Научная статья на тему 'Анализ отдельных мер принуждения, применяемых полицией'

Анализ отдельных мер принуждения, применяемых полицией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
меры принуждения / вскрытие транспортных средств / проникновение сотрудников полиции в жилые помещения / coercive measures / opening of vehicles / penetration of police officers into residential premises

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Елена Викторовна Ковалева

В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в экономике и политике, а процессы демократизации как общества, так и государства направлены на установление правового государства. Главной целью этого правового строя является обеспечение законных интересов, прав и свобод граждан. Положение Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность личности и личную жизнь. Это право как важная часть правового статуса индивида подтверждается не только в национальном законодательстве, но и в международных нормах и принципах права. Оно может быть ограничено только в соответствии с законом или решением суда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Елена Викторовна Ковалева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Analysis of individual coercive measures used by the police

Currently, the Russian Federation is undergoing changes in the economy and politics, and the processes of democratization of both society and the state are aimed at establishing a rule of law. The main purpose of this legal system is to ensure the legitimate interests, rights and freedoms of citizens. The provision of the Constitution of the Russian Federation guarantees every citizen the right to personal inviolability and privacy. This right, as an important part of the legal status of an individual, is confirmed not only in national legislation, but also in international norms and principles of law. It may be restricted only in accordance with the law or a court decision.

Текст научной работы на тему «Анализ отдельных мер принуждения, применяемых полицией»

Закон и право. 2024. № 9. С. 57-60.

Law and legislation. 2024;(9):57-60.

Научная статья

УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-57-60 NIION: 1997-0063-9/24-454

EDN: https://elibrary.ru/CFCDEX MOSURED: 77/27-001-2024-9-654

Анализ отдельных мер принуждения, применяемых полицией

Елена Викторовна Ковалева

Барнаульский юридический институт МВД России,

Барнаул, Россия, [email protected]

Аннотация. В настоящее время в Российской Федерации происходят изменения в экономике и политике, а процессы демократизации как общества, так и государства направлены на установление правового государства. Главной целью этого правового строя является обеспечение законных интересов, прав и свобод граждан.

Положение Конституции Российской Федерации гарантирует каждому гражданину право на неприкосновенность личности и личную жизнь. Это право как важная часть правового статуса индивида подтверждается не только в национальном законодательстве, но и в международных нормах и принципах права. Оно может быть ограничено только в соответствии с законом или решением суда.

Ключевые слова: меры принуждения, вскрытие транспортных средств, проникновение сотрудников полиции в жилые помещения.

Для цитирования: Ковалева Е.В. Анализ отдельных мер принуждения, применяемых полицией // Закон и право. 2024. № 9. С. 57—60. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-57-60 EDN: https://elibrary.ru/ CFCDEX

Original article

Analysis of individual coercive measures used by the police

Elena V. Kovaleva

Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Barnaul, Russia, [email protected]

Abstract. Currently, the Russian Federation is undergoing changes in the economy and politics, and the processes of democratization of both society and the state are aimed at establishing a rule of law. The main purpose of this legal system is to ensure the legitimate interests, rights and freedoms of citizens.

The provision of the Constitution of the Russian Federation guarantees every citizen the right to personal inviolability and privacy. This right, as an important part of the legal status of an individual, is confirmed not only in national legislation, but also in international norms and principles of law. It may be restricted only in accordance with the law or a court decision.

Keywords: coercive measures, opening of vehicles, penetration of police officers into residential premises.

For citation: Kovaleva E.V. Analysis of individual coercive measures used by the police // Law and legislation. 2024;(9):57—60. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-9-57-60 EDN: https://elibrary.ru/ CFCDEX

Глава 4 Федерального закона «О полиции» (далее — ФЗ «О полиции») регламентирует порядок применения отдельных мер го-

© Ковалева Е.В. М., 2024. LAW & LEGISLATION • 09-2024

сударственного принуждения, применяемых полицией [1].

В данной статье рассмотрим две меры принуждения, применяемые полицией, которые непосредственно связаны с вторжением в права и свободы граждан.

Первая мера включает проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории, предусмотренное ст. 15 ФЗ «О полиции». Эта мера позволяет полицейским проникать в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории для выполнения служебных обязанностей, что затрагивает право на неприкосновенность жилища.

Вторая мера, недавно введенная и закрепленная в ст. 15.1 ФЗ «О полиции», касается вскрытия транспортных средств. Это полномочие позволяет сотрудникам органов внутренних дел про -никать в автомобили для проведения необходимых действий. Оба этих правовых инструмента, направленные на обеспечение общественной безопасности, затрагивают значительные вопросы о балансе между необходимостью их применения и защитой прав граждан на неприкосновенность частной жизни и собственности.

Меры принуждения — это действия, принимаемые государством для обеспечения соблюдения законов, порядка и безопасности. Считаем необходимым у мер административного принуждения полиции выделить следующие особенности:

во-первых, специальный субъект — сотрудник полиции;

во-вторых, волевой характер; это означает, что применение данных мер происходит независимо от согласия объекта административного воздействия;

в-третьих, целесообразность, т.е. осуществление с целью поддержания общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Так, одной из более детально анализируемых в данной статье мер является проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Правовая основа применения данной меры находит отражение в Федеральном законе «О полиции», где определены основания для ее применения, а также порядок действий сотрудников полиции.

Проникновение в жилые помещения включает оценку законности и обоснованности таких действий, пропорциональность и необходимость применения данной меры, прозрачность и документацию всех этапов процесса, защиту прав и свобод граждан, в том числе минимизацию ущерба для их имущества и безопасности, а также оценку последствий проникновения как для расследования, так и для всех заинтересованных сторон, с учетом возможных негативных последствий и эффективности достижения целей полиции.

Под проникновением в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории понимается вхождение без разрешения (согласия) граждан (владельцев помещений, земельных участков (территорий), руководителей или иных представителей организаций) в любое время суток вне зависимости от присутствия собственников или руководителей.

Ю.П. Соловей под вхождением понимает принятый в обществе, естественный, не скрываемый от лиц, проживающих в жилом помещении, собственников (их представителей) иных помещений, способ прибытия сотрудника полиции в указанные помещения — через двери, ворота, въезды, калитки и другие места, предназначенные для входа, выхода, эвакуации жильцов, персонала, посетителей, а также въезда и выезда транспортных средств [5].

Аналогичная норма закреплена в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 3 июля 2016 г. № 226-ФЗ. Сотрудники Росгвардии также наделены правом применять отдельную меру принуждения [2].

Нередко в практической деятельности полицейских возникают сложные вопросы, касающиеся особенностей применения этой меры при наличии законных оснований для проникновения в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории. Прежде всего, сотрудники полиции должны обеспечить баланс между необходимостью выполнения своих служебных обязанностей и соблюдением прав и свобод граждан.

Кроме того, при проникновении в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории сотрудники обязаны минимизировать возможные ущерб и неудобства для граждан, а также обеспечивать безопасность всех участвующих лиц, включая как самих сотрудников, так и других граждан, находящихся в помещении или на территории.

Таким образом, успешное применение данной меры зависит от четкого понимания законодательных требований и умения эффективно их реализовывать на практике, что зависит в большей степени от высокого уровня профессионализма и ответственности со стороны сотрудников полиции.

В качестве вывода констатируем, что проникновение в жилые помещения включает оценку законности и обоснованности таких действий, пропорциональность и необходимость применения данной меры, прозрачность и документацию всех этапов процесса, защиту прав и свобод граждан, в том числе минимизацию ущерба для их

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

имущества и безопасности, а также оценку последствий проникновения как для расследования, так и для всех заинтересованных сторон, с учетом возможных негативных последствий и эффективности достижения целей полиции.

Перейдем к одной из последней введенной в ФЗ «О полиции» мере — вскрытие транспортных средств, закрепленной в ст. 15.1 ФЗ «О полиции», которая наделяет сотрудников органов внутренних дел полномочиями, предусматривающими возможность проникновения в транс -портные средства для осуществления определенных действий.

Возможность проникновения в транспортное средство с целью проведения его осмотра и досмотра, задержания лица, находящегося в салоне автомобиля, закреплялась еще в Законе Российской Федерации «О милиции» от 18 апреля 1991 г. № 1026-1; при этом силовое обеспечение названных мер осуществлялось в порядке и по основаниям применения физической силы и специальных средств.

Вместе с тем правом на вскрытие транспортного средства уже обладали должностные лица пограничных органов и производственные охотничьи инспекторы. При этом нормативно основания и порядок применения данных мер в названных законах не отражались. Более того, при пересечении Государственной границы РФ должностные лица пограничных органов могли только потребовать от владельца самостоятельно вскрывать автомобили для проведения досмотровых мероприятий.

Стоит отметить, что вскрытие транспортных средств применяется сотрудниками полиции в случае, если иные методы решения служебных задач в сложившейся ситуации невозможны или заведомо не приведут к требуемому результату. Поскольку применение вскрытия транспортных средств может привести к серьезным повреждениям автомобиля, сотрудник полиции должен всегда учитывать возможность наступления подобных последствий.

Сотрудник полиции, осуществляя вскрытие транспортного средства, должен обладать достаточным уровнем физической и юридической подготовки, чтобы действовать в экстремальных ситуациях. Кроме того, ему необходимо обладать особыми психофизиологическими качествами, такими, как быстрая реакция, хладнокровие и сильная воля.

Анализ нормативных правовых актов, регламентирующих основания и порядок применения вскрытия транспортных средств, позволяет сде-

лать вывод о том, что одно и то же действие, проводимое сотрудниками правоохранительных (полицейских) органов, имеет разные основания применения.

В юридической литературе существуют различные точки зрения по поводу определения понятия «вскрытие транспортных средств», четко не определена его правовая природа. Безусловно, такое положение сказывается на эффективности его применения сотрудниками полицейских органов.

В России особенностью правовой модели, связанной с применением специальных административных мер принуждения, является их основание на нормах уголовного законодательства. Данные меры, включая, например, применение вскрытия транспортных средств, проникновение в жилище, в значительной степени опираются на общие положения уголовного законодательства, такие, как необходимая оборона, правила задержания лиц, совершивших преступление, и крайняя необходимость.

Как отмечает А. И. Каплунов, административно-правовые нормы, устанавливающие условия, основания и порядок применения специальных мер принуждения, имеют самостоятельное юридическое значение только до тех пор, пока совершаемые в соответствии с ними действия не влекут за собой причинение уголовно наказуемого вреда [3].

Для более детального анализа указанных мер нами было проведено анкетирование среди сотрудников практических органов (участковые уполномоченные полиции — 22 человека, оперуполномоченные — 15 человек, сотрудники патрульно-постовой службы — 31 человек).

Все анкетируемые являются действующими сотрудниками органов внутренних дел, обучающимися на факультете заочного обучения Барнаульского юридического института.

Один из задаваемых вопросов звучал следующим образом: «Применяли ли Вы в своей служебной деятельности такие меры принуждения, как вскрытие транспортных средств или проникновение в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории?»

Из 68 опрошенных лишь один сотрудник ответил положительно. Полицейские поясняют минимизацию применения данных мер тем, что они непосредственно вторгаются в частную жизнь граждан, посягают на их права и свободы. В частности, такая мера, как вскрытие транс -портных средств, недостаточно урегулирована на законодательном уровне, нет четкого алгоритма,

ЬДМ & ЬЕ^БЬДТЮМ • 09-2024

как нужно действовать; в связи с этим приходится находить альтернативу данным мерам.

Действительно, в нормативных правовых актах не указано, каким способом необходимо вскрывать транспортное средство, что создает определенную правовую неопределенность для сотрудников органов внутренних дел.

На наш взгляд, решение указанных проблем могло бы найти свое отражение в отдельных инструкциях по каждой применяемой мере принуждения, которые бы позволили детально раскрыть алгоритмы, способы, действия сотрудников полиции до, во время и после применения мер принуждения.

Отметим, что все-таки меры принуждения существенно посягают на права граждан, и грань между законным и незаконным применением очень тонка. Важно понимать, что сотрудникам полиции необходимо соблюдать принцип законности, а также стремиться к минимизации ущерба.

Особое внимание должно быть уделено процедуре документирования своих действий: составление рапорта о применении отдельной меры принуждения, объяснение свидетелей, фиксация всех обстоятельств происшествия. И этому тоже законодателем уделено недостаточно внимания.

Согласно действующему законодательству сотрудники полиции при использовании принудительных мер должны строго соблюдать специальные административно-правовые нормы, которые определяют основания, условия и порядок их применения. Они также обязаны точно следовать положениям уголовного законодательства о необходимой обороне, крайней необходимости и причинении вреда при задержании лица, совершившего преступление. Эти положения определяют условия законного причинения вреда объектам уголовно-правовой защиты.

Таким образом, меры принуждения, предусмотренные главой 4 ФЗ «О полиции», являются необходимыми инструментами для поддержания правопорядка и обеспечения безопасности, при этом закон предусматривает баланс между эффективностью их применения и защитой прав и свобод граждан.

Строгая регламентация, ограничение времени и обеспечение пропорциональности этих мер

помогают предотвратить злоупотребления и обеспечить справедливое применение закона.

Список источников

1. Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-Ф3 // http://www.consultant.ru/

2. Федеральный закон «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» от 03.07.2016 № 226-Ф3 (ред. от 04.08.2023, с изм. и доп., вступ. в силу с 15.08.2023) // http:// www.consultant.ru/

3. Каплунов А.И. Применение сотрудниками полиции огнестрельного оружия: законодательство, теория и практика: Монография. СПб.: Изд-во СПб. ун-та МВД России, 2018. 260 с.

4. Коренев А.П. Административное право России: Учебник: В 3-х ч. Ч. 1. M.: Щит-М, 1999. 280 с.

5. Соловей Ю.П. Вхождение (проникновение) сотрудников полиции в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории как мера государственного принуждения, предусмотренная Федеральным законом «О полиции» // Административное право и процесс. 2012. № 3. С. 17— 25. EDN OYHWVV

References

1. Federal Law «On Police» dated 07.02.2011 № 3-FZ // http://www.consultant.ru /

2. Federal Law «On the Troops of the National Guard of the Russian Federation» dated 03.07.2016 № 226-FZ (as amended on 04.08.2023, with amendments and additions, intro. effective from 15.08.2023) // http://www.consultant.ru/

3. Kaplunov A.I. The use of firearms by police officers: legislation, theory and practice: Monograph. St. Petersburg: Publishing House of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia, 2018. 260 p.

4. Korenev A.P. Administrative law of Russia: Textbook: In 3 parts. Part 1. M.: Shield-M, 1999. 280 p.

5. Solovey Yu.P. Entry (penetration) of police officers into residential and other premises, land plots and territories as a measure of state coercion provided for by the Federal Law «On Police» // Administrative law and Process. 2012. № 3. Pp. 17—25. EDN OYHWVV

Информация об авторе

Ковалева Е.В. — преподаватель кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Статья поступила в редакцию 11.07.2024; одобрена после рецензирования 08.08.2024; принята к публикации 14.08.2024.

Information about the author

Kovaleva E.V. — lecturer at the department of administrative law and administrative activities of internal affairs bodies The article was submitted 11.07.2024; approved after reviewing 08.08.2024; accepted for publication 14.08.2024.

ЗАКОН И ПРАВО • 09-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.