Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
133
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ МЕДИЦИНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЫПУСКНИКИ МЕДИЦИНСКИХ ВУЗОВ / КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПЕРВИЧНАЯ АККРЕДИТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ / ГОТОВНОСТЬ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / HIGHER MEDICAL EDUCATION / GRADUATES OF MEDICAL UNIVERSITIES / STAFFING / PRIMARY ACCREDITATION OF SPECIALISTS / READINESS FOR PRACTICAL ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Соловьева Ирина Анатольевна, Газенкампф Андрей Александрович, Адамян Рипсиме Ашотовна, Пелипецкая Елена Юрьевна

В течение последних лет высшее медицинское образование переживает значительные изменения. Меняются принципы построения учебного процесса в медицинских вузах, требования к выпускникам и формат контроля полученных знаний. Так, с 2016 г. в систему медицинского образования была внедрена первичная аккредитация специалистов, что, по сути, является последним этапом оценки готовности и допуском выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. В этой связи большой интерес вызывают мнение самих обучающихся о внесенных изменениях, их отношение к процессу образования, готовность и мотивированность к выходу в профессиональное сообщество. В данной статье представлены итоги анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза 2017-2019 гг. Исходя из анализа полученных результатов можно сделать вывод, насколько выпускники довольны полученным образованием, готовы ли они к самостоятельной практической деятельности, насколько уверены в своем будущем и какие изменения они бы сами внесли в процесс образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Соловьева Ирина Анатольевна, Газенкампф Андрей Александрович, Адамян Рипсиме Ашотовна, Пелипецкая Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE MEDICAL UNIVERSITY GRADUATES' ATTITUDE TO INDEPENDENT PRACTICAL ACTIVITY

Higher medical education in Russia has been undergoing complex changes in recent years. The principles of building the educational process in medical universities, requirements for graduates and format of academic knowledge control are changing. So, since 2016, the primary accreditation of specialists has been introduced into the medical education system, which, in fact, is the last step in assessing the readiness and admission of graduates to independent practical activity. In this regard, we were interested in the student's opinion on changes, their attitude to the educational process, their readiness and motivation to enter the professional community. In this article the results of an anonymous survey of medical school graduates in 2017-2019 are represented. According to the results, we can conclude how satisfied the graduates are with their education, whether they are ready for independent practical activity, how confident they are in their future, and what changes they themselves would like to make in the educational process.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

АНАЛИЗ ОТНОШЕНИЯ ВЫПУСКНИКОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Соловьева И.А., Газенкампф А.А., Адамян Р.А., Пелипецкая Е.Ю.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Красноярский государственный медицинский университет имени профессора В.Ф. Войно-Ясенецкого» Министерства здравоохранения Российской Федерации, 660022, г. Красноярск, Российская Федерация

В течение последних лет высшее медицинское образование переживает значительные изменения. Меняются принципы построения учебного процесса в медицинских вузах, требования к выпускникам и формат контроля полученных знаний. Так, с 2016 г. в систему медицинского образования была внедрена первичная аккредитация специалистов, что, по сути, является последним этапом оценки готовности и допуском выпускников к самостоятельной трудовой деятельности. В этой связи большой интерес вызывают мнение самих обучающихся о внесенных изменениях, их отношение к процессу образования, готовность и мотивированность к выходу в профессиональное сообщество. В данной статье представлены итоги анонимного анкетирования выпускников медицинского вуза 2017-2019 гг. Исходя из анализа полученных результатов можно сделать вывод, насколько выпускники довольны полученным образованием, готовы ли они к самостоятельной практической деятельности, насколько уверены в своем будущем и какие изменения они бы сами внесли в процесс образования. Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки. Конфликт интересов. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования: Соловьева И.А., Газенкампф А.А., Адамян Р.А., Пелипецкая Е.Ю. Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности // Медицинское образование и профессиональное развитие. 2020. Т. 11, № 4. С. 29-50. DOI: 10.2441 1/2220-8453-2020-14003 Статья поступила в редакцию 19.09.2020. Принята в печать 14.12.2020.

Ключевые слова:

высшее медицинское

образование,

выпускники

медицинских

вузов, кадровое

обеспечение,

первичная

аккредитация

специалистов,

готовность

к практической

деятельности

ANALYSIS OF THE MEDICAL UNIVERSITY GRADUATES' ATTITUDE TO INDEPENDENT PRACTICAL ACTIVITY

Solov'eva I.A., Gazenkampf A.A., Adamyan R.A., Pelipetskaya E.Yu.

Professor V.F. Voino-Yasenetsky Krasnoyarsk State Medical University of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation, 660022, Krasnoyarsk, Russian, Federation

Higher medical education in Russia has been undergoing complex changes in recent years. The principles of building the educational process in medical universities, requirements for graduates and format of academic knowledge control are changing. So, since 2016, the primary accreditation of specialists has been introduced into the medical education system, which, in fact, is the last step in assessing the readiness and admission of graduates to independent practical activity. In this regard, we were interested in the student's opinion on changes, their attitude to the educational process, their readiness and motivation to enter the professional community. In this

Keywords: higher medical education, graduates of medical universities, staffing, primary accreditation of specialists, readiness for practical activities

article the results of an anonymous survey of medical school graduates in 2017— 2019 are represented. According to the results, we can conclude how satisfied the graduates are with their education, whether they are ready for independent practical activity, how confident they are in their future, and what changes they themselves would like to make in the educational process. Funding. The study had no sponsor support. Conflict of interests. The authors declare no conflict of interests. For citation: Solov'eva I.A., Gazenkampf A.A., Adamyan R.A., Pelipetskaya E.Yu. Analysis of the medical university graduates' attitude to independent practical activity. Meditsinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie [Medical Education and Professional Development]. 2020; 11 (4): 29-50. DOI: 10.24411/2220-8453-202014003 (in Russian)

Received 19.09.2020. Accepted for publication 14.12.2020.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Основной целью любого высшего учебного заведения является подготовка востребованных и квалифицированных кадров, тем более если речь идет о медицинском образовании.

Подготовка новых кадров - сложный процесс, который должен постоянно совершенствоваться и базироваться на достижениях современной медицины.

Особенно высока заинтересованность в грамотных молодых специалистах в наши дни, когда во многих медицинских учреждениях страны, по официальным данным, не хватает до 1/3 квалифицированных врачей [1]. В докладе Всемирной организации здравоохранения, сделанном на 3-м Глобальном форуме по кадровым ресурсам здравоохранения в ноябре 2013 г., отмечено, что к 2035 г. дефицит медицинских работников в мире достигнет уровня 12,9 млн человек [2]. Проблема трудоустройства выпускников медицинских вузов России в настоящее время также весьма актуальна, так как, по данным Министерства образования, уровень этого показателя не превышает 87%.

Согласно данным Общественной палаты РФ, около 60% выпускников ме-

дицинских вузов уходят из профессии сразу после завершения учебы, а оставшиеся ни качественно, ни количественно не могут обеспечить потребностей современной медицины, особенно ее высокотехнологической части [3].

В случае трудоустройства выпускников в медицинское учреждение возникает переломная ситуация, когда как на профессиональном уровне, так и на уровне поведенческих практик наблюдается несоответствие множества социальных ориентаций и стереотипов [4].

Профессиональное образование своей главной целью ставит реализацию профессиональной составляющей развития личности. Главная претензия работодателей к профессиональным образовательным учреждениям в настоящее время - оторванность полученных знаний от практики, что проявляется неумением обращаться с современным оборудованием, в психологической неподготовленности к реалиям производства [5].

Успешность профессиональной врачебной деятельности у молодых специалистов в условиях проникновения в сферу медицинского обслуживания во многом зависит от сформированных

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

еще в учебном заведении навыков и стремлений к саморазвитию и самообучению. Так, только половина опрошенных дополнительно (по своей инициативе) совершенствуют свои знания с помощью самообразования. При этом 35% вынуждены довольствоваться тем, что может быть предоставлено системой непрерывного профессионального образования [6].

Отсюда возникают вопросы: насколько современные выпускники готовы к самостоятельной работе? От чего зависит уровень подготовки специалиста? Удовлетворены ли сами студенты полученным образованием? Почему среди такой высокой востребованности профессии врача среди абитуриентов, при таком высоком уровне выпускников, готовых быть преданными профессии врача, в стране ощущается нехватка медицинских кадров и есть проблема качества оказания медицинской помощи?

Ответы на данные вопросы должны открывать новые проблемы и возможности в сфере образования.

Цель - проанализировать отношение выпускников ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России к предстоящей самостоятельной трудовой деятельности.

МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ

Проведен анализ анкетирования всех выпускников лечебного факультета ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России 2017, 2018 и 2019 гг., успешно прошедших первичную аккредитацию специалистов. Содержание анкеты представлено в приложении 1.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

Среди анкетируемых больше выпускников женского пола, что соответствует гендерному составу обучающихся (рис. 1).

В 2017 г. средний возраст участников опроса составил 23,86 года (медиана возраста 23 года), в 2018 г.- 24,04 года (медиана возраста 24 года), а в 2019 г - 24,43 (медиана возраста 24 года).

Состав опрошенных по форме обучения был сопоставим в 2018 и 2019 гг. (рис. 2). В 2017 г. отмечается меньшее количество выпускников, обучавшихся на внебюджетной основе, что связано с особенностями приемной кампании 2011 г.

Выпускники, прошедшие аккредитацию, преимущественно считают уровень развития здравоохранения в Красноярском крае хорошим. При этом уровень оснащения медицинских организаций оценивается на удовлетворительном и хорошем уровне. Также стоит отметить, что с годами наблюдается, хоть и незначительная, тенденция к более высокой оценке всех показателей (табл. 1).

Большая часть выпускников не осведомлены о профессиональных медицинских сообществах, функционирующих в Красноярском крае. Данная тенденция сохраняется среди опрошенных из года в год. В 2017 г. не ответили на данный вопрос 74,70% обучающихся, в 2018 г. -77,36%, а в 2019 г. - 76,63%.

Наиболее популярны среди студентов: общество кардиологов (в 2017 г. -9,64%; 2018 г. - 8,89%; 2019 г. - 9,51%), хирургов (в 2017 г. - 8,43%; 2018 г. -8,63%; 2019 г. - 5,70%), анестезиологов-реаниматологов (в 2017 г. - 3,61%; 2018 г. - 6,74%; 2019 г. - 4,89%) и профсоюз

300 250 200 150 100 50

249

175

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 1. Характеристика участников опроса по половому признаку

200 180 160 140 120 100 80 60 40

20

0

2017 г. 2018 г. 2019 г.

Рис. 2. Характеристика опрошенных по форме обучения по годам

¡Мужчины «Женщины

I Бюджет I Внебюджет Целевое

медицинских работников (в 2017 г. - в вопросе выбора узкой специализации, так

3,21%; 2018 г. - 7,82%; 2019 г. - 9,5%). и отсутствие взаимодействия между студен-

Причиной этому может быть как неопре- тами и профессиональными сообществами

деленность большей части выпускников на протяжении обучения в вузе.

Г

32

Медицинское образование и профессиональное развитие

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

Таблица 1. Оценка уровня развития здравоохранения Красноярского края, абс. (%)

Признак Оценка* Год

2017 2018 2019

Организация оказания медицинской помощи 1 3 (1,2) 8 (2,16) 8 (2,17)

2 11 (4,42) 14 (3,77) 16 (4,35)

3 65 (26,11) 65 (17,52) 68 (18,48)

4 121 (48,59) 196 (52,83) 200 (54,34)

5 49 (19,68) 88 (23,72) 76 (20,65)

Уровень оснащения медицинских организаций 1 1 (0,4%) 4 (1,08) 2 (0,54)

2 16 (6,43) 18 (4,85) 10 (2,72)

3 93 (37,35) 117 (31,54) 112 (30,43)

4 92 (36,95) 130 (35,04) 136 (36,96)

5 47 (18,87) 102 (27,49) 108 (29,35)

Уровень квалификации руководителей медицинских организаций 1 1 (0,4) 1 (0,27) 2 (0,54)

2 7 (2,81) 15 (4,04) 9 (2,45)

3 29 (11,65) 59 (15,90) 60 (16,30)

4 133 (53,41) 174 (46,90) 169 (45,92)

5 79 (31,73) 122 (32,88) 128 (34,78)

Профессиональные навыки медицинских работников 1 0 0 0

2 2 (0,8) 3 (0,81) 4 (1,09)

3 31 (12,45) 34 (9,16) 40 (10,87)

4 131 (52,61) 160 (43,13) 178 (48,37)

5 85 (34,14) 174 (46,90) 146 (39,67)

Коммуникативные навыки медицинских работников 1 3 (1,2) 6 (1,62) 8 (2,17)

2 15 (6,02) 15 (4,04) 12 (3,26)

3 48 (19,28) 64 (17,25) 70 (19,02)

4 112 (44,98) 143 (38,54) 168 (45,65)

5 71 (28,52) 143 (38,54) 110 (29,89)

Примечание. Здесь и в табл. 3, 4: от 1 («очень плохо») до 5 («отлично»).

Сказанное выше объясняет незнание большей частью опрошенных роли медицинских сообществ. Выпускники всех годов преимущественно воздер-

живались от ответов. Наиболее популярные ответы мы сгруппировали по нескольким ключевым направлениям (табл. 2).

Таблица 2. Оценка роли медицинских сообществ выпускниками, абс. (%)

Вид деятельности Год

2017 2018 2019

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Научно- просветительская, организационная 17 (6,88) 13 (3,50) 17 (4,62)

Обмен опытом, подготовка кадров 19 (7,69) 40 (10,78) 32 (8,70)

Образовательная 16 (6,48) 8 (2,16) 10 (2,72)

Улучшение качества оказания медицинской помощи 22 (8,91) 7 (1,89) 8 (2,17)

Другое 25 (10,12) 10 (2,70) 15 (4,08)

Не указано 148 (59,92) 293 (78,98) 286 (77,72)

В отношении работы с молодыми специалистами в медицинских организациях большинство выпускников рассчитывают на моральную и профессиональную поддержку, оценивая финансовую и социальную помощь преимущественно как удовлетворительную и хорошую (табл. 3).

Большая часть выпускников всех годов проходили летнюю производственную практику (ЛПП) на территории г. Красноярска и Красноярского края. В 2017 г. в Красноярске проходили ЛПП -72 (28,92%), в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ) Красноярского края -40 (16,04%); в 2018 г. в Красноярске - 147 (39,62%), в ЛПУ Красноярского края - 76 (20,49%); в 2019 г. в Красноярске - 168 (45,65%), в ЛПУ Красноярского края - 100 (27,17%) выпускников.

Впечатления об уровне работы со студентами в медицинских организациях

отражены средними оценками от выпускников. При этом отмечается, что с повышением курса обучения впечатления от ЛПП у выпускников улучшались (табл. 4), что, очевидно, связано с большей профессиональной наполненностью дисциплины на старших курсах. Так, согласно учебному плану, клиническую практику в качестве помощника врача обучающиеся начинают осваивать только с IV курса. А первые 3 курса производственная практика состоит из работы с младшим и средним медицинским персоналом.

Примерно половина аккредитуемых выпускников были официально трудоустроены в медицинской сфере в период обучения. При этом с годами наблюдается рост работающих в медицине (рис. 3). Однако значимая часть обучающихся выбирают работу в других отраслях, объясняя выбор невозможностью совмещать учебу в медицинском университете и работу в медицинской организации (табл. 5).

В медицинской сфере обучающиеся чаще работали в должности среднего медицинского персонала (рис. 4).

При выяснении причин трудоустройства было выявлено, что преимущественно это необходимость в финансовой поддержке, и эта причина актуальна независимо от года выпуска. Приобретение профессиональных навыков и погружение в профессию также получили большое количество ответов (рис. 5).

Среди выпускников, работающих не в медицинской среде, самой популярной причиной нетрудоустройства стала невозможность совмещать процесс обучения и работу. Также частой причиной была указана низкая

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

Таблица 3. Оценка выпускниками работы с молодыми специалистами в медицинских организациях Красноярского края, абс. (%)

Признак Оценка* Год

2017 2018 2019

Финансовая поддержка 1 38 (15,26) 12 (3,23) 16 (4,35)

2 49 (19,68) 74 (19,95) 68 (18,48)

3 72 (28,92) 119 (32,08) 102 (27,72)

4 72 (28,92) 106 (28,57) 114 (30,98)

5 18 (7,22) 60 (16,17) 68 (18,48)

Социальная поддержка 1 25 (10,04) 9 (2,43) 31 (8,42)

2 46 (18,48) 32 (8,63) 25 (6,79)

3 76 (30,52) 137 (36,93) 122 (33,15)

4 83 (33,33) 131 (35,31) 130 (35,33)

5 19 (7,63) 62 (16,71) 60 (16,30)

Профессиональная 1 11 (4,42) 8 (2,16) 10 (2,72)

поддержка 2 14 (5,62) 28 (7,55) 34 (9,24)

3 68 (27,3) 93 (25,07) 98 (26,63)

4 108 (43,38) 170 (45,82) 180 (48,91)

5 48 (19,28) 72 (19,41) 46 (12,5)

Моральная поддержка 1 24 (9,64) 10 (2,70) 13 (3,53)

2 25 (10,04) 32 (8,63) 36 (9,78)

3 56 (22,5) 123 (33,15) 120 (32,61)

4 95 (38,14) 127 (34,23) 128 (34,78)

5 49 (19,68) 79 (21,29) 71 (19,29)

оплата труда медицинского персонала (табл. 5).

Большая часть выпускников собираются продолжать дальнейшее профессиональное обучение с помощью программ повышения квалификации. Однако были и другие варианты ответов. При этом программы повышения квалификации, участие в конгрессах, конференциях и мастер-

классах с каждым годом становятся все более востребованы среди опрошенных. Интересно, что стажировки для выпускников 2017 г. были более популярны, чем для выпускников 2018 и 2019 гг. (табл. 6).

Для оценки качества подготовки выпускников к прохождению первичной аккредитации специалистов как новой для них (и для нас) системы оценки навыков

Таблица 4. Оценка работы со студентами в медицинских организациях в рамках прохождения летней производственной практики, абс. (%)

Курс и направление Год

производственной Оценка* 2017 2018 2019

практики

После III курса: 1 6 (2,41) 23 (6,20) 20 (5,43)

помощник процедурной медицинской 2 13 (5,22) 41 (11,05) 38 (10,33)

сестры 3 35 (14,06) 110 (29,65) 116 (31,52)

4 102 (40,96) 96 (25,88) 100 (27,17)

5 93 (37,35) 101 (27,22) 94 (25,54)

После IV курса: 1 6 (2,41) 11 (2,96) 9 (2,45)

ционара 2 4 (1,61) 29 (7,82) 31 (8,42)

3 28 (11,24) 76 (20,49) 80 (21,74)

4 105 (42,17) 145 (39,08) 147 (39,95)

5 106 (42,57) 110 (29,65) 101 (27,45)

После V курса: помощник врача амбу-латорно-поликлиниче- 1 6 (2,41) 15 (4,04) 12 (3,26)

2 6 (2,41) 26 (7,01) 30 (8,15)

ского учреждения 3 23 (9,24) 58 (15,63) 60 (16,30)

4 98 (39,35) 169 (45,55) 175 (47,55)

5 116 (46,59) 103 (27,76) 91 (24,73)

122

250 200 150 100 50

249

257

"Да ■ Нет

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рис. 3. Количество трудоустроенных в медицинской сфере студентов

0

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

1%

1%\5%

2017 г.

Средний медицинский персонал

Младший медицинский персонал Лаборант Врач-координатор

Младший и средний медицинский персонал

2%%.1%

0%__

10%

2018 г.

Средний медицинский персонал

Младший медицинский персонал Фармацевт I Фельдшер Лаборант Статист

Младший и средний медицинский персонал

2019 г.

Средний медицинский персонал

Младший медицинский персонал Лаборант Фельдшер

Младший и средний медицинский персонал

Рис. 4. Должности, на которые были трудоустроены выпускники в период обучения

180 160 140 120 100 80 60 40 20 0

I Погружение в профессию

I Приобретение профессиональных навыков

Финансовая поддержка

2017 г.

2018 г.

2019 г.

Рис. 5. Цель трудоустройства выпускников (на диаграммах указано количество ответов)

Студенты могли выбирать несколько ответов.

Таблица 5. Возможные причины, по которым студенты не трудоустроились в медицину во время обучения в вузе, абс. (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Причина Год

2017 2018 2019

Работал (-а) не в медицине 36 (14,6%, 28,57) 38 (10,24%, 19,29) 40 (10,87%, 23,53)

Работа младшим и средним медицинским персоналом мне неинтересна 13 (5,22%,10,32) 13 (3,50%, 6,60) 12 (3,26%, 7,06)

Нет возможности для самостоятельности 2 (0,8%,1,59) 4 (1,08%, 2,03) 6 (1,63%, 3,53)

Напряженность межличностных отношений 5 (2,0%, 3,97) 7 (1,87%, 3,56) 5 (1,36%, 2,94)

Невозможность совмещать работу с обучением в вузе 94 (37,75%, 74,61) 84 (22,64%, 42,64) 90 (24,46%, 52,94)

Несоразмерность требований и предоставленных прав 11 (4,42%, 8,73) 19 (5,12%, 9,64) 18 (4,89%, 10,59)

Недостаточный престиж работы 16 (6,42%,12,7) 3 (0,81%, 1,52) 5 (1,36%, 2,94)

Низкий размер оплаты труда 42 (16,9%, 33,33) 23 (6,20%, 11,68) 30 (8,15%, 17,65)

Другое 11 (4,45%, 8,73) 55 (14,82%, 31,61) 72 (19,57%, 42,35)

Примечание. 1-е число в скобках - это процент общего числа студентов, 2-е - число неработающих студентов.

Таблица 6. Планы выпускников на дальнейшее профессиональное обучение, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Программы повышения квалификации 205 (82,33) 277 (74,66) 300 (81,52)

Программы профессиональной переподготовки 98 (39,36) 68 (18,33) 76 (20,65)

Стажировки 80 (32,13) 65 (17,52) 70 (19,02)

Тренинги в симуляционном центре 41 (16,46) 29 (7,82) 30 (8,15)

Использование дистанционных образовательных технологий 60 (24,1) 42 (11,32) 70 (19,02)

Участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах 108 (43,37) 96 (25,88) 100 (27,17)

Примечание. Здесь и в табл. 7-9, 15: студенты указывали несколько вариантов ответов. I Медицинское образование и профессиональное развитие

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

нами было добавлено несколько вопросов, касающихся этой темы.

При анализе ответов было отмечено, что наибольший процент студентов считают первичную аккредитацию необходимостью, регламентированной законодательством, и с годами это мнение неизменно самое популярное среди выпускников (табл. 7).

Вопрос о том, что было полезно в подготовке к первичной аккредитации, вызвал у выпускников наибольшие затруднения. Большая часть выпускников предпочли вообще не отвечать на данный вопрос. Относительно часто встречались ответы, связанные с работой в симуляционном центре и отработкой практических навыков (табл. 8). Отрадно, что наряду с распространенными вариантами ответов встречаются такие, как: «Получение новых и повторение пройденных ранее знаний» и «Проверка знаний и умений, закалка характера и памяти». Это свидетельствует о том, что часть выпускников подошли к процессу подготовки к первичной аккредитации специалистов не только как к необходимому экзамену,

а как к проверке прежде всего себя самих.

Среди сложных вопросов также был отмечен вопрос о том, что выпускники хотели бы изменить в процессе подготовки к аккредитации. Примерно 1/3 выпускников всех годов воздерживались от ответа. Однако стоит отметить, что наиболее активно и разнообразнее на этот вопрос отвечали выпускники 2017 г. Наиболее часто подвергался критике студентов I этап аккредитации, заключающийся в тестировании, и с каждым годом процент недовольных тестами студентов растет. Часть студентов не устраивает количество вопросов - по их мнению, необходимо их уменьшить. Другая часть студентов считают, что вовсе необходимо исключить тестирование как этап. Также была высказана необходимость предоставления более корректных тестовых вопросов. Чуть меньше 1/4 выпускающихся ежегодно недовольны II этапом первичной аккредитации, при этом чаще студенты не поясняют, что именно им не нравится. Однако больший процент ответивших желают сократить количество пунктов в чек-листах и увеличить время на выполнение

Таблица 7. Отношение выпускников к первичной аккредитации, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Необходимость, регламентируемая законодательством 173 (69,5) 269 (72,51) 276 (75)

Проверка собственных знаний и умений 35 (14,1) 80 (21,56) 70 (19,02)

Возможность трудоустройства сразу после получения свидетельства об аккредитации 69 (27,71) 82 (22,10) 86 (23,37)

Другое 9 (3,6) 8 (2,2) 8 (2,17)

Таблица 8. Наиболее полезная часть аккредитации, по мнению выпускников, абс. (%)

Наиболее часто встречающиеся Год

ответы 2017 2018 2019

Не ответили 59 (23,69) 126 (33,96) 133 (36,14)

Ничего 28 (11,24) 41 (11,05) 60 (16,30)

Все 10 (4,02) 12 (3,23) 8 (2,17)

Занятия в симуляционном центре 95 (38,15) 11 (2,96) 20 (5,43)

Подготовка к тестам 17 (6,88) 24 (6,47) 10 (2,72)

Разбор ситуационных задач 16 (6,48) 16 (4,31) 6 (1,63)

Отработка практических навыков неотложной и экстренной помощи 12 (4,86) 92 (24,80) 95 (25,82)

Получение новых и повторение пройденных ранее знаний 8 (3,24) 10 (2,70) 13 (3,53)

Подготовка к сдаче сердечно-легочной реанимации 6 (2,41) 22 (5,93) 46 (12,5)

Работа с чек-листами 1 (0,40) 35 (9,43) 26 (7,07)

Проверка знаний и умений, закалка характера и тренировка памяти 6 (2,43) 5 (1,35) 5 (1,36)

Таблица 9. Изменения, необходимые в процессе подготовки к аккредитации, по мнению выпускников, абс. (%)

Наиболее часто встречающиеся Год

ответы 2017 2018 2019

Не ответили 72 (28,92) 118 (31,81) 109 (29,62)

Ничего 13 (5,22) 14 (3,77) 14 (3,8)

Все 8 (3,24) 13 (3,50) 15 (4,08)

Отменить аккредитацию 7 (2,81) 9 (2,43) 12 (3,26)

Больше времени для тренировок 3 (1,20) 9 (2,43) 5 (13,16)

Увеличить время на самоподготовку, отмену лекций в последний месяц 9 (3,61) 3 (0,81) 5 (1,36)

I этап 62 (24,9) 134 (36,12) 140 (38,04)

II этап 47 (18,88) 85 (22,91) 87 (23,64)

III этап 15 (6,02) 5 (1,35) 7 (1,90)

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

навыка. Что касается III этапа, можно отметить положительную динамику в отношении студентов к задачам (табл. 9).

Четко выделить наиболее сложные этапы первичной аккредитации выпускники не смогли, ответы примерно были равномерно распределены среди всех 3 этапов. Однако относительно меньше ответов получил II этап - «Оценка практических навыков». Наибольший дискомфорт у выпускников вызывают тестовые вопросы, что можно объяснить количеством вопросов и ответственностью, так как ак-кредитационные тесты входят в испытания для поступления в ординатуру (табл. 10).

Почти 38% опрошенных ответили, что стали бы снова поступать в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, примерно такой же процент - что не стали бы поступать в медицинский вуз совсем, и, к сожалению, с годами мнение выпускников не меняется (табл. 11).

Таблица 10. Наиболее сложные этапы аккреди

Среди студентов 3 выпусков процент тех, кто на момент проведения опроса уже заключили договоры с желаемым лечебным учреждением, и тех, кто договор не заключил совсем, был примерно одинаковым. При этом среди выпускников 2017 г. процент заключивших договор был больше, а процент тех, кто выбрал ЛПУ «из тех, что остались», был сравнимо меньше. Среди опрошенных 2018 и 2019 гг. увеличился процент выпускников, претендующих на поступление в ординатуру. Процент студентов, желающих выбрать ординатуру, растет с каждым годом. В связи с этим больший процент выпускников не спешат с заключением договоров с ЛПУ (табл. 12).

К сожалению, достаточно весомое количество выпускников разочарованы в медицине и выбрали бы при возможности другую профессию. Данная тенденция наблюдается из года в год. Возможно, одной из причин этого явля-

дии, по мнению студентов, абс. (%)

Этап Балл Год

2017 2018 2019

Тестирование 1 97 (38,95) 109 (29,38) 112 (30,43)

2 62 (24,91) 89 (23,99) 94 (25,54)

3 90 (36,14) 173 (46,63) 162 (44,02)

Оценка практических навыков 1 34 (13,65) 86 (23,18) 90 (24,46)

2 142 (57,03) 162 (43,67) 168 (45,65)

3 73 (29,32) 123 (33,15) 110 (29,89)

Решение ситуационных задач 1 87 (34,94) 81 (21,83) 85 (23,10)

2 79 (31,73) 170 (45,82) 173 (47,01)

3 83 (33,33) 120 (32,35) 110 (29,89)

Примечание: от 1 («наиболее сложный») до 3 («наименее сложный»).

ется то, что младшие курсы не дают полноценного представления о выбранной профессии, и слишком поздно к студентам приходит осознанность правильности выбора (табл. 13).

Большая часть выпускников всех годов считают, что ознакомлены с работой в первичном звене. Однако работа с документацией остается проблемой для выпускников, что стоит учесть в учебных планах VI курса (табл. 14).

Наиболее значимой составляющей качества медицинской помощи выпускники всех годов считают выполнение профессиональных функций (табл. 15).

При вопросе о дальнейшей преподавательской деятельности в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России большая часть студентов ответили, что им это либо неинтересно, либо они не хотят преподавать из-за недостатка опыта. Однако стоит отметить, что с годами процент не интересующихся педагогической деятельностью выпускников уменьшается, а процент выпускников, которые рассматривают возможность работать в вузе в будущем, растет. Возможно, уже на старших курсах стоит практиковать среди отличившихся и перспективных студентов опыт проведения практических занятий, элективных курсов и погружений у студентов МИ курса для выработки ответственности и внедрения студентов в познание преподавательской деятельности (табл. 16).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из анализа приведенных выше данных можно сделать вывод, что выпускники выходят в практическую деятельность без особой уверенности в своем будущем

как в плане выбора дальнейшего профессионального направления, так и в отношении взаимодействия с коллегами.

Однако из всей массы опрошенных выделяется часть выпускников, изначально ориентированных на погружение в профессию. Они осознанно подходят к освоению ЛПП, предпочитают совмещать обучение в вузе с работой в медицинской организации и достаточно четко представляют свое ближайшее будущее в профессии. Как увеличить эту долю обучающихся - вопрос скорее риторический, так как это в большей степени личный выбор каждого.

Усилить меры поддержки таких студентов - прямая задача профессорско-преподавательского состава и администрации медицинских вузов.

В ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России реализован ряд таких мер.

Во-первых, администрация вуза поощряет при отсутствии формирования академической задолженности трудоустройство обучающихся в медицинские организации (младшим и средним медицинским персоналом). После успешного окончания III курса у студентов есть возможность сдать квалификационный экзамен на право работать средним персоналом, что существенно расширяет рамки погружения в профессию.

Такой подход к взаимодействию с работающими в профессиональной сфере обучающимися позволил в короткий срок обеспечить медицинские учреждения кадрами в период пандемии новой коро-навирусной инфекции COVID-19, когда на фоне открытия инфекционных госпиталей дефицит кадров был особенно ощутим.

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

Таблица 11. Желание студентов снова поступить в медицинский вуз с позиции сегодняшнего личного опыта, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Стал бы снова поступать в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России 93 (37,65) 156 (42,04) 153 (41,58)

Стал бы поступать в другой медицинский вуз 46 (18,48) 62 (16,71) 60 (16,30)

Стал бы поступать в НЕмедицинский вуз 99 (39,76) 140 (37,73) 144 (39,13)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Выбрал бы среднее специальное медицинское образование 1 (0,4) 3 (0,81) 1 (0,27)

Затрудняюсь ответить 7 (3,8) 10 (2,70) 10 (2,72)

Таблица 12. Распределение студентов-выпускников, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Заключил (-а) договор с желаемым лечебным учреждением 114 (45,8) 126 (33,96) 124 (33,40)

Выбор был ограничен, заключил (-а) с тем лечебно-профилактическим учреждением, которое оставалось 35 (14,17) 77 (20,75) 81 (22,01)

Договор до сих пор не заключен 79 (31,74) 124 (33,42) 120 (32,61)

Ординатура 7 (2.83) 38 (10,24) 43 (11,68)

Другое 12 (4,86) 6 (1,62) 0

Таблица 13. Отношение выпускников к вопросу трудоустройства в медицинской сфере, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Да, медицина - это то, чем я хочу заниматься 152 (61,04) 261 (70,35) 262 (71,20)

Да, но если бы появилась возможность заняться чем-то другим, сделал бы это 66 (26,72) 53 (14,29) 59 (16,03)

Первое время - да, но буду искать другие варианты 15 (6,02) 16 (4,31) 14 (3,8)

Нет, медицина - это не мое 8 (3,22) 13 (3,50) 15 (4,08)

Другое 6 (2,43) 28 (7,55) 18 (4,89)

Таблица 14. Представления выпускников о содержании работы в первичном звене здравоохранения, %

Вариант ответа Год

2017 2018 2019

Да, достаточно хорошо 87 (34,94) 132 (35,58) 140 (38,04)

В общих чертах представляю 105 (42,51) 126 (33,96) 128 (34,78)

Представляю очень слабо 25 (10,04) 35 (9,43) 36 (9,78)

Не имею представления 29 (11,65) 45 (12,13) 29 (7,88)

Укажите, что для вас остается непонятным Оформление медицинской документации - 1 (0,4) Оформление медицинской документации - 33 (8,89) Оформление медицинской документации - 35 (9,51)

Таблица 15. Наиболее значимая составляющая качества медицинской помощи, по мнению выпускников, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Выполнение профессиональных функций 206 (82,73) 313 (84,37) 322 (87,5)

Использование ресурсов 37 (14,86) 35 (9,43) 36 (9,78)

Контроль степени безопасности оказанной медицинской помощи (соотношение польза/риск для пациента) 30 (12,05) 26 (7,01) 30 (8,15)

Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием 51 (20,48) 52 (14,02) 55 (14,95)

Таблица 16. Планы выпускников в отношении педагогической деятельности в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, абс. (%)

Варианты ответов Год

2017 2018 2019

Пока нет - мало опыта 62 (24,9) 111 (29,92) 114 (30,98)

Нет, для меня это не представляет интереса 97 (39,27) 120 (32,35) 114 (30,98)

Рассматриваю в перспективе 69 (27,71) 78 (21,02) 84 (22,83)

Работаю на кафедре сейчас в качестве лаборанта 1 (0,4) 23 (6,20) 22 (5,98)

Хотел (-а) бы трудоустроиться на кафедру уже в ближайшее время 18 (7,23) 36 (9,70) 34 (9,24)

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

Во-вторых, в нашем университете практикуется активное привлечение к образовательному процессу практикующих врачей-клиницистов с богатым профессиональным и организационным опытом. Их задача не только донести новейшие знания по преподаваемой дисциплине, но и погрузить обучающихся в реальный профессиональный мир.

Сотрудничество с практикующими врачами дает возможность обучающимся в рамках освоения дисциплины участвовать в ночных дежурствах, работе приемного покоя стационаров, ургентных служб и пр.

Кроме того, с 2010 г. в учебном плане специальностей 31.05.01 Лечебное дело и 31.05.02 Педиатрия существуют факультативы по углубленному изучению ряда дисциплин (терапии, хирургии, неврологии и др.). 288 дополнительных академических часов в год позволяют обучающимся более глубоко погрузиться в выбранную ими специальность, что, как показывает опыт приема таких студентов в ординатуру и отслеживание их дальнейшей профессиональной траектории, позволяет им более успешно реализовать себя в профессиональном плане.

Понимая серьезность описанных проблем даже на фоне проводимых мероприятий, деканат лечебного факультета выступил с рядом предложений, которые планируется реализовать в ближайшее время.

Используя опыт дистанционного обучения, а также сформированную базу видеолекций (>1000 единиц на момент написания данной статьи), планируется до 70% лекционного материала дисци-

плин старших курсов перевести на самостоятельное изучение. Освободившиеся аудиторные часы направить на усиление практической подготовки обучающихся - работу в медицинских организациях, под курацией сотрудников вуза - практикующих врачей. Для более продуктивной работы планируется увеличение количества и разнообразия элективных дисциплин клинического направления.

Многие медицинские вузы практикуют командирование обучающихся для участия в различных профессиональных конференциях, форумах и т.д. Однако это касается преимущественно тех студентов, кто активно занимается научной деятельностью. Наше предложение заключается в том, чтобы давать возможность обучающимся посещать подобные мероприятия в качестве слушателя, учитывая достижения в профессиональной подготовке, учебной деятельности и пр.

Начата совместная работа университета с региональным отделением Национальной медицинской палаты в направлении внедрения процесса наставничества - взаимодействия представителей практического здравоохранения с обучающимися непосредственно на рабочем месте.

Педагоги (сотрудники вуза) и обычные врачи воспринимаются студентами, конечно, по-разному. Именно сочетание этих вариантов взаимодействия и дает наибольший эффект в формировании личности врача как профессионала и как члена медицинского сообщества.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России, Красноярск, Российская Федерация:

Соловьева Ирина Анатольевна (Irina A. Solov'eva) - доктор медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней и иммунологии с курсом последипломного образования, проректор по учебной работе E-mail: acad-prorector0krasgmu.ru https://orcid.org/0000-0002-1999-9534

Газенкампф Андрей Александрович (Andrey A. Gazenkampf) - кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой-центром симуляционных технологий, декан лечебного факультета

E-mail: gasenkampf_md@mail.ru https://orcid.org/0000-0001-8515-2991

Адамян Рипсиме Ашотовна* (Ripsime A. Adamyan) - ассистент кафедры-центра симуляционных технологий E-mail: tatorit@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-7830-3587

Пелипецкая Елена Юрьевна (Elena Yu. Pelipetskaya) - кандидат медицинских наук, доцент кафедры внутренних болезней № 1, заместитель декана E-mail: elenapelipeckaya@yandex.ru https://orcid.org/0000-0001-5078-2504

ЛИТЕРАТУРА

1. Министерство здравоохранения РФ. Медицинские кадры 2018. Статистический сборник. Ресурсы и деятельность медицинских организаций здравоохранения. 2018. C. 6. URL: https:// minzdrav.gov.ru/ministry/61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/ statisticheskiy-sbornik-2018-god

2. World Health Organization. A Universal Truth: No Health Without a Workforce. 2014. URL: http://www. who.int/workfor-cealliance/knowledge/resources/GHWA-a_uni- versal_truth_report.pdf

3. Кубышкин В. Слушания в Общественной палате РФ 15 апреля 2013 г. Система поддержки принятия врачебных решений. 2013. URL: http://profimed.su/en/blog/110/(дата обращения: 10.03.2017)

4. Морозова З.С. Социальная адаптация как общественное явление и как социологическая категория// Социально-гуманитарные знания. 2009. № 1. С. 362-368.

5. Борисова Н.В., Петрова П.Г., Пшенникова Е.В. Оценка качества медицинского образования работодателями в рамках внедрения федеральных стандартов//Медицинское образование: сборник тезисов. 2013. С. 77-79.

6. Королев Н.Н. Особенности профессиональной социализации молодых специалистов в медицине: ав-тореф. дис. ... канд. мед. наук. Волгоград, 2012. С. 26.

REFERENCES

1. Ministry of Health of the Russian Federation. Medical personnel 2018. Statistical collection. Resources and activities of medical healthcare organizations. 2018: 6. URL: https://minzdrav.gov.ru/ministry/

*Автор для корреспонденции.

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

61/22/stranitsa-979/statisticheskie-i-informatsionnye-materialy/statisticheskiy-sbornik-2018-god. (in Russian)

2. World Health Organization. A Universal Truth: No Health Without a Workforce. 2014. URL: http://www. who.int/workfor-cealliance/knowledge/resources/GHWA-a_uni- versal_truth_report.pdf

3. Kubishkin V. Hearings in the Public Chamber of the Russian Federation on April 15, 2013. System for supporting the adoption of medical decisions. 2013. URL: http://profimed.su/en/blog/110/(date of the access March 10, 2017) (in Russian)

4. Morozova Z.S. Social adaptation as a social phenomenon and as a sociological category. Sotsial'no-gumanitarnye znaniya [Social and Humanitarian Knowledge]. 2009; (1): 362-8. (in Russian)

5. Borisov N.V., Petrova P.G., Pshennikova E.V. Assessment of the quality of medical education by employers in the framework of the implementation of federal standards. In: Medical Education: collection of abstracts. 2013: 77-9. (in Russian)

6. Korolev N.N. Features of professional socialization of young specialists in medicine: Autoabstact of Diss. Volgograd, 2012. 25 p. (in Russian)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Анкета выпускника

Уважаемые коллеги! Вы находитесь на завершающем этапе обучения в нашем университете. Впереди - новые испытания и новые достижения. Для нас очень важно, чтобы Вы чувствовали себя максимально уверенными

в начале Вашей профессиональной деятельности. Для того чтобы мы могли улучшить подготовку студентов, повысить качество работы университета, просим Вас ответить на несколько вопросов.

Укажите Ваш:

пол_____

возраст_____

факультет____

форму обучения (подчеркните): бюджет внебюжет целевое

1. Оцените уровень развития здравоохранения в Красноярском крае по следующим критериям от 1 (очень плохо) до 5 (отлично):

Критерий Ваша оценка

Организация оказания медицинской помощи

Уровень оснащения медицинских организаций

Квалификация руководителей медицинских организаций

Профессиональные навыки медицинских работников

Коммуникативные навыки медицинских работников

2. Какие медицинские профессиональные сообщества, функционирующие в Красноярском крае, Вы знаете?

3. Как Вы считаете, какова основная роль медицинских сообществ?

4. Оцените работу с молодыми специалистами в лечебных учреждениях Красноярского края от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

Критерий Ваша оценка

Финансовая поддержка

Социальная поддержка

Профессиональная поддержка

Моральная поддержка

5. Оцените уровень работы со студентами в медицинских организациях в рамках прохождения летней производственной практики (ЛПП) от 1 (очень плохо) до 5 (отлично).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Период прохождения ЛПП Ваша оценка

После III курса

После IV курса

После V курса

6. Вы проходили ЛПП в учреждении г. Красноярска или Красноярского края? (нужное подчеркнуть)

7. В период обучения в вузе Вы были официально трудоустроены (работали) в медицинской сфере?

Укажите период работы___и должность_____

8. Укажите цель трудоустройства:

• погружение в профессию;

• приобретение профессиональных навыков;

• финансовая поддержка;

• другое______________

Анализ отношения выпускников медицинского вуза к самостоятельной практической деятельности

9. Укажите возможные причины, почему Вы не трудоустроились медицинскую организацию во время обучения в вузе?

10. Работал (а) не в медицине.

• Работа младшим и средним медицинским персоналом не интересна для

меня.

• Нет возможности для самостоятельности.

• Напряженность межличностных отношений.

• Невозможность совмещать работу с обучением в вузе.

• Несоразмерность требований и предоставленных прав.

• Недостаточная престижность работы.

• Низкий размер оплаты труда.

• Ваш вариант ответа____________

11. Как Вы планируете Ваше дальнейшее профессиональное обучение?

• Программы повышения квалификации.

• Программы профессиональной переподготовки.

• Стажировки.

• Тренинги в симуляционном центре.

• Использование дистанционных образовательных технологий.

• Участие в конгрессах, конференциях, мастер-классах.

12. Что для Вас первичная аккредитация?

• Необходимость, регламентируемая законодательством.

• Проверка собственных знаний и умений.

• Возможность трудоустройства сразу после получения свидетельства об аккредитации.

13. Что в процессе подготовки к аккредитации было для Вас наиболее полезным?

14. Что в процессе подготовки к аккредитации, на Ваш взгляд, стоило бы изменить?

15. Какой из этапов аккредитации Вы считаете наиболее сложным? (расставьте цифры от 1 (наиболее сложный) до 3 (наименее сложный)?

• тестирование __

• оценка практических навыков__

• решение ситуационных задач__

16. С позиции сегодняшнего личного опыта стали бы Вы снова поступать в медицинский вуз?

• Стал бы снова поступать в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России.

• Стал бы поступать в другой медицинский вуз.

• Стал бы поступать в НЕмедицинский вуз.

• Выбрал бы среднее специальное медицинское образование.

• Другой вариант_____________

17. Насколько оправдались Ваши ожидания в связи с распределением (с заключение договора с лечебным учреждением)?

• Заключил (а) договор с желаемым лечебным учреждением.

• Выбор был ограничен, заключил (а) с тем ЛПУ, которое оставалось.

• Договор до сих пор не заключен.

• Ваш вариант ответа________

18. Планируете ли Вы после окончания университета работать в медицине?

• Да, медицина - то, чем я хочу заниматься.

• Да, но если бы появилась возможность заняться чем-то другим - сделал бы это.

• Первое время - да, но буду искать другие варианты.

• Нет, медицина - это не мое.

• Ваш вариант ответа:___________

19. Представляете ли Вы себе содержание работы в первичном звене?

• Да, достаточно хорошо.

• В общих чертах представляю.

• Представляю очень слабо.

• Не имею представления.

• Укажите, что для Вас остается непонятным______

20. Как Вы считаете, какая составляющая качества медицинской помощи является наиболее значимой?

• Выполнение профессиональных функций.

• Использование ресурсов.

• Контроль степени безопасности оказанной медицинской помощи (соотношение польза/риск для пациента).

• Удовлетворенность пациентов медицинским обслуживанием.

21. Рассматриваете ли Вы для себя возможность работы в качестве преподавателя в ФГБОУ ВО КрасГМУ им. проф. В.Ф. Войно-Ясенецкого Минздрава России?

• Пока нет, мало опыта.

• Нет, для меня это не представляет интереса.

• Рассматриваю в перспективе.

• Работаю на кафедре сейчас в качестве лаборанта.

• Хотел (а) бы трудоустроиться на кафедру уже в ближайшее время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.