Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА БОИНГ 737-800'

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА БОИНГ 737-800 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
32
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
топливная система / надежность / безопасность полетов / fuel system / reliability / flight safety

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — С.Д. Шелопугин, В.В. Лукасов

В работе представлена оценка надежности агрегатов топливной системы самолета Боинг 737-800 авиакомпании Ютэйр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF THE FUEL SYSTEM UNITS OF THE BOEING 737-800 AIRCRAFT

The paper presents an assessment of the reliability of the fuel system units of the Utair Boeing 737-800 aircraft.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ САМОЛЕТА БОИНГ 737-800»

УДК 629.7/621.01

АНАЛИЗ ОТКАЗОВ И НЕИСПРАВНОСТЕЙ АГРЕГАТОВ ТОПЛИВНОЙ СИСТЕМЫ

САМОЛЕТА БОИНГ 737-800

С.Д. Шелопугин Научный руководитель - В. В. Лукасов

Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

В работе представлена оценка надежности агрегатов топливной системы самолета Боинг 737-800 авиакомпании Ютэйр.

Ключевые слова: топливная система, надежность, безопасность полетов.

ANALYSIS OF FAILURES AND MALFUNCTIONS OF THE FUEL SYSTEM UNITS

OF THE BOEING 737-800 AIRCRAFT

S. D. Shelopugin Scientific Supervisor - V. V. Lukasov

Reshetnev Siberian State University of Science and Technology 31, Krasnoyarskii rabochii prospekt, Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: shelopugin.sd@gmail.com

The paper presents an assessment of the reliability of the fuel system units of the Utair Boeing 737-800 aircraft.

Keywords: fuel system, reliability, flight safety.

Авиационная техника (АТ) является одной из сложных технических средств, используемых человеком для решения транспортных задач. Из-за своей сложности авиационная техника представляет собой техническое средство повышенной опасности и отказ любого агрегата, узла или детали может привести к аварийной ситуации, а в некоторых случаях и к катастрофической, поэтому при решении транспортных задач возникает большой риск для жизни человека.

Топливная система обеспечивает работу двигателей, которые должны безотказно выполнять свою функцию на протяжении всего полёта. Как и у любого технического средства в процессе эксплуатации АТ возникают неисправности. Отказы и неисправности агрегатов топливной системы возникают постепенно или внезапно, но любой отказ очень опасен в воздухе.

Перед авиакомпанией стоит много различных задач, решение которых влияет на деловую активность и имидж компании в целом. Но главная задача стоит в обеспечении безопасных полетов [1].

Материал подготовлен на примере опыта эксплуатации самолетов Боинг 737-800 авиакомпании Ютэйр за период с 2011 по 2018 год.

Схема ТС самолетов Боинг 737-800 представлена на (Рис.1) (размещение топливных баков и агрегатов).

Рис. 1. Схема рамещения агрегатов топливной системы Boeing 737-800 4. Подкачивающий насос 1 бака 1; 5. Подкачивающий насос 1 бака 1;

15. Обратный клапан 1 бака 1; 16. Подкачивающий насос 2 бака 1;

17. Перекрывной клапан 3; 18. Левый подкачивающий насос центрального бака; 20. Правый подкачивающий насос центрального бака; 21. Кран кольцевания; 22. Подкачивающий насос 2 бака 2;

25. Обратный клапан 2 бака 2; 27. Обратный клапан 1 бака 2; 28. Перекрывной клапан 1;

29. Перекрывной клапан 2.

Для выполнения анализа надежности топливной системы были использованы статистические данные собранные АК «Ютэйр» Аэропорта Уфа за период с 2011 по 2018 год, преобразованная в обобщенную таблицу отказов и неисправностей, которая является основной для выполнения расчета.

Топливная система Боинга состоит из 29 элементов, из них отказными являются представленные в таблице 1.

Таблица 1

Сводная таблица отказов и неисправностей_

№ Элемент Количество отказов

1 Левый топливный насос центрального топливного бака 4

2 Правый топливный насос центрального топливного бака 6

3 Топливный насос 1 топливного бака 1 1

4 Топливный насос 2 топливного бака 1 4

Продолжение Таблицы 1

5 Топливный насос 1 топливного бака 2 2

6 Топливный насос 2 топливного бака 2 2

7 Кран кольцевания 3

8 Обратный клапан 2 топливного бака 1 1

9 Обратный клапан 1 топливного бака 2 2

10 Обратный клапан 2 топливного бака 2 1

11 Перекрывной клапан 1 2

12 Перекрывной клапан 2 3

13 Перекрывной клапан 3 1

Определение надежности топливной системы выполнены на основании вероятностного метода структурных схем, который предполагает преобразование принципиальной схемы в структурную, в которой можно выделить блоки. Далее блочную схему преобразуем в блочно-подблочную схему, которая имеет блоки, подблоки, элементы [2].

Условия безотказности топливной системы, исходя из требований безопасности полета, заключается в обеспечении потребного расхода топлива до полной выработки его из баков на всех режимах работы двигателя в полете. При таком определении условий безотказности за наработку системы принимается время полета, в течение которого топливо полностью вырабатывается из баков.

Получив математическое выражение для каждого отказного элемента, рассчитываем математическое выражение подблоков, блоков, а затем определяем математическое выражение безотказной работы всей системы [5].

Полученные данные сводим в таблицу результатов расчета (Табл.2)

Таблица 2

Результаты расчета____

№ Элемент Тср 1 Р(1) Подблоки Р(г) Пб Блоки Р(()Б

1 2 3 4 5 6 7 8 9

1 Подкачивающ ий насос 1 топливного бака 1 4879 0,000205 0,99979 1-1 1 I 0,99985

5 Левый подкачивающ ий насос центрального топливного бака 5013 0,000199 0,9998 1-3 0,99986 V 0,99986

Продолжение Таблицы 2

12 Кран кольцевания 6297 0,000158 0,99984 111-2-2 0.99963

Топливная система 0,99969

Анализ полученных результатов эксплуатации топливной системы самолета Боинг 737-800 в период с 2011 по 2018 годы в природно-климатических условиях Сибири, Урала, опыта и квалификации инженерно-технического состава авиакомпании «Ютэйр» и условий летной и технической эксплуатации позволяет сделать вывод, что вероятность безотказной работы топливной системы самолета Боинг 737- равна 0.9996, что соответствует требованиям норм летной годности и обеспечивают безопасность полетов.

Библиографические ссылки

1. Шаймарданов, Л.Г. Обеспечение надежности при контроле и оценка при эксплуатации авиационной техники [Текст] / Шаймарданов, Л.Г., Лукасов, В.В. -Красноярск: СибГАУ, 2008 -85с.

2. Анцелиович, Л.Л. Надежность безопасность и живучесть самолета [Текст] / Анцелиович Л.Л. - Москва: Машиностроение, 1985. - 296 с.

3. Светлицкий, В. А. Статистическая механика и теория надежности [Текст] / В. А. Светлицкий. - Москва: Издательство МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2002. - 504 с.

© Шелопугин С. Д., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.