Научная статья на тему 'Анализ параметров судоходных прорезей и их связь с объёмами дноуглубительных работ'

Анализ параметров судоходных прорезей и их связь с объёмами дноуглубительных работ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
28
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Залихматская М. Ю.

Выполнен анализ изменения удельных объемов дноуглубительных работ при увеличении ширины судоходных прорезей при различном их местонахождении на примере перекатов Волгоградского технического участка Волжского ГБУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF NAVIGABLE CUTS PARAMETERS AND THEIR CONNECTION WITH VOLUMES OF DREDGING WORKS

The analysis of the specific volumes change of dredging works at the width increase of navigable cuts at their various sites on the example of rifts of the Volgograd technical site of Volga River Basin is made.

Текст научной работы на тему «Анализ параметров судоходных прорезей и их связь с объёмами дноуглубительных работ»

необходимы меры по повышению его несущей способности. Проведенный анализ путей уменьшения нагрузки на шпунт, обеспечивающий наряду' с эффективностью технических решений, также максимально возможное использование схемы работы причала без существенной его реконструкции, является устройство разгрузочной плиты по всему фронту причала на свайном основании. Был рассмотрен проектный вариант реконструкции причала, включающий перенос железнодорожных путей с фронта в тыл и указанное выше усиление набережной. При этом конструктивно предложено обеспечить опору плиты сваями, забитыми в два ряда с шагом 6 м. С использованием руководящих нормативных документов и программного продукта SCAD были рассчитаны параметры свай и разфузочной плиты, на основании чего выбраны сплошные железобетонные сваи С 11-35 квадратного сечения серии 1-011-1 без напряжения арматуры, длиной 11 м, стороной сечения 350 мм и разгрузочная плита толщиной 30 см, выполненная из бетона В20 и профилированной арматуры А400. Для осуществления предложенной схемы реконструкции причала разработаны технология и организация строительных работ.

Такая схема усиления гидротехнического сооружения позволит значительно увеличить пропускную способность причала и освоить грузооборот ОПГС в размере 433 тыс. т. (на 44 % больше базового).

Сравнительный анализ эффективности вариантов реконструкции причала, основанный на сопоставлении экономических показателей (чистый дисконтированный доход (ЧДД), индекс доходности, срок окупаемости) показал, что проектный вариант по сравнению с базовым за 10-ти летний расчетный период является более предпочтительным - ЧДД на 40 % выше при вполне приемлемых остальных показателях.

INCREASE OF BEARING ABILITY OF BERTHING QUAY IN AUTOPLANT PORT OF JOINT-STOCK COMPANY "GOTH"

M. S. Galushkina

The variant of reconstruction of a berthing construction for the maintenance of its safe work and throughput increase is offered. The technology' and the organization of building are considered and the analysis of economic efficiency of reconstruction variants is made

УДК 627.748

М. Ю. Залихматская, студент, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

АНАЛИЗ ПАРАМЕТРОВ СУДОХОДНЫХ ПРОРЕЗЕЙ И ИХ СВЯЗЬ С ОБЪЁМАМИ ДНОУГЛУБИТЕЛЬНЫХ РАБОТ

Выполнен анализ изменения удельных объемов дноуглубительных работ при увеличении ширины судоходных прорезей при различном их местонахождении на примере перекатов Волгоградского технического участка Волжского ГБУ.

Дноуглубительные работы - работы по углублению и расширению водоёмов и водотоков путём выемки фунта. Различают дноуглубительные работы: капитальные (выполняются при сооружении гидротехнических объектов и для улучшения судоходных условий на водных путях) и эксплуатационные (производятся ежегодно с целью удаления наносов, нарушающих нормальную эксплуатацию гидротехнических сооружений и судоходных путей).

Наибольший объём дноуглубительных работ приходится на внутренние водные пути (реки, водохранилища, каналы), где увеличивают глубину и ширину судовых ходов.

При разработке земснарядом судоходной прорези создаётся подводный канал заданной глубины и ширины через гребень переката, глубины на котором недостаточны для прохода речных судов и составов. После разработки прорези с заглублением в речное дно на некоторую величину Ь глубина на прорези Тг будет равной гарантированной. Судоходные глубины на прорези нередко выдерживаются не менее плановых только в течение навигации. В половодье весны следующего после разработки года прорези частично заносятся и их ириходится восстанавливать новым углублением земснарядами. Иногда под воздействием летних и осенних паводков при интенсивном поступлении наносов с вышележащего участка и из-за других причин прорези заносятся и в навигацию после их разработки. Тогда приходится проводить ремонтные дноуглубительные работы, то есть повторно углублять перекат в одном и том же году, что влечёт за собой значительное денежное финансирование.

Объём первичных работ чётко связан с габаритами прорези и при увеличении глубины он всегда возрастает. Объёмы повторных работ обусловлены рядом факторов - степенью воздействия прорези на гидравлику потока, "удачность" её расположения в границах речного русла, гидрологических особенностей потока и др. В этих условиях чёткая связь между увеличением гарантированной глубины и объёмами повторных работ может не наблюдаться. В большинстве случаев увеличение габаритов прорези всегда сопровождается ростом объёмов повторных работ.

Зависимость объёмов работ (первичных и повторных) на некоторых перекатах Волгоградского технического участка ГБУВПиС от увеличения размеров прорези и её глубины приведена в табл. 1. От куда следует, что 30-40 % объёма всех повторных работ приходится на первичный.

Таблица I

Разделение объемов дноуглубительных работ на первичные и повторные

Название переката Размеры переката, м Объем работ, тыс. м1 (по техническим отчетам) Объем работ, тыс. м' (действительный) Доля, %

первичный повторный первичный повторный

Поповицкий (22.08.1970) 1180 x 380 1414,7 477,4 1599,2 292,9 39

Дубовский (23.05.1973) 530 х 85 340,5 465,4 484,1 321.8 31

Приверх Саралсвско-го острова (28.06.1970) 995 х 180 558,7 462,0 707,3 313,4 32

Отраднсн-ский (11.04.1973) 610 х 80 652,4 369,4 818,9 202,9 45

Цаган Аманский (23.07.1970) 540 х 90 162,4 151,1 233,6 79,9 47

По данным технических отчётов выполнен анализ изменения удельных объемов дноуглубительных работ при увеличении ширины судоходных прорезей. Видно, что при постоянной глубине и с увеличением ширины судоходной прорези линейно воз-

растают и площади поперечных сечений судоходных прорезей, что в действительности не наблюдается. Величина объема работ должна зависеть от местоположения прорезей на перекатном участке.

Таблица 2

Связь удельного объема дноуглубления с шириной судоходной прорези (по данным технических отчетов)

Название переката Год Ширина судоходной прорези Площадь поперечного сечения судоходной прорези на гребне перекага

Отраднснский 1972 1974 65 95 64,7 95,3

Верхне-Саралевский 1973 1975 60 90 59,5 89,5

Соленский 1972 1973 110 175 109,9 175,4

Поэтому был проведён анализ влияния ширины судоходной прорези на объём дноуглубительных работ при различном местонахождении прорезей. За расчётные были выбраны характерные перекатные сечения с действительными судоходными прорезями (рис. 1).

Папобицкш перекат Купебатскии перекат

Отранденскии перекат

Рис. I. Характерные расположения судоходных прорезей на перекатах Нижней Волги

В результате исследования был построен график зависимости роста объёмов первичных дноуглубительных работ от ширины судоходной прорези (рис. 2).

площадь, м'

1 ПспЛикии перекат

2 Купебатскии первсат

3 Отравненский пержат

4 СкуВршсхш перекат

5 Пшвннныи лрсрш

х и w яботоаоягаюво

имрша п

Рис. 2. Зависимость площади прорези от сё ширины

Анализ графиков позволяет сделать следующие выводы:

1. при расположении прорези, прилегающей к одной из границ переката объём первичных дноуглубительных работ постепенно увеличивается при увеличении ширины прорези (кривая на графике отклоняется в правую сторону);

2. при расположении прорези в средней части переката объём первичных дноуглубительных работ начинает возрастать активнее при более малых ширинах, (кривая отклоняется влево).

Список литературы

[1] Гришанин, К.В. Водные пути // Учебник для ВУЗов / К. В. Гришанин, В.В. Дегтярев, В.М Селезнев. -М.: Транспорт, 1986.-400 с.

THE ANALYSIS OF NAVIGABLE CUTS PARAMETERS AND THEIR CONNECTION WITH VOLUMES OF DREDGING WORKS

M../. Zalihmatskaja

The analysis of the specific volumes change of dredging works at the width increase of navigable cuts at their various sites on the example of rifts of the Volgograd technical site of Volga River Basin is made.

УДК 629.563.22

Н. А.Макарова, аспирант-стажер, ВГАВТ. 603950, Нижний Новгород, ул. Нестерова, 5а.

ВЛИЯНИЕ ШАГА РИГЕЛЕЙ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ МОНОЛИТНОГО ПЕРЕКРЫТИЯ ЗДАНИЯ

Приводятся результаты исследования влияния шага ригелей на экономические показатели монолитного перекрытия здания, рассчитанные по расходу материалов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.