УДК 712-1
АНАЛИЗ ПАНОРАМНЫХ КАРТИН НА НАБЕРЕЖНОЙ ГОРОДА ЙОШКАР-ОЛЫ
Косарева Любовь Вячеславовна, магистрант, направление подготовки 35.04.09 Ландшафтная архитектура, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола e-mail: lyubovkosareva52@mail.ru
Граница Юлия Владимировна, заведующий кафедрой садово-паркового строительства, ботаники и дендрологии, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент, Поволжский государственный технологический университет, Йошкар-Ола e-mail: granitsa-yulia@mail.ru
Аннотация. В статье проанализированы основные точки визуального восприятия набережной при входах на нее. Цель данной работы состояла в анализе визуальных точек, поиске основных градостроительных акцентов и эстетической составляющей. Представлена характеристика 17 из 30 видовых точек набережной при входах на набережную. С помощью фотосьемки были сняты обзоры на набережную с каждого входа на нее. Благодаря чему обнаружили недостаточно живописные виды набережной, которые портят виды с разных ракурсов восприятия панорам. В результате исследования были выявлены и нанесены на план основные входы на набережную с точками обзора, найдены главные доминанты обзора на каждой точке, найдены аспекты восприятия внешнего облика набережной при визуально-ландшафтной оценке. Выявлены основные проблемы облика набережной.
Ключевые слова: набережная, панорамные картины, точки обзора, маршруты, входы на набережную, видовые точки.
Для цитирования: Косарева Л. В., Граница Ю. В. Анализ панорамных картин на набережной города Йошкар-Олы // Шаг в науку. - 2020. - № 4. - С. 33-37.
ANALYSIS OF PANORAMIC PAINTINGS ON THE EMBANKMENT OF THE CITY OF YOSHKAR-OLA
Kosareva Lyubov Vyacheslavovna, postgraduate student, training program 35.04.09 Landscape architecture, Volga State Technological University, Yoshkar-Ola e-mail: lyubovkosareva52@mail.ru
Granitsa Yulia Vladimirovna, Head of the Department of Gardening, Botany and Dendrology, PhD in Agricultural Sciences, Associate Professor, Volga State Technological University, Yoshkar-Ola e-mail: granitsa-yulia@mail.ru
Abstract. The article analyzes the main points ofvisual perception of the embankment at the entrances to it. The purpose of this work was to analyze visual points and find the main urban planning accents. The characteristics of 17 out of 30 view points of the embankment at the embankment entrances are presented. With the help ofphotographs, views of the embankment were taken from each entrance to it. As a result, they discovered insufficiently aesthetic views of the embankment, which spoil the views from different angles of perception of panoramas. As a result of the study, the main entrances to the embankment with viewpoints were identified and plotted on the plan, the main dominants of the survey were found at each point, aspects of the perception of the external appearance of the embankment were found during visual landscape assessment. The main problems of the embankment appearance are revealed.
Key words: embankment, panoramic pictures, viewpoints, routes, embankment entrances, viewpoints.
Cite as: Kosareva, L. V., Granitsa, Yu. V. (2020) [Analysis of panoramic paintings on the embankment of the city of Yoshkar-Ola]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 4, рр. 33-37.
Вода и водное пространство становятся формообразующим фактором городского развития. Выявление и приведение в систему характеристик визуального восприятия прибрежной территории и выделение устойчивых видовых картин - «моделей восприятия», составляет научную основу для
практического решения задачи архитектурно-пространственного и композиционного формирования застройки прибрежных территорий [5].
Метод визуально-ландшафтной оценки городской среды является одним из видов градостроительных проектных работ при подготовке предпро-
екгнои документации, включающии определение и значимость типов пространств и условий их восприятия с выявлением соотношений между городской застройкой и отдельными объектами [7].
Городская среда воспринимается зрителем как набор пространственных элементов. Восприятие визуального ряда происходит относительно местоположения зрителя и направления его взгляда [2].
Формирование привлекательных видовых раскрытий от точек притяжения. С помощью «художественных» средств, таких как ритм пространственных структур, пластики зеленых насаждений, пропорций, цветосветового решения закладывается эмоциональная значимость среды [1].
Панорама - это визитная карточка любого города, которая оказывает огромное влияние на его туристическую привлекательность, эстетическое восприятие, образ города в сознании горожан и, как следствие, влияет на экономическое, демогра-
фическое и социальное развитие [6].
Вид водного бассейна, к которому привязана ночная панорама, и обнаруженный характер прибрежной полосы, играют ключевую роль в формировании его уникальной световой панорамы, что является общими признаками прибрежных городов [8].
Объектом исследования в г. Йошкар-Оле стала приречная территория, включающая в себя набережные Брюгге, Старая, Амстердам, Воскресенская от Пешеходного (вантового) моста до Вознесенского моста все пространство занимает площадь 42,1 га. На данной территории протянулись 2 дорожных (Вознесенский, Центральный) и 4 пешеходных (Воскресенский, Театральный, Гоголевский, Парковый) моста. Были проведены градостроительный и ландшафтно-архитектурный анализ [3].
На ситуационной схеме видно расположение набережной с границами проектирования и видовыми точками при входе на набережную (рисунок 1).
Рисунок 1. Ситуационная схема с видовыми точками при основных входах на набережную
На сегодняшний день на набережную ведут 17 основных маршрутов: 1, 2, 6, 10, 14, 16, 17, 18, 19, 22, 23, 24, 25, 27, 28, 29, 30. На рисунке 4 показаны наглядно створы визуальных лучей и открывающиеся с них панорамные виды. Больше всего видовых точек с далекими собственными видами на набережную Воскресенскую и Брюгге, Патриаршую площадь, Воскресенский мост и т. д.
Исходя из плана можно выделить большое количество входов, из которых просматривается длинная панорама на набережную. При движении по пешеходным маршрутам важны запоминающиеся виды. Доминанты по важнейшим точкам представлены в таблице 1. В свою очередь указана длина композиционных кадров и перечислены виды искажающие картины набережной.
Таблица 1. Характеристика видовых точек набережной при входах
№ п/п Наименование улиц, проспектов, площадей Название визуальных акцентов Длина перспективной картины, м2 Недостаточно эстетичные виды Набережной
1 Царьградский проспект Патриаршая площадь; Воскресенский мост; копия замка Нойшванштайн; Воскресенский собор; Троицкая церковь; копия замка Шереметева; Благовещенская башня 58-372 Долгострой здание на площади имени В. И. Никонова 1А
2 Царьградский проспект Патриаршая площадь; памятник Алексею II; фонтан и часовня Петра и Февронии; Благовещенский собор; Воскресенский собор; Троицкая церковь 234-790 Долгострой здание на площади имени В. И. Никонова 1А
6 Воскресенский проспект Патриаршая площадь; Царьградская площадь; Театральный мост и Итальянский сквер; копия замка Нойшванштайн; Благовещенский собор; копия замка Шереметева; Воскресенский собор; Троицкая церковь 156-930 Долгострой здание на площади имени В. И. Никонова 1А
10 Воскресенский проспект и Бульвар Чавайна Театральный мост; площадь Республики Пресвятой Девы Марии, Итальянский сквер; Благовещенский собор; Благовещенская башня; копия замка Нойшван-штайн; копия замка Шереметева; Воскресенский собор; Вознесенский собор 235-730 Долгострой здание на площади имени В. И. Никонова 1А; долгострой здание ул. Эшкинина 8А
14 Эшкинина Театральный мост; Благовещенский собор; Благовещенская башня 235-900 Долгострой здание ул. Эшкинина 8А; долгострой Вознесенская 75; незаконченная реставрация дома купца Карелина (Воскресенская набережная 40)
16 Эшкинина Гоголевский мост; Благовещенский собор; Благовещенская башня; детская поликлиника № 3 150-487 Долгострой здание ул. Эш-кинина 1; долгострой здание ул. Эшкинина 8А; долгострой Вознесенская 75; некрасивый забор у трактира Российский двор ул. Гоголя 1А площадка с землей без газона
17 Ленинский проспект Парковый мост; Ледовый дворец и Водный дворец Марий Эл; кафе Винтаж 125-219 Пустырь; заросшие бетонные откосы; не красивое здание магазина перекресток
18 Пляж от Паркового моста Ледовый дворец и Водный дворец Марий Эл; Парковый мост; Академический русский театр драмы им. Георгия Константинова; Благовещенская башня 122-216 Пустырь; заросшие бетонные откосы; долгострой здание ул. Эшкинина 1; не красивое здание магазина перекресток; Долгострой Вознесенская 75
19 Карла Маркса Благовещенская башня; детская поликлиника № 3; Парковый мост; кафе Винтаж 130-220 Пустырь; заросшие бетонные откосы; долгострой здание ул. Эшкинина 1; долгострой здание ул. Эшкинина 8А; Центральный мост
22 Карла Маркса Парковый мост; кафе Винтаж; Ледовый дворец Марий Эл 160-230 Пустырь; заросшие бетонные откосы; Центральный мост
23 Гоголя Памятник Н. В. Гоголю; площадь имени Н. В. Гоголя; Гоголевский мост; детская поликлиника № 3; Благовещенский собор; Благовещенская башня 157-800 Долгострой здание ул. Эшкинина 1; долгострой здание ул. Эшкинина 8А; некрасивый забор у трактира Российский двор ул. Гоголя 1А
Продолжение таблицы № 1
№ п/п Наименование улиц, проспектов, площадей Название визуальных акцентов Длина перспективной картины, м2 Недостаточно эстетичные виды Набережной
24 Пушкина Памятник А. С. Пушкина и Онегина; памятник Рембрандт Ван Рейн; солнечные часы; детская поликлиника № 3; фонтан; Благовещенский собор; Благовещенская башня 230-530 Долгострой Вознесенская 75; Долгострой здание ул. Эшкинина 1; долгострой здание ул. Эшкинина 8А
25 Площадь им. В.П. Никонова Солнечные часы; памятник А. С. Пушкина и Онегина; детская поликлиника № 3 322-491 Долгострой здание ул. Эшкинина 1; долгострой здание ул. Эшкинина 8А; незаконченная реставрация дома купца Карелина (Воскресенская набережная 40); Долгострой Вознесенская 75
27 Площадь Республики Девы Марии Театральный мост; Итальянский сквер; копия замка Нойшванштайн; копия замка Шереметева; Спасская башня 220-500 Долгострой здание ул. Эшкинина 8А ; долгострой здание на площади имени В.И. Нико-нова 1А;
28 Троицкий переулок Царьградская площадь; памятник Кириллу и Мефодию; Патриаршая площадь; Спасская башня; копия замка Нойшван-штайн; копия замка Шереметева; Воскресенский мост 85-493 Долгострой здание на площади имени В.И. Никонова 1А; Вознесенский мост
29 Вознесенская Воскресенский мост; Патриаршая площадь; памятник Царь Федор Ионнович; Спасская башня; копия замка Нойшванш-тайн; копия замка Шереметева 180-665 Долгострой здание на площади имени В.И. Никонова 1А; Вознесенский мост
30 Царьградский проспект Патриаршая площадь; Воскресенский мост; копия замка Нойшванштайн; Воскресенский собор; Троицкая церковь; копия замка Шереметева; Благовещенская башня 166-895 Долгострой здание на площади имени В.И. Никонова 1А
На всех точках видны бетонные откосы, и зарастание реки которые ухудшают художественный вид набережной. Из недостроенных построек, разрушающих вид променада, больше всего видно со многих входов долгострой здание на площади имени В. И. Никонова 1А и долгострой здание ул. Эшкинина 8А. В большинстве акцентов видны визуальные точки такие как: Благовещенский собор, Благовещенская башня, копия замка Нойшванштайн, копия замка Шереметева, Патриаршая площадь.
Следовательно на наш взгляд в настоящее время есть ряд проблемных моментов у Набережной: на лицо - недостроенные здания и сооружения (здание по набережной Брюгге: ул. Эшкинина 8А; ул. Эшкининиа 1; по набережной Амстердам: некрасивый забор у трактира Российский двор ул. Гоголя 1А; заборы между зданиями Вознесенская ул. 87 и Набережная Амстердам 3 и ул. Гоголя 2А; по набережной Вознесенской: Вознесенская ул. 79,75; незаконченная реставрация дома купца Карелина (Воскресенская набережная 40); здание на площади Никонова 1А). Недостаточно заплани-
ровано мероприятий по озеленению и в частности цветочному оформлению. Поэтому в нашем концепте предлагаем развивать тематику национальной составляющей для создания аутентичности пространственной среды, усиления роли зеленой среды в различных направлениях: плоскостной, объемной и глубинно-пространственной [4]. Отработать колористическую составляющую для дополнения сочности урбокартин. Распределить точки раскрытия новых функциональных возможностей территории.
Вывод: из исследования видим, что в открытом пространстве набережной выделены наиболее характерные точки обзора со входов для посетителей. Так же выделены основные доминанты обзоров на набережной, привлекающие взор посетителей. Выявили недостаточные общеэстетические элементы с каждой точки обзора набережной. Выполнена работа с перспективными видовыми точками, построенными на схеме. Необходима оптимизация урбанизированного пространства, его преобразования в пригодную для нормальной жизнедеятельности среду обитания городских жителей.
Литература
1. Дорошенко Т. С., Шадрина А. В. Архитектурно-ландшафтная реконструкция набережной в составе делового квартала «Екатеренбург-сити» // Национальная ассоциация ученных (Москва, № 4-4, 2015 г.). -Москва, 2015. - С. 165-169.
2. Колесников С. А. Композиционно - пространственная реорганизация городской среды. Метод видовых точек // Градостроительство и Архитектура. - Самара, 2017. - № 2. - С. 114-118.
3. Косарева Л. В., Граница Ю. В., Инвентаризация древесных растений в урбанизированной среде на примере набережной города Йошкар-Олы // Творчество и современность. - Новосибирск, 2019. - С. 82-86.
4. Косарева Л. В., Граница Ю. В. Особенности проектирования цветочного оформления на набережной города Йошкар-Олы // Ландшафтная архитектура и формирование комфортной городской среды: сборник трудов XVI региональной научно-практической конференции (Нижний Новгород, 18 марта 2020 г.). -Н. Новгород, 2020. - С. 199-206.
5. Рудакова О. Н. Модели визуального восприятия архитектурно-пространственных и композиционных качеств застройки прибрежных территорий // Вестник Белгородского Государственного Технологического Университета им. В. Г. Шухова - Белгород, 2016. - № 8. - С. 80-85.
6. Новые панорамы города Хабаровска / Савкова Н. В. и др. // Сборник научных статей к 60-летию Тихоокеанского государственного университета. - Хабаровск, 2018. - С. 107-112.
7. Теодоронский В. С. О методах ландшафтно-визуальной оценки открытых пространств в районах набережных Москвы-реки // Сборник трудов международной конференции. Формирование комфортной городской среды. Водные ландшафты в эпоху урбанизации (Санкт-Петербург, 07 июня 2019 г.). - Санкт-Петербург, 2019. - С. 90-92.
8. Narboni R. Lighting the Landscape. Art Design Technologies. Brikhauser - Publishers for Architecture, 2004. - 230 p. ill.
Статья поступила в редакцию: 10.10.2020; принята в печать: 15.12.2020.
Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.