Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА АН-24'

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА АН-24 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Топливная система / процесс технического обслуживания / отказ / неисправность / безопасность полетов / fuel system / maintenance process / failure / malfunction / flight safety

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С.А. Ткаченко, С.В. Леонов, В.Ж. Журавлев, О.Г. Бойко

В работе рассмотрено выполнение анализа надежности отдельных элементов топливной системы самолета Ан-24, на основании которого выполнен расчет безотказности и предложены рекомендации по совершенствованию технологического процесса технического обслуживания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — С.А. Ткаченко, С.В. Леонов, В.Ж. Журавлев, О.Г. Бойко

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ANALYZING THE RELIABILITY OF THE FUEL SYSTEM AN-24 AIRCRAFT

The paper considers the implementation of the analysis of the reliability of individual elements of the fuel system of the An-24 aircraft, on the basis of which the reliability calculation is performed and recommendations for improving the technological process of maintenance are proposed.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА АН-24»

УДК 629.7.063.6

К ВОПРОСУ ОБ АНАЛИЗЕ НАДЕЖНОСТИ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

САМОЛЕТА АН-24

С. А. Ткаченко*, С. В. Леонов, В. Ж. Журавлев, О. Г. Бойко

Сибирский государственный университет науки и технологий им. ак. М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

*E-mail: s-tkach@mail.ru

В работе рассмотрено выполнение анализа надежности отдельных элементов топливной системы самолета Ан-24, на основании которого выполнен расчет безотказности и предложены рекомендации по совершенствованию технологического процесса технического обслуживания.

Ключевые слова: Топливная система, процесс технического обслуживания, отказ, неисправность, безопасность полетов

ON THE ISSUE OF ANALYZING THE RELIABILITY OF THE FUEL SYSTEM

AN-24 AIRCRAFT

S. A. Tkachenko*, S. V. Leonov, V. Z. Zhuravlev, O. G. Boiko

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation

*E-mail: s-tkach@mail.ru

The paper considers the implementation of the analysis of the reliability of individual elements of the fuel system of the An-24 aircraft, on the basis of which the reliability calculation is performed and recommendations for improving the technological process of maintenance are proposed.

Keywords: fuel system, maintenance process, failure, malfunction, flight safety.

Анализ надежности и совершенствование технологического процесса технического обслуживания (ТО) топливной системы самолета Ан-24 проводится для достижения следующих важных целей: улучшение эксплуатационной технологичности топливной системы, повышение уровня безопасности полетов, увеличение вероятности безотказной работы как всей системы, так и её элементов, и агрегатов, а следовательно, уменьшение времени нахождения самолета в состояниях технического обслуживания или ремонта.

Для достижения цели, поставленной в работе, требуется решить следующие задачи: сбор и обработка статистических данных об отказах и неисправностях топливной системы ВС Ан-24, составление структурной схемы надежности и окончательного выражения для расчета надежности (безотказности), анализ и расчет надежности элементов топливной системы, выявление наиболее часто отказывающих элементов, системы и её составных частей. Далее по результатам анализа и расчётов необходимо сформировать рекомендации, на основе расчета надежности отдельных элементов топливной системы, действующему регламенту технического обслуживания топливной системы [1].

Чтобы достичь все выше перечисленные цели, необходимо, применительно к топливной системе самолета Ан-24, провести инженерный анализ данной системы и её составных частей.

Секция «Эксплуатация и надежность) авиационной техники»

Топливная система самолета Ан-24 предназначена для размещения запаса топлива на самолете и подаче его к двигателям, турбогенераторной установке или ВСУ на всех возможных режимах эксплуатации самолета [2]. Из числа всех элементов топливной системы, на основании статистических данных по трём авиакомпаниям за период 20152018гг. можно выделить такие элементы, отказы которых имеют наибольшую частоту. К таким элементам относятся: датчики топлива, подкачивающие насосы, блоки измерителей.

В работе рассмотрены условия эксплуатации исследуемой системы, проанализированы основные группы эксплуатационных факторов, которые оказывают существенное влияние на изменение ее технического состояния, исследованы основные виды нагрузок, влияющие на работоспособность элементов системы, исходя из которых составлена технологическая карта анализа технического состояния системы [3-5]. В ходе проведенного анализа было выявлено, что основной причиной отказов, выделенных выше элементов системы является наличие воды в топливе и агрегатах топливной системы, качество и периодичность работ по ТО. Составлена технологическая карта анализа технического состояния рассматриваемой системы, приведенная в таблице 1.

Таблица 1

Технологическая карта анализа технического состояния топливной системы самолета Ан-24

Объект Вид отказа, Признаки внешнего Метод и средства Влияет

контроля (изделие, деталь) повреждения проявления (в полете, на земле) контроля (не/влияе т) на БП

Блок Неисправность Неправильные Визуальный, по Не влияет

измерения БИ22-1 блока измерения (рассогласование) показания стрелок топливомера, хаотическое колебание стрелки показаниям стрелок топливомера

Топливный Малое Хаотическое Визуальный, по Влияет

датчик ДТ- сопротивление колебание стрелки показаниям стрелок

2А изоляции электроемкостног о датчика топливомера топливомера

Блок Неисправность При Визуальный, по Не влияет

управления БУ10А-4 блока управления (рассогласование) автоматической заправке не закрываются запорные краны показаниям стрелок топливомера

Насос Отказ Течь топлива, Визуальный, по Влияет

ЭЦН14БМ электродвигателя падение давления показаниям датчика

насоса, течь из- топлива давления

под заделки

проводов

Топливные Вспучивание, Течь топлива из Визуальный по наличию Влияет

баки трещины на корпусе бака, растрескивание швов. швов и корпуса бака течи топлива

В работе рассчитаны оптимальная периодичность работ по техническому обслуживанию подкачивающего насоса ЭЦН-14БМ и топливного датчика ДТ-2А.

На основании выполненного анализа, разработаны следующие предложения по повышению надежности и безотказности отдельных элементов топливной системы, а также по совершенствованию технологического процесса технического обслуживания:

- Оптимальную периодичность ТО для подкачивающего насоса ЭЦН-14БМ предлагается изменить с 1500 часов, что указано в Регламент ТО, на 1400 часов;

- Оптимальная периодичность дискретного контроля для топливного датчика ДТ-2А предлагается 200 часов в виду их частых отказов из-за попадания частиц воды;

- Предлагается заменить датчик топливомера топливной системы ДТ-2А на электроемкостный датчик ДТС-26 современной комплексной системы топливоизмерения, преимуществами которого является современное исполнение датчика, повышенная степень защиты от воздействия эксплуатационных факторов.

Библиографические ссылки

1. Наставление по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России [Электронный ресурс]. URL: http://zakonrus.ru/avia/nterat-93.html (дата обращения: 1.03.21).

2. Самолет Ан-24; Руководство по техническому обслуживанию. Часть 2.

3. Техническая эксплуатация летательных аппаратов / Н.Н. Смирнов, Н. И Владимиров и др. Учеб. для вузов. // М.: Транспорт. 1990. 423 с.

4. Управление качеством процессов технической эксплуатации авиационной техники / Ицкович А. А., Чинючин Ю.М., Смирнов Н.Н., Файнбург И. А. Учебное пособие. // М.: МГТУ ГА. 2011. 90 с

5. Бойко О.Г. Управление системами и процессами технической эксплуатации летательных аппаратов: Практикум для направлений подготовки 25.04.01 «Техническая эксплуатация летательных аппаратов и двигателей», 25.04.02 «Техническая эксплуатация авиационных электросистем и пилотажно-навигационных комплексов» всех форм обучения. СибГАУ - Красноярск, 2017. - 29 с.

© Ткаченко С. А., Леонов С. В., Журавлев В. Ж., Бойко О. Г., 2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.