УДК 629.7/621.01
АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ
САМОЛЕТА БОИНГ 737-800
С.Д. Шелопугин Научный руководитель - В. В. Лукасов
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: shelopugin.sd@gmail.com
В работе представлена оценка надежности агрегатов топливной системы самолета Боинг 737-800 авиакомпании Ютэйр.
Ключевые слова: топливная система, надежность, безопасность полетов.
ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF THE FUEL SYSTEM UNITS
OF THE BOEING 737-800 AIRCRAFT
S. D. Shelopugin Scientific Supervisor - V. V. Lukasov
Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shelopugin.sd@gmail.com
The paper presents an assessment of the reliability of the fuel system units of the Utair Boeing 737-800 aircraft.
Keywords: fuel system, reliability, flight safety.
Авиационная техника (АТ) является одной из сложных технических средств, используемых человеком для решения транспортных задач. Из-за своей сложности авиационная техника представляет собой техническое средство повышенной опасности и отказ любого агрегата, узла или детали может привести к аварийной ситуации, а в некоторых случаях и к катастрофической, поэтому при решении транспортных задач возникает большой риск для жизни человека.
Топливная система обеспечивает работу двигателей, которые должны безотказно выполнять свою функцию на протяжении всего полёта. Как и у любого технического средства в процессе эксплуатации АТ возникают неисправности. Отказы и неисправности агрегатов топливной системы возникают постепенно или внезапно, но любой отказ очень опасен в воздухе.
Перед авиакомпанией стоит много различных задач, решение которых влияет на деловую активность и имидж компании в целом. Но главная задача стоит в обеспечении безопасных полетов [1].
Материал подготовлен на примере опыта эксплуатации самолетов Боинг 737-800 авиакомпании Ютэйр за период с 2011 по 2018 год.
Схема ТС самолетов Боинг 737-800 представлена на (Рис.1) (размещение топливных баков и агрегатов).
Рис. 1. Схема рамещения агрегатов топливной системы Boeing 737-800 4. Подкачивающий насос 1 бака 1; 5. Подкачивающий насос 1 бака 1;
15. Обратный клапан 1 бака 1; 16. Подкачивающий насос 2 бака 1;
17. Перекрывной клапан 3; 18. Левый подкачивающий насос центрального бака; 20. Правый подкачивающий насос центрального бака; 21. Кран кольцевания; 22. Подкачивающий насос 2 бака 2;
25. Обратный клапан 2 бака 2; 27. Обратный клапан 1 бака 2; 28. Перекрывной клапан 1;
29. Перекрывной клапан 2.
Для выполнения анализа надежности топливной системы были использованы статистические данные собранные АК «Ютэйр» Аэропорта Уфа за период с 2011 по 2018 год, преобразованная в обобщенную таблицу отказов и неисправностей, которая является основной для выполнения расчета.
Топливная система Боинга состоит из 29 элементов, из них отказными являются представленные в таблице 1.
Таблица 1
Сводная таблица отказов и неисправностей_
№ Элемент Количество отказов
1 Левый топливный насос центрального топливного бака 4
2 Правый топливный насос центрального топливного бака 6
3 Топливный насос 1 топливного бака 1 1
4 Топливный насос 2 топливного бака 1 4
Продолжение Таблицы 1
5 Топливный насос 1 топливного бака 2 2
6 Топливный насос 2 топливного бака 2 2
7 Кран кольцевания 3
8 Обратный клапан 2 топливного бака 1 1
9 Обратный клапан 1 топливного бака 2 2
10 Обратный клапан 2 топливного бака 2 1
11 Перекрывной клапан 1 2
12 Перекрывной клапан 2 3
13 Перекрывной клапан 3 1
Определение надежности топливной системы выполнены на основании вероятностного метода структурных схем, который предполагает преобразование принципиальной схемы в структурную, в которой можно выделить блоки. Далее блочную схему преобразуем в блочно-подблочную схему, которая имеет блоки, подблоки, элементы [2].
Условия безотказности топливной системы, исходя из требований безопасности полета, заключается в обеспечении потребного расхода топлива до полной выработки его из баков на всех режимах работы двигателя в полете. При таком определении условий безотказности за наработку системы принимается время полета, в течение которого топливо полностью вырабатывается из баков.
Получив математическое выражение для каждого отказного элемента, рассчитываем математическое выражение подблоков, блоков, а затем определяем математическое выражение безотказной работы всей системы [5].
Полученные данные сводим в таблицу результатов расчета (Табл.2)
Таблица 2
Результаты расчета____
№ Элемент Тср 1 Р(1) Подблоки Р(г) Пб Блоки Р(()Б
1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 Подкачивающ ий насос 1 топливного бака 1 4879 0,000205 0,99979 1-1 1 I 0,99985
5 Левый подкачивающ ий насос центрального топливного бака 5013 0,000199 0,9998 1-3 0,99986 V 0,99986
Продолжение Таблицы 2
12 Кран кольцевания 6297 0,000158 0,99984 111-2-2 0.99963
Топливная система 0,99969
Анализ полученных результатов эксплуатации топливной системы самолета Боинг 737-800 в период с 2011 по 2018 годы в природно-климатических условиях Сибири, Урала, опыта и квалификации инженерно-технического состава авиакомпании «Ютэйр» и условий летной и технической эксплуатации позволяет сделать вывод, что вероятность безотказной работы топливной системы самолета Боинг 737- равна 0.9996, что соответствует требованиям норм летной годности и обеспечивают безопасность полетов.
Библиографические ссылки
1. Шаймарданов, Л.Г. Обеспечение надежности при контроле и оценка при эксплуатации авиационной техники [Текст] / Шаймарданов, Л.Г., Лукасов, В.В. -Красноярск: СибГАУ, 2008 -85с.
2. Анцелиович, Л.Л. Надежность безопасность и живучесть самолета [Текст] / Анцелиович Л.Л. - Москва: Машиностроение, 1985. - 296 с.
3. Светлицкий, В. А. Статистическая механика и теория надежности [Текст] / В. А. Светлицкий. - Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 504 с.
© Шелопугин С. Д., 2022