Научная статья на тему 'Исследование эрозионного воздействия струй электроракетных двигателей на космический аппарат с крупногабаритными антеннами'

Исследование эрозионного воздействия струй электроракетных двигателей на космический аппарат с крупногабаритными антеннами Текст научной статьи по специальности «Прочие технологии»

CC BY
101
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭРОЗИОННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ / СТАЦИОНАРНЫЙ ПЛАЗМЕННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ / АНТЕННА / EROSIVE IMPACT / STATIONARY PLASMA THRUSTERS / ANTENNA

Аннотация научной статьи по прочим технологиям, автор научной работы — Бганцева С.М., Двирный Г.В.

Существует проблема эрозионного воздействия струй стационарных плазменных двигателей на космический аппарат. Результат воздействий струй СПД деградация функциональных характеристик критичных поверхностей космического аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим технологиям , автор научной работы — Бганцева С.М., Двирный Г.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCHING THE EROSIVE IMPACT JETS BY THE ELECTRIC PROPULSION ENGINES ON THE SPACECRAFT with LARGE-SIZED ANTENNAS

There is erosive impact by the stationary plasma engine jets on the spacecraft. The research demonstrates result of the erosive impact by the stationary plasma engine jets; it is degradation functional characteristics of critical surface of the spacecraft.

Текст научной работы на тему «Исследование эрозионного воздействия струй электроракетных двигателей на космический аппарат с крупногабаритными антеннами»

Решетневскуе чтения. 2017

УДК 665.743

МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА АВИАТОПЛИВА ПО ДАННЫМ ООО «ТЗК ЕНИСЕИ» АЭРОПОРТА ЕМЕЛЬЯНОВО

Д. А. Андреев, Т. А. Легкова, О. Г. Бойко*

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: bouko1962@yandex.ru

Качество авиационного топлива существенно влияет на производительность и надежность работы авиационной техники. Рассмотрено экономическое влияние некачественного авиатоплива, а также дана оценка качества по различным поставщикам.

Ключевые слова: авиатопливо, заправка, воздушное судно, безопасность полетов.

QUALITY MONITORING OF AVIATION FUEL ACCORDING TO LLC "TZK ENISEY" OF THE AIRPORT EMELYANOVO

D. A. Andreev, T. A. Legkova, O. G. Boyko*

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: bouko1962@yandex.ru

The quality of aviation fuel has a significant impact on the productivity and reliability of aviation equipment. The paper considers the economic influence of low-quality aviation fuel and includes quality assessment for different suppliers.

Keywords: aviation fuel, airship fueling, aircraft, flight safety.

Экономическая эффективность и безопасность эксплуатации воздушных судов может быть достигнута только на качественном авиатопливе [1]. Актуальность данной работы заключается в рассмотрении качества топлива различных поставщиков и влияния его на безопасность полетов.

Цель работы заключается в анализе показателей авиатоплива с точки зрения экономических потерь в результате применения на авиационной технике некачественного топлива.

Для достижения поставленной цели в работе решены следующие задачи:

- рассмотрено влияние различных параметров качества авиационного топлива на исправность силовой установки ВС;

- проанализирована статистика по отклонениям показателей качества топлива различных поставщиков от норм регламентирующих документов;

- проанализирован ущерб от реализации события отказа авиационной техники от применения некачественного топлива, выполнен анализ экономических потерь от применения некачественного топлива.

В работе собраны статистические данные лабораторных испытаний авиационного топлива на соответствие качеству [2; 3] согласно ГОСТ-10227 за период с 2011 по 2015 гг. в лаборатории ГСМ ООО «ТЗК Енисей» аэропорта Емельяново, по следующим поставщикам:

1. ОАО «Газпромнефть - ОНЗП»;

2. ОАО «Ачинский НПЗ ВНК»;

3. ОАО «Ангарская нефтехимическая компания».

Статистические данные по десяти показателям группировались по значениям, которые находились на пределе норм. Из десяти показателей, определяемых в лаборатории ГСМ, предельными явились (табл. 1) [2]:

- фракционный состав 10 % отгона - за 5 лет реализовалось 6 случаев;

- кинематическая вязкость при 20 °С - 7 случаев;

- содержание фактических смол - 4 случая;

- удельная электропроводность - 20;

- содержание механических примесей и воды -

36.

Из пяти предельных показателей имелась возможность оценки стоимости экономических потерь только по трем (табл. 1, серый цвет): кинематическая вязкость, содержание фактических смол и содержание механических примесей и воды.

Реализация одного из этих трех событий принималось за исходное событие, для которого рассматривалось п аварийных последствий, к которым может привести превышение показателя.

Так для события «содержание механических примесей и воды» аварийными последствиями являются: заклинивание обратного клапана, забивка топливных фильтров, зависание золотника и выход из строя топ-ливомера [3].

При реализации события «концентрация фактических смол» возможны прогар рабочих топливных форсунок, забивка топливного фильтра и залипание золотникового регулятора.

Эксплуатация и надежность авиационной техники

Аварийным последствием для события «кинематическая вязкость» является отказ работы насоса-регулятора.

Для расчета вероятности реализации событий отклонений качества топлива в работе использовался математический аппарат теории вероятности. Учитывая, что исходные события достаточно редки, распределение вероятности наступления исходного события принималось пуассоновским. Тогда существует возможность рассчитать вероятность наступления ровно одного события за единицу времени, например, за день или час, по статистическим данным [1].

Количество несоответств

Далее в работе выполнялась оценка возможного материального ущерба от реализации событий отказов, возникших вследствие применения некачественного топлива, с учетом стоимости работ по замене агрегатов, стоимости самих агрегатов и накладных расходов, а также от реализации самого страшного события.

Расчет экономических потерь от реализации событий отказов выполнялся для различных типов ВС. Результаты расчетов сведены в табл. 2.

Таблица 1

по показателям качества

Показатель качества Завод-изготовитель

ОАО «Газпром-нефть - ОНПЗ» ОАО «Ачинский НПЗ ВНК» ОАО «Ангарская нефтехимическая компания»

Фракционный состав 10 % отгона 2 3 1

Кинематическая вязкость при 20 °С 7 - -

Концентрация фактических смол 4 - -

Удельная электрическая проводимость - 17 3

Содержание механических примесей и воды - 1 35

Таблица 2

Анализ экономических потерь, связанных с присутствием в топливе механических примесей и воды

Марка самолета Возможная неисправность Последующее устранение Стоимость, ремонта, тыс.руб.

Ту-154 Заклинивание обратного клапана в результате коррозии его элементов из-за наличия в топливе воды Замена обратного клапана 65 020

Забивка топливного фильтра кристаллами льда и механическими примесями Замена топливного фильтра 32 960

Зависание золотника в результате присутствия механических примесей Замена золотника 16 840

ATR 42-500 Забивка топливных фильтров кристаллами льда и механическими примесями Замена топливных фильтров (2 шт.) 78 000

Boeing 737 Выход из строя топливомера из-за присутствия в топливе воды Замена топливомера 915 000

По результатам проведенных исследований следуют выводы:

1. За период 2011-2015 г. из трех рассмотренных поставщиков авиатоплива в ООО «ТЗК Енисей» зафиксировано 73 случая достижений предельных значений показателей качества и ни одного случая превышения норм ГОСТ.

2. Практика показывает, что, в большинстве случаев, сохранность качества топлива зависит не от действий производителей или поставщиков, но:

- от чистоты тары для транспортировки топлива до мест применения;

- соблюдения условий хранения топлива на месте применения;

- соблюдения норм технологических процессов приема, хранения и выдачи на заправку воздушных судов;

- соблюдения регламентных сроков обслуживания оборудования, через которые производится перекачка топлива на складе горюче-смазочных материалов.

3. «ТЗК Енисей» аэропорта Емельяново имеет надежных поставщиков авиационного топлива

Библиографические ссылки

1. Безопасность и надежность технических систем / Л. Н. Александровская [и др.]. М. : Логос, 2008. 186 с.

2. ГОСТ 10227-86. Топлива для реактивных двигателей. Технические условия.

3. Никипелов Ю. Г. Авиационные топлива, смазочные материалы и специальные жидкости : учеб. пособие. Киев : КИИГА, 1986. С. 84-105.

References

1. Aleksandrovskaja L. N., Aronov I. Z., Kruglov V. I. et al. Bezopasnost' i nadezhnost' tehnicheskih sistem [Safety and reliability of technical systems]. M. : Logos Publ., 2008. 186 p.

2. State Standart 10227-86. Fuels for jet engines. Technical specifications. (In Russ.)

3. Nikipelov Yu. G. Aviacionnye topliva, smazochnye materialy i special'nye zhidkosti [Aviation fuels, lubricants and special fluids]. Kiev, National Aviation University, 1986. 105 p.

© Андреев Д. А., Легкова Т. А., Бойко О. Г., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.