УДК 621.01(07)
РОЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ В ОПРЕДЕЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
О.Ю. Макарова1
Национальный исследовательский Иркутский государственный технический университет, 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 83.
Исследуется система менеджмента качества (СМК) на предприятии, стандарты серии ИСО 9000. Рассматривается взаимосвязь качества продукции и конкурентоспособности предприятия, а также законодательная база, регламентирующая деятельность предприятия и государства в области обеспечения безопасности и качества продукции (товаров и услуг). Библиогр. 5 назв.
Ключевые слова: конкуренция; конкурентоспособность; качество; стандартизация; сертификация; управление.
ROLE OF PRODUCT QUALITY MANAGEMENT IN THE DETERMINATION OF ENTERPRISE COMPETITIVENESS O.Y. Makarova
National Research Irkutsk State Technical University, 83, Lermontov St., Irkutsk, 664074.
The article examines the quality management system (QMS) at an enterprise, and ISO 9000 standards. It discusses the correlation of product quality and enterprise competitiveness, as well as the legislative base regulating the activity of the enterprise and the state in order to provide the safety and quality of products (goods and services). 5 sources.
Key words: competition; competitiveness; quality; standardization; certification; management.
В настоящее время в экономике наблюдается тенденция, при которой такой показатель, как качество, играет одну из ведущих ролей в управлении производством продукции и её последующем продвижении на рынок. В развитых странах управление качеством на предприятии притягивает особое внимание всех подразделений, которые влияют на качество выпускаемой продукции или предоставляемой услуги. Для лучшего взаимодействия и, следовательно, для более эффективного результата разрабатываются различные подходы к управлению качеством, основным из которых является использование стандарта ИСО 9000.
Полное и точное использование субъектами управления и хозяйственной деятельности разработанных к настоящему времени международных и государственных стандартов, метрологических норм и правил сертификации создаёт необходимые предпосылки для:
• защиты интересов региона и прав проживающего в нём населения на использование продукции и услуг надлежащего качества, безопасных для здоровья граждан и окружающей среды;
• повышения конкурентоспособности продукции, выпускаемой в регионе, и продвижения её на мировой рынок;
• рационального использования имеющихся в регионе природных и производственных ресурсов;
• повышения производственного и экономического потенциала отдельных предприятий и региона в це-
лом [2, с. 21].
Особое место в решении данных задач принадлежит территориальным органам Госстандарта России -центрам стандартизации, метрологии и сертификации (ЦСМ), на которые в соответствии с законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» возложена координация деятельности государственных, коммерческих и общественных организаций в области обеспечения безопасности продукции (услуг) на уровне регионов России.
Доминирующее место в функциональной структуре ЦСМ, наряду с проведением государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов, метрологических норм и правил, заняли направления деятельности, связанные с организацией и проведением обязательной и добровольной сертификации; аттестацией и подготовкой к аккредитации испытательных лабораторий; каталогизацией продукции; информационно-аналитическим обслуживанием органов местного самоуправления, общественных объединений, обществ потребителей; оказанием инжиниринговых и консалтинговых услуг предпринимателям, руководителям и специалистам региона. Реализация вышеперечисленных функций требует тесного взаимодействия ЦСМ с федеральными и местными органами государственного управления, организациями - поставщиками продукции, общественными объединениями и организациями, что объективно предопределяет ведущую роль ЦСМ в решении региональных задач в области обеспечения
1 Макарова Олеся Юрьевна, старший преподаватель кафедры управления промышленными предприятиями, тел.: (3952) 405097, e-mail: [email protected]
Makarova Olesya, Senior Lecturer of the Department of Management of Industrial Enterprises, tel.: (3952) 405097, e-mail: [email protected]
безопасности и качества продукции, создания и развития региональной системы качества.
Существует ряд основополагающих законодательных, нормативных и распорядительных актов (законы РФ «О защите прав потребителей», «О сертификации продукции и услуг», «Об обеспечении единства измерений», «О стандартизации» и т.д.), которые в настоящее время регламентируют деятельность предприятия и государства в области обеспечения безопасности и качества продукции (товаров и услуг).
В соответствии с действующим законодательством в РФ основными формами контроля и подтверждения безопасности и качества продукции является государственный надзор за соблюдением обязательных требований стандартов, государственный метрологический надзор и контроль, а также обязательная и добровольная формы сертификации [2, с. 24].
Для контроля безопасности продукции, производств в зарубежной и отечественной практике используется сертификация, осуществляемая непосредственно государственными органами или под контролем и надзором со стороны государственных органов. При оценке качества, функциональных и других показателей качества продукции используются добровольные формы сертификации, как правило, не контролируемые правительственными органами или организациями.
Вероятность попадания дефектной продукции на потребительские и промышленные рынки региона существенно зависит от качества функционирования метрологических подсистем организаций-поставщиков, образующих в своей совокупности региональную подсистему метрологического обеспечения.
Общий уровень безопасности и качества выпускаемой и потребляемой в регионе продукции может быть существенно повышен на основе разработки, практического применения и сертификации систем качества организаций-поставщиков, контролирующих организаций и т.д.
Как известно, субъекты хозяйственной деятельности различных форм собственности производят и поставляют продукцию или услуги, обладающие такой совокупностью свойств и характеристик, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые запросы потребителей (заказчиков). Это коррелируется с определением понятия качество, установленным ИСО 9001. Возрастающая на мировом рынке конкуренция приводит к ужесточению требований, которые потребитель предъявляет к качеству продукции и услуг. Обычно эти требования устанавливаются в технических заданиях на разработку продукции и реализуются в нормативной документации (технических условиях, стандартах предприятия) на серийно выпускаемую продукцию. Однако само по себе нормирование не может быть надёжной гарантией того, что требования потребителя (заказчика) будут действительно удовлетворены, поскольку организационно-технический механизм (система) деятельности разработчика или товаропроизводителя может иметь существенные недостатки.
Цели в области качества определяются для реализации стратегических ориентиров при руководстве организацией, они указывают желаемые результаты, позволяют эффективно руководить организацией и применять необходимые ресурсы. Поэтому нужно, чтобы цели в области качества были измеримы и достижимы, им должны соответствовать масштабы СМК.
Применение стандартов преследует следующие цели:
• повышение удовлетворённости потребителей;
• неизменное улучшение деятельности организации.
В основополагающем стандарте ISO 9000 идентифицированы следующие восемь принципов менеджмента качества, способствующие достижению целей качества:
1) ориентация на заказчика - необходимость понимания текущих и будущих нужд заказчика, выполнение его требований, стремление предвосхитить его ожидания (предложение опережает спрос);
2) лидерство - руководители устанавливают единство целей, направлений и внутреннюю окружающую среду организации. Именно они создают окружение, в котором люди могут быть полностью вовлечёнными в достижение целей организации;
3) вовлечение сотрудников организации -служащие всех уровней - это сущность организации, их полное вовлечение даёт возможность использовать их способности на благо организации;
4) процессный подход - желаемый результат достигается более эффективно, когда различные виды деятельности и соответствующие ресурсы управляются как процесс, когда каждое действие рассматривается как преобразование некоторого входа в выход с использованием необходимых и достаточных ресурсов;
5) системный подход к управлению - это идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для достижения заданных целей, способствующих результативной и эффективной работе организации;
6) постоянное самоусовершенствование организации;
7) принятие эффективных решений основывается на фактических данных (измерениях, логическом и интуитивном анализе информации и др.);
8) взаимовыгодные отношения между организацией-производителем и организацией-поставщиком повышают способность обеих к созданию ценности продукции.
Говоря о таком показателе, как качество, нельзя не сказать о конкуренции. Согласно экономическому словарю «конкуренция - это состязание между товаропроизводителями за наиболее выгодные сферы приложения капитала, рынки сбыта, источники сырья» [1, с. 338]. Логично, что понятие конкуренция влечёт за собой понятие конкурентоспособность.
«Конкурентоспособность - это свойство товара, услуги, субъекта рыночных отношений выступать на рынке наравне с присутствующими там аналогичными
товарами, услугами или конкурирующими субъектами рыночных отношений» [1, с. 338].
На конкурентоспособность любой организации, независимо от формы её собственности и размеров, оказывает влияние, в первую очередь, качество её продукции и соизмеримость цены этой продукции с предлагаемым качеством, т.е. то, в какой степени продукция предприятия удовлетворяет запросам потребителя. Качество продукции при покупке является предполагаемым и соизмеряется современным потребителем с известной ценой этой продукции. Процесс сравнения цены и качества весьма непрост для формализации, тем не менее, мы часто осуществляем его в обычных магазинах просто на основе интуиции и некоторых представлений о рынке. Более грамотный и формализованный подход реализуется между организациями в процессе заключения контрактов на поставки, когда в различные документы включаются требования к продукции с явным указанием требований к качеству, например, ссылки на государственные стандарты, требования к поставке, монтажу, сервисному обслуживанию и т.д.
Важным элементом в системах управления качеством изделий является стандартизация - нормотвор-ческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, а затем закрепляет их в нормативных документах типа стандарта, инструкции, методики и требований к разработке продукции, т.е. это комплекс средств, устанавливающих соответствие стандартам.
Стандартизация является одним из важнейших элементов современного механизма управления качеством продукции (работ, услуг). По определению международной организации по стандартизации (ИСО), стандартизация - установление и применение правил с целью упорядочения деятельности в определённых областях на пользу и при участии всех заинтересованных сторон, в частности для достижения всеобщей оптимальной экономии при соблюдении функциональных условий и требований техники безопасности.
В экономическом словаре «стандартизация - это установление норм и требований к физическим и размерным величинам производимых изделий и продуктов, полуфабрикатов, сырья и материалов, которые оформляются в виде стандартов» [1, с. 850].
Законом о стандартизации понятие стандартиза-
ции определяется как деятельность по установлению норм, правил, характеристик в целях: обеспечения безопасности продукции, работ и услуг для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества; технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции; качества продукции, работ и услуг в соответствии с уровнем развития науки, техники и технологии; единства измерений; экономии всех видов ресурсов; безопасности хозяйственных объектов с учётом риска возникновения природных и техногенных катастроф и других чрезвычайных ситуаций; обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Законы рыночных отношений в условиях глобализации мировой экономики требуют от современного бизнеса постоянного баланса между максимально возможным удовлетворением запросов всех заинтересованных сторон (акционеров, инвесторов, потребителей, органов государственного управления, общества), конкурентным давлением и безусловным соблюдением законодательных и отраслевых требований. Достижение и поддержание такого баланса гарантирует предприятиям перспективу устойчивого и успешного развития, поэтому во многих случаях является корпоративной целью. Для её достижения топ-менеджмент использует стратегические программы, в том числе ориентированные на внедрение стандартизированных требований для разработки, поддержания и развития формализованных систем менеджмента, имеющих международное признание.
Подходы к качеству как чисто инженерной проблеме, решаемой отдельными специалистами, уходят в прошлое. В настоящее время достижение высокого качества и постоянное совершенствование всех сторон деятельности являются стратегическими задачами каждой эффективно действующей организации. Управление качеством становится основой управления деятельностью любого предприятия, фирмы. Лидерство руководителей, вовлечение персонала, ориентация на потребителя и развитие партнерских отношений с поставщиками, системный и процессный подходы, принятие решений на основе фактов и постоянное улучшение деятельности - все эти принципы управления качеством в настоящее время служат основой реализации эффективной стратегии развития промышленных предприятий.
1. Азрилиян А.Н. Краткий экономический словарь / под ред. А.Н. Азрилияна. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002. 1088 с.
2. Зорин Ю.В. Разработка научных и организационно-технических основ управления качеством и сертификацией продукции в регионе: дис. в форме научного доклада ... д-ра техн. наук: 08.00.20. СГАУ. Самара, 1998. 80 с.
ский список
3. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии: учебник для вузов. М.: Аудит, 1998. 479 с.
4. Огвоздин В.Ю. Управление качеством: Основы теории и практики: учеб. пособие. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Дело и сервис, 2007. 288 с.
5. Эггерт М., Эмих В. Системы менеджмента: подходы к внедрению // Стандарты и качество. 2000. № 2. С. 34-37.