УДК 66(091)
Р. Г. Теляшев, М. Л. Дондэ
Анализ отечественного производства моторных масел
Институт нефтехимпереработки Республики Башкортостан 450029, г. Уфа, ул. Инициативная, 12
Рассмотрены тенденции производства масел за последние пять лет. Показано развитие и состояние масляного производства в зависимости от потребности и использования моторных масел в различных условиях эксплуатации. Эти данные позволили установить наиболее важные классы и фракции полученных масел.
Ключевые слова: базовые масла, моторные и трансформаторные масла, присадки к маслам.
Переработкой углеводородного сырья, в частности, нефти, получают легкие и тяжелые фракции, последние составляют масляную базу, обеспечивающую тяжелую топливную составляющую. Рассматривая топлива, исследователи большое внимание уделяют легким или, как говорят, светлым фракциям. Однако надо отметить, что масляные фракции представляют собой важный фактор в машиностроении, авто- и авиапромышленности. Практически ни один двигатель не будет нормально работать без применения масел. Естественно, самыми востребованными являются масла, применяемые в автотранспорте. Учитывая важность использования и необходимость масел, все нефтяные компании уделяют большое внимание производству их различных типов.
В связи с этим представляется важным рассмотреть и проанализировать производство масел различными нефтяными компаниями за последние пять лет на российском рынке нефтепродуктов. Основными производителями здесь являются компании «Лукойл», «ТНК-ВР», «ЮКОС», «Сибнефть» и «Роснефть».
Тенденции производства смазочных материалов определяются доминирующим положением российских нефтяных компаний, а также растущей долей независимых производителей. Также надо отметить, что моторные масла занимают основной сегмент рынка масел. Смазочные масла производятся на основе местного минерального сырья. Анализируя производство моторных масел (рис. 1), необходимо отметить, что они подразделяются на моторные, дизельные, масла для бензиновых грузовиков и масла для легковых автомобилей. Как видно
Дата поступления 13.04.06
на рис. 1, если пик роста производства моторных масел относится к 2001 г., то с 2002 г. просматривается тенденция к его снижению: 2002 г. - 1.097500 т; 2003 г. - 975.300 т; 2004 г. - 992.000 т.
1,4-1
1,2 1 1
0,8 0,60,4 0,2 0 1 ™\яя \ 1
2000 2001 2002 2003 2004
В моторные масла □ дизельные масла 0 масла для бензин грузовиков 0 легковые масла
Рис. 1. Производство моторных масел в 2000-2004 гг.
В качестве примера хочется привести данные по компании «Лукойл», структура производства моторных масел которой разделяется на сезонные (84.5%) и всесезонные (15.5%).
Из общего количества произведенных в 2004 г. моторных масел (445.900 т), дизельные масла составили 346000 т, масла для бензиновых грузовиков 45.100 т, а легковые масла 54.800 т. Представлялось интересным проанализировать сравнительные количественные данные производства дизельных масел различных категорий по России и компании «Лукойл». Общий объем масел по России составляет 76000 т (сезонные 98%, всесезонные 2%). Согласно российским спецификациям, доля производства дизельных масел составляет: категория В2 (типа СВ) 192000 т, категория Г2 (типа СС) 226800 т, категория Г2К (типа СС+) 224.400 т, категория Д2/ДМ (типа СД) 82000 т и типа CF-4 выше 15300 т.
Производство этих же типов дизельных топлив по «Лукойлу» составило общий объем 346000 т (сезонные 97%, всесезонные 3%). По типам категория В2 (типа СВ) составляла
81.700 т; категория Г2 (тип СС) 107.300 т; категория Г2К (типа СС+) 106.500 т; категория Д2/ДМ (типа СД) 40.400 т; и типа CF-4 выше 10.400 т.
Тенденция российского рынка дизельных масел в 2004 г. такова:
— доминирующую долю составляют устаревшие дизельные масла по спецификациям ГОСТа;
— наблюдается снижение на 4% общего объема производства дизельных масел по сравнению с 2003 г.
Увеличение производства более качественных дизельных масел происходит по категориям Д2 (ГОСТ) типа СД и ДЗ-98 (ААИ) типа CF-4/S6. Некоторое увеличение выпуска дизельных масел среднего и высокого уровней качества достигает примерно 25—30 тыс. т/г. Структура производства масел для легковых автомобилей и грузовиков с бензиновыми двигателями в 2004 г.: общий объем — 230.800 т, по сезонам — 44.5%, всесезонно 55.5%.
Масла для бензиновых грузовых автомобилей (М-88 SAE 20 типа SE/CB) - 104.500 т; масла для дизельных грузовых автомобилей (М-63/10В SAE 15W-30 типа SE/CB) - 4.700 т; масла «Стандарт» (типа SF/CC) — 55.900 т; масла «Супер» (типа SG/CD) — 57500 т; масла «Люкс» (типа SJ/CF) — 8200 т.
Здесь уместно отметить структуру производства масел для легковых и грузовых автомобилей с бензиновыми двигателями за 2004 г. по компании «Лукойл». Общий объем составляет 100.000 т, (сезонные 41.3%, всесезонные 58.7%). Масла для бензиновых грузовых автомобилей (M-8B SAE 20 типа SE/SB) — 41.300 т; масла для бензиновых грузовых автомобилей (М-63/10В SAE 15W-30 типа SE/CB) — 3.800 т; масла «Стандарт» (типа SF/CC) — 21.200 т; масла «Супер» (типа SG/CD) — 301.500 т; а масла «Люкс» (типа SJ/CF и выше) — 3.200 т.
В целом, на рынке непропорционально мала доля масел легковых автомобилей , увеличилась доля масел типа SG/CD. Продолжается снижение производства масел для грузо-
вых автомобилей с бензиновыми двигателями. Растет потребность в маслах более высоких эксплуатируемых уровней, типа API SG, SJ и SL. Импорт легковых масел составляет 30% (в основном среднего и высшего уровня качества) (рис. 2 и 3).
3,6%
□ масло для бензин. Грузовиков (М-8В SAE 20 типа SE/CB) Нмасло для бензин. Грузовиков (М-63/10В SAE 15W-30 типа SE/CB)
□ масло "стандарт1 типа SF/CC)
□ масло "супер" (типа SG/CD)
И масло "люкс" (типа SJ/CF и выше)
Рис. 2. Структура производства масел для легковых автомобилей и грузовиков с бензиновыми двигателями (2004 г.)
3,2%
Рис. 3. Структура производства масел для легковых автомобилей и грузовиков с бензиновыми двигателями (2004 г.)
Анализ производства масел в нашей стране выявил количественные тенденции изменения выпуска. Основным производителем масел в настоящее время является компания «Лукойл» (ее доля составляет 50—60%).