"да будет свет!", -
сказал монтер...
анализ особенностей реструктуризации ремонтно-сервисных компаний
в электроэнергетике
Афанасьев В.Я.
докт. экон. наук,
профессор,
заведующий
кафедрой
"Управление
в нефтегазовом
комплексе"
Зинаков В.В.
аспирант Государственный университет управления
Составной частью реструктуризации РАО «ЕЭС России» являются преобразования в сфере энергоремонтного производства, необходимость которых обусловлена тем, что в рамках вертикально-интегрированных «АО-энерго» хозяйственный механизм и система управления энергоремонтной деятельностью были далеки от рыночных
принципов.
Проведенный анализ характерных особенностей экономического механизма ремонтно-сервисных филиалов АО-энерго показал, что:
1. Ремонтно-сервисные подразделения в составе АО-энерго имели статус филиалов и не обладали правами юридических лиц. Управление их производственно-экономической деятельностью осуществлялось по принципам командно-административной системы.
2. Покрытие издержек ремонтно-сервисных филиалов осуществлялось, исходя из утвержденной руководством АО-энерго сметы затрат, которая, в свою очередь, определялась в процессе установления тарифов для данного АО-энерго.
3. Формирование фондов потребления и накопления финансировалось централизованно за счет чистой прибыли АО-энерго.
4. Фонд оплаты труда (основная статья затрат ремонтно-сервисных филиалов) лимитировался показателями, принятыми при установлении тарифов.
5. Структура управления ремонтно-сервисных
российское
е предпринимательство
филиалов АО-энерго ...снижение издержек
содержала элементы и _
звенья, которые были в незначительной степени
заложены в типовые _
схемы управления, со- отражалось на условиях
здававшиеся в прошлые
периоды в условиях оплаты труда персонала
функционирования _
централизованной модели экономики. _
6. Существовавшая схема организации ремонт- _
но-сервисного обслуживания фактически _
представляла собой локальную (в масштабах _
каждого АО-энерго) монополию на оказание этих услуг собственными ремонтными подразделениями АО-энерго.
Указанные особенности хозяйственного меха- _
низма объективно обусловили воздействие ря- _
да факторов, препятствующих снижению затрат, повышению производительности труда и качества выполняемых работ, росту портфеля заказов.
Филиалы были слабо заинтересованы в росте _
эффективности своей производственно-финансовой деятельности. В основном это было _
потому, что снижение издержек в незначительной степени отражалось на условиях оплаты
труда персонала. Более того, экономия затрат _
приводила к последующему снижению плановой величины затрат на единицу работ и услуг и необходимости обеспечения производства с
меньшими издержками. При этом дополни- _
тельные средства фонда потребления и фонда накопления не формировались. Поиск возможностей наращивания объемов выполнения ремонтно-сервисных услуг сдерживался существующими ограничениями по
фонду оплаты труда. Увеличение объема вы- _
полняемых работ и услуг как по заказам АО- _
энерго, так и по заказам сторонних заказчиков в условиях централизованного лимитирования фонда оплаты труда не было обеспечено дополнительным фондом стимулирующих выплат. Лимитирование численности не позволя- _
ли принимать все потенциальные заказы. Отсутствие экономической заинтересованности филиалов в наращивании портфеля заказов
поиск возможностей было обусловлено так__же и тем, что ремонтно-
_наращивания объемов сервисные филиалы не
__участвовали в распреде-
_выполненияремонтно- лении прибыли, полу__ченной от оказания ус_сервисных услуг сдерживался луг сторонним заказчи-
__кам. В результате у ме-
существующими ограничениями неджмента отсутствовали стимулы для сниже-по фонду оплаты труда ния затрат и поиска но__вых заказчиков.
_ Недостатки в системе оплаты труда не способ_ ствовали снижению текучести кадров и повы-
_ шению качества работ и услуг. Менеджмент фи__лиала был лишен инструментов мотивации работников к интенсификации и повышению качества труда.
______ Экономический механизм финансирования ре-
монтно-сервисных филиалов препятствовал организации внутреннего хозрасчета филиалов.
_ Система государственного регулирования цен
_______на электрическую и тепловую энергию, базиру-
________ющаяся на затратном принципе установления
____ тарифов, не создавала заинтересованности АО-
энерго в прибыльной работе своих ремонтно-сервисных филиалов.
В ремонтном секторе практически отсутствовала реальная конкуренция, что способствовало росту затрат на ремонт, снижению качества ремонтов, увеличению простоев оборудования в ремонте. АО-энерго заинтересованы в максимальной загрузке прежде всего собственных ре_ монтных подразделений, т.к. многолетний опыт
филиалов в области ремонтно-сервисного об_ служивания, способствует повышению качества
_ и сокращению сроков проведения ремонтов.
Негативное воздействие указанных факторов в значительной степени обусловлено существующей вертикально-интегрированной структу-_ рой АО-энерго. Поэтому основным направлением преобразований энергоремонтного производства является его реструктуризация, направленная на образование независимых ре-монтно-сервисных компаний на базе соответ-_ ствующих филиалов АО-энерго и развитие
российское предпринимательство
конкурентных рыночных отношений в сфере энергоремонтов.
Важно отметить, что изменение статуса (преобразование из филиала АО-энерго в самостоятельное юридическое лицо) позволяет в полной мере задействовать противозатратный механизм и использовать ряд резервов повышения экономической эффективности деятельности ремонтно-сервисных компаний. Как было указано выше, достижение этих целей обеспечивается за счет создания рынка ремонтно-сервисных услуг.
Формирование субъектов данного рынка предусматривается путем учреждения на базе ремонт-но-сервисных филиалов 100% дочерних обществ АО-энерго или путем выделения в рамках реорганизации АО-энерго акционерных обществ, единственным активом которых являются акции учрежденной ремонтной компании. Анализ целевой структуры рынка ремонтно-сервисных услуг показывает, что с точки зрения потребителей ремонтно-сервисных услуг (энергокомпаний) структура рынка строится на основе многоорбитной модели. Это означает, что субъекты рынка могут иметь разную степень экономико-организационных связей с энергокомпаниями. В зависимости от тесноты связей с энергокомпанией субъекты рынка как бы находятся на различных орбитах, расстояние которых от центра (и номер орбиты) тем больше, чем выше их производственно-экономическая независимость по отношению к энергокомпании.
Под производственно-экономической независимостью подразумевается как степень хозяйственной самостоятельности, так и степень вовлеченности конкретного субъекта рынка в процесс ремонтно-сервис-ного обслуживания данной энергокомпании. На первой орбите находятся структурные подразделения генерирующих и сетевых компании, выполняющих ре-
менеджмент филиала был
лишен инструментов мотивации работников к интенсификации и повышению качества труда
монт хозспособом. Они не являются хозрасчетными и выполняют работы в соответствии с заданиями руководства энергокомпании при фиксированном (как правило) фонде оплаты труда.
На второй орбите находятся дочерние ре-монтно-сервисные компании, являющиеся юридическими лицами, но обязанные выполнять указания материнского предприятия ввиду его преобладающего участия в уставном капитале.
Третью орбиту занимают независимые ре-монтно-сервисные компании, образованные первоначально как дочерние компании АО-энерго (или выделенные в самостоятельные ремонтные компании при реструктуризации АО-энерго), акции которых приобрел сторонний покупатель.
К четвертой орбите относятся холдинговые компании, образованные путем интеграции ремонтно-сервисных компаний. И, наконец, на пятой орбите сгруппированы производители энергооборудования, инжиниринговые компании широкого профиля и другие участники данного рынка. Формирование многоорбитной модели рынка требует для каждого ремонтно-сервисного подразделения решения вопроса о целесообразной степени его производственно-экономической независимости.
При этом важно отметить, что вопрос о выборе того или иного варианта преобразования ре-монтно-сервисных подразделений АО-энерго не может проводиться на базе типовых процедур, опробованных, в частности на крупных предприятиях машиностроительного комплекса. Это обусловлено, во-первых, спецификой электроэнергетики как отрасли инфраструктуры. Качество, объемы и сроки выполнения работ по ремонтно-экс-плуатационному обслу-
вопрос о выборе того или иного варианта преобразования ремонтно-сервисных подразделений АО-энерго не может проводиться на базе типовых процедур _ российское предпринимательство
живанию непосредственно влияют на надежность работы всех энергопредприятий и, следовательно, на надежность процесса энергоснабжения на условия работы всего народного хозяйства и социально-бытовые условия жизни населения. Это требует более высокой степени
необходимо обеспечить учет
комплекса факторов,
влияющих как на интересы
энергокомпаний, так
и интересы самихремонтно-
сервисных компаний
управляемости ремонтно-сервисными компаниями в электроэнергетике по сравнению с аналогичными компаниями в других отраслях. Во-вторых, это связано с особенностями самих работ по ремонтно-эксплуатационному обслуживанию энергетических объектов, которые требуют наличия специализированного оборудования, технологий, специальной подготовки и квалификации персонала, а также проведения лицензирования в установленном порядке. Данное обстоятельство объективно ограничивает круг потенциальных подрядчиков, способных оказывать ремонтно-сервисные услуги энергокомпаниям.
Решение указанных важнейших проблем, возникающих в связи с запуском процесса формирования рынка ремонтно-сервисных услуг, в настоящее время не обеспечено необходимой научно-методической базой. Это требует проведения исследований, направленных на формирование методологии определения целесообразной степени производственно-экономической независимости субъектов рынка ремонтно-сервисных услуг. При этом необходимо обеспечить учет комплекса факторов, влияющих как на интересы энергокомпаний (качество, сроки и стоимость оказания ре-монтно-сервисных услуг), так и интересы самих ремонтно-сервисных компаний (рост рентабельности, расширение доли рынка, возможности привлечения инвестиций и др.).
а^