The role of socio-economic monitoring activities of autoservice enterprises
Kuzminich G. (Russian Federation)
Роль социально-экономического мониторинга деятельности автосервисных предприятий Кузьминич Г. Г. (Российская Федерация)
Кузьминич Галина Геннадьевна / Kuzminich Galina- аспирант, кафедра менеджмента, маркетинга и сервиса,
Байкальский государственный университета экономики и права, г. Иркутск
Аннотация: Предлагается рассмотрение социально-экономического мониторинга для внедрения его в деятельность органов местного самоуправления в отношении автосервисных предприятий. Выявление проблем, анализ и разработка перспективных решений посредством мониторинга будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий автосервиса.
Abstract: Gives a review of the socio-economic monitoring for the implementation of its activities in the local authorities in respect of autoservice enterprises. Identification ofproblems, analysis and development of promising solutions by monitoring will enhance the competitiveness of autoservice enterprises.
Ключевые слова: социально-экономический мониторинг, автосервисные предприятия, конкурентоспособность автосервисных предприятий.
Keywords: socio-economic monitoring, autoservice enterprises, competitiveness of autoservice enterprises.
Достаточно новый метод научно-практической активности, цель которого состоит в получении и обработке упреждающей информации о состоянии системы и тенденциях ее развития - это социально-экономический мониторинг деятельности автосервисных предприятий, который способствует выявлению проблем, нарушений в работе автосервисных предприятий.
Мониторинг должен представлять собой упорядочивание массива данных, проведение на его основе оценки текущей ситуации в автосервисном бизнесе, выработку решения и оценку качества реализуемых мероприятий. Такая система становится частью управленческого инструмента, направленного на эффективное развитие автосервиса как отрасли.
Предлагаемый метод должен позволить органам местного самоуправления оценить как общую ситуацию развития в разрезе муниципального образования, так и конкретного предприятия. Общий процесс организации мониторинговой деятельности ввиду значительного объема информации должен быть автоматизирован.
Выявление возможных причин изменения ситуации должно быть одной из основных задач системы социально-экономического мониторинга. А для анализа деятельности комплекса, его эффективности значимой является оценка именно качества предоставляемых услуг.
Основу социально-экономического мониторинга составляют жесткие формализованные методы: анализ документов и статистической информации, финансовый анализ. Нами эта система дополнена неформализованными методами: свободным интервью, наблюдением, анализом, опросом.
Объектами наблюдения в мониторинге выступают социально-экономические отношения на автосервисных предприятиях, их взаимосвязи и взаимодействие с внешней средой. Субъектами могут выступать авторитетные специалисты и руководители, способные компетентно судить о внутренних механизмах предоставления услуг автосервиса, приоритетах развития, о состоянии объектов, выступающие в роли экспертов в области социально-экономических процессов на предприятии.
Мониторинг предполагает сбор информации, ее комплексную оценку, осуществление анализа управленческой ситуации: внешней среды предприятия,
экономико-статистических показателей, показателей удовлетворения спроса потребителей, рациональности организационной структуры, социально-экономического положения персонала организации и прогнозирование этих составляющих на перспективу.
Первая группа показателей — это показатели внешней среды (рост цен на потребительские товары и услуги, численность населения, прожиточный минимум, экологическая обстановка, рост числа автомобилей).
Для внешней среды предприятий, функционирующих в рыночных условиях, характерен ряд отличительных признаков: во-первых, все факторы учитываются
одновременно, во-вторых, предприятия должны принимать во внимание многоаспектный характер управления [1].
Вторая группа показателей — показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на общественном уровне. Социальная эффективность выделяется из всей группы социально-экономических показателей как сторона, которая отражает воздействие мер экономического характера на наиболее полное удовлетворение потребностей общества. Ее критерием является удовлетворение потребностей социального характера, включая потребности качества продукции и услуг, качества обслуживания потребителя, сокращение времени на обслуживание и т.д. Показателем, характеризующим удовлетворение спроса и экономию затрат населения на приобретение услуг, является синергический показатель [2].
Синергия — свойство организации, приводящее к приросту дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий их участников. Расчет предлагается по формуле:
J сп у ]цу +Jку Jс J р J зч ^ Jсо Jдо,
где Jcn — синергический показатель;
— индекс цен на услуги предприятия;
JKy — индекс качества услуг предприятия;
Jc — индекс сортности;
Jp — индекс рекламы;
J34 — индекс запасных частей;
Jco — индекс современного оборудования;
Jdo — индекс делового общения.
Индексы определяются экспертами по пятибалльной системе.
Составляющие синергического показателя (сортность, качество и деловое общение) выбраны исходя из важного условия — они увеличивают потоки потребителей и сокращают время на обслуживание потребителей, что приводит предприятие к увеличению ресурсов.
Третья группа показателей - статистическая отчетность предприятий о финансовохозяйственной деятельности, бухгалтерская отчетность, налоговая отчетность. Данные предоставляются автосервисными предприятиями в отдел потребительского рынка.
Четвертая группа показателей состоит из следующих блоков показателей:
- показатели, характеризующие уровень профессиональной подготовки персонала (к примеру, данные об изменении численности персонала, прошедшего подготовку, и повышение квалификации по годам);
- показатели, характеризующие уровень организации труда (характеристики рабочего места, степень удовлетворенности нормированием труда, санитарногигиенические условия);
- социально-психологические характеристики (оценка взаимоотношений в коллективе).
Особая практическая ценность мониторингового инструментария проявляется в ходе разработки и реализации плана социально-экономического оздоровления предприятий.
Итак, мониторинг предполагает сбор информации, ее комплексную оценку и прогноз по стабильной системе показателей. Необходимость реализации этого требования в данной информационной технологии диктуется его ориентированностью на анализ, сравнение результатов управления. Стандартность информационного набора обеспечивает также удобство его поиска и фиксации и придает социально-экономическому мониторингу свойства информационного процесса.
При помощи мониторинга будет выяснено, какое из предприятий перспективно по инвестированию в него материальных средств, какому нужна поддержка в плане подготовки и переподготовки квалифицированных кадров и т.д.
На первоначальном этапе максимальное количество информации возможно к получению на основе официального согласия предприятий о раскрытии финансовохозяйственной деятельности. Но этих данных будет не достаточно для объективной оценки, поэтому будут использованы методы опроса, анкетирования и информация из статистических данных и периодической печати. Таким образом, нами предлагается общий алгоритм мониторинга деятельности автосервисных предприятий.
Общий алгоритм социально-экономического мониторинга деятельности автосервисных предприятий
Предлагаемый подход к социально-экономическому мониторингу состояния автосервисных предприятий дает оценку деятельности в комплексе. Применение компьютерных технологий значительно облегчает работу.
Для максимального охвата всех сторон хозяйственной деятельности предприятий с помощью стандартных форм отчетности предлагается общая база данных. Матрица должна наглядно демонстрировать все текущие изменения в деятельности отдельных предприятий и в целом по виду деятельности. Нами предлагается следующая форма свода данных, которая представлена в таблице.
Автоматизированная система должна позволять в «онлайн» режиме отслеживать данные по деятельности автосервисных предприятий.
Предлагаемая форма свода данных по автосервисным предприятиям в разрезе разделов
Показатели, ед. изм. Период Источник информации Периодичность отчетности
Янв | Фев | ... | Дек
Раздел 1. Показатели внешней среды
Рост цен на потребительские товары и услуги Статистические данные Годовая
Численность населения Статистические данные Годовая
Прожиточный минимум Статистические данные Годовая
Рост числа автомобилей Данные ГИБДД Квартальная
Раздел 2. Показатели, характеризующие проявление социальной эффективности предприятия на
общественном у ровне
Цена услуг Данные предприятия Квартальная
Качество услуг Опрос, наблюдение Квартальная
Ассортимент Данные предприятия Квартальная
Реклама Опрос, наблюдение Квартальная
Наличие запасных частей Опрос, наблюдение Квартальная
Наличие современного оборудования Опрос, наблюдение Квартальная
Качество обслуживания потребителя Опрос, наблюдение Квартальная
Индекс синергии Расчетный показатель Квартальная
Раздел 3. Отчетность предприятий о финансово-хозяйственной деятельности
Отчет и прибылях и убытках Бухгалтерская отчетность Полугодовой
Бухгалтерский баланс Бухгалтерская отчетность Полугодовой
Объем налоговых платежей Налоговая отчетность Квартальный
Раздел 4. Показатели работающего на предприятии персонала
Фонд начисленной заработной платы всех работников, тыс. руб. Данные предприятия Квартальный
Изменение численности персонала Данные предприятия Квартальный
Персонал, прошедший повышение квалификации Данные предприятия Квартальный
Характеристики рабочего места Анкетирование сотрудников Квартальный
Степень удовлетворенности нормированием труда Анкетирование сотрудников Квартальный
Санитарно-гигиенические условия Анкетирование сотрудников Квартальный
Оценка взаимоотношений в коллективе Анкетирование сотрудников, наблюдение Квартальный
Анализируя данные по отдельным предприятиям, реализующим, к примеру, программу по повышению квалификации кадров, задаются параметры выполнения обязательств хозяйствующими субъектами. В случае выявления отрицательных зависимостей рассматривается возможность прекращения действия поддержки.
Внедряемый метод мониторинга позволяет не только оценить текущую ситуацию, но и осуществить прогноз.
Таким образом, данный метод будет позволять учитывать все факторы текущего состояния, производить прогноз на перспективу, а также держать под контролем ситуацию в случае реализации государственных проектов, направленных на улучшение положения автосервисных предприятий.
Подконтрольность предприятий автосервиса органам местного самоуправления будет способствовать повышению конкурентоспособности предприятий автосервиса в сельской местности за счет стимулирования к достижению лучших результатов среди конкурентов и расчет на господдержку.
Очевидно, что в условиях рыночных отношений и децентрализованного управления экономикой центр тяжести всех работ по организации обучения и квалификации кадров по управлению качеством находится на предприятиях, однако возможно использование поддержки в этой области со стороны районных органов управления по оказанию помощи в вопросах организации этих работ.
Предложенные мероприятия посредством внедрения социально-экономического мониторинга в деятельность органов местного самоуправления позволят решить следующие задачи:
- обеспечение населения рабочими местами, как следствие - сокращение безработицы;
- повышение квалификации работников автосервиса, повышение компетенций;
- повышение качества предоставляемых услуг автосервисами.
Таким образом, решая вышеназванные задачи, возможно решение проблемы повышения конкурентоспособности автосервисных предприятий и удержания клиентов.
Литература
1. Брун М. Гиперконкуренция: характерные особенности, движущие силы и управление / М. Брун // Управленческие науки. — 1998. — № 3. — С. 105.
2. Хорев А.И. Мониторинговый анализ как информационная основа социальноэкономического управления предприятием (на пример Воронежской области) / А.И. Хорев, В.П. Воронин, Т.И. Овчинникова, О.М. Гоз // Менеджмент в России и за рубежом. -2002. - № 3. - С. 56-62.