные индексы

4. Смешанный вариант - при котором одновременно используются все указанные в других пунктах приемы

хронометраже нет. Занятия хотя и были перенесены в информационно-образовательную среду, однако продолжились по утвержденному расписанию.

А вот тот факт, что в образовательной среде должен оставаться информационный след привело к тому, что к каждому семинару все студенты должны были выполнять задания и размещать в соответствующем разделе для проверки. Если в период до дистанционного обучения, среднее значение проверки равнялось времени пары семинара, т.е. 90 минут, то теперь это значение возросло и среднее его значение составило 503 минуты, а это 8 часов 23 минуты. Здесь мы четко видим взаимосвязь затраченного времени от количества студентов, и возможно частично - от уровня владения ПК.

Такой элемент как рецензирование курсовой работы также указывает на увеличение затрат среднего значения времени примерно на 10 %, что, скорее всего, вообще может попасть в зону погрешности. Также возможно это связано со скоростью работы ПК и санитарно-гигиеническими правилами по работе на ПК. А вот момент увеличения студентов явно указывает на зависимость и на отклонение от средних значений не в лучшую сторону.

Следующий компонент, а именно оформление курсовых работ, в т.ч. и приведение ее к требуемым формальным признакам, подготовка рецензии, размещение текста работы и рецензии в электронной информационно-образовательной среде, копирование проекта на электронный носитель и его экспозиция в библиотечной среде вуза также легли на плечи преподавателя, что ведет к увеличению среднего значения времени на 34%.

Анализ элемента - подготовка к зачету - показывает следующее: из-за того что возникла необходимость размещения элементов для организации зачета в информационно-образовательной среде было затрачено в среднем 53 минуты, в тоже время в додистанци-онный период обучения на это же действие уходило не более 15 минут. Здесь можно наблюдать зависимость от уровня владения ПК, и отсутствие связи с количеством обучающихся.

Особенно интересные данные получились в элементе

- прием зачета в форме теста. Так как параметры времени прохождения теста регламентируются его условиями, в нашем случае они составили 50 минут, но могут быть определены как в большую, так и меньшую сторону.

Прямой зависимости от количества сдающих зачет студентов нет. А вот по сравнению с традиционной формой экономия времени очевидна. В нашем исследовании она составила чуть больше 90%.

Так же следующим немаловажными факторами в данном элементе является и то, что полностью исключены предвзятость и отсутствуют возможности и условия для коррупционной составляющей.

Восторг для преподавателей вызвал элемент - оформление зачета. В традиционной форме на заполнение ведомостей и зачетных книжек в среднем на 32 человека уходи до 120 минут (с учетом получения, заполнения, возвращения ведомостей в деканат и на кафедру), а в этот раз было потрачено 10 минут на оформление электронной ведомости.

Подводя итог анализа таблицы 2, стоит обратить свое внимание на строку сумма для граф среднее значение и период до дистанционного обучения, среднее значение. Мы видим, что разница составляет 373 часа - а это 11,5%, при этом еще раз особо обратим внимание на то, что мы для исследования были определены только по одной группе.

В заключении, вполне уместным является вывод о том, что при экстренном переходе на дистанционную форму обучения по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» наблюдается увеличение трудозатрат-ной нагрузки на преподавателей. Особенно четко эта закономерность прослеживается для преподавателей, уровень владение ПК которых можно определить как пользователь.

Дистанционная форма обучения имеет право на существование, но при обязательном учете таких факторов как: возможное увеличение учебной и вспомогательной нагрузки на преподавателей, дезавуирование воспитательной компоненты процесса обучения, обезличивание образа педагога как важного компонента образовательного алгоритма.

Таблица 2.

Хронометраж рабочего времени в минутах

№ п/п Элемент Преподаватель 1 Преподаватель 2 Среднее значение Период до дистанционного обучения, среднее значение

Подготовка к семинару, наполнение личного кабинета данными (однократно) 128 76 102 0

Проведение семинара (однократно) 90 90 90 90

Проверка семинара(однократно) 327 679 503 90

Проверка курсовой работы 1357 2648 2003 1800

Оформление курсовой работы 325 590 457 300

Подготовка к зачету 60 46 53 15

Прием зачета в форме теста 50 50 50 480

Оформление зачета 10 10 10 120

Сумма 2347 4189 3268 2895

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

Библиографический список

1. Батаев А.В. Анализ мирового рынка дистанционного образования // Молодой ученый. 2015. № 20 (100). С. 205 - 208. - URL: https://moluch.ru/archive/100/22587/ (дата обращения: 07.05.2020).

2. МаслаковаЕ.С. История развития дистанционного обучения в России // Теория и практика образования в современном мире: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. С. 29 - 32. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/185/9249/ (дата обращения: 24.04.2020).

3. https://blogkadrovika.ru/xronometrazh-rabochego-vremeni-obrazec/

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75013/b74020ba2f32eca7d3494de717456419fb2b4e73

References

1. BataevA.V. Analysis of the global market of distance education. Molodojuchenyj, 2015, no. 20 (100), Pp. 205 - 208. Available at: https:// moluch.ru/archive/100/22587/ (accessed07.05.2020) (in Russian).

2. Maslakova E.S. The history of the development of distance learning in Russia.Teoriya i praktikaobrazovaniya v sovremennommire: materialy VIII Mezhdunar. nauch. konf. (g. Sankt-Peterburg, dekabr' 2015 g.) [Theory and practice of education in the modern world. Proceedings of the VIII internationalscientific conference (Saint Petersburg, Decemberv 2015)]. Saint Petersburg, 2015. Available at: https://moluch.ru/conft ped/archive/185/9249/ (accessed 24.04.2020) (in Russian).

3. https://blogkadrovika.ru/xronometrazh-rabochego-vremeni-obrazec/

4. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_75013/b74020ba2f32eca7d3494de717456419fb2b4e73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.