Научная статья на тему 'Анализ особых требований к персоналу предприятий автосервиса в условиях растущего спроса'

Анализ особых требований к персоналу предприятий автосервиса в условиях растущего спроса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
216
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРСОНАЛ / АВТОСЕРВИСНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ / PERSONNEL / AUTOSERVICE ENTERPRISE / HUMAN RESOURCE MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Табункова М. П.

В статье рассмотрено – особенности сферы услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей применительно к условиям российского бизнеса. Детально рассмотрены проблемы управления персоналом автосервисных предприятий, аспекты, влияющие на формирование их трудового поведения. Также рассмотрены характеристики менеджеров автосервисного предприятия, роль которых претерпевает существенные изменения под влиянием роста спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF SPECIAL REQUIREMENTS TO THE PERSONNEL OF THE ENTERPRISES OF CAR SERVICE IN THE CONDITIONS OF THE GROWING DEMAND

In article it is considered – features of a services sector on service and car repairs in relation to conditions of the Russian business. Problems of human resource management of the autoservice enterprises, the aspects influencing formation of their labor behavior are in details considered. Characteristics of managers of the autoservice enterprise which role undergoes essential changes under the influence of increase in demand for services in maintenance and car repairs are also considered.

Текст научной работы на тему «Анализ особых требований к персоналу предприятий автосервиса в условиях растущего спроса»

В связи с вступлением России в ВТО, на переходный период (2013-2015 годы) необходимо обеспечить максимально допустимый уровень защитных мер и государственной поддержки в размере 26 млрд. рублей ежегодно. Также следует учесть особые риски для таких молокоемких подотраслей, как производство сухого молока, сливочного масла и сыра. Ввести оперативный мониторинг за динамикой импорта молочной продукции и незамедлительное принятие ограничительных мер в случаях резкого роста объемов. В рамках гармонизации условий работы в ВТО, увеличить срок кредитования в молочной отрасли как минимум до 15 лет, понизить уровень кредитной ставки и ввести отсрочку по началу выплаты кредита на 5 лет. Не допустить снижения уровня таможеннотарифной защиты на импортные растительные жиры тропического происхождения. Для обеспечения равных конкурентных условий внутри Таможенного союза необходимо разработать и законодательно закрепить систему планирования и контроля товарооборота в его рамках, а также гармонизировать уровень государственной поддержки с учетом долгосрочных планов по национальному развитию стран - участниц Союза. До момента принятия соответствующей системы следует ужесточить контроль за выполнением Балансов торговли молочными продуктами и соблюдением индикативных цен.

Внести изменения в пункт 4 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации, учитывающие проблему в начислении НДС при применении сельхозтоваропроизводителями льготной системы налогообложения и при применении перерабатывающими предприятиями общей системы налогообложения. Также предлагается продлить нулевую ставку налога на прибыль для сельхозтоваропроизводителей до 2020 года. Реструктурировать кредиты, выданные производителям молока из регионов, пострадавших от засухи 2010 года, последствия которой помешали им аккумулировать денежные средства для возврата кредита.

Кроме того, авторы считают, что среди факторов, которые будут оказывать влияние на развитие молочного рынка в ближайшие время, — повышение уровня жизни и доходов населения, которые без сомнения, скажутся на выборе продуктов питания, государственная политика поддержки участников отрасли, которая должна повлиять как на расширение предложения со стороны производителей молочных продуктов, так и на уровень цен. Необходимо осуществлять рост значения маркетинговой составляющей: несмотря на то, что на данный момент среди потребителей все еще популярны небрендированные молочные продукты — сметана под называнием «Сметана», молоко под названием «Молоко» — постепенно имя, производитель, репутация, рекламная поддержка бренда, на наш взгляд, станут все более важными. Внимание потребителей будет сосредоточено на новых продуктах, брендах, характеристиках товаров, следствием чего станет развитие зонтичных брендов. Все большую популярность обретут собственные торговые марки (СТМ). Кроме того, в России, как и в Европе, люди все большее значение придают здоровому образу жизни, благодаря чему полезность продукта становится одним из главных критериев выбора. Мы уверены, что без принятия этих мер невозможно создать рентабельное производство и переработку молока в условиях, когда рост себестоимости производства сопровождается усилением конкуренции, вызванной присоединением России к ВТО и Таможенному союзу. Без принятия этих мер невозможно выполнить «Доктрину продовольственной безопасности Российской Федерации» и сохранить молочную отрасль Российской Федерации.

Литература

1. Масло сливочное, сыры, творог: динамика рынка / Режим доступа: http://inline-ltd.ru/blog/?p=914 - заглавие с экрана

2. Рынок молока - текущая ситуация. Еженедельный обзор (по данным Министерства сельского хозяйства России) [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.souzmoloko.ru/rinok/rinok_1080.html - заглавие с экрана

3. Виды творога, творожных продуктов и десертов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.zapokupkami.com/issues/vidy-tvoroga-tvorozhnykh-produktov-i-desertov - заглавие с экрана

4. Анализ рынка молока и сливок в России в 2007-2011гг, прогноз на 2012-2016гг [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://bestmarketing.ru/work/research_idM1017 - заглавие с экрана

5. Артющенко В.А. Развитие и современное состояние систем учета затрат [Текст]/В.А. Артющенко // Экономический анализ: теория и практика. - 2007. - №22. - 5-10 с.

Табункова М.П.

Аспирант, Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет

АНАЛИЗ ОСОБЫХ ТРЕБОВАНИЙ К ПЕРСОНАЛУ ПРЕДПРИЯТИЙ АВТОСЕРВИСА В УСЛОВИЯХ РАСТУЩЕГО

СПРОСА

Аннотация

В статье рассмотрено - особенности сферы услуг по обслуживанию и ремонту автомобилей применительно к условиям российского бизнеса. Детально рассмотрены проблемы управления персоналом автосервисных предприятий, аспекты, влияющие на формирование их трудового поведения. Также рассмотрены характеристики менеджеров автосервисного предприятия, роль которых претерпевает существенные изменения под влиянием роста спроса на услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей.

Ключевые слова: персонал, автосервисное предприятие, управление персоналом.

Tabunkova M.P.

Postgraduate student, Saint Petersburg State University of Engineering and Economics THE ANALYSIS OF SPECIAL REQUIREMENTS TO THE PERSONNEL OF THE ENTERPRISES OF CAR SERVICE IN

THE CONDITIONS OF THE GROWING DEMAND

Abstract

In article it is considered - features of a services sector on service and car repairs in relation to conditions of the Russian business. Problems of human resource management of the autoservice enterprises, the aspects influencing formation of their labor behavior are in details considered. Characteristics of managers of the autoservice enterprise which role undergoes essential changes under the influence of increase in demand for services in maintenance and car repairs are also considered.

Keywords: personnel, autoservice enterprise, human resource management.

Отрасли сферы услуг подразделяют на отрасли материально-бытового обслуживания и отрасли, деятельность которых направлена на удовлетворение социально-культурных, интеллектуальных, духовных потребностей человека [1].

Применительно к предмету нашего исследования следует остановиться на особенностях автосервисных предприятий. Долгое время в России автомобиль относили к предметам роскоши. Но с ростом благосостояния населения, данное представление претерпело кардинальные изменения. Сегодня автомобилезация населения неуклонно растет, о чем свидетельствует рост количества автомобилей на дорогах страны. В этой связи можно справедливо предположить, что растет и спрос на приобретение автомобилей, частую их смену, а также послепродажное обслуживание. В связи с увеличением сегмента клиентов - владельцев транспортных средств, возрастает и конкуренция на рынке сервисного обслуживания и ремонта автомобилей. Соответственно, требования к обслуживанию также возрастают. В соответствии с этим, в последние годы менеджерами автосервисных предприятий применяются различные меры по привлечению и удержанию клиентов в свою организацию.

71

То есть, акцент делается на качестве обслуживания, так как именно он является основным конкурентным преимуществом в условиях роста количества игроков на рынке.

Для определения самой важной управляемой категории работник, следует учитывать, что с ростом конкуренции на рынке услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей главным конкурентным преимуществом является качество обслуживания клиентов. Соответственно, персонал, непосредственно обслуживающий клиентов является одним из ключевых факторов успешной деятельности автосервисного предприятия. Его роль, особенности работы, а значит и предъявляемые требования, навыки и качества, для предприятий крайне велики [2].

Персонал, непосредственно оказывающий услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей:

- генерирует прибыль и непосредственно участвует в реализации маркетинговой стратегии, принятой организацией;

- является представителем компании перед клиентом и общества в целом. Следует заметить, что в последнее время все большую значимость приобретают интернет ресурсы, где потребители услуг обмениваются мнениями о проведенном техническом обслуживании в той или иной организации, то есть степень информатизации между клиентами велика, что означает повышение внимания менеджеров на качество работы персонала, работающего с клиентами в целях улучшения и сохранения репутации компании на рынке автосервисных услуг;

- представляет потребителей своим компаниям. Благодаря этому, у менеджеров компаний или руководителей отдельных ее подразделений появляется возможность оперативно разрабатывать, корректировать и внедрять актуальные маркетинговые стратегии;

- трудно поддается постоянному надзору, вследствие чего мотивация его действий должна быть на высоком уровне. Для того, чтобы качественно оказывать услуги, необходимо иметь соответствующие навыки принятия оперативных решений в случае возникновения спорных ситуаций;

- должен обладать навыками коммуникаций с клиентами, выражающими негативные эмоции в процессе или в результате оказания услуг. Так как техническое обслуживание и ремонт автомобилей относится к области специальных знаний, то вероятность недоверия клиентов по отношению к выполненным работам велика, то и вероятность образования конфликтов также велика. Поэтому сотрудники подразделения автосервисного предприятия должны не только обладать соответствующими знаниями в области обслуживания и ремонта автомобилей, но и уметь общаться с клиентами таким образом, чтобы погасить недоверие и создать доброжелательные взаимоотношения с ним;

- должен обладать тактом и пониманием особенностей общественной жизни, зачастую больший, чем от других сотрудников организации;

- сталкивается с ролевой неопределенностью, ролевыми конфликтами и ролевым стрессом. Ему часто приходится предлагать новаторские решения различных проблем, при этом они должны удовлетворять потребности самых разных клиентов. В результате работник нередко сталкивается с ролевым конфликтом, при котором ощущают себя застрявшими между различными требованиями (руководства и клиента), каждое из которых они должны удовлетворить. Вследствие ролевых конфликтов и ролевой неопределенности - наряду с тем, что от него ожидают все больше доходов, - многие испытывают гораздо больший ролевой стресс, чем люди, выполняющие иные виды работ [3].

Как видно, роль персонала, непосредственно осуществляющего деятельность с клиентом, возросла, значит справедливо заключение о том, что и роль менеджера пропорционально возросла. А именно, при наличии профессиональных, наделенных полномочиями сотрудников менеджеры должны скорее обеспечивать их поддержкой и ресурсами, чем направлять и контролировать. Основное внимание менеджеров направлено на координацию внутренних усилий, нацеленных на оказание услуг, что позволяет сотрудникам проводить больше времени со своими клиентами.

Менеджеры и сотрудники должны в современных условиях развивать свои стили руководства. Только умения качественно оказывать услуги недостаточно. Зачастую талант исполнителя вовсе не обязательно коррелируется с управленческим искусством. Этот принцип остается справедливым и для многих иных сфер деятельности. Что касается сферы услуг сферы услуг, в ней повсеместно признанным является тот факт, что из лучших исполнителей далеко не всегда получаются даже удовлетворительные менеджеры. При этом несомненно, что при возникновении управленческих вакансий необходимо рассматривать кандидатуры лучших сотрудников фирмы.

При отборе кандидатов на позицию менеджера - особенно в рядах сотрудников, непосредственно оказывающих услуги, -необходимо обращать внимание на следующие существенные факторы:

- готовность делиться информацией;

- наличие структуры рабочих навыков и внутренней дисциплинированности, ответственности;

- способность хорошо работать в команде или группе и др.

Как уже отмечалось выше, рынок услуг по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей набрал обороты только в последнее время, поэтому ситуация с человеческими ресурсами имеет специфические особенности: большое количество неопытных сотрудников, длинный рабочий день, сотрудники всегда на виду, большое количество работников, занятых неполный день, а также изменчивость потребительского спроса. Эти факторы часто приводят к тому, что наем, укомплектование кадрами и контроль за работниками превращаются в чрезвычайно сложную задачу.

Самая большая проблема с персоналом для этих фирм - это недостаток опыта у сотрудников. В этой сфере существует потребность в многочисленной рабочей силе, поэтому часто нанимают людей с небольшим опытом или вообще без него. Многие компании, оказывающие услуги по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей сотрудничают со специализированными колледжами и университетами соответствующих специальностей (технические специальности в области автомобильной техники), поэтому вопрос качества такой категории персонала остается открытым. Людей в сферу указанных услуг привлекает то, что они могут найти работу недалеко от дома; к тому же для работы зачастую не требуется высшего образования, специального обучения или опыта работы (причина - отсутствие достаточного количества подходящих кандидатов на рынке труда). Отсюда высокая текучесть кадров, недобросовестная работа, опоздания и прогулы.

В настоящее время существует устойчивая тенденция к удлинению часов работы предприятий, оказывающих услуги. Работники всегда на виду у потребителей, поэтому при отборе и обучении персонала особое внимание нужно обращать на поведение и внешность.

Возможны проблемы планирования, связанные с колебаниями потребительского спроса в зависимости от времени дня, дня недели или сезона. Изменение спроса в течение дня и в разные сезоны также влияет на планирование. Часто предприятиям рассматриваемой сферы приходится прибегать к использованию неполных форм занятости. На условиях частичной занятости могут работать студенты и другие лица, лишенные возможности устроиться на полный рабочий день. Именно такая форма занятости на участках малоквалифицированного труда представляется для многих предприятий наиболее рациональной. Она позволяет бесперебойно работать с целью привлечь дополнительных клиентов в вечернее время, в выходные и праздничные дни.

72

Необходимость охвата большего количества рабочего времени обусловлена спецификой клиента, который стремится сократить время ожидания своего автомобиля, находящегося на обслуживании. Для него желательно, чтобы это было вечернее время, не в ущерб его деятельности. В связи с этим возникает необходимость продлить время работы автосервисного предприятия в вечерние часы, а также выходные дни.

Решение задачи предоставления качественных услуг при наличии вышеуказанных проблем лежит в построении гибкой и эффективной системы мотивации персонала на автосервисном предприятии.

Литература

1. В.К. Карнаухова, Т.А. Краковская. Сервисная деятельность. М. : ИКЦ "МарТ", 2006. стр. 6-8.

2. Р.Спиро, Г.Рич. Управление продажами. М. : Издательский Дом Гребенникова, 2004. стр. 40.

3. Барри, Берман. Розничная торговля: стратегический подход. М. : ИД "Вильямс", 2003. стр. 612.

4. Будрина, Е. В. Логистические методы и модели управления кадрами в условиях усиления культурных и глобальных тенденций в международном бизнесе: монография/Е. В. Будрина, В. С. Лукинский, Е. Р. Счисляева; СЗПИ (ГТУ).-СПб.: Транспорт,

2006.

Тихонова О. Ю. *, Резниченко И.Ю. 2

'Аспирант кафедры товароведения и управления качеством, Кемеровский технологический институт пищевой промышленности;

2Доктор технических наук, профессор кафедры товароведения и управления качеством Кемеровского технологического института

пищевой промышленности

РАЗРАБОТКА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ КРИТЕРИЕВ ДЛЯ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА МАРКИРОВКИ ПИЩЕВОЙ ПРОДУКЦИИ

Аннотация

В настоящей статье рассмотрена возможность оценки качества маркировки пищевой продукции путем разработки потребительских критериев для ее оценки на основе систематизации и классификации специфичных требований, к ней предъявляемых как нормативными документами, так и потребителями. Проведение оценки потребительских свойств маркировки по предложенным оценочным критериям позволит наиболее полно реализовать все ее функции, определить качественность, удовлетворить любые информационные потребности потребителей.

Ключевые слова: маркировка, потребительские свойства, качество.

Tihonova O.Y1, Reznichenko I.Y. 2

'Graduate student Department of merchandising and quality control, Kemerovo Technological Institute of Food Industry 2Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of merchandising and quality control of the Kemerovo Technological Institute of

Food Industry

DEVELOPMENT OF CONSUMER QUALITY ASSESSMENT CRITERIA FOR MARKING OF FOOD PRODUCTION

Abstract

In this article the possibility of assessing the quality of labeling of food products through the development of consumer criteria for evaluation based on the systematization and classification of specific requirements, it imposed as regulations, and consumers in general. The assessment of consumer properties markings on the proposed evaluation criteria will more fully realize all of its functions, to define a high quality, meet all the information needs of consumers.

Keywords: labeling, consumer, characteristics, quality.

Продвижение товара на рынке сложный процесс, учитывающий различные факторы и рассматриваемый с позиций маркетинга, экономики и управления, товароведения. Товародвижение в товароведении рассматривается как этап в технологическом жизненном цикле товаров. Стадии и этапы жизненного цикла связаны с факторами обеспечения товароведных характеристик, среди которых: спрос, сырье и материалы, технология производства и сохраняющие факторы: упаковка, маркировка, транспортирование и хранение ['].

Но роль маркировки нельзя ограничивать и рассматривать только как фактор, сохраняющий качество. Маркировка включает в себя комплекс операций, обеспечивающих повышение эффективности товародвижения продукции, ее безопасность, качество, соответствие стандартам, законам, а также более действенный контроль состояния на всех стадиях процесса движения товаров.

Качество маркировки на сегодняшний день - очень важный и актуальный вопрос как для производственных и торговых предприятий, так и для потребителей в целом. Появление на рынке множества новых товаров с маркировкой в самом разнообразном исполнении создает необходимость расширения перечня требований, предъявляемых к маркировке. Если рассматривать маркировку как самостоятельный элемент, характеризующий качество товара, не менее актуальной остается задача в ее оценке. В сложившейся ситуации необходима разработка критериев, по которым возможно оценить качество маркировки и тем самым охарактеризовать конкурентоспособность самого товара, как на отечественном, так и на европейском рынке продукции, а также обезопасить потребителя от покупок продуктов, способных нанести вред здоровью. Вопросы маркировки рассматриваются в работах многих современных авторов, в которых раскрыты функции и виды маркировки, общие требования, к ней предъявляемые, однако остаются малоизученными аспекты оценки качества маркировки; отсутствие в классификации специфических требований, касающихся именно пищевой продукции.

На основании систематизации классификационных признаков нами разработаны потребительские критерии для оценки маркировки пищевых продуктов, которые представлены в таблице 1 [2].

Таблица 1 - Потребительские критерии для оценки маркировки

Маркировка, как фактор, сохраняющий качество

Показатель Коэффи циент весомос ти Уровень качества Характеристика уровня качества

5 4 3 2 Отлично (5) Хорошо (4) Удовл. (3) Неудовл. (2)

1 Свойства назначения (30 баллов)

1.1 Наличие 15 75 30 Отлично (5) Удовл. (3) Неудовл. (2)

73

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.