Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, РАСЧЕТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-8'

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, РАСЧЕТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-8 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
надежность / топливная система / Ми-8 / reliability / fuel system / Mi-8

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С.И. Меркулов, В.В. Лукасов

Рассчитана и определена фактическая надежность топливной системы вертолета Ми8 на основе статистических данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS, CALCULATIONS AND DETERMINATION OF THE ACTUAL RELIABILITY OF THE FUEL SYSTEM OF THE Mi-8 HELICOPTER

The actual reliability of the fuel system of the Mi-8 helicopter is calculated and determined on the basis of statistical data.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, РАСЧЕТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФАКТИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-8»

УДК 629.7.063.6

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ, РАСЧЕТЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ФАКТИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ ВЕРТОЛЕТА Ми-8

С. И. Меркулов Научный руководитель - В. В. Лукасов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: Stephensonmusic@yandex.ru

Рассчитана и определена фактическая надежность топливной системы вертолета Ми-8 на основе статистических данных.

Ключевые слова: надежность, топливная система, Ми-8

ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS, CALCULATIONS

AND DETERMINATION OF THE ACTUAL RELIABILITY OF THE FUEL SYSTEM

OF THE Mi-8 HELICOPTER

S. I. Merkulov Scientific supervisor - V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: Stephensonmusic@yandex.ru

The actual reliability of the fuel system of the Mi-8 helicopter is calculated and determined on the basis of statistical data.

Keywords: reliability, fuel system, Mi-8

Авиационная техника является опасным транспортным средством. За период с 1992г. по 2001г. по сравнению с 1982г. по 1991г. безопасность полетов в России снизилась примерно вдвое. Снижение безопасности полетов обусловлено несовпадением интересов коммерции и безопасности полетов, дезорганизация системы государственного регулирования авиационной деятельности, бурным ростом чартерных перевозок, увеличение количества небольших авиакомпаний, не имеющим достаточного опыта и соответствующей материально-технической базы.

В период с 2001г. по 2005г. уровень безопасности полетов немного стабилизировался, но с 2007г. наблюдается ухудшение состояния безопасности. В 2007 году произошло 4 авиационных происшествия, 2 катастрофы, 368 авиационных инцидентов, 28 повреждений воздушных судов на земле. В 2008 году показатели безопасности полетов ухудшились. Количество авиационных происшествий в коммерческой авиации увеличилось на 20%. В этот период произошли катастрофы на иностранной технике. В период с 2007 года по настоящее время характеризуется освоение иностранных воздушных судов. В период освоения новой авиационной техники сопровождается снижением уровня безопасности авиационных полетов, т.е. эта реальность является объективной закономерностью дальнейшего снижения уровня безопасности полетов, обусловленной освоением новых типов ВС иностранного производства с двумя членами экипажа без первичного бортового

инженера. Одной из главных систем является топливная. Надежность работы системы обеспечивается за счет бесперебойной подачи топлива к основным и вспомогательным двигателям.

Топливная система вертолета предназначена для размещения запаса топлива и бесперебойной подачи его к двигателям под необходимым давлением на всех режимах и высотах полета.

К применяемым маркам топлива относится Т-1, ТС-1, РТ. Так же в топливе применяются противокристализационные присадки: жидкость «И», ТГФ, ТГФ-И [1].

На рисунке 1 представлена принципиальная схема топливной системы вертолета Ми-8.

Рис. 1. Принципиальная схема топливной системы

Топливная система состоит из 120 элементов, из них отказными, в данной статье являются: основные ПТБ (7); сливной краны ПТБ (3); перекачивающий насос ЭЦН-75Б (9); грибковый клапан;(поплавковый клапан) (2); подкачивающий насос ЭЦН-40 (9); пожарный кран (3); блок топливных фильтров (2); переключателя топливомера (4);

Исходные значения, для определения надёжности топливной системы, были взяты из статистических данных «АК» Ямал». Статистические данные собраны по топливной системе вертолета Ми-8 в авиакомпании «ЯМАЛ» за период с 01.01.2017 года по 31.12.2017 года, в количестве 41 отказ и неисправностей. Данный вид воздушного судна эксплуатируется в природно-климатических условиях района крайнего севера и приближённого к нему северных широтах. Эти данные преобразуем в обобщенную таблицу отказов и неисправностей (Таблица 1), которая является основной для выполнения расчета.

Таблица 1

Статистические данные по отказам и неисп

Элемент Количество отказов Наработка на отказ

Подкачивающий насос ЭЦН-40 9 17791

Перекачивающий насос ЭЦН-75Б 9 18796

Блок топливных фильтров 2 27229

Поплавковый клапан 2 5009

Основной подвесной топливный бак 7 22908

Сливной кран подвесного топливного бака 3 10325

Датчик топливомера 1 18906

Топливный трубопровод 1 7869

Переключатель топливомера 4 18557

Пожарный кран 1 21867

Определение надежности топливной системы выполняем на основании вероятностного метода структурных схем, который предполагает преобразование принципиальной схемы в структурную (Рисунок 2) в которой выделяем отказные элементы: основной ПТБ, сливной кран, перекачивающий насос ЭЦН-75Б, грибковый клапан, подкачивающий насос ЭЦН-40, пожарный кран, переключатель топливомера и блок топливных фильтров. Далее, для расчётов, преобразуем структурную схему в блочную, которая имеет блоки, подблоки, элементы (пример: блок1 имеет 3 подблока и 4 элемента).

Рис. 2. Структурная (слева) и блочная схемы топливной системы Ми-8

Для выполнения расчета надежности ТС в соответствии с методом структурных схем используем формулы надежности:

- Вероятность безотказной работы Р(1) для каждого отказного элемента: =

- Интенсивность отказов Х(1:): Я(0 = —

' ср

- Средняя наработка на отказ Тср: Тср =

Где, 1:2, ..., 1п - наработки на отказ каждого элемента, п - количество отказов каждого элемента.

В соответствии с блочной схемой и указанными формулами надежности, соблюдая параллельное и последовательное соединения, производим математические расчёты по формулам последовательного и параллельного соединения:

При последовательном соединении элементов блочной схемы для расчета надежности используется следующая формула: Р(1) = Р1(1) * Р2(1)*.*Рп(1)

При параллельном соединении элементов блочной схемы для расчета надежности используется следующая формула: Р(1) = 1 - (1 - Р1(1)) * (1 - Р2О) *.* (1 - Рп(0)

Получив математическое выражение для каждого отказного элемента, рассчитываем математическое выражение подблоков, блоков, а затем определяем математическое выражение безотказной работы всей системы [2].

Полученные, по математическим расчётам данные, сводим в таблицу (таблица 2)

Таблица 2

Значение вероятности безотказной работы топливной системы вертолета Ми-8 и ее элементов

п/п Элемент, Блок, Система Вероятность безотказной работы Р (t)

1 Перекачивающий топливный насос ЭЦН-75Б 0, 99995

2 Подкачивающий топливный насос ЭЦН - 40 0,99994

3 Пожарный кран 0, 99995

4 Сливной кран подвесного топливного бака 0, 9999

5 Поплавковый клапан 0,9998

6 Основной подвесной топливный бак 0,99996

7 Датчик топливомера СКЭС-2027Б 0,99995

8 Блок топливных фильтров 0,99996

9 Топливный трубопровод 0,9999

10 Блок - I 0,9998

11 Блок - II 1

12 Блок - III 0,9997

13 Блок - IV 0,9999

Проанализировав топливную систему вертолета Ми-8, в период 1 января 2017 по 31 декабря 2017 года, в природных условиях приближенных к Крайнему северу и условиях Крайнего севера, авиакомпании «Ямал», в условиях летной и технической эксплуатации, сделан вывод, что вероятность безотказной работы топливной системы вертолета Ми-8 = 0,9994, что соответствует требованиям норм летной годности и обеспечивает безопасность полетов [3].

В данной статье произведен анализ работы и определение надежности топливной системы вертолета Ми-8, а также влияние отдельных элементов системы на возникновения отказов и неисправностей. В данной работе были рассмотрены общие сведения и основные данные топливной системы вертолета Ми-8, основные технические характеристики, принципиальная схема. Также были рассмотрены агрегаты, их конструкция и принцип работы. Подробно была изучена теория анализа надежности функциональных систем методом структурных схем.

По результатам расчета были выявлены элементы системы наиболее и наименее надежные элементы. В результате расчета было выявлено, что надежность топливной системы является достаточно высокой.

Поддержание высокой надежности топливной системы вертолета Ми-8 производится также за счет своевременного обслуживания и ремонта всего воздушного парка авиакомпании «Ямал». Что поддерживает высокий уровень летной эксплуатации соответственно и прибыль авиакомпании.

Библиографические ссылки

1 Конструкция и прочность Ми - 8/ В.В. Тополев - г. Тюмень НП «Центр подготовки персонала» 2007г. - 237стр.

2 Лукасов, В.В. Надежность летательных аппаратов и авиационных двигателей: учеб. пособие / В.В. Лукасов. - Красноярск: СибГАУ, 2003. - 150 с.

3 Шайморданов, Л.Г. Основы формирования системы ТО и Р ВС ГА: Тексты лекций / Л. Г. Шайморданов- Красноярск: СибГАУ, 2003.-100 с

© Меркулов С. И., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.