Научная статья на тему 'Анализ особенностей реструктуризации ремонтно-сервисных компаний в электроэнергетике'

Анализ особенностей реструктуризации ремонтно-сервисных компаний в электроэнергетике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Афанасьев В. Я., Зинаков В. В.

Составной частью реструктуризации РАО «ЕЭС России» являются преобразования в сфере энергоремонтного производства, необходимость которых обусловлена тем, что в рамках вертикально-интегрированных «АО-энерго» хозяйственный механизм и система управления энергоремонтной деятельностью были далеки от рыночных принципов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Анализ особенностей реструктуризации ремонтно-сервисных компаний в электроэнергетике»

"да будет свет!", -

сказал монтер...

анализ особенностей реструктуризации ремонтно-сервисных компаний

в электроэнергетике

Афанасьев В.Я.

докт. экон. наук,

профессор,

заведующий

кафедрой

"Управление

в нефтегазовом

комплексе"

Зинаков В.В.

аспирант Государственный университет управления

Составной частью реструктуризации РАО «ЕЭС России» являются преобразования в сфере энергоремонтного производства, необходимость которых обусловлена тем, что в рамках вертикально-интегрированных «АО-энерго» хозяйственный механизм и система управления энергоремонтной деятельностью были далеки от рыночных

принципов.

Проведенный анализ характерных особенностей экономического механизма ремонтно-сервисных филиалов АО-энерго показал, что:

1. Ремонтно-сервисные подразделения в составе АО-энерго имели статус филиалов и не обладали правами юридических лиц. Управление их производственно-экономической деятельностью осуществлялось по принципам командно-административной системы.

2. Покрытие издержек ремонтно-сервисных филиалов осуществлялось, исходя из утвержденной руководством АО-энерго сметы затрат, которая, в свою очередь, определялась в процессе установления тарифов для данного АО-энерго.

3. Формирование фондов потребления и накопления финансировалось централизованно за счет чистой прибыли АО-энерго.

4. Фонд оплаты труда (основная статья затрат ремонтно-сервисных филиалов) лимитировался показателями, принятыми при установлении тарифов.

5. Структура управления ремонтно-сервисных

российское

е предпринимательство

филиалов АО-энерго ...снижение издержек

содержала элементы и _

звенья, которые были в незначительной степени

заложены в типовые _

схемы управления, со- отражалось на условиях

здававшиеся в прошлые

периоды в условиях оплаты труда персонала

функционирования _

централизованной модели экономики. _

6. Существовавшая схема организации ремонт- _

но-сервисного обслуживания фактически _

представляла собой локальную (в масштабах _

каждого АО-энерго) монополию на оказание этих услуг собственными ремонтными подразделениями АО-энерго.

Указанные особенности хозяйственного меха- _

низма объективно обусловили воздействие ря- _

да факторов, препятствующих снижению затрат, повышению производительности труда и качества выполняемых работ, росту портфеля заказов.

Филиалы были слабо заинтересованы в росте _

эффективности своей производственно-финансовой деятельности. В основном это было _

потому, что снижение издержек в незначительной степени отражалось на условиях оплаты

труда персонала. Более того, экономия затрат _

приводила к последующему снижению плановой величины затрат на единицу работ и услуг и необходимости обеспечения производства с

меньшими издержками. При этом дополни- _

тельные средства фонда потребления и фонда накопления не формировались. Поиск возможностей наращивания объемов выполнения ремонтно-сервисных услуг сдерживался существующими ограничениями по

фонду оплаты труда. Увеличение объема вы- _

полняемых работ и услуг как по заказам АО- _

энерго, так и по заказам сторонних заказчиков в условиях централизованного лимитирования фонда оплаты труда не было обеспечено дополнительным фондом стимулирующих выплат. Лимитирование численности не позволя- _

ли принимать все потенциальные заказы. Отсутствие экономической заинтересованности филиалов в наращивании портфеля заказов

поиск возможностей было обусловлено так__же и тем, что ремонтно-

_наращивания объемов сервисные филиалы не

__участвовали в распреде-

_выполненияремонтно- лении прибыли, полу__ченной от оказания ус_сервисных услуг сдерживался луг сторонним заказчи-

__кам. В результате у ме-

существующими ограничениями неджмента отсутствовали стимулы для сниже-по фонду оплаты труда ния затрат и поиска но__вых заказчиков.

_ Недостатки в системе оплаты труда не способ_ ствовали снижению текучести кадров и повы-

_ шению качества работ и услуг. Менеджмент фи__лиала был лишен инструментов мотивации работников к интенсификации и повышению качества труда.

______ Экономический механизм финансирования ре-

монтно-сервисных филиалов препятствовал организации внутреннего хозрасчета филиалов.

_ Система государственного регулирования цен

_______на электрическую и тепловую энергию, базиру-

________ющаяся на затратном принципе установления

____ тарифов, не создавала заинтересованности АО-

энерго в прибыльной работе своих ремонтно-сервисных филиалов.

В ремонтном секторе практически отсутствовала реальная конкуренция, что способствовало росту затрат на ремонт, снижению качества ремонтов, увеличению простоев оборудования в ремонте. АО-энерго заинтересованы в максимальной загрузке прежде всего собственных ре_ монтных подразделений, т.к. многолетний опыт

филиалов в области ремонтно-сервисного об_ служивания, способствует повышению качества

_ и сокращению сроков проведения ремонтов.

Негативное воздействие указанных факторов в значительной степени обусловлено существующей вертикально-интегрированной структу-_ рой АО-энерго. Поэтому основным направлением преобразований энергоремонтного производства является его реструктуризация, направленная на образование независимых ре-монтно-сервисных компаний на базе соответ-_ ствующих филиалов АО-энерго и развитие

российское предпринимательство

конкурентных рыночных отношений в сфере энергоремонтов.

Важно отметить, что изменение статуса (преобразование из филиала АО-энерго в самостоятельное юридическое лицо) позволяет в полной мере задействовать противозатратный механизм и использовать ряд резервов повышения экономической эффективности деятельности ремонтно-сервисных компаний. Как было указано выше, достижение этих целей обеспечивается за счет создания рынка ремонтно-сервисных услуг.

Формирование субъектов данного рынка предусматривается путем учреждения на базе ремонт-но-сервисных филиалов 100% дочерних обществ АО-энерго или путем выделения в рамках реорганизации АО-энерго акционерных обществ, единственным активом которых являются акции учрежденной ремонтной компании. Анализ целевой структуры рынка ремонтно-сервисных услуг показывает, что с точки зрения потребителей ремонтно-сервисных услуг (энергокомпаний) структура рынка строится на основе многоорбитной модели. Это означает, что субъекты рынка могут иметь разную степень экономико-организационных связей с энергокомпаниями. В зависимости от тесноты связей с энергокомпанией субъекты рынка как бы находятся на различных орбитах, расстояние которых от центра (и номер орбиты) тем больше, чем выше их производственно-экономическая независимость по отношению к энергокомпании.

Под производственно-экономической независимостью подразумевается как степень хозяйственной самостоятельности, так и степень вовлеченности конкретного субъекта рынка в процесс ремонтно-сервис-ного обслуживания данной энергокомпании. На первой орбите находятся структурные подразделения генерирующих и сетевых компании, выполняющих ре-

менеджмент филиала был

лишен инструментов мотивации работников к интенсификации и повышению качества труда

монт хозспособом. Они не являются хозрасчетными и выполняют работы в соответствии с заданиями руководства энергокомпании при фиксированном (как правило) фонде оплаты труда.

На второй орбите находятся дочерние ре-монтно-сервисные компании, являющиеся юридическими лицами, но обязанные выполнять указания материнского предприятия ввиду его преобладающего участия в уставном капитале.

Третью орбиту занимают независимые ре-монтно-сервисные компании, образованные первоначально как дочерние компании АО-энерго (или выделенные в самостоятельные ремонтные компании при реструктуризации АО-энерго), акции которых приобрел сторонний покупатель.

К четвертой орбите относятся холдинговые компании, образованные путем интеграции ремонтно-сервисных компаний. И, наконец, на пятой орбите сгруппированы производители энергооборудования, инжиниринговые компании широкого профиля и другие участники данного рынка. Формирование многоорбитной модели рынка требует для каждого ремонтно-сервисного подразделения решения вопроса о целесообразной степени его производственно-экономической независимости.

При этом важно отметить, что вопрос о выборе того или иного варианта преобразования ре-монтно-сервисных подразделений АО-энерго не может проводиться на базе типовых процедур, опробованных, в частности на крупных предприятиях машиностроительного комплекса. Это обусловлено, во-первых, спецификой электроэнергетики как отрасли инфраструктуры. Качество, объемы и сроки выполнения работ по ремонтно-экс-плуатационному обслу-

вопрос о выборе того или иного варианта преобразования ремонтно-сервисных подразделений АО-энерго не может проводиться на базе типовых процедур _ российское предпринимательство

живанию непосредственно влияют на надежность работы всех энергопредприятий и, следовательно, на надежность процесса энергоснабжения на условия работы всего народного хозяйства и социально-бытовые условия жизни населения. Это требует более высокой степени

необходимо обеспечить учет

комплекса факторов,

влияющих как на интересы

энергокомпаний, так

и интересы самихремонтно-

сервисных компаний

управляемости ремонтно-сервисными компаниями в электроэнергетике по сравнению с аналогичными компаниями в других отраслях. Во-вторых, это связано с особенностями самих работ по ремонтно-эксплуатационному обслуживанию энергетических объектов, которые требуют наличия специализированного оборудования, технологий, специальной подготовки и квалификации персонала, а также проведения лицензирования в установленном порядке. Данное обстоятельство объективно ограничивает круг потенциальных подрядчиков, способных оказывать ремонтно-сервисные услуги энергокомпаниям.

Решение указанных важнейших проблем, возникающих в связи с запуском процесса формирования рынка ремонтно-сервисных услуг, в настоящее время не обеспечено необходимой научно-методической базой. Это требует проведения исследований, направленных на формирование методологии определения целесообразной степени производственно-экономической независимости субъектов рынка ремонтно-сервисных услуг. При этом необходимо обеспечить учет комплекса факторов, влияющих как на интересы энергокомпаний (качество, сроки и стоимость оказания ре-монтно-сервисных услуг), так и интересы самих ремонтно-сервисных компаний (рост рентабельности, расширение доли рынка, возможности привлечения инвестиций и др.).

а^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.