Научная статья на тему 'Анализ отказов продукции с применением инструментов качества для обеспечения конкурентоспособности продукции'

Анализ отказов продукции с применением инструментов качества для обеспечения конкурентоспособности продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
315
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ОТКАЗЫ / КОНТРОЛЬ КАЧЕСТВА / ИНСТРУМЕНТЫ КАЧЕСТВА / QUALITY / COMPETITIVENESS / FAILURES / QUALITY CONTROL / QUALITY TOOLS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лонцих Павел Абрамович, Борюшкина Светлана Александровна

В статье рассматривается анализ отказов систем / объектов с применением инструментов качества, ведь повышение качества влияет на конкурентоспособность продукции и организации в целом. Анализ отказов технических средств выполнен на основе данных автоматизированной системы, что позволяет сделать выводы о конкурентоспособности продукта/ системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF PRODUCT FAILURE WITH THE APPLICATION OF QUALITY TOOLS TO PROVIDE THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS

The article deals with the failure analysis of systems / facilities with the application of quality tools, since improving the quality affects the competitiveness of products and the organization as a whole. The analysis of technical equipment failure is performed on the basis of data from an automated system. This allows to make conclusions on the competitiveness of the product / system.

Текст научной работы на тему «Анализ отказов продукции с применением инструментов качества для обеспечения конкурентоспособности продукции»

основными преимуществами разработанного КСУИП должны быть:

- существенное повышение эффективности работы инновационной компании;

- быстрое внедрение инновационных разработок (3-4 месяца);

- минимальная стоимость настройки и внедрения;

- за счет использования принципа кооперации - эффективное использование и перераспределение имеющихся ресурсов;

- использование простых стандартных инструментов и документов.

5. Разработка, апробация и внедрение специализированных учебных курсов и учебно-методических комплексов для организации подготовки и повышения квалификации кадров в сфере инновационного менеджмента, венчурного предпринимательства, малого инновационного предпринимательства, защиты интеллектуальной собственности, в том числе для сту-

дентов, аспирантов и молодых ученых (с участием ведущих российских и зарубежных специалистов).

6. Разработка специализированного учебно-методологического, научно-методического, нормативно-методического и практического обеспечения для субъектов малого и среднего предпринимательства (в том числе с участием зарубежных специалистов).

7. Создание специализированного коллективного центра научной, учебно-методической и нормативной информации, обеспечивающей поиск, накопление, хранение и распространение информации о передовых научных исследованиях, технологиях и оборудовании мирового уровня, научной литературы.

8. Создание комплексной системы обеспечения участия инновационной инфраструктуры университета в формировании и развитии деятельности технологических платформ Российской Федерации, включая создание отраслевых центров прогнозирования и мониторинга научно-технологического развития.

Библиографический список

1. Афанасьев А.Д,. Корняков М.В. Байкальский нанотехно-логический кластер - интеллектуальный ресурс развития региона // Интеллектуальная собственность в экономике Иркутской области: материалы регион. науч.-практ. конф., авг. 2008 г. Иркутск, 2008. С. 75-87.

2. Корняков М.В. Проблемы создания и развития технопарков России // Интеллектуальная собственность в экономике Иркутской области: материалы регион. науч.-практ. конф., авг. 2008 г. Иркутск, 2008.С. 64-74.

УДК 621.01(07)

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ ПРОДУКЦИИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНСТРУМЕНТОВ КАЧЕСТВА ДЛЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОДУКЦИИ

П.А.Лонцих1, С.А.Борюшкина2

Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.

В статье рассматривается анализ отказов систем / объектов с применением инструментов качества, ведь повышение качества влияет на конкурентоспособность продукции и организации в целом. Анализ отказов технических средств выполнен на основе данных автоматизированной системы, что позволяет сделать выводы о конкурентоспособности продукта/ системы. Ил. 3. Библиогр. 14 назв.

Ключевые слова: качество; конкурентоспособность; отказы; контроль качества; инструменты качества.

ANALYSIS OF PRODUCT FAILURE WITH THE APPLICATION OF QUALITY TOOLS TO PROVIDE THE COMPETITIVENESS OF PRODUCTS P.A. Lontsih, S.A. Boryushkina

National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.

The article deals with the failure analysis of systems / facilities with the application of quality tools, since improving the quality affects the competitiveness of products and the organization as a whole. The analysis of technical equipment failure is performed on the basis of data from an automated system. This allows to make conclusions on the competitiveness of the product / system. 3 figures. 14 sources.

Key words: quality; competitiveness; failures; quality control; quality tools.

1Лонцих Павел Абрамович, доктор технических наук, профессор, зав. кафедрой управления качеством и механики. Lontsih Pavel Abramovich, Doctor of technical sciences, professor, head of the chair of Quality Management and Mechanics.

2Борюшкина Светлана Александровна, старший преподаватель кафедры управления качеством и механики. Boryushkina Svetlana Alexandrovna, senior lecturer of the chair of Quality Management and Mechanics.

Качество продукции относится к числу важнейших показателей деятельности предприятия. Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии. В современных условиях конкуренция между предприятиями развертывается, главным образом, на поле качества выпускаемой продукции. [14] Стандарт МС ИСО 9000:2005 дает следующие определения: качество -степень соответствия присущих характеристик требованиям; требование - потребность или ожидание, которое установлено, обычно предполагается или является обязательным.

Покупатель считает качественной ту продукцию, которая отвечает условиям потребления независимо от того, какие специфические потребности ей предназначалось удовлетворять. Действительно, совокупность свойств продукции может быть той же (т. е. качество не изменилось), но для потребителя эта продукция может быть неприемлемой.

Совокупность свойств не может быть плохой или хорошей вообще. Качество может быть только относительным. Если необходимо дать оценку качества продукции, то надо сравнить данный набор свойств (совокупность свойств) с каким-то эталоном. Эталоном могут быть лучшие отечественные или международные образцы, требования, закрепленные в стандартах или технических условиях. Но любой эталон узаконивает определенный набор свойств и характеристик лишь на какой-то период времени, а потребности непрерывно меняются.

В условиях рынка удовлетворенность конкретного потребителя совокупностью предлагаемых ему свойств в товаре находит выражение в акте купли-продажи. Такое совпадение свойств, характеристик товара и требований потребителя, при котором соблюдаются интересы производителя и потребителя, означающее полное соответствие товара условиям рынка, называется его конкурентоспособностью.

Товары, таким образом, должны не только обладать набором технических, эстетических, эргономических и других свойств, но и отвечать условиям их реализации (цена, сроки поставки, сервис, престиж фирмы, реклама и т.д.). Конкурентоспособность продукции определяется комплексом потребительских (качественных и количественных) характеристик, позволяющих удовлетворять особые условия рынка. Конкурентоспособная продукция легко и быстро реализуется на рынке по наименее затратным каналам сбыта.

Конкурентоспособность товара характеризуется тремя группами показателей:

• полезностью (качество, эффект от использования и т.п.);

• определяющими затратами потребителя при удовлетворении его потребностей посредством данного изделия (затраты на приобретение, использование, техническое обслуживание, ремонт, утилизацию и т.п.);

• конкурентоспособностью предложения (способ продвижения продукции на рынок, условия поставки и платежа, каналы сбыта, сервисное обслуживание и т.д.).

Параметры конкурентоспособности продукции (рис. 1) подразделяются на нормативные (соответствие товара стандартам, техническим условиям и законодательству), технические (технологические свойства товара, определяющие область его применения, надежность, долговечность, мощность и т.д.), экономические (уровень расходов покупателя на приобретение, потребление и утилизацию товара, т.е. цена потребления) и организационные (система скидок, комплектность поставок, сроки и условия поставок и

пр.). [10]

Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами базы сравнения. Базой сравнения могут быть следующие параметры: потребность покупателей, конкурирующий товар, гипотетический образец товара, группа аналогичных товаров, величина полезного эффекта. Для оценки конкурентоспособности продукции можно использовать аналитические и графические методы оценки. [11]

При оценке конкурентоспособности товара необходимо рассмотреть его показатели. Одним из важных является качество продукции. Оно складывается из различных характеристик, которые могут быть обязательными (по требованиям стандартов, техническим условиям (ТУ) и др.), а также субъективными (например, эргономические). Для потребителя всегда остаются важными такие характеристики, как:

• надежность;

• безопасность;

• работоспособность;

• долговечность и др.

Рассмотрим один из этих параметров подробнее. Стандарт МС ИСО 9000:2005 дает следующее определение:

Надежность - собирательный термин, используемый для описания характеристики готовности и влияющих на нее факторов: безотказности, ремонтопригодности и обеспеченности технического обслуживания и ремонта.

Примечания: 1. Надежность используется только для общих описаний, когда не применяются количественные термины. 2. Надежность является одной из зависящих от времени характеристик качества.

Объект - техническое изделие определенного целевого назначения, рассматриваемое в периоды проектирования, производства, испытаний и эксплуатации. Объекты представляют собой системы и/или их элементы и могут быть:

• невосстанавливаемые - для которых работоспособность в случае возникновения отказа не подлежит восстановлению;

• восстанавливаемые - работоспособность которых может быть восстановлена, в том числе и путем замены.

международные требования государственные требования

региональные требования

требования потребителя

параметры назначения

эргономические параметры

конструктивно-технические параметры

эстетические параметры

цена продукта

затраты на транспортировку

затраты на обучение персонала

прочие

система скидок

условия платежей и поставок

комплектность поставок

сроки и условия гарантий

прочие

Рис.1. Параметры конкурентоспособности продукции

К числу невосстанавливаемых объектов можно отнести, например: подшипники качения, полупроводниковые изделия, зубчатые колеса и т.п. Объекты, состоящие из многих элементов, например: станок, автомобиль, электронная аппаратура - являются восстанавливаемыми, поскольку их отказы связаны с повреждениями одного или немногих элементов, которые могут быть заменены.

В ряде случаев один и тот же объект в зависимости от особенностей, этапов эксплуатации или назначения может считаться восстанавливаемым или не-восстанавливаемым.

Отказ - событие, заключающееся в нарушении работоспособного состояния объекта.

Критерий отказа - отличительный признак или совокупность признаков, согласно которым устанавливается факт возникновения отказа.[13]

Рассмотрим анализ отказов технических средств в службе пути ОАО «РЖД», выполненный на основе данных автоматизированной системы, разработанной для учета, расследования и анализа случаев отказов технических средств.

Одним из важнейших инструментов качества стандарт 10017-2005 «Статистические методы Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001» называет анализ надежности. «Анализ надежности представляет собой применение инженерных и аналитических методов для оценки, прогнозирования и контроля безотказной работы изделия или системы в течение рассматриваемого времени. Анализ надежности тесно связан с более широким понятием «общей надежности», которая включает в себя ремонтопригодность и эксплуатационную готовность. Эти и связанные с ними другие методы и подходы определяются и рассматриваются в публикациях МЭК. Анализ надежности охватывает и другие методы (такие как анализ видов и последствий отказов), в которых основное внимание сосредоточивается на физической природе и причинах отказа и предотвращении или сокращении отказов» [5, с.15].

Для анализа использовали статистические методы, относящиеся к простым методам: диаграмму Па-рето и диаграмму Ишикавы. Они позволяют выявить первоочередные проблемы качества и рассмотреть

возможные причины их возникновения. Первой используем диаграмму Парето (рис. 2).

Итальянский экономист В. Парето указал, что в большинстве случаев подавляющее число дефектов и

■ Рельсы

■ Изолирующий стык

□ Геометрические па раметры

□ Соединители

■ Нормы содержания

□ Стыковые зазоры

■ Стыковой соединитель

□ Рельсовая линия в целом

■ Стыко ва н ие рел ьсов

■ габаритприближения строений

□ Прочие

Рис. 2. Диаграмма Парето

Производство

Мониторинг и измерения

Рис. 3. Диаграмма Ишикавы

50

0

связанных с ними потерь (80%) возникают из-за относительно небольшого числа причин (20%).

Из диаграммы следует, что необходимо обратить внимание, в первую очередь, на пять первых столбцов (рельсы, изолирующий стык, геометрические размеры, соединители и нормы содержания), т.к. этих дефектов наблюдается в наибольшем количестве.

Диаграмму Парето целесообразно применять вместе с диаграммой Ишикавы (рис. 3), которая позволит определить возможные причины отказов. При их возникновении имеет место человеческий фактор, большое влияние оказывает внешняя среда, ошибки при выполнении работ и соблюдении технологии, неэффективное использование оборудования, также его старение и износ, некачественные материалы. Обобщив причины отказов, можно составить общую диаграмму Ишикавы для службы пути.[13] Рассмотрев основные (емкие) причины возникновения отказов, их подразделяют на более мелкие, но не менее важные причины. Действия по устранению мелких причин возникновения отказов может привести к значительному повышению качества продукции.

Проблема качества и конкурентоспособности продукции носит в современном мире универсальный характер. От того, насколько успешно она решается, зависит многое в экономической и социальной жизни любой страны, практически любого потребителя. Конкурентоспособность - концентрированное выражение

всей совокупности возможностей страны, любого производителя создавать, выпускать и сбывать товары и услуги. Фактор конкуренции носит принудительный характер, заставляя производителей под угрозой вытеснения с рынка непрестанно заниматься системой качества и в целом конкурентоспособностью своих товаров, а рынок объективно и строго оценивает результаты их деятельности.

Конкурентоспособность товара напрямую зависит от его качества. Покупатель сам решает, какой товар считать качественным, но при этом руководствуется некоторыми показателями качества, важнейшим из которых является надежность. Осуществляя выходной контроль продукции, любая организация обращает внимание на этот показатель.

Надежность продукции зависит от надежности процесса или системы. Для каждого этого показателя можно определить значения, а используя статистические методы, заранее определять, контролировать и управлять качеством продукции, процесса или системы. Немаловажным критерием надежности будет безопасность. Безопасность продукции (для человека, имущества, окружающей среды) является составляющей ее качества. Степень безопасности продукции, соответствующая уровню социально-экономического развития страны, регулируется и гарантируется государством, использующим для этой цели экономические и административные меры воздействия.

Библиографический список

1. Адлер Ю.П., Шпер В.Л. Истоки статистического мышления // Методы менеджмента качества. 2003. № 1; На пути к статистическому управлению процессами// Методы менеджмента качества. 2003. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Ахматова М., Попов Е. Теоретические модели конкурентоспособности. // Маркетинг. №4. 2003. С. 25-38.

3. Основы теории надежности автоматических систем управления: учеб. пособие для вузов / Глазунов Л.П. [и др.] Л.: Энергоатомиздат, ленингр. отд-ние, 1984. 208с.

4. Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика: учеб. пособие для вузов. М.: Высшая школа, 1977. 179 с.

5. ГОСТ Р 10017-2005 Статистические методы Руководство по применению в соответствии с ГОСТ Р ИСО 9001. М.: Перевод Госстандарт России, 2005. 50 с.

6. ГОСТ Р 51898-2002. Аспекты безопасности. Правила внесения в стандарты: принят и введен в действие постановлением Госстандарта России от 05.06.2002 г. № 228-ст.

7. МС ИСО 9000:2005 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2006. 47 с.

8. МС ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. М.: Перевод ассоциации по сертификации Русский Регистр, 2008. 64 с.

9. Портер М.Э. Конкуренция. М.: Издательство Дом «Вильямс», 2001. 496 с.

10. Ребрин Ю.И. Управление качеством: учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004. 174с.

11. Тер-Григорьянц Р.Г. Методические подходы к оценке конкурентоспособности продукции и предприятия. // Вестник СевКавГТУ. Серия «Экономика». №1. 2003.

12. Управление качеством: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Менеджмент организации»/ Джеймс Р. Эванс; пер. с англ. под ред. Э.М. Ко-роткова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 671 с.

13. Шулешко А.Н., Борюшкина С.А., Матвеева К.В. Резервы и механизмы повышения качества и конкурентоспособности продукции на основе принципов технического регулирования. Иркутск:, 2010. 216 с.

14. Сафронов Н.А. Экономика предприятия. М.: ЮРИСТЪ, 1998 . 584 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.